40 дней ребенку у казахов как правильно считать
Обряд сорок дней ребёнку у казахов
Ребенок, появившись на свет является причиной радостного события родителей, в честь него устраивают праздник » Шилдехана » после ребёнка ждёт впереди много обрядов. Появившись на свет, мы приспосабливаемся к традициям наших предков. Из покон веков и в наше время есть обряд «сорок дней ребенку». В прошлой статье мы писали, что до сорока дней ребенка нельзя было показывать людям чтобы уберечь от сглаза. Члены семьи хоть и нянчились с ребенком, но в основном присмотр был за матерью и бабушкой. По истечении 40 дней ребенка каждый день купали в соленной и мыльной воде поочередно этот обряд называли «купание младенца«. Если у женщины были трудные роды, то купанием занимались бабушка или другие женщины в семье.
Обряд сорока дней состоит из своих ритуалов. Всем собравшимся раздавали сорок лепешек. Имеется обряд как «ит койлек». В первые дни ребенка одевали его в этот «иткойлек». Эту рубашку крестная мать специально шила для ребенка. В эту рубашку одевали ребенка, чтобы он не поцарапал ногтями лицо и эта рубашка была сшита специально так чтобы швы не давили на тело ребенка. После обряда сорока дней эту рубашку отдавали женщинам у которых не было детей либо тем кто не мог забеременеть в знак приметы. Если не было таких женщин, то в эту рубашку заворачивали курт творог или сладости и завязывали на шею собаке. А аульские дети догоняли собаку и угощались тем, что было завёрнуто в эту рубашку. Но такого нет в наше время, сейчас готовят специальные платки, в которые заворачивают сладости.
Наши предки особое значение придавали обычаям и традициям. Для них цифра «сорок» была священной. Считалось что в «сорок» дней купание в воде очищенной серебром, стригание ногтей и волос, одевание в новую одежду является жизненным примером для ребенка. Хоть и время другое, хоть и люди изменились, но все же какое счастье, когда люди не забывают о таких традициях.
Пусть никогда не будет конца таким праздникам как: шилдехана, бесик той, тусау кесу, обрезание и пусть всегда льются рекой только хорошие пожелание в такие замечательные дни.
Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка
Иллюстративное фото: pixabay.com: UGC
Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка формировались на протяжении столетий. В них отразилась национальная мифология и менталитет нашего народа. До сих пор большинство семей исполняют эти ритуалы, но не всем известно их тайное значение. Об этом и пойдет речь в статье.
Казахские традиции: первые сорок дней жизни ребенка
Традиции казахов, которые связаны с семьей, играют огромную роль в духовной культуре и образе жизни народа. Казахи отличаются любовью к детям, терпеливостью, щедростью и душевной теплотой. Поэтому казахские праздники, связанные с новорожденными, всегда пышные и яркие.
Основные ритуалы для младенцев проводят на протяжении первых сорока дней жизни. Вот о каких обрядах идет речь:
Шилдехана — это праздник в честь рождения ребенка. Традиции казахского народа «шилдехана той» — это групповые обряды вербальной магии, который проводили на нечетный день в первую неделю рождения ребенка — третий, пятый или седьмой.
Гости, которые собирались на празднование рождения ребенка, произносили добрые пожелания, поздравления. Обязательным было щедрое угощение, игра на домбре, иногда устраивали состязания батыров, конные скачки.
Семейные традиции казахов принимали во внимание и состояние роженицы. Для нее проводили специальный ритуал — калжа той. Чтобы молодая мама быстрее восстанавливалась после разрешения от бремени, для нее готовилась калжа — сытное угощение из мяса барашка. Его резал либо муж роженицы, либо привозили его родители.
В пиршестве участвовали родственники и друзья. Еще до начала торжества для женщины, которая родила, готовили мясной бульон (сорпу), давали печень и мясо барашка. Молодая мать ела шею барашка, а кости нанизывали на веревку или прутья. Считается, что это повлияет на физическую выносливость малыша, на то, чтобы он быстрее стал держать головку.
Празднуют казахи день, когда ребенка перекладывают в люльку. Это происходит на третий или пятый день. Его проводят после празднования шилдехана.
На праздник зовут близких людей (они приносят подарки для новорожденного). Колыбель и приданое для ребенка — бесик тарту — предоставляет сторона родившей женщины (в некоторых регионах дарят родители мужа). Сваты преподносят друг другу подарки, обязательно девять штук (обычай «тогыз апару»).
После застолья приступали к главному — укладывали ребенка в люльку. В кроватку (колыбель) ребенка укладывает бабушка. Предварительно воздух окуривали благовониями, чтобы изгнать злых духов, проводили ритуал тыштыма: через отверстие на дне колыбели протягивали сладости, конфеты и курт. После всем гостям раздавали саркыт — угощение для детей.
Во время шилдехана или бесикке салу проводят обряд имянаречения — есім кою, ат қою. Проведение его поручают старейшему из рода, родителям, мулле или достопочтенному человеку.
Кыркынан шыгару (‘сороковины’) — семейный праздник, в котором принимают участие только женщины. Обряд проводят по истечению сорока дней с момента рождения малыша. Считается, что он уже достаточно окреп, чтобы его можно было представить общине.
В религиозных представлениях устоялась мысль о том, что именно на сороковой день в ребенка вселяется душа. После кыркынан шыгару он становится полноценным человеком. Для ритуала готовят:
Родители готовят ребенку чистую праздничную одежду, а родственники приносят коржын — корзину подарков для новорожденного. Сам ритуал представляет собой очищение водой. Поэтому заранее готовят ванночку для купания, куда наливают теплую воду:
В конце празднества родители одаривают всех подарками и угощают за роскошным столом.
Сейчас большинство этих обрядов утратило свое магическое значение. Родители чаще всего устраивают пышные торжества в ресторанах и кафе, приглашают тамаду для ведения празднества. Из-за этого ритуалы претерпевают изменения.
Рождение ребенка: приметы
Каждый этап социализации новорожденного сопровождался приметами, которым уделяли особенное внимание. Вот некоторые из них, на которые обращают внимание и в наше время:
Не желательно приходить в дом, где родился ребенок, после захода солнца. Запрещено гулять с младенцем при луне. Нельзя развешивать белье малыша, особенно на ночь.
Чтобы оградить новорожденного от сглаза, ему пришивают или цепляют на одежду оберег от злых духов, а у его колыбели должен гореть свет и висеть амулеты (9 штук). Перед тем как ребенка уложить в кроватку, ее окуривают травами, а потом проветривают помещение.
Ребенка ждет известность, если он любит спать на спине. Он будет нерешительным и беспокойным, если поджимает ноги во сне. Станет философом, если для сна переворачивается на живот, вытягивает во сне руки и ноги — будет выдающейся личностью — гением или героем.
Ритуал проводят по-разному для мальчиков и девочек:
Согласно приметам, мальчик будет мямлей, если провели обряд после сорокового дня, а если «привели в мир» раньше положенного срока девочку, тогда она будет взбалмошной и легкомысленной. Есть и другое объяснение этих временных рамок: мальчик заплатит меньший калым, а за дочь, наоборот, дадут больший выкуп.
Чтобы ребенок быстрее пошел, проводят обряд тусау кесу. Совершают обрезание пут, как только малыш сделал первые шажки. Крестная мама опутывает ножки ребенка черными и белыми нитками так, чтобы они образовали восьмерку, а мужчина, который пользуется уважением, разрезает эти пута и проводит его по белой дорожке. Чтобы малыш был счастливым и здоровым, нужно, чтобы он прополз между ног трех бабушек.
Обряды казахского народа, связанные с рождением ребенка, имеют в основном культурно-бытовой характер, связь с историей и давними аутентичными религиозными традициями большей частью утрачены. Тем не менее все молодые родители исполняют их под чутким руководством более опытных бабушек и дедушек.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Баланы қырқынан шығару (40 дней ребенку со дня рождения) – традиции казахского народа
40 дней ребенку со дня рождения у казахов – Баланы қырқынан шығару дәстүрі
Что такое қырқынан шығару? Это казахский национальный обряд. Этот обряд не случайно проводится через 40 дней после родов. Ведь именно первые 40 дней жизни считаются для малыша самыми опасными (чтобы оградить младенца от злых духов даже было принято вешать возле люльки светильник – для отпугивания всякой нечисти).
Что нужно для церемонии қырқынан шығару?
Как проводится обряд обряд кыркынан шыгару
По традиции в обряде принимают участие только женщины. Как правило, это мать ребенка, кіндік шеше (крестная), бабушки, тетушки и самые близкие и уважаемые в роду женщины.
До начала обряда нужно подготовить воду (прокипятить ее и остудить до приемлемой для купания температуры), монеты и фасоль обдать кипятком.
На дно чаши кладут монетки – символ богатства и/или серебряные украшения (серебро у казахов символизирует чистоту и защищает от злых духов), а также фасоль – к сытой и долгой жизни.
Затем в чашу наливают 40 ложек воды: женщины по очереди (по старшинству) берут ложку, зачерпывают подготовленную воду и, переливая ее в чашу с монетами, говорят добрые пожелания и наставления ребенку. И это тоже неспроста: ведь вода, как уже доказано, умеет хранить информацию, а значит, желая малышу всего самого хорошего, женщины «заряжают» воду положительной энергетикой. После этого воду из чаши выливают в ванночку, где потом купают ребенка.
Затем малышу первый раз в жизни обрезают ногти и волосы. Как правило, это делают достойные и уважаемые женщины, которые могут быть примером – удачливые, с легкой судьбой, благополучной семьей, воспитавшие хороших детей.
В прошлом ноготки надлежало закапывать там, где не ступала нога человека, а волосы, завернув в белую ткань, вешали около люльки – в качестве оберега. Но эти требования сегодня выполняются редко: сейчас прядь волосиков родители сохраняют на память, а ногти можно просто сжечь.
А вот воду, в которой купали малыша, выливать не стоит. Считается, что она обладает целебными свойствами, и ею можно протирать личико ребенка, если он плохо спит или отчего-то беспокоится.
Одной из обязательных частей обряда является и одаривание:
Что же подарить на 40 дней ребенку (мальчику или девочке)?
По традиции кіндік шеше (крестная) дарит ребенку золотую булавку или другой памятный подарок, чтобы он защищал от сглаза.
Девичий оберег «Ұкі аяқ» (с рождения над колыбелью и носили до замужества),
Западный Казахстан, серебро 925 пробы. позолото 24 карат.
Работа ювелира Алияра Байетова (Алматы)
А вот гости могут подарить:
и, наконец, подарок малышу, которому больше обрадуются его родители – это большая упаковка памперсов!
После церемонии
Празднование қырқынан шығару продолжается и после проведения обряда. Чаще дома или в кафе (в зависимости от количества гостей и финансовых возможностей) накрывается дастархан, а гости тоже получают подарки.
Қырқынан шығару «Тойбастар». Что положить?
Какие подарки гостям положить в тойбастар? У казахов принято одаривать гостей в знак благодарности за то, что гости пришли на ваш праздник и разделили с вами радость. В данном случае обычно кладут в тойбастар:
Казахский дастархан
Как оформить стол на «қырқынан шығару»? Какие блюда поставить на стол? Дастархан на праздник должен быть праздничный, в казахских национальных традициях. Т.е. желательно, чтобы был и бешбармак, и казы-карта, баурсаки, сладости, фрукты, кумыс или шубат и т.п.
Баланы қырқынан шығару тілектер, айтатын сөздер (пожелания ребенку на 40 дней на каз. яз)
үлкен азамат болсын;
денсаулығы мықты болсын, аспаны ашық болсын (крепкого здоровья и чистого неба над головой);
ата-анасыны аман болып, бақытты болсын (чтобы был счастлив и родители были живы-здоровы);
ата-анасының қызығы болсын, үмітін ақтасын (пусть будет радостью родителей, оправдает их надежды);
Атаның емес адамның баласы бол, болашақта ата-анасын қуанышқа бөлер ұл болсын. Көз тартар көркем келбетіне сай жан сұлылуғы да мол болсын. Қанатымен су себелер қарлығаштай айналасына жылу шашып, үлкен жүректі, кең пейілді азамат болып өссін!
Атасы мен әжесінің бары мен базары болып, келешекте елінің, халқының каһарман ұлы атансын. Баладай тәтті былдырлаған тілімен айналасын қунышқа бөлей берсін.
Балапанымызға өмірдің бар жақсылығын, қуанышын, бақытын тілейміз! Өмірі ұзақ болсын, бақытты бала болсын. Аңсаған мақсат-мұраттарына жете берсін!
Обязательно ли проводить обряд сорок дней ребенку?
Конечно, если в силу разных причин вы не можете провести обряд сорок дней ребенку – ничего страшного не будет.
Но если вас, как маму, беспокоит этот вопрос, то вы можете провести обряд с мужем, со своей мамой, с подругой, соседкой… Или сама одна (баланы қырқынан шешесіде шығаруға болады, ырымын жасап) провести ритуал. Не получается помпезно, с размахом? Этого и не надо! Суть не в этом. Это обычай, традиция, ритуал. Сделайте так, как расписано выше. Искупайте своего малыша в заряженной вашими добрыми пожеланиями воде. Самая сильная энергетика исходит от матери. Обрежьте ногти, подстригите волосы малышу. Все вы совершили ритуал! Пусть ваш малыш растет здоровым, сильным, умным, благополучным на радость маме!
Ребенок – солнышко в каждом доме, в каждой семье. С его рождением и воспитанием у казахов связано немало обрядов и традиций, которые вот уже много веков передаются из поколения в поколение. Это добрые традиции казахского народа. В них переплелись вековая мудрость, народный опыт и древние верования. Не разрывайте эту нить, ведущую от наших далеких предков!
Возможно, вам будет интересно:
40 дней ребенку у казахов: правила и значение обряда
40 дней ребенку у казахов: YouTube/Айсулу Байбатырова
В древнем казахском обряде қырқынан шығару сокрыта мудрость народа Великой степи. Почему детей не показывают до 40 дней с момента рождения и как защитить малыша с помощью священного обряда? Важно понимать его глубинную суть и четко придерживаться правил.
Значение и общие правила обряда
Окружающий мир считается небезопасным для новорожденного малыша. Ему необходима особая забота, внимание, поддержка со стороны рода и высших сил. Обряд, который проводится спустя 40 дней с момента появления на свет ребенка, имеет особое значение и проходит по правилам, установленным предками.
Сроки проведения обряда для мальчиков и девочек
Почему отмечают 40 дней ребенку? Обряд қырқынан шығару переводится с казахского как ‘выведение из сорока дней’. Его можно считать вторым рождением: малыша представляют родным, близким и друзьям семьи.
Считается, что за 40 дней с момента рождения в ребенка вселяется душа и его можно без опасений выводить в люди. После проведения обряда ребенок становится полноценным человеком. Физиологически у него улучшаются зрение и слух, становится более развитой мелкая моторика.
40 дней ребенку у казахов: Pixabay
Сроки проведения обряда для девочек и мальчиков отличаются. Как считать 40 дней ребенку? Канат Тасибеков в книге «Ситуативный казахский: Мир казахов» пишет, что обряд для мальчиков проводят на 37–39 день, то есть немного раньше 40 дней. Считается, что так будущий мужчина станет сильным, смелым и здоровым, будущим главой семьи и ее защитником.
Обряд для девочек проводят немного позднее. Как правило, это 41–43 день. Это позволит девочке вырасти нежной, заботливой и покладистой, как и положено настоящей казахской дочери, жене и матери.
Существуют определенные табу на дату обряда:
Что можно и нельзя делать до 40 дней
В связи с ограничением общения ребенка с окружающим миром на 40 дней с момента рождения есть и другие правила, которые нужно соблюдать:
До праздника 40 дней ребенка одевают в ит көйлек — специальную рубашку. Позже в эту рубашку заворачивают сладости для приглашенных на праздник детей или отдают ее бездетной женщине из окружения семьи.
Традиции 40 дней у разных народов
Традиция, которая велит особенно тщательно оберегать ребенка в течение 40 первых дней со дня рождения, существует не только в казахской культуре. У карачаевцев и балкарцев женщина с новорожденным до 40 дней может пребывать лишь в доме своей семьи и семьи мужа. Только по истечении этого времени они могут войти в дом супруга.
У ногайцев считается, что до 40 дней ребенок принадлежит Аллаху, а не семье. У крымских татар существует обряд «чилле» («сорокадневье»): младенец и мать в первые 40 дней после родов сокрыты от посторонних глаз в своем доме.
В Азербайджане 40 дней никто не навещает ребенка. Подобное правило действует и у кыргызов. В православии на сороковой день принято крестить ребенка, а его мать уже может входить в храм и присутствовать на празднике.
Традиции обряда 40 дней ребенку
Какие обряды проводят казахи на 40 дней ребенка? В книге «Казахстан. Национальная энциклопедия» под редакцией Б. Аягана, подробно описаны все этапы қырқынан шығару. Обряд 40 дней включает ритуальное омовение и одаривание младенца. У каждого из этих этапов есть свои важные особенности.
Как приготовить купель и кому доверить купание младенца
На 40 дней младенцу ему готовят купель: Pixabay
Как отмечают 40 дней ребенку у казахов? Основа обряда 40 дней ребенку — это ритуальное омовение новорожденного. В старину на праздник приглашали все женское население аула. Семья новорожденного выбирала из приглашенных трех достойных и уважаемых женщин.
Сегодня в празднике қырқынан шығару принимают участие только новорожденный ребенок и женщины, близкие к нему и к его семье. Из них мать выбирает трех главных участниц:
Главную женщину называют «кіндік шеше». Ее роль приравнивается к роли крестной мамы в православном обряде крещения. Готовят купель с чистой пресной водой. Вот как это делают:
После купания ребенку стригут ногти и волосы. Раньше ноготки закапывали в землю там, где не ходят люди, а пряди волос зашивали в мешочек из белой ткани и вешали возле колыбели. Сейчас волосы оставляют на память, а ногти просто сжигают. Воду после купания не выливают, так как она считается целебной. Ею умывают малыша, если он проявляет беспокойство, плохо спит или заболевает.
В современных казахских семьях допускаются некоторые отступления от традиционных правил. Ритуальную чашу кладут монеты номиналом 20–50 тенге или 100 тенге. Ребенку могут состричь один ноготок, а не все, срезать лишь прядь волос, а не стричь голову целиком. Можно даже заранее искупать малыша, сделав подготовку чаши для омовения лишь символической частью ритуала.
Набор для празднования 40 дней ребенку: YouTube/Айнұр Айтымбетқызы
Ритуал одаривания
Что дарят на 40 дней ребенку у казахов? Ритуал омовения ребенка переходит в одаривание символическими подарками всех, кто принимает участие в празднике:
Всем гостям праздника раздают полезные подарки, упакованные в красивые коробки — тойбастары. В них кладут сладости и конфеты, бижутерию, аксессуары и сувениры.
На 40 дней ребенку на стол ставят традиционные казахские блюда: YouTube/allmedia
В монографии «История, культура и традиции казахского народа» Лариса Утюшева рассказывает, что обряды завершаются торжественным застольем. Для гостей накрывают дастархан в кафе или дома. На стол ставят традиционные казахские блюда:
Отмечать 40 дней ребенку принято до сих пор. Важно соблюдать традиции и адаптировать обряд к современным реалиям. Приглашенные участники и гости станут добрыми друзьями и покровителями, оказав ребенку поддержку, в которой он нуждается.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Личный опыт мамы: Казахский обряд «Қырқынан шығару» (40 дней ребенку)
До сорока дней окружающий мир считается небезопасным для младенца, поэтому он должен быть под особой заботой и вниманием. В этот период ребенку не стригут ногти и не убирают волосы. Вы задавались вопросом: «Почему»? Знаем ли мы значения этого обряда? Насколько изменился обряд в современном Казахстане? Как правильно мы его проводим? Хочу поделиться информацией и рассказать немного о своем опыте. Думаю, для будущих мам этот пост будет очень полезным.
Обряд считается исключительно женским. До сорока дней ребенка купают каждый день, чередуя: в соленой воде, чтобы ребенок был выносливым, чтобы в будущем раны и царапины заживали быстрее; мылом – убивают бактерии; и в воду, куда добавляют отвары трав, как череда или ромашка, они улучшают кожу.
В эту чашу наливается 40 ложек чистой воды. Каждая женщина, наливая воду на ребенка ложкой, говорит хорошие пожелания. В конце, оставшееся серебро женщины делят между собой. Затем малышу убирают ногти и волосы. В основном это делают многодетные мамы и женщины, которые являются примером. Женщине, которая брила волосы, дарили золото весом побритых волос. Их заворачивали в белый кусок ткани, и как оберег вешали возле колыбельной, а ногти закапывали далеко, чтобы человеческая нога не наступала. Но сегодня волосы хранят, чтобы «показать, когда он вырастет». Ногти в моем случае, мы сожгли.
До сорока дней ребенка одевали в «ит көйлек», специальную рубашку. После всех ритуалов древние казахи заворачивали сладости в эту рубашку и завязывали на шею собаке, и дети бегали за псом, дабы достать сладости. Я еще слышала, что «ит көйлек» обычно дают женщинам, которые не могут иметь детей или потеряли ребенка. Собственно, мы так и сделали. После окончания праздника всем гостям дарили подарки, особенно «кіндік шеше». Кстати, «кіндік шеше» играет особую роль в жизни малыша. Зачастую казахи выбирают названую вторую маму по особым характеристикам, как «смелая, честная, добропорядочная» и сейчас очень популярно «шустрая». Есть такое суеверие, что характер «кіндік шеше» передается ребенку. Названая вторая мама является почетным гостем, она приносит подарки, как ребенку, так и маме.
В этом обряде также осуществляется «ат кою» и «азан шакыру». Аксакал или мулла читали молитву и три раза произносили в ухо ребенку его имя. И, конечно, дают бата.
Ребенка нельзя показывать до сорока дней и выводить на улицу, чтобы уберечь от дурных глаз. В наше время весь ритуал проводится днем взрослыми, в кругу апашек, татешек, тем самым они дают возможность молодым «поздравить» вечером.
Я очень рада, что этот обряд сохранился и до сих пор передается следующему поколению. Конечно, изменения есть. Вам не подарят целого коня или барана, как делали наши предки. Не думаю, что в городе кто-то найдет собаку и привяжет на шею рубашку младенца. Ну и современные дети вряд будут бегать за ней. Главное, на мой взгляд, суть обряда осталась. Значит, мы еще не потеряли наши ценности, наши традиции.