500 дней лета вечное сияние чистого разума
Рецензия на фильм «500 дней лета»
Закадровый рассказчик, появляющийся в самом начале «500 дней лета», без обиняков заявляет: да, тут у нас мальчик (Джозеф Гордон-Левитт) встречает девочку (Зуи Дешанель), но это не любовная история. Это история любви, уточняется дальше. На самом деле – нет. Это история расставания. История, уж простите, одного разбитого сердца. История того, как сочинитель открыток Том встретил секретаршу Саммер (то есть «Лето»), как они впервые поцеловались в подсобке у ксерокса, как ходили вместе в кино, в «Икею» и есть блинчики, как занимались сексом в душе, как он влюбился и хотел сделать предложение, как она не влюбилась и предложила остаться эхм… друзьями. «Мы с тобой как Сид и Нэнси», – сказала Саммер. «Но Сид ударил Нэнси ножом семь раз! Я не могу быть Сидом», – возразил Том. «Правильно, я – Сид», – ответила Саммер.
Это если излагать линейно, конечно. Однако дебютант Марк Уэбб всю историю разбил на «дни», каждый из них предварив титром: например, «день 1» или «день 358», а потом, условно говоря, нажал кнопку «шаффл», то есть «перемешать». И как бы случайно выше описанная сцена расставания оказалась в начале, безоблачные эпизоды из первой сотни дней беспорядочно перемешались с драматическими эпизодами из сотни третьей, а в середину между пародиями на унылого Бергмана затесался жизнерадостный танцевальный номер.
Весь этот винегрет, который поначалу можно принять за бессмысленное трюкачество бывшего клипмейкера, при ближнем рассмотрении начинает казаться приемом более чем органичным. Ну а как еще изобразить происходящее в голове человека, которому любовь всей его жизни предлагает расстаться со словами «Я как Сид Вишес. А теперь давай есть блинчики» и который теперь сходит с ума, пытаясь понять, где же именно он ошибся. Шерлок Холмс, вероятно, предложил бы дедукцию. Однако Уэбб выбрал для своего Тома ассоциации, импрессионизм и беспорядочное листание 500-страничного тома под названием «Саммер» – обуреваемая эмоциями человеческая память фунционирует как угодно, но только не стройно, последовательно и логично.
В сущности, сама Саммер тут – не более чем чудесное воспоминание, пробуждающее в Томе массу вопросов и стирающееся постепенно. Да, она красиво одевается, красиво говорит, вполне прилично разбирается в дискографии группы Smiths и для пикантности утверждает, будто Ринго Старр лучший из «Битлов». Но в сущности, что он о ней знает? «Если она увлекается той же странной дрянью, что и ты – это вовсе не значит, что она твоя половинка», – говорит герою его сестра. Правда, с чего он взял? В конце концов, говорила же она ему самого начала, что не верит в любовь. Теперь и он вот тоже не верит? Или верит? Но не с Саммер? Может, он не туда смотрел? К финалу ленты героиня почти исчезает из истории: она тут, повторимся, только первопричина, но не финальная цель. Главным же для героя становится вопрос, в свое время озадачивший певицу Шер: есть ли жизнь после любви?
Критики робко выдвигают фильм на «лучший ромком года», нам же кажется, что мы не видели ничего более симпатичного со времен «Реальной любви» /Love Actually/ (2003). Не блистающие «эннихолловской» остротой реплик и, вообще, кругом не идеальные, «500 дней», тем не менее, сумели обаять почти всех, исключая, как подсказывает нам статистика imdb (где фильм сегодня занимает 197 место в списке 250 лучших всех времен), трижды разведенных женщин старше сорока пяти, которых недостаточно любила мама и которым вообще не очень повезло в жизни.
Ну и кроме шуток, если вам действительно нравится, ну скажем,«Антихрист» /Antichrist/ (2009), это одно дело. А если вы ни разу не улыбнетесь на «500 дней лета», сделайте что-нибудь немедленно. Хотя бы блинчиков съешьте, что ли.
Кино10 лет «500 дней лета»: Зрители об уроках антиромкома
Куда приводит идеализация партнёра
В этом году исполняется десять лет с момента выхода одной из самых важных романтических комедий нулевых «500 дней лета». Дебютный фильм Марка Уэбба разбил немало сердец в своё время, однако сегодня стало очевидно, что такой подход к лав-стори проходит проверку временем. Мы попросили зрителей рассказать, о чём на самом деле это кино.
Саша Жиленко
Мне было шестнадцать, когда я посмотрела «500 дней лета» — и ещё годы спустя мысли об этой истории приносили физическую боль. Интересно, однако, как с годами фильм приобретает новый смысл: теперь он не поражает, а утомляет, ведь всей драмы можно было избежать с помощью одного взрослого разговора. В подростковом возрасте казалось, что любовь — это обязательно страдания и грустная музыка в наушниках, поэтому Том Хэнсон был таким близким персонажем. К двадцати пяти годам, когда уже сама пережила тысячу и пятьсот дней страданий, понимаешь, что любовь не нужно пытаться заслужить и что худшее, что ты можешь сделать, — это создать образ человека, который не соответствует действительности.
«500 дней лета» — это пособие о том, как делать не надо. Том влюбляется в образ девушки из своих фантазий, но сталкивается с реальностью, в которой она не хочет серьёзных отношений и сразу об этом заявляет. Он сознательно не уважает её выбор, но впоследствии почему-то винит всех, кроме себя. Если говорить о любви как в кино, то это самая реалистичная и жизненная история из всех возможных. Ну и самое главное: если кому-то нравится та же заумная муть, что и тебе, это ещё не значит, что вы родственные души.
Артур Завгородний
«500 дней лета» правильнее перевести как «500 дней Саммер» (ох уж эта игра слов), потому что история не о лете, а о парне и девушке, и не совсем о любви, как предупреждает закадровый рассказчик, хотя и о любви тоже. Главный герой — архитектор, для которого люди и действительность должны иметь смысл, порядок, поддаваться внятному объяснению. Но тут появляется девушка, которую умом не понять.
Вот только герой всё равно убеждён, что встретил девушку мечты, хотя она постоянно напоминает, что не верит в любовь, не хочет серьёзных отношений, но продолжает улыбаться, заигрывать, целоваться и держаться за ручку. Короче, ведёт себя явно не по-дружески. И либо парень — слепой дурак, либо влюбился в придуманную им же мечту, а не в девушку. Что же особенного в «той, единственной», которая вся такая чудная, но, если честно, такая скучная? Кто такая Саммер, помимо того, что герой любит её улыбку, волосы, смех и родимое пятно в форме сердца? Картина похожа на главного героя — слишком самолюбива, поэтому оказывается вовсе не о Саммер, а о любви глазами романтика.
Фильм то радостный, то грустный, потом снова радостный, и вот опять грустный, повествование зачем-то гуляет туда-сюда, демонстративное очарование персонажей, слушающих The Smiths и цитирующих Belle & Sebastian, а вся суть истории в том, что цени свободу, потому что любовь — страдания, и кто романтик, тот безнадёжен, и вообще жить нужно без напряга. Мечты и реальность не совпадают — реальность вытесняет мечты. И действительно, зачем творить что-то вечное, если можно создать что-то одноразовое? Или всегда есть надежда, особенно когда не веришь в судьбу? После лета жди осени, ведь так? Странным образом этот ромком говорит так мало, болтая так много. Любить «500 дней лета» не буду, но друзьями останемся.
Ксения Бабич
Когда фильм «500 дней лета» только вышел, он стал настоящим ребусом для меня. Поначалу казалось, что это просто картина о несовпадениях парня и девушки. Но затем я поняла, что это кино о пресловутой «девушке мечты», которую зритель видит только через взгляд парня. Мы мало знаем что-то о настоящей Саммер — мы видим только чувства Тома. Видим, как отношения поглощают и захватывают его полностью так, что он перестаёт различать за нарисованным образом настоящего и живого человека, Саммер.
Его окружение, друзья, сестра пытаются намекнуть, что с ним что-то не совсем так, что он может ошибаться. Однако Том живёт только в своей мечте и приписывает Саммер то, чего на самом деле в ней нет. Ровно поэтому в фильме так карикатурно смотрится её протест, когда она кричит «член» в парке или говорит о независимости. Это очень важные детали, ведь после того, как романтизация Саммер уйдёт, Том поймёт, что с ним — реальный человек, другая женщина. И как бывает уже в реальной жизни после похожих ситуаций, он будет устраивать скандалы и продавливать свои представления о том, какой «должна» быть девушка.
В итоге, когда она говорит ему, что, возможно, её хрупкие чувства исчезли, он воспринимает это как драму всей жизни и снова зацикливается только на себе. Очень показательная история, которая особенно характерна для нарциссов. Фильм с открытым концом: якобы герой переосмыслил своё отношение к себе и любви, которую он готов дарить, и встречает девушку Осень — с ней, возможно, он не поступит так же, как с Саммер.
Саша Карякина
«500 дней лета» часто называли антиромкомом, но по мне, конец там вполне счастливый, хоть и без happily ever after. Главный герой, пройдя через страдания по придуманному им образу реальной Саммер (которая оказалась совсем не тем человеком, каким он её видел), понимает свои ошибки и переворачивает эту страницу своей жизни — чем не хэппи-энд?
Как часто бывает, люди не слышат того, что им говорят (например, «Я не хочу отношений» или «Давай останемся друзьями»), и живут с эфемерным идеальным образом человека, лишая его права быть реальным. Любовь к The Smiths и кроватям из ИКЕА ещё не означает, что ваши чувства друг к другу взаимны, гораздо чаще «ожидания» и «реальность» оказываются историями с совсем разных планет.
Я столько раз смотрела фильм с разными людьми, и каждый раз они негативно воспринимали героиню Зои Дешанель: зачем она так обращается с главным героем, почему не даёт ему шанс? Но мне Саммер казалась предельно честной с самого начала: разве не глупо обижаться на кого-то за то, что он не отвечает взаимностью?
Егор Беликов
«500 дней лета» выглядел в своё время неожиданным опытом в стагнирующем жанре мелодрамы/ромкома: кроме нелинейного повествования, там можно было обнаружить любопытный подход к восприятию и деконструкции современной любви.
Многие ругали эту картину за клишированность, особенно в отношении протагонистки, но кажется, что героиня Зои Дешанель не по недосмотру, а совершенно нарочно обобщена до стереотипа: как и все прочие герои, она не совсем экранная личность — скорее ходячий штамп, та самая manic pixie dream girl. Якобы любящий её персонаж Гордон-Левитта (он тоже плоский и ненастоящий, эдакий протохипстер) довершает картину вроде бы любви, а на деле — тотальной нелюбви: как можно любить клише? Мир переполнен стереотипами — людьми, притворяющимися кем-то, говорит разоблачительный фильм «500 дней лета», и уже одним этим он примечателен.
Но ещё интереснее, что картина эта очень любима в народе (да и мной тоже, если честно): целое поколение позитивных и открытых неумело воспроизводит ненастоящие, киношные чувства Саммер и Тома в попытке найти у себя в душе что-то настоящее. Сегодня картина Уэбба представляется чересчур грустной и даже парадоксально антиромантичной, а раз она так сильно поменяла своё значение, значит, восприятие её развивается со временем и она продолжает оставаться актуальной, что, несомненно, доказывает её удачность.
Нина Чередникова
Моя подруга с опытом в дейтинге, часто рассказывает мне о мужчинах, с которыми всё складывается по одному и тому же сценарию. Они знакомятся с ней, общаются и спустя короткое время (не больше недели, а кому-то хватает и дня) начинают говорить ей, что искали её всю жизнь. Предлагают «серьёзные отношения», квартиру, дачу, а иногда и совместных детей. Казалось бы, чего ещё желать женщине в поиске? Сказка о любви с первого взгляда в действии. Но подруга таких мужчин безжалостно блокирует. Вы спросите почему? Их всех объединяет общая черта — они даже не пытаются ничего о ней узнать. В режиме монолога изливают душу, рассказывают свою биографию, а получив от неё в ответ несколько тёплых слов, пишут: «Ты удивительная! Я таких, как ты, никогда не встречал!» А каких «таких»?
Однажды подруга прямо спросила очередного новоиспечённого соулмэйта, который предлагал ей прямо завтра переехать к нему в двушку: «Может, я расскажу тебе о себе побольше и ты ещё подумаешь?» На что храбрец заявил: «Не надо ничего рассказывать! Я сразу понял, какая ты! Ты мне подходишь, солнышко! Я уже решил и не передумаю». И был отправлен в чёрный список.
Такая вот жестокая у меня подруга. Хочет, чтобы любили её настоящую. К чему это я? Фильм «500 дней лета» даёт уникальную возможность погрузиться в мир такого мужчины. Мы от первого лица переживаем весь спектр его неразделённой любви, трагически-прекрасной и пронзительной, как песни Регины Спектор. И я не иронизирую. Герою правда сопереживаешь на каждом повороте сюжета. Его намерения чисты, его чувства кровоточат и пульсируют. И вместе с героем мы испытываем беспомощное отчаяние, когда его любимая вдруг становится чужой и холодной. И вот мы уже ненавидим эту дрянь, которая кормит бедного парня ложными надеждами. Да как она смела уснуть у него на плече, когда уже обручена с другим? Режиссёр мастерски заманил нас в ловушку эмпатии. Но чтобы чары развеялись, достаточно спросить себя к концу фильма: что мы узнали о Саммер?
Все отзывы о фильме 500 дней лета
Рецензия «Афиши» на фильм
Том (Джозеф Гордон-Левитт), несостоявшийся архитектор, гробит молодость в офисе лос-анджелесской компании по производству поздравительных открыток. Туда же устраивается секретаршей Саммер (Зои Дешанель), приезжая барышня с голубыми глазами. Вскоре Том решит, что влюбился. Благодаря песне The Smiths «There Is a Light That Never Goes Out», караоке-бару, лос-анджелесским лужайкам и магазину IKEA они станут близки, но Саммер так никогда и не скажет Тому, что любит его. На 290-й день знакомства они сходят в кино на «Выпускника», съедят блинов и расстанутся.
В этот момент и начинается фильм, который в дальнейшем будет прыгать по хронологии, как сломанная граммофонная игла по пластинке (или как человеческая память). Из «пятисот дней Саммер» сама Саммер физически присутствует лишь в половине — вторую половину она по большей части проведет в виде болезненного воспоминания в голове безутешного Тома.
«Это не любовная история, а история о любви», — сообщает один из рекламных слоганов. По формальным признакам романтическая комедия, фильм отчаянно старается отгородиться от закосневшего жанра. И действительно выглядит на редкость свежим на уровне цветовой палитры, текстуры, звуков. Солнечный и зеленый Лос-Анджелес вместо традиционного Нью-Йорка, смешные наряды, хипстерские песенки, относительно незамыленные лица: Дешанель, с ее невесть откуда взявшимся образом инди-принцессы, и Гордон-Левитт, который, если повезет, еще может стать крупнейшей звездой своего поколения.
То ли иронизируя над клише, то ли не будучи до конца уверенным в своем таланте рассказчика, клипмейкер Уэбб беспрерывно закрывается формальными ходами. Начали с расставания — о’кей. Фильм снят с точки зрения Тома, но иногда еще возникает закадровый голос, ехидно комментирующий его поступки (а иногда не возникает). Вставной танцевальный номер, пародирующий мюзиклы (даже с мультипликационной птичкой). Полиэкран: «воображение» и «реальность». Гордон-Левитт, которому снятся фильмы Бергмана с участием Гордон-Левитта. Интервью в камеру и так далее. Иногда это забавно (Бергман), иногда совсем нет (мюзикл), но в целом есть ощущение, что человеку мало встать на голову, он еще при этом достает языком до уха и пытается что-то сказать животом.
Смешной и, в общем, вполне очаровательный фильм несколько раздражает именно этим — демонстративной, избыточной эквилибристикой. Главная, а может, и единственная серьезная проблема «500 дней» — в желании вылезти на простых фокусах, в маячках, расставленных повсюду для целевой аудитории, в стремлении понравиться с лету, с наименьшими энергетическими затратами. Фильм Уэбба ведет себя со зрителем как заведомо хорошенькая девушка на первом свидании — для вида напрягаясь и робея, но с полным осознанием, что кавалер уже никуда не денется, потому что у нее есть это, это и это.
Самое занятное, насколько глубоко при всем при том «500 дней» укоренены в почву традиционного ромкома, если копнуть еще на миллиметр. Герой — с его легкомысленной профессией, с его ждущей своего часа мечтой, с шикарной квартирой и гардеробом при паршивой работе, с младшей сестрой-акселераткой при полном отсутствии родителей — отличается от золотого стандарта разве что футболками Joy Division. Про героиню — опять же в соответствии с жанром, причем в худших проявлениях, — мы вообще ничего не знаем, кроме того что она нравится герою и вся из себя воздушная. Про персонажей второго плана даже говорить не стоит: Туповатый Босс, Смешной Лучший Друг, для верности еще один Смешной Лучший Друг.
Принципиальное отличие — в не сказать что отрезвляющем, но трезвом взгляде на отношения полов. Это действительно «не любовная история»: он ее как бы любит, а она его как бы нет. Он милый и все такое, но дистанция между стартовым предложением Саммер «будем друзьями» и прощальным «останемся друзьями» почти отсутствует. Другой вопрос, а любит ли ее Том. Или он любит свое представление о ней. Или он любит свое представление о любви. И что он вообще в ней нашел. И что мы договорились считать любовью. Фильм довольно изящно закругляется, уклонившись от ответа на эти и многие другие смежные вопросы, и растерянное молчание Тома, когда ему нужно сформулировать что-то по теме, безусловно, лучшее, что в нем есть, и действительно что-то новое в пыльном жанре.
7 пронзительных фильмов о любви
Мы запустили большой спецпроект, рассказывающий о выдающихся сериалах и фильмах.
В этом материале мы собрали семь выдающихся фильмов о любви.
«История любви»
Love Story
Эли МакГроу, Райан О’Нил, Джон Марли, Рэй Милланд
Парень встречает девушку, парень влюбляется в девушку, парень теряет девушку. Как говорил рекламный слоган фильма, «любовь — это когда не приходится ни о чем жалеть». Одна из главных мелодрам 20 века с волоокой Эли МакГроу и ангелическим Райаном О’Нилом начинается в колледже, где мажор и немного нарцисс влюбляется в скромную красавицу-активистку из бедной семьи. Родители, разумеется, против, но на дворе — эпоха хиппи, а дети цветов завещали мечтать о лучшем будущем и не обращать внимания на различия между людьми. Проникновенная и чистая история на все времена о том, что мы не можем выбирать родителей и происхождение, но всегда свободны выбирать любимого человека.
«Какими мы были»
The Way We Were
Барбра Стрейзанд, Роберт Редфорд, Брэдфорд Диллман, Лоис Чайлз
Умная мелодрама о единстве и борьбе противоположностей. Юная Кэти влюбляется в недосягаемого Хаббла. Ее привлекает его холодная красота, стать и рациональность, его — ее страсть, сила характера и неравнодушие к миру. Их история любви длится многие годы, когда они будут сходиться и расходиться, ссориться по пустякам и из-за принципов и все равно продолжат выбирать друг друга. Проникновенная и реалистичная история отношений не подходящих друг другу, но любящих друг друга людей: любовь есть, пока в нее веришь и нуждаешься в ней. Великий дуэт Роберта Редфорда и Барбары Стрейзанд прилагается.
«Вечное сияние чистого разума»
Eternal Sunshine of the Spotless Mind
Джим Керри, Кейт Уинслет, Джерри Роберт Бирн, Элайджа Вуд
Потерявший надежду на счастливую жизнь и веру в себя мужчина в кризисе среднего возраста садится на поезд, где познакомится с девушкой-праздником Клементиной. Она —взрывоопасная мечтательница с кучей планов в голове и потребностью в настоящей любви. Эмоциональная и энергичная, она сбивает героя с ног и меняет его жизнь, пока он не устает и не решается на расставание. Самый простой способ избавиться от девушки — пойти на встречу к загадочному врачу, который сотрет все болезненные воспоминания о ссорах и всей истории любви и поможет начать с чистого листа. Но внезапно оказывается, что герой так уже делал — и стертая боль не уберегла его от следующих ошибок. Фантазийное, теплое кино о том, что любовь — не только праздник, но и боль, а кризисы и разочарования лучше переживать вместе, чем по отдельности.
«Титаник»
Titanic
Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет, Билли Зейн, Кэти Бейтс
Эпохальная мелодрама в эпохальных обстоятельствах — леди встречает бродягу на борту «Титаника», в потопление которого в 1912 году никто бы не поверил. Миллионы зрителей навсегда запомнили имена Джека и Роуз и сжимали кулаки, чтобы Леонардо ДиКаприо не замерз в Атлантике. Молодая знатная красавица на выданье плывет на «Титанике» первым классом — к замужеству с циничным щеглом, выгодной партией, которую одобряет ее мама. В последний момент в третий класс для бедняков и рабочего люда запрыгивает нищий Джек, собирающийся стать художником. Свободолюбивый, легкий и авантюрный, он вдохновляет Роуз, привыкшую к церемонным ужинам с зажатыми людьми своего сословия — но их разделяют не только деньги и статус, но и грядущая трагедия с великим кораблем, который налетит на айсберг.
«Жизнь Адель»
La vie d’Adèle
Леа Сейду, Адель Экзаркопулос, Салим Кешьюш, Орельен Рекуан, Катрин Сале
Франция, Бельгия, Испания
«500 дней лета»
(500) Days of Summer
Джозеф Гордон-Левитт, Зои Дешанель, Джеффри Аренд, Хлоя Грейс Морец
Молодой парень (Джозеф Гордон-Левитт), обожающий группу The Smiths, работает в офисе компании, выпускающей поздравительные открытки. Он — копирайтер. Его коллега Саммер (Зои Дешанель) — лучезарная, общительная и красивая девушка — нравится ему издалека и начинает нравиться еще больше, когда он узнает ее поближе. Но уже с первых минут мы знаем, что их отношения закончились разбитым сердцем. Вместе с главным героем мы вспоминает полтора года, которые он провел с Саммер — от поездки в IKEA до прогулки на закате — и проживаем собственные первые свидания и моменты влюбленности, когда бабочки порхают в животе. Каждый конфетный период заканчивается, и мы начинаем видеть перед собой человека, которого надо прощать, понимать и ценить даже если он на тебя не похож. Именно такая история влечения и непохожести легла в основу одной из самых популярных современных мелодрам.
«Перед полуночью»
Before Midnight
Итан Хоук, Жюли Дельпи, Шеймас Дэви-Фицпатрик, Дженнифер Прайор
Финальная часть трилогии Ричарда Линклейтера о двадцати годах отношений француженки и американца: можно смотреть каждую из частей в любом порядке и не разочароваться. Пара проходит через такие же моменты колебаний и неопределенности, как и каждый из нас. В «Перед полуночью» семейная пара уже с двумя детьми, дочками-близняшками, едет отдыхать на юг и встречается с друзьями. Но усталость и рутина берут свое: любимые ссорятся, проживают один из самых тяжелых дней за последние годы и пытаются разобраться, почему они все еще вместе. Мелодрама Ричарда Линклейтера — и о кризисе среднего возраста, и об утомленности от длительных отношений, и о готовности двигаться дальше, несмотря на накопившиеся претензии. Легкие и жизненные диалоги. Невероятно органичные Жюли Дельпи и Итан Хоук в главных ролях, помогающие примерить универсальную историю на себя и почувствовать себя каждым из двоих героев. Ссоры и шутки, написаны так остроумно, что «Перед полуночью» оставляет только самое приятное послевкусие.