29 июля день рождения айвазовского
Иван Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский (Ованес Константинович Гайвазовский) появился на свет в Феодосии (17) 29 июля 1817 года в Феодосии. Его отец был армянским коммерсантом из Крыма. Семья была небогатой.
Иван Айвазовский учился в симферопольской гимназии, а затем и в Академии художеств в Санкт-Петербурге. После окончания Академии молодой художник много путешествовал, посетил Англию, Испанию, Германию, позднее побывал на Ближнем Востоке, в Африке, Америке.
В 1839 году по просьбе генерала Н.Н. Раевского Айвазовский написал картину «Десант отряда в долине Субаши», которая была приобретена Николаем I. В 1844 году он получил место живописца Главного морского штаба.
«Девятый вал» (1850)
Художник писал в основном морские пейзажи. Одной из самых известных его картин является «Девятый вал», написанная Айвазовским в 1850 году. Он также посвятил многие свои работы подвигам русских моряков – «Чесменский бой», «Наваринский бой» (1848) и др.
В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ и завоевал мировую славу в качестве художника-мариниста. При жизни Айвазовского состоялось более 120 выставок его картин не только в России, но и во многих странах.
«Наваринский бой» (1848)
В 1847 году Айвазовский стал профессором Петербургской Академии художеств, состоял он также в нескольких европейских академиях.
С 1845 года художник жил в Феодосии, где основал школу искусств и галерею, которую впоследствии завещал Феодосии. Именно в Феодосийской картинной галерее им. Айвазовского полнее всего представлено творчество великого художника.
«Ночь в Гурзуфе» (1891)
Айвазовский оставил след в истории и как меценат. Популярность художника принесла ему солидный капитал, и он щедро использовал его на благотворительные цели.
На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города.
Умер Иван Константинович Айвазовский в Феодосии (19 апреля) 2 мая 1900 года.
29 июля в истории. Иван Айвазовский
В этот день 29 июля 1817 года родился Иван Константинович Айвазовский. Великий русский художник-маринист и баталист, коллекционер, меценат.
Происхождение и ранние годы Айвазовского
Ованнес, по-русски Иван, родился в Феодосии в семье небогатого армянского купца Гайвазовского. Мальчик дни напролет проводил у моря, наблюдая приливы и отливы. На песке он рисовал свои первые картины, смываемые морской водой. А когда отец Ивана увидел белые стены дома разрисованными, то понял, что надо куда-то направить талант его сына. Людей, кто бы согласился помочь молодому человеку, оказалось не мало. Это и архитектор Яков Кох, преподававший мальчику первые уроки рисования. И феодосийский губернатор Александр Казначеев, под чьей протекцией Иван был определен в училище. И Наталья Нарышкина, жена губернатора Таврической губернии, благодаря которой тринадцатилетний Иван поступил на бюджетное место в петербургскую Академию художеств. Несмотря на возрастной ценз приема – с 14 лет.
Творчество Ивана Айвазовского
Уже в 19 лет Айвазовский представил на художественной выставке 5 своих картин, одна из которых, «Этюд воздуха над морем», завоевала серебряную медаль. Учащийся не получил при этом согласия своего педагога, француза Таннера, чем вызвал его жгучее недовольство и зависть к успеху. Эта размолвка с мастером едва не стоила молодому художнику карьеры, поскольку кляуза дошла до государя Николая I, по чьему распоряжению все картины Айвазовского были сняты с выставки. Лишь благодаря заступничеству маститых художников Иван был прощен, и вскоре получил новую медаль – золотую, за картину «Штиль». А Николай I стал ярым поклонником творчества Айвазовского. Государь повелел выпустить Ивана из Академии на два года раньше, и отправить его вместе со своим сыном Константином в плавание по Балтике, учиться ремеслу на натуре. В дорогу государь снабдил талантливого художника деньгами, а за три тысячи рублей приобрел шесть работ даровитого мариниста.
«Что бы ни написал Айвазовский – все будет куплено мною!», – заявил русский монарх.
Айвазовский же деньги воспринимал, как вспомогательный инструмент. Живописец как губка впитывал в себя увиденное, и обладал поразительной работоспособностью. Большинство картин он писал за один день, правда, этому предшествовал долгий подготовительный период, когда художник приходил на место, изучал детали, но с натуры делал лишь карандашные зарисовки. Проведя эксперименты, Айвазовский понял, что картины, написанные по памяти, находят больший отклик в сердцах зрителей, и стал творить фантазируя. Он всегда начинал с неба, говорил, что «пишет воздух». Один из меценатов Айвазовского подмечал, что на его картинах красуется «воздух и вода». А бывало, что красовалась и ночь.
Одной из самых знаменитых картин Айвазовского стала «Лунная дорожка», которая настолько поразила зрителей, что многие из них полагали, что за картиной установлена включенная лампа, подсвечивающая дорожку. Но это была лишь оптическая уловка даровитого мастера, который насыщенными мазками создавал шедевр за шедевром.
За всю творческую карьеру художником было написано невероятное количество полотен – около 6000, большая часть из которых – морские пейзажи. Но были среди них и работы другого толка, так сказать, неузнаваемого Айвазовского. Это и вид Петербурга, и египетская пирамида в Гизе, и полотно «Хаос», которое пожелал купить сам Папа Римский. Узнав об этом, Айвазовский лично преподнес свою картину понтифику, а слава о талантливом маринисте загремела на весь мир. Один из английских художников, Уильям Тернер, так написал ему:
«Прости меня, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений».
С британцем согласился и другой русский художник Николай Крамской:
«Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае и не только у нас, а и в истории искусства вообще…»
Певец моря и русской славы. К 200-летию Ивана Константиновича Айвазовского
200 лет назад, 17 (29) июля, родился великий художник Иван Константинович Айвазовский. Как это бывает у всех выдающихся деятелей искусства, в его творчестве (а это – около 6 тысяч картин) отражены разнообразные темы. Но, прежде всего, Айвазовский известен как певец моря. Как маринист, а также – баталист.
Море – это не только невероятной красоты пейзажи, радующие глаз любого, кто смотрит в бесконечную манящую даль. Это – еще и один из важнейших источников воинской славы России, арена многочисленных сражений и великих побед русского флота.
На полотнах Ивана Константиновича – море во всех его проявлениях: то спокойное, то грозное, штормовое; то дневное, то загадочное ночное; то мирное, то охваченное пламенем ожесточенной битвы. Армянин по происхождению, Айвазовский, стал художником мирового значения, прославившим не только красоту российских берегов, но и доблесть русского народа; запечатлевшим героические страницы истории России.
Родился будущий живописец в Феодосии, в семье армянского купца Геворка (Константина) Айвазяна, который писал свою фамилию на польский манер: Гайвазовский. При рождении мальчик получил имя Ованес (однако стал известен всему миру именно под русским именем: Иван Константинович Айвазовский: художник считал себя неразрывно связанным именно с русской культурой).
Талант Айвазовского начал проявляться с малых лет. Мальчик был сильно впечатлен восстанием народа Греции (1821-1829 гг.): на глаза Ованесу попались изображения этого восстания, и он не только внимательно рассматривал их, но и перерисовывал. Кроме того, он увлекался игрой на скрипке.
Надо сказать, что отец Ованеса (Ивана), несмотря на то, что являлся купцом, был небогатым человеком. После эпидемии чумы 1812 он разорился, и семья испытывала большие материальные трудности. Талантливому мальчику часто не хватало даже бумаги, и тогда он рисовал углем на стенах домов. Однажды такой его рисунок увидел феодосийский градоначальник Александр Казначеев. Этот человек сыграл важную роль в судьбе Айвазовского: благодаря ему юный художник получил возможность учиться. В частности, у архитектора Якова Коха, который всячески помогал Ивану, дарил ему краски и бумагу. Когда же Казначеева назначили губернатором Таврии и перевели в Симферополь, он взял юношу с собой и помог поступить в симферопольскую гимназию.
В августе 1833 года Айвазовский прибыл в Санкт-Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств (благодаря тому же Казначееву его удалось зачислить на казенный счет). Учился сперва у художника-пейзажиста Максима Воробьева. После первых успехов юного живописца взял в ученики французский маринист Филипп Таннер. К сожалению, Таннер оказался не самым порядочным учителем: он хотел использовать Ивана лишь как своего помощника и запрещал ему работать самостоятельно. Несмотря на этот запрет, Айвазовский рискнул представить пять своих работ на выставке Академии художеств в 1836 году. Таннер, позавидовавший ученику, не нашел ничего лучшего, как нажаловаться на него царю, Николаю I. Тот распорядился снять картины Айвазовского с выставки. Художник попал в опалу. За него, однако, вступились многие влиятельные люди, в числе которых – поэт-баснописец Иван Крылов.
Благодаря заступничеству, художник получил возможность продолжать образование. Через через полгода после неприятной истории он был определен в класс батальной живописи, где учился у Александра Зауервейда. Когда молодому человеку оставалось учиться два года, его направили на это время на родину – в Крым – для совершенствования мастерства.
Айвазовский рисовал не только пейзажи. Ему довелось лично присутствовать на военных действиях в долине реки Шахе. Там он вдохновился на картину «Десант отряда в долине Субаши», которую купил лично Николай I. После этого император захотел, чтобы Иван Константинович воспевал подвиги русского флота, и оказал ему покровительство. В 1839 году, вернувшись в столицу, Айвазовский получил не только аттестат, но и личное дворянство. Затем начались многочисленные поездки за рубеж: в Италию, Швейцарию, Францию, Голландию, Англию, Испанию, Португалию. Где бы он ни побывал, его работы повсюду высоко ценились и отмечались наградами.
В 1844 года, вернувшись в Россию, 27-летний Айвазовский стал живописцем Главного морского штаба. В 1845 году решил обосноваться в родной Феодосии, построив дом на набережной этого города. Сейчас там располагается главный музей художника – знаменитая картинная галерея, которой, в основном, и славится этот город.
В 1846 году живописец направился в экспедицию под руководством Ф.Литке к берегам Малой Азии. Он был впечатлен Константинополем и посвятил этому городу несколько полотен.
«Наваринский бой», «Чесменский бой», «Синопский бой» (на эту тему у Айвазовского две картины – днем и ночью), «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими кораблями», «Выборгское морское сражение», «Корабль «Императрица Мария» во время шторма», «Осада Севастополя», «Взятие Севастополя», «Малахов курган»… Про каждое из этих полотен можно писать отдельную статью. А лучше – просто полюбоваться тем, как мастерски художник изображает не только величие море, не только мощь и красоту кораблей, но и героизм русских людей, ведущих сражение со стихией и с неприятелями.
Для родной Феодосии Айвазовский сделал немало – открыл там школу искусств, заботился о строительстве концертного зала, библиотеки, руководил археологическими раскопками. Позже, в связи с тем, что феодосийцы испытывали трудности с водой – художник-меценат на свои деньги построил в городе фонтан с питьевой водой. Он же поспособствовал строительству железной дороги Феодосия – Джанкой, а также здания для музея древностей на горе Митридат (к сожалению, во время Великой Отечественной войны фашисты разрушили музей).
Скончался Айвазовский на 83-м году жизни, весной 1900 года, до последнего работая над картиной «Взрыв корабля». Так, недописанная, она и находится в феодосийской галерее…
К сожалению, 200-летие со дня рождения Айвазовского не обошлось и без политической спекуляции. Небезызвестный недопрезидент Украины Петр Порошенко заявил, будто бы великий маринист и баталист был… украинским художником. Попытался приватизировать великое имя и использовать в собственных политических целях. Из этой «прихватизации», однако, ничего не выйдет. Айвазовский – это мировая величина, однако более всего он связан именно с Россией. Воспевал русский флот, который всякие там порошенки и иже с ними пытались выгнать из Севастополя (как-то об этом умалчивают те, кто обвиняет Россию в «аннексии Крыма»).
А о том, патриотом какой страны чувствовал себя Айвазовский, лучше всего сказал он сам: «Каждая победа наших войск на суше или на море радует меня как русского в душе и дает мысль как художнику изобразить ее на полотне»
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.
✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.
✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.
«Турандот» Пуччини в постановке Пражской оперы. Л.
18.09.2021 Юбилейный концерт 18.09.2021
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Родился смертным, оставил по себе бессмертную память.
Имя Ивана Константиновича Айвазовского уже давно стало хрестоматийным для тех, кто увлекается живописью. «Певец моря» считается во всем мире лучшим среди тех, кто изображал так или иначе на своих полотнах водную стихию. Айвазовский был признан уже при жизни, о чем говорит его членство в таких академиях художеств, как Петербургская, Амстердамская, Парижская, Римская, а также более 120 персональных выставок. Незадолго до своей кончины, И.К. Айвазовский написал своему биографу Н.Н. Кузьмину: «На Ваш вопрос, какие картины я считаю лучшими, я ответить не могу, положительно в каждой есть что-нибудь удачное. Между всеми моими произведениями, которых, вероятно, в свете до 6 000, я не могу выбрать. Вполне они меня не удовлетворяют. И теперь поэтому продолжаю я писать. Я стараюсь, по возможности, исправить прежние недостатки… О достоинстве их я не скажу, но что их писал с большой страстью – это верно«. Этот ответ дает возможность сказать, что любой из нас знаком и не знаком с творчеством Айвазовского, т.к. объять сразу все 6 000 полотен вряд ли кто смог, поэтому этот художник всегда нов, интересен и даже спорен.
Айвазовский И.К. Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года 1848
Айвазовский И.К. Автопортрет
Художник Иван Константинович Айвазовский у мольберта 1898
Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью.
И.К. Айвазовский
Айвазовский И.К. Автопортрет
Море, баталии и виды городов
Айвазовский И.К. Вид Крыма 1851
Айвазовский И.К. Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия 1897
Айвазовский И.К. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями 1892
Айвазовский И.К. Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года 1848
(Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского)
Айвазовский И.К. Лунная ночь в Константинополе 1884
Айвазовский И.К. Лунная ночь на Капри 1841
Айвазовский И.К. Морской вид с часовней на берегу 1845
Айвазовский И.К. Ночь в Венеции
Айвазовский И.К. Вид Венеции со стороны Лидо 1855
Айвазовский И.К. Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года 1846
Айвазовский И.К. Восход солнца в Феодосии 1855
Айвазовский И.К. Прибытие русской эскадры в Севастополь 1846
Айвазовский И.К. Вид на Большой каскад фонтанов Петергофа и на Большой двореца Петергофа 1837
«Зимний» И.К. Айвазовский
Айвазовский И.К. Ледоколы на льду Невы в Санкт-Петербурге
Айвазовский И.К. Зимний вид
Айвазовский И.К. Мельница
Айвазовский И.К. Зимняя сцена в Малороссии
Айвазовский И.К. Зимний пейзаж
Исторические личности в изображении И.К. Айвазовского
Айвазовский И.К. Приезд Петра I на Неву 1853
Айвазовский И.К. Петр I при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам своим 1846
Айвазовский И.К. Александр II на Дунае
Айвазовский И.К. Лорд Байрон в Венеции (Приезд Байрона на остров св. Лазаря)
Айвазовский И.К. Данте указывает художнику на необыкновенные облака 1883
(Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского)
Айвазовский И.К. Наполеон на острове Святой Елены 1897
Религиозная живопись И.К. Айвазовского
Айвазовский И.К. Хаос. Сотворение мира 1841
Картина «Хаос» И.К. Айвазовского удостоилась чести войти в постоянную экспозицию Ватиканского музея. Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью. По этому поводу Н.В. Гоголь шутливо говорил художнику: «Твой «Хаос» поднял хаос в Ватикане«. В настоящее время хранится в Музее армянской конгрегации Мхитаристов. Остров Св. Лазаря, Венеция
Айвазовский И.К. Всемирный потоп 1864
Картина была показана на выставке Академии художеств в 1864 году под названием «Всемирный потом (последние дни)». В 1865 году ее приобрел император Александр II для галереи Эрмитажа.
Айвазовский И.К. Сошествие Ноя с Арарата 1889
Айвазовский И.К. Хождение по водам 1888
Библейский рассказ об одном из чудес, совершенных Иисусом Христом на Генисаретском озере, названном в Библии морем. Когда апостолы оказались в открытом море, «сделалось великое волнение, так что лодка покрылась волнами». На помощь ученикам пришел Учитель. Петр обратился к нему со словами: «Господи, если это Ты, повели мне придти к тебе по воде». Выйдя из лодки, Петр пошел, но испугался и стал тонуть. «Иисус простер руку, поддержал его и говорит ему: «Зачем ты усомнился?»»
Пушкиниана И.К. Айвазовского
Айвазовский И.К. Пушкин на берегу Черного моря 1887
В том же году в Петербурге, в Обществе поощрения художников, открылась пушкинская выставка. На ней были рукописи, письма поэта, его личные вещи, издания его книг, альманахи первой трети XIX века, в которых печатались стихи Пушкина, сочинения поэта на иностранных языках, книги о поэте, романсы Глинки на слова Пушкина, рисунки, фотографии, несколько картин, посвященных поэту. Открывала всю эту выставку огромная картина Айвазовского «Пушкин там, где море вечно плещет». Ее поместили при входе на выставку.
Айвазовский посвятил Пушкину девять картин. Все они были о юном Пушкине, о пребывании поэта в Тавриде и Одессе. Одну картину Айвазовский решил написать совместно с Ильей Ефимовичем Репиным.»
Айвазовский И.К. А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал 1880
Айвазовский И.К. А.С. Пушкин и М.Н. Раевская в Гурзуфе
Это было в Гурзуфе, куда рано утром 18 августа пришёл из Тамани с остановкой в Керчи военный бриг. На борту были семья Раевских и А. С. Пушкин. Он впервые плыл по морю, впервые увидел с воды крымский берег и горы. именно Марии Раевской, в замужестве Волконской, посвятил он несколько стихотворений, ставших поэтическими шедеврами. И хотя напрямую имя её в стихах не упоминается (Пушкин специально об этом заботился), она незримо присутствует в его второй крымской элегии «Редеет облаков летучая гряда», в стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла», в посвящении в «Полтаве». А XXXIII строфа в главе I «Евгения Онегина» – это воспоминание об остановке на берегу моря перед Таганрогом, когда путешественники вышли из кареты и любовались морем, а Пушкин смотрел, как Мария Николаевна бегала по берегу, играя с волнами.
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к её ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Д. Власов журнал «Наука и жизнь (№ 6, 2008) «Первое большое путешествие Пушкина»
Айвазовский И.К. А.С. Пушкин на вершине горы Ай-Петри при восходе солнца 1899
Айвазовский И.К. А.С. Пушкин на берегу Черного моря 1897
Айвазовский И.К. и И.Е Репин Прощание А.С. Пушкина с морем 1877
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
При написании статьи использованы также и материалы с сайта: Картина недели