40 асхабов в дербенте история

Лакский джамаат на зиярате 40 сподвижников в городе Дербент

Лакский джамаат поехал на зиярат 40 сподвижников пророка Мухаммада, саллаллагьу алейгьи ва саллям, в городе Дербент, Кладбище Кырхляр, Бук-Мухаммад Гази-Кумухский наиб имама Шамиля

Лакский джамаат посетил зиярат 40 сподвижников

40 асхабов в дербенте история

Кладбище считается одним из самых древних на всем Кавказе. Точная дата появления кладбища неизвестна, её относят к одному из первых походов к Дербенту в 642-643 гг. Могилы сподвижников представляют собой 40 саркофагообразных захоронений. Саркофагообразная форма памятников имеет аналогии в погребальном обряде арабов, в эпоху средневековья в Багдаде и других арабских городах могилы сверху обкладывались холмами из камней, получалось нечто похожее на саркофаг.

40 асхабов в дербенте история

История праведников

Наш гид Мухаммадрасул рассказал об истории праведников похороненных на этом кладбище, о двух братьях Абдурахмане и Салмане ибн Раби`а. Имам Гази-Кумуха Рамазан Рамазанов рассказал о нашем земляке из Газу-Кумуха Бук Мухаммаде, который также похоронен на кладбище Кырхляр.

40 асхабов в дербенте история

40 асхабов в дербенте история

Конечной точкой поездки стало посещение старейшей Джумка-мечети города Дербент, где наш гид Мухаммадрасул рассказал об истории этого величественного строения и о долголетних платанах, растущих в самой Джума-мечети вот уже около 800 лет.

40 асхабов в дербенте история

Завершил мероприятие Полпред Муфтията РД Шамиль Багандалиев вручив подарочный набор из книг активистам Лакии.

Да укрепит Всевышний иман в наших сердцах. Амин!

Полное видео с поездки на зиярат, лакского джамаата, в город дербент вы можете посмотреть на нашем YouTube канале Ислам в Лакии

Источник

Глава РД посетил захоронения сорока сподвижников в Дербенте

40 асхабов в дербенте историяГлава республики, в рамках своего рабочего визита в Дербент, посетил религиозные достопримечательности этого древнейшего в мире города. В частности, он посетил группу могил Кырхляр – место захоронения сорока «мучеников за веру» (шахидов), одно из древнейших и почитаемых всеми мусульманами Северного Кавказа. Рамазан Абдулатипов заявил: «Здесь похоронено много святых людей, и мы не должны об этом забывать. Дербент должен очищаться и развиваться, и в этом процессе должны участвовать сами горожане. Тогда город будет удобным, чистым и обустроенным». Далее озвучил ряд поручений по обустройству кладбища.

В последствии посетил Джума-мечеть, совершил молитву и побеседовал с прихожанами. Напомним, что Дербентская Джума-мечеть – старейшая в России; она построена в 733-734 гг. и располагается в центре старой части города. Сегодня Джума-мечеть имеет статус объекта культурного наследия ЮНЕСКО. Глава Дагестана осмотрел участок крепостной стены и ворот Кырхляр-Капы, памятники, расположенные вдоль древней улицы до ворот Орта-Капы, а также фасад памятника «Старинная восточная баня (женская) 1613 г.».

Рамазан Абдулатипов также сказал: «Сегодня мы готовимся к 2000-летию Дербента. По моей просьбе Президент России продлил на три года празднование юбилея; первые мероприятия пройдут в городе 17 сентября нынешнего года. Дагестан – это уникальный, красивый край, и он должен быть одним из обустроенных и жизнеспособных субъектов Российской Федерации. Возможности для этого есть», – резюмировал Рамазан Абдулатипов.

Материал подготовлен по материалам Управления пресс-службы и информации Администрации Главы и Правительства РД

40 асхабов в дербенте история

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Дербентская судьба 40 сподвижников Мухаммеда

40 асхабов в дербенте история

Дагестанский Дербент часто называют Кавказским Иерусалимом, или городом трех религий. Отсюда началось распространение ислама на Северном Кавказе, здесь находится самая старая действующая в России синагога, построенная в 1614 году, а также православный храм XIX века. Люди разной веры здесь одинаково почитают все религиозные святыни Дербента.

Одно из таких мест — священное мусульманское кладбище Кирхляр, где похоронены 40 сподвижников пророка Мухаммеда, которые почти 1500 лет назад принесли сюда новую веру. Сюда приходят паломники и обычные туристы со всего мира.

Сакральное место

Кирхляр, одна из древнейших мусульманских святынь Северного Кавказа, располагается на территории Северного городского кладбища Дербента. От других захоронений его отделяет каменная ограда. За ней находятся три ряда аккуратно побеленных надгробий-саркофагов скругленной формы. Их ровно 40 (само слово «кирхляр» переводится с тюркского как «сорок»), и стоят они здесь с VII века. Еще один ряд могил, несколько отличающихся по форме, по словам смотрителей кладбища, относится к более позднему времени захоронения.

Смотритель объясняет туристам, оказавшимся в Кирхляре впервые, особенности поведения в этом месте. Заходить сюда следует «в чистоте душевной и телесной», с покрытой головой, в одежде с длинными рукавами.

«Это захоронение — очень священное, сакральное в духовном смысле место для Кавказа. Люди, которые здесь похоронены, пришли сюда примерно в 642 году, спустя около десяти лет после смерти Пророка Мухаммеда, соратниками которого были. Вместе с ними сюда пришла религия ислам», — рассказывает Мухаммад-Казим Казимов, который служит смотрителем, а заодно и экскурсоводом Кирхляра уже более 14 лет.

«Наши деды и прадеды следили за этим местом, и мне Аллах дал такую возможность. Мы поддерживаем здесь чистоту, порядок, встречаем паломников и туристов. Это наше служение», — рассказывает он.

Мухаммад-Казим учился в школе при мечети. Он досконально знает историю Дербента и ислама, владеет несколькими языками, любит Толстого и Достоевского. Но служение свое не готов променять ни на какое другое занятие. «Здесь — напоминание о бренности этого мира и о вечности, о тех истинах, к которым человек должен хотя бы чуть-чуть приблизиться в своей жизни», — говорит смотритель святыни.

Легенда об асхабах

«В VII веке Дербент был окраиной Сасанидской империи (государство персидской династии Сасанидов, существовало с 224 по 651 год — прим. ТАСС). На город регулярно совершали набеги кочевые народы — хазары. Когда арабы — сподвижники Пророка, которых на Кавказе называют асхабами, — пришли сюда с новой верой, правитель города без боя сдал его. Но асхабы не стали заходить в город с большим войском, чтобы не пугать местных жителей, среди которых тогда были и иудеи, и христиане, и язычники-огнепоклонники», — рассказывает Мухаммад-Казим.

Вскоре основное войско арабов ушло, оставив в Дербенте гарнизон — около 4 тыс. воинов, которые должны были защищать город от хазарских набегов. Опасаясь окончательно потерять влияние на город, через который тогда проходили все важнейшие торговые пути, включая Великий шелковый путь, хазарский князь решил выбить из него «чужаков», не дожидаясь окончательного утверждения новой веры, обретавшей все больше сторонников.

«Больше 30 тыс. воинов было в хазарском войске, а против него вышли 4 тыс. мусульман с 40 асхабами во главе. Примерно в 30 км севернее Дербента есть селение Дарваг — там встретились оба войска, и шесть дней длилась битва. Много чудес случилось при этой битве, больше 20 тыс. язычников-хазар были убиты в ней, но пали и сами асхабы», — продолжает смотритель.

Самое большое чудо, однако, случилось после смерти асхабов. Хазары, чтобы еще сильнее унизить поверженных врагов, запретили хоронить их тела. Но вскоре сами поплатились за это.

«Вскоре после этого на земли хазар стали приходить бедствия и болезни. Их старейшины сказали: это не прекратится, пока мы не похороним тела мусульман с уважением, достойным воинов. Отправившись туда, где оставили павших, хазары нашли их тела нетленными, благоухающими ароматом розы. Многие, кто видел это, приняли ислам. Так, даже поражение асхабов послужило утверждению религии Аллаха», — говорит Казимов.

Нетленные тела принесли в Дербент, потому что сами асхабы завещали похоронить их в этом городе. Так возник Кирхляр, и так об этом рассказывают здесь более 13 веков спустя.

Каменная люлька, розы и садак

Священное кладбище редко пустует, а в летнее время, когда в Дербент приезжает больше всего туристов, здесь, по словам смотрителя, бывает по несколько сотен человек в день. «Сюда приходят все туристы, которые приезжают в Дербент, — из России, из Турции, Ирана, Азербайджана. Люди идут сюда и затем, чтобы попросить у бога исцеления от болезней и помощи в житейских делах — не только мусульмане, но и христиане, иудеи. И многие получают такую помощь — и духовную, и внешнюю», — говорит Мухаммад-Казим.

Особое место в Кирхляре — каменная «люлька», которая стоит в отдалении от основных захоронений. Считается, что, если покачать эту люльку, у бездетных родителей в скором будущем родится малыш.

«К нам приезжала супружеская пара из Ярославля, у них около десяти лет не было детей. Они приехали сюда отдыхать, знакомые рассказали им об этом месте, и они пришли покачать эту колыбель. Прошло время, и я снова увидел их здесь — счастливых, радостных. Подошел к ним, расспросил — они сказали, что пришли поблагодарить за дочь Марию», — рассказывает смотритель. И добавляет: «Такая история не одна, их много».

Помолиться и прошептать свои чаяния паломники подходят к святилищу, расположенному среди надгробий. Совершив обряд, полагается оставить садак — благодарственное подношение. Как правило, это конфеты или другие сладости. Рядом со святилищем всегда стоит розовая вода, а сами розы — особо любимые у мусульман цветы — в изобилии растут между могилами.

Смотритель говорит, что священное кладбище содержится в том числе на народные пожертвования. «Местные власти приходят, интересуются: не нужна ли какая-то помощь. Недавно сделали сюда хорошую дорогу. Но это место Бог сам сохраняет. Здесь важно чистоту сохранять, никакой новизны не надо делать — ислам не принимает того, чтобы над могилами что-то лишнее было. Все должно быть просто: так душа человека приобщается к чистоте».

Источник

Дербентская судьба 40 сподвижников Мухаммеда

Дагестанский Дербент называют часто Кавказским Иерусалимом, или городом религий трех. Отсюда началось распространение ислама на Кавказе Северном, здесь находится самая старая России в действующая синагога, построенная в 1614 году, а православный также храм XIX века. Люди веры разной здесь одинаково почитают все святыни религиозные Дербента.

Одно из таких мест — мусульманское священное кладбище Кирхляр, где похоронены 40 пророка сподвижников Мухаммеда, которые почти 1500 назад лет принесли сюда новую веру. К их приходят могилам паломники и обычные туристы со всего Сакральное.

мира место

Кирхляр, одна из древнейших святынь мусульманских Северного Кавказа, располагается на территории городского Северного кладбища Дербента. От других захоронений отделяет его каменная ограда. За ней находятся ряда три аккуратно побеленных надгробий-саркофагов формы скругленной. Их ровно 40 (само слово «кирхляр» тюркского с переводится как «сорок»), и стоят они VII с здесь века. Еще один ряд несколько, могил отличающихся по форме, по словам смотрителей относится, кладбища к более позднему времени захоронения.

объясняет Смотритель туристам, оказавшимся в Кирхляре впервые, поведения особенности в этом месте. Заходить сюда чистоте «в следует душевной и телесной», с покрытой головой, в длинными с одежде рукавами.

40 асхабов в дербенте история

«Это захоронение — очень священное, духовном в сакральное смысле место для Кавказа. которые, Люди здесь похоронены, пришли сюда 642 в примерно году, спустя около десяти после лет смерти Пророка Мухаммеда, соратниками были которого. Вместе с ними сюда пришла ислам религия», — рассказывает Мухаммад-Казим Казимов, служит который смотрителем, а заодно и экскурсоводом Кирхляра более уже 14 лет.

«Наши деды и прадеды этим за следили местом, и мне Аллах дал возможность такую. Мы поддерживаем здесь чистоту, порядок, паломников встречаем и туристов. Это наше служение», — Мухаммад он.

рассказывает-Казим учился в школе при досконально. Он мечети знает историю Дербента и ислама, несколькими владеет языками, любит Толстого и Достоевского. Но свое служение не готов променять ни на какое другое Здесь. «занятие — напоминание о бренности этого мира и о тех, о вечности истинах, к которым человек должен чуть бы хотя-чуть приблизиться в своей жизни», — смотритель говорит святыни.

асхабах об Легенда

«В VII веке Дербент был Сасанидской окраиной империи (государство персидской династии существовало, Сасанидов с 224 по 651 год — прим. город). На ТАСС регулярно совершали набеги кочевые хазары — народы. Когда арабы — сподвижники Пророка, Кавказе на которых называют асхабами, — пришли сюда с верой новой, правитель города без боя его сдал. Но асхабы не стали заходить в город с войском большим, чтобы не пугать местных жителей, которых среди тогда были и иудеи, и христиане, и огнепоклонники-язычники», — рассказывает Мухаммад-Казим.

Вскоре войско основное арабов ушло, оставив в Дербенте около — гарнизон 4 тыс. воинов, которые должны защищать были город от хазарских набегов. Опасаясь потерять окончательно влияние на город, через который проходили тогда все важнейшие торговые пути, Великий включая шелковый путь, хазарский князь выбить решил из него «чужаков», не дожидаясь окончательного новой утверждения веры, обретавшей все больше Больше.

«сторонников 30 тыс. воинов было в хазарском против, а войске него вышли 4 тыс. мусульман с 40 главе во асхабами. Примерно в 30 км севернее Дербента есть Дарваг селение — там встретились оба войска, и дней шесть длилась битва. Много чудес при случилось этой битве, больше 20 тыс. хазар-язычников были убиты в ней, но пали и асхабы сами», — продолжает смотритель.

ТАСС большое чудо, однако, случилось смерти после асхабов. Хазары, чтобы еще унизить сильнее поверженных врагов, запретили хоронить их вскоре. Но тела сами поплатились за это.

«Вскоре после земли на этого хазар стали приходить бедствия и старейшины. Их болезни сказали: это не прекратится, пока мы не тела похороним мусульман с уважением, достойным воинов. туда Отправившись, где оставили павших, хазары тела их нашли нетленными, благоухающими ароматом розы. кто, Многие видел это, приняли ислам. даже, Так поражение асхабов послужило утверждению Аллаха религии», — говорит Казимов.

Нетленные тела Дербент в принесли, потому что сами асхабы похоронить завещали их в этом городе. Так возник так, и Кирхляр об этом рассказывают здесь более 13 спустя веков.

Каменная люлька, розы и садак

кладбище Священное редко пустует, а в летнее время, Дербент в когда приезжает больше всего туристов, словам, по здесь смотрителя, бывает по несколько сотен день в человек. «Сюда приходят все туристы, приезжают которые в Дербент, — из России, из Турции, Ирана, Люди. Азербайджана идут сюда и затем, чтобы бога у попросить исцеления от болезней и помощи в житейских только — не делах мусульмане, но и христиане, иудеи. И многие такую получают помощь — и духовную, и внешнюю», — говорит Казим-Мухаммад.

Особое Кирхляре в место — каменная «люлька», которая стоит в основных от отдалении захоронений. Считается, что, если эту покачать люльку, у бездетных родителей в скором родится будущем малыш.

«К нам приезжала супружеская Ярославля из пара, у них около десяти лет не детей было. Они приехали сюда отдыхать, рассказали знакомые им об этом месте, и они пришли эту покачать колыбель. Прошло время, и я снова здесь их увидел — счастливых, радостных. Подошел к ним, они — расспросил сказали, что пришли поблагодарить за Марию дочь», — рассказывает смотритель. И добавляет: «Такая одна не история, их много».

Помолиться и прошептать свои паломники чаяния подходят к святилищу, расположенному среди Совершив. надгробий обряд, полагается оставить садак — подношение благодарственное. Как правило, это конфеты другие или сладости. Рядом со святилищем всегда розовая стоит вода, а сами розы — особо мусульман у любимые цветы — в изобилии растут между Описание.

40 асхабов в дербенте история

Смотритель говорит, что кладбище священное содержится в том числе на народные Местные. «пожертвования власти приходят, интересуются: не нужна ли помощь-то какая. Недавно сделали сюда хорошую это. Но дорогу место Бог сам сохраняет. важно Здесь чистоту сохранять, никакой новизны не делать надо — ислам не принимает того, чтобы могилами над что-то лишнее было. Все быть должно просто: так душа человека чистоте к приобщается».

Источник

Что посмотреть на кладбище Кырхляр в Дербенте: личный опыт

40 асхабов в дербенте история

Неделя в солнечном Дагестане была совершенно незапланированная. Поездка заграницу в последний момент пришлось отменить, поэтому за 2 дня до отпуска было решено отправиться на машине в Дербент.

Вдвоем с мужем мы без проблем сняли комнату в центре города, поэтому обошли все главные достопримечательности пешком. Неизгладимое впечатление произвело кладбище Кырхляр — именно о нем и хочется рассказать в этом отчете. Особенно познавательным он будет для таких же молодых семей, как и мы. Почему? Читайте ниже.

Как добраться?

Захоронение находится в 500 метрах от северной стены города рядом с воротами Кырхляр-капы, в центральной части Северного кладбища города.

Добраться сюда можно:

Что посмотреть?

Как ни странно, кладбище стало хорошим местом для вечерней прогулки. Это одна из самых почитаемых мусульманами святынь, поэтому народу здесь много, но это скорее плюс чем минус. Гулять по древнему кладбищу в одиночку наверное было бы не так комфортно.

Немного портят настроение сотрудники кладбища — несколько раз они настойчиво предлагали нам принять веру в Аллаха и докучали теобеседами. Зато вход на территорию бесплатный.

Кырхляр-Капы

Северные ворота или Кырхляр-Капы получили свое название именно из-за расположенного неподалеку кладбища. Нечего примечательного кроме возраста в них нет. К тому времени мы уже присытились древностью, поэтому сделав фото пошли дальше.

40 асхабов в дербенте история

Мечеть

Мечеть расположена к югу от ворот Кырхляр-Капы. Посетить ее можно как отдельно, так и во время прогулки на само кладбище.

Старейшая мечеть совсем не походит на те, что я видела в Стамбуле. И внешнее, и внутреннее убранство очень сдержанно. На мой взгляд именно таким должно быть место, куда люди приходят обратиться к Богу. Покой и умиротворение повсюду — хочется просто сидеть и бесконечно думать о вечном.

Платка у меня с собой не было и всю дорогу я переживала что не смогу попасть внутрь, однако, приятным сюрпризом оказалось что на входе бесплатно давали халат с капюшоном.

40 асхабов в дербенте история

«Сороковник»

Кырхляр означает «сорок» или «сороковник». Именно столько надгробий можно насчитать за оградой в центре кладбища. Вот одна из легенд, рассказывающая историю их гибели:

И пришли воины пророка со священной войной-джихат, неся людям светоч истиной веры. И бились они с кафирами, 6 дней. Двадцать тысяч кафиров заслужили в этой битве вечное проклятие, их души перенеслись прямо в середину джахандама (ада). А сорок воинов-мусульман пали за веру пророка и стали шахидами (святыми, павшими за веру). И похоронены на кладбище Кырхляр.

40 асхабов в дербенте история

40 асхабов в дербенте история

40 асхабов в дербенте история

Внутри он выглядит так

«Люлька»

Рядом с захоронениями висит каменная люлька. Сначала я не могла понять, зачем к ней все подходят: гладят ее и пытаются сдвинуть с места. За разъяснениями пришлось обратиться к смотрителю. Оказывается, по преданию камень сдвинется с места только у тех, кто может иметь детей.

Признаться, я была сильно удивлена, узнав что качнуть «люльку» приезжают бездетные пары со всего света. Уж не знаю, помогает ли это. Мы с мужем только планируем малыша, поэтому тоже пару раз качнули.

Кстати, тот же смотритель убеждал, что толкать «люльку» должны оба супруга, но проходящая мимо женщина сказала, что это должна делать я одна. Точно выяснить нам не удалось.

40 асхабов в дербенте история

Вот так неприглядно смотрится святыня

40 асхабов в дербенте история

А это процесс «качания»

Вывод

Посетить кладбище Кырхляр надо в обязательном порядке как основную достопримечательность города и великую святыню всего исламского мира. Если вы, как и я с мужем, не сильно интересуетесь историей и религией, сделать это можно в формате тихой вечерней прогулки. Благо место расположено недалеко от города.

Рекомендация редактора:
для тех, кто впервые оказался в Дербенте рекомендуется посетить экскурсию «Дербент — первая встреча». Вы познакомитесь с одним из древнейших мест России, наполненным таинственным восточным колоритом, — средневековые мечети, величественные крепостные стены, суровая красота горных пейзажей, пение муэдзинов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *