660 лет со дня рождения андрея рублева

660 лет со дня рождения андрея рублева

660 лет со дня рождения андрея рублева

Все это кистью достохвальной
Андрей Рублев мне начертал,
И в этой жизни труд печальный
Благословеньем Божьим стал.

Н. Гумилев

Сегодня имя Андрея Рублёва известно каждому образованному человеку, и кажется невероятным, что долгие годы и даже столетия никто не знал ни самого художника, ни его творений. И, тем не менее, это так. Хотя его имя упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале ХХ века.
Никто не найдёт среди многих тысяч древних рукописей, сберегаемых по большим и малым книгохранилищам России, никаких записей о детстве Рублёва, поскольку их никогда не было. По одной из версий, прозвище Андрея связано с деревней Рублёво, которая находилась на Москве-реке недалеко от столицы. По другой – его творческий путь начинался в тверском городе Старице. Предполагают также, что до сорока лет Рублёв, мирской живописец, работал в мастерской великокняжеского двора.
В науке сложилось мнение о великом иконописце как об исконно московском художнике. Вопрос о времени рождения художника разрешен исследователями на основании косвенных соображений. Принято считать, что Рублёв родился около 1360 года.
Время жизни Андрея Рублева совпадает с переломным моментом в освободительной борьбе русского народа против татаро-монгольского ига. Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории русского искусства. С его именем связано возникновение художественного направления, на многие десятилетия определившего развитие русской живописи.
Дошедшие до нас исторические свидетельства о жизни и творчестве Андрея Рублева крайне бедны хронологическими данными и во многом противоречат друг другу. Бесспорны лишь два сообщения, фигурирующие в летописях под 1405 и 1408 годами.
Благовещенский собор Московского Кремля перестраивался в XV веке, и роспись его не сохранилась. Уцелели только деисусный и праздничный ряды иконостаса, перенесенного в существующий ныне храм. Во владимирском Успенском соборе сохранилась лишь небольшая часть росписей. Дошли до нас также иконы из иконостаса этого собора, экспонирующиеся ныне в Третьяковской галерее и Русском музее.
О предшествующем периоде жизни Андрея Рублева известно мало. Составленное в XVII веке « Сказания о святых иконописцах» утверждает, что он жил сначала в Троицком монастыре в послушании у Никона, ученика основателя монастыря Сергия Радонежского ( Никон был Троицким игуменом с 1390 года, умер в 1427). По словам « Сказания», Никон повелел Рублеву написать икону Троицы « в похвалу отцу своему, святому Сергию Чудотворцу».
Об остальных крупных работах Рублева мы знаем из житий Сергия и Никона. Между 1425-1427 годами он вместе с другом и « спостником» ( товарищем в посте) Даниилом Черным участвовал в создании ныне несохранившихся росписей Троицкого собора Сергиева монастыря, а затем расписывал Спасский собор московского Андроникова монастыря, старцем которого он был. Там Рублев и скончался в 1430 году.
Для воссоздания творческого облика Рублева очень важны сведения, сообщенные в 1478 году Иосифу Волоцкому бывшим игуменом Троицкого Сергиева монастыря старцем Спиридоном: « Удивительные и прославленные иконописцы Даниил и ученик его Андрей, иноки Андроникова монастыря, отличались такими добродетелями, что удостоились необычных дарований и настолько преуспели в совершенствовании, что не находили времени для мирских дел».
Эти свидетельства дают отчетливое представление о высокой оценке творчества Рублева его современниками, позволяют глубже проникнуть в образный строй его произведений и постигнуть существенные особенности его живописного метода.
Андрей Рублев внес большой вклад и в развитие московского книжного искусства. Он, очевидно, принимал самое непосредственное участие в иллюстрировании « Евангелия Хитрово» ( названного так по владельцу XVII в.), звериные инициалы которого удивительно близки к образам животных во владимирских росписях. Миниатюры « Евангелия Хитрово» отличаются безупречно точным, изящным рисунком, гармоничностью композиций и благородством красочной гаммы, основанной на сочетании холодных голубых, лиловых, разбеленных голубовато-серых и зеленых тонов и золота. Символ евангелиста Матфея – ангел – идеальной вписанностью своей фигуры в круглый медальон, внутри которого он легко и непринужденно движется, вызывает живые ассоциации с « Троицей». Близкими к Рублеву художниками ( в частности, вероятно, Даниилом) иллюстрированы « Евангелие Успенского собора» ( « Евангелие Морозова») и « Евангелие Андроникова монастыря».
Личность Рублева в той или иной степени наложила отпечаток на все виды художественного творчества. Среди произведений шитья очень близок ему по настроению великолепный надгробный покров Сергия Радонежского, лик которого обладает, видимо, портретными чертами. Образ Сергия имеет нечто общее с отдельными персонажами владимирских фресок, хотя в нем есть и черты патриархальной суровости.
В мелкой пластике традиции Рублева развивал мастер резьбы по дереву монах Троице-Сергиева монастыря Амвросий.

660 лет со дня рождения андрея рублева

Памятник Андрею Рублёву у Спасо-Андроникова монастыря в Москве

Стиль Рублева, линейный и колористический строй его икон и фресок, воплощавший гармонию и красоту, сложившийся в его творчестве новый эстетический идеал определили лицо московской школы живописи. Рублевским традициям предстояла долгая жизнь в русской художественной культуре.
Разумеется, список произведений Рублева этим не исчерпывается. « Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные». Помимо названных работ, целый ряд несохранившихся ныне икон упоминается в различных источниках. Несколько дошедших до нас памятников связывает с именем Рублева устное предание. Наконец, в ряде произведений авторство Рублева устанавливается по стилистическим аналогиям. Но даже в тех случаях, когда причастность Рублева к работе над памятником документально подтверждена – так обстоит дело с иконами из владимирского Успенского собора, – выделить принадлежащие его руке произведения чрезвычайно трудно, поскольку создавались они совместно большой группой мастеров под руководством Андрея Рублева и Даниила Черного.
Если дошедшие до нас биографические сведения о Рублеве изобилуют противоречиями и анахронизмами, то в характеристике личности мастера и в оценке его искусства источники обнаруживают редкое единодушие. Андрей и Даниил предстают в их изображении как « чудные добродетельные старцы и живописцы», « всех превосходящие в добродетелях». В Рублеве особенно подчеркивается то, что он « намного всех превосходил в мудрости».

Источник

660 лет со дня рождения андрея рублева

660 лет со дня рождения андрея рублева

660 лет со дня рождения андрея рублева

Кронштадт Православный запись закреплена
Иоанновский монастырь | Приход

ПРЕПОДОБНЫЙ АНДРЕЙ РУБЛЕВ. 660 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина Языкова.

● Счастливая судьба Андрея Рублева

Можно сказать, что судьба его сложилась счастливо: он был знаменит уже при жизни, о нем упоминают летописи и жития святых, ему заказывали иконы князья и монастыри, он работал в Москве, Владимире, Звенигороде. Не был забыт он и после смерти, слава Рублева как первого иконописца на Руси сохранялась веками. Стоглавый собор (1551 г.) признал работы Рублева образцом для подражания. Иосиф Волоцкий в своем «Послании к иконописцу» также приводит в пример Андрея Рублева и его сподвижников, которые «зело прилежаху иконному писанию и толико тщание о постничестве и о иноческом жителстве имуще, яко им Божественныя благодати сподобитися и тако в Божественную любовь преуспевати, яко никогда же о земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному свету, яко и на самый праздник Светлаго Христова Воскресения на седалищах седяще и пред собою имуще Божественныя и честныя иконы и неуклонно на них взирающе, Божественныя радости и светлости исполняхуся. И не точию на той день тако творяху, но и в прочия дни, егда живописательству не прилежаху. Сего ради и Владыка Христос тех прослави в конечный час смертный».

В рукописи XVII века «Сказание о святых иконописцах» Андрей Рублев именуется святым подвижником и боговидцем. Очень ценили Рублева старообрядцы, коллекционеры стремились приобрести его произведения, в их глазах он был воплощением канонического иконописания и древнего благочестия. Благодаря этому и в XIX веке, когда, казалось бы, иконопись была предана забвению, имя иконописца-подвижника сохранялось как эталон церковного искусства.

Не забывали Андрея Рублева и в советское время, несмотря на богоборческий и иконоборческий пафос советской науки, имя его было символом древнерусской культуры. Решением ЮНЕСКО в 1960 году было организовано всемирное празднование 600-летнего юбилея Рублева. В Москве был открыт музей древнерусской культуры имени Андрея Рублева. А его произведения, собранные в основном в Третьяковской галерее, стали объектом пристального внимания ученых.

● Житие, собранное по крупицам

О преподобном Андрее Рублеве написано множество книг и статей, его творчество досконально изучено. Но, если задуматься, что мы знаем о жизни иконописца как святого подвижника? Биографические сведения крайне скудны, его житие приходится собирать буквально по крупицам.

Родился он в 1360-х гг. Более точно дату его рождения определить трудно. Но известна дата смерти: 29 января 1430 года. Эту дату установил известный реставратор П. Д. Барановский по копии XVIII в. с надписи на надгробной плите Спасо-Андроникова монастыря. Сама плита была утрачена в 1930-е гг., когда уничтожили монастырское кладбище. Известно, что Рублев умер в преклонном возрасте, ему было около 70 лет, а значит, появился на свет он между 1360 и 1370 гг.

Время это было страшным: на Руси хозяйничали татары, они разоряли города, грабили храмы и монастыри, уводили в плен людей. При этом шла постоянная междоусобная борьба князей, особенно кровавой она была между Москвой и Тверью, претендовавшими на великокняжеский ярлык. Дважды — в 1364 и 1366 гг. — по Москве и Нижнему Новгороду прошлась чума. В 1365 году Москва горела, в 1368-м — пережила нашествие литовского князя Ольгерда, в 1371-м – голод.

Среди этого хаоса и смятений рос и воспитывался будущий создатель образов небесной гармонии. Нам, к сожалению, ничего не известно ни о его родителях, ни о той среде, из которой он происходил. Правда, его фамилия может подсказать кое-что. Во-первых, фамилии в те времена имели только знатные люди. Во-вторых, она может указать на потомственное ремесло, которым занимался его отец или более дальний предок. Рублев, скорее всего, происходит от глагола «рубить» или от «рубель», так называлась длинная жердь или же валек, инструмент для выделки кож.

Ничего не известно о том, как рано занялся Андрей Рублев иконописным ремеслом, где и у кого учился. Мы ничего не знаем и про его ранние работы. Первое упоминание о нем содержится в Летописи под 1405 г., где сообщается, что по заказу великого князя Василия Дмитриевича был расписан Благовещенский собор Московского Кремля артелью, во главе которой стояли три мастера: Феофан Грек, Прохор-старец с Городца и чернец Андрей Рублев. То, что имя Рублева упомянуто, говорит о том, что он был уже вполне уважаемый мастер. Но его имя стоит третьим, значит, Андрей был младшим из названных иконописцев.

Рублев был чернецом, то есть, монахом. И имя Андрей, по всей видимости,— не родовое или крестильное, а монашеское. Скорей всего, монашеский постриг он принял в Троицком монастыре, при Никоне Радонежском, ученике и преемнике преп. Сергия Радонежского. Об этом имеются записи в рукописях XVIII века. Возможно, он застал и самого Сергия, скончавшегося в 1392 году. С Троицким монастырем будут связаны и многие работы мастера. Последние годы Андрей жил в Спасо-Андрониковом монастыре, основанном также учеником Сергия, преп. Андроником. В этой обители он и закончил свой земной путь.

● Эталон церковного искусства

Андрей Рублев был причастен к кругу преп. Сергия Радонежского, великого учителя монашества, который сыграл огромную роль в духовном пробуждении Руси. Сергий или его ученики смогли передать Андрею опыт глубокой молитвы и молчания, той созерцательной практики, которую принято называть исихазмом, а на Руси именовали «умным деланием». Отсюда и молитвенная глубина икон Рублева, их глубокий богословский смысл, их особая небесная красота и гармония.

Второй раз имя Рублева упоминается в Летописи под 1408 г. в связи с росписью Успенского собора во Владимире. Эту работу он осуществлял вместе с иконником Даниилом Черным, который назван его «другом и сопостником». Даниил также был монахом, возможно, греком или сербом, о чем говорит прозвище — Черный. Летописец называет его первым, значит, Даниил был старшим: по возрасту или по чину. С этим человеком будет связана вся дальнейшая судьба Андрея Рублева, вплоть до его кончины.

Успенский собор во Владимире считался кафедральным собором Русской Церкви, и его роспись была делом ответственным. Собор был построен в XII в., при Андрее Боголюбском, но его росписи погибли в 1238 году, во время татаро-монгольского нашествия. По заказу великого князя Василия Дмитриевича храм расписывают заново. Был также поставлен иконостас и создан список древней чудотворной Владимирской иконы Богоматери. Оба мастера — и Андрей, и Даниил — выступают здесь не только как иконописцы, но и как подлинные богословы: сохранившаяся композиция «Страшный Суд» говорит о глубоком мистическом опыте и удивительно светлом понимании эсхатологии, как устремленности Церкви навстречу грядущему Спасителю.

В середине 1420-х гг. Андрей Рублев и Даниил Черный руководят работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Росписи храма до нас не дошли, но иконостас остался. Для этого же храма преп. Андрей пишет свою знаменитую икону «Троица», в которой тринитарный догмат находит свое самое высокое живописное воплощение. Согласно Летописи, образ Троицы заказал Никон Радонежский «в память и похвалу преподобного Сергия», мощи которого покоятся в Троицком храме. В этой иконе воплощена чистая молитва инока Андрея, которой научил его духовный учитель — Сергий, завещавший «воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». В образе трех ангелов предстает перед нами Триипостасный Бог: Отец, Сын и Дух Святой, и в их молчаливом собеседовании открывается тайна жертвы Христа, приносимой во спасение человечества. Поистине Андрей Рублев был боговидцем: так написать образ Троицы мог только человек, который неоднократно в молитве созерцал эту тайну Божественной Триединой Любви.

Мастеру приписываются также и книжные миниатюры. Например, листы и заставки «Евангелия Хитрово». Древнерусские художники очень часто иллюминировали книги. Переписывание и украшение книг было одним из распространенных монашеских послушаний. Вообще книжная культура древнерусских монастырей была чрезвычайно высока, круг чтения монахов был весьма разнообразен. Андрей Рублев также был человеком книжным, много читавшим и весьма образованным по тем времена. Во всяком случае, видно, что миниатюры «Евангелия Хитрово» делал мастер, тонко чувствующий красоту и глубоко понимающий смысл изображаемого.

Андрей Рублев был универсальным мастером: он писал иконы и фрески, занимался книжной миниатюрой. Вполне вероятно, что вместе с митрополитом Киприаном и Феофаном Греком он был причастен к разработке высокого русского иконостаса, который в русле литургической реформы Киприана представлял собой стройную, глубоко продуманную богословскую систему, создающую образ Небесной Церкви.

Последние годы жизни Андрея Рублева были связаны со Спасо-Андрониковым монастырем. К сожалению, росписи Спасского собора, выполненные им, не сохранились. Но жизнь иконока-иконописца и в этой обители была подвигом и служением, молитвой и творчеством, ибо так он жил всегда.

Рублев — признанный иконописец, но, прежде всего, он был монахом, его жизнь была полностью отдана служению Церкви. Его святость была очевидна уже для его современников. Сразу после его смерти, в XV веке устанавливается местное почитание преподобного Андрея-иконника в Троице-Сергиевом и Спасо-Андрониковом монастырях, насельником которых он был. Общецерковно причислен к лику святых преподобный Андрей Рублев только в 1988 г. Церковь празднует его память 17 (4) июля.

Источник

660 лет со дня рождения андрея рублева

В 1408 году Андрей Рублёв и Даниил Чёрный расписывали древний Успенский собор во Владимире, на западной стене храма сохранился фрагмент выполненной ими фрески — композиция Страшного Суда. Через 15 лет иноки Андрей и Даниил выполняли иконописные работы в Савво-Сторожевском монастыре под Звенигородом.
В 1420-х годах они вдвоем расписывали храм святой Троицы в Троицкой обители, построенный над гробом Сергия Радонежского, а после того, как Даниил Чёрный скончался, Андрей Рублёв возвратился в Москву, в Андроников монастырь, где выполнил свою последнюю работу — роспись церкви Спаса, законченную им около 1428 года.
Там же, в Андрониковом монастыре, святой иконописец умер и был погребен в 1430 году.

Иконы, написанные им, считались чудотворными и высоко ценились еще при его жизни.
Вершиной творчества Андрея Рублёва является написанная им после смерти преподобного Сергия икона «Троица» — непревзойденный образец иконописания, шедевр мирового искусства и, самое главное, зримое воплощение православного богословия как искусства умной молитвы.
Три ангела, символизирующие Отца, Сына и Святого Духа, представлены на иконе безмолвно беседующими друг с другом. Ангелы сидят вокруг литургического престола и держат совет, Превечный совет о создании человека и его спасении. Силуэты ангелов образуют чашу, внутри которой находится средний Ангел – Сын Божий, именно Он сойдет на землю для спасения человеческого рода.

Иконописание называют богословием в красках, а иконы Рублёва – это вершина богословия и умного делания. Именно поэтому постановления Стоглавого собора 1551 года повелевают писать иконы Святой Троицы, так как это делал Андрей Рублёв.
Иконы, написанные им, продолжают возвещать людям истину о Боге, в Троице славимого.

Источник

Величайший иконописец всех времен и народов

К 660-летию со дня рождения преподобного Андрея Рублева

Одной только иконы «Святая Троица» было бы достаточно, чтобы ее гениальный творец навечно вошел в историю мировой культуры. Андрей Рублев – имя, ставшее символом Святой Руси, символом древнерусского искусства. Что мы знаем о жизни величайшего иконописца? Увы, очень и очень мало. Достоверно известно, что он автор икон и фресок Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора в Звенигороде, Успенского собора во Владимире на Клязме, Спасо-Андроникова монастыря и Троице-Сергиевой Лавры, где и была создана икона «Святая Троица».

Год рождения Андрея Рублева неизвестен, но на основе изучения косвенных данных, сопоставления множества фактов, ученые пришли к выводу, что Рублев дожил до глубокой старости и определили дату его рождения – 1360 г.

660 лет со дня рождения андрея рублева

Андрей Рублев расписывает Спасский собор

Практически нет никаких сведений о его родителях. В житии этого святого говорится: «Сей нареченный святый Андрей прозванием Рублев просиял в земле Русской во дни славных благоверных великих князей Дмитрия Ивановича Донского и сына его Василия Дмитриевича. Родился же он от благородных и благочестивых родителей». Какие предположения делают биографы художника? Фамилия Рублев, возможно, происходит от денежной единицы – рубль, значит отец Андрея мог быть купцом, торговцем. Если же от слова «рубель» – инструмент для накатки кож, то отец его был ремесленником. Но фамилия Рублев (или «прозвание», как говорится в житии) могла произойти от места жительства, от деревни или села Рублева.

660 лет со дня рождения андрея рублева

Андрей Рублев. Буквица Евангелия Хитрово

Главное – ученые не сомневаются, что Андрей Рублев рос и учился иконописному мастерству на московской земле. Где конкретно? Здесь мнения расходятся. Одни считают, что школу мастерства будущий иконописец прошел в мастерской московского Симонова монастыря, который был в то время известным художественным центром. Другие – что в мастерской Троице-Сергиева монастыря, третьи – что в кремлевской великокняжеской мастерской. Вопрос этот до сих пор не решен.

Андрей Рублев был монахом, мирское имя неизвестно, как и место пострижения художника. Скорее всего, это был Спасо-Андроников монастырь, основанный в 1358–1359 гг., старцем которого Рублев был в конце жизни. В житии Преподобного Сергия Радонежского о Рублеве написано следующее: «Андрей иконописец преизрядный и все превосходящ в мудрости зелне, седины честны имея».

660 лет со дня рождения андрея рублева

Евангелист Лука. Книжная миниатюра Андрея Рублева

Теперь вспомним, в какое время жил иконописец. На его глазах произошло историческое событие – Куликовская битва. Русские князья, объединившись под руководством великого князя Московского Дмитрия Ивановича (прозванного позже Донским), разбили войско татарского хана Мамая. Возможно, что Андрей Рублев был не только свидетелем, но и участником этого сражения. Он видел и набег на Москву в 1382 г. хана Золотой Орды Тохтамыша и вторжение на Русь хана Едигея. В то время, когда совершались эти и другие нападения на удельные княжества, русские князья соперничали между собой. Были и другие беды – голод, чума, пожары. В такую жестокую пору и формировалось сознание Андрея Рублева.

И вот первое достоверное свидетельство. Под 1405 г. московская Троицкая летопись 1412–1418 г. сообщает: «Тое же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю». Анализ летописного текста позволяет предполагать, что Рублев – коренной москвич, что монашеский постриг художник принял незадолго до 1405 г. (чернецами обычно называли новопостриженных монахов), что он младший из членов артели, поскольку назван последним. Но вместе с тем участие в почетном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком характеризует Андрея Рублева как уже достаточно признанного, авторитетного мастера.

660 лет со дня рождения андрея рублева

Преподобный Андрей Рублев. Икона

Роспись 1405 г. просуществовала недолго, так как уже в 1416 г. Благовещенская церковь была полностью перестроена. Но сохранились иконы из иконостаса Благовещенского собора. До начала 1980-х гг. семь икон праздничного ряда (Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим)рассматривались большинством специалистов как произведения, принадлежащие кисти Рублева. Однако в более поздних исследованиях доказано, что все убранство интерьера Благовещенского собора погибло во время пожара Москвы 21 июня 1547 г. Сегодня преобладает точка зрения, что деисусный чин и праздники были привезены в Кремль после пожара из двух разных храмов и что все иконы деисуса написаны выдающимся греческим художником, возможно Феофаном Греком.

Второе упоминание Андрея Рублева относится к 1408 г. Та же Троицкая летопись сообщает, что вместе с иконником Даниилом Черным Рублев 25 мая приступил к росписи Успенского собора во Владимире. Приведу этот текст полностью: «Мая в 25 начаша подписывати церковь каменую великую соборную святая Богородица, иже во Владимире, повелением князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Имя Даниила летописец поставил на первое место, отсюда можно предполагать, что Даниил был старшим по возрасту и опыту. По свидетельству Иосифа Волоцкого, Даниил был учителем Рублева в живописном мастерстве. Тесная духовная связь двух иконописцев – «сопостников» сохранялась до самой смерти.

Владимирский Успенский собор, упоминаемый в летописи, древнейший памятник домонгольской поры, возведенный во второй половине XII в. при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо, был кафедральным собором митрополита. Стенопись 1408 г. в соборе сохранилась частично; это единственный документально подтвержденный и точно датированный памятник в творческом наследии художника.

660 лет со дня рождения андрея рублева

Спас Вседержитель. Икона Андрея Рублева из Звенигородского чина

Исследователи среднерусского искусства утверждают, что именно во фресках владимирского Успенского собора обнаруживается отход от византийских канонов и традиций, формируются традиции чисто русские. Русские иконописцы старались зародить в грешном человеке не страх перед Страшным судом, а надежду на милосердие Спасителя. Это отразилась и в трех иконах из деисусного, так называемого Звенигородского чина, единодушно приписываемых исследователями кисти Андрея Рублева, – «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Иконы были обнаружены известным реставратором Григорием Осиповичем Чириковым под грудой дров в сарае при Успенском соборе на Городке в Звенигороде в 1918 г. Авторская живопись по окончании реставрационных работ предстала в нетронутом поздними подновлениями и прописями виде. Именно с этих творений начался расцвет русского иконописания. С приходом Рублева московская живопись окончательно освободилась от византийских влияний.

И вот последний заключительный этап жизни художника, вершина его творчества – создание им иконы «Троица Ветхозаветная». Вот как это произошло. Игумен Троице-Сергиева монастыря, ученик и последователь Преподобного Сергия Радонежского, Никон в 1424 г. решил возвести белокаменную Троицкую церковь – центральный храм монастыря. Для его постройки пригласили лучших мастеров. Он упросил Андрея Рублева вместе с другом его Даниилом Черным (они были в то время в Андрониковом монастыре) расписать собор и иконостас. А Андрею поручил написать «Троицу». Икона создавалась в «похвалу Сергию» и по его завету «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Андрей Рублев приступил к работе, имея за плечами большой опыт и необыкновенное мастерство. Любимым занятием его было любование иконами. Церковный писатель и основатель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий писал, что через созерцание икон Андрей Рублев и Даниил Черный возносились своими мыслями «к невещественному и божественному свету», поэтому лицезрение икон всегда было для них праздником, наполнявшим их сердца «божественыя радости и светлости».

Художник работал над «Троицей» вдохновенно и радостно. Историческая канва рублевского шедевра – библейское предание о явлении Бога Аврааму и его жене Сарре под видом трех мужей, о предсказанном Аврааму рождении сына.

Сюжет этот не нов. И обычно иконописцы, предшественники русского мастера, следуя давней ветхозаветной традиции, изображали на иконах хозяев за хлопотами, их слугу, на столе изображали посуду, угощения, состоявшие из заколотого тельца, лепешек, молока и сливок. Андрей Рублев отказался от давних традиций. Все внимание он сосредоточил на трех прекрасных Ангелах за столом, а на столе одна чаша с головой жертвенного тельца – прообраз Гроба Господня. Чашу благословляет Ангел, олицетворяющий Сына. Голова его склонена к Ангелу, олицетворяющему Отца. К Отцу склонил голову и третий Ангел, олицетворяющий Духа.

Изображения, сопровождающие Троицу, проникнуты христологической символикой. Дуб позади среднего Ангела – «древо вечной жизни» – указывает на функцию второго лица Троицы как Слова, творческого начала Вселенной. Это прообраз Креста и символ Воскресения. Гора – библейский образ возвышения духа, символ Фавора, где ученикам открылось божество Христа и символ священной горы Сион, где был основан иерусалимский храм. Дом – образ богопознания, прообраз Дома Божиего – Церкви.

660 лет со дня рождения андрея рублева

Троица Андрея Рублева

Исследователи этого шедевра не устают повторять, что «Троица» – возвышенный вдохновенный гимн добру и согласию, что в основе философского замысла этого бессмертного творения – мысль о могущественной и всепобеждающей силе любви как сокровеннейшей человеческой сущности. В «Троице» все прекрасно: и плавные очертания легких изящных фигур, и доверчивые кроткие лица, и плавные движения рук. И, конечно, божественный свет, исходящий от иконы.

«Троица» привлекла и привлекает внимание многих исследователей, каждый из них стремился проникнуть в мир Андрея Рублева. Из множества суждений приведу одно, чрезвычайно яркое и глубокое. Принадлежит оно священнику Павлу Флоренскому – русскому религиозному философу, богослову и ученому энциклопедисту. Он писал: «Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору безконечный, невозмутимый, нерушимый мир. Вражде и ненависти противопоставлялась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних. Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от «Троицы» Рублева, эту ничему в мире не равную лазурь, более небесную, чем само земное небо, эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольности, эту бесконечную друг перед другом покорность мы считает творческим содержанием «Троицы».

Знаменитый Стоглавый собор в 1551 г. постановил: «Писать же живописные иконы з древних образцов… как писал Андрей Рублев».

Рублеву приписывают создание прекрасной по оформлению рукописи «Евангелие Хитрово». Название свое оно получило по имени знатного боярина Богдана Матвеевича Хитрово, которому эту книгу «пожаловал» в 1667 г. царь Федор Алексеевич. Боярин в свою очередь пожертвовал Евангелие в Троице-Сергиев монастырь – «ради древнего письма».

Самое замечательное в этом Евангелии – восемь цельнолистных миниатюр, на которых изображены авторы книги – евангелисты Матфей, Лука, Марк, Иоанн – и их традиционные символы: орел, Ангел, лев и бык. Лучшей миниатюрой называют фигуру Ангела, нарисованного в круге – символ евангелиста Матфея.

На страницах рукописного текста – заставки и раззолоченные буквицы, очень смелые, везде разные. Особенно поражают буквицы с голубыми дракончиками.

Исследователь творчества Андрея Рублева Н.А. Демина констатирует: «Все изображенное, от юношески сильного, задумчивого Ангела с книгой в руках (символ человека в его стремлении к знанию)… до голубой цапли, как бы размышляющей над кротко взирающим на нее змеем, до подвижных букв из гибких стилизованных растительных элементов, полно ясности, силы и всеобъемлющей ласковости».

Принимал участие в оформлении книг преподобный Андрей Рублев и в Спасо-Андрониковом монастыре. В этой обители вскоре после ее основания была налажена переписка книг, сложилась своя, так называемая «андрониковская» школа письма. Особое внимание уделялось искусству оформления рукописей. Некоторые из них сохранились. Это прежде всего Евангелие, текст которого украшают многочисленные оригинальные инициалы, изображающие птиц, рыб, змей и фантастических животных. В рукописи имеется только одна миниатюра, но по своим художественным достоинствам она столь значительна, что исследователи связывают ее с кругом Андрея Рублева. Миниатюра изображает Вседержителя на фоне квадрата с острыми вытянутыми углами, за ними идут три сферы, написанные в голубых тонах, усеянные золотистыми звездами. От фигуры Христа исходят тонкие золотистые лучи. Замечательна и орнаментальная заставка с растительными узорами на золотом фоне.

После завершения работ по росписи Троицкого собора и создания «Троицы» Андрей Рублев вернулся в свою родную обитель. Произошло это, вероятнее всего, в 1427 г. И здесь он продолжал трудиться, создал росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря.

В 1430 г. великий русский художник закончил свой земной путь и был погребен на территории монастыря.

Существует старинная миниатюра, на которой изображен Андрей Рублев. Сидя на лесах, он пишет фреску над входом в собор.

660 лет со дня рождения андрея рублева

Алексей Глухов в 1945 г.

Каково значение творчества Рублева? Из множества суждений приведу образное замечание историка искусства М.В. Алпатова: «Андрей Рублев был для своих современников тем, чем в XIXстолетии стал для России Пушкин. На поэзию мировой скорби мы отвечаем стихами Пушкина с его жизнерадостным восприятием мира, мудрой простотой, эллинским чувством прекрасного». Нечто подобное в давние годы произошло и с иконником Андреем Рублевым. На вражеские набеги, удельные раздоры, глад, мор и неустройство живописец ответил созданием «Троицы», излучающей вечный духовный свет.

Андрей Рублев канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 г. Память преподобного Андрея Рублева совершается 13/26 июня и 4/17 июля.

Основные даты жизни и творчества:

Около 1360 г. – родился Андрей Рублев.

До 1405 г. – принял монашество с именем Андрей.

1405 г. – работал совместно с Феофаном Греком и Прохором, «старцем с Городца», над украшением иконами и фресками Благовещенского собора Московского Кремля, домового храма московских князей.

1408 г. – вместе с Даниилом Черным работал над росписью и иконостасом Успенского собора во Владимире.

1408–1422 гг. – создание Звенигородского чина.

1422–1427 гг. – совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря; написан храмовый образ Святой Троицы.

1427–1430 гг. – создание росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

29 января 1430 г. – скончался и погребен в Спасо-Андрониковом монастыре.

Справка

Алексей Гаврилович Глухов (12.02.1925–2015) – журналист и писатель, историк книги, библиотечного дела, заслуженный работник культуры РСФСР (1984), участник Великой Отечественной войны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

660 лет со дня рождения андрея рублева