7 апреля день памяти погибших моряков подводников
7 апреля – День памяти погибших подводников
Одной из памятных дат Военно-морского флота считается 7 апреля. Именно тогда отмечают День погибших подводников.
Его утвердили в декабре 1995 года приказом Главнокомандующего ВМФ России. Дата 7 апреля была выбрана, так как в этот день в 1989 году затонула атомная подлодка К-278 «Комсомолец», входившая в состав Северного флота.
В тот злосчастный день 7 апреля 1989 года субмарина закончила свое боевое дежурство в Норвежском море и возвращалась домой. Внезапно в одном из отсеков произошло возгорание. Экипаж подлодки, которая находилась в надводном положении, в течение шести часов, мужественно боролся за спасение корабля и своих жизней, но из-за разгерметизации субмарина затонула. Из 69 членов команды удалось спастись только 27 морякам, а подводная лодка «Комсомолец» погрузилась на дно, на глубину 1680 метров.
Это был не единственный случай гибели подводников в истории российского Военно-морского флота. Подобные трагические события происходили и в годы войны, и в мирное время.
Самым известным из них была катастрофа на атомной подводной лодке К-141 «Курск» в августе 2000 года. Тогда погибли все 118 членов экипажа, а в России был объявлен общенациональный траур.
Можно долго разбирать причины и рассматривать версии этих и других трагических случаев на российском подводном флоте, но сегодня этого делать не стоит. Нужно просто почтить память всех погибших российских подводников. Стоя и молча.
Светлая память всем морякам подводного флота России, погибшим на войне и в мирное время.
День памяти погибших подводников
7 апреля в Российской Федерации отмечается День памяти погибших подводников. Конечно, в первую очередь – это памятная дата Военно-морского флота Российской Федерации. Ведь именно в его состав входят и подводные силы, где служили и служат десятки тысяч моряков-подводников.
Дата 7 апреля в качестве памятного дня была установлена приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 19 декабря 1995 года в память о трагической гибели подводной лодки «Комсомолец». Напомним, что атомная подводная лодка Краснознаменного Северного флота К-278 «Комсомолец» затонула 7 апреля 1989 года. В этом году исполняется тридцать лет со дня гибели «Комсомольца».
На момент катастрофы атомной подводной лодке «Комсомолец» было всего чуть более пяти лет. АПЛ К-278 была построена в Северодвинске и спущена на воду в августе 1983 года. Субмарина отличалась прекрасными по тем временам характеристиками, имела сверхпрочный корпус из титана, позволявший лодке погружаться на 1020 метров. Лодка была вооружена шестью торпедными аппаратами. В 1984 г. К-278 включили в состав Северного флота, а в феврале 1989 года, за два месяца до гибели, приказом главкома ВМФ СССР АПЛ К-278 получила наименование «Комсомолец».
В апреле 1989 года атомная подводная лодка возвращалась с боевого дежурства в нейтральных водах Норвежского моря. 7 апреля в одном из отсеков субмарины начался пожар, отсек выгорел полностью, вследствие чего разгерметизировались системы сжатого воздуха. Экипаж «Комсомольца» сражался за жизнь свою и лодки в течение шести часов после всплытия. Но спастись морякам так и не удалось. Разгерметизация корпуса подводной лодки и поступление забортной воды привели к затоплению отсеков и, в конечном итоге, к затоплению самой лодки. Подводная лодка «Комсомолец» затонула на глубине 1680 метров в 180 километрах к юго-западу от острова Медвежий.
В результате катастрофы погибло 42 моряка — большая часть экипажа субмарины, состоявшего из 69 человек. Среди погибших был и командир подводной лодки капитан первого ранга Евгений Ванин. Тридцать три подводника упокоились на дне Норвежского моря, лишь девять тел удалось поднять и похоронить на берегу. Еще 27 подводников были спасены прибывшей к месту крушения лодки плавучей базой рыбопромыслового флота «А.Хлобыстов». И погибшие (посмертно), и спасшиеся моряки были удостоены ордена Красного Знамени за проявленные в критической ситуации мужество и героизм.
Имена моряков, погибших в результате катастрофы на «Комсомольце», увековечены на специальной мемориальной доске, которая установлена в Николо-Богоявленском морском соборе. Там находятся доски в память о погибших моряках с других подводных лодок. Ведь не только «Комсомолец» трагически завершил свое существование. Российский военно-морской флот за историю его подводных сил потерял немало субмарин. Одни подводные лодки погибли в годы Великой Отечественной войны от действий противника, другие затонули по разным причинам уже в мирное время.
Серьезными испытаниями для отечественного подводного флота стали Первая и Вторая мировые войны, в которых российские и советские подводники принимали самое активное участие. Уже во время Первой мировой войны подводный флот участвовал в морских сражениях, погибло 29 подводных лодок (вместе с данными по Гражданской войне).
В годы Великой Отечественной войны советский подводный флот лишился 101 подводной лодки. В послевоенный период отечественной истории главной причиной гибели советских, а затем и российских подводных кораблей оставались пожары, взрывы, технические неисправности, попадание воды в подводную лодку.
Подводник – это та профессия, представители которой и в мирное время ходят в боевые походы и ежедневно, находясь в море, рискуют своими жизнями. Не счесть, сколько матросов и старшин, мичманов и офицеров советского и российского подводного флота уже в мирное время не вернулись из походов. Так, 8 марта 1968 года, более пятидесяти лет назад, погибла советская дизельная подводная лодка К-129, входившая в состав Тихоокеанского флота СССР. Погиб весь экипаж субмарины – 98 человек, в том числе и командир подводной лодки капитан 1-го ранга Владимир Иванович Кобзарь.
49 лет назад, 12 апреля 1970 года, в Атлантическом океане, а если быть точным – в Бискайском заливе, на глубине более 4500 метров затонула советская атомная подводная лодка К-8, возвращавшаяся на базу с учений «Океан». Катастрофа с К-8 стала первой потерей молодого советского атомного подводного флота. Субмарина погибла в результате пожара, который вспыхнул одновременно в нескольких отсеках подводной лодки.
По счастливой случайности, несмотря на сильный шторм, на помощь подводникам подоспел болгарский теплоход «Авиор». В результате спасательной операции удалось спасти менее половины экипажа. Тогда, в катастрофе К-8, погибли 52 подводника, включая и командира субмарины. Командиру подводной лодки капитану 2-го ранга Всеволоду Борисовичу Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Экипажу атомной подводной лодки К-219, входившей в состав Краснознаменного Северного флота, повезло больше. 4 сентября 1986 года К-219 вышла из порта Гаджиево, к которому была приписана, в сторону побережья США. Там лодке предстояло нести патрульную службу. На борту субмарины находилось 15 ядерных ракет. Командовал подводной лодкой в ее последнем походе капитан 2-го ранга Игорь Британов.
Атомная подводная лодка К-219 затонула 6 октября 1986 года. Большую часть экипажа субмарины удалось спасти. Погибли четыре человека – капитан 3-го ранга Александр Петрачков, командовавший БЧ-2 субмарины, матросы Сергей Преминин, Николай Смаглюк, машинист Игорь Харченко. Уже после возвращения в Советский Союз умерли еще четыре человека – капитан 3-го ранга В. Марков, капитан-лейтенант В.Карпачев, капитан 2-го ранга И.Красильников, старшина 1-й статьи Р. Садаускас. Командира подводной лодки капитана 2-го ранга Игоря Британова уволили из рядов Военно-морского флота СССР без права ношения военно-морской формы.
Куда более масштабной катастрофой была гибель подводной лодки «Комсомолец», в честь о которой и отмечается 7 апреля День памяти погибших подводников.
12 августа 2000 года в Баренцевом море произошла новая страшная катастрофа – погибла атомная подводная лодка К-141 «Курск», входившая в состав Северного флота ВМФ России. За два дня до гибели, 10 августа 2000 года, субмарина вышла в море для выполнения своего последнего, как оказалось, учебно-боевого задания.
Командовал подводной лодкой капитан 1-го ранга Геннадий Петрович Лячин – опытнейший моряк, принявший свою первую подводную лодку еще в 1988 году – за двенадцать лет до трагедии «Курска». Впоследствии, уже после катастрофы, Геннадий Петрович посмертно был награжден высоким званием Героя Российской Федерации.
— эти слова песни «Капитан Колесников» известного российского музыканта, лидера группы «ДДТ» Юрия Шевчука посвящены именно гибели подводной лодки «Курск».
27-летний капитан-лейтенант Дмитрий Колесников служил на «Курске» командиром турбинной группы дивизиона движения (7-й отсек АПРК). Когда затонула подводная лодка «Курск», он написал записку своей жене Ольге. И именно эта записка опровергла официальную версию о том, что весь экипаж субмарины погиб в результате взрыва. Люди оставались на затопленном «Курске» и некоторое время еще были живы, но их никто не спас.
23 августа 2000 года в России был объявлен День общенационального траура в память о трагедии на подводной лодке «Курск». Гибель атомной субмарины со всем экипажем стала одной из самых страшных катастроф в истории российского подводного флота. Даже во время гибели «Комсомольца», в честь которого отмечается День памяти погибших подводников, трети личного состава экипажа удалось спастись, с «Курска» же не спасся никто.
Гибель «Курска» породила множество вопросов общественности и экспертов к командованию ВМФ и руководству страны, был выдвинут целый ряд самых разнообразных версий. Но какое это имеет значение, когда из боевого похода не вернулись 118 молодых и здоровых мужчин – гордость российского Военно-морского флота.
Подводный флот – один из важнейших компонентов обороны нашей страны. Советские, а затем и российские подводные лодки, особенно атомные субмарины, всегда вызывали уважение и трепет у вероятного противника. Но главное на флоте, как и в армии – человеческий фактор. А подводники – это люди особые, особого класса, которые не просто отличаются самоотверженностью, смелостью, презрением к опасности, но и имеют превосходное образование, являются специалистами самого высокого уровня в сложнейших областях техники.
Служба на подводных лодках – опасна и сопряжена с регулярным риском, с возможностью страшной, мученической смерти под водой. Тем не менее, конкурс в военно-морские учебные заведения, где готовят офицеров-подводников, остается стабильно высоким. Многие молодые люди мечтают попасть служить по контракту в экипажи подводных лодок. Это связано не только с высокой оплатой – моряки-подводники остаются элитой ВМФ России и отношение к ним в обществе соответствующее.
В День памяти моряков-подводников вспомним еще раз всех мужественных и достойных людей, отдавших свои жизни, находясь на службе Отечеству. Вечная им память, героям прошлого и настоящего!
День памяти погибших подводников
Профессия подводника остается одной из самых опасных военных профессий. Вне зависимости от того, военное или мирное время, моряки подводного флота регулярно рискуют жизнью. Никто не знает, удастся ли им вернуться из похода. И это очень важно — вспомнить о тех людях, кто уже никогда не поднимет тост в День Военно-морского флота, не сделает многих дел, которые можно было бы сделать, выбери они для себя другой жизненный путь. Но тот путь, который выбирают подводники, нельзя не уважать. Это путь риска, путь отваги и воинской чести. Кому в России не известны хотя бы названия подводных лодок, потерпевших крушения в мирное время. Впрочем, может ли оно для подводников быть мирным? Ведь подводные лодки находятся на боевом дежурстве всегда, и каждый день несут свою службу воины — подводники.
Спустя 11 лет после трагедии на АПЛ «Комсомолец», не менее страшная история постигла атомную подводную лодку «Курск». 12 августа 2000 года, в результате взрыва торпедного боезапаса в первом отсеке подводной лодки, трагически погиб весь экипаж АПЛ — 118 человек. Офицеры, мичманы, матросы российского военно-морского флота погибли при исполнении служебных обязанностей, выполняя свой долг по защите российского государства. Как известно, 10 августа 2000 года, согласно плану учений Северного флота, «Курск» вышел в море для выполнения учебно-боевого задания недалеко от Кольского залива. Командиром подводной лодки был капитан 1-го ранга Геннадий Лячин.
Выпускнику Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола Геннадию Петровичу Лячину было 45 лет. Командиром атомного ракетного подводного крейсера «К-141» «Курск» Геннадий Лячин был назначен в 1996 году. За четыре года командования «Курском» капитану 1 ранга Лячину удалось превратить подводную лодку в один из лучших кораблей российского военно-морского флота. В 1999 г. АПРК «К-141» «Курск» был признан лучшим в 7-й дивизии. 10 августа 2000 года атомоход «Курск» вышел в открытое море на плановые учения. В задачи подводной лодки «Курск» входил пуск крылатой ракеты и учебная торпедная стрельба по отряду боевых кораблей. Эту цель лодка могла выполнить спокойно — ведь на ее борту находились 24 крылатые ракеты П-700 «Гранит» и 24 торпеды.
Еще одна широко распространенная версия предполагает возможность столкновения атомной подводной лодки «Курск» с неким подводным объектом. Так, капитан первого ранга Михаил Волженский, в свое время входивший в состав правительственной комиссии, принимавшей подводную лодку от военно-промышленного предприятия, убежден, что торпеду в аппарате атомной подводной лодки могло заклинить из-за сильного механического удара по корпусу. С этой версией согласился и адмирал Вячеслав Попов, занимавший в тот период должность командующего Северным флотом ВМФ РФ. Так, по мнению адмирала, неустановленная подводная лодка могла врезаться в «самое уязвимое место» атомной подводной лодки «Курск». Свет на причины крушения российской атомной подводной лодки могли пролить журналы центрального атомного поста, черновой вахтенный журнал, вахтенные журналы управления левого и правого борта атомной подводной лодки «Курск», которые, кстати, были обнаружены в ходе проведения аварийно-спасательных работ на борту подводной лодки. Однако, анализ данных документов не дал военно-морским экспертам исчерпывающей информации относительно причин гибели подводной лодки.
Гибель атомной подводной лодки «Курск» стала трагедией не только для моряков российского подводного флота и членов их семей, но и для миллионов неравнодушных российских граждан, жителей других государств — в первую очередь, республик бывшего Советского Союза. В знак памяти о погибших в целом ряде городов страны были установлены памятные знаки. Среди этих городов — Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Заозерск, Северодвинск, Сестрорецк, Севастополь, Курск, ряд других городов и населенных пунктов Российской Федерации. В Волгограде, на здании школы № 85, открыта мемориальная доска в честь ее выпускника капитана 1 ранга Геннадия Лячина, служившего командиром атомной подводной лодки «Курск». Целый ряд школ в различных регионах Российской Федерации назван именами офицеров и матросов атомной подводной лодки «Курск».
Профессия моряка — подводника и в наши дни считается одной из самых сложных, самых рисковых и почетных военных профессий. Подводники, вне зависимости от званий, опыта и квалификации, регулярно подвергаются смертельному риску. В любое время подводник, будь то офицер, мичман, старшина или матрос, может погибнуть. Это знают и ценят не только сослуживцы, но и командование Военно-морского флота Российской Федерации, руководство Российской Федерации. Но, несмотря на многочисленные риски, связанные с повседневной службой моряков — подводников, эта профессия не перестает быть одной из наиболее уважаемых и почитаемых в Вооруженных силах Российской Федерации. По-прежнему тысячи молодых людей стремятся связать свой жизненный путь со службой в подводных силах Военно-морского флота Российской Федерации. В День памяти погибших подводников всем нам, кто причастен и непричастен к этой героической службе, остается почтить память настоящих героев, отдавших свои жизни во имя нашей страны, нашедших свое последнее пристанище в морских глубинах. Вечная память вам, герои-подводники!
Новое в блогах
Профессия моряка-подводника – одна из самых опасных, тяжёлых и ответственных военных профессий. Моряки-подводники подвергаются ежеминутному риску, погибая как в военное, так и в мирное время. За более чем вековую историю русского подводного флота произошло несколько десятков аварий подводных лодок, которые повлекли жертвы среди личного состава.
Погибших подводников вспоминают в России ежегодно 7 апреля. День 7 апреля выбран в качестве памятной даты в воспоминание о трагической гибели подводной лодки Северного флота К-278 «Комсомолец» 7 апреля 1989 года.
Однако саму подводную лодку спасти не удалось – её прочный корпус был полностью разгерметизирован, кормовые отсеки были полностью затоплены, в лодку поступило слишком много забортной воды, и «Комсомолец» пошёл ко дну.
Катастрофа «Комсомольца» унесла жизни 42 подводников, в том числе командира корабля Евгения Ванина, все они были посмертно награждены орденом Красного Знамени, а в Никольском морском соборе Санкт-Петербурга была установлена мемориальная доска с именами погибших моряков.
Не менее драматичной была гибель атомной подводной лодки «Курск». Эта катастрофа стала, пожалуй, самым трагичным событием в современной истории российского ВМФ. 12 августа 2000 года во время учений Северного флота в Баренцевом море затонул атомный подводный ракетный крейсер «Курск», став братской могилой для всех 118 членов своего экипажа.
Эта дата, наряду с «Днем моряка-подводника», позволяет еще раз воздать почести и дань уважения тем морякам, кто до конца сражался в бою с противником и тем, кто ценой собственной жизни спасал своих товарищей в условиях тяжелейших аварийных ситуациях на подводных лодках.
Об этом в своей статье пишет заместитель Председателя Ассоциации Тверских землячеств капитан 1 ранга С.А. Спиридонов.
На подводников пала вся тяжесть «холодной» войны. Да, именно, на их плечи легла основная задача сдерживания в ядерном противостоянии двух систем. Высокую цену заплатили моряки. Около одной тысячи жизней унесла эта война, о чем свидетельствуют памятники и обелиски погибшим уже в мирное время во всех пунктах базирования Подводных Сил и других городах, где гордятся славой Российского флота, чтят историю и любят Отечество.
Они «погибли в море», так пишут в морских регистрах. Не моряки проиграли «холодную войну», как пытаются нас убедить сегодня. Победу у нас украли. Как украли ее в 1856 году у защитников Севастополя, в 1905 году — у героев обороны Порт- Артура, а в 1917 году — у героев Брусиловского прорыва.
А как понимать иначе, если ряд технических решений и технологий, использованных при строительстве подводных лодок проектов 661(«К-162»), 685(«Комсомолец»), 941(«Акула»), 949(«Курск»), 971(проект «Щука») 30 лет назад — не освоены нашими противниками до сих пор.
Сегодняшние моряки-подводники, несущие нелегкую службу по охране России в мировом океане – наследники Грищенко П.Д., Лунина Н.А., Маринеско А.И., Грешилова М.В., Гаджиева М.И., Ведяева Ф.А.; — воспитанники и ученики Горшкова С.Г., Чернавина В.Н., Матушкина Л.А., Балтина Э.Д., Шевченко А.И.; — сослуживцы и друзья Лячина Г.П., Опарина А.И., Ваганова А.В., Рачука С.В..
7 апреля 2013 года в 12.00 по местному времени на всех подводных лодках Подводных сил Тихоокеанского флота будут приспущены Андреевские флаги в память о всех моряках-подводниках, кто до конца сражался в бою с противником и тех, кто ценой собственной жизни спасал своих товарищей в условиях тяжелейших аварийных ситуациях на подводных лодках ВМФ.
«Дeнь памяти погибших подводников «
За послевоенные годы погибли 12 отечественных подводных лодок. Всего в катастрофах и авариях за этот период страна потеряла свыше 800 подводников.
8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария на атомной подводной лодке (АПЛ) «Нерпа», построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске‑на‑Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.
30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке на утилизацию затонула АПЛ К‑159. На борту лодки в качестве команды сопровождения находились 10 членов экипажа. Погибли 9 человек.
12 августа 2000 года в ходе проведения военно‑морских учений Северного флота в Баренцевом море потерпела катастрофу российская атомная подводная лодка «Курск». Субмарина была обнаружена 13 августа на глубине 108 метров. Весь экипаж в составе 118 человек погиб.
7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара в хвостовых отсеках на глубине 1700 метров затонула АПЛ К‑278 «Комсомолец», получив сильные разрушения прочного корпуса. Погибли 42 человека. На борту находились два штатно заглушенных ядерных реактора и два ядерных боеприпаса.
6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Атлантическом океане на глубине 4000 метров в результате взрыва ракеты в шахте затонула АПЛ К‑219. Оба ядерных реактора были заглушены штатными поглотителями. На борту находились 15 баллистических ракет с ядерными боеголовками и два ядерных боеприпаса. Погибли 4 человека. Остальные члены экипажа были эвакуированы на подошедшее с Кубы спасательное судно «Агатан».
24 июня 1983 года у полуострова Камчатка затонула АПЛ К‑429 из состава Тихоокеанского флота. Катастрофа произошла вследствие поступления воды в четвертый отсек через шахту судовой вентиляции, которую по ошибке оставили незакрытой при погружении лодки. Часть членов экипажа удалось спасти, но 16 человек погибли.
Но в последний момент все переиграли. Командование решило провести учения не осенью, а летом.
24 июня 1983 г. лодка должна была выйти из базы для выполнения упражнений. Учениям должна была предшествовать дифферентовка. Эта операция осуществляется перед каждым походом и состоит в выравнивании удельного веса лодки и удельного веса морской воды. Первый зависит от загрузки корабля, второй — от солености и температуры моря.
Не учли только одного – лодка все еще находилась в режиме приема-передачи от одного экипажа другому. По стечению обстоятельств многие подводники о выходе в море просто не знали. Поэтому экипаж пришлось собирать с разных лодок. Крики адмиралов, угрозы отобрать партбилет оказали свое действие – 23 июня на “К-429” согнали подводников с пяти разных лодок. Как потом выяснилось, экипаж удалось укомплектовать только за три часа до выхода в море.
Это было нарушением всех инструкций. По всем наставлениям при замене 30 процентов экипажа лодка считается небоеготовой. Это и понятно, ведь на глубине подчас все зависит от слаженности экипажа, от чувства локтя, от коллективных действий.
Но адмиралов это не смутило. Любой ценой, во что бы то ни стало… Так было всегда. В июне 1983 года цена оказалась слишком высока.
В тот день против выхода в море абсолютно неготовой лодки протестовал только один человек – начальник штаба дивизии капитан 1-го ранга Алексей Гусев. Протестовал с риском для карьеры. Но его рапорт, как потом выяснилось, попросту положили под сукно. Протестовал и капитан 1-го ранга Николай Суворов. Но обсуждать приказы в армии не принято. Уставы гласят, что приказы, какими бы безумными они ни были, выполняют. Так “К-429” вышла в море.
Еще до начала работ лодка имела отрицательную плавучесть до 60 тонн, другими словами, она была значительно тяжелее, чем думали. Но об этом никто из моряков не знал. Так нередко случается, когда лодка обслуживается двумя экипажами: каждый рассчитывает на другого.
24 июня 1983 года лодка вышла из бухты Крашенинникова. В бухте Саранной, где глубины около 50 метров, было решено произвести дифферентовку.
Это значит, что после завода лодка должна была самой себе и штабу дивизии показать, что она еще способна погружаться и всплывать. А дальше произошло то, что, собственно говоря, и должно произойти.
Команда к погружению в отсеках не была выполнена, не были закрыты вентиляционные захлопки, незаблокированной оказалась система корабельной вентиляции. При заполнении средней группы балластных цистерн лодка быстро погрузилась и легла на глубину около 35 метров. В прочный корпус в 4-м отсеке хлынула вода. А глубинометры центрального поста показывали нулевую отметку, как будто лодка и не погружалась. Глубинометры были отключены.
Из отсеков пошли доклады о поступлении воды через систему вентиляции… Назревала катастрофа.
Трагедия могла быть еще страшнее, если бы не грамотные действия капитан-лейтенанта Разборского, который первым сориентировался в обстановке и задраил переборочную дверь, чем спас личный состав 3-го отсека. Субмарина, приняв в свое нутро 420 кубов ледяной воды, легла на дно. Только после этого на лодке сыграли аварийную тревогу.
В этой ситуации командиром лодки было принято решение о всплытии. Суворов отдал команду продуть главные балластные цистерны. По этой команде в заполненные водой балластные цистерны подают под высоким давлением сжатый воздух, закрыв предварительно клапаны вентиляции. Воздух должен был вытеснить воду, а лодка всплыть. Но и здесь пресловутый человеческий фактор сыграл свою недобрую роль. Плохо знакомый с приборами оператор на пульте дистанционного управления вместо того, чтобы закрыть клапаны вентиляции, закрыл кингстоны. Вместо того чтобы вытеснять воду, воздух уходил прямиком наружу.
А корпус постепенно заполнялся водой.
Вскоре вышло из строя все электрооборудование, оказался обесточен и частично затоплен центральный командный пункт. Клапаны вентиляции удалось закрыть вручную только ночью следующего дня.
Выпустить аварийный буй, подающий акустические и радиосигналы с сообщением о бедствии, не удалось. Во избежание отрыва буй был намертво приварен к корпусу лодки.
Позже оказалось, что точно так же приваренной к корпусу была и всплывающая камера, предназначенная для экстренной эвакуации экипажа. Огрехи, которые у пирса казались командованию незначительными, в море оказались смертельными.
К этому моменту вся команда 4-го отсека (14 моряков-подводников) была уже мертва.
Ситуация на лодке складывалась катастрофически. В некоторых отсеках повысилось давление, температура достигла 50 градусов. Не хватало воздуха. Не было фонарей, в аварийных бачках не оказалось пищи. Не хватало аварийных дыхательных аппаратов. В этой ситуации командование лодкой на себя, осознавая весь груз ответственности, принял Алексей Гусев. Положение осложнялось еще и тем, что о случившемся на “К-429” не знали ни в штабе флотилии, ни командование флотом. На берегу были уверены, что субмарина выполняет боевые упражнения.
Когда стало ясно, что помощи ждать неоткуда, капитан 1-го ранга Гусев принял волевое решение – через торпедные аппараты 1-го отсека отправить на поверхность двух подводников.
На всплытие в неизвестность вызвались идти два мичмана — Михаил Лестник и Николай Мерзликин. Героями в классическом понимании чиновников из политуправления Лестник и Мерзликин никогда не были. Говорят даже, что оба были постоянными нарушителями дисциплины, за что не раз отправлялись на “губу”.
Был выпущен специальный буй-реп, на котором через каждый метр были навязаны узлы-муссинги. По этому тросу, соблюдая режим декомпрессии, мичманы Николай Мерзликин и Михаил Лестник с герметично упакованными записками о состоянии личного состава и материальной части лодки ночью вышли на поверхность.
На поверхности вблизи места их всплытия не наблюдалось ни одного корабля. И тогда подводники поплыли к берегу. Совершенно случайно их подобрал пограничный корабль. Так на берегу узнали о терпящей бедствие “К-429”.
Помощь пришла. Но толку от спасателей не было никакого. Водолазные колокола так и не смогли пристыковаться к аварийным люкам. Подтвердилась расхожая истина, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Подводникам пришлось самим покидать лодку. Те, кому достались дыхательные аппараты, выходили по всем правилам – по буй-репу. Остальные пошли на свободное всплытие. К сожалению, выжить удалось не всем. В результате всплытия погибли еще два человека.
Но главным героем был мичман Василий Баев. Он спас 22 человека. Всем выйти помог, кто рядом оказался, в чувство привел, аппараты надел и включил и наверх силой вытолкнул. Свой аппарат отдал кому-то. Спасенных вывозили на берег, и только Василий Баев раз за разом уходил под воду — доставать тех, кто оставался в лодке.
Сам он вышел последним. Именно благодаря ему впоследствии лодку удалось поднять. На затопленной корме он смог в одиночку задраить выходной люк и прекратить поступление воды.
Прежде чем шлюзоваться самому, предстояло устранить неисправность в нижней крышке аварийно-спасательного люка. Баев снял исправную защелку с переборочной двери между 6-м и 7-м отсеками и поставил ее на нижнюю крышку АСЛ, затем из нескольких неисправных ИДА-59 собрал один пригодный аппарат. Кислородный баллон оказался почти пустым, но в баллоне с гелево-кислородной смесью давление было повыше. Все это Баев определял на слух почти в полной темноте. О готовности к выходу мичман доложил в 1-й отсек 26 июня в 19 часов 3 минуты, вышел же на поверхность лишь в половине второго ночи 27-го. Выход у него занял пять с половиной часов.
Позже Баев так вспоминал об этом: «После того как я закрыл на защелку нижний люк, раскачав его ногой, и задраил кремальеру люка, начал заполнять шахту АСЛ водой с одновременным поднятием давления. Шахта почти полностью заполнилась водой, но давление в шахте было всего 2 кгс/см2 и больше не поднималось. Я с ужасом понял: шахта дырявая. Прекратил подачу воды. Вода спала до уровня клапана вентиляции. Затем я на некоторое время потерял сознание, видимо, от испуга, так как понял, что замурован. Очнувшись, вставил ключ в замок отдраивания кремальеры нижнего люка, но отдать кремальеру не смог, так как воды в шахте было около трех тонн».
После неудавшейся попытки отдраить кремальеру Баев начал выжимать воду через трубопровод вентиляции шахты, погружаясь периодически под воду с головой: понимал, что будет находиться точно в мышеловке до той поры, пока не сумеет открыть нижнюю крышку. Без этого — погибнет. Дышать было уже нечем. Собрав последние силы, Василий Петрович снова погрузился, рывком, да таким, как потом выяснилось, что даже согнулся стальной шток, открыл кремальеру и… потерял сознание. Вместе с водой его выкинуло из АСЛ в отсек, но поскольку он был сгруппирован и находился под водой, ему повезло. Иначе крышкой люка, которая захлопнулась под действием пружины, могло отрубить руку, ногу или даже голову.
Когда пришел в сознание, начал освобождаться от снаряжения. Гидрокомбинезон был разорван, баллоны аппарата — совершенно пусты. Снова нужда заставила заниматься ремонтным делом — устранять неисправность в шахте и делать ее герметичной. Перебрал кучу аппаратов, но пригодных для дыхания ИДА-59 не оказалось. Самообладания не потерял, решил выходить за счет воздуха в собственных легких, который он будет выдыхать в аппарат по мере повышения давления в АСЛ, а также используя свойство наполнителя: если его раздышать, то он выделяет кислород в зависимости от количества поглощенной влаги и углекислого газа.
Обдумывая все это, услышал из гидрофона тревожный запрос: «Баев, почему не выходишь из лодки. Через сколько минут будешь выходить? Ответь нам стуком. Одна минута — один удар…». Кувалдой отстучал 60 ударов. Это означало, что на поверхности воды он появится в лучшем случае только через час.
Для второй попытки покинуть лодку Василию Петровичу необходимо было отремонтировать клапан вентиляции и с помощью тисков выровнять стальной шток на крышке люка.
Устранив все неисправности, мичман облачился в другой гидрокомбинезон и снова вошел в шахту аварийно-спасательного люка. Опять ногой раскачал крышку и наглухо закрыл нижнее отверстие шахты, затем начал заполнять шахту забортной водой.
По мере повышения давления в АСЛ делал вдох из воздушной подушки шахты и выдыхал в аппарат ИДА-59. Воздух, проходя через наполнитель в регенеративном патроне, обогащался кислородом. Когда вода дошла до подбородка, Баев переключился на дыхание в аппарат и стал ждать. «Я понимал, что если крышка аппарата не откроется и на этот раз, я погибну, — вспоминал он впоследствии. — От волнения снова чуть не потерял сознание, когда вдруг верхняя крышка АСЛ открылась». Мичман вышел из шахты и надежно закрыл крышку люка.
Увидеть живым его уже не ожидали. Невдалеке светились иллюминаторы спасательного судна. Плыть Василий Петрович не мог, впал в забытье. «Всплыл! — услышал вдруг откуда-то сверху радостный крик. И тут же тревожный голос уточнил: «Не шевелится, наверное, мертвый».
Тогда Баев поднял руку. «Живой!» — выдохнули ликующе спасатели.
Вскоре после аварии Василий Петрович Баев, получив звание старшего мичмана, был назначен на должность главного боцмана. Теперь он вошел в число тех специалистов, которым доверено самое главное: погружение и всплытие атомохода. Удостоился он и ордена Красной Звезды. Правда, в представлении на награду не говорилось о том, что мичман не только сам вышел из затонувшей АПЛ, не затопив отсеки, но и сумел спасти 22 человека. Акцент делался лишь на то, что на следующий же день после своего спасения В.П. Баев снова оказался на аварийной подлодке. Спустился он туда в акваланге АВМ-5 вместе с водолазами, чтобы показать им шпигаты, через которые можно было осушить носовые отсеки.
Чтобы лучше оценить роль мичмана Баева в спасении подводников 7-го отсека АПЛ К-429, следует вспомнить, что 21 октября 1981 года, когда в Уссурийском заливе затонула дизельная подводная лодка «С-178» на глубине 31 м, 4 подводника, также находившиеся в 7-м отсеке, не смогли открыть спасательный люк. Они, одетые в снаряжение ИСП-60, погибли, после того как израсходовали дыхательную смесь в баллонах аппарата ИДА-59. Видимо, среди них не было моряка, имеющего знания, опыт и самообладание В.П. Баева.
За свой подвиг Василий Баев получил орден Красной Звезды.
Рассказывают, после трагедии адмиралы засыпали Василия обещаниями. Обещали квартиру, “Волгу”… Но все это как-то в суете забылось. Да и как адмиралу все упомнить? Тем более когда речь идет о каком-то мичмане, каких на флоте тысячи….
Впрочем, “безлошадным” мичман Баев не остался. Когда стало ясно, что адмиральские обещания лишь пустой звук, на машину – “ВАЗ-2104” – для Василия скинулись офицеры и мичманы… А весной этого года Василий Баев умер. Грипп. Не выдержало сердце…
Спустя почти год “К-429” подняли на поверхность.
13 сентября 1985 года лодка вновь затонула у пирса в бухте Крашенинникова.
21 октября 1981 года в Японском море затонула дизельная подводная лодка С‑178 в результате столкновения в акватории Владивостока с транспортным «Рефрижератор-13». Получив пробоину, подлодка приняла около 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 31 метр. В результате катастрофы погибли 32 моряка‑подводника.
24 октября приступили к подъёму лодки. Вначале её подняли надпалубными понтонами на глубину 15 метров, перевели в закрытую от ветров бухту Патрокл и положили на 18-метровой глубине на грунт. Там через люки и пробоину в 6 отсеке водолазы извлекли из корпуса тела погибших. только после этого лодку 15 ноября подняли на поверхность. 17 ноября лодку поставили в сухой док, после чего признали нецелесообразным её восстанавливать.
Командира лодки капитана 3 ранга В. Маранго и старшего помощника капитана «Рефрижератора –13» В. Курдюкова осудили на 10 лет.
13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К‑56 с научно‑исследовательским судном «Академик Берг». Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. На стыке первого и второго отсеков образовалась четырехметровая пробоина, в которую стала поступать вода.
Подводную лодку от гибели спас ценой своей жизни личный состав второго аварийного отсека, которые задраили переборку между отсеками.
Чтобы предотвратить окончательное затопление К‑56, командир лодки принял решение о посадке субмарины на береговую отмель в районе мыса Гранитного. Погибли 27 человек.
24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике на АПЛ К‑19 произошел пожар в девятом отсеке. Позже огонь перекинулся в восьмой отсек. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. Погибли 28 моряков, спаслись 76 человек.
12 апреля 1970 года в Бискайском заливе Атлантического океана погибла АПЛ К‑8 в результате сильного пожара, приведшего к потере запаса плавучести и продольной остойчивости.
Пожар начался 8 апреля почти одновременно в двух отсеках, когда лодка находилась на глубине 120 метров. К‑8 всплыла на поверхность, экипаж мужественно боролся за живучесть лодки.
В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского флота СССР, но из‑за разыгравшегося шторма взять подводную лодку на буксир не удалось.
Часть личного состава подлодки была переправлена на судно «Касимов», а на борту К‑8 остались 22 человека во главе с командиром для продолжения борьбы за живучесть корабля. Но 12 апреля подводная лодка затонула на глубине более 4000 метров. Погибли 52 члена экипажа.
24 мая 1968 года произошла радиационная авария на АПЛ К‑27, имевшей два реактора на жидкометаллическом теплоносителе. В результате нарушения теплоотвода от активной зоны произошли перегрев и разрушение тепловыделяющих элементов в одном из реакторов субмарины. Все механизмы лодки были выведены из действия и законсервированы.
Во время аварии пострадал весь экипаж, девять человек получили смертельные дозы радиоактивного облучения.
8 марта 1968 года погибла дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К‑129 из состава Тихоокеанского флота. ПЛ несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. Затонула приблизительно 7—8 марта 1968 года в северной части Тихого океана, в 750 милях от острова Оаху (в точке с координатами 40°06′ с. ш. 179°57′ з. д. (G) (O)), на глубине порядка 5600 м. Погиб весь экипаж в составе 98 человек. Причина катастрофы неизвестна.
В течение 30 лет информация была засекречена, было четыре версии:
американская версия представленная несколько лет назад заключается в том, что причиной катастрофы стало срабатывание двигателей ракет Р-21. Есть посекундный хронометраж зафиксированный акустическим наблюдением — в течение шести минут последовательно в шахтах срабатывают две ракеты (при закрытых крышках)
Американские представители совместной российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести передали в музей видеоматериалы и документы, ранее носившие гриф «секретно». В числе материалов — видеозапись захоронения членов экипажа, а также документы экспедиции исследовательского судна «Гломар Эксплорер», в ходе которой часть корпуса лодки была поднята на поверхность.
Дизельная подводная лодка К-129 была обнаружена неподалеку от Гавайских островов и поднята на поверхность в ходе секретной экспедиции, организованной ЦРУ.
В ходе подъема лодка разломилась надвое, однако американцам удалось спасти часть отсеков, в том числе ракетный. В извлеченных с океанского дна отсеках были найдены тела шестерых подводников, которые были погребены в океане.
На помощь «К-3» были направлены буксир «МБ-52», спасатель «Бештау», большой противолодочный корабль «Стройный» и крейсер «Железняков». Первым к аварийной подводной лодке подошел разведывательный корабль «Вертикал», наведенный на потерявшую связь пл самолетами Ту-16 и сопровождал ее до тервод СССР. В результате аварии погибло 38 человек из состава экипажа и прикомандированный на поход флагманский химик дивизии кап. л-т Смирнов В.Н. Подлодка сохранила ход и самостоятельно вернулась в пункт базирования. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков, спаслись 65 человек.
14 января 1962 года на военно‑морской базе Северного флота в городе Полярный взорвалась дизельная подводная лодка Б‑37 из состава Северного флота. В результате взрыва подлодки погибли все, кто находился на пирсе, на подводной лодке и на торпедно‑технической базе ‑ 122 человека. Серьезные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С‑350.
Комиссию по расследованию взрыва подводной лодки пришла к выводу, что причиной трагедии стало повреждение одной из торпед при погрузке боеприпасов. После этого рядом с ней начали проводить сварочные работы, из-за которых торпеда загорелась и взорвалась. От детонации взорвались остальные боевые торпеды.
27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С‑80. Она не вернулась на базу с полигона. Поисковая операция результатов не дала. Только спустя семь лет С‑80 была найдена. Причиной аварии стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи при перископном положении ПЛ атмосферного воздуха в ее дизельный отсек и удаления выхлопных газов дизелей). Погиб весь экипаж ‑ 68 человек.
4 июля 1961 года во время океанских учений «Полярный круг» на борту АПЛ К‑19 вышел из строя один из двух реакторов главной энергетической установки. Лопнула труба в системе охлаждения одного из реакторов, из‑за чего произошла утечка радиации.
В течение полутора часов подводники ремонтировали аварийную систему охлаждения реактора без защитных костюмов, голыми руками, в армейских противогазах. Членам команды удалось починить вышедший из строя атомный реактор, корабль остался на плаву, и его отбуксировали на базу.
От полученных доз радиации восемь членов экипажа скончались через несколько дней.
26 сентября 1957 года в Таллинском заливе Балтийского моря в результате взрыва дизеля погибла дизельная подводная лодка М‑256 из состава Балтийского флота. Из 42 членов экипажа М‑256 в живых остались лишь 7 человек.
21 ноября 1956 года в Суурупском проливе Балтийского моря в результате столкновения с эскадренным миноносцем «Статный» затонула дизельная подводная лодка М‑200 «Месть» из состава 157‑й отдельной бригады подводных лодок Балтийского флота. Из воды сразу были спасены шесть человек.
В результате аварии погибло 28 моряков.
15 декабря 1952 года в Японском море погибла дизель‑электрическая подводная лодка С‑117 из состава Тихоокеанского флота. Лодка должна была принять участие в учениях. На пути к району маневров ее командир доложил о том, что из‑за поломки правого дизеля субмарина идет в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов он сообщил об устранении неисправности. Больше лодка на связь не выходила. Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны. На борту лодки находились 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.
Геннадий Гришин # написал комментарий 8 апреля 2013, 01:32 Памяти подводной лодки «Курск»
Наша держава, как судно, сбивается с курса.
Век приходящий, как прежний, тревожен и лих.
Вечный покой морякам затонувшего «Курска»,
Вечный позор адмиралам, покинувшим их.
Дым от разрывов расходится в небе морозном.
Сраму не имут лишь те, кого нету в живых.
Вечная память солдатам, убитым под Грозным,
Вечный позор генералам, подставившим их.
Снова нам жить, меж собою мучительно ссорясь,
Спорить о том, что такое свобода и честь.
Мир подеён на подонков, утративших совесть,
И на людей, у которых она ещё есть.
Бой барабана ударит в усталые уши,
Струны гитары сердца позовут за собой.
Бой продолжается снова за юные души,
Самый последний и самый решительный бой.
Наша держава, как судно, сбивается с курса.
Век приходящий, как прежний, тревожен и лих.
Вечный покой морякам затонувшего «Курска»,
Вечный позор адмиралам, покинувшим их.