6 ростовский переулок 4а история дома
6 ростовский переулок 4а история дома
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
попытка воспоминания
Геометрия Ростовских переулков («Вся Москва. 1917»)
Участок, находящийся между 4-м, 5-м и 6-м Ростовскими переулками, практически полностью (за исключением дома 2 по 6-му Ростовскому) принадлежал церкви Благовещения на Бережках. С середины XIX века на участке возводились различные жилые и хозяйственные постройки, а между 5-м и 7-м Ростовскими было старое кладбище.
Съемка Готье-Дюфайе, 1913
6-й Ростовский переулок, направление съемки от Плющихи:
«Мы жили в конце 6-го Ростовского переулка в маленьком домике, который отец, рабочий Метростроя, саморучно смастерил из руины заброшенной китайской прачечной времен НЭПа. По адресу «дом № 6» значилось, кроме нашего, два строения. Деревянная двухэтажка, развернутая фасадом в 6-й Ростовский переулок (теперь на ее месте металлические коробки гаражей), и четырехэтажное, красного кирпича здание дореволюционной постройки, вытянувшееся вдоль 7-го Ростовского. Оно стоит и сейчас как хранитель неизменного адресного знака, только оштукатуренное и покрашенное в песочный цвет.
На противоположной от него стороне переулка еще на моей памяти было старое, давно закрытое кладбище с облупленной, без крестов церковью, превращенной в склад. Среди заросших бурьяном, проваливающихся могил и склепов мы играли в пиратов и казаков-разбойников.
В конце 1938-го здесь появились экскаваторы, бульдозеры, самосвалы. Начали рыть котлован под многоэтажный жилой дом для архитекторов, знаменитый дом-подкову. Церковь долго не трогали: она оказалась в полукруге «подковы» и строителям не мешала. А вот захоронения разбросали по все округе. Полушария черепов валялись даже у нас во дворе. Мальчишки футболили их, как консервные банки.
Четырехэтажный дом состоял из восьми густо заселенных коммуналок. » (И. Мотяшов «А у нас во дворе». Из сб. «Наша Плющиха», М., 2008)
Автор фото, отзовитесь! 2010 год
6-й Ростовский переулок, дом 4а, вид со двора. Сейчас дом расселен, арендаторы вытурены, свет и вода отключены. Бульдозерная атака начата.
Архнадзор
Просто Москва
Наталья Самовер
6-й Ростовский переулок, 12 сентября. Обычный московский двор. Несколько десятков деревьев, дорожки, гаражи, детская площадка, голубятня… Впрочем, обычный ли? Много ли осталось в Москве таких дворов — обжитых, уютных и насыщенных памятью места? 150-летний дуб еще помнит тихую, малоэтажную, провинциальную окраину, по сути слободу, обращенную к Благовещенской церкви — остатку средневекового подворья Ростовских архиепископов. Голубятня, еще полвека назад — обычный атрибут московских дворов, предмет любви, ревности и постоянного внимания горожан от мальчишек до стариков, от рабочих до университетских профессоров, сегодня — редкость, о которой с гордостью и нежностью рассказывают местные жители.
Когда-то Ростовских переулков было как сказочных братьев – семеро. Словно ручьи по склону стекались они к храму, стоявшему на высокой Мухиной горе над Москвой-рекой. Теперь их осталось четверо – 2-й, 4-й, 6-й и 7-й.
Атака экскаваторов фирмы «Сатори» (единственного привилегированного исполнителя городского заказа на снос по 1457-му распоряжению) на шестой дом захлебнулась в канун Дня города. После праздника разрушители ушли, забрав свою технику и оставив поле себя руины, напоминающие последствия бомбежки. Городская прокуратура тем временем разбирается, может ли считаться законным исполнение незаконно засекреченного распоряжения.
Сейчас во дворе на 6-м Ростовском спокойно, но угроза нависла над домом 4а, пока не тронутым разрушением, не считая открытого дождям люка на крыше. Еще в 2006 году он был приговорен к сносу рабочей группой «несносной» комиссии, «учитывая отсутствие историко-архитектурной ценности и неудовлетворительное техническое состояние». С тех пор дом покинут людьми, но в ожидании казни держится молодцом; он крепок, подтянут и опрятен как будто еще надеется, что у людей откроются глаза, они увидят, какой он на самом деле, и одумаются, и помилуют. В стенах – ни единой трещинки, крыша цела, стильная конструктивистская столярка в окнах, необычная мансарда, высокие печные трубы… Что-то непривычное как иностранный акцент – прибалтийский или немецкий – во внешнем облике этого дома невольно притягивает к нему взор.
Это один из четырех последних сохранившихся домов такого типа, плод неудачного эксперимента по созданию нового, обобществленного быта и немногим более успешного опыта применения нестандартных строительных технологий. Кирпичные опорные столбы, металлические несущие балки, деревянное заполнение стен – этот дом никогда не был особенно удобным для жизни, но в оригинальности и запоминающемся образе ему нельзя отказать. В этом районе он один такой. На наш взгляд, этого достаточно для того, чтобы дом 4а по 6-му Ростовскому переулку, даже не будучи памятником архитектуры, мог претендовать на уважение и сохранение в качестве ценного объекта исторической городской среды. Но инвестор, глядя на этот веселый, моложавый дом, видит только одно – драгоценный участок земли под ним. Таким же холодным и ясным взором глядят иные внуки на бабушку, прикидывая, как бы извести старушку, чтобы завладеть ее жилплощадью. Оригинальный выход был найден: квартиры в пустом доме 4а оформлены на частных лиц, которые в один прекрасный момент, создав ТСЖ, примут решение о сносе здания и привлечении инвестора для строительства на его месте чего-то такого, что сполна вознаградит этого самого инвестора за годы, проведенные в ожидании подходящего момента.
Именно поэтому мы решили провести нашу акцию «Адрес из прошлого» рядом с домом 4а, чтобы успеть привлечь к нему внимание до того, как будет поздно. Странный, редкий, особенный дом из 20-х годов еще жив и совершенно цел. Аннушка еще не разлила масло. Ход событий еще можно повернуть вспять. Сделать это могут городские власти, если явят инвесторам – не только в 6-м Ростовском, но и по всему городу — политическую волю и дадут понять, что нормой обращения с рядовой исторической застройкой, не огражденной никакими охранными статусами, должно стать ее сохранение и приспособление к современному использованию. Такова цивилизованная норма обращения с историческим городом.
Судьба домов в 6-м Ростовском переулке типична для рядовой исторической застройки Москвы. Но если на других улицах утрата одного-двух старых зданий не вызывает катастрофических последствий, то здесь потеря домов 6 и 4а оборачивается фактически потерей целого исторического переулка. Был 6-й Ростовский — и не станет его. Останется одно имя, но что называть этим именем, когда лицо потеряно?
Это не старые дома сносят, это Москву зачищают от истории. Мы не устаем говорить о том, что историческая память – это культура. Но историческая память это еще и совесть. Это чувство ответственности сегодняшних жителей и руководителей города перед теми, кто создал город, которым они сейчас пользуются как месторождением полезных ископаемых. Это чувство ответственности сына перед отцом, внука перед дедом. И еще отца перед будущим сыном, деда перед чаемым внуком.
12 сентября 2010 года « Арх надзор» совместно с фотоателье «Ретрообраз» пригласил москвичей своими глазами посмотреть на 6-й Ростовский переулок, увидеть руины дома 6, познакомиться с домом 4а, узнать его биографию – негромкую, не украшенную именами известных людей, не связанную ни с какими событиями государственной важности. Биографию простого московского дома.
Воспоминания этого дома подобны семейным воспоминаниям большинства из нас. Мы – простые москвичи, потомки простых москвичей. Мы, рожденные и живущие в домах, полных памяти о людях, чьи имена что-то значат только для тех, кто связан с ними узами родства. О людях, которые создали Москву и населили ее каменную плоть своими живыми душами. Эти дома сегодня беззащитны, но они заслужили, чтобы мы защитили их. Они – наше прошлое, наша семья, наша Родина. Защищая их, мы защищаем себя.
brel_brel
И ангелы рассмеялись
познавая белый свет
С вчера пятницы разгораются страсти (пока теле- и интернетные) вокруг известных персон, причастных к уничтожению исторической Москвы. Ожидаются серьезные сюжеты ОРТ («Специальный корреспондент») и ВГТРК. И вместе с тем, очевидно: сиюминутные политические стычки и разборки в верхах, даже при жестких последствиях для конкретных чиновников автоматом не ведут к перелому в отношении государства к культурному достоянию. Разговор о сохранении Москвы может стать на время разменной монетой в игре олигархов, но может и выйти на новый уровень осознания – юридический, политический, нравственный.
Ведь то, что творится с обликом исторических городов России (шире – СНГ), виноваты тысячи, а не единицы. Хотя кто-то и заслужил не просто морального порицания, но и уголовного преследования. Пора признать: равнодушием, незнанием, пренебрежением пропитаны слишком многие из нас. Изменение надо начинать с личного участия в культурной судьбе города.
Поэтому в воскресенье зову всех на мирную культурную акцию в поддержку небольшого здания эпохи конструктивизма, которое вскоре может исчезнуть.
12 сентября, в 14-00
Фотоателье «Ретрообраз»
движение «АрхНадзор»
приглашают на ретро-гуляние
АДРЕС ИЗ ПРОШЛОГО
в 6-й Ростовский переулок, к дому №4
( м. Киевская, по пешеходному мосту через Москву-реку, м. Смоленская по улице Плющиха)
контакты 8 (910) 452 31 01
8(916)631 36 10
«… в середине 1920х начали строиться так называемые «кооперативы»… чаще всего — целыми кварталами с развитой инфраструкторой: фабрикой-кухней, яслями, клубом. Строились в режиме экономии, заставлявшем придумывать новаторские принципы строительства и использовать необычные стройматериалы. Наличие общей столовой поддерживало дух времени: женщин освобождали от кухонного рабства. Общая прихожая позволяла экономить место в квартире. Однако, вскоре оказалось, что даже самые продвинутые жильцы не выдерживают такого обобществления жизни, и подоконники модных квартир быстро обросли примусами и кастрюльками. Дом-коммуна постепенно перерастал в коммуналку.
Прогулки по Москве: что смотреть на Плющихе кроме тополей
M24.ru совместно с интернет-проектом «Прогулки по Москве» открывает рубрику, в которой рассказывает о нетипичных интересных местах в городе для пеших прогулок.
Гостиницы «Белград» и «Золотое кольцо», Смоленская улица дом 8 и дом 5
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Если выйти из станции метро «Смоленская» («Синяя» ветка) и выйти на Садовое кольцо, через дорогу вы увидите два высоких здания-близнеца. Это одна из первых достопримечательностей Плющихи. Раньше там располагались гостиницы Белград-1 и Белград-2. В 90-е одну из гостиниц реконструировали и назвали “Золотое кольцо”, вторую переименовали в «Белград». Сегодня это трехзвездочный отель, в пятизвездочном «Золотом кольце» цены на порядок выше.
Дом Толстого, улица Плющиха, 11а
Из-за строительных лесов дома практически не видно. Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Исторический облик. Фото: moscowwalks.ru
За «Золотым кольцом» находится маленький и неприметный дом, для большей маскировки скрытый забором. Сейчас в здании находится управление ГИБДД, а в позапрошлом веке это был жилой дом, куда в 1837 въехала семья Толстых с девятилетним сыном Львом. Будущий писатель и его близкие прожили здесь практически год. Позже Толстой расскажет о жизни на Плющихе в произведении «Детство».
Дом офицеров, Земледельческий переулок, дом 20
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Дом офицеров в Земледельческом переулке примечателен тем, что в 1920 году перед выпускниками Московской кавалерийской школы выступал Ленин, о чем свидетельствует мемориальная табличка с изображением Владимира Ильича. В советское время после расформирования школы на месте конного манежа появилась автобаза. Сегодня в здании располагается концертный зал «Александровский», где репетирует музыкальный Ансамбль имени А. В. Александрова. В прошлом году напротив дома открыли памятник самому композитору.
Доходный дом Исакова, Ружейный переулок, 2ка
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Четырехэтажный жилой дом зажат с двух сторон кирпичными советскими постройками, отчего кажется совсем кукольным. Дом появился здесь в начале прошлого столетия и по слухам там находился публичный дом. Однако подтверждения этой версии нет, а все, кто так думал, ссылались на чересчур нарядный внешний вид. Точно известно, что здание было спроектировано архитектором Исаковым и какое-то время работало как доходный дом.
Пустующий дом эпохи НЭПа, 6-й Ростовский переулок, дом 4а
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Неподалеку от доходного дома Исакова самый большой и знаменитый двор Плющихи. Одно из приметных зданий – дом, построенный в эпоху Новой экономической политики, то есть в 20-е годы прошлого века. Здание напоминает европейские домики и на фоне привычных для России панельных многоэтажек выглядит экзотично. Изначально таких домов должно было появиться несколько, но план так и не воплотили в жизнь. Этот дом на Плющихе пустует, а на входе висит замок. В некоторых окнах выбиты стекла.
Место действия фильма «Три тополя на Плющихе», 6-й Ростовский переулок, дом 4а (у дороги напротив дома)
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Совсем рядом с пустующим домом – неприметные гаражи, на месте которых для съемок фильма «Три тополя на плющихе» стояла декорация кафе. В принципе, если вы не большой поклонник картины Татьяны Лиозновой, это место вряд ли чем-то впечатлит.
Дом художника Василия Бакшеева, 4-Ростовский переулок, дом 2
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Деревянный дом красно-бардового цвета выделяется на фоне советской панельной застройки. Раньше здание принадлежало художнику Василию Бакшееву, сейчас в нем офисные помещения. Если не обращать внимание на пластиковые стеклопакеты, здание сохранилось практически в первоначальном виде.
«Дом Архитектор», 7-й Ростовский переулок, дом 5
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
В центре двора – полукруглый жилой «Дом архитектора» с большой историей. Его строительство началось в 30-е по проекту архитектора Щусева, который работал над Казанским вокзалом, Мавзолеем Ленина и зданием НКВД на Лубянке. Изначально здание должно было быть, мягко говоря, роскошным – с лестницами, которые ведут на набережную Москвы-реки, дорогой и затейливой отделкой и собственным храмом во дворе. Однако война, нехватка средств и политика Хрущева против “архитектурных излишеств” требовали от архитекторов быть скромнее. Здание осталось красивым только в центре, а надстройки по краям сделали попроще. В завершенном варианте дом стал выглядеть странно. Кстати, церковь во дворе какое-то время существовала, но от нее быстро избавились.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Лучший вид на Москву открывается в темное время суток
С одной стороны окна “Дом архитектора” выходят на дворы Плющихи, с другой – на Москву-реку. На противоположном берегу находится Киевский вокзал, “Европейский”, Москва-Сити, последние этажи гостиницы “Украина” и дома-книжки на Новом Арбате. Большое преимущество площадки – она куда менее известна, чем, например, смотровая на Воробьевых горах.
ДК «Каучук», улица Плющиха, дом 64
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Дом культуры «Каучук» построили к десятилетию октябрьской революции для работников одноименного завода. Проект разрабатывал знаменитый архитектор-конструктивист Константин Мельников – автор первой концепции Парка Горького, ДК имени Зуева и Бахметьевский гараж. Единственная афиша на фасаде здания – вывеска ресторана, а местные жители точно не знают, работает ли ДК по прямому назначению.
Храм Михаила Архангела, улица Еланского, дом 2а
Вид на храм из сквера Девичьего поля. Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Церковь построена по инициативе врачей «Клинического городка на Девичьем поле» в конце XIX века. Здесь часто крестили младенцев, которые рождались в соседней больнице. Кстати, дорога, которая начинается у храма, ведет прямиком в морг. Местные жители любят шутить, что это путь жизни.
Сквер Девичьего Поля
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Через дорогу от “Каучука” – большой сквер Девичьего поля. На этом месте раньше было поле, где гуляли и отмечали праздники. В результате поле превратилось в треугольный парк, в котором, если внимательно осмотреться, можно увидеть много интересного. Например, здание дореволюционной уборной, которое работает до сих пор и является зданием самого старого общественного туалета в Москве. В дальней части парка рядом с улицей Льва Толстому находится памятник автору. Также в сквере можно найти монументы врачу Николаю Филатову и военачальнику Михаилу Фрунзе.
Общевойсковая академия ВС РФ, проезд Девичьего Поля, дом 4
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Главный корпус и общежитие
Комплекс зданий учебного заведения занял практически весь проезд Девичьего поля. По-настоящему интересны только два здания. Во-первых, обратите внимание на серое общежитие: оно построено после войны и сделано в форме шайбы. Во-вторых, внимательно прочитайте цитату на фасаде главного здания. Словосочетание “своя земля” встречается дважды, однако это не опечатка, а реальная фраза Сталина, которую почему-то не стали редактировать. Кстати, раньше высказывание было подписано фамилией правителя, но в результате развенчания культа личности Сталина подпись закрасили.
В зоне риска: доходный дом в 6-м Ростовском переулке The Village продолжает серию материалов о московских исторических домах в зоне риска. В новом выпуске — доходный дом архитектора Л. В. Стеженского.
Название: доходный дом архитектора Стеженского
Адрес: 6-й Ростовский переулок, дом 6
Что находилось: доходный дом
Что планируется: «помещения свободного использования»
Когда-то в районе Плющихи было сразу семь Ростовских переулков, почти весь участок принадлежал церкви Благовещения на Бережках. Теперь переулков стало на три меньше, причем 6-й Ростовский — самый короткий из всех. Доходный дом по проекту Леонида Стеженского построили здесь в 1914 году, изначально фасад был из красного кирпича, затем стены оштукатурили и покрасили. Стеженский в начале века был довольно популярным архитектором, приверженцем стиля модерн. В Москве на его счету более десятка доходных домов, а также больница Покровской общины сестёр милосердия, храм Марфы и Марии при лазарете и другие. Принято считать, что Стеженский не имел индивидуального почерка, в городе сохранились почти все его работы, многие из которых сегодня являются памятниками культурного наследия.
В сентябре 2010 года бульдозеры пытались разрушить здание, градозащитники пытались противостоять сносу. С тех пор дом стоит в полуразрушенном состоянии. Специалисты отмечают, потеря домов на 6-м Ростовском переулке может разрушить исторический облик целой улицы. На месте данного доходного дома планировалось строительство бизнес-центра, сейчас территория огорожена, а остатки фасада продолжают разрушаться.