30 дней спустя вампиры
30 дней ночи. Геноцид на Аляске
На экраны вышел самый бескомпромиссный вампирский хоррор XXI века.
На Бэрроу – самый северный поселок Аляски опускается полярная ночь. Многие едут работать на юг, и на тридцать дней прощаются с теми, кто остается. Население резко сокращается. Было чуть больше полутысячи жителей, осталось около 150. По поселку ходит укутанный в старую парку пророк, с внешностью грязного и слегка отмороженного героя библейских сказаний. Он говорит, что до рассвета не доживет никто. И высокомерно хихикает, обнажая нечищеные зубы, на которые что-то налипло – то ли остатки «сникерса», то ли запекшиеся собачьи мозги…
С наступлением темноты в Бэрроу приходят вампиры. Улицы покрываются лужами крови и обезглавленными трупами. Отрезанный от цивилизации поселок обречен на вымирание. И даже у тех, кому повезло выжить в первую ночь, почти нет шансов. Группа уцелевших, возглавляемая шерифом Эбеном и его женой Стелой, пытается продержаться в тылу врага. У них нет никакого плана, идей и методов борьбы. Только рефлексы. Чем ближе рассвет, тем меньше живых…
Ну, да. Новый фильм про вампиров. На поклонников чистого хоррора эти слова уже давно наводят скуку. Вампиры перестали пугать кинозрителя десятки лет назад. С тех пор сняли ряд мистических драм по мотивам прозы Брема Стокера, проникновенный кинороман «Интервью с вампиром», несколько высокобюджетных боевиков («Блэйд», «Другой мир» и т.п.), вестерн «Вампиры» Карпентера, были интересные арт-хаусные проекты, долго дарил веселье знаменитый треш-эксперимент Тарантино и Родригеса «От заката до рассвета». Сейчас готовится к выходу на экраны полицейский триллер «Вампирша»… Много чего было. Вампиры пьянствовали в готических замках, устраивали студенческие оргии, заливали кровью дискотеки и стреляли из пистолетов с двух рук… Но в настоящий хоррор их давно не приглашали. «30 дней ночи» – редкий случай, когда кровососы на протяжении всего экранного действия могут заниматься главным делом – пугать и рвать на части теплокровных. Почти без слов, совсем без мистики. Без оглядки на традиции, тексты Брема Стокера и мнения культурологов.
Готический кино-ужас еще в середине 90-х прошлого века ослабил свой потенциал, уступив место слешерам. Еще сильнее упал авторитет представителя теологии в качестве борца со злом. Сегодня сунуть под нос вампиру распятие можно только ради смеха. Создатели «30 дней ночи» это прекрасно понимали. Поэтому старательно вычистили из фильма почти всю готику и всю церковную тематику. В результате получился эффект балансирования на грани научной фантастики, все-таки мистики и социальной драмы, подобный тому, что удалось создать Джорджу Ромеро в зомби-муви «Ночь живых мертвецов». Во многом это достигается проработкой образов самих вампиров. Более достоверных монстров сложно представить.
О вампирах с Аляски известно немного. Говорят на своем языке (для зрителей – титры), теологическими дискуссиями не увлекаются. Христианской атрибутики не боятся. Вызывающих нарядов не носят, предпочитают casual. Если в другом фильме лидер будет красоваться в кожаном плаще, то здесь сойдет и черное кашемировое пальто, как у пацанов с Уралмаша середины 90-х.
Откуда взялись вампиры в американской вечной мерзлоте, не известно. Может быть, в конец отмороженная братва с российской Чукотки перебралась через пролив, чтобы застроить «землицу Алясочку» по всем понятиям. «Мы давно должны были прийти сюда», – говорит предводитель вампирской бригады, с внешностью немолодого вора в законе. Исторически он в чем-то прав. Но суть не в этом. Режиссер просто не вдается в подробности, не утруждает себя созданием легенд и мифологий (кто хочет, может одноименные комиксы Стива Нилза и Бена Темплсмита полистать). И правильно делает. Кино-зло не нуждается в оправдании. Монстры не проводят планерки и не пишут отчеты. Создатели хоррора не обязаны дотошно исследовать природу явления, докапываться до причин его возникновения, и отвечать на массу часто задаваемых вопросов. Пугает непонятное. Поэтому в хорошем хорроре хватит минимальной логики для достоверности, все остальное – на откуп зрителю.
Успех хоррора во многом обусловлен набором пугающих и тревожащих факторов. В их числе – масса стандартов. Но авторы хорошего фильма просто обязаны создать новые предлагаемые обстоятельства для возникновения жути. Иначе фильму ужасов сложно претендовать на успех. В «Ведьме из Блэр» есть документальность истории. В «Пиле» – невыносимость поставленной задачи, заставляющей перешагнуть через боль и совесть. В «Резне бензопилой» – генетически проросшее недоверия к провинции. В «Кошмаре на улице Вязов» – бескомпромиссная установка: умер во сне, в реальности… Какие установки определяют успех «30 дней ночи»?
Первое, что бросается в глаза, выбор МЕСТА ДЕЙСТВИЯ. Он освежает вампирскую историю, подобно тому, как виды восточной Европы делают мрачнее фильм «Хостел». Далее все в кассу: отрезанность поселка от цивилизации, собачий холод, нестандартная продолжительность ночи, достоверность сцен с увечьями и расчлененкой и другие составляющие. В число оригинальных удач режиссера стоит занести создание на экране эффекта ОККУПАЦИИ. Вся деревня захвачена, по сути, нацистами, а выжившие сидят на чердаке, боясь шелохнуться. Отличная почва для развития саспинса! И первые аналогии здесь возникают совсем не мистические, скорее вспоминается советские фильмы из серии «враги сожгли родную хату».
Кроме мрака и жути в фильме есть история любви. И даже с этой любовью авторы обходятся достаточно жестко. Не буду рассказывать, какие испытания ждут парочку Эбена и Стелу. Посмотрите сами. Но ничего веселого не будет, это уж точно.
В общем, создатели «30 дней ночи» новые «темные углы» одного из самых сложных кино-жанров нашли и успешно исследовали. Сходите в кино, и убедитесь в этом сами. Пиратские диски не покупайте. Два часа смотреть на темный экран лучше в кинозале. Чтобы зрачки были перманентно расширены :))
30 дней ночи: Тёмные времена
Оригинальное название: 30 Days of Night: Dark Days
Жанр: ужасы, триллер
Премьера: 5 октября 2010
Возрастной рейтинг: R
30 дней ночи: Тёмные времена
Сюжет
Уцелевшая после кровавой бойни в Барлоу Стел- ла Олсон возвращается в цивилизованный мир. Её находят охотники на кровососов и предлагают отправиться на поиски Лилит — вампира, инициировавшего нападение на Барлоу.
Глупо было полагать, что вампирское пиршество закончится на тридцатый день ночи в маленьком заснеженном городке. Не все кровососущие твари убиты, а в живых осталась героиня с разбитым сердцем и жаждой мести.
Но знатного отмщения новичок Бен Кетаи не показал. Обращаясь к комиксам Стива Нилса и Бена Темпелсмита, он перенёс Стеллу в Лос-Анджелес. Если в картине Дэвида Слэйда был сделан упор на гнетущую атмосферу (долгое отсутствие дневного света, пугающая отдалённость от цивилизации), то в продолжении на неё закрыли глаза, будто полагая, что дневные прогулки по тёмным подвалам ещё могут вызвать какой-то ужас. Что уж говорить про предсказуемые сцены с нападением вампиров, нелепо снятые на дрожащую камеру. Такие кинематографические приёмы настолько стары, что способны удивить и испугать только того, кто не знаком с фильмами ужасов.
Если нераскрытые характеры героев в комиксах — норма, то для фильма это непростительно. Кетаи не стал прорабатывать отношения героев, не придал им индивидуальные черты, не стал акцентировать внимание на ненасытной жажде мести. Нервозная Стелла так же уверенно отказывается выдвигаться на ночную охоту, как и бежит сломя голову на королеву упырей с одним тесаком. Её новая команда борцов с нечистью храбра, но чрезмерно шаблонна. Любопытно, что охотница на вампиров в исполнении Киле Санчез внешне напоминает Миллу Йовович из «Обители зла», а это уже то ли несомненный плюс, то ли глупое подражание. Но образ женщины-воительницы не вышел. Приятно радуют разве что моменты появления красавицы Мии Киршнер в роли Лилит.
Однако самое страшное в фильме то, что история не закончена. Оставшихся новелл о кровожадных вампирах хватит на целый сериал. Увидим мы продолжение или нет — время покажет, но кровавая сытость от неудавшегося сиквела останется надолго.
Итог: Невнятное продолжение качественного вампирского кинокомикса.
Та самая эта Лилит из мифологии или нет — остаётся загадкой.
Злобное шипение и окровавленные рты — всё что осталось от первой части.
«Блэйд 3: Троица» (2004)
— Вы планируете просто зайти туда и прикончить их?
Фильм 30 дней ночи
Вампиры атакуют Аляску
«30 дней» — это что-то среднее между «Черной дырой» и «Нечто», только про похожих на Мэрилина Мэнсона вампиров, атакующих Аляску.
Актеры
Рецензия «Афиши» на фильм «30 дней ночи»
В городке Барроу на Аляске, который является самым северным населенным пунктом США и значительно удален от прочей цивилизации, грядет полярная ночь на целый месяц, и жители, по большей части, спешат в аэропорт. Молодой шериф Олесон (Хартнетт), переживающий расставание со своей женой, тоже полицейским (Джордж, женщина), тем временем обнаруживает, что неизвестные злоумышленники украли и сожгли мобильные телефоны, а также зарезали всех имеющихся лаек. Чуть позже в баре, где на темный период благоразумно вводится сухой закон, устраивает скандал некий проходимец; оказавшись за решеткой, он скалит железные зубы и шипит: «Они уже близко».
«30 дней» — это что-то среднее между «Черной дырой» и «Нечто», только про вампиров. Имидж себе кровососы явно выбрали, побывав на концерте Мэрилина Мэнсона, отличаются морозоустойчивостью и прыгучестью, пули их не берут, они чавкают и шипят, а иногда беседуют на каком-то усредненно-восточноевропейском наречии (по обилию согласных напоминающем венгерский), которое авторы фильма благородно снабдили субтитрами. Руководитель вампиров с детективным именем Марлоу — сыгранный, к слову, сыном Джона Хьюстона — отдает им приказ по возможности не заражать американцев (дурные гены, как я понял), а лучше отрывать им головы после использования. Ну и за тридцать дней, пролетающих, впрочем, на удивление быстро, голов будет оторвано достаточно — причем с обеих сторон. Второй фильм Дэвида Слейда, автора занятного антипедофильского триллера «Леденец», сделан на основе комиксов и, соответственно, провалы в вопросах логики и психологии старается добирать за счет лихого монтажа и общего драйва. С драйвом, прямо скажем, получается не всегда, но лужи крови на снегу выглядят слишком красиво, чтобы начать придираться. Интерес же перспективного режиссера к детству, парадоксально выразившийся в «Леденце», здесь принял еще более радикальный характер: малышку-вампира герои, сделав подходящие к случаю грустные глаза, кромсают топором.
Лучшие отзывы о фильме «30 дней ночи»
на вечернем сеансе в понедельник не было практически ни одного свободного места,признаться уже это удивило.неужели фильм и впраду так хорош?? но количество зрителей совсем этого не доказало.было страшно.жутковато и мерзковато.что понравилось? не находится ответа.как вампир Харнетт отважно поступил чтобы спасти свою любимую и ребенка?возможно.но возникает вопрос:неужели на Аляске не нашлось ни одного верующего человека и никто не ест чеснок??
«Это не фильм ужасов о вампирах, это фильм ужасов об ужасах нашего общества»
(те, кому не терпится прочитать самое важное, могут переходить к анализу героя под пунктом «4», там же находиться ответ на вопрос Klarko о задачах «бомжатского вида мужика»)
Самый северный город США (Аляска). Последний день света, завтра – полярная ночь, которая длиться пусть и не полгода, но 30 дней. Солнце ещё не опустилось, к городу подходит заросший, измученный и выбившийся из сил мужчина…
Я уж думал, что мы не сможем в ближайшее время насладиться новым гениальным фильмом Ромеро про зомби, только вот не от Ромеро и вовсе не про зомби. Это не хоррор и не триллер, это смесь жанров, цель которых предельно ясно зарисовать идею, в основе которой лежат те же глубокие материи, которыми оперировал Ромеро в классической теории (и даже намного глубже). И, что самое интересное, у режиссёра (Дэвид Слэйд) и сценаристов (Брайан Нельсон («Леденец»), Стюард Битти («Соучастник», «Пираты Карибского моря»), Стив Найлз (один из двух авторов графического романа)) получился вовсе не фильм ужасов о вампирах, а фильм ужасов об ужасах нашего общества. Авторы взяли человечество, его представителей, наши пороки, недостатки, низменные чувства и устремления и решили всё это вынести на суд… вампирский.
Мне грустно было читать рецензии на фильм, отзывы в Интернете, означающие, что мы не только не умеем смотреть внутрь – в суть явлений, наш взгляд даже с поверхности часто соскальзывает. Поэтому я сейчас проанализирую основную идею картины, и наглядно покажу вам всю глубину фильма (которая у него просто бездонна). Полагаю, что это откроет глаза тем, кто критикует фильм, на то, сколько умных вещей и деталей они умудрились пропустить (возможны спойлеры, но незначительные).
Начну с главного. Авторы, обличая порочность человеческого общество и его отдельных представителей, наглядно демонстрируют свои идеи за счёт огромного количества деталей, нюансов, аллегорий и, конечно же, персонажей. Но, несмотря на то, что персонажей в фильме много, они далеко не все бессмысленные колоритные картонки, как может показаться. За счёт количества авторы подробно показали природу человека, её положительные стороны и её пороки. Все герои сценаристами разделены на четыре группы:
Вампиры представляют собой полностью новый оригинальный образ кровососов в кинематографе. Они больше не звери (как показано в одних фильмах) и не графы (как показано в других). Они высокомерные, немного наглые, но уважающие соперника «сверхлюди» (в отличие от графа Дракулы, высокомерие которого было вызвано благородностью его крови, являлось следствием статуса, привычек, старых обычаев). В отличие от зверей, они обладают не только силой, но и интеллектом и безумно гордятся этим. Посмотрите на их стать, их движения, высокоподнятые подбородки, неторопливость, точность и расчётливость. Впрочем, несмотря на плавность, кровососы бегают и прыгают так, что герои их даже не могут увидеть. Что шикарно смог передать режиссёр фильма посредством интересной манеры съёмки сцены, в которой первую жертву окружили вампиры. И хотя камера вроде бы не дёргается, явные спецэффекты вместо вампиров не летают, а кровососы передвигаются медленно, статно и неторопливо, но их при этом не видно.
Помимо этого, кровососы иногда бывают смешными и, вы удивитесь, благородными, что важнее всего. Когда один из героев выйдет к ним на «бой», чтобы отвлечь их, вампиры не бросятся все на одного, а устроят честный одиночный поединок, показывающий не только уважение к мужественному сопернику, но и, прежде всего, уважение к себе. Умные речи вожака вампиров в данном контексте не только забавные и иногда смешные, они представляют собой чистую, хотя и неприглядную правду о прочности человеческого рода. Они создают глубину образа вампиров, описывая и наглядно показывая их высокомерие и гордость, то, почему они считают себя выше большинства людей (вожак намекает на человеческое бездействие, его недостатки, несовершенство, пороки, низменные стремления – объясняет, по какой причине он не уважает человечество).
2. Люди, которые ненавидят вампиров, боятся, сопротивляются или убегают (герои и трусы).
3. Люди, которые ненавидят вампиров, но «работают» на них в качестве приманки, приводя кровососов к «своим» (опустившиеся малодушные лицемеры).
4. И наш «волосатый персонаж» (бомж по Klarko), полностью обросший мужчина, который пришёл в город в самом начале фильма, а шериф приковал его наручниками к решётке камеры (назовём его «недовампир»).
Остановлюсь на последнем герое подробнее. Наш «герой» – это квинтэссенция не только низменных порывов отдельно взятой личности, но и порочности всего человечества, гнусности его природы, так как «недовампир» хуже всех остальных представителей нашей иерархии, даже тех, кто, работая приманкой, пытается привести вампиров к «своим». При этом он не просто тупая пустышка, он – человек (он ведь подходил к городу при свете солнца, верно, значит не вампир). И здесь начинается самое интересное. Хотя он и является человеком, он, в отличие даже от самых опустившихся в фильме персонажей, не испытывает ненависти к вампирам, он их любит, он их боится, но они для него ГЕРОИ, он их не только уважает и боготворит, а хочет стать ими! Сцена, в которой вожак вампиров протягивает руку к лицу нашего «недовампира», а последний к ней судорожно прижимается и гладит её своим лицом, является зарисовкой классических (древних) сцен, в которых грешники, предатели и прочие мерзавцы, теряя всякую честь и достоинство, бросались под ноги и на коленях, умаляя, прижимались к руке епископа или императора, прося пощадить их, не убивать, простив все их жуткие деяния и грехи, которые по своей беспощадности не могут быть прощены. И ничего общего с ориентацией «недовампира» данная сцена не имеет (а о его нетрадиционной ориентации подумало, наверное, 95% зала, да уж, проницательность современной молодёжи поражает).
И в этом контексте сцена в начале фильма, в которой наш «недовампир» требует в закусочной дать ему гамбургер (или что-то подобное) с СЫРЫМ мясом, смотрится просто гениальной, так как наглядно обличает самые низменные из человеческих пороков. «Недовампир» это делает не потому, что он любит сырое мясо и не может без него жить, он так жаждет стать вампиров, он так гордиться ими и собой, поедающим это мясо (правда, в фильме мясо ему не дали, оставили голодать за решёткой), что готов жрать это мясо, не смотря на испытываемое отвращение, его вкус, запах, от которых его, вероятно, выворачивает, и всё это в надежде полюбить сырое мясо, стать тем, кто не может жить без него.
Многие другие моменты в фильме также имеют второе дно, обличая человеческие изъяны (анализ каждого персонажа я сейчас делать не буду, ибо никто не дочитает это до конца). Вампирские речи, нюансы, детали, иногда спорное поведение героев – многое из всего этого имеет такое же второе дно, превознося фильм до невидимых высот настоящего полотна, которое в таких случаях принято именовать шедевром.
Помимо основной идеи – облечения порочности человечества – фильм может похвастаться неожиданными сюжетными поворотами, множеством деталей, нюансов, шикарными диалогами, которые наглядно показывают всё многообразие представителей человечества, а также обрисовывают все их положительные и отрицательные стороны. Самое замечательное, что ряд деталей (поворотов сюжета, диалоги-афоризмы) представляет собой не просто шутки, но и наглое и меткое издевательство над штампами классики жанра.
Да и идея перенести вампиров на Аляску гениальна от природы. Вампиры не любят света, так как он их убивает. В самых северных городах данного штата США полярная ночь длиться до одного месяца. И, правда, а почему бы вампирам не жить там, где нет света, нет того, что их убивает?
А как вам такая деталь? В фильме нет ни чеснока, ни распятий (есть только яркий свет). А это очень символично. Чеснок люди «уважать» перестали, но, что важнее всего, утратили веру в бога и крестов в доме, разумеется, теперь не держат (если подводить слова вожака вампиров под это, получается, что мы не только веру в вампиров потеряли, но и в бога). Если в старых фильмах при появлении кровососа достаточно было снять со стены распятие и приставить его к вампиру, то здесь нет ни крестов, ни бога. И герои основное время только прячутся или убегают от вампиров, не вступая в бой.
Таким образом, у нас есть отличный сюжет, который, во-первых, преподносит массу сюрпризов, во-вторых, содержит в себе глубину, смысл и искренность в чувствах героев, и успешная попытка сценаристов органично соединить в фильме всё. Они смогли сделать историю захватывающей, посмеяться над штампами жанра, заставить сопереживать главным героям и за приколами не утратить трагичности и драматизма происходящего. Героев сценаристы не жалеют, так что повороты сюжета к концу становятся один лучше другого, а финал так просто замечательный (вашей девушке точно должен понравиться, а вот вам…). Также поражает продуманность. В первый раз (когда весь сюжет не известен) поведение каких-то героев может показаться спорным, но только не при втором просмотре – все мелочи складываются в большой и красивый паззл. Маленький город, все друг друга знают и масса других мелочей, которые создают множество забавных тонкостей, умело использованы авторами.
И называть поступки людей глупыми не стоит. Сценаристы просто с умом используют чувства жалости, сострадания и взаимопомощи, дёргая за соответствующие ниточки нервов своих героев (и не надо говорить, что все герои – глупцы-американцы, она – тупая, а он – полный идиот, это не так – это лишь естественное поведение настоящего живого человека, который ещё не утратил способность чувствовать). Город маленький, все друг друга знают и в беде не оставят. И, если девушка или парень попадает в подобную ситуацию, почему обязательно он (она) должен успеть, несмотря на ужас, придумать несколько вариантов своих действий и смоделировать в мозгу модель поведения вампира в каждом из них, чтобы выбрать наилучший? Наоборот, всё показано, очень реалистично (больной дедушка, который на старости лет уже плохо понимает, что происходит, любящий его сын и т.д.), оригинально и жизненно. Человек – это существо, которое постоянно совершает ошибки. Запомните это. И забудьте вы про то, что человек рационален, это не так, он лишь ограниченно рационален (и то преимущественно в утопичных фантастических романах). К тому же рациональность – чуждая материя в критических ситуациях.
Да, зритель любит штампы, так что приготовьтесь увидеть нечто более изобретательное, нежели обычный хоррор, и отбросьте вы все стереотипы, чрезмерную рациональность в поведении героев, которая никогда не была присуща людям в критической ситуации. И если вашу погружению в мир картины не будет мешать на соседних рядах культурная молодёжь своим поведением (а культура у них носит весьма специфичный характер), то фильм вам понравиться.
К просмотру:
«Настоятельно рекомендуется» (4,5/5) (это шедевр, неоднозначный, но им – шедеврам – однозначными быть ни к чему)
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Искренне надеюсь, я открыл вам глаза на всю многогранность этого фильма.
- Уральские авиалинии багаж 10к в билете что это значит
- 10 дней до дома космос стихи