30 июня день возрождения казачества

Донцы отмечают 30-летие возрождения казачества

30 июня день возрождения казачества

Ровно 30 лет назад в Ростове-на-Дону прошел Учредительный Круг казаков Дона.

Если заглянуть в историю, то это первый в новейшей российской истории Круг донских казаков, ставший символической точкой отсчета процесса по возрождению донского казачества. От организаторов и участников съезда готовность к такой работе потребовала немалого гражданского мужества, чувства высокой ответственности перед казачьим народом и родным краем. В работе Круга приняли участие 417 делегатов во главе с 74 избранными атаманами всех округов бывшего Всевеликого войска Донского.

Кроме того, на Круг прибыло 170 гостей из разных концов нашей необъятной Родины — представители Сахалинского казачьего землячества, Союза казаков Ставрополья и Калмыкии, Терского, Уральского казачьих войск, казачьих организаций Брянска, Подольска, Воронежа и других городов России.

Одним из участников Круга был Капустин Иван Александрович, делегат станицы Аксайская, Черкасского округа. Несмотря на 70-летние забвения казачьего народа и его репрессии после Гражданской войны, делегаты из городов, станиц и хуторов были настроены патриотично и по государственному. Круг стал объединительным для всех казаков.

Также стоит отметить роль православной церкви, которая явилась объединительной силой для казаков. Первым атаманом был избран Михаил Михайлович Шолохов. Особый вклад в организацию Круга внесли А.А. Озеров, В.Н. Самсонов, И.В. Карасев и другие казаки.

Источник

30 июня день возрождения казачества

КАЗАЧЬИ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ И ПРАЗДНИКИ

ЯНВАРЬ

1 января — память св. преп. Илии Муромца Печерского — «старого казака».

7 января — Рождество Христово, воспоминание об избавлении Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков.

16 января 1570 г. — старшинство Донского казачьего войска.

16 января 1916 г. — взятие крепости Эрзерум Кавказской армией, в составе которой казаки составляли половину численности.

18 января 1969 г. — умер Гамов И.М., последний атаман Амурского казачьего войска.

19 января — Крещение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

21 января 1654 г. — решение Переяславской рады о присоединении к Великороссии всех казачьих земель Украины (окраины) под именем Малороссии.

27 января 1788 г. — бывшему полковнику бывшего Запорожского войска Сидору Белому с казаками разрешено поселиться на Тамани.

ФЕВРАЛЬ

6 февраля 1921 г. — убийство Дутова А.И., последнего Оренбургского атамана, походного атамана всех казачьих войск.

23 февраля 1701 г. — полковой праздник Якутского казачьего полка.

24 февраля 1919 г. — издано церкулярное письмо, утвержденное на заседании Оргбюро ЦК РКП(б) и подписанное Я.М. Свердловым: «О Поголовном уничтожении казачества».

25 февраля — День тезоименитства Св. Патриарха Алексия II.

МАРТ

17 марта 1621 г. — советом священного Собора, патриархом Филаретом и Государем Царем всей Руси Михаилом Федоровичем указано правило: Ермаку Тимофееву, сыну Повольскому, с ним каждому убиенному, кликати вечную память.

17 марта 1738 г. — Первый наказной атаман на Дону — Степан Ефремов.

18 марта 1613 г. — донскими казаками атамана Ф. Межакова возведен на престол Михаил Федорович, первый русский царь из дома Романовых.

23 марта 1607 г. — войсковой праздник Енисейского казачьего войска.

АПРЕЛЬ

2 апреля 1814 г. — открытие гвардейскими казаками шествия российских, английских и прусских войск после вступления в Париж.

4 апреля 1924 г. — застрелен Соловьев И.Н., атаман повстанческого отряда в Сибири.

5 апреля 1917 г. — открытие 1-го Общеказачьего съезда в Петрограде.

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы.

10 апреля 1750 г. — образование Астраханского казачьего войска.

10 апреля 1809 г. родился казачий генерал, герой Кавказской войны, гордость донских казаков Бакланов Я.П.

13 апреля 1918 г. — погиб сибирский казак генерал Корнилов Л.Г.

16 апреля 1642 г. — оставление казаками по решению Земского собора и указу царя г. Азова, после Азовского осадного сидения.

18 апреля 1917 г. — начало работы Временного совета казачьих войск в Петрограде.

30 апреля 1818 г. — родился Александр Николаевич Романов, первый августейший атаман всех казачьих войск, царь Александр II.

9 мая — День Победы в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг. Особое поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в 1941—1945 гг.

11 мая 1570 г. — основание Всевеликого войска Донского.

11 мая 1905 г. — на хуторе Кружилин ст. Вешенской Донецкого округа родился русский советский писатель, академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии Шолохов Михаил Александрович.

11 мая 1918 г. — Созыв Круга спасения Дона, избрание атаманом П. Краснова.

14 мая 1629 г. — поход донских казаков на Крым. Взятие Бахчисарая.

19 мая 1868 г. — Память Иова Многострадального, день рождения Романова Николая Александровича, последнего русского царя Николая II.

20 мая 1788 г. — казачество на Кубани получило название «Войско верных казаков черноморских».

ИЮНЬ

10 июня 1906 г. — в станице Прохладная Терской области родился терский казак адмирал Головко Арсений Григорьевич.

12 июня 1873 г. — победное завершение Хивинского похода с участием оренбургских и семиреченских казаков.

15 июня 1736 г. — взятие казаками Азова.

30 июня 1990 г. — День возрождения казачества России (создания Союза казаков).

ИЮЛЬ

1 июля 1855 г. — закладка станицы Алматинская, начало мирного наступления России в Туркестан, переноса границы России на 2000 километров к югу.

3 июля 1648 г. — начало похода якутского казака Семена Дежнева, закончившегося открытием пролива между Азией и Америкой.

8 июля 1697 г. — сотня якутских казаков Атласова В.В. водрузила на Камчатке крест в знак присоединения полуострова к Якутсткому воеводству России.

10 июля 1709 г. — Полтавская битва. Участвуют донские казаки под командой атамана Фрола Минаева.

13 июля 1792 г. — Войску верных казаков Черноморских Екатериной II пожалованы земли между рекой Кубанью и Азовским морем.

26 июля 1867 г. — учреждение Семиреченского казачьего войска.

28 июля 1774 г. — Потемкин Г.А. назначен начальником иррегулярных соединений (Донское, Яицкое и Волжское казачьи войска, Хоперский, Моздокский, Азовский, Таганрогский, Кизлярский и Чугуевский казачьи полки).

31 июля 1696 г. — взятие донскими казаками и русскими воинами Азова при Петре I.

АВГУСТ

6 августа 1753 г. — родился донской атаман граф Платов М.И.

8 августа 1869 г.— родился Иванов-Ринов П.П., руководитель антисоветского восстания в Омске, атаман Сибирского казачьего войска с 16.07.

9 августа 1657 г. — умер Хмельницкий Зиновий — Богдан Михайлович, малороссийский гетман, организатор борьбы южнорусского народа против польского угнетения (род. ок. 1595).

12 августа 1904 г. — родился Романов Алексей Николаевич, цесаревич, последний августейший атаман всех казачьих войск.

(15) августа 1946 г. — Успение Пресвятой Богородицы; казнь Семенова Г.М., последнего атамана Забайкальского казачьего войска (родился 26 сентября 1890).18 августа 1585 г. — гибель атамана Ермака Тимофеевича, покорителя Сибирского ханства.

29 августа 1914 г. — гибель Самсонова А.В., командующего 2-й русской армией, бывшего наказного атамана Донского и Семиреченского казачьих войск.

31 августа 1722 г. — начало Персидского похода Петра I с участием казачьих соединений.

СЕНТЯБРЬ

1 сентября 1850 г. — Войсковой праздник Астраханского казачьего войска.

8 сентября 1812 г. — Бородинское сражение, в котором блестяще проявил себя казачий корпус Платова М. И.

9 сентября 1689 г. — заключение Нерчинского договора с Китаем. России отошли Забайкалье и побережье Охотского моря.

14 сентября 1581 г. — начало похода атамана Ермака Тимофеевича в Сибирь.

18 сентября 1745 г. — родился Кутузов М.И., фельдмаршал русской армии.

26 сентября 1826 г. — участие казаков в разгроме персидской армии под Елизаветполем в ходе последней войны России с Персией.

27 сентября 1866 г. — родился Филимонов А.П.. первый выборный атаман Кубанского казачьего войска.

ОКТЯБРЬ

14 октября — День Азовского сидения — общеказачий праздник.

18 октября — войсковой праздник Донского и Кубанского казачьих войск.

21 октября 1934 г. — умер последний выборный атаман Войска Донского Богаевский А.П.

НОЯБРЬ

4 ноября 1612 г. — освобождение донскими казаками Китай-города в Москве от польских оккупантов.

4 ноября 1990 г. — возрождение казачества на Воронежской земле.

8 ноября 1582 г. — взятие Ермаком столицы Сибирского ханства Искера (Кашлыка).

18 ноября 1920 г. — оставление казачьими частями Крыма.

21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Войсковой праздник Уральского казачьего войска.

24 ноября 1730 г. — родился великий русский полководец, один из основоположников русского военного искусства, генералиссимус (1799) Суворов Александр Васильевич.

ДЕКАБРЬ

1 декабря 1896 г. — родился выдающийся русский полководец, Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза Жуков Георгий Константинович.

19 декабря 1788 г. — взятие г. Очакова.

19 декабря 1852 г. — Праздник Донского, Императора Александра III кадетского корпуса.

17 декабря 1991 г. — войсковой праздник Черноморского казачьего войска.

19 (6) декабря — Святителя Николая, войсковой праздник Сибирского и Иркутского казачьих войск в ознаменование окончательного разгрома у Абалака в 1582 году хана Кучума и его бегства в ногайские (татарские) степи.

21 декабря 1942 г. — родился Мартынов Александр Гаврилович, верховный атаман.

Источник

30 июня день возрождения казачестваterskiykazak

Терский казак

30 июня — День возрождения казачества России. 25 лет назад, в 1990-м, в Москве состоялся 1-й Большой учредительный круг казачества всей страны, на котором был образован Союз казаков. За свою тысячелетнюю историю казачество прошло сложный путь: вольные разбойники, бунтовщики, герои битв, особое военно-служилое сословие. Однако десятилетия расказачивания в XX веке не прошли бесследно. И сегодня звучат вопросы: «чьих вы будете, казаки?» Ответы на них — на нашей странице «Портрет явления».

Современное общество имеет во многом искаженное представление о казачестве. Чтобы разобраться, откуда берет начало казачество, мы побеседовали с доктором исторических наук, автором более чем 80 научных работ по истории и этнологии казачества — Александром Соповым.

— Александр Валентинович, в своих исследованиях вы ведете отсчет казачьей истории с IX века, когда «можно более или менее определенно говорить о предках и предшественниках казаков». А что было до этого? Ведь есть, например, выпущенная в 1911 году «Древняя история казачества» историка Евграфа Савельева, в которой автор доказывал, что история казаков насчитывает более 20 веков.

— Евграф Савельев — представитель направления, которое сейчас принято называть folk history — популярного чтения, отличающегося невысокой степенью компетентности. Авторов этого направления немало. Они популярны, но это в целом псевдоистория. Часто доказательства в подобных исследованиях основаны на анализе созвучий в словах. Вот, скажем, цепочка доказательств того, что Ахиллес был русским. «Ахиллес принадлежал к тем грекам, которые являются дорийцами* (что правдоподобно). Среди дорийцев были и этруски (это уже неправда). Этруски* — это русские (явное созвучие). Значит, Ахиллес — русич».

Тот же Савельев в одной из статей писал, что немцы произошли от казаков. Правда писал он это, когда гремела Первая мировая война. Полагаю, ему хотелось доказать, что немцы это, так сказать, ухудшенные «мы», поэтому с ними справиться легко.

В раннее Средневековье этническая принадлежность редко осознавалась жителями порубежья как особая ценность. В регионах, которые смыкались на культурном пограничье, человек владел тремя-четырьмя языками, переходя в быту с одного на другой.

Предками и предшественниками казаков были различные группы людей. Кто-то из них занимал профессиональную нишу, которая потом перейдет казакам, кто-то дал плоть и кровь (людской ресурс) первоказакам. Основа примерно такова. Бродники были славянского происхождения. Небольшими группами жили вдоль рек, обеспечивая переправы. Строили легкие жилища, чтобы в любой момент можно было разобрать, не жалко. Так как не все окружавшие их народы осознавали их цивилизационную значимость. Черные клобуки — выходцы из тюркских племен и родов, которые позже оказались на службе у киевских князей — за жалованье они несли пограничную и военную службу. Многоэтничное население Тмутараканского княжества (хазары, славяне, касоги, аланы) тоже — предшественники казаков.

— Александр Валентинович, так сословие или этнос?

— Этносы возникали и формировались в разное время, и одни действительно древнее других. В чем я не вижу никаких оснований для ущербности или гордости. Некоторые этносы возникли из различных «компонентов», порой весьма неожиданных. На мой взгляд (и это доказывается в моих работах), с IX по XVI век казачество складывалось именно как этнос, но, попав под мощное политическое, культурное и экономическое воздействие Русского государства, сформировалось как сословие русского общества. Этногенез прекратился.

— В употреблении казаков немало тюркских слов. Исходя из ряда языковых сопоставлений, некоторые заключают, что «казаки ведутся от татар».

— Это все та же «самодеятельная история». Слово «казак» не славянское. Скорее всего, тюркское. Означало оно «храбрец», «бессемейный удалец». Казаками назывались и передовые отряды тюркско-монгольских войск. Но это абсолютно не доказывает, что «казаки происходят от татар», поскольку народы (их речь, культура, традиции) находились в постоянном взаимообмене. Вот в татарском языке много русских слов, но это же не повод утверждать, что татары произошли от русских.

То же и с антропологией. Антропологический тип русских и волжских татар очень близок. Столетия русские и татары проживали в мощном симбиозе. К слову, среди казаков-запорожцев, например, были и французы, и евреи, и татары, и черкесы — целыми семьями и поодиночке.

— А разве в казаки принимали всех желающих?

— Смотря о какой группе казаков и о каком периоде времени говорить. В XVIII–XIX веках казаки не принимали чужаков. В этот период казаки — сложившееся общество с традициями. А в ранний период казачество — это гуляй-поле, вольница, в которой главное, чтобы товарищ был по образу мыслей и действий похож на тебя. Запорожцы и донцы называли себя товариществами.

Даже формула: «В Христа веришь? — Верю! — Принимаем», — и то не всегда срабатывала, если в тебе не видели товарища. То есть идеологема «казаки от казаков ведутся» (в смысле поколенного родства) в ранние периоды существования казачества с очевидностью не подтверждается. Первичное казачество было бессемейным, маленькие товарищеские общины разбойно-промыслового типа (охота, рыбная ловля, военные походы). Все их имущество — то, что добыто в боях со всеми и против всех. Ранняя история казачества — до сих пор предмет дискуссий: от быта до приемов воинского искусства.

— Когда и в связи с чем появилась формула «с Дона выдачи нет»?

— Отследить время появления этой установки невозможно. Но фиксируется она в хрониках в первой половине XVII века, после Смуты, когда первые Романовы заключали договоры с казаками. Не секрет, что казаки сыграли особую роль в воцарении новой династии. Впоследствии Донское казачество получало жалованье лично от царя, за это несло службу в пограничье, в зоне «фронтира»*. Именно с той поры Донское казачество увеличилось и в своем значении, и численно. Поримерно также складывалось Днепровское войско, только диалог запорожцы вели не с Московско-Русским, а с Польско-Литовским государством.

— Вы пишете, что с X–XII веков фронтир растянулся некой линией по Днепру, Дону, Нижней Волге, Тереку и Уралу. Возможно выстроить хронологию зарождения казачьих войск?

— Данной теме я посвятил несколько исследований. Все казачьи войска можно поделить на исторически сложившиеся и те, которые создавались искусственно. Исторические — это в первую очередь Запорожское казачество и Донское. Они формируются как мощные войска со специфическим территориально-общинным строем без феодалов, с демократическим самоуправлением и сильной военной организацией к середине XVI века. Историческими являются также Терское и Уральское войска. Зарождалось как историческое Волжское войско, но с точки зрения Русского государства на Волге было слишком много разбоя (воровских казаков), что препятствовало восточной торговле России. И с волжской вольницей было в основном покончено еще при первых Романовых, в XVII веке.

Если отметить на карте линию размещения этих войск, то получится своеобразная подкова вдоль южных границ России. Это и был тот самый русский «фронтир».

Другие казачьи войска создавались государством: Оренбургское войско, Семиреченское (в Средней Азии), Забайкальское, Сибирское, Уссурийское (на Дальнем Востоке). Кубанское — его начало положено переселенными из Сечи в 1775 году Екатериной Великой запорожцами, а затем усилено другими компонентами, в том числе и донцами.

Казаки первыми прошли в Сибирь, после присоединения которой Россия стала не только европейским, но и азиатским государством. За неполные 200 лет казаки проникли за Урал, на Колыму, Камчатку, в Забайкалье и Приамурье, открыли Берингов пролив, обосновали русское присутствие в Сибири и на Дальнем Востоке. Деяния казаков Ермака, Пояркова, Хабарова, Дежнева позволяют сказать, что у России тоже была эпоха великих географических открытий.

Огромно значение казаков в различных войнах, которые вела Россия. В XIX веке зарубежные военные специалисты казачью конницу оценивали как лучшую в миру легкую кавалерию. Лев Толстой писал в 1870 году, что «вся история России сделана казаками».

— А сегодня фронтир как место реализации казачества сохраняется?

— Фронтирная психология, формировавшаяся в течение 9 веков, — это одна из составляющих, которая отличает казака от типичного русского центральных регионов. Современный фронтир — это, например, Северный Кавказ. Здесь смыкаются культуры, восточная и западная цивилизации. И жизнь в этом регионе определяется несколько иными качествами людей, чем те, которые нужны, например, москвичу. Во многом существованием этого фронтира определяется возросшая роль современного Кубанского казачества. Казаки занимают нишу, очень близкую к правоохранительным органам, привлекаются к пограничной службе. Оказывают помощь, часто вполне компетентную. Социальный заказ на существование казачества местами сохраняется.

— Что бы вы сказали тем, кто не прекращает споры о «казаках-народе» и «казаках-сословии»? В глазах сегодняшнего научного сообщества казаки сейчас — это кто?

— Люди чаще воспринимают историю не как процесс, а как событие. История же — это постоянно продолжающееся изменение. За столетия народы возникают и исчезают. Поэтому ответ на вопрос, кто такие казаки в разные периоды истории, будет разным. К сожалению, некоторые публичные историки о казачестве знают лишь из популярных книг. Но ответ на поставленный вопрос есть. С научной точки зрения, казачество сейчас — это субэтнос русского народа. Этот термин не всем нравится, но не вижу в нем ничего ущербного. Субэтнос — это этнокультурная группа большого этноса. На данный момент казаки Российской Федерации — это определенная группа русских со своими особенностями в языке, культуре и происхождении.

— Куда направлен вектор развития казачества?

— На мой взгляд, таких векторов два. Первый — это этнокультурное, фольклорное направление: возрождение казачьих ремесел, песен, создание этнографических станиц. Глобализация убивает своеобразие народов мира, потому это направление очень важно и перспективно. Второй вектор — служба на благо общества. Казаки хотят служить государству, готовы обеспечивать порядок на улицах, служить на границе. Казачьи сыновья стремятся в армию. И государству это направление следует развивать последовательно, развивая многовековую казачью традицию. Здесь промахнуться нельзя.

Дорийцы — наряду с ахейцами, ионийцами и эолийцами являлись одним из древнегреческих племен.

Этруски — создатели цивилизации, предшествовавшей римской. В I в до н. э. населяли северо-запад Апеннинского полуострова (современная Тоскана, в древности — Этрурия).

Фронтир — изначально граница между освоенными и неосвоенными территориями Дикого Запада. Место соприкосновения народов и культур.

Александр Сопов родился в 1962 году в Чите. Доктор исторических наук, профессор. Историк, этнолог, антрополог. Защитил в МГУ диссертацию «Динамика социально-политического и этнокультурного статуса казачества». Академик (действительный член) Российской академии естествознания. Обладатель высоких научных наград, в том числе Золотой медали Vasily Klyuchevsky — за признанный мировым сообществом вклад в развитие исторической науки и образования.

Казачье войско — это не госструктура

Александр Беглов, председатель совета по делам казачества при президенте РФ, полпред президента в центральном федеральном округе

Сегодня в России порядка 7 миллионов человек причисляют себя к казачеству. Казаком может себя называть гражданин России, который по своему внутреннему решению относит себя к казачеству, соблюдает свод строгих нравственных правил. В том числе и в вопросе веры. Через православие казаки обрели свою идентичность, пришли к Родине, а через Родину пришли к России, к современной России.

Да, в годы богоборчества и атеизма связь между Церковью и казаками была нарушена. Однако сегодня между РПЦ и казачеством вновь доверительные отношения.

14 октября 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил об особом патриаршем водительстве российского казачества. Казачество вносит свой вклад в строительство нашей страны: тут и патрульная служба, и служба в армии. Но главное — воспитывает в семьях своих детей, учит их патриотизму. Развивается система казачьих кадетских корпусов, их 24 по стране. Казачата должны стать духовно зрелыми людьми, осознанно связать свою судьбу с Россией, с православием, с казачеством. В этом выборе их поддерживает и президент. Он учредил специальное знамя для лучшего казачьего кадетского корпуса, оно передается из года в год. Кроме знамени, вручается премия за первое место — три миллиона рублей, за второе место — два, за третье место — один миллион.

Концепция развития казачества до 2020 года, выдвинутая президентом в октябре 2012 года, имеет порядка 15 направлений. Это и образование, и культура, и взаимодействие с Минобороны, и сельское хозяйство, и многое другое. При совете есть комиссии по каждому из направлений.

Руководят этими комиссиями замминистров профильных министерств, а замами этих руководителей стали атаманы войск. Атаман в совете отвечает за все вопросы по своему войску. При полномочных представителях президента РФ действуют окружные комиссии. При этом казаки — это вольный народ. Все решения, которые сегодня принимаются по казачеству, принимаются на кругу — высшем совещательном органе.

Казачье войско — это не госструктура, а организация, которая добровольно берет на себя дополнительные обязательства служения Отечеству.

Указом президента России утверждена для всех 11 реестровых казачьих войск форма, удостоверение казака, знамена, чины, войсковые награды, в том числе Георгиевские кресты. Чин казачьего генерала присваивается исключительно указом президента. Казачество может себя полностью идентифицировать в соответствии с теми правовыми актами, которые приняты сегодня в нашей стране.

Источник

30 июня день возрождения казачества

30 июня день возрождения казачества

30 июня день возрождения казачества

ДЕНЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА

ДЕНЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА-ОБРАЗОВАНИЕ СОЮЗА КАЗАКОВ РОССИИ

В Урюпинске молитвенно почтили память земляков – жертв геноцида казаков 1919 года. 29 июня отмечался День возрождения российского казачества, но для хопёрских казаков последние дни июня – это ещё и время скорбных воспоминаний. Планомерное уничтожение врагов советской власти – казаков было узаконено выпуском секретного циркулярного письма Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 года. На тот момент Красная армия контролировала лишь небольшую часть Донской области, поэтому фактическое исполнение кровавой директивы в центре Хопёрского округа – станице Урюпинской – началось в марте, после захвата её войсками «красных». Со всех окрестных станиц и хуторов сюда сгоняли множество казаков и казачек, которых революционный трибунал приговаривал к расстрелу. Расстрелы проводились за окраиной станицы всю весну ежедневно утром и вечером. Приговорённых убивали на краю ям, вырытых руками самих арестованных. Когда в середине июня казачьи войска с боями освободили станицу, они обнаружили 11 больших могил, последняя из которых была ещё не до конца заполнена. Вместе с казаками вернулись и священники, которые по просьбе жителей три дня, сменяя друг друга, служили панихиды по жертвам «красного» террора. Документы о точном числе расстрелянных здесь обнаружить пока не удалось, местные краеведы и старожилы говорят о 15-20 тысячах убитых, в числе которых были женщины, старики, подростки. 30 июня, в столетнюю годовщину той трёхдневной панихиды, урюпинские казаки совершили крестный ход от Покровского кафедрального собора к месту расстрела своих предков, где сейчас возвышается поклонный крест. Духовник местного казачества иерей Рустик Бизин совершил заупокойную литию по всем невинно убиенным и обратился к собравшимся с пастырским словом: – Это тоже подвиг, когда человек умирает безвинно, отдавая душу за всё, что у него есть: за родной край, за православную веру, не отрекаясь от них и не поддаваясь злоречиям.Как сказано в Священном Писании: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Именно так и поступили наши предки: не побоялись и отдали души свои за всех нас, здесь стоящих, чтобы мы, оглядываясь на их подвиг, тоже были сильными и крепкими духом, чтобы, если будет нужно, тоже смогли бесстрашно встать и положить свою душу за свою родную землю и веру. После богослужения состоялся краткий митинг. Атаман Донского казачьего войска «Союза казаков России» В.В. Скабелин и казачий краевед В.Н. Сивогривов напомнили о событиях 100-летней давности и выразили сожаление, что тема геноцида большевиками казаков продолжает оставаться белым пятном в нашей истории. Об этом не рассказывают ученикам в школах и посетителям музея, фактические подробности известны лишь энтузиастам краеведения, а скорбные даты помнят и чтут единицы даже из числа казаков, не говоря об остальных горожанах. А ведь история, как известно, вполне может повториться, если её уроки игнорируют или забывают. И слава Богу, что есть ещё казаки, в т.ч. молодые, которые помнят свою историю, хранят свои казачьи традиции и молятся Господу о своих предках и всех ныне живущих братьях-казаках.

Т.НОВИКОВА, пресс-служба Урюпинской епархии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *