30 дней в арктике с вилле хаапасало

Как снимают путешествия по России с Вилле Хаапасало

Два его цикла документальных фильмов, «30 дней в Арктике с Вилле Хаапасало» и «30 дней по Шелковому пути с Вилле Хаапасало», недавно показали на российском канале Моя Планета. А сейчас Хаапасало делает для этого канала программу «Охота на рыбалку», которая выйдет осенью. Накануне отъезда на съемки он рассказал, как стал специалистом по фильмам о путешествиях.

— Я половину времени живу и работаю в России, — говорит Хаапасало, — не один раз ее объездил, знаю ее намного лучше, чем подавляющее большинство финнов. И понимаю, что кроме всем известных проблем тут есть и много хорошего. Поэтому однажды пришел на финский государственный телеканал Культура и предложил снять документальный цикл «30 дней по России». Планировал им ограничиться, но не­ожиданно программа стала сверхпо­пулярной, и мне сказали: «Снимай еще!» И я подумал, что о Шелковом пути европейцы знают еще меньше, чем о России, — то есть в историческом смысле знают, а что там происходит сейчас, понятия не имеют. Монголия и страны Азии, которые раньше были союзными республиками, — это для них темный лес. А после «30 дней по Шелковому пути» я снял еще четыре программы, например «30 дней в Арктике». И все они — тьфу-тьфу-тьфу — зрителям понравились, причем не только у нас: их купили скандинавские страны, а за ними Германия и Франция.

Я ежегодно выделяю на эти съемки 30 дней, и мы маленьким сплоченным коллективом, куда входят финские режиссер с оператором и российский организатор, пускаемся в путь. Я бы и хотел, чтобы съемочная группа была побольше, но в вертолет помещаются четыре человека. Спрашивается: остальные что, пешком пойдут? Ведь два вертолета арендовать дороже, а мы снимаем для государственного канала, и бюджет у нас далеко не голливудский. Четыре человека — это мобильный коллектив. Но в компактности команды есть и еще один плюс: мы говорим с простыми людьми, которые обычно зажимаются перед солидной съемочной группой. Нашим оператором Осси я очень дорожу: он работает со мной со второго сериала, и мы уже понимаем друг друга с полувзгляда.

Конечно, тяжело работать 30 дней без выходных, да еще в спартанских условиях. Мы где только ни ночевали — в машинах, вертолетах, чумах, юртах… Старались регулярно возвращаться в цивильные условия, хотя бы раз в два дня спать в гостинице, чтобы душ принять после трудового дня. Но бывали и безвыходные ситуации: в тундре безвылазно жили четыре дня, ночевали в юрте. Когда ты там лежишь, тебя от вечной мерзлоты отделяют только шкуры. Четыре раза в день прямо в этой юрте варят чай. Первый раз — в пять утра. Поскольку дров нет, подкидывают в огонь валяющиеся повсюду ветки, которые ужасно коптят. В первый день я проснулся оттого, что кругом дым и дышать нечем. Смотрю: местные мужики перевернулись на живот и подползли к краям юрты, приподняли их и дышат — ну, и я пополз. Мы с ними охотились на моржа, попали в шторм, чуть не утонули… Я посмотрел на китов вблизи — ох, как они воняют тухлой рыбой, когда дышат! Отведал местных деликатесов. Когда поймают кита, едят китовый жир с кожей. Кожа похожа на резиновый сапог, а жир — вообще бр-р-р! Я кусок в рот засунул, а проглотить никак не могу. Но и выплюнуть нельзя — неуважение. Пришлось самогона попросить — отхлебнул и с ним проглотил с горем пополам. Вареный моржовый кишечник напоминал по вкусу осьминога, только очень странного и невкусного. Оператор кишечник моржа есть не захотел, и я долго гонялся за ним по тундре, чтобы заставить попробовать. Ведь обычно он у нас всегда такие вещи перед камерой ест.

План путешествий мы прописываем лишь в общих чертах, у нас свобода и импровизация. Если не получается снять одно, сразу переключаемся на другое. Все предусмотреть невозможно. Например, на съемках «Шелкового пути» хотели съездить в интересное местечко — до него было всего 120 км, и мы рассчитывали быстро управиться… И почти 13 часов ехали по степи! Буксовали, случались мелкие поломки, при этом стояла жара + 52 °С, а кондиционер в машине не работал. Другой раз в Монголии 5 часов добирались до пункта назначения, а на месте я вышел из машины и понял, что там нам снимать не нужно: почувствовал что-то нехорошее. Сажусь обратно в машину, говорю: «Уезжаем». Коллеги возмутились, но мои смутные предчувствия важнее, чем их логические доводы. Честно говоря, я не знаю, произошло там что-то или нет.

В этих программах я стараюсь быть просто зрителем, глазами — причем очень доверчивыми. У нас принцип: находить местных людей, желательно с чудинкой, сумасшедших, и слушать, что они о своем крае и своей жизни рассказывают. Мы не сильно интересуемся историей, никогда не проверяем факты и придерживаемся правила: то, что говорит человек в кадре, для нас правда. Если собеседник рассказывает, что к ним на завод прилетали из космоса зеленые гуманоиды, я не ставлю его слова под сомнение. И сам не плошаю. Когда снимали «30 дней по России», приехали в город, где нам вообще не разрешали снимать: куда ни придем, везде нас разворачивают. Но мы не растерялись и сели на паром. Плыли вдоль набережной, и я вдохновенно импровизировал: «Вот этот дом был построен для олимпийских чемпионов… А в этом жил Ленин…» Когда снимали «Шелковый путь», нам попадались люди, не говорившие по-русски, и переводчик рядом оказывался не всегда. Один маленький мальчик мне по-грузински рассказывал, как делают вино, а я, как мог, переводил на финский. Правда, потом выяснилось, что я все неправильно понял. Думаю, люди, посмотрев пять минут нашу программу, понимают, что это шутка и не стоит считать мои рассказы достоверными. Ну а если не понимают, что ж поделаешь…

Источник

Вилле Хаапасало: «Самое странное, что я ел, — это кишки моржа»

Вилле Хаапасало — актер и телеведущий, чрезвычайно интересный собеседник и путешественник. Он рассказал о своих приключениях на Крайнем Севере России (премьера посвященного им фильма «30 дней в Арктике» состоится на телеканале «Моя Планета» в апреле) и порекомендовал нестандартные маршруты для путешествий по России.

Вилле, ваша основная профессия — актер, как вы решились на смену деятельности и начали заниматься телепроектами?

У меня на визитке написано: «Разнорабочий». (Смеется). Я никогда не делал выбор в пользу одной профессии. Если есть интересные предложения о съемках в художественных фильмах — снимаюсь. Если предлагают стать ведущим интересной программы — почему нет. Сейчас в России не снимают полнометражное кино, которое мне было бы интересно, поэтому я больше работаю над телевизионными проектами. Один из них, «30 дней в Арктике», в начале апреля стартует на телеканале «Моя Планета». Второй, посвященный рыбалке, появится в эфире уже осенью.

Расскажите о «30 дней в Арктике». Что это за проект?

Это 10 серий, посвященных моему путешествию по российскому Заполярью. За 30 дней путешествия со съемочной командой мы преодолели 6000 км. Мы были на Кольском полуострове, в Мурманске, на Ямале, в Норильске, Якутске и других городах, деревнях. Хоть я и путешествую с пяти лет по всему миру и осталось всего 17 мест, где я не был, эта экспедиция, кажется, была самой впечатляющей. Уверен, проект будет очень интересным для зрителей!

Вы умеете интриговать. Не буду расспрашивать обо всём, но хочется узнать, что больше всего вам запомнилось, что больше всего удивило?

На самом деле я каждое утро просыпаюсь и думаю: «Неужели я увижу что-нибудь еще, что сможет меня удивить?» И да! Каждый день полон открытий, особенно когда ты путешествуешь. Самым главным в путешествии для меня всегда были и остаются люди, характеры. Так, в Ненецком автономном округе как раз люди меня и удивили больше всего. На съемках «30 дней в Арктике» в одном из поселений нас попросили не заходить в последнюю юрту. На вопрос, почему, мне ответили: «Там живут старики, их не надо беспокоить, потому что они уже отработали свое и теперь отдыхают». А знаете, кто в их понятии старики? Те, кому больше ста лет. Вот до ста лет они возраст считают, а дальше уже всё, старик.

30 дней в арктике с вилле хаапасало

Что еще необычного в образе жизни коренных народов Севера?

Еда! Некоторые племена круглый год едят только оленину — на завтрак, обед и ужин. Я не представляю, как так можно! Мне кажется, что они неправильно питаются, но у меня язык не поворачивается сказать об этом, потому что среди них сплошные долгожители, а мы со своей «правильной» едой еле до 80 дотягиваем.

30 дней в арктике с вилле хаапасало

30 дней в арктике с вилле хаапасало

Вы пробовали что-то необычное во время своей поездки?

Самое странное, что я ел, — это кишки моржа. И готовят их очень странно. Сначала убивают моржа и оставляют его на берегу под солнцем на несколько недель. Потом приходят, вырезают из него куски и делают деликатесы. Мы снимали этого дохлого моржа два дня. Потом мой оператор увидел, как из моржа вытащили кишки и понесли жарить, а потом подали нам!

То есть вы сначала не знали, что вы едите?

Нет! Но мой оператор мне любезно сообщил, когда я уже жевал. Я как узнал, что это такое, без рюмки водки проглотить не смог. Нет, морж сам по себе вкусный, как лосось, а вот его кишечник…

А он был полный или его хотя бы почистили?

Я уже не успел это спросить. (Смеется.)

Хорошо. Но Крайний Север не единственное место, где вы были в России. Вы вообще много путешествуете по нашей стране. Что можете сказать о русском человеке, чем он отличается, например, от европейца?

В России нельзя понимать головой, только сердцем. Я это усвоил не сразу. Например, приходишь на встречу с русским вовремя и ждешь еще 40 минут. Для финна это невозможно! Если финн опоздает на три минуты на работу — это катастрофа! Нет, его не уволят за это, но ему всю оставшуюся жизнь будет за это стыдно. (Смеется.)

А еще люди в России привыкли не доверять завтрашнему дню, а финны точно знают, как будет выглядеть их жизнь через 20 лет. Финн знает, что будет работать на этом заводе, что будет выплачивать ипотеку, что через два года поедет в путешествие и т. д. А в России: «А! У меня ипотека есть?! Завтра надо платить? М-м-м-м… Завтра подумаем, как это решить». В России я научился спонтанности.

30 дней в арктике с вилле хаапасало

Вы так весело рассказываете, а ведь это грустно.

Нет, не грустно, это уникально! В России живут уникальные люди. Есть у них одна страшная и одновременно очень хорошая черта. Люди объединяются, когда что-то идет плохо, они помогают друг другу. Гениальный народ! А уникальнее всего русские бабушки. Если случится что-то страшное, то выживут русские бабушки — они выйдут из пепла и начнут копать и сажать картошку, морковку, как всегда это и делали. Они прошли через столько всего, что их уже ничем не напугать.

Советы для путешественников от Вилле Хаапасало

30 дней в арктике с вилле хаапасало

Человек никогда не путешествовал. С чего ему начать?

Я бы начал с Европы, с Италии или Греции. Потому что при выборе страны я ориентируюсь на кухню. Архитектура, история — всё это остается на втором плане, в первую очередь в путешествии должна быть вкусная еда.

Куда ехать дальше?

Потом я бы советовал поехать в Албанию — потому что это экзотическая страна Европы, она совершенно не похожа на своих соседей по Европейскому союзу.

А дальше я бы посоветовал путешествовать по Латинской и Центральной Америке. В Центральной Америке лучше начать с Мексики, а в Латинской Америке — с Бразилии, но не с городов, а с джунглей.

Сейчас нелегкие финансовые времена. Подскажите маршруты для путешествия по России.

1. Северный Кавказ. Но надо выбрать одну точку и как следует ее объездить. Кавказ неисчерпаем!

2. Байкал. Там есть остров Ольхон, там стоит побывать. На Байкале такое количество животных! Такого нигде не увидишь.

3. Золотое кольцо. Банально, но очень интересно.

4. Карелия тоже достойное место для путешествия.

5. И, пожалуй, самое необычное — маршрут транссибирского поезда. Садишься на поезд до Владивостока и выходишь на каждой крупной станции, гуляешь день, а вечером снова в поезд.

Источник

Вилле Хаапасало расскажет об Арктике

Смотрите новый проект канала «Моя Планета» – «30 дней в Арктике с Вилле Хаапасало»

Вилле познакомится с коренными народами Севера

На телеканале «Моя Планета» стартует цикл телефильмов о путешествии по русскому Северу «30 дней в Арктике с Вилле Хаапасало». Из десяти серий телезрители узнают о русском Севере в зарисовках известного финского актера Вилле Хаапасало, а также из рассказов местных жителей.

Любимый в России финский актер Вилле Хаапасало уже давно воспринимается как «свой-родной». Он неустанно исследует Россию, восхищаясь русскими людьми, красотами природы страны и тем количеством неизведанного в ней, что еще предстоит исследовать.

В проекте «30 дней в Арктике» Вилле познакомится с обычаями северных народностей, изучит современную жизнь народов России на берегах Северного Ледовитого океана, исследуя проблемы региона и отношения к ним жителей. Вилле покажет зрителям не только удивительные красоты русского Севера, но и чистоту человеческой души простого человека, живущего в окружении Арктики.

ПРОКЛАДЫВАЯ МАРШРУТ

Вилле Хаапасало проедет по Северному Морскому Пути – от Кольского полуострова до Чукотки. Ведущий побывает у коренных обитателей полуострова Ямал – ненцам, чтобы увидеть постоянно меняющуюся жизнь вблизи Полярного круга. Потом финн проедет по Сибири более шести тысяч километров: Ханты-Мансийский автономный округ, Таймы, Якутия.

Вилле Хаапасало испытает на себе трудности жизни в Сибири

ЧТО УВИДИТ ВИЛЛЕ?

Финский актер и ведущий побывает в таких поселения, где нет электричества и водопровода. С учетом того, что это регионы вечной мерзлоты, это не удивительно. Удивляет другое: неподалеку от этих мест находятся богатые сибирские города – Надым, Якутск, Норильск, Нижневартовск – чье процветание обеспечивают богатые природные ресурсы региона. Этот контраст наблюдается на всем пути съемочной группы, хотя жителей Севера это давно не шокирует.

Финн приедет в поседение местных народов – ханты, манси, нганасанов и ненцев, которые хранят свои традиции. Они, как и век назад занимаются натуральным хозяйством, кочевым оленеводством, рыбалкой, несмотря на происходящие вокруг изменения.

Общаясь с детьми, Вилле узнает, верят ли они в русалок, а взрослые поведают Вилле о снежном человеке, которого многие видели в 90-х годах, но когда ученые приехали для исследований, невиданное существо исчезло.

«Во время съемок программы «30 дней в Арктике» каждый день был полон открытий. Самым главным в путешествии для меня всегда были и остаются люди, характеры. Как раз жители русского Севера меня и удивили больше всего. Уверен, проект будет очень интересным для зрителей!», – поделился Вилле Хаапасало.

Новый уникальный цикл фильмов «Моей Планеты» позволит телезрителям в России и в мире своими глазами увидеть суровую красоту Севера. Смотрите «30 дней в Арктике» по будням c 4 апреля в 19.00 в эфире канала «Моя Планета».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *