40 дней после рождения ребенка у армян

40 дней после рождения ребенка у армян

40 дней после рождения ребенка у армян 40 дней после рождения ребенка у армян 40 дней после рождения ребенка у армян 40 дней после рождения ребенка у армян 40 дней после рождения ребенка у армян

Рубрики

Наша Среда online

Вы можете следить за материалами в соц.сетях либо получать их по почте.

40 дней после рождения ребенка у армян 40 дней после рождения ребенка у армян 40 дней после рождения ребенка у армян 40 дней после рождения ребенка у армян 40 дней после рождения ребенка у армян

О нас

NashaSreda.ru

Сетевое издание «Наша Среда online» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.07.2016 за номером Эл № ФС77-66540.
Учредитель: Коноплев В.В.
Главный редактор: Олюнина В.А
Адрес электронной почты редакции: mail_nashasreda @ mail.ru
Телефон редакции: +7 (926) 994 7013
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.

При цитировании и перепечатке материалов ссылка на nashasreda.ru обязательна.

Армянские традиции, связанные с рождением ребенка

АРМЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ

40 дней после рождения ребенка у армян «Наша среда online» — Одно из главных в семейных традиционных обрядах армян это обычаи и церемонии, связанные с родами, рождением ребенка и после рождения ребенка (карасунк).
В армянских семьях уделяли большое внимание способностям молодой пары к воспроизводству. К сожалению, в старые времен очень часто у женщин рождались мертвые дети, или же умирали в первые годы жизни. Именно из-за этого стали появляться магические и терапевтические процедуры, которые со временем стали традициями. Несколько из них я изобразил в этой работе.

Работа выполнена в виде гранатового дерева (кенац цар), корнями которого являются мужчина и женщина, в руках у них семечко. Плоды граната это традиции, а заканчивается дерево геммой, что означает, что вся жизнь ребенка еще впереди.

40 дней после рождения ребенка у армянВ первом гранате изображен момент, когда беременная женщина прыгает через беременное животное. Ими могли быть любые домашние животные: кошка, собака, корова, овца и т.п. Считалось, что в этом случае болезнь, которая называлась тхпотутюн (венерические заболевания) переносятся животному, и ребенок родится здоровым. Болезнь была названа по имени монстра Тхпи. В средневековых рукописях Тхпи изображался в виде Минотавра изображен слева от граната.

Над гранатом изображен змей, во рту которого находится лягушка. Это еще один из способов лечения больной. Изо рта змеи брали лягушку и делали из нее талисман, который носила больная женщина. Армяне считали, что болезнь на беременную могли наслать злые женщины, которые с помощью тхпаулунка (синие камни, которые падают во время града) насылали порчу.

40 дней после рождения ребенка у армянВ каждом селе была женщина, которая обладала мастерством принятия родов. Звалась она татмер. Считалось, что татмер делают роды легкими. Во втором гранате татмер изображена в тот момент, когда она посыпает ребенка солью, тем самым защищая ребенка от вирусов. Все женщины, которые принимали участие в приеме родов, снимали с себя все золотые украшения и пояса и мыли руки с солью после окончания родов.

Рядом изображены 3 ангела. Считалось, если женщина в среду, пятницу или в воскресение не займется супружескими обязанностями, то ангелы женского пола Чорекмут и Урбатмут, а также ангел мужского пола Киракмут помогут беременной во время родов. Англы Чорекмут и Урбамут примут роды, а Киракмут будет стоять у порога и не пускать в дом злых духов.

40 дней после рождения ребенка у армянНа третий день после родов татмер приходила в дом искупать малыша, до крещения это ее обязательства. Эта традиция изображена в третьем гранате. После купания татмер отдавала младенца отцу, поздравляя его: «Ар тхаит ачкт луйс лини». А отец дарил татмер деньги (ачкалусенки пох). Если рождался сын, то советовали 7 раз считать бревна в доме, чтобы родилось еще 7 сыновей. Над гранатом изображены бревна, а слева – телега. Как только начинались роды, то члены семьи разбирали телегу. Считалось, что это облегчит роды. Справа изображены яйца, которые разбивали, чтобы облегчить роды.

40 дней после рождения ребенка у армянВ четвертом гранате изображен обряд крещения ребенка. Крещение происходило в восьмой день по рождению ребенка. Крестили в церкви или дома у очага. Дома крестили в основном больных детей, которые находились при смерти, поскольку некрещеных не разрешалось хоронить на общем кладбище со всеми.

Когда везли ребенка на крещение, то по дороге раздавали хлеб нищим, чтобы жизнь ребенка была счастливой. Главные участвующие лица крещения – священник, крестный (кавор) и татмер. В большниствах районах Армении матери ребенка не разрешалось участвовать в церемонии.

Крестили ребенка в купели, находящейся в левой части церкви. Совершая таинство, священник мажет миро рот, нос, глаза, уши, пупок, ноги и руки младенца. Во время обряда священник трижды окунал ребенка в воду, затем передавал кавору, а тот – татмер. Татмер одевала ребенка и передавала его кавору, а кавор за это давал ей деньги.
40 дней после рождения ребенка у армянВ левой части изображен чеснок. Он находился у молодой матери под подушкой. Когда везли ребенка крестить, этот чеснок мать бросала за ними со словами: «Возьми тяжесть, дай легкость»

В пятом гранате изображен момент, когда, возвращаясь домой из церкви, крестный с ребенком подходил к матери ребенка, а та становилась на колени, целовала ноги крестного и брала ребенка на руки, а священник в это время читал молитву. После этого в течение 40 дней (карасунк) матери и ребенку не разрешалось ходить в церковь.

40 дней после рождения ребенка у армянВ шестом гранате изображен момент, когда спустя 40 дней мать с ребенком идут в церковь. Перед храмом она совершает 40 поклонов на коленях, после этого может зайти в церковь.
Слева изображен деревянный таз (ташт) и ключи. Когда встречались две матери, которые находились в карасунке (это считалось плохой приметой и могло повредить ребенку), то брали ключи из соседних домов, бросали эти ключи в таз с водой и купали в нем ребенка.

40 дней после рождения ребенка у армянВ седьмом гранате изображен тот момент, когда уже мать возвращается из церкви. Ее вместе с ребенком купали, сорок раз поливая водой Карасункатасом (так называлась чаша, которой поливали их). После этого они выходили из карасунка.

Вверху изображена детская кроватка, в которой находится кошка. До карасунка ребенок спал с родителями, а после его перекладывали в детскую кроватку. Но перед этим клали туда кошку, чтобы она отогнала злых духов.

Справа изображены золотые изделия круглой формы. После карасунка мать ребенка всегда носила украшения круглой формы (кольца, ожерелья, браслеты), которые изготовляли в воскресение перед пасхой. Они назывались чарчаранц кираки, считалось, что они оберегают ребенка и мать.

40 дней после рождения ребенка у армянВ последнем гранате изображен обряд Атамхатика. Он совершался, когда у ребенка появлялся первый зуб. На голову ребенка высыпали изюм, смешанный с пшеницей, которую называли атамхатик или акнасорик (изображение справа от граната). Атамхатик раздавали соседям и родственникам, а они взамен давали фрукты и сладости. Тем самым они хотели, чтобы у ребенка зубы росли красивыми и ровными. Во время обряда гадали на будущую профессию ребенка, расставляя перед ним предметы, принадлежащие различным профессиям. Считалось, что к какому предмету подползал ребенок, тем он и будет по профессии.

Источник

Армяне с пелёнок эксклюзив

40 дней после рождения ребенка у армян

Как родина начинается «с картинки в букваре», так народ начинается с языка и национальных традиций. И знакомство с ними, в частности у армян, происходит в столь раннем возрасте, что момент приобщения к культуре отпечатывается в подсознании.

В каждой по-настоящему армянской семье есть обычаи, которые соблюдают, даже не зная их происхождения, а порой и тайного смысла. Особенно много адатов сопровождают первый год жизни ребёнка.

Адат – Карасунк, или 40 дней. По предписаниям женщине не разрешается заходить в храм в течение сорока дней после родов. По истечении этого срока она приходит с новорождённым к церкви, встаёт на её пороге на колени и совершает сорок поклонов. В это время священник молится за мать с ребёнком и благословляет их на присоединение к дому Господню. В наши дни выход из Карасунка отмечается за большим семейным столом. Многие родители и сегодня показывают малыша друзьям и родственникам лишь после 40 дней.

После таинства Крещения следует таинство Миропомазания – Кнунк. Священник отмечает миром лоб, глаза, уши, нос, уста, руки, сердце, спину и ноги ребёнка. При помазании каждой из девяти частей тела соответствует своя особая благодать. Считается, что после этого младенец освобождается от первородного Адамова греха и остаётся под невидимой и могучей защитой Христа на протяжении всей жизни.

Ну и наконец, ещё один красивый обычай, который приходится на первый год жизни ребёнка, – праздник в честь первого зубика – Атамхатик («атам» – «зуб», «хатик» – «зёрнышко»). Малыша сажают на стол, держат над его головой ткань или пелёнку и сыплют сладости, смешанные с зёрнышками пшеницы, ячменя, гороха и других зерновых культур. Этот обряд должен помочь следующим зубкам вылезти быстро и безболезненно.

Конечно, со временем традиции несколько меняются, но ведь не теряются! Армяне соблюдают их по сей день не только в Армении, но и в России. Так мой народ сохраняет национальную идентичность и чтит память предков, а дети с самого рождения становятся важным поводом, чтобы собрать вместе большую армянскую семью!

Источник

Традиции армян при рождении ребенка, или Зачем малышей пеленали с помощью земли

40 дней после рождения ребенка у армян

Лаура Саркисян, Sputnik Армения

Знаете ли вы, что в старину армяне не отмечали дни рождения, а также предпочитали пеленать новорожденных с помощью теплой, просеянной земли? Это, по мнению наших предков, позволяло ребенку дольше находиться в тепле.

Рождение мальчика в те времена считалось большой удачей. В случае с девочкой, счастье было неполноценным. Близкие спешили утешить чету, говоря, что главное – здоровье, а Бог даст, и следующим ребенком будет мальчик. Об этом этнограф Светлана Погосян рассказала в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.

40 дней после рождения ребенка у армян

40 дней после рождения ребенка у армян

По ее словам, в старину верили в сакральную силу слова. Когда в семье рождалось много девочек, одну из них нарекали Бавакан (в переводе с армянского это слово означает «достаточно»), Херик («хватит»), Элчка («больше нет»). Если после многих попыток рождался мальчик, то его называли Паргев (Награда) или Нвер (Подарок).

Захоронение пуповины

Различия в отношении к мальчикам и девочкам возникали с момента рождения. Обрезать пуповину доверялось опытным женщинам. Если рождалась девочка, то обрезанную пуповину зарывали во дворе дома, а если мальчик – то во дворе церкви. Считалось, что это влияет на будущее детей: девочка будет расти домашней, преданной семье. Ну, а мальчик станет активным деятелем, оратором.

40 дней после рождения ребенка у армян

«Особое внимание уделяли пеленанию детей. В старину считали, что от пеленания зависит осанка ребенка, стройность его ног. Малышей купали старшие в семье. Они же делали специальные упражнения и массаж, чтобы шея ребенка была длиннее, а лоб – шире», – рассказывает Погосян.

При этом зимой детей укутывали в несколько слоев пеленок. В самом конце ткань посыпали просеянной теплой землей. Это позволяло держать ребенка в тепле дольше обычного.

По армянской традиции малышей называли в честь бабушек и дедушек. Предки верили, что дети тем самым позаимствуют от взрослых лучшие черты характера, их удачу и силу.

Крестины

Крестины – одно из главных событий в жизни ребенка, оно считалось чуть ли не важнее, чем само рождение. Кстати, в старину армяне не отмечали дни рождения.

Детей обязательно крестили на восьмой день после появления на свет. Крестного выбирали тщательно: им мог стать успешный и счастливый в браке мужчина. К нему в семье крестника было особое отношение: крестного почитали и к его слову всегда прислушивались. Когда он входил в дом, мать крестника обязательно вставала в знак почтения.

Источник

40 дней после рождения ребенка у армян

Севада Григорян. Зангезурская семья

Естественным смыслом брака было рождение детей для продолжения рода, поэтому бесплодие считалось одним из самых больших несчастий. Спасаясь от этой беды, которую, по народным представлениям, насылали злые духи, женщина носила на щиколотках браслеты с подвесками, чтобы позвякиванием отгонять их (эти браслеты надевали девочкам еще в детстве). Бездетные женщины часто посещали места паломничества, совершая при этом обряд жертвоприношения. Верили, что во время богомолья может помочь такой «магический» прием: женщина с тяжелым камнем на спине трижды обходила святыню с тем, чтобы также «отяжелеть». Существовало и много других способов, с помощью которых, как верили тогда, можно было избавиться от бесплодия. Например, не менее принятым было прохождение бесплодной женщины сквозь отверстия в камнях.

Во время беременности женщина вела обычный образ жизни, однако, считаясь «нечистой», она не должна была месить тесто, печь хлеб, сбивать масло. Беременной запрещалось садиться рядом с бездетной женщиной из опасения «заразы». Полагалось во всем угождать ей, особенно в пище, чтобы ребенок ее был здоровым.

Приняв новорожденного, повитуха первым делом посыпала его солью, поскольку соль у армян (как, например, и у греков, болгар) считалась оберегом. По этой же причине всякий входивший в дом после рождения ребенка должен был, прежде чем подойти к матери, положить руку на сосуд с солью. О появлении на свет нового человека повитуха в первую очередь сообщала отцу ребенка и кавору, причем особенно радовались рождению мальчика как продолжателя рода. В этом случае повитуха, поздравляя отца, могла шутя сорвать с него шапку и бросить на землю, требуя выкупа.

40 дней после рождения ребенка у армян

Армянка и ее дети, 1922

Услышав радостную весть, близкие родственницы приходили с особыми поздравлениями — ачкед луйс (букв.: свет твои глазам) и приносили яичницу, плов, печенье, фрукты. Вскоре приглашали и священника, чтобы «очистить» дом и всю посуду от следов пребывания злых духов.

Сама же роженица еще сорок дней считалась «нечистой» и не должна была прикасаться к чему бы то ни было из того, чем пользовалась вся семья. Особенно строго запреты соблюдали в первую неделю, до крестин ребенка. В это время роженицу кормили и поили из отдельной посуды, причем давали специальные блюда, в частности — хавиц (густая и сладкая каша из пшеничной муки), а также сладости, вместо воды — выдержанное красное вино. Ей не разрешали прикасаться даже к собственному ребенку, которого купала и пеленала повитуха или кто-нибудь из пожилых женщин этого дома. Даже встав с постели (обычно на десятый день), молодая мать все еще не имела права готовить еду, месить тесто, стричь ногти, кроить и шить, появляться на улице и днем, и после захода солнца, купать своего ребенка, выливать горячую воду на землю.

Эти первые сорок дней, как считалось у армян (и у многих других народов), были наиболее опасны для новорожденного и его матери. Именно в это время на них, особенно на ребенка, могли подействовать вредоносные силы, вызывающие болезнь кох, и если ребенок до истечения «сорокадневия» заболевал или умирал, то говорили, что он кохвац. Причиной могли быть, по поверьям, злые духи, сглаз, бесплодные женщины, покойник, сырое мясо и еще многое другое. Если в дом приносили мясо, то ребенка купали, держа мясо под ним, либо ребенка предварительно выносили за порог дома. Ребенка выносили также, если в дом входил отец либо даже посторонний мужчина, у которого в семье имелась роженица, находившаяся в периоде «сорокадневия». По этой же причине нельзя было входить к роженице новобрачным, у которых не истекли еще сорок дней после свадьбы. Если мимо дома, где был новорожденный, проходила похоронная процессия, то его вместе с колыбелью приподнимали и ставили на какое-нибудь возвышение.

Чтобы избежать несчастья, предпринимались разнообразные меры. Так, в течение сорока дней у изголовья ребенка постоянно горел светильник, поскольку верили в очистительную силу огня. На колыбель младенца вешали разные амулеты-обереги. Колыбель украшали резными изображениями крестов, под подушку прятали записки с заговорами от порчи, кусочки хлеба, угля. Около люльки ставили миску с водой.

Чтобы защитить маленького ребенка от разного рода невзгод, к его одежде прикрепляли обереги-амулеты — ачкиулунк (букв.: бусина от сглаза). Обычно это были сине-белые глазчатые стеклянные бусинки. Их пришивали детям к плечикам одежды. Порой дети до юношеского возраста носили нашивку в виде небольшого стального огнива.

40 дней после рождения ребенка у армян

Амаяк Арцатпанян. У колыбели, 1918

«Сорокадневие» завершалось ритуальным купанием ребенка и матери. Роженицу купали над соломой (которую потом сжигали), а затем «выводили на солнце» люльку, ребенка и мать. К вечеру в доме собирались близкие родственницы и сопровождали мать с ребенком в церковь, где происходило окончательное «очищение».

До года ребенку не стригли ногти и волосы. Первые срезанные ногти и волосы никогда не выбрасывали, а прятали в щелях стены дома или — чаще — церкви, считая, что если они попадут на землю и их затопчут, ребенок может лишиться своей жизненной силы и заболеть.

Крещение (кнунк) происходило вскоре после рождения ребенка, обычно через неделю. Во время крещения ему давали имя. Оно выбиралось по желанию родителей или по имени святого этого дня. Нередко ребенку давали имя его дедушки или бабушки. Имени обычно придавали символическое значение и иногда даже меняли, чтобы обмануть злых духов, если ребенок рос слабым и болезненным.

Тер-Саркисянц А.Е. Армяне Нагорного Карабаха: История. Культура. Традиции / А.Е. Тер-Саркисянц ; Институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона. — Москва : НП ИД «Русская панорама», 2015.

Источник

Традиции при рождении ребенка в Армении

Традиции, связанные с рождением ребенка в Армении, отражают центральную роль семьи и детей в армянской культуре. Некоторые из нижеперечисленных исторических обычаев все еще соблюдаются в Армении в измененной форме, а отдельные больше не практикуются. Однако, какие бы изменения ни произошли в культуре армянского народа в течение последних столетий, рождение детей и создание семьи всё еще являются центрообразующими в сознании большей части населения страны.

Одним из главных событий в жизни новорожденного были крестины, которые проводились на восьмой день после появления на свет. Крестный отец тщательно выбирался среди близких к семье людей и после особенно почитался, становясь важной фигурой и для самого ребенка, и для его родителей. Дни рождения детей в старину не отмечались.

Ожидая появления малыша на свет, родители просили бога, чтоб он послал им мальчика. Счастье при рождении девочки было неполноценным, однако родственники, как могли, утешали мать и отца, уверяя, что главное – здоровье новорожденного. Мальчики были предпочтительнее, поскольку девочка в последствии должна будет выйти замуж и уйти в другую семью, а сын всегда будет рядом с родителями. Поэтому и имена детям давались соответствующие. Если рождалась первая девочка, ее обычно называли Бавакан, что в переводе с армянского значит «достаточно». Вторую девочку называли Херик – «хватит». В случае рождения третьей подряд дочери, ей доставалось имя Элчка – «больше нет». Если же в семье, наконец, появлялся мальчик, его могли назвать Паргев («награда») или Нвер («подарок»).

Существовали и определенные традиции, касающиеся пуповины новорожденного. В случае появления девочки, пуповину закапывали во дворе отчего дома. Если рождался мальчик, пуповина хоронилась во дворе храма. По преданию, такой ритуал помог бы девочкам сохранить верность отчему дому, а мальчикам стать сильными ораторами или церковными деятелями.

А вы знали? По традиции в зимнее время детей укутывали в несколько слоев ткани, а последний слой посыпался теплой просеянной землей. Считалось, что это помогает согревать малыша и дольше удерживать тепло.

Первые 40 дней после рождения малыша, видеть его и мать могли только самые близкие родственники. По истечение этого срока в дом допускались все, кто хотел поздравить молодых родителей. Отец малыша во время прихода гостей мог символически поделиться своим счастьем, совершив следующий ритуал. Он клал руку на голову гостя, произнося фразу: «Таросе кес!», что означает «Передаю это тебе!»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *