7 навыков высокоэффективности людей

Обзор «7 навыков высокоэффективных людей», Стивен Кови

7 навыков высокоэффективности людей

Книга написана довольно запутанным языком, и в том её недостаток. Вот, что мне удалось распутать:

Для чего в конечном итоге навыки?

1. Для того, чтобы перестать быть зависимым
от кого-то и вместо этого научиться быть самодостаточным и независимым, после чего выйти на еще более высокий уровень: стать со-зависимым с другими членами общества, то есть научиться работать в команде, ведь только так можно добиться по-настоящему стоящих целей.

Для того, чтобы научиться работать в команде, нужно также понять, что у разных людей разные взгляды на одно и то же. Нужно уметь взглянуть на явление чужими глазами. Нужно уметь сменить и свою и чужую парадигму мышления, выйти на новый уровень мышления когда старая уже не годится, вместо того, чтобы просто упрямствовать и упорствовать на своей точке зрения и остаться на месте.

2. Настроить баланс между получением ресурса и питанием источника этого ресурса

Вкладываться в источники своих ресурсов (бизнес, собственный организм, семья, автомобиль), а не только выжимать из них результаты. Наладить баланс в этом.

Что же это за навыки?

Для достижения независимости:

1. Будьте проактивны (не плывите по течению)

Вот как мыслит реактивный: Я не буду действовать, пока определенные внешние факторы не изменятся. Я не могу работать в таких условиях. Что бы я хотел чтобы изменилось, чтобы я начал действовать?

Вот как мыслит проактивный человек: Что я могу сделать в данных условиях, на что я могу повлиять? Как мне повлиять на ситуацию? Если принять, что ничего никогда не изменится, но могу измениться я, то как именно я должен измениться для пользы дела? Какими навыками мне следует овладеть, что мне следует изучить, как мне следует действовать?

Ждать, как система должна измениться чтобы стать для вас удобной или думать, что вы можете сделать чтобы система изменилась так, чтобы стать вам удобной. Всякий раз, когда мы думаем, что проблема «где-то там», сама эта мысль и является проблемой. Мы позволяем тому, что вне нас – «где-то там» – управлять нами. Это – парадигма изменения, согласно которой мы сможем измениться только после того, как изменится то, что вне нас.

Проактивный подход к ошибке заключается в ее быстром признании, исправлении и извлечении необходимого урока. Однако если ошибку не признать, не исправить и не извлечь из нее урока, то она станет ошибкой уже другого порядка. В этом случае человек обычно встает на путь самообмана и самооправдания, логически обосновывая случившееся для самого себя и для других. Это укрывательство – вторая ошибка, которая, усиливая первую, придает ей непропорционально большой вес и наносит огромный ущерб личности.

Если же вы решите заполнить свою команду исключительно проактивными людьми, то об этом написана вот эта книга:

2. Начинайте, представляя конечную цель

Если вы не знаете, куда вы идете, то скорее всего, не попадёте туда (с) Форест Гамп

То есть жить не как бабочка-однодневка, а как ракета с наведением на цель, или как пузырик воздуха под толщей воды, который, огибая все препятствия, стремится на поверхность.

Также, предлагается визуализировать этапы выполнения каждого шага на пути к цели.

Например: Прижизненный эпикриз

Процедура проста – если организация оказывается на пороге важного решения, но еще не берет на себя обязательство его исполнить, посвященных в план следует созвать на совещание и объявить им: «Представьте, что вы попали в будущее. Мы внедрили план в существующем виде. Последствия оказались катастрофическими. Просим вас за 5–10 минут вкратце изложить историю катастрофы – как все произошло». У прижизненного эпикриза есть два крупных достоинства: он позволяет отойти от шаблонного группового мышления, поражающего многие команды, как только те сообща приходят к решению, и подталкивает к размышлениям в указанном направлении.

Например: Психологическая антихрукпость

Третий пример, название которого и его источник мне не известны.

Представьте, что прошло пять лет, и вы находитесь на том же месте, что и сейчас: ничего хорошего не произошло, ничего не изменилось. Единственное изменение в том, что вы постарели на пять лет. Вы никак не улучшили свои жилищные условия, вы никак не улучшили свое положение и доходы. Как можно сильнее ощутите боль от этого. А теперь откройте глаза и подумайте, что можно сделать, чтобы этого не произошло. Эта боль придаст вам сил и мотивации.

Это было бы простительно, если бы Стивен Кови упомянул негативную визуализацию, и сказал, почему он не рекомендует к ней прибегать. Это была бы какая-то позиция автора по этому вопросу. Но он просто забыл о ней.

3. Сначала делайте то, что необходимо сделать сначала

7 навыков высокоэффективности людей

В конце главы следует описание делегирования. Чем делегирование исполнения отличается от делегирования руководства.

Эмоциональный банковский счет

В общении между людьми есть некий бассейн доверия (эмоциональный банковский счет), и когда он полон, вам простительно многое. А когда он пуст, то вы должны быть в большом напряжении, повсюду ожидая подлянки. Чтобы эта величина была большой, нужно вести себя порядочно и искренне. Нельзя сплетничать злословить про тех, кого нет в непосредственной близости, т.к. ваш собеседник решит, что точно так же вы злословите и про него, когда его нет рядом. Нельзя сплетничать и выдавать чужие секреты, т.к. ваш собеседник решит, что точно так же вы выдаете и его секреты. Всё это подрывает ваши отношения с людьми. Искренние извинения повышают эмоциональный банковский счет, а вот неискренние извинения всегда видно, и они этот счет снижают.

Вот этот человек придерживается противоположного мнения. Он считает, что люди ведут себя так как нужно только если их жестко контролировать: «Жесткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат», Дэнниэл Кеннеди

Далее навыки для достижения созависимости:

4. Думайте в духе «выиграл / выиграл (или не стал связываться)»

Тут речь идет о том, что при взаимодействии нужно стремиться, чтобы обе стороны получили выгоду (а не так, чтобы один выиграл, а другой проиграл). То есть, если вы все время выигрываете за счет других, то во-первых, вы рано или поздно обретете скверную репутацию, во-вторых, вы будете поддерживать в обществе парадигму «выиграл / проиграл», и поэтому все остальные люди тоже всё время будут стараться сделать так, чтобы вы проиграли.

Спору нет, конечно же так и надо делать, если есть такая возможность.
«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

Всё это начинается еще с системы образования, где детей оценивают в сравнении с другими учениками (ваш ребенок находится в числе 25% отстающих класса!), а не в сравнении с потенциалом самого ребенка.

Тем не менее, есть и другие взгляды на этот аспект:

Тут автор считает, что руководителю почти всегда приходится выбирать меньшее из зол, а такой роскоши как выбрать то, что всем участникам обернется добром, в жизни руководителя практически не бывает при всем желании:
«Вы или Вас. Профессиональная эксплуатация подчиненных», Александр Фридман

Речь о том, что нужно стремиться разобраться в ситуации, а также в мотивах людей, в их потребностях. Постараться взглянуть их глазами. И только после этого действовать. Что поспешные выводы часто бывают хуже бездействия.

А вот этот автор считает, что своих сотрудников не надо слушать (иначе такого наслушаетесь! на всю жизнь. ): «Жесткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат», Дэнниэл Кеннеди

Помимо того, чтобы уметь услышать, вы должны уметь изъяснить свою позицию так, чтобы ее могли понять те, кому вы это говорите. Нужно эффективно говорить. Если вас не поняли, значит вы плохо говорили.

Следует развивать себя по выбранным направлениям самым разумным и сбалансированным образом. Здоровье (физкультура), социальные отношения, духовные упражнения (религия или что-то вместо нее), профессиональные компетенции (образование или самообразование или данный блог), семейные дела, и не забывать об отдыхе. Это инвестиция в самих себя. Восходящая спираль. Вот вещи, которые у вас никто не отнимет, даже если вы волею судеб лишитесь всего: ваши навыки и ваши добрые дела.

Дополнительные сведения:
1. В книге сказано, что нужно делать, но не сказано, чего ни в коем случае делать нельзя, и это очень плохо. Нет таких навыков как «Прежде, чем делать, оцени самый плохой возможный исход, и хватит ли у тебя резервов чтобы выйти из этого!». Негативные советы очень нужная штука, но есть целый пласт литературы, который ими пренебрегает, а зря.

Источник

«Семь навыков высокоэффективных людей»: книга за 15 минут

«Семь навыков высокоэффективных людей» — возможно, самая известная книга в жанрах «саморазвитие» и «личная эффективность». У книги более 4000 положительных ревью на сайте Amazon и более 260 000 положительных оценок на книжном портале GoodReads.

В своей книге Стивен Кови выделил семь привычек, которые, по его наблюдениям, являются основой истинного успеха и самореализации.

Рассмотрим подробнее главные идеи культовой книги Стивена Кови.

Семь навыков высокоэффективных людей

Для того чтобы произвести в жизни легкие, относительно небольшие перемены, нужно изменить свое поведение и некоторые ключевые установки. Если же вам нужны кардинальные изменения в работе, карьере, семейной жизни, отношениях с детьми, нужно поработать над своими основными парадигмами — мировосприятием, убеждениями, из которых проистекает поведение.

Стивен Кови приводит в своей книге цитату писателя Генри Дэвида Торо:

Работая над поведением и установками, мы лишь обрываем листья. Взявшись за корень — парадигмы, мы действительно сможем добиться качественных изменений.

Автор сравнивает основополагающие парадигмы с маяком, который помогает корректировать курс и не сбиваться с пути.

Суть человека — это его повторяющиеся действия, привычки. Если кто-то привык принимать душ два раза в день, его сочтут чистоплотным человеком. Увидев молящегося, его сочтут религиозным. Какими привычками обладают высокоэффективные люди?

Стивен Кови — специалист в области лидерства — сформулировал принципы, лежащие в основе решения любых проблем, и выстроил их в последовательную систему.

Семь привычек или навыков высокоэффективных людей

Навыки — это то, что лежит на пересечении трех кругов — знаний, умений и желаний. Все эти компоненты необходимы, чтобы развить любые навыки, например, умение владеть собой. Первые три перечисленных Стивеном Кови навыка способствуют достижению личных побед. А именно с личной эффективности начинается эффективность общественная, которой посвящены следующие три навыка. И, наконец, последний, седьмой навык связывает между собой все предыдущие, помогает находить и соблюдать баланс в жизни.

Вместе с изучением навыков автор предлагает пройти путь от зависимости к независимости и взаимозависимости.

Зависимым людям необходима помощь других, чтобы получить желаемое.

Благодаря вырабатыванию полезных навыков, можно избавиться от непродуктивной зависимости, научиться брать ответственность на себя и слаженно работать в команде, чтобы достигать невероятных результатов.

Навык 1. Проактивность. Принцип персонального видения

7 навыков высокоэффективности людей

Благодаря способности анализировать свой мыслительный процесс, мы можем отказываться от ненужных привычек и вырабатывать полезные навыки. Благодаря самосознанию мы можем смотреть на себя объективно, выделяя положительные и отрицательные качества характера, таланты, способности.

Люди оценивают нас отрывочно и необъективно, а мы верим им, и тогда наше « Я » искажается.

Существует 3 объяснения человеческой природы:

В повседневной жизни, при любых проблемах и радостях существует некий раздражитель, на который вы непременно отреагируете. И между раздражителем и вашей реакцией есть свобода выбора — КАК именно вы отреагируете.

Речь идет о воображении, совести, воле. Но каждый человек волен выбирать, как проявлять эти качества, быть ли ему реактивным или проактивным.

Например, если вас считают упрямым, у вас есть свобода выбора — продолжить всегда настаивать на своем, оправдывая себя генами отца (реактивность), или же начать работать над собой, учась использовать упрямство там, где это действительно необходимо (проактивность).

Проактивные люди стремятся расширять свой круг влияния, максимально точно и объективно оценивая свои силы, сосредотачиваясь на том, что они МОГУТ изменить.

Проактивные люди весьма умны. Они руководствуются своими внутренними ценностями, разбираются в происходящем, трезво оценивают ситуацию и знают, как необходимо поступать.

Естественно, что наши поступки влекут за собой определенные последствия. И было бы ошибочно предполагать, что мы можем выбирать последствия. Мы можем выбирать свою реакцию, но, совершая этот выбор, мы автоматически выбираем и то, что последует за нашей реакцией, иногда ошибочной.

Наиболее яркое проявление нашей проактивности — это способность брать на себя обязательства и выполнять их. Если люди знают, что могут вам доверять — ваш рейтинг растет, и вы автоматически влияете на них.

Навык 2. Начинать, имея конечную цель. Принцип персонального лидерства

7 навыков высокоэффективности людей

Если в ваших мыслях сохраняется четкий образ той конечной цели, к которой вы стремитесь, вы всегда сможете установить критерии, по которым будете оценивать, приближаетесь ли вы к цели четко и прямо или виляете по запутанной дороге.

Вы можете активно карабкаться по лестнице, преодолевая каждую ступеньку, но если лестница приставлена не к той стене, то ваши действия будут бессмысленны.

Необходимо четко понимать, что именно является для вас самым важным, и в соответствии с этим знанием управлять своими действиями день за днем.

Принцип « начинайте, имея конкретную конечную цель » основан на утверждении Стивена Кови, что все создается дважды (принцип двух творений). Дом, который вы строите в реальности, уже был построен в ваших мыслях, а небольшой магазинчик рыболовных снастей был создан в вашем воображении. Но вы не просто фантазируете, а продумываете каждую мелочь, составляете сметы, чертите план помещения, изучаете основы маркетинга или набираете профессионалов.

Чтобы расширить границы круга влияния, необходимо признавать принцип двух творений и брать на себя ответственность за каждое из них. Нужно не только правильно управлять, но и быть лидером. Вспоминая приведенный выше пример, можно сказать, что от управления зависит скорость подъема по лестнице, а лидерство определяет, к той ли стене приставлена лестница.

Лидерам необходимо правильное видение происходящего, объективность, умение отслеживать изменения и анализировать их.

Именно лидерство помогает определить курс, по которому нужно двигаться: какие миссии должна выбрать компания, в каком направлении развиваться.

Наша проактивность основывается на самосознании, но кроме этого ценными качествами являются совесть и воображение. Совесть помогает устанавливать моральные границы, воображение позволяет увидеть потенциальные возможности. А сочетание этих качеств помогает в написании собственного жизненного сценария.

Эти принципы актуальны не только для бизнеса или карьеры, но и для любой другой сферы жизни, например, для семьи.

Какими в конечном итоге мы хотим видеть своих детей? Если мы желаем, чтобы они запомнили нас любящими родителями, станем ли мы одерживать краткосрочную победу в схватках, запугивая и наказывая их?

Чтобы начать, представляя конечную цель, нужно сосредоточиться на создании собственной миссии. В нее входит, ЧТО вы хотите делать и КАКИМ вы хотите быть.

Эта миссия — словно стандарт для ваших поступков, Конституция, основа для принятия решений. Например, если в вашей миссии указано, что вы всегда будете уважительно относиться к окружающим, то не позволите себе накричать на подчиненного или оскорбить своего сына.

Иногда центром миссии могут быть супруг, семья, деньги, работа, обладание, дети, удовольствия, друзья, враги или даже вы сами. Важно руководствоваться принципами, которые вы определяете сами для себя.

Например, вы собираетесь уходить с работы, предвкушая, как поведете жену в театр. Внезапно на пороге вас останавливает начальник и говорит, что ему требуется ваша помощь.

Если вы сфокусированы на семье или супруге, то откажете боссу и поведете жену в театр. Можете и остаться, но сделаете это очень неохотно, постоянно думая о том, как разгневается жена.

Если в центре вашей миссии — деньги, то вы будете думать о сверхурочных и спокойно сообщите жене, что придется задержаться.

Будучи сфокусированным на работе, вы отнесетесь к этому случаю как к возможности узнать что-то новое или быть полезным боссу, что поспособствует продвижению в карьере.

Одна и та же ситуация, а сколько разных отношений к ней в зависимости от принципов!

Навык 3. Что делать сначала? Принцип персонального управления

7 навыков высокоэффективности людей

Навык 3 невозможен без развития личной проактивности и выстраивания иерархии принципов своей жизни.

Только поняв, кто вы и к чему должны стремиться, можно начать управлять своей жизнью.

Под управлением понимается анализ ситуации, выделение главного и второстепенного, определение последовательности действий, конкретное выполнение задач. Управлять собой возможно лишь при наличии независимой воли, когда вы действуете самостоятельно, а не по указке свыше.

7 навыков высокоэффективности людей

Срочное — то, что требует немедленного внимания, например, телефонный звонок.

Важное — то, что имеет отношение к результатам и поставленным целям. Мозг зачастую обманывается, принимая звонок срочный за звонок важный. И поэтому мы часто тратим свои драгоценные силы и ресурсы на выполнение того, что совсем не важно.

Максимальной активности требуют от нас важные, но не срочные дела. Именно на этот, второй квадрат нужно бросить свои силы: разрабатывать меры профилактики, устанавливать связи с партнерами или аудиторией, планировать мероприятия, подготавливать и обучать специалистов и так далее.

Какие инструменты нужны для работы во 2 квадрате?

Кроме этого, необходимо учиться делегировать обязанности и делать это с доверием. Оказанное доверие воодушевляет человека, и зачастую он способен превзойти самого себя.

Навык 4. Думайте в духе «Выирал/выиграл». Принцип межличностного лидерства

7 навыков высокоэффективности людей

Только достигнув успеха в отношениях с самим собой, можно достигнуть успеха в отношениях с другими людьми. Стивен Кови утверждает, что взаимозависимость — это выбор независимых людей. Выстраивание любых взаимоотношений начинается в нашем собственном характере.

Автор предлагает необычную метафору — эмоциональный банковский счет. Это чувство надежности, уверенности, испытываемые вами при общении с другим человеком. Добрые поступки, его хорошее отношение к вам создают некий резерв.

И даже, когда он вдруг ошибается, благодаря резерву ваше хорошее отношение к нему не будет существенно подорвано.

Как пополнять эмоциональный банковский счет?

А если вы сняли с эмоционального банковского счета некую сумму, то принесите искренние извинения, открыто признайте свою неправоту и постарайтесь снова пополнить счет.

Автор выделяет 6 парадигм взаимодействия между людьми:

Именно парадигма « Выиграл/выиграл » легла в основу 4 навыка.

« Выиграл/Выиграл » означает, что все договоренности и решения обоюдно выгодны и удовлетворяют обе стороны. При принятии решения типа « Выиграл/Выиграл » обе стороны бывают довольны и привержены принятому плану действий.

Людям с установкой « Выиграл/Выиграл » жизнь представляется ареной для сотрудничества, а не соперничества.

Фундаментом этой парадигмы является характер, его цельность и зрелость.

Определите, какие именно результаты вам нужны и как их можно достичь. А затем действуйте!

Навык 5. Сначала нужно понять, а потом быть понятым. Принцип эмпатического общения

7 навыков высокоэффективности людей

Умение общаться — одно из самых важных в нашей жизни. Когда вам необходимо повлиять на кого-то — жену, сослуживца, подчиненного, клиента, в первую очередь вы должны понимать его. Иначе ему покажется, что вы просто манипулируете им.

Стивен Кови утверждает, что ключ к вашему влиянию — это личный пример поведения. Ваш характер дает возможность окружающим делать выводы о вашей личности, подсказывает, тот ли вы человек, которому можно доверять.

Принцип эмпатического общения подразумевает слушание с намерением понять собеседника. Для этого автор рекомендует использовать техники активного слушания, отложить все свои дела, сосредоточившись на коллеге, муже или сыне, задавать уточняющие вопросы, не осуждать и не выплескивать негативные эмоции в процессе беседы.

Сначала необходимо стремиться понять другого человека, а после этого важно приложить столько же усилий, чтобы быть понятым. Объясняя свою точку зрения, приводите аргументы, используйте однозначные, четкие фразы, позволяйте слушателю задавать вопросы и уточнять сказанное вами.

Навык 6. Достигайте синергии. Принципы творческого сотрудничества

7 навыков высокоэффективности людей

Принцип синергии — целое больше его частей. Связанные вместе, два бревна выдержат гораздо большую нагрузку, чем каждое в отдельности. Растения, выросшие рядом, переплетутся так прочно, что вам понадобятся инструменты для их распутывания.

Точно так же и люди — вместе они способны плодотворно сотрудничать, принося большую пользу в команде, чем в одиночку. Синергия уважает различия, совершенствует сильные стороны и компенсирует слабые.

Настоящая синергия может возникать только на базе предыдущего, пятого навыка. Эмпатия, появляющаяся в ходе беседы, позволяет людям раскрываться, делиться своими тайными страхами или мечтами, что в конечном итоге приводит к сплочению группы и плотному сотрудничеству.

Стивен Кови советует перед началом какого-либо семинара, рабочего совещания дать людям возможность создать эмпатические связи, пообщаться, узнать цели, мысли и взгляды коллег на происходящее в компании, пополнить эмоциональные счета и только после этого решать рабочие вопросы.

Представьте себе семейный конфликт: муж хочет провести свой отпуск на природе и ловить рыбу с двумя сыновьями, а жена хочет поехать в другой город к больной матери. Они могут спорить и ругаться, так и не придя к компромиссу. А могут достигнуть синергии и вместе, сплотившись, решать эту проблему, выбирая разные варианты.

Например, в отпуск они поедут на рыбалку, а затем муж возьмет два дня отдыха на работе, совместит это с двумя выходными и отпустит жену к матери. Или они отправятся на рыбалку на место, недалеко от которого живет мама жены. Важно сплотиться, решая проблему, а не смотреть на нее с двух разных полюсов.

«Суть синергии заключается в том, чтобы ценить различия между людьми — различия в менталитете, в эмоциональной сфере и психологические различия. А ключ к тому, чтобы ценить различия, содержится в осознании того, что все люди видят мир не таким, каков он есть, а таким, каковы они сами».

Навык 7. Затачивайте пилу. Принцип сбалансированного самообновления

7 навыков высокоэффективности людей

Нам необходимо последовательно развивать каждое измерение, являясь проактивным. Расходование времени на развитие седьмого навыка — это задача из квадрата 2.

« Это самое выгодное, самое крупное вложение из тех, которые мы делаем в нашей жизни. Это инвестиция в самих себя — в единственный инструмент, которым мы располагаем, для того чтобы преодолевать жизненные трудности и вносить личный вклад. Мы сами являемся инструментами своей собственной деятельности и, чтобы быть эффективными, должны признать важность регулярного „ затачивания пилы “ во всех четырех измерениях » .

О нас

✏️ MakeRight.ru — сервис ключевых идей из бестселлеров литературы по бизнесу, личной эффективности, психологии и саморазвитию. 270+ материалов в библиотеке. 90+ аудио-версий. Ключевые идеи книг, которые еще не изданы на русском.

Читайте наш канал в Telegram, чтобы узнавать обо всех книжных новинках и бестселлерах первыми!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *