40 дней и 40 ночей шел дождь

Первая книга Моисеева. Бытие, глава 7 Бытие, гл 7

И сказал Господь Бог Ною: «Войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде этом; и всякого скота чистого возьми по семь, мужского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужского пола и женского; также и из птиц небесных по семь, мужского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли.

Ибо через семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли».

Ной сделал все, что Господь Бог повелел ему.

Ною же было шестьсот лет, когда потоп водный пришел на землю.

И вошел Ной, и сыновья его, и жена его, и жены сыновей его с ним в ковчег от вод потопа.

И из птиц чистых, и из птиц нечистых, и из скотов чистых, и из скотов нечистых, и из зверей, и из всех пресмыкающихся по земле по паре, мужского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Господь Бог повелел Ною.

Через семь дней воды потопа пришли на землю.

В шестисотый год жизни Ноя, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в этот день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

В этот самый день вошли в ковчег Ной и Сим, Хам и Иафет – сыновья Ноя, и жена Ноя, и три жены сыновей его с ними.

Они, и все звери земли по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые.

И вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни; и вошедшие, мужской и женский пол всякой плоти, вошли, как повелел ему Господь Бог. И затворил Господь Бог за ним ковчег.

И продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею.

Вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.

И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись все высокие горы.

И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скот, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.

Истребилось всякое существо, которое было на поверхности всей земли, от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, – все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

Источник

Всемирный потоп

Прочитала про мифологию других народов.

Самое достоверное описание говорится в Слове Божьем о потопе.

Господь Бог рассеял языки, и люди перестали понимать друг друга.
Вот тогда и появились различные мифологические записи о реальности потопа.
Чтобы воссоздать на приобретенном наречии нового языка, исторические события, произошедшие с ними во время потопа,
люди написали мифологические истории.

Цитата: Прочитала про мифологию других народов.
Самое достоверное описание говорится в Слове Божьем о потопе.

Не соглашусь целиком. Вы видимо плохо знаете Писание.
Цитата:
1. Называется причина, по которой произошел всемирный потоп.
Достаточно условная причина.
«И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6:7). Лопухин в своих толкованиях много об этом пишет. Что понимается под раскаянием Всезнающего и Всемогущего Бога. По сути получается Бог знал, что люди будут грешить и уже знал что убьёт всех кроме семьи Ноя. Хотя он тогда по идее знал, что и позднее будут те кто будут «пренебрегать Духом Божьим», то есть неверующие. Следовательно Потоп ничего не решал в принципе.

Только не ясно как он их собирал. Ковчег то махонький, а ему надо было собрать миллионы видов, включая очень опасных вредителей. Например, носителей чумы. А уж фраза Быт 6:21 вообще веселит. Чем кормили хищников??

Цитата:
3. Говорится о том сколько дней шел потоп. Сколько дней спадала вода.

Цитата:
4. Говорится о том, что люди высадились на землю. после потопа.

Допустим.
Цитата:
5. Говорится и о том, что люди не усвоили полученный урок от потопа, они снова стали грешить.

А должны были? Бог должен был об этом знать. Потоп был бессмысленным.

Цитата:
Господь Бог рассеял языки, и люди перестали понимать друг друга. Вот тогда и появились различные мифологические записи о реальности потопа.

Правдоподобнее конечно утверждение, что локальное наводнение породило миф о Потопе, который был заимствован и слегка изменён другими народами.

ЛЮДМИЛА
1Интересная манера высказывания:
первым делом»»»Вы видимо плохо знаете Писание.»»»
выставить человека незнающим или глупцом.
Потом высказывать свои соображения.

2.»»»Достаточно условная причина.
Если для вас грехопадение человечества до всемирного потопа
условная причина,

То что вы считаете, это не значит, что оно верно.
В Слове Божьем четко написана причина по которой произошел
Суд Божий.= всемирный потоп.

3. Если вас веселит что-то, так за каждое праздное слово будет
спрос. на Божьем Суде.
Вот тогда и расскажете Господу Богу=Иисусу, что вызвало увеселительное в Слове Божьем.

4. Потоп шел 40 дней и 40 ночей.
А чего вы удивляетесь, что шел потоп Сейчас тоже идут проливные дожди постоянно. где-то заливает, где-то засуха.

5. Слава Богу, все же допустили о том, что люди высадились

8 Исследуйте Писание.

ЛЮДМИЛА
1″»»Даже Людмила, подтверждает это, сама не ведая. Бог ветром остановил воду. «»»

Вы ошибаетесь, уважаемый, утверждение мое идет от ведения.

Вода постепенно испарялась, впитывалась в землю, она убывала,
Быт8:3

3. Ною было 600 лет когда начался потоп, и ничего не было потеряно.
Люди все помнили и свитки, в которых было изложено Слово Бога от
сотворения мира, были тоже вместе с Ноем в ковчеге.
Когда Ной высадился на Араратских горах, то и свитки были с ним.

ЛЮДМИЛА
1 «»»»По первородству передаются духовные знания, их унес Кайн.»»

2. Господь благоволил к Адаму, и у него от ЖЕНЫ
родился СЫН= Сиф

Бытие4:25 «»»другое семя вместо Авеля»»»
26 У Сифа родился сын Енос, тогда стали призывать имя Господа

Внимательнее читайте, и не путайте людей.

2 «»»как волна могла распространяться, «»»
о каких волнах вы говорите?

3″как горы расположены,
Чем вам не нравится географическое расположение гор,

5 Про христианство и Слово Божье вы вообще говорите ересь.

СОБЕСЕДНИК1
Рендалл
Итак, Библия.

2. А потом высказать свое мнение, хотя оно не соответствует правде, т.к.
в Слове Божьем четко НАПИСАНО:

А теперь ПРОАНАЛИЗИРУЕМ:

После 40 дней и 40 ночей, дождь прекратился;
а после 150 дней, вода стала убывать в течении года.
Т.к. Ною было 600 лет, когда начался потом, а вышел на землю после потопа в 601 год свей жизни.

ЛЮДМИЛА
Правда в ИСТИНЕ, изложенной в Слове Божьем!

СОБЕДНИК1
Истина не определяется голосованием, так что Богдан успокойтесь.

Людмила, вы упорно не желаете видеть вопросов?? Я повторю: чем Потоп отличается от усиления воды? Дождь это и есть Потоп? Тогда Потоп длился 150 дней (Быт. 8:2). Дождь шёл на Земле 150 дней!! Так что читайте сами внимательнее.
Богдан

Рендалл, повторюсь: ЛЮДМИЛА права. Весь потоп вместе со сходом воды (когда не было ещё условий к жизни), длился целый год. ГОД длился потоп, а не те 150 дней, в которые только лился дождь!
_________________
ЛЮДМИЛА
Надо не спорить о потопе, а понять каков урок потопа.

Источник

Всемирный потоп. Откуда взялось так много воды в дожде? Тайна разгадана

40 дней и 40 ночей шел дождь

40 дней и 40 ночей шел дождь

Под землей на большой глубине есть океаны и моря. По размерам подземные океаны привышают наземные в несколько раз. Из-за большой температуры и давления вода под землей находится в газовом состоянии. Это было доказано учеными в 2016 году.

40 дней и 40 ночей шел дождь

Произошел разлом в земле. Из под земли под очень сильным давление начал выходить горячий пар.

40 дней и 40 ночей шел дождь

Вышедший пар быстро понимался в атмосферу, остывал, конденсировал и возвращался в виде дождя. Пар выходил из земли примерно месяц. По этому дождь шел без остановки 40 дней и 40 ночей. По объему вышедшей из земли воды, могло сравнится Средиземное море.

40 дней и 40 ночей шел дождь

Вода на суше не успевала уходить, появились наводнения больших масштабов. Высота потоков была разная, от 10 до 100 метров. Вода мчалась к океану. Воде некуда было уходить, на её пути были горы, она разлилась по суше.

40 дней и 40 ночей шел дождь

Появилось Каспийское море, вода из него хлынула в Черное море. Затем вода прорвала Босфор и начала уходить в Средиземное море, потом в океан. Люди в основном жили на берегу, их начало топить первыми, они лезли в горы. Глубина в сказании не преувеличена. К примеру вместо Черного моря была река. Заполнив пространство, получим 2 км. глубины. Каспийское море заполнилось на 1-2 км. С учетом розлива глубина была выше.

40 дней и 40 ночей шел дождь

Ной жил скорее всего на берегу Черного или Каспийского моря. Никаких жирафов и слонов! На борт он взял домашних животных, для еды. Смыло его течением в море, а там водовороты, течение. Болтало его по морю, то туда, то сюда. Вёсел не было, ждал пока его к берегу прибьет ветер. При таком катаклизме было ничего не понятно, где ночь, а где день. Где Арарат, а где Кара-Даг.

Источник

Всемирного потопа не было!

40 дней и 40 ночей шел дождь

Среди баснословных преданий, собранных в библии, имеется сказание о том, как некогда весь мир был затоплен дождем выше самых высоких гор. По словам библии, бог однажды «раскаялся, что создал человека на земле», и сказал:

— Истреблю с лица земли (т. е. с поверхности земного шара) человеков[1], которых я сотворил: от человеков до скотов, гадов и птиц небесных истреблю (всех).

Единственный человек, которого бог хотел при этом пощадить, был праведник Ной. Поэтому бог предупредил его о готовящейся гибели мира и велел построить просторный корабль (по библейскому выражению «ковчег») следующих размеров: «длина ковчега — 300 локтей, широта[2] его 50 локтей, а высота его 30 локтей». В ковчеге было три этажа. На этом корабле должны были спастись не один Ной со своим семейством и семьями своих взрослых детей, но и все породы наземных животных. Бог велел Ною взять в ковчег по одной паре всех видов таких животных вместе с запасом пищи для них на долгий срок.

Средством для истребления всего живого на суше бог избрал наводнение от дождя. Вода должна уничтожить всех людей и все виды наземных животных. После этого от Ноя и от спасенных им животных должны появиться новый человеческий род и новый мир животных.

«Через семь дней, — говорится дальше в библии, — воды потопа пришли на землю… И лился на землю дождь 40 дней и 40 ночей… И умножилась вода и подняла ковчег, и он взвился над водою… И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на 15 локтей поднялась над ними вода… Истребилось всякое существо, которое было на поверхности всей земли. Остался только Ной и что было с ним в ковчеге». Вода стояла на земле — повествует библейское сказание — еще 110 суток; после этого она исчезла, и Ной со всеми спасенными животными покинул ковчег, чтобы вновь населить опустошенную Землю.

По поводу этого сказания поставим два вопроса:

1. Возможен ли был такой ливень, который покрыл весь земной шар выше самых высоких гор?

2. Мог ли Ноев ковчег вместить все виды наземных животных?

Тот и другой вопросы разрешаются при участии математики.

Откуда могла взяться вода, выпавшая с дождем потопа? Конечно, только из атмосферы. Куда же девалась она потом? Целый мировой океан воды не мог ведь всосаться в почву; покинуть нашу планету он, разумеется, тоже не мог. Единственное место, куда вся эта вода могла деться, — земная атмосфера: воды потопа могли только испариться и перейти в воздушную оболочку земли. Там вода эта должна находиться еще и сейчас. Выходит, что если бы весь водяной пар, содержащийся теперь в атмосфере, сгустился в воду, которая излилась бы на землю, то был бы снова всемирный потоп; вода покрыла бы самые высокие горы. Проверим, так ли это.

Справимся в книге по метеорологии, сколько влаги содержится в земной атмосфере. Мы узнаем, что столб воздуха, опирающийся на один квадратный метр, содержит водяного пара в среднем около 16 кг и никогда не может содержать больше 25 кг. Рассчитаем же, какой толщины получился бы водяной слой, если бы весь этот пар осел на землю дождем. 25 кг, т. е. 25 000 г, воды занимают объем в 25 000 куб. см. Таков был бы объем слоя, площадь которого — 1 кв. м, т. е. 100 ´ 100, или 10 000 кв. см. Разделив объем на площадь основания, получим толщину слоя

25 000 : 10 000 = 2,5 см

Выше 2,5 см потоп подняться не мог, потому что больше в атмосфере нет воды[3]. Да и такая высота воды была бы лишь в том случае, если бы выпадающий дождь совсем не всасывался в землю.

Сделанный нами расчет показывает, какова могла бы быть высота воды при потопе, если бы такое бедствие действительно произошло: 2,5 см. Отсюда до вершины величайшей горы Эвереста, возвышающейся на 9 км, еще очень далеко. Высота потопа преувеличена библейским сказанием ни мало, ни много — в 360 000 раз!

Итак, если бы всемирный дождевой «потоп» даже состоялся, то это был бы вовсе не потоп, а самый слабый дождик, потому что за 40 суток непрерывного падения он дал бы осадков всего 25 мм — меньше полумиллиметра в сутки. Мелкий осенний дождь, идущий сутки, дает воды в 20 раз больше.

Возможен ли Ноев ковчег?

Теперь рассмотрим второй вопрос: могли ли в Ноевом ковчеге разместиться все виды наземных животных?

Вычислим «жилую площадь» ковчега. В нем по библейскому сказанию было три этажа. Размер каждого — 300 локтей в длину и 50 локтей в ширину. «Локоть» у древних народов западной Азии был единицей меры, равнявшейся примерно 45 см, или 0,45 м. Значит, в наших мерах величина каждого этажа в ковчеге была такова:

135 * 22,5 » 3040 кв. м

Общая «жилплощадь» всех трех этажей Ноева ковчега, следовательно, равнялась:

3040 * 3 = 9120 кв. м

Достаточно ли такой площади для размещения хотя бы только всех видов млекопитающих животных земного шара? Число различных видов наземных млекопитающих равно около 3500. Ною приходилось отводить место не только для самого животного, но и для запаса корма для него на 150 суток, пока длился потоп. А хищное животное требовало места и для себя и для тех животных, которыми оно питалось, и еще для корма этих животных. В ковчеге же приходилось в среднем на каждую пару спасаемых животных всего лишь

9120 : 3500 = 2,6 кв. м

Такая «жилая норма» явно не достаточна, особенно если принять в расчет, что некоторую площадь занимала также многочисленная семья Ноя и что, кроме того, необходимо было оставить проход между клетками.

Но ведь помимо млекопитающих Ноев ковчег должен был дать приют еще многим другим видам наземных животных, не столь крупным, зато гораздо более разнообразным. Число их, примерно, таково:

Пресмыкающихся. 3 500

Паукообразных. 16 000

Если одним только млекопитающим было бы тесно в ковчеге, то для этих животных и вовсе не хватило бы места. Чтобы вместить все виды наземных животных, Ноев ковчег должен был быть во много раз больше. А между тем при тех размерах, которые указаны в библии, ковчег являлся уже очень крупным судном: его «водоизмещение», как говорят моряки, было 20 000 тонн. Совершенно неправдоподобно, чтобы в те отдаленные времена, когда техника судостроения была еще в младенческом состоянии, люди могли соорудить корабль подобных размеров. И все же он был недостаточно велик для того, чтобы исполнить назначение, приписываемое ему библейским сказанием. Ведь это должен был быть целый зоологический сад с запасом корма на 5 месяцев!

Словом, библейское сказание о всемирном потопе настолько не вяжется с простыми математическими расчетами, что трудно найти в нем даже частицу чего-либо правдоподобного. Повод к нему подало, вероятно, какое-нибудь местное наводнение; все же остальное — вымысел богатого восточного воображения.

[1] Такие выражения, как «человеков» вместо «людей» и др., теперь уже не употребляются; это — старинные обороты речи, встречающиеся в русском переводе библии.

[2] Опять старинный оборот речи: широта вместо ширина.

[3] Во многих местностях на земном шаре выпадает за один раз больше 2,5 см осадков; они получаются не только от того воздуха, который стоит над этой местностью, но и от воздуха соседних местностей, приносимого ветром. «Всемирный» же потоп, по библии, происходил одновременно на всей земной поверхности, и одна местность не могла заимствовать влагу от другой.

Похожие статьи:

40 дней и 40 ночей шел дождь

40 дней и 40 ночей шел дождь

Александр, уже многими доказано, что легенда о Всемирном потопе – всего лишь часть ассиро-вавилонского эпоса о Гильгамеше. Весь эпос занимает 12 табличек (запомните это число – именно столько скрижалей, по более поздней библейской легенде, принес Моисей с горы Синай).
Просто прочтите статью умного человека и сделайте выводы. В кое чем вы правы. Вставляю статью:

Гуляев Валерий Иванович «Всемирный потоп».
《В 1872 г. Джордж Смит, пионер британской ассириологии, объявил изумленному миру о том, что он открыл среди многих клинописных табличек из библиотеки Ашшурбанапала в Ниневии текст с рассказом о потопе, поразительно похожим на библейскую легенду. История, которую он обнаружил, была лишь эпизодом из длинной поэмы, известной как «Эпос о Гильгамеше», или «О все видавшем». Это была лишь поздняя ассиро-вавилонская версия предания. Сам же ассиро-вавилонский миф о потопе восходит к шумерскому первоисточнику. Шумерские былины о подвигах урукского царя-героя Гильгамеша появились, вероятно, еще до середины III тыс. до н. э., хотя дошедшие до нас записи эпоса на 800 лет моложе. Легенды о жизни и подвигах Гильгамеша записаны клинописью на глиняных табличках на четырех языках Древнего Востока – шумерском, аккадском (вавилонском), хурритском и хеттском. Древнейшие тексты – шумерские, в художественном же отношении наиболее важна аккадская версия эпоса, которой мы и будем далее следовать (эта версия блестяще переведена на русский язык И.М. Дьяконовым).
Начинается повествование с характеристики главного героя – Гильгамеша:
О все видавшем до края мира,
О познавшем моря, перешедшем все горы,
О врагов покорившем вместе с другом,
О постигшем премудрость, о все проницавшем:
Сокровенное видел он, тайное ведал,
Принес нам весть о днях до потопа,
В дальний путь ходил, но устал и вернулся,
Рассказ о трудах на камне высек…
После смерти своего ближайшего друга Энкиду, вместе с которым он совершил множество героических подвигов, царь Урука в поисках секрета бессмертия решил отправиться к Утнапиштиму (шумерскому Зиусудре, библейскому «Ною») – единственному человеку на земле, которому боги даровали вечную жизнь. Преодолев немыслимые трудности на своем долгом пути, Гильгамеш добирается, наконец, до места обитания праведника и выслушивает от него подробный рассказ о катастрофическом наводнении, уничтожившем весь род человеческий.
Утнапиштим – сын Убар-Титу, царя города Шуруппака, одного из древнейших городов Шумера – всегда отличался миролюбивым нравом, добротой и благочестием и поэтому был любимцем богов, и особенно Энки (вавилонского Эа). И вот в один прекрасный день, когда грехи безмерно расплодившихся людей переполнили чашу терпения верховного бога Энлиля, он приказал уничтожить человечество с помощью гигантского потопа.
Но Энки-Эа и здесь нашел выход: он тайно поговорил с Утнапиштимом через тонкую стену тростниковой хижины, предупредив о грозящей беде и посоветовав построить большой корабль и погрузить туда «семя всех живых существ»:
Шуруппакец, сын Убар-Титу,
Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилье, заботься о жизни,
Богатство презри, спасай свою душу!
На свой корабль погрузи все живое.
Тот корабль, который ты построишь,
Очертаньем да будет четырехуголен,
Равны да будут ширина с длиною,
Как Океан, покрой его кровлей!
Правитель Шуруппака незамедлительно выполнил все советы божества. Был построен огромный семипалубный корабль квадратных очертаний, который при спуске на воду «погрузился на две трети».
Нагрузил его всем, что имел я,
Нагрузил его всем, что имел серебра я,
Нагрузил его всем, что имел я злата, Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
Поднял на корабль всю семью и род мой,
Скот степной и зверье, всех мастеров я поднял…
Когда погода стала резко ухудшаться и небо заволокли черные тучи, наш шумерский «Ной» понял, что время потопа пришло. Он взошел на корабль и засмолил его двери. Далее следует детальное описание разразившейся катастрофы:
Едва занялось сияние утра,
С основания небес встала черная туча.
Адду гремит в ее середине,
Шуллат и Ханиш идут перед нею,
Идут гонцы, горой и равниной.
Эрагаль вырывает мачты,
Идет Нинурта, гать прорывает,
Подняли факелы Ануннаки,
Чтоб их сияньем зажечь всю землю.
Из-за Адду цепенеет небо,
Что было светлым – во тьму обратилось,
Вся земля раскололась, как чаша.
Первый день бушует Южный ветер,
Быстро налетел, затопляя горы,
Словно войною, людей настигая.
Не видит один другого,
И с небес не видать людей…
Даже сами боги устрашились этого ужасного зрелища и стали сетовать по поводу того, что они натворили. Но остановить разгул стихий уже было нельзя.
Ходит ветер шесть дней, семь ночей,
Потопом буря покрывает землю.
При наступлении дня седьмого
Буря с потопом войну прекратили…
Успокоилось море, утих ураган – потоп прекратился.
Утнапиштим-Зиусудра открыл люк, и на лицо его упал солнечный луч. Кругом царили тишина и покой. Но это была мертвая тишина:
Я взглянул на море – тишь настала,
И все человечество стало глиной!
Плоской, как крыша, сделалась равнина,
Я пал на колени, сел и плачу,
По лицу моему побежали слезы.
Стал высматривать берег в открытом море. В двенадцати поприщах поднялся остров.
У горы Нацир корабль остановился…
Ковчег Утнапиштима простоял у горы Нацир (Насир) шесть дней, но никакой другой суши на горизонте не было видно. Тогда наш «Ной» послал на разведку голубя, но тот вернулся ни с чем; потом ввысь взлетела ласточка и также не обнаружила земли; наконец в путь был отправлен ворон:
Ворон же, отправившись, спад воды увидел,
Не вернулся; каркает, ест и гадит…
Тогда Утнапиштим вышел на вершину горы и вознес молитву богам, воскурив благовония из мирта, кедра и душистых трав. И «боги почуяли добрый запах», «как мухи, собрались к приносящему жертву и возрадовались, увидев, что хотя бы кто-то уцелел после всемирной катастрофы». Правда, довольными оказались не все. Грозный Энлиль, по приказу которого и был устроен потоп, страшно разгневался и на уцелевших людей, и на спасшего их Энки-Эа. Но недаром этот бог – «Повелитель Пресных Вод» – считался самым умным и находчивым в шумерском пантеоне. Он сумел убедить Энлиля не делать зла Утнапиштиму и его семье:
Ты – герой, мудрец меж богами!
Как же, как, не размыслив, потоп ты устроил?
На согрешившего грех возложи ты,
На виноватого вину возложи ты, —
Удержись, да не будет погублен, утерпи,да не будет повержен!
Верховный небожитель внял уговорам и решил не только помиловать Утнапиштима, но и даровать ему и его жене бессмертие:
Поднялся Энлиль, взошел на корабль,
Взял меня за руку, вывел наружу,
На колени поставил жену мою рядом,
К нашим лбам прикоснулся, встал между нами,
благословил нас:
Доселе Утнапишти был человеком,
Отныне ж Утнапишти нам, богам, подобен,
Пусть живет Утнапишти при устье рек, в отдаленье!
Стоит ли говорить, что в свое время публикация Дж. Смитом этого предания вызвала в Европе настоящую сенсацию. Однако когда стали доступны новые клинописные тексты, то были открыты другие версии легенды о Потопе, менее законченные, но более древние, чем версия Гильгамеша (написанная в Ниневии в VII в. до н. э.). Имя главного героя меняется. В шумерском тексте из Ниппура, датируемом 1700 г. до н. э. его зовут Зиусудра, тогда как в вавилонском эпосе, немного более позднем по времени, он назван Атрахасис, «Исключительно Мудрый». Но несмотря на небольшие различия главное содержание мифа всегда одно и то же: гигантский Потоп опустошил землю, и все люди (кроме одного или двух) погибли. В длительной истории человечества потоп отмечает определенный перерыв и замену одной расы людей другой. Сходство с библейским преданием является, конечно, поразительным; поэтому вполне возможно, что иудеи заимствовали его из длительной и хорошо оформленной месопотамской письменной традиции.
Возникает, естественно, вопрос: есть ли реальные следы такой катастрофы на территории Месопотамии?
Первым и до сих пор единственным археологом, позитивно ответившим на этот вопрос, был покойный сэр Леонард Вулли. Между 1929 и 1934 гг., в ходе своих блестящих раскопок в Уре, Вулли заложил несколько глубоких шурфов близ стены внутреннего города, в пределах знаменитого «Царского кладбища» (Раннединастический период). Пройдя несколько слоев со следами жизни человека, он наткнулся «на глубине 11 футов (3,3 м) на чистый, нанесенный водой, ил», практически свободный от находок любого рода. Непосредственно выше и ниже этого стерильного слоя лежали черепки керамики и различные предметы, относящиеся к Убейдской культуре, а на дне шурфов – материк.
«Одиннадцать футов (3,3 метра) ила, – рассуждал археолог, – означает, вероятно, наводнение не менее 7,5 м высотой; на этой плоской низколежащей земле Месопотамии наводнение такой силы могло накрыть площадь около 480 км в длину и 160 км в ширину». Таким образом, это было свидетельство «о наводнении, не имевшем себе равных в любой другой, более поздний период месопотамской истории», и потоп, который накрыл в Уре поселение Убейдской культуры, был равен библейскому потопу. Это, добавляет Вулли, не удивительно, поскольку мы знаем, что Авраам «ушел из Ура халдеев» и вполне мог принести с собой в Ханаан сагу о потопе, несомненно весьма популярную в Месопотамии его дней.
Это было слишком уж хорошо, чтобы быть правдой, и никто, кроме самого Вулли, в научных кругах не относится слишком серьезно к этому «открытию», потому что ни распространение, ни фактическая реальность наводнения не могут быть вычислены только на основании толщины глинистых отложений, находящихся на ограниченной площади. Согласно гипотезе Вулли, поверхность земли, покрытая водами потопа, должна была включать в себя практически весь южный Ирак. Однако Эреду, отстоящий всего на 24 км от Ура и расположенный даже в еще более низкой местности, не имеет никаких следов наводнения. Слои ила, это верно, были найдены и в ряде других мест, но они широко варьируют по толщине и по времени своего появления. «Слой потопа» в Кише, например, относится к Раннединастическому периоду, а не к Убейдскому, и то же самое применимо и к тонким аллювиальным отложениям, найденным в Уруке, Лагаше и в собственном городе Утнапиштима – Шуруппаке. Все эти «стерильные» слои интерпретируются как местные наводнения, а не как следы всеобщего потопа. Поэтому мы можем заключить, что археологические раскопки в Ираке не дали пока доказательств в пользу катастрофического потопа. Но что же тогда лежит в основе месопотамской легенды?
Для этого предлагались различные объяснения. Например, возможно, что легенда родилась в одном из нескольких городов, испытавших в то или иное время исключительно сильное наводнение, которое было восточным воображением возведено в ранг всемирного потопа. С другой стороны, можно сделать предположение и о какой-то иной крупной природной катастрофе, типа приливной волны (цунами) или мощного урагана, постигшей Месопотамию и сильно поразившей воображение ее обитателей. Эти гипотезы, однако, не объясняют двух важных фактов:
а) шумеро-вавилонская, как и библейская, история делает упор на сильнейшие дожди, а не на разливы рек;
б) легенда о Потопе не принадлежит только Ближнему Востоку, она существует в ряде других стран во всех частях света.
Мы имеем поэтому выбор между двумя объяснениями: или Потоп – чистый миф, изобретенный первобытными народами, чтобы закрыть большой срез прошлого, или Потоп реально имел место, но в очень ранние доисторические времена.
Итак, этот миф просуществовал тысячелетия. К шумерскому первоисточнику восходят вавилонский миф о потопе и многие другие. Легенда о потопе, возникшая у шумеров и впервые ими записанная, вошла в мифологию и религию многих народов. Через посредство Библии она стала достоянием всех монотеистических религий, где фигурирует в качестве одного из основных сюжетов. Читая в Библии о том, как бог, разгневанный прегрешениями людей, постановил: «…Через семь дней Я наведу дождь на землю сорок дней и сорок ночей и сотру с лица земли всякое существо, которое Я создал» (Быт. 74), следует помнить, что библейский рассказ о потопе – не оригинальная легенда. Его шумерский прототип возник за две тысячи лет до времени составления Библии.》

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *