35 батарея в севастополе история создания

Героическая судьба 35-й батареи

К лету 1942 года немцы уже оправились от поражения под Москвой и сосредоточили свои усилия на южном направлении – пробиваясь к Сталинграду, они практически захватили весь Крым. Одним из последних очагов сопротивления в этом районе был Севастополь, и основной силой по защите города стала легендарная 35-я батарея береговой обороны Черноморского флота.

35 батарея в севастополе история создания

Её история начинается ещё в царские времена: подготовительные работы для строительства её и ещё одной батареи были начаты в 1914 году. Для одной батареи выбрали место в устье реки Бельбек, вторую планировали построить в районе бухты Казачья на мысе Херсонес. В годы Первой мировой войны строительство этих оборонных укреплений приостановилось, и продолжить работы смогли только в первой половине 20-х годов, когда все военные и революционные бури были позади, а Черноморский флот вновь начал своё возрождение.

Вооружение этих комплексов береговой охраны составляли орудийные установки «МБ-2-12», оборудовать которыми батареи собственно и планировалось изначально. Причём артустановки 35-й батареи были укомплектованы на основе хранившейся в арсеналах артиллерийской техники. Есть данные, что это были стволы орудий с линейного корабля «Императрица Мария», хранившиеся после подъёма затопленного линкора в арсенале.

Внутри массива батареи были расположены помещения для жилья и склады, камбуз (с электроплитами и холодильной камерой), медпункт, клуб, баня. Личный состав батареи в мирное время размещался в жилом городке, построенном в 3,5 километрах от огневой позиции.

Командный пост, дальномер и радиостанция размещались в 500 метрах от артустановок, соединяясь подземным ходом. К бронебашням был проложен рельсовый путь. Вся позиция батареи опоясывалась минным полями и проволочными заграждениями вокруг достаточно глубокого рва. Личный состав батареи состоял из 300 человек по штату и 120 пехотинцев круговой обороны.

Источник

Страницы истории Севастопольской крепости. Подвиг защитников 35 батареи

опубликовано: май 2016

Севастополь – город с удивительной историей и уникальной атмосферой. Каждая пядь пропитана историей и еще неразгаданными тайнами. Это не только Херсонес Таврический со множеством древних храмов, заложенных еще в начале нашей эры, к которым можно прикоснуться рукой; это не только цитадель Севастопольской крепости – Малахов курган и 4-й Бастион, где спасал жизни гениальный хирург Н.А. Пирогов и откуда пошли «Севастопольские рассказы» Льва Толстого; и это даже не Балаклава, где некогда тавры жгли костры, поклоняясь богине Деве… Это память в каждом камне, это отчаянная смелость и любовь к Родине ценой своей жизни, это патриотизм и дань уважения предкам, это история, это то, что Вы чувствуете, с гордостью произнося: «Я – РУССКИЙ!».

Одна из страниц истории Севастопольской крепости посвящена 35 бронебашенной береговой батарее. История невероятной стойкости и отчаяния, история мужества и предательства.

35 батарея. Начало

Первая страница истории 35 батареи датируются далеким 1910 годом, когда было принято решение о необходимости создания под Севастополем батарей сверхкрупного калибра для защиты Севастопольской крепости с берега. В 1911 году указом Николая II было утверждено решение о строительстве одной батареи № 8 в районе Херсонесского маяка и второй – № 30 – на Северной стороне, в районе современного посёлка Любимовка. Это были первые экспериментальные батареи, применяемые в царской России.

Расположение для 35 батареи было выбрано не случайно, так как оборонительное сооружение построено на точке выше 30 м от уровня моря, откуда просматривается побережье от Херсонеса (Таврического) до мыса Тарханкут.

Строительство шло полным ходом и к началу событий 1917 года бетонные работы были практически закончены, установлена броня для первой и второй башни и установлены своды. Однако Первая Мировая война внесла свои коррективы и строительство приостановилось до 1925 года.

Согласно проекту, 35 батарея представляла собой бетонированное сооружение с двумя орудийными башнями, соединенных между собой потернами. В них располагались боеприпасы, погреба, медпост, приборы управления стрельбой, служебные и жилые помещения, котельные, аккумуляторные, электростанция, компрессорные, хранилище для воды и топлива. Батарея была вооружена четырьмя 300 мм орудиями, установленными в двух орудийных башнях. Вес каждого снаряда достигал 500 кг. Дальность стрельбы – 40 км. Внутри помещения были оснащены броней 15-30 мм.

Командно-дальномерные посты и радиостанция были расположены дальше на 500 м от артустановок. Снаряды подавались по рельсовым путям, кроме того были применены новейшие технологии по автоматизированной подаче снарядов из нижнего отсека в верхний. Подходы к башне были заминированы, проход преграждал ров. Для маскировки сверху применялись крашенные в цвет зеленой травы железные кусты. Штат 35 батареи составлял 300 человек плюс 120 пехотинцев для круговой обороны.

Строительство батареи было завершено в 1929 году. После принятия комиссией, ей был присвоен номер 35. Кроме того, в 1929 году на 35 батарею попала немецкая делегация во главе с генералом Бломбергом. Он с большим интересом посетил сооружения, потерны, башенные люки и подходы. Генерал был очень удивлен тем, что Россия смогла создать столь мощное фортификационное сооружение.

А дальше была война…

35 батарея в обороне Севастополя 1941-1942 гг.

За два месяца обороны Севастополя 35 батарея произвела более 300 выстрелов, чем нанесла значительный урон противнику.

Во время штурма Севастополя из-за сильного износа и постоянных залпов в стволе орудия Первой башни появились трещины, поэтому уже 1 декабря 1941 года пришлось проводить работы по замене стволов. Необходимо было снять часть горизонтальной брони (с учетом того, что один лист весил 15-20 тонн), снять механизмы и оборудование со стволов, вынуть сами стволы и поставить на их место новые. Однако для этого, новые стволы нужно было доставить с пристани Казачьей бухты. Силами личного состава батареи ремонт был произведен без подъемных кранов и дополнительного оборудования. Под залпы вражеских орудий.

Для ремонта были проложены специальные рельсы, по которым на специальных тележках привозили необходимые для замены части. Ремонт был закончен за 45 суток.

Генерал Манштейн, потерпев поражения после двух штурмов, решил действовать другим путем: организовать блокаду города, разорвав морское сообщение между Севастополем и портами Кавказа и начинать штурм, когда боеприпасы и запасы продовольствия будут израсходованы. Это была операция под кодовым названием «Лов осетра». Для блокады Севастополя немецкое командование сосредоточило под Ялтой и Евпаторией 19 торпедных катеров, 6 подводных лодок, 38 сторожевых катеров. Производилась круглосуточная слежка за передвижениями советских кораблей и конвоев, передавая сведения немецкой авиации. На тот момент у немцев на аэродромах Крыма базировалось по разным оценкам до 600 самолетов, в том числе. 150 пикирующих бомбардировщиков.

«Дору» установили на позиции под Бахчисараем. Всего она сделала около 50 выстрелов. 3 из них попали в цель, а 47 оказались неэффективны.

Пушки стояли на расстоянии 15-20 км от города. Ежедневно территорию города осыпали десятками тысяч снарядов. Такое количество техники и артиллерии, которые на тот момент были сосредоточены под Севастополем, ранее не применялось никогда и нигде в мире. В это время жители были вынуждены уйти в Инкерманские штольни, где расположились заводы, фабрики и даже школы, больницы и прочее. Город был вынужден буквально уйти под землю. Севастополь был разрушен до основания. Не осталось ни одного целого здания, ни одной крыши. От зданий остались лишь обожженные руины. За период обороны на Севастополь сбросили до 1,5 тонн боеприпасов на каждый квадратный метр. Плотность артобстрелов просто ужасала. Фашисты планировали посеять панику и полностью деморализовать севастопольцев ежедневными, ежечасными бомбежками, после чего захватить город. Но Севастополь держался…

Летом 1942 года, после ожесточенных боев, фашисты заняли Северную сторону. Защитники города были вынуждены оставить позиции на Мекензиевых горах и двигаться в сторону южной стороны. Корабельная сторона, Инкерман, Сапун-гора были еще наши…

Стоит также сказать об интенсивности обстрелов. Только за четыре дня с 7 июня 1942 года 35 батарея выпустила более 200 снарядов, за 23-27 июня 1942 года было уничтожено два взвода пехоты противника и подавлен огонь вражеской батареи. Но силы были неравны. СОР (Севастопольский оборонительный район) докладывал командованию о том, что заканчиваются снаряды и снабжение. В конце июня стало ясно, что взятие немцами города – дело нескольких дней. Ночью 29 июня 1942 года на 35 батарею прибыло военное командование с С.Ф. Октябрьским, командиры частей, оборонявших город, уже находились в казематах батареи. Они готовились к эвакуации на Кавказ.

Предательство

В 9 часов 30 минут 30 июня 1942 года вице-адмирал Октябрьский дает телеграмму в ставку и непосредственно Буденному о том, что продолжать оборону нет возможности и просит разрешения об эвакуации 200-250 ответственных работников и эвакуироваться самому. Через час была отправлена вторая телеграмма, в которой говорилось, что в СОР из 79 000, которые были указаны в списках, остались в живых и сражаются 1500 бойцов стрелковой дивизии генерала Новикова, 1500 сводного морского отряда и около 1000 человек подразделений Приморской армии. Таким образом, 5500 человек остались боеспособными по сведениям Октябрьского, которые он предоставил командованию Кавказского фронта. В действительности цифра была другая – 79 956 человек плюс несколько десятков тысяч гражданских лиц…

Поступила команда, чтобы весь командный состав покинул свои командные пункты и собрался на 35 береговой батарее. Сюда прибыло около 2000 человек высшего командного состава Приморской армии: командиров, генералов, подполковников, полковников, майоров. Позиции были оставлены на сержантов, старшин и лейтенантов.

В 19:30 часов 30 июня после телеграммы Буденного с разрешением об эвакуации, был собран военный совет, после чего командование, взяв с собой все необходимые документы и шифры, направились к подходной потерне для эвакуации на Кавказ. Командование возложили на П.Г. Новикова, который тоже покинул 35 батарею, но несколькими днями позднее.

После заседания Военного совета флота, командующий СОР Октябрьский, укутавшись плащом, под покровом ночи, чтобы не быть узнанным, вместе с генералом Петровым проходят по длинному железобетонному коридору на глубине 30 метров к аэродрому Херсонес для дальнейшей эвакуации самолетом в Краснодар и на Кавказ. А тем временем, над ними, под залпами вражеских орудий, не имея ни малейшей надежды на спасение, умирали истинные защитники Севастополя…

В это время на Херсонесском полуострове сосредоточилось около 20-30 тысяч бойцов Приморской армии, тщетно надеявшихся на эвакуацию. Люди постоянно прибывали. Сюда же отходили и гражданские – простые жители Севастополя, которых по разным оценкам, на тот момент в городе оставалось около 100 000 человек.

На тот момент, когда генерал Петров вышел через дальномерный пункт к наплавному мосту для посадки на катер, его плотным кольцом окружили около 10 тысяч человек. Было ясно, что генерал и высшее военное руководство вышли, чтобы на подводной лодке покинуть территорию осажденного города.

Высшее командование так спешно покидало позиции, что не оставило ни приказа, ни какого другого документа об организации дальнейшей обороны или эвакуации войск.

Защитникам осталось 3 сторожевых катера, 13 малых катеров 4 буксира, 2 ботика и шхуна.

Во время погрузки стояла жуткая паника, стоны, проклятья, царил хаос. Некоторые пытались самостоятельно доплыть к Кавказскому берегу на самодельных плотах, камерах, досках, вплавь… Кого-то расстреляла немецкая авиация, кто-то все же смог добраться до берега после долгих метаний в море. Но было ли такое долгожданное спасение счастливым. На том берегу чудом спасшихся ждал другой кошмар – уже советских концлагерей.

После бегства Петрова и Октябрьского командующим остался генерал Новиков, который спустя сутки тоже спустился к катеру. К тому времени людей скопилось еще больше – около 80 тысяч человек. Новикова встретила толпа. Чтобы пройти, бойцы подразделения 017 в упор расстреливали людей, открывая таким образом Новикову дорогу к причалу. К моменту, когда Новиков садился на катер, толпа ринулась на причал, который, не выдержав количества людей, обрушился. Тысячи оказались в воде, пытались выбраться. В это время катер начал движение, разрезая винтами тела несчастных. Многие были ранены, многие не могли выбраться. На тот момент, когда катер задним ходом отошел от причала, в воде оказались сотни раненых, утопленных и убитых бойцов Приморской армии и черноморцев.

Можно ли винить капитана Лещенко, что он выполнил приказ командования и не позаботился об оставшихся 23 тысячах раненых командирах и матросах, которые на момент взрыва находились в казематах батареи? Наверное, не нам решать…

Потом был плен. И концентрационные лагеря. Сначала немецкие, а потом и советские…

Но Севастополь выполнил свою боевую задачу, несмотря на то, что был сдан неприятелю. Немцы были надолго прикованы к этому участку фронта. Во время обороны враг понес колоссальные потери, получив в награду руины.

В мае 1944 года история повторилась, но уже наоборот. 35 батарея стала последним командным пунктом, но уже для немецкой армии, безуспешно пытавшейся выполнить приказ Гитлера «не сдавать Севастополь любой ценой». Советские войска вернули город за 7 дней.

Музейный комплекс 35 батареи

Спускаясь в казематы батареи, гуляя по территории, посетив музей и Пантеон, невольно задаешься вопросом: «А какое моральное право имело командование на такой поступок? Кто дал право оставить войска так… подло?».

Никогда в русской истории ни один адмирал или генерал не оставил свое войско. Даже фельдмаршал Паулюс разделил участь со своими бойцами.

После войны Ф.С. Октябрьский получил звания Героя Советского Союза, почетного гражданина Севастополя. Его именем зазвана улица. Столь же высокого звания были удостоены еще 54 человека. А остальные десятки тысяч – братские могилы, концентрационные лагеря, плен и забвение.

3 июля 2007 года были расчищены казематы и заложен первый камень музейного комплекса на месте 35 Береговой батареи.

Люди приносят цветы не только 9 мая, но ежедневно приходят поставить свечу в часовне, почтить память павших, помня об их подвиге. А это значит, что они живы и всегда будут жить в наших сердцах, в нашей памяти.

Источник

Место, которое является одним из самых святых для многих жителей Севастополя.
Место, которое в июне-июле 1942 года стало последним пятачком героической обороны Севастополя для оставшихся 80-ти тысяч его защитников.
Место, в котором было принято судьбоносное решение о прекращении обороны и эвакуации командного состава.
Место, ставшее одновременно своеобразной квинтэссенцией народного подвига и народной трагедии.

35 батарея в севастополе история создания

1. Каменная глыба над взорванным фашистами орудийным блоком напоминает скорбящего по погибшим солдата

35 батарея в севастополе история создания

2. Главный вход в основные помещения батареи

35 батарея в севастополе история создания

В послевоенный период 35-я береговая батарея не восстанавливалась, однако часть ее сооружений использовалась под действующую 130-мм береговую батарею, благодаря чему внешний вид укрепления сохранился для нас практически в нетронутом виде.

3. В день, когда я ездил на съемку батареи пошел редкий для Севастополя снег. Колючий, будто бы подчеркивающий трагизм этого места. Железобетонные конструкции сегодня имеют вид, оставшийся после событий далекого 1942 года

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

5. Внутри первое ответвление направо ведет в казематы, где следует соблюдать особую осторожность – после подрыва батареи обрушились перекрытия и имеются большие провалы на нижний этаж. Исходя из соображений безопасности не во все помещения музея имеется свободный доступ. Иногда он перекрыт найденными здесь же остатками снарядов

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

7. Батарея представляет из себя систему коммуникаций соединяющих два орудийных круга, хранилища для снарядов, пункт корректировки огня, подземную силовую, вентиляционную и насосные станции, сеть специальных помещений и потерны ведущие к морю. Также имеются не связанные коммуникациями подземные сооружения. В части помещений центральной части располагается основная экспозиция.

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

9. А это тот портрет, на фоне которого сделано предыдущее фото

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

11. Живые два нарцисса подкатили мне к горлу комок. здесь сложно справляться с эмоциями

35 батарея в севастополе история создания

12. То, при помощи чего врачи боролись за жизнь раненых

35 батарея в севастополе история создания

13. Повсюду на стенах следы срезанных кабелей и коммуникаций

35 батарея в севастополе история создания

14. Вход в кают-компанию. Именно здесь 30 июня 1942 г. состоялось последнее объединенное заседание Военных советов СОР и Приморской армии, по результатам которого было принято решение об окончании обороны Севастополя и эвакуации командного состава. По его окончании Октябрьский приказал командиру батареи обеспечить прикрытие эвакуации и по израсходовании боеприпасов подорвать орудия и механизмы.

35 батарея в севастополе история создания

15. От центрального входа тянется сеть тоннелей и коммуникаций, имеются выходы на поверхность и к поворотному орудийному кругу. К орудийным кругам, где находились орудийные башни, со всех сторон выходят специальные отверстия по четыре в группе, через которые подавали снаряды, в прилегающих к ним казематах стояли стеллажи для снарядов.

35 батарея в севастополе история создания

16. Часть помещений сильно повреждена взрывами, имеются завалы, через которые невозможно пройти. Тамбур бывшей силовой станции – он после взрыва представляет из себя нагромождение бетонных блоков и рваного металла.

35 батарея в севастополе история создания

17. Витой 30-метровый лестничный спуск к правому командному пункту

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

19. Время и металл. Останки петель в кают-компании

35 батарея в севастополе история создания

20. Левый дальномер. Внешне его отреставрировали

35 батарея в севастополе история создания

21. В вестибюльном помещении, ранее служившем центральной силовой станцией сегодня расположена стена скорби, у которой горят свечи и лежат живые цветы

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

27. А у входа лежит книга посетителей. Записей много. Спасибо, вечная память, вечная слава.

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

30. Внутри они выглядят тоже как в те страшные дни. Добавились только надписи вандалов на обожженных войной стенах

35 батарея в севастополе история создания

31. Ржавая лестница из каземата в башню. Скобы еле держатся

35 батарея в севастополе история создания

32. Помещение каземата

35 батарея в севастополе история создания

33. Тот же наблюдательный пост, но весной

35 батарея в севастополе история создания

34. Одни из немногих окон.

35 батарея в севастополе история создания

35. Панорама внутри орудийного блока бывшей башни №2

Источник

Неизвестные страницы обороны Севастополя: 35-ая береговая батарея

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

В 22 часа 29 июня Военный совет переходит на 35-ую береговую батарею на запасной командный пост. Туда же перебирается командование Береговой обороны флота и Приморской армии. Ночью происходит перегруппировка войск. От многих батальонов и полков к этому времени остались только названия. Авиация была полностью уничтожена, а из состава военно-воздушных сил был создан батальон морской пехоты. 30 июня вице-адмирал Ф.С. Октябрьский отправляет Народному Комиссару ВМФ донесение о невозможности удержать Севастополь. В письме содержится убедительная просьба эвакуировать весь штаб. Ночью 1 июля командный состав военных сил был позорно вывезен прилетевшими самолетами, оставив на верную гибель более 80 тысяч человек! Из них в течение последних дней разными способами сумело выбраться около четырех тысяч. Для дальнейшей обороны города оставили генерала П.Г. Новикова. Задача у генерала была одна – сражаться до конца, а дальше попытаться уйти в горы.

После того, как 1 июля Севастополь был сдан, ночью в 0 часов 36 минут по личному приказу П.Г. Новикова глубинными бомбами были взорваны погреба боезапаса и первая башня 35-ой батареи. В 2 часа 31 минуту была подорвана вторая башня. Но еще более десяти дней из последних сил десятки тысяч человек обороняли подступы к ней. Немцы жгли их огнемётами, забрасывали гранатами и морили газом. Силы защитников уменьшались с каждым часом. Не было воды, боеприпасов, надежды. Лейтенант-медик В.И. Лучинкина пишет в дневнике:

После пленения на поверхности обессиленных воинов бои продолжились в казематах батареи, где собрались самые отчаянные храбрецы, не пожелавшие сдаться нацистам.

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

После окончания войны 30-ая батарея была заново отстроена. Ее вооружили, и она входит в число действующих воинских частей России. 35-ая батарея была разрушена гораздо сильнее. В 90-ые годы территория батареи стала застраиваться частными домами, коттеджами, гостиницами. Но строить на костях не позволили неравнодушные жители Севастополя. Сейчас на месте 35-й батареи создан мемориальный комплекс, в котором все работы выполнены только за счет народных пожертвований. На территории комплекса существует пантеон, в котором высечены все известные на сегодняшний момент имена защитников города.

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

Немецкие солдаты на разрушенной башне №2 (западной) 30-й береговой батареи Севастополя.
С первых дней обороны Севастополя (с 1 ноября 1941 г.) 30-я батарея под командованием капитана Г. Александера вела огонь по частям наступавшей на главную базу флота 11-й немецкой армии генерал-полковника Манштейна. 26 июня 1942 года немцы ворвались внутрь башенного блока и взяли в плен 40 его последних защитников, все они были ранены и истощены от голода и жажды.
После окончания войны батарея была восстановлена. Сейчас этот объект находится в составе береговых войск Черноморского флота

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

35 батарея в севастополе история создания

Огонь, батарея. Неизвестная драма Севастополя (Россия) 2011 год

Именно здесь в июне-июле 1942 г. приняли свой последний бой 80000 защитников города-героя. Именно здесь в те страшные дни находился штаб севастопольского оборонительного района. Именно здесь, в кают-кампании батареи, состоялось последнее объединенное заседание Военных советов СОР и Приморской армии, по результатам которого было принято решение об окончании обороны Севастополя и эвакуации командного состава.

Таким образом, территория батареи стала своеобразной квинтэссенцией народного подвига и народной трагедии.

В послевоенный период 35-я береговая батарея не восстанавливалась, однако часть ее сооружений использовалась под действующую 130-мм береговую батарею, благодаря чему внешний вид укрепления сохранился для нас практически в нетронутом виде.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *