30 октября день рождения военно морского флота

30 октября день рождения военно морского флота

325 лет испытаний и побед – история российского флота

Изобретения и прорывы, победы и поражения – за свою более чем 300-летнюю историю российский флот успел пережить немало ярких запоминающихся событий. Днем рождения российского морского флота считается 20 (30 по новому стилю) октября 1696 года, когда Боярская дума утвердила указ Петра I о создании регулярного флота «Морским судам быть».

Какой корабль был первым в России, когда появился морской флаг и кто придумал подводную лодку, читайте в инфографике РИА Новости.

30 октября день рождения военно морского флотаСтроительство в России первого иностранного корабля «Фредерик»

«Фредерик» считается первым известным вооруженным парусным кораблем западноевропейского типа, который построили в России иностранные мастера с помощью русских плотников и кузнецов. Несмотря на российское происхождение, ходил он под флагом Гольштейна.

В первом же плавании в Персию через Каспийское море в 1636 году «Фредерик» попал в мощный шторм и был посажен на мель.

30 октября день рождения военно морского флотаСтроительство первого российского военного корабля «Орел»

Судно «Орел» было построено по указу Алексея Михайловича от 19 (29) июня 1667 года в селе Дединово Коломенского уезда. Этот указ стал фактически первым госзаказом на военный корабль и положил начало государственному судостроению в России. Над «Орлом» был впервые поднят бело-сине-красный флаг-триколор, ставший прообразом государственного флага Российской Федерации.

В 1669 году «Орел» был переведен в Астрахань для охраны русских торговых судов на Каспийском море.

В 1670 году корабль был захвачен восставшими крестьянами и казаками под предводительством Степана Разина. В дальнейшем много лет простоял в бездействии в одном из протоков Волги.

30 октября день рождения военно морского флотаБотик Петра I – «дедушка русского флота»

В подмосковном селе Измайлово в амбаре Петр I обнаружил ботик, подаренный его отцу – царю Алексею Михайловичу. Его отремонтировали, а затем спустили на воду – сначала в Яузу, потом перевезли на Просяной пруд и, наконец, на озеро Плещеево (Переславское). Именно здесь Петром была построена Потешная флотилия, которая стала прообразом русского флота.

Сейчас ботик хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

30 октября день рождения военно морского флотаПоездка Петра I в Архангельск и создание Соломбальской верфи

В 1693 году Петр I отправился в Архангельск – единственный в то время российский порт. Здесь он впервые вышел в море на яхте «Святой Петр», построенной двинскими плотниками.

В этом городе Петр I устроил свою первую серьезную верфь – Соломбальскую (ныне старейшее судостроительное предприятие России «Красная кузница»). Тогда же на ней был заложен фрегат «Апостол Павел».

30 октября день рождения военно морского флотаНачало строительства российских кораблей для Азовского флота

После неудачного похода на крепость Азов в 1695 году, который показал необходимость мощного флота, Петр I развернул под Воронежем масштабное строительство кораблей. Он велел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов.

Но главной силой русской армии стали 22 галеры, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса, сделанных по голландскому образцу.

30 октября день рождения военно морского флота«Морским судам быть» – день рождения российского регулярного флота

К 1696 году в России уже был свой небольшой, но вполне боеспособный флот. Благодаря этому в ходе второй осады удалось взять крепость Азов. Царь Петр I лично вел суда на галере «Принципиум». Россия получила выход к Азовскому и Черному морям.

20 (30) октября Боярская дума утвердила указ Петра I о создании регулярного флота. Было принято принципиальное решение: «Морским судам быть». В России утвердили, по сути, первую программу судостроения.

30 октября день рождения военно морского флота

30 октября день рождения военно морского флота«Великое посольство» Петра I

В марте 1697 года за границу выехало Великое посольство. Царь Петр I ехал в его составе инкогнито – под именем Петра Михайлова. Во время этой поездки он лично учился на голландских верфях корабельному мастерству. Для строительства российского флота были закуплены корабельные принадлежности, наняты на российскую службу инженеры, морские офицеры и матросы, другие специалисты.

30 октября день рождения военно морского флотаСоздание морского приказа

Центральным органом управления флотом стал воинский морской приказ, который возглавил адмирал Федор Головин. В 1700 году он был переименован в приказ Воинских морских дел, а в 1708‑м – в Адмиралтейский, который ведал строительством, вооружением и снабжением флота. В 1712 году он был преобразован в хозяйственный орган – Московскую адмиралтейскую канцелярию, а его функции переданы Петербургской адмиралтейской канцелярии и Канцелярии воинского морского флота.

30 октября день рождения военно морского флотаАндреевский флаг – кормовой флаг кораблей российского флота

1 (11) декабря 1699 года стяг с Андреевским крестом был провозглашен Петром I в качестве официального флага российского военного флота России.

Полотнище первоначально было разделено на три горизонтальные полосы (сверху вниз: белую, синюю, красную), перекрытые косым синим крестом. Такой крест символизировал апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя России, и учрежденный тогда же первый российский военный орден Святого апостола Андрея Первозванного.

30 октября день рождения военно морского флотаСоздание школы математических и навигацких наук в Москве

14 (25) января 1701 года Петр I открыл в Москве школу математических и навигацких наук, которая стала первым в России военно-морским учебным заведением.

30 октября день рождения военно морского флотаЗакладка первых судов для Балтийского флота

Состоялась на верфи на реке Сясь. Корабли требовались для боевых целей начавшейся Северной войны.

30 октября день рождения военно морского флотаОснование Санкт-Петербурга и создание Балтийского флота

По замыслу Петра I город должен был стать ключом от Балтийского моря, создав удобный водный путь для торговли и базу для флота.

Также в этот год построен первый морской корабль для Балтийского флота «Штандарт».

30 октября день рождения военно морского флотаОснование Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге

До 1709 года здесь строятся небольшие суда, строительство более крупных начинается после победы под Полтавой. В честь этой битвы назван первый линейный корабль, заложенный на Адмиралтейской верфи, – знаменитая «Полтава».

Адмиралтейские верфи существуют и сейчас. Это одно из старейших и ведущих судостроительных предприятий Санкт-Петербурга.

30 октября день рождения военно морского флотаВведен чин адмирала

Воинское звание высшего офицерского состава в военно‑морском флоте введено Петром. Он установил 4 адмиральских чина: генерал‑адмирал, адмирал, вице‑адмирал, контр‑адмирал. Генерал-адмирал считался высшим чином на флоте, по «Табели о рангах» приравнивался к генерал-фельдмаршалу.

30 октября день рождения военно морского флотаПервая в истории русского флота крупная победа

26-27 июля (6-7 августа) 1714 года у мыса Гангут (ныне полуостров Ханко в Финляндии) в рамках Северной войны произошло сражение между русским и шведским флотами.

Успех русских показал, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. Петр приравнивал эту победу по значению к Полтавской битве.

30 октября день рождения военно морского флота

30 октября день рождения военно морского флотаСоздание Морской академии

В Санкт-Петербурге основана Морская академия (Академия морской гвардии). Новое учебное заведение организовано из воспитанников Московской школы математических и навигацких наук, однако учеников в нее набирали также из других городов. Морская академия, в отличие от навигацкой школы, была военным учебным заведением.

30 октября день рождения военно морского флотаСоздание первого морского устава

«Устав морской о всем, что касается к доброму управлению в бытность флота на море» составил и издал лично Петр I. Он был утвержден в качестве закона 13 (24) января 1720 года, но издан только в апреле 1720 года.

30 октября день рождения военно морского флотаПобеда русского флота в морском сражении у острова Гренгам

27 июля (7 августа) 1720 года состоялось сражение между шведским и русским флотами около острова Гренгам в Балтийском море. Это была последняя крупная битва Северной войны, положившая конец безраздельному влиянию Швеции на Балтийском море.

30 октября день рождения военно морского флотаОкончание Северной войны, заключение Ништадтского мира и провозглашение России империей

Северная война между Шведской империей и Россией в составе коалиции североевропейских государств закончилась заключением Ништадтского мира, по которому Россия получила преобладание на Балтийском море.

30 октября день рождения военно морского флотаОснование Астраханской верфи

По указу Петра I в Астрахани основана верфь для строительства судов Каспийской военной флотилии.

30 октября день рождения военно морского флотаИспытано «Потаенное судно» Е.П. Никонова

Талантливый самоучка Ефим Никонов придумал первый подводный аппарат – прообраз подводных лодок. Судно было построено из дерева в форме бочки.

30 октября день рождения военно морского флотаЧесменская победа

25-26 июня (5-7 июля) 1770 года состоялось знаменитое морское сражение в рамках русско-турецкой войны 1768‑1774 годов, по итогам которого турецкий флот был сожжен.

Эта победа предопределила поражение Османской империи в войне.

30 октября день рождения военно морского флотаРождение Черноморского флота. Создание Севастопольского адмиралтейства

В июне 1783 года в Ахтиарской бухте на юго-западном побережье Крымского полуострова заложен Севастополь – южный форпост России и база Черноморского флота.

В один день с основанием города на западном берегу Южной бухты была заложена кузница для ремонта пришедших в город российских кораблей, первого корпуса Севастопольского адмиралтейства – предшественника Севастопольского Морского завода.

30 октября день рождения военно морского флотаПобеда русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова при Тендре

Морское сражение у мыса Тендра в Черном море с турецкой эскадрой закончилось полной победой русских моряков, что решило исход русско-турецкой войны 1787‑1791 годов в пользу России.

Эта победа привела к уничтожению господства Турции на Черном море и утвердила положение России на его берегах.

Источник

30 октября Россия празднует день создания отечественного Военно-морского флота. 316 лет назад Пётр Первый издал указ, в котором содержались слова, положившие начало становлению российского Военно-морского флота. Это знаменитое петровское «Морским судам быть!»

Как водится, у такого решения самодержца в 1696 году нашлось немало противников. Государю пытались косвенно или вполне открыто намекнуть на то, что государственная казна столь масштабного проекта может не потянуть, а, значит, было бы лучше «придержать» средства или распорядиться ими иначе. Во многом напоминает об аналогиях нашего времени.

И если бы боярские попытки переубедить молодого Петра тогда увенчались успехом, то, по понятным причинам, история России не знала бы морских побед в Петровскую эпоху. И чем бы завершилось военное противостояние, к примеру, со Швецией в Северной войне без наличия у России собственного Военно-морского флота? – вопрос открытый.

К счастью, Пётр не внял доводам, которые пытались озвучивать противники строительства Русского флота, а потому работа на верфях началась. Рождался один из двух главных союзников Государства Российского, который не изменял Отечеству ни на одном из исторических этапов, в отличие от союзников в лице ряда иностранных государств.

В колыбели русского Военно-морского флота – Воронеже – работами руководил лично Пётр Первый. В книге «Краткая история Русского Флота» Феодосия Веселаго говорится о том, что в Воронеже была создана администрация, которая и руководила строительством первых морских кораблей. Располагалась эта администрация в царском шатре, а управлял ею сам молодой Пётр. Местом строительства кораблей были избраны берега рек Воронеж и Дон, причём древесина для строительства бралась, как сообщает автор книги «безденежно», что свидетельствовало о самом серьёзнейшем отношении к делу государственной важности Петра и его сподвижников.

К строительству привлекались как отечественные мастера, так и корабелы из зарубежных государств. В приглашении их для работы в Россию поучаствовал в первую очередь именно Пётр Первый. При этом иностранные корабелы приглашались на русские верфи с рабочим инструментом, который отсутствовал в России. Через некоторое время после создания первых российских военных кораблей было налажено производство и инструмента тоже – набора всевозможных технических приспособлений, используемых в кораблестроении той эпохи.

Создание Русского военно-морского флота – это ведь не только создание знаменитой флагманской галеры «Принципиум», кораблей «Апостол Павел», «Апостол Пётр» и других пионерских образцов кораблестроения. Это ещё и сложнейшая работа по созданию самих верфей, каналов, шлюзов и других инженерно-технических сооружений, позволивших спустить корабли на речную воду и дать им возможность оказаться на морских просторах. Для такой работы Пётр привлёк по-настоящему интернациональную команду профессионалов своего дела, которые сослужили добрую службу на благо становления и развития отечественного Военно-морского флота. Если называть конкретные фамилии, то это корабельных дел мастера из Англии Ден и Най, шотландский профессор Фарварсон, голландец Крюйс. Особую роль сам Пётр отводил для инженера по созданию доков и каналов англичанина Перри. В этой интернациональной команде работали и немцы, и датчане, и, конечно же, русские – люди, которые знали толк как в кораблестроении, так и в корабельных орудиях.

Упомянутый шотландец Генри Фарварсон впоследствии работал преподавателем в открытой Петром школе математических и навигацких наук. Кстати, Фарварсон, который на государевой службе в России превратился из Генри в Андрея Даниловича, спустя годы после создания первых военных кораблей Русского флота, стал одним из разработчиков проекта дороги из Москвы в Санкт-Петербург.

Создание Русского военно-морского флота тесно связано и с событиями Северной войны. В одном из первых морских противостояний со шведами русской армии удалось заполучить три шведских корабля. Было это в 1701 году – когда шведская эскадра, состоявшая из 7 кораблей, решила направиться к Архангельску, чтобы разрушить построенные там верфи и суда.

Подойдя к острову Мудьюг, шведы на запрос русского берегового наблюдательного поста ответили, что их цель – торговля с архангелогородцами. Для проверки целей шведов к ним была выслана шлюпка с солдатами, переводчиком и кормщиком (рулевым). Шведы дождались, когда шлюпка подойдёт, а находящиеся в ней русские высадятся на корабль. После этого все русские солдаты были убиты. В живых шведы оставили переводчика Борисова и кормщика Рябова с той целью, чтобы они выступили в качестве лоцманов.

Борисов и Рябов осознавали, чем может грозить лоцманская услуга, предоставленная шведам, а потому повели три корабля флотилии на мель. Когда шведы поняли, куда их ведут «лоцманы», то решили расправиться с Борисовым и Рябовым. Переводчика они убили, а кормщик Рябов прыгнул с корабля в воду и вплавь добрался до берега, сообщив о произошедшем. Русская артиллерия открыла огонь по шведским кораблям, севшим на мель, после чего состоялся их захват. Остальная часть шведской эскадры была вынуждена отказаться от планов взятия Архангельска и ретировалась. Этот военный успех дал импульс для других важных морских побед в Северной войне.

В 1721 году в России появляется Русский Императорский флот, причём именно в таком статусе Военно-морской флот просуществовал почти два столетия – до революции 1917 года. К этому времени (к 1721 году) во флоте состояло 25 боеспособных линейных кораблей. По этому показателю Россия обошла Швецию и догнала Данию.

Со становлением Военно-морского флота России тесно связано Адмиралтейство, изначально строившееся как верфь. Со временем к Адмиралтейству, расположенному в Санкт-Петербурге, перешли управленческие функции флотом, а само здание стало одним из символов Русского флота.

30 октября день рождения военно морского флота

Примерно в одно время с созданием Русского военно-морского флота появляется и один из главных корабельных символов, а именно Андреевский флаг – флаг, который являлся кормовым для военных кораблей Российской империи. Упоминание названия этого флага характерно для напутствий командиров к матросам перед важным морским сражением: С нами Бог и Андреевский флаг! В 1699 году использование этого флага на военных кораблях ввёл Пётр Первый. К 1720 году Андреевский флаг стал использоваться в Военно-морском флоте официально.

30 октября день рождения военно морского флота

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *