8 цех в каспийском море история

Зловещий восьмой: «Дагдизель»

В далёком тысяча девятьсот тридцать девятом году восьмой цех был введён в эксплуатацию, но уже в конце шестидесятых им перестали пользоваться. Начиная с шестьдесят шестого года (если быть точным) прошлого столетия, бетонная глыба медленно, но верно разрушается от, вполне себе, ласковых прикосновений волн Каспия.

8 цех в каспийском море история

Инициатором данного строительства (в далёком тридцать четвёртом) выступил сам Орджоникидзе. Как только сооружение было введено в эксплуатацию, его деятельность тут же засекретили. Закономерно может возникнуть вопрос: для чего цех построили непосредственно в воде? Всё просто: продукция, которую цех выпускал, тут же испытывалась. Это были мины и торпеды, столь нужные и важные для молодого советского государства.

8 цех в каспийском море история

Стоит сказать, что восьмой цех завода «Дагдизель» имеет не только надводную часть, но ещё и подводную, точнее сказать: подземную. Её называли «Массивом», что вполне закономерно, ведь площадь котлована, специально вырытого для этого помещения равна пятистам тридцати тысячам кубометров. Общая же площадь восьмого цеха составляет примерно пять тысяч квадратных метров. Впечатляет и толщина стен, в большинстве своём она составляет порядка полутора метров. Вышка, что видна издалека, возвышается над уровнем моря на целых сорок два метра.

8 цех в каспийском море история

В старые времена, когда тут кипели работы, цех обслуживали не только огромное количество сотрудников, но и два специально построенных мола, соединённых между собой пристанью. Тут же поблизости находился судоремонтный цех. О рабочих государство заботилось по настоящему, совсем не то, что теперь. В восьмом цехе имелись не только столовка и комнаты для комфортабельного проживания персонала, но ещё и спортивный зал (тут можно было не просто позаниматься с гирями, но и поиграть в баскетбол или волейбол), а также библиотека. Полы в восьмом цехе были покрыты паркетом (!), данный факт официально задокументирован. Из-за того, что Каспий частиком бывал и бывает неспокоен, рабочие нередко после окончания смены не могли покинуть цех, именно на эти случаи и были придуманы все удобства. Сама конструкция цеха высотой примерно с девятиэтажную, так вот, чтобы персонал не особо утомлялся, внутри размещался лифт.

8 цех в каспийском море история

Год девятьсот сорок второй ознаменовался наступлением немецких войск по всем фронтам. Как только линия фронта стала подходить к Каспию, было принято решение производство торпед перенести в Казахстан, а восьмой цех временно заморозить.

Как только над Рейхстагом взметнулся красный флаг Победы, завод «Дагдизель», в остове которого находился восьмой цех, заработал на полную мощность. Существует один очень интересный факт: на территории поверженной Германии во время войны точно также, как и в СССР производились торпеды и мины и немецкий завод по их производству очень сильно (визуально) напоминал наш восьмой цех завода «Дагдизель».

Можно сказать, что эти два цеха были словно близнецы-братья. Правда, не стоит верить в случайное сходство. В то время разведка обеих стран работала более чем хорошо. Не удивительно, что ровно через пять лет после того, как наш восьмой цех был построен, точно также же цех появился в Германии.

8 цех в каспийском море история

В пользу того, что немецкая разведка прекрасно поработала, говорит следующий факт. Во время войны, когда немцы буквально изо всех сил рвались к бакинской нефти, на Кавказ и в Махачкалу, они были остановлены у ворот Грозного. У них была возможность наносить авиаудары на жилые города и посёлки, однако, их внимание было приковано именно к восьмому цеху, который бомбился нещадно.

Но и сегодня о славном прошлом мы помним, сам цех, по прежнему стоящий в воде, словно грозный страж, не даёт нам возможности всё забыть. Некоторые данное строение называют российским фортом «Боярд». Возможно, когда-то его демонтируют, а быть может, время и ласковые волны сделают свою работу, ещё каких-нибудь сто лет и ничего о восьмом цехе наших потомкам уже не напомнит.

Источник

Каспийский форт Боярд: тайна, которой не было

8 цех в каспийском море история

Фото: Сабир Абдурахманов

«Дагестанский форт Боярд» — называют местные жители это загадочное сооружение, одиноко стоящее прямо в Каспийском море. «Закрытый» восьмой цех завода «Дагдизель» в Каспийске давно перестал работать по назначению — уже много лет он заброшен и никем не охраняется, но стал только более таинственным и притягательным.

С берега кажется, что добраться к нему можно чуть ли не вплавь, но расстояние по прямой — 2,7 километра. Предприимчивые ребята за тысячу рублей и 20 минут в хорошую погоду домчат вас на катере с одного из пляжей города до места. Не забудьте прихватить сменную одежду: Каспий непредсказуем и не всегда удается вернуться на берег сухим.

Экскурсии и одинокие любители приключений плавают к цеху давно — несмотря на тянущуюся за ним славу секретного объекта. С одной из сторон здания кто-то даже прикрепил канат: нужен только штиль на море, чтобы причалить поближе, и ловкость — и можно увидеть цех изнутри, распугав облюбовавших его чаек и бакланов. На заводе «Дагдизель» о визитах в заброшенный цех знают, не то что бы поощряют, но относятся к ним спокойно, только говорят, что забираться внутрь — опасно, здание ветхое.

Дом для пристрельщиков торпед

— Было несколько вариантов, где разместить станцию, — в Баку или Каспийске. Серго Орджоникидзе (народный комиссар тяжелой промышленности СССР. — Ред.) на совещании у Сталина предложил строить здесь. Место стратегически важное: не так близко к границе Союза, как Баку, ближе ко всем коммуникациям и в незамерзающей части Каспия. По глубинам, по гидрологии тогда это были самые подходящие условия, — рассказывает заместитель директора по техническим вопросам завода «Дагдизель» Михаил Халимбеков. На предприятии он работает уже более 50 лет — и был в числе тех, кто сжигал архив завода в потерявшем свою стратегическую важность цехе.

Сооружать станцию начали на берегу — в специально вырытом котловане изготовили железобетонное основание будущего цеха, а затем отбуксировали его в акваторию.

— В море отсыпали камни, сделав «подушку» высотой шесть метров. Еще больше шести метров была высота подводной части цеха, которую установили на эту «подушку». Она немного выглядывала из воды — и уже на ней возвели наружную часть сооружения.

Восьмой цех заработал в 1937 году. Его общая площадь — больше пяти тысяч квадратных метров. Высота вместе с вышкой — почти 42 метра. Толщина подводных стен — полтора метра. Толщина стекол в окнах — семь миллиметров. Цех был оборудован лифтом, кинотеатром, столовой, общежитием, библиотекой. Одновременно на станции могли находиться до 60 человек.

8 цех в каспийском море история

Фото: Сабир Абдурахманов

— Когда начинались шторма, связь с берегом прекращалась. Как-то люди жили там безвылазно два месяца, — рассказывает ветеран завода. — Цех был оборудован всем необходимым, была своя, автономная электростанция. С берега по дну моря шел кабель, подававший электроэнергию. От конца южного мола до цеха расстояние 2,2 километра — это самый длинный морской кабель, который был в акватории порта.

— ЧП за всю историю случилось только однажды: в 1954 году во время испытаний торпеда вылетела на каспийский пляж. Никто тогда, к счастью, не пострадал, — рассказывает Халимбеков.

«Немцы хотели захватить цех целым»

Во время Великой Отечественной войны завод работал в три смены — производство торпед резко возросло. Людей на «Дагдизеле» не хватало, брали буквально «с улицы» любого, кто мог стоять у станка. Сооружали тройные подставки — чтобы до станка доставали дети. Помимо торпед завод делал мины, пистолеты-пулеметы Шпагина, минометы.

В 1943 году «Дагдизель» эвакуировали подальше от фронта — в Алма-Ату. Работники переехали вместе с заводом — и дагестанское предприятие так и продолжало работать в Казахстане буквально до конца существования Советского Союза. А на каспийский «Дагдизель» эвакуировали завод из украинского Токмака, и здесь начали выпускать другие торпеды — авиационные.

До Дагестана немцы не дошли, но, по некоторым данным, все же пытались разбомбить восьмой цех.

8 цех в каспийском море история

Фото: Сабир Абдурахманов

— Тамарой этот цех окрестили приезжавшие сюда ленинградцы из НИИ «Гидроприбор», — объясняет Халимбеков. — Они назвали пристрелочную станцию замком царицы Тамары за внешнюю схожесть с крепостью.

Несостоявшееся казино

Роковую роль в судьбе восьмого цеха сыграл технический прогресс. В конце 50-х торпеды стали глубоководными, а достаточной глубины для их испытания в районе «Тамары» не было.

— Там было всего 13 метров до дна моря, а нужны были глубины от 200 до 500 метров. На Каспии такие есть только напротив Дербента. Переносить цех туда, имея на Черном море хороший полигон, смысла не было. «Пристрелку» перенесли на Черное море, а наш цех оказался брошенным, — рассказывает Халимбеков.

8 цех в каспийском море история

Фото: Сабир Абдурахманов

Бесперебойно цех проработал на испытании торпед только 20 с лишним лет: с 1938 по 1959 годы. Потом торпеды испытывались время от времени — серийно, а в 1966 году работа прекратилась вовсе. Еще 10 лет цех пустовал под охраной и в 1976 году окончательно закрылся.

— В 76-м я был одним из последних, кто покидал цех, снимая охрану. Это было 29 декабря, — вспоминает Халимбеков. — Мы уничтожили архив и пиротехнику, которая там находилась. Цех перестал охраняться, но по-прежнему принадлежит заводу. Сейчас он в плачевном состоянии. После подъема Каспия (1978−1995 гг. — Ред.) волны со льдом разбили его основание. А экранопланщики расстреливали его из пушки — пристреливались. Вышка с правой стороны подбита боевым снарядом и чуть-чуть наклонена.

По цеху стреляли в конце 80-х, когда военные моряки испытывали экраноплан — секретную тогда разработку, морское судно, способное лететь над поверхностью земли и моря. Боевые снаряды, выпущенные с экраноплана-ракетоносца, подбили в передней части цеха порты для стрельбы, до этого закрытые бревнами лиственницы так, что вода не попадала в цех даже при штормах. После обстрела вода стала проникать внутрь, и здание начало интенсивно разрушаться. А от взрывов начался пожар, за несколько суток уничтоживший все внутри цеха.

Источник

8 цех в каспийском море историяdimka_jd

ЖЖ Димки

Познавательно-развлекательный журнал. Девушки любят, мужики одобряют.

8 цех в каспийском море история

До развала СССР этот объект считался секретным, его запрещено было не только фотографировать, но желательно и не смотреть в его сторону. Объект под названием цех №8 машиностроительного завода Дагдизель строили по инициативе Серго Орджоникидзе, министра тяжелой промышленности, прямо в Каспийском море, четере года. Уже в 1938 году цех начал работу и назывался по документам «Испытательная и сборочная станция для сверхмощных изделий», где проводилась доработка и испытание торпед.

Пишут, что что строительство этого монстра было не простым, сначала на берегу был вырыт котлован, в нем построили основание цеха, после чего котлован соединили с морем и в полупритопленном состоянии основание отбуксировали к месту установки, где дозатопили и продолжили строительство. Общая площадь объекта — 5000 квадратных метров, объем — 26000 кубических метров. Толщина стен — 1,5 м. Ещё в восьмом цехе была предусмотрена наблюдательная вышка, находившаяся на высоте 42 м над уровнем моря. Попасть на смотровую вышку можно было на лифте.

Recent Posts from This Journal

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин отметил опыт космической компании Илона Маска и считает, что SpaceX наработали достаточный опыт, чтобы и…

Источник

Завод Дагдизель и 8 цех

Когда мы пытаемся найти информацию по запросу «Дагдизель 8 цех», нам часто выпадает информация о том, что это завод. Но это всего один из испытательных цехов самого завода. Давайте попробуем разобраться.

8 цех в каспийском море история

История

8 цех в каспийском море история

Строительство восьмого цеха происходило в 1934—1938 годах. Располагался он непосредственно в море. В этом цеху собирали и испытывали сверхмощные изделия (торпеды и прочее оружие).

Изначально, Дагдизель имел название «Завод 182» и был расположен неподалеку от Махачкалы в городе Каспийск. Сам цех, о котором мы говорим, построен почти в трех километрах от береговой линии.

8 цех в каспийском море история

Строительство

Основой для станции на дне Каспийского моря служит бутовый камень. Это камни произвольных форм, диаметр которых не больше 0,5 метра, а вес 50 кг.

На это основание, была установлена заранее изготовленная «коробка» из железобетона. На этом основании и была построена основная, надводная часть здания.

8 цех в каспийском море история

Толщина стен 8-го цеха 1500 мм

Благодаря отчетам известно, что завершить строительство планировали на год раньше.

Наблюдательная вышка, расположенная на уровне 42 метра над уровнем моря имела лифт. Здание было построено по совести. На его территории в 5000 м² был хорошо оборудованный спорт зал, столовая, комнаты для обслуживающего персонала и даже библиотека.

8 цех в каспийском море история

Вторая мировая война

Несмотря на свою засекреченность, испытательный цех подвергался бомбардировкам со стороны немцев. Это означает лишь то, что они знали о его существовании. Мало того, в Германии была построена практически идентичная станция. Разница в строительстве составляет 5 лет. Можно предположить, что идею и архитектуру они подсмотрели у наших инженеров.

8 цех в каспийском море история

Конец эксплуатации

В 1966 году, восьмой цех завода Дагдизель прекратил свою эксплуатацию, поскольку было невозможно производить испытание новых торпед. Новому оружию нужны были большие глубины.

Источник

8 цех в каспийском море историяmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

8 цех в каспийском море история

Вся подводная часть гигантского павильона, получившая название «Массив», строилась на побережье в котловане емкостью пятьсот тридцать тысяч кубометров, вырытом с помощью земснарядов, (а порой вручную).

8 цех в каспийском море история

Первые упоминания о «павильоне» (так это здание именовалось в официальной переписке) в архивных документах относятся к январю 1934 года. Начальник Специального проектного бюро при Двигательстрое Можуго в письме начальнику строительства Н.А.Фетисову и секретарю парткома З.Г.Феодаеву детально, с точностью до одного дня сообщает сроки возведения фундамента будущего здания или, как его называли, «массива-гиганта», и вывода его в море.

Как гениально совершенна была конструкция самого здания, так же гениально прост был план его строительства: предлагалось на берегу моря вырыть огромный котлован, уплотнить его дно грунтощебенистой подсыпкой и уложить по ней брусчатый настил. Установить изготовленную заранее опалубку и забетонировать «массив». Выдержав 28 дней в опалубке, вывести его в море. К этому времени в определенной морской точке уже должно быть подготовлено основание каменной наброски для установки на нем «массива-гиганта». После установки и подводного бетонирования осень-зиму 1934 года и весну 1935 года отвести для естественной усадки сооружения. Затем в течение трех месяцев к августу возвести надводную часть.

В ходе строительства завода «Дагдизель» было осуществлено предусмотренное проектом сооружение испытательной станции в море для испытания будущих изделий предприятия. Строительство этого уникального и единственного в нашей стране сооружения началось в июне 1934 года и завершилось в 1936 году. Станция площадью более 5 тысяч кв. метров с наблюдательной вышкой высотой 42 метра была воздвигнута в море на расстоянии 2,7 км от берега.

8 цех в каспийском море история

Вся подводная часть гигантского павильона, получившая название «Массив», строилась на побережье в котловане емкостью 530000 кубометров, вырытом с помощью земснарядов.

8 цех в каспийском море история

На дне котлована был построен огромный железобетонный «ящик» высотой 14 метров, после чего искусственная перемычка, отделявшая котлован от моря, была разрушена, и всплывший «ящик» отбуксировали на место строительства станции в феврале 1935 года. Там «ящик» наполнили водой и «посадили» на заранее подготовленную площадку из бутового камня. Дальше строительство станции велось обычным способом с доставкой людей и материалов морскими судами. В отчете о состоянии строительства на 10 октября 1936 года отмечалось: «Выведен и установлен на море, на подготовленное основание железобетонный массив-гигант, на котором будет построено основное здание. Строительные работы и монтаж оборудования будут закончены в 1937 году».

8 цех в каспийском море история

В январе 1937 года строящийся цех «А» был переименован в цех № 8. Чертежи планировки надводной части здания восьмого цеха были разработаны главным инженером А. Дезорцевым, начальником проекта Г. Ахтенштейном, старшим инженером М. Матевосяном и проектировщиком П. Парфеновым. Этот цех был сдан в эксплуатацию в 1939 году. В инвентарной карточке значилось: здание площадью 5189 кв. м, общим объемом 26000 куб. м установлено на железобетонном фундаменте, стены кирпичные, перекрытия железобетонные, полы паркетные.

8 цех в каспийском море история

Функционировал лифт, который поднимал на смотровую вышку, находящуюся на девятом этаже. Так как погода на Каспии чаще неспокойная и испытатели из-за шторма могли задержаться на длительное время, для них в правом крыле цеха на верхних этажах были столовая, гостиница и даже библиотеке. А в середине подвального помещения в большом спортивном зале рабочие играли в баскетбол и волейбол. Для осуществления связи с восьмым цехом и его обслуживанием на берегу были сооружены северный и южный молы порта, пристань и судоремонтный цех. Строительство всех гидротехнических сооружений велось под руководством опытных специалистов П. И. Климова и М. Я. Соколова.

Подводными работами при сооружении станции руководил Н. А. Балабайченко. В 1942 году в связи с эвакуацией завода в Казахстан эксплуатация цеха прекратилась, после войны восстановилась и была окончательно прекращена в начале 1960-х в связи с выпуском новых торпед, требующих больших глубин для испытаний.

8 цех в каспийском море история

Помимо строительства морского цеха, перед Двигательстроем стояли и другие гидро-технические задачи: сооружение юго-восточного мола и причала для водного транспорта, который будет эксплуатироваться с момента вывода «массива» в море.

Однако жизнь ставила свои преграды, и столь тщательно продуманный план рухнул в первые же дни. Прежде всего затянулось рытье котлована. Иначе и быть не могло, если на 25 марта 1934 г. там работало всего 35 человек, трактор «Коммунар» да пара лошадей.

В дальнейшем этому строительному участку было уделено большое внимание, и численность рабочих здесь стала самой большой на Двигательстрое. Уже через 4 месяца здесь работало около ста плотников, 46 чернорабочих, 36 пильщиков 2 моториста, слесарь-водопровод.

9 апреля 1935 года в предмайском обращении к коллективу администрация по поручению производственной конференции призвала закончить рытье котлована к 1 июня, вынуть 140 тыс. кубометров земли. С 12 апреля был объявлен ударный штурм. Ежесуточную выемку земли с 500 кубометров довели до 3000. Каждый рабочий и служащий должен был в течение апреля отработать не менее 30 часов сверхурочного времени в котловане.

8 цех в каспийском море история

Уже 20 ноября 1935 г. секретарь парткома Феодаев сообщает в Северо-Кавказский краевой комитет ВКП(б): «Сооружение массива окончено. Остались штукатурные работы внутри массива, которые по намеченному плану должны быть окончены к 5-10 декабря. Вывод массива в море к его месту назначения в данное время за неподготовленностью «постели» и неокончания морских работ задерживается».

Что же такое «постель и основание каменной наброски? Почему эти работы выбились из графика и затянули строительство.
Дело в том, что глубина моря в месте возведения цеха достигала 12 метров. Нужна была каменная наброска, на которую и собирались водрузить массив. Но, если камни бросать непосредственно на дно, подводные течения будут вымывать из-под них песок, лишая тем самым здание устойчивости. Поэтому предполагалось за 10-15 дней до вывода массива в море в условленном месте начать дноуглубительные работы.

Обследование дна бурением заставило строителей предусмотреть его углубление до 19 метров от ординара. Объем работ предположительно определили в 530 тысяч кубометров выемки песчаного фунта. Для их выполнения были арендованы земснаряды «Степан Разин», находящиеся в ведении Южно-Каспийской базы в Баку, и «Волго-Каспий N 6″ из Астрахани. Но ни один земснаряд не мог работать на больших глубинах, поэтому «Волго-Каспий» пришлось переоборудовать. Кроме выемки котлована, земснарядам предстояло провести и другие дноуглубительные работы, в том числе прорыть подводный канал, чтобы в свое время по нему через мелководье вывести в море массив.

8 цех в каспийском море история

К моменту окончания строительства массива-гиганта работы в море были выполнены только на 30 процентов. Оставалось произвести тщательное равнение «постели» укладкой 3000 кубометров камня. Вот что пишет об этом инженер Двигательстроя и автор проекта А.С.Дезорцев в Дагобком Н.Самурскому: «Железобетонный понтон, подлежащий выводу полностью закончен. Канал тоже прорыт на всем протяжении. Не закончено разравнивание водолазами каменной «постели» в море, на которую должно быть поставлено сооружение после его вывода. Еще полтора месяца назад водолазных работ оставалось на 10 рабочих дней. Учет метеорологических условий позволял предположить, что в течение одного-двух месяцев мы будем иметь 10-12 штилевых дней, которые используем для окончания «постели», и в конце ноября сможем вывести массив-гигант в море.

Штилевые дни действительно были и работа была бы закончена, ели бы не одно обстоятельство, которое я не учел и которое делает нереальным мои планы. Дело в том, что в штилевые дни, чередующиеся со штормовыми, возможен выход водолазного флота в море и спуск водолазов под воду, но их работа совершенно исключается, так как в этих слоях воды происходит такое помутнение, что водолаз не может ориентироваться и выполнять работу.

8 цех в каспийском море история

Только в сентябре 1936 года массив был выведен и установлен в море на железобетонное основание. Теперь предстояло возведение на нем основного здания. Но еще не существующий цех «А5″ уже переименовали в цех N 8. Проектировали надводную часть уникального сооружения управление строительства механического завода N 182 и Юго-восточное Ростовское отделение Промстройпроекта НКТП СССР. На чертежах — подписи главного инженера А.СДезорцева, начальника проекта двадцатипятилетнего Г.И. Ахенштейна, старшего инженера Матевосяна, проектировщика и чертежника П.П.Парфенова.

В 1939 году цех был сдан в эксплуатацию. В инвентарной карточке значится: «Здание площадью 5185 кв. м, общим объемом 26000 куб. м. установлено на железобетонном фундаменте, стены кирпичные, крыша рубероидная, перекрытия железобетонные, полы паркетные».
Самая верхняя из четырех смотровых площадок возвышается над уровнем моря на 41,7 метра.

8 цех в каспийском море история

Из намеченных работ по строительству порта были сделаны только молы, волнорез и под бухту облагорожен котлован, в котором строили массив-гигант. К этим работам больше не возвращались и пользовались только теми причалами, которые были построены для катеров и барж, возивших строителей и стройматериалы в морской цех.

К сожалению, цех прослужил заводу недолго. И не от того, что был плохо построен. Поменялись требования к проводимой в цехе работе, и в апреле 1966 года это грандиозное сооружение было списано с заводского баланса.

Вот уже 60 лет стойко сопротивляется стихии это уникальное здание — памятник трудовому подвигу первостроителей-двигательстроевцев.
Что его ждет? Найдется ли ему хозяин?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *