29 июня день кораблестроителя в россии
Центральный военно-морской музей
Календарь
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
« | Октябрь 2021 | » |
Подписаться на новости
Дата 29 июня выбрана для праздника в связи с тем, что в этот день в 1667 году был издан указ царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского корабля – фрегата «Орёл». Согласно архивным данным, это первый российский военный корабль, построенный по государственному заказу и на государственные средства.
Традиции русского кораблестроения имеют давние корни и славную историю. Так, одно из древнейших судов, обнаруженных на территории России, датируют 5 веком до н.э. Первые палубные суда строили на Руси в 12 веке, а организованное морское судостроение началось в конце 15 века. Тогда в Соловецком монастыре основали верфь для постройки промысловых судов. Первое морское судно было построено в 1634 году в Нижнем Новгороде. Правда, оно было «иноземной конструкции», но построено русскими мастерами.
А вот первые государевы парусные суда в России начали строить на основанной в 1667 году по указу царя Алексея Михайловича верфи в селе Дединово (тогда Коломенского уезда). Жители этих мест издавна славились умением строительства деревянных судов. На Дединовской верфи в 1667-1669 годах и был построен первенец русского военно-морского флота – фрегат «Орёл», предназначавшийся для охраны русских торговых судов на Каспийском море.
Сегодня в Дединово в честь этого корабля установлен памятник. К тому же особым смыслом наполняет историю «Орла» и ряд символических обстоятельств. Существуем мнение, что корабль на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге – это тоже изображение «Орла». Кроме того, считается, что трехцветный российский стяг впервые подняли также на корме этого фрегата.
Благодаря реформаторской деятельности Петра I начали строиться и другие верфи. Так, в июне 1693 года он заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. А после основания в 1703 году Санкт-Петербурга, самой большой судостроительной верфью в стране стало Адмиралтейство. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи, был 54-пушечный корабль «Полтава».
К 1714 году Россия имела свой парусный флот, а к 1725 году был создан регулярный флот страны.
Экскурсию ведет лектор-экскурсовод ЦВММ Евгения Бронникова
На протяжении трёх с половиной веков Россия накопила гигантский опыт строительства кораблей и судов самых разнообразных типов и классов и считается одним из лидеров мирового судостроения. В частности, до сих пор Россия остаётся единственной в мире страной, успешно строящей и эксплуатирующей атомные ледоколы. Самые большие в мире подводная лодка и ледокол разработаны и построены на российских верфях, и Рыбопромысловый флот СССР – тоже первый в мире.
В 2007 году Указом Президента РФ была создана «Объединенная судостроительная корпорация», с целью объединения всех государственных судостроительных активов для развития гражданского судостроения. Формирование ОСК завершилось в 2010 году, и сегодня это крупный государственный судостроительный холдинг, а судостроение – отрасль машиностроения и ВПК РФ, в которой, с учетом смежных производств, работают сотни тысяч человек.
В России действует более тысячи предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также занимающихся наукой в области кораблестроения и морской техники. Крупнейшие центры российского судостроения – Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область.
Сегодня свой профессиональный праздник официально отмечают российские корабелы, которые по праву считаются наследниками славной истории судостроения.
Старший научный сотрудник
научно-информационного отдела ЦВММ
О. Б. Курносова
В России отмечается День кораблестроения
Сегодня профессиональный праздник отмечают те, благодаря кому во многом Россия была и остается великой морской державой. Кораблестроители. Их сегодня поздравил президент. Он подчеркнул, что представителей самых разных специальностей судостроительной отрасли объединяет общая благородная миссия – служить Родине. И поблагодарил ветеранов, которые в годы войны надежно обеспечивали боеспособность отечественного флота.
История и традиции российских конструкторов должны стать ориентиром для молодежи. Об этом сегодня шла речь во время круглого стола Российского исторического общества.
– Традиции отечественного изобретательства, яркие достижения наших ученых, конструкторов, инженеров призваны стать достоянием самого широкого промышленного и инновационного предпринимательства и, конечно же, ориентиром для нашей талантливой молодежи, – выступил Сергей Нарышкин, председатель российского исторического общества, директор службы внешней разведки.
– Сегодня успех наш заключается в том, что мы один за одним спускаем на воду ледоколы, и мы сегодня единственная страна в мире, которая имеет ледокольный флот и вообще половину ледоколов всего мира, а атомный ледокольный флот имеем только мы, что гарантирует наше внеконкурентное присутствие в высоких широтах, – говорит Михаил Ковальчук, президент национального исследовательского центра «Курчатовский институт», президент всероссийского общества изобретателей и рационализаторов.
День кораблестроителя в России
На протяжении трёх с половиной веков Россия накопила гигантский опыт строительства кораблей и судов самых разнообразных типов и классов
Профессиональный праздник российских корабелов – День кораблестроителя (судостроителя) – установлен Постановлением Правительства РФ № 659 от 30 мая 2017 года по инициативе Минпромторга России и акционерного общества «Объединённая судостроительная корпорация» (АО «ОСК»). Дата празднования определена на 29 июня.
Хотя идея установить в России этот праздник звучала давно, но конкретное решение было принято после официального обращения в Правительство страны руководства АО «ОСК», а в Российском историческом обществе нашли такой просьбе еще и архивное обоснование.
Дата 29 июня выбрана для праздника в связи с тем, что в этот день в 1667 году был издан указ царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского корабля – фрегата «Орёл». Согласно архивным данным, это первый российский военный корабль, построенный по государственному заказу и на государственные средства.
Символично, что в юбилейный год – год 350-летия с момента выхода этого царского указа и решено было учредить День кораблестроителя (судостроителя) – профессиональный праздник работников верфей, проектно-конструкторских бюро и профсоюзных и ветеранских организаций судостроительной отрасли – тех, кто строит и строил теплоходы, ледоколы, буровые платформы, атомные субмарины, катера…
Тем более, что традиции русского кораблестроения имеют давние корни и славную историю. Так, одно из древнейших судов, обнаруженных на территории России, датируют 5 веком до н.э. Первые палубные суда строили на Руси в 12 веке, а организованное морское судостроение началось в конце 15 века. Тогда в Соловецком монастыре основали верфь для постройки промысловых судов. Первое морское судно было построено в 1634 году в Нижнем Новгороде. Правда, оно было «иноземной конструкции», но построено русскими мастерами.
А вот первые государевы парусные суда в России начали строить на основанной в 1667 году по указу царя Алексея Михайловича верфи в селе Дединово (тогда Коломенского уезда). Жители этих мест издавна славились умением строительства деревянных судов. На Дединовской верфи в 1667-1669 годах и был построен первенец русского военно-морского флота – фрегат «Орёл», предназначавшийся для охраны русских торговых судов на Каспийском море.
Сегодня в Дединово в честь этого корабля установлен памятник. К тому же особым смыслом наполняет историю «Орла» и ряд символических обстоятельств. Существуем мнение, что корабль на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге – это тоже изображение «Орла». Кроме того, считается, что трехцветный российский стяг впервые подняли также на корме этого фрегата.
Благодаря реформаторской деятельности Петра I начали строиться и другие верфи. Так, в июне 1693 года он заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. А после основания в 1703 году Санкт-Петербурга, самой большой судостроительной верфью в стране стало Адмиралтейство. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи, был 54-пушечный корабль «Полтава».
К 1714 году Россия имела свой парусный флот, а к 1725 году был создан регулярный флот страны. Было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких судов. С тех пор не только увеличивалось количество и качество российских судов, но и география освоенных ими морских и речных маршрутов.
На протяжении трёх с половиной веков Россия накопила гигантский опыт строительства кораблей и судов самых разнообразных типов и классов и считается одним из лидеров мирового судостроения. В частности, до сих пор Россия остаётся единственной в мире страной, успешно строящей и эксплуатирующей атомные ледоколы. Самые большие в мире подводная лодка и ледокол разработаны и построены на российских верфях, и Рыбопромысловый флот СССР – тоже первый в мире.
В 2007 году Указом Президента РФ была создана «Объединенная судостроительная корпорация», с целью объединения всех государственных судостроительных активов для развития гражданского судостроения. Формирование ОСК завершилось в 2010 году, и сегодня это крупный государственный судостроительный холдинг, а судостроение – отрасль машиностроения и ВПК РФ, в которой, с учетом смежных производств, работают сотни тысяч человек. Только по итогам 2015 года было сдано 110, а в 2016 году – 112 единиц флота.
В России действует более тысячи предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также занимающихся наукой в области кораблестроения и морской техники. Крупнейшие центры российского судостроения – Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область.
Сегодня свой профессиональный праздник официально отмечают российские корабелы, которые по праву считаются наследниками славной истории судостроения.
Другие праздники в разделе «Праздники России»
29 июня Россия впервые отмечает День кораблестроителя
Стоит отметить, что руководители российских верфей и проектно-конструкторских организаций, профсоюзные лидеры и представители ветеранских организаций достаточно давно стучались в различные двери с просьбой установления в Российской Федерации общего для всех представителей судостроительной отрасли профессионального праздника. Примерно год назад к ним присоединились и журналисты, в частности, в поддержку установления такого праздника выступала «Российская газета». В результате их призывы наконец-то были услышаны и у всех российских корабелов теперь есть свой профессиональный праздник.
Символично, что решение об учреждении профессионального праздника было принято в юбилейный год — год 350-летия с момент выхода указа царя Алексея Михайловича (отца Петра I) о постройке на государственные средства первого российского фрегата «Орёл». «Орёл» стал первым русским парусным кораблем западноевропейского типа, представлял собой разновидность голландского пинаса. Это было трехмачтовое судно водоизмещением порядка 250 тонн, вооруженное 22 пушками (пищалями). Корабль предназначался для охраны русских торговых судов в Каспийском море. Постройка данного корабля обошлась тогда казне в 2221 рубль. По заключению Российского исторического общества, именно «Орёл» стал первым российским военным кораблем, который был построен по государственному заказу.
Особым символизмом историю наполняет то, что с «Орлом» связано достаточно много событий. Первый отечественный крупный военный корабль был связан с Москвой (он был построен в селе Дединово Коломенского уезда) и с Санкт-Петербургом. По одной из версий, именно его очертания изобразил голландский мастер Герман ван Болес на знаменитом шпиле Адмиралтейства. Помимо всего прочего считается, что впервые российский трехцветный флаг (триколор) был поднят именно на корме первого в истории страны фрегата.
В дальнейшем на Дединовской верфи началось строительство боевых кораблей европейского типа. Благодаря дальнейшей активной реформаторской деятельности императора Петра I число верфей в России быстро перевалило за две сотни. В июне 1693 года он заложил в Архангельске первую казенную верфь для строительства военных кораблей, а после основания в 1703 году Санкт-Петербурга, самой большой судостроительной верфью на территории страны стало Адмиралтейство. Первым крупным военным судном, которое сошло со стапелей Адмиралтейской верфи, стал 54-пушечный корабль «Полтава». Уже к 1714 году Россия располагала собственным сильным парусным флотом, а к 1725 году в стране был создан регулярный флот. Корабелами было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, а также существенное число скампавей (полугалер), брандеров, бомбардирских кораблей, прамов и шмаков и до 300 различных транспортных судов, не считая более мелких. С тех пор количество кораблей в России не только увеличивалось количественно, но и росло в качественном отношении, росла и география освоенных русскими моряками морских и речных маршрутов.
На протяжении трех с половиной веков в нашей стране был накоплен огромный опыт постройки кораблей и судов самых разных классов и типов, сегодня Россия по праву считается одним из лидеров судостроения в мире. К примеру, Российская Федерация до сих пор остается единственным государством, где успешно строятся и эксплуатируются атомные ледоколы. В настоящее время в российской судостроительной отрасли трудится более 200 тысяч человек, а включая все смежные производства — более 700 тысяч человек. Только в 2015 году в России было сдано 110, а в 2016 году — 112 единиц флота.
По словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, строительство кораблей — это одна из первых индустриальных профессий в России, и в целом в истории всего человечества. Российские корабелы по праву могут считаться наследниками всей славной российской истории судостроения, которая началась еще 350 лет назад.
«Решение правительства России об учреждении Дня кораблестроителя мы воспринимаем не только как отличный подарок для всей отрасли, но и как призыв соответствовать лучшим традициям отечественного судостроения как военного, так и гражданского», — отметил Алексей Рахманов, занимающий пост президента ОСК (Объединенной судостроительной корпорации). По его словам, это стимул для огромного количества людей, которые в России заняты сегодня корабельным делом, как можно больше своих сил отдавать во славу своей профессии.
На сегодняшний день в нашей стране действует более тысячи предприятий, которые заняты в судостроении, судоремонте, выпуске навигационного, двигательного, гидроакустического, палубного, вспомогательного и других видов оборудования, комплектующих и материалов для судов, а также занимающихся научно-исследовательской деятельностью в области морской техники и кораблестроения. Самые крупные центры российского судостроения расположены в настоящее время в Санкт-Петербурге, в Северодвинске, в Нижнем Новгороде, а также на территории Калининградской области.
При этом, начав с копирования иностранных боевых судов, спустя 350 лет российское кораблестроение прошло большой путь, и сегодня уже российские корабли востребованы на международном рынке. Так доля военно-морской техники в общем объеме выручки «Рособоронэкспорта» (входит в состав государственной корпорации «Ростех») составляет в последние несколько лет порядка 12%, рассказал журналистам Александр Михеев, занимающий пост директора «Рособоронэкспорта». По его словам, начиная с 2000 года, Россия поставила на экспорт порядка 50 боевых кораблей, треть из них приходится на подводные лодки. Суммарный объем поставок военно-морской техники за указанный временной отрезок составил порядка 24 миллиардов долларов.
Только за последние четыре года наша страна поставила на экспорт 12 военных кораблей, судов и плавсредств. Об этом в среду, 28 июня, рассказывал министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. Помимо этого российские кораблестроители ежегодно выполняют разнообразные заказы на модернизацию, ремонт, переоборудование кораблей из состава иностранных военно-морских сил. Министр подчеркнул, что сегодня Росси занимает второе место после США в области военного кораблестроения, а ОСК находится на 7 месте в мире по объему выпуска продукции.
Не забывает Объединенная судостроительная корпорация и российский Военно-морской флот. ВМФ страны только до конца 2017 года должен получить порядка 40 кораблей и судов разного класса. Об этом главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев говорил 19 апреля 2017 года. По его словам, среди кораблей, которые получит до конца года российский флот, будут фрегаты «Адмирал Макаров» и «Адмирал Горшков», а также ракетные катера, суда обеспечения и иные единицы флота.
В этот радостный для всех российских корабелов день «Военное обозрение» поздравляет всех работников судостроительной отрасли России, коллективы многочисленных верфей и конструкторских бюро, профильных учебных заведений, а также членов их семей и ветеранов отечественного судостроения с таким долгожданным профессиональным праздником.
День кораблестроителя будут отмечать в России 29 июня
Представители ветеранских организаций, профсоюзные лидеры, руководители российских верфей и проектно-конструкторских организаций давно и в разные двери стучались с просьбой установить в России общий для всей судостроительной отрасли профессиональный праздник. Примерно год назад в поддержку выступила и «Российская газета».
Потому что как-то странно получалось: день бармена, инкассатора, пивовара, секретаря, риелтора и таможенника есть, а про тех, кто строит теплоходы, ледоколы, буровые платформы и атомные субмарины, забыли составители реестра. И до последнего упирались, не желая исправить явное недоразумение.
Дело сдвинулось лишь после того, как официальное обращение в правительство было подготовлено руководством Объединенной судостроительной корпорации, о чем в интервью «РГ» сообщил президент ОСК Алексей Рахманов, а в Российском историческом обществе нашли такой просьбе еще и новое архивное обоснование. Оно связано с указом царя Алексея Михайловича от 29 июня 1667 года о закладке корабля «Орел».
Как заявил тогда же на публичных слушаниях председатель РИО Сергей Нарышкин, это был первый российский военный корабль, построенный по государственному заказу. Что дает основание отметить в 2017 году не только десять лет со дня образования Объединенной судостроительной корпорации, но и 350-летие корабельного дела в России.