40 дней душа ходила все заставочки прошла

40 дней душа ходила все заставочки прошла

«Божественные» стихи (псальмы) Череповецкого района

40 дней душа ходила все заставочки прошла 40 дней душа ходила все заставочки прошлаЗдесь духовная биседа
«божественный стих»

д. Задние Чуди Череповецкого района

Здесь духовная биседа,
Пришли душу навестить. (2)

На сороковой денёчик,
Душу грешну проводить. (2)

— Расскажи, душа живая,
Где денёчки провела? (2)

— Уж вы сроднички родные,
Не часочку не спала. (2)

На поклон к Богу ходила,
Все я лесёнки прошла. (2)

На одной ступеньке страшной
Так страшилась грешная. (2)

Окружала вражья сила,
Я осталася одна. (2)

Я упала на колени,
Стала Господа молить. (2)

— Ты Исусе мой сладчайший,
Миня грешную просьти. (2)

— Ты сьвятитель неуклонный,
Мине грешной помоги. (2)

Во слёзах я умоляю
С этой лесёнки сойти. (2)

— Ты не плачь душа несчастна,
Теперь поз[д]но вопиять. (2)

Ты проси скорей родныих,
Штоб молились за тибя. (2)

А душа, душа ты грешна,
Не могла себя спасти. (2)

Ты жила, душа, для тела,
Не молилась никогда. (2)

Только телу угождала
И ленивая была. (2)

Не заметил ангел сьвета,
С неба он к душе слетел. (2)

И сказал мне чистым духом:
— Отыскал я добрых дел. (2)

Взял миня за праву руку
Вниз по лесёнке повёл. (2)

На сороковой денёчик
Распроститься к вам привёл. (2)

Расскажу я вам, родные,
Про хожденья все мои. (2)

Помолитесь, помяните
Миня грешную рабу. (2)

КомментарииПоминальный [стих]. Духовный, на сороковом дне. поют это.

Источник

Днесь духовная беседа, пришли душу посетить.
Пришли сроднички родные и в путь вечный проводить.
А здесь путнички готовы, Божьи ангелы стоят.
Взяли душеньку за плечи и в путь вечный повели.
Сорок дней душа ходила, все заставочки прошла.

Привели душу́ к Престолу, ко Спасителю-Творцу.
Душа пала на колени пред Спасителем-Творцом.
А Спаситель душу спросит, спросит добрые дела.
Как она буде́т бояться, она будет трепетать.
По сторонам будет озираться, не заступит ли кто её.

Она будет умолять своих близких и родных:
Уж вы сроднички родные, не забудте вы меня.
Вы подайте о́т рук ваших, помяните вы меня.
Ныне будет мне решенье куда Бог благословит.
Если Богу я служила, то душе пресветлый рай,
Если Богу не служила – вечна мука без конца.

Смотрите также:

Все тексты Архидиакон Роман Тамберг >>>

Today is the spiritual conversation, came to visit the soul.
Srodnichki come home and spend in the way everlasting.
And here putnichki ready, God’s angels are.
Darling took the shoulders and led the way everlasting.
For forty days the soul went all zastavochku passed.

Brought soul to the throne, to the Savior, the Creator.
Soul fell on his knees before the Savior, the Creator.
A Savior soul asks ask good deeds.
How would she be afraid, it will tremble.
On both sides will look around without stepping anyone her.

Источник

40 дней душа ходила все заставочки прошла

40 дней душа ходила все заставочки прошла

40 дней душа ходила все заставочки прошла

Душа православия (стихи и не только) запись закреплена

Днесь духовная беседа, при́шли душу посетить.
Пришли сроднички родные и в путь вечный проводить.
А здесь путнички готовы, Божьи ангелы стоят.
Взяли душеньку за плечи и в путь вечный повели.
Сорок дней душа ходила, все заставочки прошла.

Привели душý к Престолу, ко Спасителю-Творцу.
Душа пала на колени пред Спасителем-Творцом.
А Спаситель душу спросит, спросит добрые дела.
Как она будéт бояться, она будет трепетать.
По сторонам будет озираться, не заступит ли кто её.

Она будет умолять своих близких и родных:
Уж вы сроднички родные, не забудте вы меня.
Вы подайте óт рук ваших, помяните вы меня.
Ныне будет мне решенье куда Бог благословит.
Если Богу я служила, то душе пресветлый рай,
Если Богу не служила – вечна мука без конца.

Архидиакон Роман (Тамберг)
Духовная беседа

Учился в Воронежском государственном институте искусств и предполагал работать в театральной сфере.

Отслужив в армии, в 1983 году Алексей Тамберг поступил в Московскую духовную семинарию, затем — годы учения в Академии.

16 июня 1987 года принял монашеский постриг с именем Роман, в честь преподобного Романа Сладкопевца. 5 июля того же года был рукоположен в иеродиакона.

В 1990 году закончил Московскую духовную академию с учёной степенью кандидата богословия.

В 1992 году переведён в Свято-Данилов монастырь и назначен экономом обители.

По окончании Московской Духовной академии был назначен помощником заведующего иконописной школой при Академии, затем — начальником организованного им архитектурно-художественного отдела Троице-Сергиевой Лавры.

30 августа 1993 года — посвящен в сан архидиакона.

4 мая 1998 года погиб в автомобильной катастрофе вместе со священником Алексием Грачёвым, ехавшим с ним в одной машине.

Похоронен в Сергиевом Посаде на старом Городском кладбище (д. Благовещенье).

Отец Роман продолжал и творчески развивал традиции духовного пения, издревле существовавшего на Руси, и ныне возрождаемого. Большинству россиян известна именно эта сторона его творчества. Он не только сам сочинял и пел современные духовные песни, но также, одним из первых стал исполнять старинные канты и былины. Понятное современникам прочтение этих произведений определило их популярность. Следует также отметить «открытие» о. Романом забытых или малоизвестных духовных поэтов XX века (А. Солодовникова и др.).

Перекладывая их стихотворения на музыку, он сохранил их от забвения и обогатил сокровищницу русской культуры. В итоге, несколько записанных им альбомов («Житейское море», «Русская дорога») разошлись огромными тиражами. С его участием был снят документальный фильм «Старинные и современные духовные канты».

Другой гранью творчества о. Романа была иконопись. Он писал иконы, участвовал в росписи академического храма в 1996—1998 годах. Изучал иконопись и теоретически, преподавал эту дисциплину в Академии. Его кандидатская диссертация была посвящена русскому богословию иконы. Позже им была подготовлена к изданию и издана книга «Послание иконописцу» преподобного Иосифа Волоцкого. При отце Романе в Даниловом монастыре был расписан древний храм Святых отцов семи Вселенских Соборов. Он сам подбирал художников, участвовал в разработке проекта росписей, лично следил за ходом работы. Его тщанием на стене больничного корпуса, обращенной к монастырской площади, были помещены мозаичные иконы преподобного Сергия Радонежского, святых благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского.

В сентябре 1997 года, к 850-летию Москвы, на Серпуховской площади был установлен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому. Отцу Роману было поручено создание авторского коллектива, под его руководством разрабатывался проект памятника, изыскивались средства на его сооружение.

Для отца Романа старинные канты были живым проявлением православного искусства. Отсюда их новое прочтение, созвучные нашему времени аранжировка и исполнение, которое не оставляет никого безучастным, затрагивает и ум, и сердце, заставляет внимать, радоваться, сопереживать. Песни отца Романа помогают почувствовать, что человек не одинок на земле, что все мы едины в Боге и можем по-братски разделить тяготы нашей жизни, её печали и радости.

Все меньше дни и все длиннее ночи
Становятся к исходу октября.
Я сделал жизнь свою еще на день короче,
Перевернув листок календаря.

Вот-вот ноябрь с простуженных деревьев
Последний лист безжалостно сорвет.
Вот так и жизнь, как этот лист осенний,
Когда-то незаметно опадет.
о. Роман (Тамберг)

В творчестве о. Романа большую роль сыграла дружба с московским священником Алексеем Грачевым. Они сблизились очень быстро, ещё в семинарии. Вместе писали, обрабатывали, аранжировали и пели песни, вместе отдыхали, вместе и погибли. В альбомах о. Романа многие песни звучат дуэтом с о. Алексеем.

4 мая 1998 года жизненные пути архидиакона Романа и иерея Алексия внезапно оборвались. По человеческому разумению их Праздник настал слишком рано — отцу Роману не исполнилось еще и тридцати семи лет, отец Алексий был лишь на два года старше. Но у Бога другие меры нашей жизни. Отец Алексий и отец Роман исполнили здесь все, к чему призывал их Господь, и теперь служат Ему в небесных селениях.

Источник

40 дней душа ходила все заставочки прошла

Духовные стихи в погребальном обряде станицы Попутной Отрадненского района Краснодарского края

Краткое название объекта:

Духовные стихи станицы Попутной Отрадненского района Краснодарского края

Краткое описание:

Приуроченность духовных стихов к обрядам похоронно-поминального комплекса достаточно распространенное явление на Кубани. Как правило, духовные стихи исполняются женщинами, приходящими вместе с читалкой, или самой читалкой. Чаще всего они исполняются в поминальные дни, реже у тела покойного. Однако традиция исполнения духовных стихов в Отрадннском районе в наши дни почти утрачена. В станице Попутной псальмы исполняет священник после завершения чина погребения, переходя к проповеди.

Фотография для обложки объекта

Протоиерей Иоанн Жеботинский во время совершения чина погребения над усопшим. района Краснодарского края.

ОНКН Категория:

II. Конфессиональные практики в народной культуре Неканонические богослужебные практики и обряды

Конфессиональная принадлежность

Регион:

Краснодарский край, Отрадненский район

Ключевые слова:

Отрадненский район, обряды жизненного цикла, похоронная обрядность, духовные стихи, конфессиональные практики.

Полное описание:

Духовные стихи в традиционной культуре восточных славян занимают особое положение. Черпая сюжеты из христианской духовной литературы, они связывают православную книжную культуру и народную устную традицию. На Кубани духовные стихи называют «псальмы». Традиция петь псальмы на похоронах и в поминальные дни закрепилась в ХХ веке. Женщин, исполняющих псальмы зовут «певчими». Как правило, ими руководит читалка – женщина, читающая Псалтырь об усопшем.

По мнению наших собеседников псальмы исполняют для того, чтобы дать возможность отдохнуть читалке, а также они создают и поддерживают соответствующий душевный настрой присутствующих. При этом собеседники не редко отмечают, что для покойного важно чтение молитв, поэтому в некоторых станицах над телом покойного духовные стихи не поют. В этом случае в контексте похоронно-поминального обряда их исполняют только на поминках за столом в поминальные дни. Исполнять могут любую псальму из имеющихся в местном репертуаре по желанию присутствующих. В некоторых станицах может устанавливаться очередность или закрепленность исполнения конкретного стиха в зависимости от сюжета. Например, над умершей женщиной будут петь о том, как тяжело потерять мать. Есть стихи, специально приуроченные к сороковому дню в которых говорится о прохождении душою за сорок дней мытарств и предстоянии на частном суде перед Богом именно в этот день.

В станицах Отрадненского района традиция исполнения духовных стихов в целом утеряна. В материалах полевых исследований проводившихся в Отрадненском районе в 1996 году сведения об исполнении псальмов в контексте похоронно-поминального комплекса обряда отрывочны. Жительница станицы Удобной Анна Георгиевна Белоузко в ходе интервью рассказал о том, что они, старушки, на похоронах вслед за читалкой поют духовные стихи. Однако, сама она исполнять их отказалась. Другая собеседница из этой же станицы, Прасковья Гавриловна Котелевская, рассказывая, о частный поминках усопшего процитировала строки духовного стиха, не акцентируя внимание собирателя на источнике. «Поминают особенно сорок дней, пол года и год.

Сорок дней душа ходила,

Все заставочки прошла.

Вера Гордеевна Кушенкина, в ходе запили интервью о похоронно-поминальной обрядности прочла «стишок», который «поют как тело лежит»:

Уш вы братья, мои, сестры,

Сожалейтесь на до мной.

Вы придите, посмотрите,

Жисть кончается моя.

Жисть кончается моя,

Господь чудо сотворил,

Слетел Ангел Божий с неба,

Душу с телом разлучил.

Лежит тело без дыханья,

Вы придите, братья, сестры,

И тихонько и спокойно,

И с молитвой до могилы донесить.

До могилы донесите,

В могилу тихонько, спокойно

с молитвой святой опустить.

Загорнить святой землей.

Положите три поклона,

Где упадут ваши слезы,

Там вырастет трава.

Там я буду спочивати,

До всемирного суда.

Жительница станицы Попутной Надежда Павловна Чалая, в прошлом читавшая Псалтырь в память об усопших, так же вспоминает об исполнении пасльмов, записанных в тетради. Таким образом, несмотря на упоминания традиции исполнения духовных стихов восстановить прежний репертуар и приуроченность текстов в наши дни проблематично. Поэтому, исполнение их священником в день погребения тела усопшего не могло не привлечь внимания во время проведения плевых исследований 2018 году.

Протоиерей Иоан Жеботинский родился в 1947 году в станице Попутной, в православной семье. В юности получил образование техника-пчеловода и работал в качестве заведующего ПЧТФ в родной станице. Рукоположен в сан священника в 1991 году. С этого года и до настоящего времени отец Иоанн является настоятелем храма Константина и Елены в станице Попутной. В ходе экспедиции 2018 года нам удалось присутствовать на отпевании, совершаемом отцом Иоанном Жеботинским. По окончании погребального богослужения, после три раза пропетого «Вечный покой» о. Иоанн начинает петь духовный стих:

Что б простил он меня.

Что б простил он меня.

А Господь милостив,

Он грехи всем простит,

Вся травой заросла.

Вся травой заросла.

Вы смотрите за ней,

Что б трава не росла.

Вы смотрите за ней,

Что б трава не росла.

Духовный стих становится своеобразным переходом от богослужения к проповеди. Далее обращаясь к собравшимся о. Иоан цитирует другой достаточно известный другой духовный «Житейское море». «Это все земное, быстро как сон проходящее, но каждый человек должен думать и о своей душе. Ибо никто из нас не знает, что с нами случится завтра. Как говорится, Житейское море играет волнами, в нем радость и горе всегда перед нами.

И никто не ручится,

что завтра случится,

что завтра с ним станет.

Поэтому каждый из нас, мы не знаем, что с нами случится завтра. День прожили – слава Богу. А нас всегда Господь призывает, прийдите ко мне все труждающиеся, обремененные. Мы действительно труждающие и обремененные, но мы этого гласа Господа не слышим. Нам житейские дела, заботы, на первом плане».

О том, что священник после совершения чина погребения поет духовный стих знают не только в станице Попутной, но и в рядом расположенных населенных пунктах. Жительница села Гусаровского Наталья Валентиновна Измайлова: «А вот попутнинский батюшка когда отпевает, он поет песню там «Поминайте меня». Ой, тоже за душу так берет. Лучше не петь. Даже если придешь к чужому человеку, будешь рыдать так, как по своему, такая песня, очень душевная».

Отец Иоанн так же помнит женщин, которые исполняли духовные стихи, однако тогда он не запомнил тексты. Псальмы, которые он исполняет передала ему женщина из города Курганинска. Помимо выше приведенного текста в его репертуаре есть и другие: «Житейское море», «Крест тяжелый». Не включенные в ход погребального обряда, они, тем не менее служат дополнением к проповеди.

Источник

40 дней душа ходила все заставочки прошла

40 дней душа ходила все заставочки прошла

40 дней душа ходила все заставочки прошла

Лысый с белой бородою дедушка сидит

Лысый с белой бородою
Дедушка сидит,
Чашка с хлебом и водою,
Перед ним стоит.
Чашка с хлебом и водою,
Перед ним стоит.

Бел как лунь, на лбу морщины
С сумрачным лицом,
Много видел он кручины
На веку своём – 2 раза

С ним в избушке закоптелой
Кот один живёт,
Старый он и спит день целый,
С печи не спрыгнет – 2 раза

Старику не много надо –
Лапти сплесть да сбыть,
Вот и вся его отрада –
В Божий храм сходить – 2 раза

Всё ушло, угасла сила
Помутился взгляд,
Смерть в могилу уложила,
Деток и внучат – 2 раза

Он и сам рад лечь в могилку
В тёмный уголок,
Где ж ты черпал эту силу,
Бедный мужичок?– 2 раза

С печи к самому порогу
Слезет он чуть дыша,
Из-за скорби славит Бога,
Божия душа – 2 раза

40 дней душа ходила все заставочки прошла

40 дней душа ходила все заставочки прошла

(RU)
Колокольный звон Над землей плывёт,
А в монастыре Братский хор поет:
— Господи, помилуй.

Инок-канонарх Положил поклон.
И тотчас эатих Колокольный звон.
— Господи, помилуй.

— Господи, воззвах, Тенор возгласил,
Канонарху хор Слаженно вторил.
— Господи, помилуй.

Свечи, образа, Мантии, кресты.
Братия поет Грустный глас шестый
— Господи, помилуй.

Странники стоят, Молится народ.
Русь еще жива, Русь еще поет.
— Господи, помилуй.

Схимники в крестах,Бороды, как снег,
Потупив глаза, Молятся о всех.
— Господи, помилуй.

Твой черед настал. Молодой звонарь,
Пробуди простор, Посильней ударь.
— Господи, помилуй.

Братский хор умолк, Снова перезвон.
Только слышно мне Как со всех сторон:
— Господи, помилуй.

40 дней душа ходила все заставочки прошла

40 дней душа ходила все заставочки прошла

40 дней душа ходила все заставочки прошла

40 дней душа ходила все заставочки прошла

40 дней душа ходила все заставочки прошла

40 дней душа ходила все заставочки прошла

40 дней душа ходила все заставочки прошла

Не унывай, не унывай, душе моя
Не унывай, не унывай, душе моя, – 2 раза
Уповай, уповай на Господа. – 2 раза
Видишь, Господи, печаль мою, – 2 раза
А кого пошлёшь на помощь мне? – 2 раза
Или Ангела, иль архангела – 2 раза
Или Мать свою, Владычицу? – 2 раза
Или Сам сойдёшь, Владыко мой? – 2 раза
Не унывай, не унывай, душе моя, – 2 раза
Уповай, уповай на Господа. – 2 раза

Что ты спишь, душе моя
Что ты спишь, душе моя, непробудным, крепким сном – 2 раза
А проспишь, душе моя, Царствие небесное – 2 раза
Братья, сестры в рай пошли, и тебе должно идти – 2 раза
И тебе должно идти, праву сторону найти – 2 раза
А у правой стороны Сам Господь и Бог живёт – 2 раза
Сам Господь и Бог живёт, Он и нас к Себе зовёт – 2 раза
А там ангелы живут, они нас к себе зовут – 2 раза
Там веселье завсегда, и не будет век конца – 2 раза
Что ты спишь, душе моя, непробудным, крепким сном – 2 раза

40 дней душа ходила все заставочки прошла

Николай, варварского стада
Сохрани от всякого ада!
Мы тя будем выхвалять,
Имя твое величать во веки!

Никола Можайский
Микола, Микола, Микола святитель
Микола Можайский, святитель Заряйский
Морям проходитель, землям исповедник.

А знают Миколу няверные орды,
А ставят Миколе свечи воскояры,
А ставят Миколе кануны медвяны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *