4 матрицы рождения гроф

Станислав Гроф: 4 перинатальные матрицы

Сейчас психологи всего мира озабочены проблемой «отцов и детей». Как родители, так и дети, они не понимают друг друга. Но так происходит не во всех семьях. Наше будущее зависит от нашего воспитания. Но также надо понимать, что ребёнок это не животное, которое нужно выдрессировать. Ребёнок – это такой же человек, как и вы.

Так что же влияет на характер и психическое здоровье ребёнка? В первую очередь – это отношение к своему дитя. Либо вы ругаете его за каждую мелочь, даже не объясняя, почему так делать нельзя, либо вы принимаете ребёнка таким, какой он есть, и пытаетесь мирно объяснить своему чаду, что, почему и как.

4 матрицы рождения гроф

Формирование нашей психики делится на несколько этапов:

Психолог и исследователь Станислав Гроф описывает 4 перинатальные матрицы, во время которых формируется наше психическое здоровье:

Первая матрица – пребывание плода в матке до начала родов.

Когда ребёнок желанный, когда мать не испытывает психических и биологических стрессов, человек уже на этом онтогенетическом периоде получает опыт блаженного счастливого состояния.

А если ребёнок нежеланный, мать находится в состоянии стресса, болеет, конфликтует с мужем или родителями, хочет сделать аборт и т. д., то у такого человека, если он сможет родиться, нет опыта спокойного счастливого существования. Мир его не принимает изначально, внутриутробно и в ответ он не принимает мир, не доверяет этому миру.

Вторая матрица – период этапа родов, когда начинаются схватки. Это период первых жизненных трудностей каждого из нас. Это начало первого жизненного кризиса, в конце которого плод как существо, живущее в водной среде, получающее питание и кислород через пуповину, не дышащий лёгкими – умирает и рождается человек.

Это период, при неудачном протекании которого закладываются основы депрессий, необъяснимой тревоги и тоски, зачастую сопровождающей девиантное поведение. При этом девиацию можно объяснить неосознаваемым стремлением вернуться в более комфортное, океаническое состояние первой матрицы. Но возврата быть не может. Есть только один путь – родиться. Возврат же, так или иначе приводит к смерти.

Третья матрица начинается с началом движения плода по родовым путям. Самый критический момент жизни плода, в результате которого происходит биологическое отделение от матери. Именно в этот период закладываются основы в большинстве поведенческих, психологических и социальных проблем. От малейших нюансов третьей матрицы зависят в дальнейшем особенности личной истории.

Станислав Гроф высказывает предположение, что наркотическая эпидемия берёт начало в третьей матрице. А именно практика лекарственной стимуляции данного периода родов, обезболивания или приостановки их естественного протекания. Получается, что человек уже в этот период первых трудностей, приобретает опыт химического избавления от них. И это является мощнейшим импринтом, накладывающим отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

На этапе психологического отсоединения от родительской семьи, перехода из мира детства в мир взрослых, с принятием тяжести ответственности за свою жизнь, достаточно однократного употребления наркотика, чтобы заработали глубинные импринтинговые механизмы и развилась зависимость.

4 матрицы рождения гроф

Четвёртая матрица – этап обрезания пуповины. Здесь формируется наше отношение к внешнему миру уже не эмбриальное, а вполне человеческое. И может сложиться ситуация, когда человек родился, но факта своего рождения так и не принял.

Одна из характеристик подростков с девиантным поведением – это тотальное недоверие взрослым, родителям, самому себе, и наркотизация в данном случае может представляться иллюзией доверия. Ощущение безвыходности данной ситуации сродни ощущению безвыходности второй перинатальной матрицы, ведь не может человек отказаться от собственных родов.

Большое значение в детской психиатрии, а соответственно и психотерапии, имеет резидуальная органическая неполноценность центральной нервной системы ребёнка. К ней обычно приводят перинатальные, натальные, постнатальные вредности (асфиксии, хронические интоксикации, резус-конфликты, обменные нарушения, тяжелые соматические или инфекционные заболевания первых лет жизни) и ряд других факторов, которые на какой-то период снижают функционально-динамические возможности центральной нервной системы. А также в той или иной степени задерживают процесс её физиологического созревания, что в свою очередь может привести к задержке развития наиболее сложных и совершенных физиологических функций: речи, социальных навыков и тому подобных, превращая их в место наибольшей уязвимости. На этой основе часто формируются специфические для детского возраста невротические реакции, моносимптоматические неврозы: заикание, энурез и т. д.

В процессе психотерапевтической работы постоянно приходится сталкиваться с огромными компенсаторными возможностями детского и подросткового мозга.

С возрастом основные проявления недостаточности центральной нервной системы сглаживаются, выравнивается моторика, улучшаются функциональные возможности нервной системы. Это находит своё подтверждение при электрофизиологическом изучении возрастных особенностей головного мозга.опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Станислав Гроф: Родителям «достаются» совершенно сформированные личности

Неправда, что новорожденный – это чистый лист бумаги! Родителям, несмотря на все их старания, «достаются» совершенно сформированные личности, считает Гроф. Со своим отношением к этому миру, родителям и происходящему вокруг них. Если вы хотите что-то скорректировать, у вас в распоряжении есть беременность, сутки после родов и первые часы кормления. Успеете?

4 матрицы рождения гроф

4 матрицы Станислава Грофа

Матрица 1. Рай или матрица любви

Она «заполняется», когда ребенок находится в материнской утробе. В это время малыш получает свое первое знание о мире, основное и глубинное. При благополучной беременности ребенок для себя формулирует: «Мир – ОК, и я – ОК!». Но для позитивной позиции этот период должен быть действительно благополучным. И не только по медицинским показателям, но и с точки зрения еще не рожденного крохи.

А для него в первую очередь важно быть желанным. Если всю свою беременность мама порхает от мысли о предстоящем пополнении, ее чувства непременно передадутся крохе как установка «со мной все хорошо» для любой жизненной ситуации. Кстати, половое самосознание ребенка также находится в прямой зависимости от «внутренней» информации. Допустим, если мама девочки убежденно желает мальчика, в дальнейшем у малышки могут быть серьезные проблемы с женским естеством, вплоть до бесплодия.

Также очень важно, чтобы мамин организм работал как швейцарские часы. Здоровая беременность – верный залог того, что малыш будет чувствовать себя комфортно, ожидая от жизни только приятных сюрпризов.

Ваша задача: заложить в подсознание ребенка позитивное отношение к миру и к себе.

Время на решение: ваша беременность.

Правильный результат: уверенность в себе, открытость.

Отрицательный результат: заниженная самооценка, застенчивость, склонность к ипохондрии.

Возможные ошибки при решении задачи:

4 матрицы рождения гроф

Матрица 2. Ад или матрица жертвы

Эта матрица формируется в схватках, во время первого знакомства ребенка с окружающей средой. Малыш при этом испытывает боль и страх. Его переживания таковы: «Мир – ок, я – не ок!». То есть, ребенок принимает все происходящее на свой счет, полагает, что он сам является причиной своего состояния. Стимуляция родов наносит непоправимый ущерб формированию второй матрицы. Если в этот период ребенок переживает слишком сильные болевые ощущения, вызванные стимуляцией, то в нем закрепляется «синдром жертвы». В будущем такой ребенок будет обидчив, мнителен и даже труслив.

Именно в схватках ребенок учится справляться с трудностями, проявлять терпение и стрессоустойчивость.

Справившись со своими страхами, мама может контролировать течение схваток. Это позволит ребенку получить колоссальный опыт самостоятельного решения проблем.

В период схваток малышу просто необходимо чувствовать поддержку мамы, ее сопереживание ему.

Ведь сейчас он должен научиться смело смотреть в будущее. Если результатом борьбы стало благожелательное принятие его в новый, добрый, славный мир, то он снова возвращается в рай. Эти чувства ребенок может испытать только в животе у мамы. Там, где можно ощутить ее тепло, запах, сердцебиение. Затем новорожденного прикладывают к груди, и он еще раз получает подтверждение тому, что любим и желанен в этом мире, что у него есть защита и поддержка.

Если же мама требует «сделать что-нибудь, только поскорее!», то и малыш будет по возможности избегать ответственности. Также есть мнение, что применение обезболивания, которое практически всегда сочетается со стимуляцией или же производится само по себе, закладывает базу для возникновения различного рода зависимостей ( в том числе алкогольной, наркотической, никотиновой, пищевой). Ребенок запоминает раз и навсегда: если возникли трудности, для их преодоления нужен допинг.

Ваша задача: сформировать правильное отношение к трудностям и терпение.

Время на решение: схватки.

Правильный результат: терпеливость, усидчивость, стойкость.

Отрицательный результат: слабость духа, мнительность, обидчивость.

Возможные ошибки при решении задачи:

Поправка для «кесарят»: Гроф считал, что малыши, появляющиеся на свет через кесарево сечение, пропускают в развитии вторую и третью матрицы, и остаются на уровне первой.

Результатом этого могут стать проблемы реализации себя в конкурентной среде, которые будет испытывать человек в будущем.

Считается, что если кесарево сечение было плановым, и малыш не прошел задуманное природой испытание схватками, впоследствии он будет пытаться убежать от проблем, а не решать их самостоятельно.

3 матрица. Чистилище, или матрица борьбы

Третья матрица закладывается, когда ребенок проходит через родовые пути. По времени – недолгий срок, но не стоит его недооценивать. Ведь это первый опыт самостоятельных действий малыша. Поскольку теперь он борется за жизнь сам, а мама лишь помогает ему появиться на свет. И если вы в этот критический для ребенка момент окажете ему должную поддержку, в преодолении трудностей он будет достаточно решителен, активен, не испугается работы, не будет бояться ошибиться.

Проблема в том, что к родовому процессу нередко подключаются врачи, и их вмешательство не всегда оправдано. Например, если доктор надавит на живот роженице для продвижения плода (как это нередко происходит), у ребенка может сложиться соответствующее отношение к труду: пока не подскажут, не подтолкнут – человек в нерешительности не двинется с места и будет упускать счастливые возможности.

Третья матрица также связана с сексуальностью.

Подсказка к родам: Роженица, находящаяся в измененном состоянии сознания, склонна воспроизводить сценарий своего собственного рождения. А что видели наши мамы в советских роддомах? За редким исключением, увы, ничего хорошего.

Изменить эту картину можно:

По Грофу, пассивность многих мужчин, их неспособность добиваться объекта своей любви – это как раз следствие « недоработки» по третьей матрице.

Ваша задача: формируется работоспособность и решительность.

Время на решение: роды.

Правильный результат: решительность, мобильность, сила духа, трудолюбие.

Отрицательный результат: боязливость, неумение постоять за себя, агрессивность.

Возможные ошибки при решении задачи:

Нежелание участвовать в родах ( «не могу – и все!»).

Поправка для кесарят: Влияние третьей матрицы у них ослаблено настолько, что становится очевидным – малыш, родившийся через кесарево не сможет вырасти целеустремленным и деятельным человеком.

4 матрицы рождения гроф

4 матрица. Снова рай, или матрица свободы

Подобный ритуал стал уже давно традиционным в Европе, как, впрочем, и во многих отечественных роддомах. Однако немало остается и таких, где мама и малыш находятся отдельно друг от друга, что, с точки зрения теории Грофа, очень опасно. Ведь так ребенок усваивает, что все его труды и страдания напрасны. А раз награды ждать не приходится, то и будущее ждет его нерадостное.

Поправка для «кесарят»: Этим малышам обычно везет еще меньше: сразу после родов их могут разлучить с мамой надолго. Поэтому для правильного формирования четверти ой матрицы психологи рекомендуют женщинам выбирать эпидуральную анестезию, чтобы принять новорожденного в свои объятья сразу же после появления на свет.

Ваша задача: формирование отношения ребенка к жизненным перспективам и очное знакомство с миром.

Время на решение: первые часы жизни.

Правильный результат: высокая самооценка, жизнелюбие.

Отрицательный результат: лень, пессимизм, недоверчивость.

Коррекция матриц после родов

Если имело место кесарево сечение, нужно:

Если имела место тяжелая беременность или разлука с ребенком в роддоме, нужно:

Если имело место наложение щипцов, нужно:

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

НИИ Психотерапии и Клинической Психологии

Школа физического и духовного развития «Навигатор в океане жизни»

Публикации НИИ

Опыт надличностных уровней переживаний, возникающих в виде «базовых перинатальных матриц» по классификации Станислава Грофа

Год публикации: 2005

Автор: Шамиль Ташаев

4 матрицы рождения гроф

«Перинатальная психология и медицина» (Сборник научных трудов членов Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины; Санкт-Петербург, издательство «ИПТП», 2004 — 2005 гг.)

НИИ Психотерапии и Клинической Психологи при НП «Институт Психотерапии и Трансперсональной Психологии»

Введение

Изучение психологической структуры личности человека вплоть до совсем недавнего времени было сопряжено с трудностью преодоления механико-материалистического взгляда на феномен Сознания. Один из главных путей исследования феномена Сознания — это картографирование психики человека. Картографирование психики стало возможным только в последние несколько десятилетий двадцатого века. Из множества попыток создания целостного подхода к исследованию человеческой психики на основе картографирования можно выделить несколько сформировавшихся направлений:

Таким образом, получается, что одна из основных функций Сознания, по крайней мере по отношению к человеку, является создание определённой Картины Мира, то есть волшебной схемы-карты. Если есть на карте «значок», обозначающий какой-то объект, то этот объект входит в сферу взаимодействия человека, если нет его, то взаимодействие невозможно.

Удивительно то, что, несмотря на активную «творящую» роль, сознанию в материализме приписывалось и приписывается подчиненное положение. Данное представление вытекало и до сих пор вытекает из представления о том, что сознание есть функция головного мозга человека. Это так же нелепо, как то, что интернет в качестве явления — функция вашего персонального компьютера. Чтобы было еще понятнее, воспользуюсь примером профессора А.Н. Кондратьева [3], где он, желая упрощенно показать господствовавшее до совсем недавнего времени у анестезиологов отношение к проблеме сознания, сравнивает эти отношения с ситуацией Алладдина и волшебной лампы: «Потёр лампу — появился Джинн». По данным представлениям для проявления сознания требуется обязательная активация коры головного мозга, куда должен придти внешний или внутренний стимул. Следовательно предполагается, что сознание можно «выключить», заблокировав восходящие к головному мозгу афферентные пути или заблокировав неспецифическую активацию центральной нервной системы, то есть затруднить или полностью исключить возможность обработки (активного отражения) поступающей информации. Прошу обратить внимание, что в этом случае абсолютно исключается возможность того, что сознание может и не выключаться, а может выключаться из-за каких-то неполадок аппарат его «транслирующий», хотя, и в том и в другом случае, внешний эффект будет одним и тем же. Например, когда телевизор перестаёт показывать передачу, абсолютно не обязательно, что прекратилась трансляция этой передачи в телецентре. Однако исследования, проводимые самими анестезиологами, показали, что не всё так просто. Сознание человека во время хирургической операции при даче вполне «полноценного» наркоза очень часто (около 25% случаев) практически присутствует в течение всего операционного периода. Более того, при тщательном опросе опытными психологами больных в послеоперационном периоде почти все остальные пациенты вспоминают, что с ними происходило во время операции. К сказанному можно добавить, что достаточно основательные исследования [4] естественного сна человека показали, что сознание присутствует не только во время стадии REM-сна, когда человек видит сновидения, но практически в любой из 5 других стадий сна, то есть оно никогда не исчезает. Оно присутствует у человека даже во время клинической смерти [5] (!). Вполне естественно, что в случае околосмертных переживаний по С. Грофу [6] представление о волшебной лампе Алладдина не выдерживает никакой критики.

Иными словами, вопрос не в способе и «качестве» анестезии во время дачи наркоза или в физиологическом состоянии человека в какой-то конкретный момент времени (сон, различные уровни бодрствования и даже клиническая смерть), а в отсутствии или недостаточности ретранслирующих это Сознание «устройств». Возможно поэтому в современной медицине нашел широкое практическое применение метод биологической обратной связи, который устраняет недостаточность коммутирующих человека с сознанием устройств техническими средствами.

Таким образом ортодоксальный подход к вопросу о взаимоотношении Человека и Сознания, то есть, рассмотрении сознания, как «реализации функции» какой-либо части тела Человека не имеет решения. И наоборот — рассмотрение человека в качестве «реализации-функции» Сознания также не имеет решения, так как постановка вопроса в обоих случаях является некорректной. На наш взгляд, Сознание не является отражением (реализацией-функцией) или качеством не только каких-либо частей человеческого тела, головного мозга, например, но и самой Материи во всех её формах существования. Сознание — это ещё одна из форм существования самой Материи как таковой. Когда мы принимаем данную точку зрения, становится очевидным, что вопрос о первичности Сознания по сравнению с другими формами существования Материи является абсолютно некорректным, как некорректной является и постановка вопроса о первичности корпускулярной, полевой, волновой, и возможно неизвестных пока любых других форм существования Материи. Например, кто может с уверенностью сказать, что первичнее, масса или гравитация, электрический заряд или электрическое поле, если они друг без друга существовать не могут? Гравитация ли свойство массы или масса — свойство гравитации (здесь более всего подходит, на наш взгляд, слово «реализация-функция», нежели слово «свойство»)?

Если мы постулируем, что Сознание есть одна из форм существования Материи, то, следовательно, научный подход к его изучению также правомочен, как и к другим формам (корпускулярной, полевой и тд.). Что представляет собой научный процесс познания, осуществляемый Человеком? Прежде всего, это адекватный подбор соответствующих инструментов познания, при помощи которых можно наблюдать и описать явление или процесс. Затем изобретаются единицы измерения их определённых свойств и на этой основе определяют законы взаимодействия какой-либо известной части этой формы с другими её известными частями или данной формы Материи с другими формами существования Материи. На этой основе можно делать прогнозы. То есть Знание качественных и количественных характеристик определённой формы Материи позволяет открывать (создавать) Законы взаимодействия или по иному — реализации-функции этой формы — и использовать это Знание для практических целей. Под практическими целями подразумевается совершенствование старых и создание новых направлений деятельности человека, что одномоментно отражается на самой Эволюции человека и всей среде его обитания. Это, по-видимому, и является основной целью реализации-функции, как Человека, так и Человечества в целом, то есть создание Ноосферы или по иному — освоение опыта всех форм существования Материи как таковой.

Именно с точки зрения создания инструментов взаимодействия мы и хотим рассмотреть выявленные и описанные С. Грофом четыре базовых перинатальных матрицы (БПМ). Однако, создание любых инструментов невозможно (бессмысленно) без определённого представления о том, с чем надо взаимодействовать, то есть без создания Картины Мира. Такая первичная Картина Мира импринтируется в мозг плода по мере его созревания и готовности к появлению на свет в виде уже не плода, а человека. И уже на эту первичную Картину Мира накладывается новая, создаваемая родителями и социумом, в котором растет и развивается человек.

Основная часть

Наличие определённых импринтов в центральной нервной системе новорожденного ребёнка в настоящий момент ни у психологов, ни у психотерапевтов не вызывает сомнения. Однако функция, время возникновения и время «стирания» или «угасания» (аналогия с условным рефлексом) импринта, а также длительность временного интервала импринтинговой уязвимости (добавление значка в карту Реальности) очень мало изучены. Тем более пока ещё не возникало вопроса о том, чтобы рассматривать импринтинг БПМ в качестве закладки у человека определённой Картины Мира или, как мы уже говорили, схемы-карты Реальности. На данной карте и происходит первое апробирование и откачивание природных инструментов взаимодействия че-ловека с окружающей Реальностью. Рассмотрим, какие имеются предпосылки для такой постановки вопроса.

Во-первых, это схожесть картин личного опыта переживаний плода во время той или иной БПМ и многих мифологических сюжетов.

Во-вторых, когда у человека во взрослом состоянии возникают по жизни почти непреодолимые трудности, он вновь иногда возвращается к образам первоначальной Картины Мира, как заблудившийся турист пробует определить своё местонахождение по имеющейся у него карте.

В-третьих, человек часто по жизни использует те или иные навыки, выработанные во время взаимодействия плода с первичной Картиной Мира. То есть человек ещё в утробе приобретает некоторые способы защиты своей личности, то есть приходит в этот мир уже защищённым.

Все эти моменты мы пробовали проследить в исследовании переживаний трансперсонального уровня. По С. Грофу они соответствуют любой из четырёх базовых перинатальных матриц и их можно сопоставить с постнатальным поведением человека в различные периоды его жизни. Полученный материал обрабатывался по дневникам самонаблюдения, тестам на уровень тревожности и наблюдениям психолога или психотерапевта. Понижение уровня тревожности, как ситуативной, так и личностной, после наших тренингов могло свидетельствовать о большей защищённости личности в социуме после «освежения» в памяти первоначальной Картины Мира. Всего было обработано и систематизировано около 1000 дневников самонаблюдения.

Схематично С. Гроф описывает импринты в виде четырех базовых перинатальных матриц, представляющих собой комплексы ощущений, чувств и образов, которые возникают у плода во время его пребывания в лоне матери, начиная с появления зародыша и вплоть до рождения ребенка. Границы каждой из перинатальных матриц соответствуют определённому физиологическому периоду беременности. Комплексы ощущений пациента во время изменённого состояния сознания, достигаемого при помощи специальных техник тренинга, а иногда и спонтанно, могут с поразительной точностью соответствовать реальному физическому состоянию плода в тот или иной период беременности и начавшегося процесса родов. Очень часто сами пациенты, обучающиеся освоению измененных состояний сознания, без подсказки психотерапевта связывают свои ощущения в этих состояниях с тем или иным периодом своего внутриутробного развития, причём проверка объективных деталей биологического развития плода и рождения ребенка постфактум (там, где это ещё возможно), как правило, всегда подтверждает догадку пациента. Так, например, в наших исследованиях измененного состояния сознания ощущения дискомфорта, видение себя на загаженном морском дне, занятым поисками съедобной пищи связывались испытуемым со своим внутриутробным развитием. В последствии у него в детстве, по рассказам матери, наблюдался неуёмный аппетит в отношении пригодной для приёма пищи и полный отказ от пищи при незначительных признаках её непригодности. Мать говорила, что она никогда не боялась, что ребёнок её может каким-либо образом отравиться, в том числе и оставленными на виду лекарственными средствами.

Характерный пример: мама, единственная кормилица семьи из шести человек, осталась в 1943 году с тяжело больным мужем, двумя женщинами пожилого возраста и двумя маленькими детьми на руках. На свою третью беременность она не обращала никакого внимания, важно было заработать на прокорм семьи. Сама питалась нерегулярно, в основном тем, что осталось от остальных, при этом работала как минимум в две смены на химически вредном производстве. Став взрослым, испытуемый во время любого неопределенно-тревожного состояния, ощущал неуёмный аппетит или неудержимую тягу к табакокурению. Испытуемый много раз пробовал бросить курить и всякий раз безрезультатно. Характерно, что после этого перинатального переживания аппетит испытуемого во время любой тревожащей ситуации не переходил границы физиологической нормы, и испытуемый без особых трудностей отказался от табакокурения.

Таким образом получается, что восстановление в памяти первоначальной Картины Мира ослабило стрессорное напряжение на испытуемого и помогло ему освободиться от вредной привычки. Возможно, это и есть один из значимых механизмов широко известного положительного терапевтического воздействия холотропных состояний на человека.

Описанные выше переживания в измененном состоянии сознания относятся к ощущениям первой перинатальной матрицы, длящейся от возникновения зародыша до первой стадии биологического рождения, то есть начала схваток. По Стэну Грофу, в условиях физиологичной беременности спокойное развитие плода, когда плод плавает в амниотической жидкости, сопровождается ощущениями безграничности, расслабленности, защищенности, космического единства и образно ассоциируется с пребыванием в раю. Отсюда возникает понятие хорошей матки, а в описанном нами случае — плохой, так как плод небезразличен к внешним воздействиям во время беременности матери (диета, интоксикация, инфекционные заболевания и прочее). Таким образом, в данном случае мы видим использование ребёнком навыков, приобретенных им в БПМ-1 (различения пригодной и не пригодной к употреблению пищи). Уровень ситуативной и личностной тревожностей у него после оживления в памяти первичной Картины Мира резко снизился (отказ от курения и отсутствие переедания при стрессе). Иными словами, испытуемый, «заблудившись» в новой вторичной Картине Мира, испытывал мощный стресс. «Нахождение» им в холотропном состоянии своей старой «карты» Реальности данный стресс сняло.

Вторая матрица по Стену Грофу хранит память о первой стадии рождения (период между началом схваток, когда матка начинает активно сокращаться, и раскрытием родового канала). В наших исследованиях возникновение чувства тревоги, страха, страдания, безвыходности, опасности для жизни, ощущение, что им манипулируют также очень часто связывалось испытуемыми с процессом родов. Внешнее поведение испытуемого в такие моменты ассоциировалось наблюдателем с попыткой раздвинуть какие-то границы, нестерпимо сжимающие его тело, снять с шеи, явно ощущавшуюся на ней некую «удавку». Следует отметить, что на этом этапе процесса родов стенка матки сокращается и сдавливает плод, а пуповина может обвиваться и перекручиваться вокруг шеи плода. Выделяющиеся в это время в кровь матери окситоцин и другие вазоактивные вещества ещё более усугубляют физическое состояние плода, усиливая и без того существенную гипоксию. В этот период родового процесса возникает существенная «физиологическая» асфиксия, ассоциирующаяся в измененном состоянии сознания с муками Ада. Если процесс идет неблагополучно, ребенок будет предрасположен к ряду заболеваний (клаустрофобия, бронхиальная астма и др.). У наших обучающихся при характерных признаках переживания ими второй перинатальной матрицы, иногда наступала длительная (имеются наблюдения отсутствия приступов до 10 лет) ремиссия бронхиальной астмы. Иногда у испытуемых исчезали различного рода фобии, в том числе и клаустрофобия. Ремиссия наступала в основном только тогда и только у тех испытуемых (во всяком случае стойкая, длительная ремиссия), которые находили положительное решение создавшейся в трансперсональном состоянии сознания угрожающей ситуации. Поэтому, одним из правил наших тренингов является обучение пациентов осознанно проходить (разрешать) различные сюжеты, возникающие в трансперсональном состоянии сознания в той или иной перинатальной матрице.

Таким образом, как мы и говорили, другим важным моментом имприн-тинга перинатальных матриц, великолепно описанных С. Грофом, является, на наш взгляд, приобретение и оттачивание навыков взаимодействия с окружающей Реальностью.

Характерный пример: женщина 32 лет, в анамнезе бронхиальная астма аллергического генеза с 8 лет. Аллергия в основном на шерсть животных. Полное противопоказание посещений цирка и контактов с любыми домашними животными. Приступ купируется на очень короткое время большими дозами антигистаминных препаратов. Во время одного из погружений в измененное состояние сознания пациентка оказалась в мифической ситуации, когда со всех сторон её окружали живые деревья-кустарники, сдавливающие шею и тело своими ветвями, что создавало невыносимую асфиксию и вызывало панический страх. По наблюдению психотерапевта появился цианоз губ и ногтей, и пациентка судорожно пыталась освободиться от какого-то внешнего, сжимающего всё её тело, фактора. Психотерапевт форсировал акт выдоха мощным надавливанием на грудную клетку пациентки и буквально через минуты её губы, и ногти окрасились в розовый цвет. Она сложила пальцы обеих кистей в замысловатую фигуру, которая в йогической практике называется «Мудра», и на её лице появилась счастливая улыбка. О мудрах пациентка не имела ни малейшего представления и на вопрос, почему она так сделала, пациентка отвечала, абсолютно не смутившись: «Когда мне стало совсем невыносимо, появился стройный молодой человек с золотисто-коричневым цветом кожи и предложил мне соединить пальцы обеих рук определённым образом, что я и сделала. Мне стало очень комфортно и легко, и я полетела к какому-то золотистому шару, Я знала, что там был Рай». В течение последних 10 лет у данной пациентки не наблюдалось ни одного приступа бронхиальной астмы, даже при контакте с домашними животными и исчез характерный свист всегда присутствовавший (даже в межприступный период) при свободном дыхании пациентки. Здесь мы также наблюдаем, что возврат к первоначальной Картине Мира и активное осознанное взаимодействие с ней во время погружения в трансперсональное состояние, помогло пациентке справиться с трудно купируемой формой бронхиальной астмы (уровень тревожности и в этом случае достаточно резко снизился).

Психические и физические страдания могут продолжаться и в третьей перинатальной матрице, но уже на фоне открывающихся родовых каналов и постепенного продвижения плода по ним. По нашим наблюдениям пациент в измененном состоянии сознания, переживающий ощущения, свойственные третьей перинатальной матрице, испытывает скорее не ужас и беспомощность, как во второй, а страстное желание найти «выход» из создавшейся ситуации и победить. Он получает наслаждение от борьбы и полностью ею захвачен. Патологии, возникающие (связанные прямо или косвенно) при тяжелом течении физиологического процесса родов на стадии продвижения плода по родовым каналам и проявляющиеся затем в постнатальный период во взрослом состоянии (психастеничность, паранойя, акцентуация на борьбе и пр.), очень плохо поддаются многим формам психотерапии. Наиболее адекватными способами терапии в данном случае являются маскотерапия (одна из разновидностей арт-терапии) и психоделическая или холотропная терапия по С. Грофу.

Характерный пример: Пациентка 25 лет, замужем в течение 5 лет, имеет девочку трёх лет, в анамнезе вяло текущая шизофрения, принимает регулярно нейролептики и антидепрессанты в течение трёх лет. Неприятие свекрови и немотивируемый отказ от любых контактов со своей дочкой. Самостоятельные передвижения по городу без сопровождения кого-либо из близких даже на сеансы психотерапии были практически невозможны. После трёх сессий холотропного дыхания, с интервалом между ними в три-четыре недели, наблюдается постепенное снижение уровня тревожности с параллельным снижением дозы антидепрессантов и нейролептиков с полной отменой приёма к третьему месяцу с момента первой холотропной сессии. Во время каждой из холотропных сессий у нее практически одна и та же картина, лишь с незначительными вариациями: «Я чувствовала необъяснимую, невыразимую никакими словами тоску. Находилась в кромешной тьме, откуда тщетно пробовала выбраться. Хотелось рыдать, царапаться, кусаться, драться. Я очень хотела увидеть своего врага». Объективные наблюдения психотерапевта: пациентка через пять-десять минут от момента интенсивного дыхания мрачне-ла лицом и начинала с надрывом в голос рыдать, рваться неизвестно куда. Успокаивалась, как правило, к окончанию сеанса холотропного дыхания. После окончания второй сессии холотропного дыхания стала ходить по городу без сопровождения близких. Выразила желание подружиться с дочкой, однако, свекровь свою по-прежнему считала врагом номер один. Было решено включить дополнительно в процесс лечения пациентки маскотерапию. По мере готовности автопортрета (лепка собственного бюста из пластилина в масштабе 1:1 — автор метода Г.М. Назлоян) пациентка полностью признала дочку и помирилась со свекровью и мужем, устроилась на работу. Через год по совету психотерапевта родила ещё одного ребенка. Отношения в семье и на работе практически нормальные. Изредка нуждается в антидепрессантах для коррекции эмоционального статуса.

В данном случае у пациентки в трансперсональном состоянии не было практически никаких образов или мифологических сюжетов. В основном наблюдались просто эмоциональные реакции (страх, тоска, гнев и прочее) пациентка громко рыдала, выкрикивая «не хочу», «за что», «сволочи» и другие подобные фразы. Во время дыхания она часто принимала эмбриональную позу и успокаивалась.

Третья клиническая стадия родов — переживание смерти и воскресения — когда плод выходит из лона матери, соответствует по С. Грофу четвертой перинатальной матрице. Напряженная борьба продвижения по родовым путям вдруг сменяется чувством очищения, искупления и мистического прорыва. Рассказы пациентов, переживших состояние четвертой перинатальной матрицы, изобилуют описанием ослепительного света, а иногда фейерверков цвета. Возникает чувство радости, освобождения, преодоления.

Характерный пример: Молодой человек 24 лет, высшее техническое образование. Пришёл на тренинг с целью выйти из состояния неопределенности, «аморфности» желаний и, как охарактеризовал психолог, состояния «прислуги за всё». Пробовал организовать своё дело, и интересное для души, и приносящее финансовую прибыль. Каждый раз начинание, не успев начаться, заканчивалось провалом, нанося пациенту значительный финансовый и моральный урон. После второй холотропной сессии с яркими переживаниями, характерными для четвертой перинатальной матрицы, пациент прекратил тренинги, заявив, что все, что он хотел, он получил. По образному выражению пациента — стоит ему протянуть руку, как в неё тут же кладут. Организованный им бизнес, как он и хотел, полностью удовлетворяет его материальные и моральные запросы вот уже в течение четырёх лет после прохождения им наших тренингов.

Интересен факт, что в процессе прохождения опыта трансперсонального состояния очень часто сохраняется самоконтроль, то есть происходит двойная ориентировка сознания. Оно одномоментно может находиться в глубоких внутриутробных переживаниях (текут слёзы, возникают различные образы и ассоциации) и осознавать себя в зале. На первых порах, если измененное состояние сознания не достаточной глубины, пациенту кажется, что его опыт погружения в это состояние не совсем удачен. Однако, наблюдения психолога, психотерапевта и объективное психологическое тестирование всегда показывают изменение в восприятии пациента окружающей реальности (работа, дом, семья, философское мировоззрение и тд.) в сторону большей объективизации. Пациент становится уравновешенным, открытым, доброжелательным. Невротизированность восприятия и повышенная тревожность, резко сужающие возможность нахождения адекватного выхода из ситуации, уменьшаются настолько, что для окружающих становятся незаметными. Очень часто происходит переосмысливание своих насущных потребностей и проблем в сторону уменьшения «драматичности» ситуации. Многие пациенты говорят: «Теперь я знаю, что я должен делать. » или «Я знаю, как поступить» и т.д. Складывается впечатление, что эмоциональные переживания, образные представления и драма содержательных сюжетов перинатальных матриц имеют двойную функцию:

В обоих случаях несомненным является факт понижения уровней ситуативной и глубинной тревожностей по тесту Спилберга-Ханина (обе выборки по 30 человек) соответственно на 34±7% (Р

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *