30 октября день судостроителя

Что ни день, то день чиновника

Большинство государственных праздников в нашей стране учреждается с определенным историческим обоснованием. Корабелы, впервые поднявшие вопрос установления своего профессионального дня более сорока лет назад, предлагали множество вариантов – благо, славных дат в истории отечественного судостроения хватает.

30 октября день судостроителя
Юрий Кушевский. «Петр I в Воронеже»

Большинство государственных праздников в нашей стране учреждается с определенным историческим обоснованием. Корабелы, впервые поднявшие вопрос установления своего профессионального дня более сорока лет назад, предлагали множество вариантов – благо, славных дат в истории отечественного судостроения хватает.

По мнению экспертов, датой праздника могли бы быть (по хронологии):

Не умаляя значения 30 октября 1696 года как даты становления российского флота, все-таки будем считаться с мнением Петра I: «Хотя намерение отеческое не получило конца своего (судно на Каспии было разграблено), однако же достойно оно есть вечного прославления, понеже от начинания того яко от доброго семени, произошло нынешнее дело морское». Если считать от указа Алексея Михайловича, то в этом году 29 июня исполняется 350 лет судостроению России. Конкретным днем такого праздника могло бы быть последнее воскресенье июня.

Установление профессиональных праздников определяется правительственным Постановлением № 2016 от 13 ноября 2013 года. В соответствии с ним решения принимаются с опорой на один из классификаторов. Первый в их ряду – ОКВЭД (Общероссийский классификатор внешнеэкономической деятельности). Для установления праздника названы два условия: это должен быть, во-первых, «вид экономической деятельности», который, во-вторых, «указан в соответствии с разделом ОКВЭД». Согласно классификатору производство судов – вид экономической деятельности класса № 35, то есть первое условие выполнено. Класс этот – часть раздела «Обрабатывающее производство». Значит, соблюдено и второе условие, так как судостроение указано в разделе и в него входит. Неужели судостроение менее значимо, чем также входящие в этот раздел автопром или авиапром?

По логике чиновников, отказывающих нам в установлении праздника, надо обращаться к разработчику ОКВЭД, чтобы производство судов стало второй раз «видом экономической деятельности» и разделом, и после этого через 15 лет вновь поднять вопрос. Или же установить единый профессиональный праздник для всех автомобиле-, авиа- и судостроителей и гордо называть его День обработчиков.

Почему же эти работники мирятся с тем, что наши университеты называются кораблестроительными, а не судостроительными, а выпускники этих вузов выпускаются как инженеры-кораблестроители, а не судостроители? В соответствии со всеми справочниками и классификаторами судно может быть и гражданским, и военным. Только военное и парусное судно называется кораблем, и согласно ОКВЭД кораблестроение является подклассом судостроения. Вошло в обиход слово «корабел», под этим понимают и судостроителей. Кстати, разработчик ОКВЭД – Минэкономразвития РФ учреждение дня судостроителя согласовало уже дважды – в 2015 и 2016 годах. Так же, как и Минтруд РФ, чьему авторству принадлежит Общероссийский классификатор специальностей и образований, которому судостроители-корабелы тоже соответствуют. Только везде фигурируют кораблестроители, и зачастую многие полагают, что судостроитель и кораблестроитель – одно и то же. Думаем, если бы судостроители согласились на день кораблестроителей, такой праздник был бы давно учрежден, но формально говоря, это неправильно. Кстати, Росстандарт, законодатель в области классификаторов, также подтвердил правильность выбора критериев для установления праздника судостроителей.

Таким образом, нет никаких препятствий для установления единого дня общероссийского праздника судостроителей, тем более не требуются финансовые вложения. Но несмотря на доказательства правильности применения критериев для учреждения праздника судостроителей и согласование их с разработчиками и законодателями, Минпромторгом в 2015 году дважды был получен отказ по этому вопросу от Департамента оборонной промышленности РФ. В 2016 году самый большой судостроительный завод страны – ПО «Севмаш» в лице Судпрофа и всех своих ветеранских организаций, пять героев Соцтруда и глава Республики Крым С. Аксенов в соответствии с решением Крымского Морского совета обратились к вице-премьеру Дмитрию Рогозину за содействием в установлении праздника судостроителей с целью привлечения кадров на отечественные верфи. С учетом этих просьб и установления в 2016 году уже третьего в стране «местечкового» праздника судостроения нижегородцами (наряду с петербуржцами и астраханцами) Минпромторг в очередной раз запросил правительство. Ответ на этот раз был получен от Департамента государственной службы и кадров (А. Сороко) через полтора месяца. Он, не удосужившись вникнуть в суть, отказал «в связи с отсутствием оснований для установления праздника» (письмо № П17-51300 от 13 октября 2016 года).

В связи с невозможностью отмечать общероссийский день судостроителей уместно сказать, что на повестке дня стоит вопрос установления своих праздников Архангельским, Крымским да и другими регионами страны. Сегодня любое судно и корабль на 60–70 процентов состоит из изделий морского приборостроения и судового машиностроения. Когда же, спрашивается, должна отмечать праздник армия работников этих предприятий? Между тем все, для кого строятся корабли, суда и буровые платформы, – военные и гражданские моряки, рыбаки, нефтяники уже давно отмечают свои профессиональные праздники. Отметим, что в прошлом году был без всякой борьбы учрежден День работников детских дошкольных учреждений.

Хотелось бы, чтобы в юбилейный, 350 год с начала отечественного государственного судостроения такой праздник все-таки состоялся. Но, наверное, по столь очевидному вопросу потребуется решение президента страны – раз его подчиненные не в силах решить задачу.

Источник

Новости

Судостроителей Петербурга поздравили с профессиональным праздником

31 октября 2019 года в БКЗ «Октябрьский» состоялось торжественное мероприятие, посвящённое Дню судостроителя. Работников отрасли поздравили Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров, вице-губернатор города Евгений Елин и Председатель Совета директоров «Объединенной судостроительной корпорации» Георгий Полтавченко.

Обращаясь к собравшимся, глава петербургского парламента сказал: «Дорогие друзья, Город-Герой Ленинград – Санкт-Петербург всегда был морской столицей России. Вся история нашего города с 1703 года связана с морем и морским делом.

Для мальчишек корабелы и корабли – это романтика и ветры дальних странствий, великого дела и высочайшего мастерства, для взрослых – это великая гордость за то, что мы живем в городе морской славы».

Председатель Собрания подчеркнул, что корабелы Петербурга своим трудом создают величие и мощь России.

«Великий мудрец Демосфен говорил: «Покажите мне корабли, и я скажу какое это государство». Низкий поклон вам судостроители, за то, что в сложные годы конца XX века вы сохранили школу отечественного судостроения, конструкторские бюро и великие рабочие традиции. Вы сохранили нашу кузницу кадров, которая готовила и готовит высококлассных специалистов для военного и гражданского флота. Благодаря вам Россия была есть и будет великой морской державой, а наш город – морским сердцем страны.

От всей души поздравляю вас с профессиональным праздником. Спасибо вам за труд, за любовь своему делу к Отечеству и Санкт-Петербургу», – сказал Вячеслав Макаров.

Лучшим корабелам, работникам верфей и конструкторских бюро были вручены Благодарности Законодательного Собрания. После окончания официальной части состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие известные артисты и музыкальные коллективы города и страны.

Профессиональный праздник работников судостроительной отрасли учрежден в 2014 году по инициативе общественных и ветеранских организаций Санкт-Петербурга. Он отмечается 30 октября – в День основания российского флота.

Источник

День кораблестроителя в России

30 октября день судостроителяНа протяжении трёх с половиной веков Россия накопила гигантский опыт строительства кораблей и судов самых разнообразных типов и классов

Профессиональный праздник российских корабелов – День кораблестроителя (судостроителя) – установлен Постановлением Правительства РФ № 659 от 30 мая 2017 года по инициативе Минпромторга России и акционерного общества «Объединённая судостроительная корпорация» (АО «ОСК»). Дата празднования определена на 29 июня.

Хотя идея установить в России этот праздник звучала давно, но конкретное решение было принято после официального обращения в Правительство страны руководства АО «ОСК», а в Российском историческом обществе нашли такой просьбе еще и архивное обоснование.

Дата 29 июня выбрана для праздника в связи с тем, что в этот день в 1667 году был издан указ царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского корабля – фрегата «Орёл». Согласно архивным данным, это первый российский военный корабль, построенный по государственному заказу и на государственные средства.

Символично, что в юбилейный год – год 350-летия с момента выхода этого царского указа и решено было учредить День кораблестроителя (судостроителя) – профессиональный праздник работников верфей, проектно-конструкторских бюро и профсоюзных и ветеранских организаций судостроительной отрасли – тех, кто строит и строил теплоходы, ледоколы, буровые платформы, атомные субмарины, катера…

Тем более, что традиции русского кораблестроения имеют давние корни и славную историю. Так, одно из древнейших судов, обнаруженных на территории России, датируют 5 веком до н.э. Первые палубные суда строили на Руси в 12 веке, а организованное морское судостроение началось в конце 15 века. Тогда в Соловецком монастыре основали верфь для постройки промысловых судов. Первое морское судно было построено в 1634 году в Нижнем Новгороде. Правда, оно было «иноземной конструкции», но построено русскими мастерами.

А вот первые государевы парусные суда в России начали строить на основанной в 1667 году по указу царя Алексея Михайловича верфи в селе Дединово (тогда Коломенского уезда). Жители этих мест издавна славились умением строительства деревянных судов. На Дединовской верфи в 1667-1669 годах и был построен первенец русского военно-морского флота – фрегат «Орёл», предназначавшийся для охраны русских торговых судов на Каспийском море.

Сегодня в Дединово в честь этого корабля установлен памятник. К тому же особым смыслом наполняет историю «Орла» и ряд символических обстоятельств. Существуем мнение, что корабль на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге – это тоже изображение «Орла». Кроме того, считается, что трехцветный российский стяг впервые подняли также на корме этого фрегата.

Благодаря реформаторской деятельности Петра I начали строиться и другие верфи. Так, в июне 1693 года он заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. А после основания в 1703 году Санкт-Петербурга, самой большой судостроительной верфью в стране стало Адмиралтейство. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи, был 54-пушечный корабль «Полтава».

К 1714 году Россия имела свой парусный флот, а к 1725 году был создан регулярный флот страны. Было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких судов. С тех пор не только увеличивалось количество и качество российских судов, но и география освоенных ими морских и речных маршрутов.

На протяжении трёх с половиной веков Россия накопила гигантский опыт строительства кораблей и судов самых разнообразных типов и классов и считается одним из лидеров мирового судостроения. В частности, до сих пор Россия остаётся единственной в мире страной, успешно строящей и эксплуатирующей атомные ледоколы. Самые большие в мире подводная лодка и ледокол разработаны и построены на российских верфях, и Рыбопромысловый флот СССР – тоже первый в мире.

В 2007 году Указом Президента РФ была создана «Объединенная судостроительная корпорация», с целью объединения всех государственных судостроительных активов для развития гражданского судостроения. Формирование ОСК завершилось в 2010 году, и сегодня это крупный государственный судостроительный холдинг, а судостроение – отрасль машиностроения и ВПК РФ, в которой, с учетом смежных производств, работают сотни тысяч человек. Только по итогам 2015 года было сдано 110, а в 2016 году – 112 единиц флота.

В России действует более тысячи предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также занимающихся наукой в области кораблестроения и морской техники. Крупнейшие центры российского судостроения – Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область.

Сегодня свой профессиональный праздник официально отмечают российские корабелы, которые по праву считаются наследниками славной истории судостроения.

Другие праздники в разделе «Праздники России» 30 октября день судостроителя

Источник

30 октября день судостроителя

30 октября день судостроителя

30 октября в России отмечается День судостроителя. Дата праздника выбрана не случайно, именно в этот день в 1696 году было принято решение об основании регулярного морского флота.
К концу 2016 года уровень перевооружения армии и флота достигнет 50%, а к 2020 году доля современной техники в войсках должна составлять не менее 70%. Такую задачу поставил президент РФ.
О современных кораблях и подлодках Военно-морского флота, строящихся на судостроительных заводах Северо-Запада России, – в материале ТАСС.

30 октября день судостроителяисточник: cdn3.tass.ru

Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955 (шифр «Борей») – основа «морского компонента» стратегических ядерных сил страны.

30 октября день судостроителяисточник: phototass2.cdnvideo.ru

«Севмаш» (входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация») также ведет строительство подводных лодок четвертого поколения проекта «Ясень».

Эти многоцелевые атомоходы предназначены для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок и наземных объектов противника, а также для патрулирования Мирового океана, контроля и охраны морских коммуникаций. Если задача «Борея» – максимально незаметно достичь «квадрата» в океане и нести боевую вахту в ожидании команды, то «Ясень», по сути, истребитель. Для борьбы с кораблями они имеют на вооружении сверхзвуковые крылатые ракеты и универсальные глубоководные самонаводящиеся торпеды.
Головной подводный крейсер серии «Северодвинск» проекта 885 в июне 2014 года был передан ВМФ России. Корабль был заложен в 1993 году и спущен на воду 15 июня 2010 года.
Еще три – «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск» – стоят в цехе Северодвинского машиностроительного предприятия в разной степени готовности.

30 октября день судостроителяисточник: cdn2.tass.ru

В 2018 году «Севмаш» сдаст ВМФ РФ подводную лодку «Белгород», которая предназначена в качестве носителя необитаемых и обитаемых глубоководных исследовательских аппаратов.

Сейчас в составе ВМФ России известно об одном атомном носителе подводных станций – БС-136 «Оренбург». Именно он принимал участие в исследовательской арктической экспедиции компании «Севморгео» в 2012 году, помогая ученым собирать пробы грунта для определения границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане.
В конце июля 2014 года на Севмаше была заложена атомная подводная лодка специального назначения проекта 09851 «Хабаровск». О проекте известно немногое. Предположительно, подлодка спроектирована специально для ведения гидроакустической разведки.
«Хабаровск», способный обнаруживать цели в море и в воздухе на сотни километров от себя, окажет гигантскую услугу своим «партнерам» – «Ясеням» и «Бореям».

30 октября день судостроителяисточник: cdn1.tass.ru

Подводные дизель-электрические лодки серии «Лада» проекта 677 относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. Разработаны в конструкторском бюро «Рубин», строятся на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. Предназначены для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, а также патрулирования, дозора, охраны коммуникаций в «ближней» морской зоне.

Благодаря применению новых решений в конструкции корпуса, особого покрытия и новейшей радиоэлектроники, они обладают непревзойденной скрытностью. Вооружены «Лады» ракетами «Калибр».
Этой серии особо малошумных подводных кораблей присваиваются имена городов морской славы России. Первая подлодка этого проекта – «Санкт-Петербург» – с 2010 года находится в опытной эксплуатации на Северном флоте. Сейчас в Петербурге ведется строительство второй и третьей лодок серии. Как сообщил ранее заместитель главнокомандующего ВМФ РФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, подлодки проекта «Лада» могут первыми получить воздухонезависимые энергетические установки.
Вторую подлодку этой серии («Кронштадт») и третью («Великие Луки») планируется передать российскому флоту в 2019 году. Эти субмарины строятся с учетом замечаний, выявленных в ходе эксплуатации головной «Лады».

30 октября день судостроителяисточник: cdn1.tass.ru

«Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге построили для Черноморского флота серию из шести субмарин, названных в честь городов воинской славы. Завершающей серию станет подлодка «Колпино». Андреевский флаг на ней планируется поднять 25 ноября.

30 октября день судостроителяисточник: phototass2.cdnvideo.ru

30 октября день судостроителяисточник: phototass3.cdnvideo.ru

Судостроительный завод в Калининграде «Янтарь» является одним из поставщиков кораблей для ВМФ. В настоящее время строятся:
Десантные корабли «Иван Грен» и «Петр Моргунов». Головной корабль проекта 11711 «Иван Грен» будет передан флоту в 2017 году после завершения всех испытаний и устранения выявленных замечаний и недоработок.
Океанографические исследовательские судна проекта 22010. Головное судно проекта «Янтарь» было передано в 2015 году. Оно предназначено для исследования толщи Мирового океана и его дна.
Сторожевые корабли проекта 11356Р/М – серия многоцелевых фрегатов (сторожевых кораблей) дальней морской зоны. Всего по этому проекту планируется построить шесть кораблей, из них в 2016 году флот получит три – «Адмирала Григоровича», «Адмирала Эссена», «Адмирала Макарова». О закладке шестого фрегата серии – «Адмирала Корнилова» – официально не сообщалось. Однако известно, что корпус корабля уже сформирован более чем наполовину.
Корабли проекта 12700 «Александрит»
Строит Средне-Невский судостроительный завод в Санкт-Петербурге.
Корабли относятся к новому поколению тральщиков. Выполненный из стеклопластика корпус позволяет существенно снизить массу и продлить срок службы корабля.
Представители этого типа смогут бороться с минами с помощью различных тралов, телеуправляемых и автономных необитаемых подводных аппаратов.
Головной корабль проекта 12700 «Александр Обухов» передан флоту.
Второй корабль «Георгий Курбатов» будет спущен на воду осенью 2017 года.
Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт»
Как ожидается, ВМФ России получит 18 таких кораблей.
Головной корабль будет сдан в 2017 году, а новая система ПВО будет с 2018 года.
Корабли проекта планируется вооружать ударным ракетным комплексом «Калибр-НК», артиллерийской установкой калибра 76 либо 100 мм.
Корабли строят на заводе «Пелла» в Ленинградской области и на предприятии «Море» в Феодосии, заказ на пять единиц получил Зеленодольский завод им. Горького в Татарстане.

Источник

ОСК выступит с инициативой о введении Дня судостроителя

30 октября день судостроителя

МОСКВА, 21 дек — РИА Новости. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в 2017 году выступит с инициативой об учреждении на федеральном уровне профессионального праздника Дня судостроителя, который предлагается отмечать в июне, сообщил РИА Новости в среду президент ОСК Алексей Рахманов.

30 октября день судостроителя

«Нам кажется несправедливым, что у судостроителей нет своего собственного праздника. Мы посоветовались с историками и обнаружили, что в июне 1667 года был издан указ о строительстве первого российского корабля, построенного на государственные деньги — фрегата «Орел», заложенного по указу царя Алексея Михайловича. Надеемся, что нашу инициативу поддержат на самом высоком уровне, и в 2017 году у нас появится свой праздник», — сказал Рахманов.

Он добавил, что руководство ОСК считает это событие своеобразным поводом для подведения промежуточных итогов года, когда судостроительные предприятия могут рассказать о своих достижениях.

«От этой даты начинается история государственного судостроения в России, ведь даже Петр Великий, которого принято считать создателем российского флота, в своих письмах упоминал, что он продолжает дело, начатое его отцом — Алексеем Михайловичем», — подчеркнул президент ОСК.

По его словам, выбранную дату можно назвать удачной еще и из-за ее близости ко дню Военно-морского флота, который традиционно отмечается в последнее воскресенье июля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *