3 февраля день борьбы со сквернословием

3 февраля день борьбы со сквернословием

«С языком, с человеческим словом,
с речью безнаказанно шутить нельзя;
словесная речь человека – это видимая,
осязаемая связь, союзное звено между телом и духом»
Владимир Даль

3 февраля отмечается День борьбы с ненормативной лексикой.

Засилье нецензурной брани в нашей жизни велико. Мало того, что в быту мы все выражаемся с разной степенью «красноречия». Сегодня ненормативная лексика проникла и в литературу, и в кино, и даже в средства массовой информации. Ненормативная лексика – это не только набор непристойных слов и выражений. Ее употребление говорит о бедном словарном запасе и духовной нищете человека.
В наши дни очень много говорят о культуре русской речи. Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и разнообразием. Недаром его называют великим и могучим. К глубокому сожалению, огромное число русскоговорящих взрослых и даже детей зачастую вставляют в свою речь матерные слова.
Неприкаянно, но чинно
на страницы и кино
вылезает матерщина,
словно газ, покинув дно.
И как будто всё в порядке,
ибо знали те слова
даже малые ребятки,
в мир шагнувшие едва.
И как будто всё, как было,
только в воздухе страны
стало больше смака, пыла,
ядовитой белены.
Жизнь снаружи не плохая –
иностранное едим!
Просто – не благоухаем,
а мутнеем и смердим.
Глеб Горбовский

Почему мы материмся?
Психологи объясняют все стрессами, воспитанием. Лингвисты – слабым словарным запасом. По выводам социологов, среднестатистический российский матерщинник – отнюдь не сантехник-выпивоха, а семейный мужчина до 45 лет с высшим образованием и высокой зарплатой.
– Судя по опросам, больше всего ругаются матом в Приволжском и Сибирском федеральных округах, а реже – в Южном федеральном округе, – говорит начальник отдела социальных исследований ВЦИОМа Никита Чулочников.
– Мы используем мат как средство для подпитки, чтобы как-то себя усилить, – считает психотерапевт Михаил Папуш. – Современный мир стал жестче, и те, кто ругается матом, как бы принимают воинственную окраску. Ведь мат – язык с очень сильной энергетикой. К сожалению, чем больше у человека власти, чем выше вершина, на которую он взобрался, тем чаще он выражается независимо от места и окружения. Но мат – чисто мужской язык. Женщины, которые часто выражаются, маскулинизируются и резко теряют женственность.

Так что же такое матерная речь или, как принято говорить в народе, мат? Откуда он произошел?
Мат на русской земле – древний «житель». Матерная лексика по происхождению является общеславянской и восходит ко временам язычества. Исконно русское происхождение мата подтверждает и Этимологический словарь русского языка Н. М. Шанского, в котором сказано, что слово мат образовано на базе словосочетания матерная брань и имеет отношение к слову мать, т.е. мат – это поношение матери.
Матерная речь берет свои корни в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер. «Повесть временных лет», описывая языческие обряды радимичей, вятичей и северян, упоминает «срамословие» как черту языческого поведения: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало. ».
На Руси скверное слово считалось таким же тяжким грехом, как и плохое дело. Сквернословие приравнивалось к нарушению христианских заповедей «Не убий!», «Не прелюбодействуй!», «Не лжесвидетельствуй!». Словесная брань, чрезмерно громкая и крикливая речь рассматривались нашими предками как проявление бесовского начала, а сквернословящих людей называли богохульниками. В многочисленных древнерусских и более поздних источниках отмечалось, что «матерная лая» оскорбительна сразу для трех матерей: Матери Господа, всех матерей человеческих (включая собственную мать сквернослова) и матери-земли. Осквернившему себя руганью в этот день запрещалось входить в церковь, с ним вместе нельзя было принимать пищу, с его поведением связывались насылаемые Богом беды и скорби.
В истории нашей страны сквернословие запрещалось царскими указами, обличалось в посланиях патриархов и митрополитов. Например, Иван Грозный повелел кликать по торгам постановления Стоглавого собора (1551), где говорилось, чтобы православные христиане «матерно бы не лаялись, и отцем и матерью скверными речами друг друга не упрекали, и всякими б неподобными речми скверными друг друга не укоряли». На борьбу со сквернословием были также направлены указы царя Алексея Михайловича, когда за сквернословие было положено телесное наказание: на рынках и площадях ходили переодетые чиновники, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, наказывали беззаконных розгами для примера прочих.
В нашей стране в последние годы сквернословие приняло поистине угрожающие размеры, стало национальным бедствием: матерятся взрослые и дети, мужчины и женщины. В последние годы широко распространилось печатное и экранное сквернословие. В том, что мат получил статус печатных слов, «постарались» и многие писатели, которые перенесли сквернословие на страницы своих произведений ради «правды жизни», а вернее, коммерческого успеха. Вряд ли они превзошли в правде классиков, которые тоже знали такие слова, но умели в своих произведениях обходиться без них.
Например, Ф. М. Достоевский, описывая в «Дневнике писателя» сцену с пьяными мастеровыми, которые по очереди произносят одно и то же «нелексиконное», «запрещенное при дамах» существительное, само это слово не называет. У Н. В. Гоголя в «Мертвых душах» матерное слово тоже остается в подтексте. Если бы Гоголь употребил на страницах «Мертвых душ» непристойное ругательство, ему вряд ли бы удалось достичь таких высот в размышлениях о русском народе и русском языке.
В современных кино- и телефильмах широко употребляется мат как в «забибиканном» виде, так и в прямом звучании. Проникновение сквернословия в элитарную культуру ведет к оскудению ее духовности, подмене писательского и режиссерского мастерства эпатажем, откровенным цинизмом.

Что обеспечивает нецензурной брани жизнестойкость?
Одной из главных причин, обеспечивающих сквернословию жизнестойкость, является то, что многие считают его хорошим средством эмоциональной разрядки, оказывающим помощь в снятии стресса. По мнению многих, нельзя обойтись без мата в армии, на стройке, производстве и т.п. Но внутренняя диалектичность нецензурной брани в том и состоит, что, давая временное, сиюминутное освобождение от стресса, она в то же время создает нигилистическую модель дальнейшего поведения, ориентирует человека на циничное восприятие ряда важнейших этических ценностей. Все это влияет на моральное здоровье как самого сквернослова, так и окружающих его людей. Существует связь между широким распространением сквернословия и катастрофическим состоянием психического здоровья населения России.

Как бороться с матом?
Во всех странах активно борются с ненормативной лексикой, создают специальные комитеты, проводят ряд мероприятий. Даже Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой появился. Ведь искоренение нецензурных выражений повышает престиж страны.
Сейчас сквернословие в России по юридическим законам рассматривается как нарушение общественного порядка, оскорбление личности, оно может соответствовать статье о разжигании национальной, религиозной и этнической розни и повлечь за собой ряд соответствующих санкций. В российском законодательстве предусмотрены меры наказания за нецензурную брань в общественных местах. Статья 20-1 Кодекса об административных правонарушениях расценивает ее как мелкое хулиганство. На матершинника может быть наложен штраф в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток. А если он к тому же выказал неповиновение «требованию представителя власти или иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка», размер штрафа возрастает до 2500 рублей…

Мы по праву можем гордиться нашим языком, который является одним из самых красивых, богатых и выразительных языков мира. Но русский мат, ставший неотъемлемой частью общения различных слоев населения, – это скверна, которой нужно стыдиться, поэтому каждый русский должен стремиться к тому, чтобы очистить от этой скверны как собственную речь, так и язык в целом.

Источник

3 февраля день борьбы со сквернословием

3 февраля день борьбы со сквернословием

Точную дату, когда впервые стали отмечать Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой, а также кем было предложено отмечать этот день, нам установить не удалось. Об этом можно говорить лишь примерно – начало ХХI века. Чем продиктовано намерение отмечать Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой в России? Видимо, потребностью общества. Слишком много стало ненормативности вокруг, на что повлияли изменения в социокультурной ситуации: отмена внешней цензуры в постперестроечный период, как следствие – утрата многими представителями социума цензуры внутренней; понимание свободы слова как вседозволенности в выборе средств выражения, общий упадок культуры и культуры речи, в частности.

Попытаемся разобраться в том, что стоит за ненормативной лексикой, почему она оказалась вне нормы и всегда ли употребление таких единиц в речи нарушает нормы этические и эстетические.

К ненормативной лексике относятся бранные, жаргонные, матерные и вульгарные выражения, слова-паразиты, канцеляризмы, а ещё диалектизмы и просторечия. Вот здесь встает вопрос: с чем предлагают нам бороться, отмечая Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Такие виды лексики, как жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы, просторечие, находящиеся вне литературной нормы, вместе с литературным языком формируют русский национальный язык. И бороться с ними не нужно. К ним нужно применять комплекс критериев, позволяющих определить их пригодность и уместность в тех или иных сферах и коммуникативных ситуациях. Видимо, предлагая отмечать такой день, все же имели в виду борьбу со сквернословием, языковым цинизмом, вульгарностью и попросту – матом.

Впервые русский мат был упомянут в берестяной грамоте XII века, которую обнаружили археологи. До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами». Теперь же названий много: ругательства, нецензурная брань, ненормативная лексика, ругань, сквернословие. Для обозначения матерной лексики в лингвистике есть термин «обсценная лексика», восходящий к лат. obscenus (отвратительный, непристойный, неприличный) – сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие (похабные, непристойно мерзкие, вульгарные) бранные языковые единицы, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.

В работах, ориентированных на изучение национальных особенностей русских людей, нецензурная матерная лексика выделяется как одна из ведущих специфических черт. Интересен тот факт, что исследованием феномена русского мата в ХХ веке активно занимались зарубежные ученые. В. М. Мокиенко в статье «Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное», пишет, что начиная с конца 1970-х годов на Западе был опубликован целый ряд статей и монографий на эту тему. С началом перестройки в США было выпущено несколько лексикографических справочников – их характеризовала уже практическая направленность, стремление «пополнить лексический багаж» студентов-русистов, обучающихся на стандартных литературных русских текстах, облегчить для них живое общение с русскими. Что это? Внедрение в сознание общества мысли, что русские неспособны выражать свои мысли без использования в речи бранных слов? Однако отметим: по количеству нецензурных слов и выражений русский язык стоит на третьем месте в мире. Пальму первенства удерживает английский язык, на втором месте – голландский.

Современные исследователи не рассматривают всерьёз бытующее в русском народе ненаучное представление о том, что обсценная лексика была заимствована русскими из татарского во время татаро-монгольского ига. Русская ненормативная лексика имеет древние славянские и индоевропейские корни. Нецензурная лексика русского языка изначально оценивалась как табуированная – запрещенная по соображениям религиозным, мистическим, моральным, политическим. Такой запрет был направлен на соблюдение хорошего тона в обществе.

Мат в любом языке – неоднозначное языковое явление. С одной стороны, использование нецензурных слов и выражений обществом не приветствуется, с другой – в языке, в частности – русском, выделились самостоятельные речевые жанры, главным образом устные, например, анекдот, где эстетически нагруженная матерная лексика может быть коммуникативно оправданной. Есть жизненные обстоятельства, в которых использование мата не осуждается. Это касается чрезвычайных ситуаций, в которых человек подвержен опасности: разного рода аварии, катастрофы и под. В этих случаях использование матерной лексики является защитной реакцией организма на происходящее.

Сегодня нецензурная лексика получила широкое распространение, проникнув в средства массовой информации и художественную литературу. Молодые люди читают современных писателей и видят там соответствующие слова. А сигнал, который на телевидении пускают вместо ненормативной лексики, – тоже своего рода реклама мата. Пользователи сети Интернет, комментируя действия власти, позволяют высказываться нецензурно в адрес представителей административных структур, что, кстати, преследуется законом. Здесь заметим: следует различать такие понятия, как «критика» и «оскорбление», в том числе матом

Любители острого словца, оправдывая свои речевые действия, часто ссылаются на высказывания знаменитостей. Так, в Интернете «гуляет» фраза Фаины Раневской: «Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой воспитанной тварью». Эти слова воспринимать можно по-разному. Сравните также высказывание Джека Лондона: «Крепкое словцо, вовремя и к месту сказанное, облегчает душу. Частая ругань лишает ругательство смысла» («Ночь на Гобото», 1911 г.).

Вряд ли возможно сегодня искоренить мат. Тем не менее, дόлжно знать, что в России сквернословие по юридическим законам рассматривается как нарушение общественного порядка, оскорбление личности. Оно может соответствовать статье о разжигании национальной, религиозной и этнической розни и повлечь за собой наказание.

Какой быть нашей речи завтра – зависит от нас с вами!

Источник

День борьбы с ненормативной лексикой

Весь мир 3 февраля отмечает День борьбы с ненормативной лексикой. Да, вопреки расхожему мнению, мат это далеко не наша национальная особенность, и подобные термины присутствуют в большинстве языков мира. Сказать точнее, мат вообще нам не присущ, так как русский язык настолько богат и емок, что обойтись без сквернословия можно без существенной потери в словарном запасе.

Существует несколько теорий происхождения мата на Руси, но каждая из них не выглядит убедительной и правдоподобной. Кто-то утверждает, что мат насадили в наше общество ордынцы, кто-то мотивированно доказывает что мат был и раньше, являя из себя незаменимый атрибут древних оккультных знаний, кто-то и вовсе выдвигает малопонятные фантасмагорические теории.

Сквернословие. Слова, несущие скверну. Обратите внимание, насколько сильную эмоциональную нагрузку несут эти примитивные выражения и слова! Нет лучше способа вызвать у собеседника эмоции, чем использование в своем лексиконе ненормативной лексики. Каждое подобное выражение способно ранить любого, даже на вид самого спокойного человека. Мат ранит, мат режет слух, мат калечит мировоззрение, но даже осознавая это, мы продолжаем использовать его в своем повседневном лексиконе.

Большинство из нас если не используют мат в своем повседневном лексиконе, то, как минимум, вставляет в свою речь крепкие словечки, когда есть необходимость придать своей речи резкий, эмоциональный, окрас. Мы не задумываясь насилуем русский язык, пытаясь перейти на уровень общения, понятный нашему собеседнику. Мы падаем вниз.

Сегодня, несмотря на то, что на пути сквернословия выставлены законодательные препоны, мат неизменно присутствует в нашей повседневной жизни. Мы смеемся и аплодируем, когда кто-то из публичных людей вставляет в свою речь крепкое словцо, мы цитируем неоднозначные крылатые фразы и напеваем песни, содержащие ненормативную лексику. Мат превращается в нашу национальную визитную карточку.

Имеем ли мы право подобным образом модернизировать русский язык, заменяя простые и понятные слова теми, которые несут в своем корне скверну? Должны ли мы бороться за чистоту родного языка и исключать из него выражения, несущие грубую эмоциональную нагрузку? Или все таки не стоит обращать внимания на подобные мелочи, решив для себя, что мат, это наш национальный колорит?

Источник

Ученые признали пользу нецензурной брани

3 февраля день борьбы со сквернословием 3 февраля день борьбы со сквернословием

Я знаю три корня

В своей работе журналисты, помимо прочего, руководствуются рекомендациями Роскомнадзора, который четко разъясняет, какие слова однозначно нельзя употреблять в печати. В списке четыре всем известных корня. Но были случаи вынесения в адрес СМИ предупреждений и за использование других слов.

3 февраля день борьбы со сквернословием

3 февраля день борьбы со сквернословием

На их основе образуется бесконечное количество матерных слов. Но кроме них есть и большой пласт выражений, которые являются грубыми, вульгарными, жаргонными. Они в нейтральной речи тоже не приветствуются, хотя и не находятся под таким запретом, как матерная лексика. Как ни крути, это разная степень неприличности высказывания, что имеет даже правовое применение.

На Руси секса нет

Лингвисты связывают запрет на употребление мата с распространением христианства. Когда-то эти слова использовались в языческих ритуалах, заговорах, связанных с привлечением сил природы, в обращении к божествам, отвечающим за плодородие. А с приходом на Русь христианства под запретом оказались не только идолы и обряды, но и сопровождавшие их слова.

А вот в западной культуре дело обстоит несколько иначе. И когда переводчики книг, а затем и иностранных фильмов в 80-е годы начали сталкиваться со свободным употреблением в оригинале англоязычных слов, обозначающих запретные для нас темы, им приходилось выдумывать неологизмы или придавать новый смысл словам, которые раньше никак с сексом связаны не были. Кое-что ушло в народ и сегодня употребляется повсеместно.

Сила слова

Можно ли и нужно ли на самом деле бороться с ненормативной лексикой? Да, но в определенных границах, уверен эксперт «Тотального диктанта». Ведь полностью исключить ее из языка просто невозможно, да и незачем.

3 февраля день борьбы со сквернословием

3 февраля день борьбы со сквернословием

С тем, что у русского мата была особая функция, согласна и психолог Ольга Мельникова. Она объясняет особое значение мата в языке тем, что это очень сильный эмоциональный выплеск.

С младых ногтей

Во-вторых, по мнению психолога, нужно доходчиво донести до чада простую истину о том, что все вокруг знают эти слова с детского сада. И ничего необычного в них уже нет, поэтому насыщать ими свою речь просто глупо. В-третьих, если ребенок выдал брань не случайно, а весьма настойчив в своем сквернословии, это очень громкий сигнал для привлечения внимания. Скорее всего, ребенок остро нуждается в разговоре с родителями, ощущает недостаток заботы.

Защитит и насмешит

3 февраля день борьбы со сквернословием

3 февраля день борьбы со сквернословием

Разумное употребление если не мата, то грубых слов в семье далеко не всегда говорит о низком уровне культуры. Зачастую это означает лишь то, что в ней более свободно обсуждаются определенные темы, которые в иной семье могут быть под запретом. Но, так или иначе, все эти слова несут в себе агрессивную составляющую. И в тех семьях, где матерная и нецензурная лексика табуирована, там, как правило, существует и запрет на открытое проявление агрессии даже в допустимых, разумных пределах. В итоге агрессия может выходить, например, через сарказм по отношению к близким.

Русский мат психологи используют даже в качестве терапии. При этом все знакомые слова человек должен не просто перечислить, а высказать с выражением, с чувством. Иногда стоя на столе или стуле, что, по мнению психолога, тоже меняет привычное состояние «зажатого» человека.

А еще русский мат может нести в себе большой заряд юмора. Ведь историей иного матерщинника заслушаться можно. И неслучайно так много неприличных слов содержат в себе анекдоты или народные частушки. Так что сам по себе мат может быть даже полезен, но вот пользоваться этим инструментом нужно с умом.

Источник

3 февраля день борьбы со сквернословием

Весь мир 3 февраля отмечает День борьбы с ненормативной лексикой. Да, вопреки расхожему мнению, мат это далеко не наша национальная особенность, и подобные термины присутствуют в большинстве языков мира. Сказать точнее, мат вообще нам не присущ, так как русский язык настолько богат и емок, что обойтись без сквернословия можно без существенной потери в словарном запасе.

Существует несколько теорий происхождения мата на Руси, но каждая из них не выглядит убедительной и правдоподобной. Кто-то утверждает, что мат насадили в наше общество ордынцы, кто-то мотивированно доказывает что мат был и раньше, являя из себя незаменимый атрибут древних оккультных знаний, кто-то и вовсе выдвигает малопонятные фантасмагорические теории.

Сквернословие. Слова, несущие скверну. Обратите внимание, насколько сильную эмоциональную нагрузку несут эти примитивные выражения и слова! Нет лучше способа вызвать у собеседника эмоции, чем использование в своем лексиконе ненормативной лексики. Каждое подобное выражение способно ранить любого, даже на вид самого спокойного человека. Мат ранит, мат режет слух, мат калечит мировоззрение, но даже осознавая это, мы продолжаем использовать его в своем повседневном лексиконе.

Большинство из нас если не используют мат в своем повседневном лексиконе, то, как минимум, вставляет в свою речь крепкие словечки, когда есть необходимость придать своей речи резкий, эмоциональный, окрас. Мы не задумываясь насилуем русский язык, пытаясь перейти на уровень общения, понятный нашему собеседнику. Мы падаем вниз.

Сегодня, несмотря на то, что на пути сквернословия выставлены законодательные препоны, мат неизменно присутствует в нашей повседневной жизни. Мы смеемся и аплодируем, когда кто-то из публичных людей вставляет в свою речь крепкое словцо, мы цитируем неоднозначные крылатые фразы и напеваем песни, содержащие ненормативную лексику. Мат превращается в нашу национальную визитную карточку.

Имеем ли мы право подобным образом модернизировать русский язык, заменяя простые и понятные слова теми, которые несут в своем корне скверну? Должны ли мы бороться за чистоту родного языка и исключать из него выражения, несущие грубую эмоциональную нагрузку? Или все таки не стоит обращать внимания на подобные мелочи, решив для себя, что мат, это наш национальный колорит?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *