4 ноября праздник рассказ для детей
День нородного единства! 4 Ноября
КАРАКОЗЯН ГАЯНЕ
День нородного единства! 4 Ноября
Корни этого праздника уходят во времена смуты, когда Россия переживала, пожалуй, один из самых сложных периодов своей истории. Страна находилась в глубоком политическом кризисе, начавшемся после пресечения династии Московских Рюриковичей: наследник Ивана Грозного царевич Дмитрий погибает при загадочных обстоятельствах и в битву за престол вступает сразу несколько известных боярских родов, среди которых Захарьины и Годуновы. Последние сумели привести к власти Бориса Годунова, который правил страной 13 лет и, во многом, стал одной из причин нарастающего внутригосударственного конфликта. Сложная обстановка была и во внешней политике. Русское царство вступает в две войны подряд, которые только усугубляют кризис и приводят к новым раздорам внутри страны.
Все это, в итоге, приводит к тому, что к власти сперва приходит Лжедмитрий I, а чуть позже, после его смерти, Лжедмитрий II, которые доводят страну до состояния гражданской войны, а позже втягивают ее в русско-польскую войну.
Только 1 ноября 1612 года бойцы народного ополчения, в которое принимали всех, вне зависимости от происхождения, вероисповедения и положения в обществе, под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освобождают Московский Кремль и выгоняют захватчиков из страны.
В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России выдвинул инициативу сделать 4 ноября Днем народного единства, в память о народных героях и событиях приведших к окончанию смутного времени России, а в декабря того же года законопроект был принят и в России появился новый праздник.
Символом Дня народного единства является памятник Минину и Пожарскому, созданные архитектром Иваном Мартосом в 1818 году в память о Смутных временах. Изначально он был установлен посередине Красной площади перед Верхними торговыми рядами, но в 1931 году в связи со строительством Мавзолея Ленина памятник перенесли к Покровскому собору. Ежегодно в День народного люди приносят к нему цветы, отдавая дань памяти героям, бившимся за освобождение своей Родины.
4 ноября, в России проходят праздничные концерты, шествия, благотворительные акции и другие мероприятия, призванные показать, что мы – многонациональная и многоконфессиональная страна и несмотря на все наши культурные, национальные и религиозные различия, мы должны быть едины, помогать и защищать друг друга.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «4 ноября — День народного единства» «4 ноября — День народного Единства». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. «4 ноября — День народного Единства». Конспект НОД.
План работы на 12 ноября «Синичкин день» 12 НОЯБРЯ » СИНИЧКИН ДЕНЬ»ЦЕЛЬ: Формировать у детей бережное отношение к птицам. 12 ноября ежегодно по инициативе Союза Охраны Птиц России.
12 ноября — синичкин день (фотоотчет) С давних времен на Руси праздновали Синичкин день. 12 ноября считался днем встречи зимующих птиц. Почему именно Синичкин день, потому что.
Как рассказать ребёнку о Дне народного единства?
02.11.2018
Что отмечают в День народного единства?
Этот праздник был учреждён в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Именно этот день исторически связан с окончанием смутного времени в России в XVII веке. Это было время глубокого кризиса Московского государства, который был вызван пресечением царской династии Рюриковичей. А польские войска вошли в Кремль с желанием посадить на престол католического королевича Владислава.
В это тяжёлое время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать поляков из Москвы. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Однако первое боевое ополчение распалось. Возглавивший его рязанский воевода Прокопий Ляпунов был убит по ложному обвинению из-за распрей между дворянами и казаками. Так потерпело поражение первое антипольское восстание 19 марта 1611 года.
Уже в сентябре 1611 года нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. Вы помните его речь, которую он произнёс на городской сходке?
По призыву Минина горожане сначала добровольно сдавали на создание земского ополчения «третью деньгу», а потом был введён и обязательный сбор «пятой деньги». То есть каждый вносил в казну ополчения пятую часть своих доходов.
На пост воеводы, опять же по предложению Минина, был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский согласился при одном условии, что горожане сами выберут ему помощника и казначея ополчения. Так Минин стал «выборным человеком всею землею».
Под знамёна Минина и Пожарского встало по тем временам огромное войско – больше 10 тысяч служилых, до трёх тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. Во всенародном ополчении в освобождении русской земли от иноземцев участвовали представители всех сословий и всех народов, входящих в состав русской державы.
Таким образом, 4 ноября символизирует не только победу, но и сплочение народа. А ведь именно сплочение народа сделало возможным разгром захватчиков.
Вероятно, вы спросите: а при чём здесь икона Казанской Божьей Матери?
Именно с молитвой перед чудотворной иконой Казанской Божьей Матери, явленной в 1579 году, и с самой иконой в руках земское ополчение смогло 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным толчком для возрождения российского государства. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. Так установилась окончательная победа над Смутой и торжество православия и национального единства.
А икона с тех пор стала предметом особого почитания. Ведь люди были уверены, что именно благодаря её силе и заступничеству Божьей Матери удалось освободить Москву. Уверенность в силе иконы Казанской Божьей Матери была так высока, что князь Пожарский на собственные деньги выстроил на краю красной площади Казанский собор.
С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых. По указу царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Этот праздник отмечали вплоть до 1917 года. Когда большевики пришли к власти, то сразу же убрали этот праздник из списка праздничных дней.
Что за День согласия и примирения? И при чём здесь Октябрьская Революция?
На протяжении 80-ти лет в советском государстве отмечали 7 ноября – День Великой Октябрьской Социалистической революции.
После распада Союза, считали логичным убрать День революции из календаря государственных праздников. Однако, люди, привыкшие к «ноябрьским», продолжали по инерции отмечать утративший актуальность праздник, правда, переименованный в День согласия и примирения.
Что стало поводом для нового праздника?
Инициатором учреждения нового праздника стала Русская Православная Церковь. Патриарх Алексий II выступил на Межрелигиозном совете России с предложением сделать 4 ноября праздничным днём. O н попросил возродить День народного единства и День памяти Казанской иконы Божией Матери, который на Руси отмечали более 250 лет.
Так в декабре 2004 года Государственная Дума одобрила поправки, согласно которым из официальных праздников был исключен День Согласия и примирения, отмечаемый 7 ноября, и добавлен новый праздник — День народного единства, назначенный на 4 ноября.
Современный День народного единства – не просто приятный выходной в ноябре. Это, прежде всего, повод вспомнить судьбоносное для нашей страны историческое событие. А ещё, День народного единства – это напоминание гражданам нашей многонациональной страны о важности сплочения. Ведь вместе мы непобедимы!
День народного единства: что рассказать детям?
Памятники и символы
Икона Казанской Божьей матери
День народного единства — уникальный официальный государственный праздник, который совпадает и с церковной датой — Днем иконы Казанской Божьей матери. Со времен первого царя Романовых, Михаила Федоровича, на Руси почитают Казанскую икону Божьей матери. В народной памяти она связана с освобождением Москвы от польско-литовских интервентов войсками земского ополчения. В 1579 году икона была обретена в Казани. Богоматерь явилась девочке Матроне и указала ей место, где будет найдена чудотворная икона, которая спасет Россию от иноземных захватчиков.
В 1611 году после тайного воззвания патриарха Гермогена список чудотворной иконы был взят в поход казанской дружиной, а затем передан дружинам северных городов под руководством князя Дмитрия Пожарского, шедшего на освобождение столицы от поляков. Именно с этой иконой русские войска под командованием князя Пожарского 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года освободили Китай-город от поляков, а спустя несколько дней сдался и польский гарнизон Кремля.
4 ноября — уникальный праздник, в котором сочетаются и церковная дата, и событие государственного уровня. И только такое единение, в том числе и духовное, позволило спасти Россию в то тяжелое время.
Судьба иконы очень непроста. В 1904 году она была похищена. Преступников поймали, но саму икону, к великому несчастью, они уже уничтожили. Но в 2004 году, накануне введения нового праздника в России, Папа Римский Иоанн Павел II обратился к патриарху Алексию II, чтобы передать обретенную в Ватикане икону. Специалисты установили, что эта икона — одна из подлинных, которые были в списке иконы Казанской Божией матери.
Соборы в Москве и Петербурге
Среди памятников, которые связаны со смутным временем, стоит отметить Казанский собор на Красной площади в Москве, воздвигнутый на средства князя Пожарского, и построенный почти через 200 лет после событий Смутного времени кафедральный Казанский собор в Петербурге. Именно в соборе Петербурга перед иконой Казанской Божьей матери молился Михаил Кутузов до того, как отбыть в армию для борьбы с Наполеоном — еще одним внешним врагом.
Памятник Минину и Пожарскому
«Когда я прохожу мимо этого монумента, когда я рассматриваю его, друзья мои, что со мной тогда делается! Какие священные минуты доставляет мне это изваяние! Волосы дыбом подымаются на голове моей, кровь быстро стремится по жилам, священным трепетом исполняется все существо мое, и холод пробегает по телу. Вот, — думаю я, — вот два вечно сонных исполина веков, обессмертившие имена свои пламенною любовью к милой родине Завидный удел! Счастливая участь!»
Смутное время. Россия на грани распада
К 1611 году Москва была занята польским гарнизоном, который фактически захватил власть в столице. Польский король Сигизмунд III из осажденного Смоленска отдавал распоряжения по всей России, удерживал в плену посольство из московских людей, почти вся северо-западная часть страны находилась в руках шведов, шайки казаков грабили русские земли. Именно тогда и проявились лучшие качества нашего народа, который взял дело спасения страны в свои руки.
Перед началом Смуты правил царь Федор I Иоаннович. В 1580-х — начале 1590-х годов оборону Москвы усилило третье (после Кремля и Китай-города) кольцо стен — вокруг Белого города. Строителем его был «каменных дел мастер» Федор Конь. В 1591–1592 годах вокруг столицы по инициативе Бориса Годунова сооружается четвертая линия укреплений — Скородом, или Земляной город.
Что предшествовало Смутному времени?
Смерть царевича Дмитрия
15 мая 1591 года в Угличе погиб царевич Дмитрий — младший сын Ивана Грозного, возможный наследник престола. Позже все самозванцы выдавали себя именно за царевича Дмитрия. И это течение самозванства — отличительная черта Смутного времени — в нем выражены не только тяжелейшее положение страны, но еще и надежды простых людей на доброго царя.
Царевич Дмитрий был рожден в шестом браке Ивана Грозного. Этот союз не был освящен церковью, поэтому Дмитрий считался незаконнорожденным, а следовательно, исключался из возможных претендентов на престол. Официальное расследование пришло к выводу, что царевич погиб в результате несчастного случая. А многие современные историки, вопреки распространенному мнению, считают, что Борис Годунов не был причастен к гибели царевича Дмитрия.
Великий голод
«Гибло множество в неизъяснимых муках голода. Везде шатались полумертвые, падали, издыхали на площадях. Москва заразилась бы смрадом гниющих тел, если бы Царь не велел, на свое иждивение, хоронить их, истощая казну и для мертвых. Приставы ездили в Москве из улицы в улицу, подбирали мертвецов, обмывали, завертывали в белые саваны, обували в красные башмаки или коты и сотнями возили за город в три скудельницы, где в два года и четыре месяца было схоронено 127000 трупов, кроме погребенных людьми христолюбивыми у церквей приходских. Пишут, что в одной Москве умерло тогда 500000 человек, а в селах и в других областях еще несравненно более, от голода и холода: ибо зимою нищие толпами замерзали на дорогах».
Оккупация территорий
Почему мы так празднуем дату освобождения Москвы? Масштаб будет виден на карте. Взгляните, какие наши территории были официально заняты интервентами:
Нажмите на изображение, чтобы изменить масштаб
Источник: Энциклопедия WikiWhat
После окончания смутного времени очень многие территории были потеряны и предопределили внешнюю политику России вплоть до XVIII века.
«Свержение царя Василия было последним ударом московскому государственному порядку. Появление Вора уничтожило государственное единство и поделило страну между двумя правительствами. Падение Тушина подало было надежду на восстановление этого единства, а падение Шуйского уничтожило всякое правительство. Страна имела лишь претендентов на власть, но не имела действительной власти. Западные области государства были заняты шведами, которые захватили после Клушинской битвы Новгород, и поляками, которые осаждали Смоленск и занимали Северскую землю. Юг московский был в „воровстве“, то есть в полной анархии; под столицей стояли два вражеских войска — Вора и гетмана Жолкевского. Остальные части государства не знали, кого им слушать и кому служить. В Москве по свержении Шуйского боярская дума приняла на себя роль временного правительства и пожелала созвать выборных из городов для царского избрания. Но города плохо слушали это правительство и выборных не посылали. Очевидно, что и бояре не были настоящей властью. Таково было в 1610 году положение Московского государства».
Роль православной церкви
В 1579 году патриарх Гермоген стал свидетелем настоящего большого чуда (чудесного явления образа Казанской Божьей матери) и пронес этот мистический опыт через всю жизнь. Вот она, главная опора будущего «твердого стояния» его в вере.
«Просите у бога милости и призывайте на помощь крепкую нашу заступницу, и святых и небесных сил, и всех святых и отринути от себя женскую немощь, и воспринять мужескую храбрость, и стояти противо врагов божыих и наших губителей крепко, уповая и на Бога, и на Пречистую Богородицу, и на всех святых, понеже с нами Бог и заступленье пречистые Богородицы и молитвами всех святых, и поотринути от себя всякое зло».
И конечно, когда мы говорим о Смутном времени, то обязательно должны рассказать об обороне Троице-Сергиева монастыря, которая продолжалась 16 месяцев — с сентября 1608 по январь 1610 года.
Кроме того, что это был духовный центр, это был еще и стратегически важный пункт, который контролировал дорогу на север из Москвы. Полякам было важно захватить монастырь, чтобы полностью изолировать столицу.
Герои Смуты
Михаил Скопин-Шуйский
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
Во главе ополчения в Смутное время стали честные люди — только они смогли повести за собой народ. По преданию Козьме Минину трижды являлся Сергий Радонежский: «И еще сказал ему Преподобный: „Старшие не возьмутся за такое дело, но младшие начнут его, начинание их будет делом благим и придет к доброму завершению“».
«Если мы хотим помочь Московскому государству, то нам не пожалеть имущества своего, да не только имущества своего, но и не пожалеть дворы свои продавать и жён и детей закладывать, и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником»
Где узнать еще больше про Смутное время?
Художественная литература
Фильмы
Конспект занятия «День народного единства» в подготовительной группе
Эльмира Ахмедова
Конспект занятия «День народного единства» в подготовительной группе
Цель: знакомство детей с праздником России – Днем народного единства.
1. Расширять представления детей о национальных праздниках, познакомить с
историей возникновения Дня народного единства. Углублять знания детей о
защитниках нашей Родины. Продолжать знакомить с достопримечательностями
Москвы. Расширять представления детей о территории России, народах её
2. Развивать внимание, память, мышление, связную речь.
3. Воспитывать любовь и уважение к национальным героям, чувства дружбы,
патриотизма, гордости за свою Родину. Воспитывать дружеские
взаимоотношения в детском коллективе
чтение художественной литературы: «Моя страна» В. Лебедь – Кумач, «Родина»
З. Александрова, беседа о России, о народах её населяющих; рассматривание
карты мира, России; разучивание пословиц о дружбе.
Оборудование: Иллюстрации символов России; аудиозапись гимна РФ; клей, ватман бумага красного, синего, белого, зеленого, и голубого цвета, прямоугольники,ножницы.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мне бы хотелось отправиться с вами в путешествие по
нашей необъятной России. Взгляните на карту, как велика наша Родина. Россия
самое большое государство в мире.
— Ребята, как вы думаете, о какой стране так говорят «Велика она, а отступать
некуда?» (Россия). Почему так говорят? (Если во время сражения отдашь врагу
хоть малую часть земли, то так и всю страну отдашь врагу).
— Ребята, что вы можете сказать о народах нашей страны? (Живут в различной
местности – тайге, степи, городах, сёлах; могут разговаривать на разных языках;
носить разную национальную одежду).
— А как вы думаете, дружно ли живут народы в нашей стране? (Да).
-А знаете ли вы пословицы о дружбе?
великая сила. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Друг за друга
— Вот какие пословицы сочинил наш народ. Потому что понимал, что дружба – это
великая сила. Народы всех национальностей живут сплочённо, помогают друг
другу, не ссорятся. А вы ребята, умеете дружить? (Да)
-А если вдруг поссоритесь? Что сделаете? (Помиримся)
Динамическая пауза «Мирилка» (дети в парах берутся мизинчиками)
Мирись, мирись, больше не дерись.
Если будешь драться, я буду кусаться.
А кусаться не при чем, буду драться кирпичом,
А кирпич ломается, дружба начинается.
Кря-кря-кря – мы друзья!
— Продолжим. О чём мы с вами
говорили? (О дружбе народов). А вы
знаете, что длится дружба всех
народов России уже много столетий.
День Единства Народов, который мы
будем совсем скоро с вами
— Хотите узнать, почему народы
России так крепки и едины?
(чтение стихотворения Н. Майданик «День народного единства»)
С историей не спорят, с историей живут,
Она объединяет на подвиг и на труд.
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой он движется вперед.
Врага он побеждает, объединившись в бой,
И Русь освобождает, и жертвует собой.
Во славу тех героев живем одной судьбой,
Сегодня День единства мы празднуем с тобой
А родился этот праздник недавно, но связан он с далекими событиями. 400 лет
тому назад наша страна была захвачена поляками. Это было тяжелое время для
нашего государства. Но русский народ не смирился с насильственным захватом
нашей Родины. В Нижнем Новгороде староста Кузьма Минин призвал народ к
освобождению Руси от поляков.
святой!» Горожане поддержали призыв Минина, откликнулись и жители других
Долго совещались нижегородцы, кто же станет воеводой ополчения и поведет в
бой против захватчиков.
Кузьма Минин предложил выбрать князя Дмитрия Михайловича.
Впервые в истории России представители разных сословий – князь Дмитрий
Пожарский и староста Кузьма Минин стали совместно готовиться к отпору врага.
Посмотрите, ребята, на карту, как продвигались войска к Москве. В 1612 году в
Москве защитники нашей страны одержали победу, прогнали захватчиков с
В память о тех событиях много лет спустя народ собрал деньги на памятник,
который сегодня расположен в центре нашего города на Красной площади. (показ
иллюстрации памятника Минину и Пожарскому)
Этот памятник стал первым памятником в Москве, который установили в честь
народных героев. На постаменте надпись «Гражданину Минину и князю
Пожарскому благодарная РОССИЯ. Лета 1818»
— Как вы понимаете выражение «Благодарная РОССИЯ»? (ответы детей)
— Да, в те далекие времена Русская земля была освобождена от польских
захватчиков. Русские защитники проявили мужество, стойкость, готовность
отдать свои жизни, лишь бы Россия была спасена. И сегодня все граждане нашей
страны благодарны своим героям за мирное небо над нами.
-Скажите, ребята, можно ли утверждать, что народ любит свою Родину?
Дети: Да. Все как один встали на защиту России.
-Люди всех национальностей во всех городах и деревнях объединились и
Воспитатель: Посмотрите, на картинке изображены дети разных
национальностей. Они дружно держаться за руки.Воспитатель: Давайте, и мы с вами в нашей аппликации изобразим детей взявшись за руки, кружатся вокруг нашей планеты земля. Этим мы выражаем, что мы все вместе,
мы едины, а значит и непобедимы!
Каждый россиянин гордится своей страной и горячо любит свою Родину с
— Я желаю вам жить дружно,
мирно и помнить о подвигах
Конспект занятия «День народного единства» «День Народного Единства» в старшей группе. Цель: воспитание патриотов России. Задачи: 1) прививать чувство патриотизма, чести и национальной.
Презентация «День народного единства» в подготовительной группе День народного единства в подготовительной группе [/i] Звучит аудиозапись песни Д. Кабалевского «Наш край». Дети исполняют композицию с листьями.
Ежедневное планирование в подготовительной группе по теме «День народного единства. Моя Родина — Россия» ЦИКЛОГРАММА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю) 23-27 октября Группа: подготовительная Тема: День народного единства.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «День народного единства» Государственное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 68 приморского района Конспект НОД по развитию речи.
Конспект в старшей группе «День народного единства» Цель: Формировать активную гражданскую позицию, воспитывать интерес к истории своей Родины. Программные содержание: дать первоначальные.
Конспект занятия «День Народного Единства» Конспект занятия Тема: «День Народного Единства». Цель: воспитание у детей чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину. Задачи:.
План работы на неделю «День народного единства» в подготовительной группе План работы на неделю. «День народного единства» 17 сентября. Утро. Утренняя гимнастика. Утро радостных встреч: беседа «Мои выходные». Дидактическая.
Сценарий праздника в подготовительной группе «День Народного Единства» Цель: воспитание патриотов России. Предварительная работа: Задачи: 1) прививать чувство патриотизма, чести и национальной гордости; 2) формировать.
Конспект тематического занятия «День народного единства» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШУМЯЧСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» ТЕМАТИЧЕСКОЕ.
Тематическое занятие для детей подготовительной к школе группы «День народного единства» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 города Липецка Тематическое занятие для детей подготовительной.