28 июля чьи именины по славянскому календарю
Именины в июле, православные праздники июля
Из статьи Вы узнаете, чьи именины проходят в июле, поймёте, как назвать детей, рождённых в этом месяце, а также найдёте список Православных праздников июля.
Именины в июле (как назвать мальчиков и девочек в июле)
Именины в июле:
1 июля — Александр, Василий, Виктор, Леонтий, Никанор.
2 июля — Варлаам, Иоанн, Мария, Паисий.
3 июля — Андрей, Афанасий, Глеб, Гурий, Елисей, Иоанн, Инна, Лазарь, Лука, Мефодий, Наум, Римма, Фома.
4 июля — Алексий, Анастасия, Антоний, Василисса, Георгий, Иоанн, Иона, Иулий, Максим, Никита, Николай, Павел, Терентий, Феодор.
5 июля — Василий, Геннадий, Иулиания.
6 июля — Агриппина, Александр, Алексий, Антоний, Артемий, Герман, Иосиф, Митрофан, Петр, Феодор.
7 июля — Антоний, Иаков, Иоанн, Никита.
8 июля — Василий, Дионисий, Евфросиния, Константин, Николай, Никон, Петр, Прокопий, Симеон, Феврония, Феодор, Феодора.
9 июля — Георгий, Давид, Дионисий, Иоанн, Павел, Тихон, Ферапонт.
10 июля — Амвросий, Георгий, Иоанна, Мартин, Самсон, Серапион.
11 июля – Герман, Иоанн, Кир, Ксенофонт, Павел, Сергий
12 июля — Павел, Петр
13 июля — Андрей, Арсений, Варфоломей, Василий, Динара, Иаков, Иоанн, Иона, Матфей, Михаил, Никон, Петр, Софроний, Стефан, Тимофей, Тихон, Филипп, Фома.
14 июля — Ангелина, Алексий, Аркадий, Василий, Дамиан, Иоанн, Косма, Константин, Лев, Никодим, Петр.
15 июля — Иувеналий, Фотий.
16 июля — Александр, Анатолий, Василий, Иоанн, Константин, Марк, Никодим, Филипп.
17 июля — Александра, Алексий, Анастасия, Андрей, Евфимий, Мария, Марфа, Николай, Ольга, Татиана, Феодор, Феодот.
18 июля — Анна, Афанасий, Варвара, Елисавета, Сергий.
19 июля — Аввакум, Антоний, Валентин, Василий, Иннокентий, Исидор, Иулиания, Лукиан, Марфа.
20 июля — Герман, Евдокия, Лукиан, Фома.
22 июля — Кирилл, Панкратий, Феодор.
23 июля — Александр, Антоний, Аполлоний, Георгий, Даниил, Леонтий, Маврикий, Нестор, Петр, Стефан.
24 июля — Аркадий, Евфимия, Лев, Никодим, Ольга.
25 июля — Антоний, Арсений, Вероника, Гавриил, Григорий, Евфимий, Иоанн, Михаил, Серапион, Симон, Феодор.
26 июля — Антоний, Гавриил, Иулиан, Сарра, Серапион, Стефан.
27 июля — Иоанн, Никодим, Онисим, Стефан.
28 июля — Агриппина, Владимир, Матрона, Петр.
29 июля — Алевтина (Валентина), Афиноген, Иаков, Иоанн, Иулия, Матрона, Павел, Петр, Феодор.
30 июля — Вероника, Иринарх, Лазарь, Леонид, Марина (Маргарита).
31 июля — Аполлинарий, Афанасий, Иоанн, Леонтий, Стефан.
Церковные православные праздники в июле
Июль богат на дни памяти особо чтимых святых. 7 июля празднуется Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – пророка-пустынника, проповедавшего покаяние и сподобившегося крестить в водах Иордана самого Иисуса Христа.
Рождество святого пророка и Предтечи Спасова Иоанна
В июле вспоминают сразу нескольких святых врачей-бессребренников: Кира и Иоанна 11 июля, Косму и Дамиана – 14 июля. 11 июля также отмечается память преподобных Сергия и Германа – основателей Валаамского монастыря.
Святые врачи-бессребренники Косма и Дамиан Именины июля
12 июля – окончание Петровского поста, день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, называемых так за особо ревностное распространение Христовой веры.
А на следующий день, 13 июля, церковь отмечает Собор 12 апостолов – первых учеников Христа.
18 июля – день мученической кончины преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. В этот же день отмечается память преподобного Сергия, игумена Радонежского. 18 июля 1422 г. его нетленные мощи были обретены во время строительства храма во имя Живоначальной Троицы.
Святые преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара
24 июля – день памяти равноапостольной великой княгини Ольги, во крещении Елены, первой христианской правительницы Киевской Руси.
28 июля церковь вспоминает внука Ольги, равноапостольного великого князя Владимира, во крещении Василия, который принес Русской земле свет Православия.
Именины имени 28 июля: у мужчин, женщин, мальчиков и девочек по православному календарю
Василий Владимир Петр
Кого поздравляют с именинами 28 июля?
Чтобы соблюсти традиции наречения новорожденных мальчиков и девочек, следует обратиться к старинным святцам, в которых 28 июля именины отмечены для тех, кого при крещении назвали Василием, Владимиром, Устином и Агриппиной.
Дополнительно, в церковном календаре на 2020 год находим, что именинники в этот день и те, кого крестили в честь лишь недавно канонизированного священномученика Петра (Троицкого).
Также с Днем Ангела можно поздравить сегодня и обладательниц такого женского имени, как Ада, которых крестили по католическому канону.
Для рожденных в этот день детей рекомендуется выбирать женские и мужские имена исключительно из представленных выше, чтобы, названные в честь святого покровителя своего дня рождения, они росли более счастливыми.
Поэтому мальчиков, появляющихся на свет сегодня, важно назвать в его честь, чтобы они обрели сильного Ангела Хранителя и были наделены его духовной силой и лучшими добродетелями.
Заранее можно сказать, что Владимира, сегодня отмечающего свои именины, будет отличать волевой характер, умение находить решения самых сложных задач и лидерские качества.
История жизни равноапостольного великого князя Владимира
Владимир появился на свет во второй половине Х века. Сын киевского князя Святослава и древлянской княгини Малуши, он воспитывался дядей в языческой вере.
И как только Владимир взошел на киевский престол, он сразу же распорядился поставить на городских холмах идолов и приносить им жертвы. Здесь были убиты Иоанн и Федор, бывшие варягами.
Его выбор пал на христианство, тем более что эту веру исповедовала его бабушка Ольга, которую он очень уважал за мудрость и благоразумие.
Перед тем, как перенять от греков истинную веру, Владимир провел множество успешных походов, расширил и укрепил свои владения. Так он смог обезопасить свою страну от греческих завоевателей.
Примечательно, что незадолго до крещения Владимир ослеп, и только когда над ним совершилось таинство, смог снова видеть. С тех пор он стал убежденным христианином и укреплял Православие в Киевской Руси.
Чьи именины 28 июля?
Именины в христианской традиции — важная часть жизни человека. Это не личный праздник, как часто ошибочно считают, а день памяти небесного покровителя человека, названного тем или иным христианским именем, данным при крещении. Для каждого христианского имени есть своя дата поминовения святого, и, наоборот, на каждую дату календаря приходятся одно или несколько имен святых, память которых полагается почтить в этот день. В частности, несколько имен святых приходится и на 28 июля. Какие же имена связаны с именами чтимых в этот день святых?
Кто отмечает именины 28 июля
28 июля отмечают именины по церковному календарю сразу шесть человек. Так чьи именины 28 июля?
В списке почитаемых в этот день святых есть как женские, так и мужские персонажи. 28 июля женские именины, по церковному календарю, отмечают Матрена и Агриппина. На долю мужских персонажей приходятся четыре оставшихся имени. Мужские именины 28 июля, по церковному календарю, отмечают Петр, Василий, Владимир и Вольдемар.
Какие святые и какие истории стоят за этими именами?
Матрена
Это имя стоит первым в нашем списке женских имен с именинами 28 июля. Церковным вариантом имени Матрена выступает имя Матрона. Вообще имеется несколько святых, носивших это имя, но 28 июля чтят память только одной — преподобной Матроны Хиосской.
Эта святая жила в XV веке на острове Хиос. Она с раннего детства решила посвятить себя Богу, и поэтому ушла из дома, как только смогла сделать это. Одну половину наследства она раздала бедным, а другую пожертвовала монастырю, в котором стала послушницей, на строительство храма.
В жизнеописании Святой рассказана такая история о возведении храма: при закладке фундамента рабочие нашли в земле золотой клад, но Матрона, заподозрив происки Сатаны, прочитала молитву, и золото обратилось в уголь.
Также, согласно жизнеописанию, она постом и молитвами достигла такой степени святости и чистоты помыслов, что от ее тела теперь исходил божественный свет. Сестры монастыря, видя ее святость, просили ее стать их новой игуменьей.
Известен также еще один интересный факт из жизни святой Матроны, описанный ее агиографами. Когда остров наводнили пираты, один из них ворвался в монастырь и хотел напасть на монахинь. Не успел он дотронуться до святой Матроны, как упал замертво, пораженный гневом Господним. Святая Матрона пожалела пирата и просила Бога в своей молитве о воскрешении этого человека. Умерший тотчас воскрес и, покаявшись в совершенных грехах, решил вести праведную жизнь. Когда об этом чуде узнали остальные пираты, они ушли с острова.
Умерла святая Матрона своей смертью в монастыре. Ее мощи, как считается в христианстве, чудотворны и обладают целительной силой.
Агриппина
Следующие в списке отмечаемых 28 июля женских именин — это именины Агриппины. В данном случае церковное и светское имена совпадают. Как и в случае с Матроной, имя Агриппина носили несколько святых, но 28 июля принято чтить память только одной — Агриппины Ржевской.
Святая Агриппина жила в XIII веке во Ржеве и была супругой князя Владимира Ржевского, также канонизированного православной церковью. Известно о ней немногое, и в житии упоминается княгиня бок о бок со своим мужем. Она вела праведный, угодный Богу образ жизни, была благочестива и заботилась о вверенном ей народе. Отдельного жития святой Агриппины Ржевской не существует.
До 1745 года в Ржевском соборе сохранялась гробница, где покоились рядом князь и княгиня. Деревянная крышка, снятая с нее, долгое время экспонировалось в Тверском музее. В настоящее время святая Агриппина считается покровительницей и заступницей Ржева.
Василий
Василий также отмечает именины 28 июля. Он почитает память святого равноапостольного князя Владимира, которого в крещении звали этим именем.
Владимир
Мужчины, отмечающие именины 28 июля, могут почтить память двух святых: святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь, и святого князя Владимира Ржевского.
Святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, жил в X веке. Сын Святослава и ключницы Малуши, первоначально он княжил в Новгороде, однако в ходе междоусобной войны ему удалось стать великим киевским князем, убив своего брата Ярополка. Согласно христианскому житию, Владимир, прежде бывший язычником и имевший большое количество наложниц, начал сомневаться в истинности языческой веры после пролитой крови и жестоких убийств проповедников.
Истинные исторические причины принятия христианства князем Владимиром и крещения им Руси житие игнорирует, повествуя о том, что со всего света в Киев стекались проповедники и предлагали князю свою веру, а его послы путешествовали по разным странам и землям, но именно христианство греческого образца избрано было им, когда послы вернулись из Константинополя и рассказали о великолепии Софийского собора. Также житие сообщает, что, приняв крещение, Владимир вел благочестивый образ жизни.
О святом князе Владимире Ржевском, как и о его ранее упоминавшейся супруге святой Агриппине Ржевской, известно немногое. Он жил в XIII веке и прославился своей защитой города и Ржевской земли, активной политикой, направленной на улучшение качества жизни в своих владениях, и благочестием. Похоронен он был рядом с женой.
Вольдемар
Вольдемар, также отмечающий 28 июля именины, может чтить в этот день память тех же святых, что и Владимир. Дело в том, что это имя является немецким вариантом имени Владимир.
28 июля именины отмечают и люди, названные именем Петр. Правда, с одной оговоркой: священномученик диакон Петр Троицкий был причислен к лику святых лишь в 2003 году, соответственно он является небесным покровителем людей, родившихся не ранее этого года.
Священномученик Петр Троицкий жил в XX веке в Истре. Он прошел годы Гражданской войны на стороне Красной армии, находился в польском плену, а вскоре после возвращения в советскую Россию оставил гражданскую службу и устроился служить в храме псаломщиком. В 1930 году он был избран старостой.
Петр Троицкий был арестован в мае 1931 года. На допросе он объяснял, что разъяснял людям в чайных сущность веры в Христа по просьбе своих прихожан. По итогам допроса он был признан крайне реакционно настроенным элементом, однако отпущен за неимением прямых доказательств вины. Повторно он был арестован в ноябре 1937 года по ложному доносу и наговору. В этот раз он обвинялся уже в создании контрреволюционной группировки. Приговоренный к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере Петр Троицкий умер в Бамлаге в 1938 году и был похоронен в общей могиле.
Именины и христианские имена
Христианские мужские имена:
Христианские женские имена:
Имени́ны – день памяти святого, чьё имя было дано человеку при Крещении. Каждый день церковного календаря посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в месяцеслове.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.
Обязательно ли называть ребенка именно по календарю?
Церковный устав не содержит строгого предписания называть детей именами только тех святых, чья память совершается в день рождения ребенка.
Подобная практика является делом сугубо личного благочестия родителей. Возможно, она связана с тем, что верующие родители, как правило, знают каких святых вспоминает Церковь в данный день (для этого существует Церковный календарь), соответственно, они знают, кому молятся и в тот день, когда на свет появляется их чадо. Поэтому они особо усердно обращаются именно к этим святым.
Опять же отметим: если родители хотят назвать сына или дочь именем, которое им очень нравится или, например, в честь кого-то из предков, но при этом память святого, носящего такое имя, совершается не в ближайшее время, в этом не будет ничего предосудительного. Главное, чтобы и родители, и в будущем – сам ребенок, не забывали молиться тому небесному покровителю, имя которого они избрали для своего ребенка.
Как определить день именин
В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».
Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8‑й день по рождении ребенка. См. Наречение имени
При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, канонизация как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.
Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших Церковь так же поминает их имена, данные в крещении.
Именины и День Ангела
Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.
Почитание и подражание своему святому покровителю
О молитвенной помощи святых преподобный Силуан Афонский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».
Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.
Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:
По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. агиографический словарь).
Человек, носящий имя исповедника или мученика, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей, могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.
Имена в честь Ангелов
Также человека могут назвать в честь Архангела (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Если имени нет в святцах
Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В церковных записках пишут только имена, данные в крещении.
Как встретить именины
Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
Что дарить на именины
В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для святой воды, ёмкость для освящённого хлеба и молитва на их принятие; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.
Молитва своему святому
О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Также необходимо знать тропарь и кондак своему святому.
Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь икону своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Святоотеческие высказывания о именинах
«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель Феофан, Затворник Вышенский
«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому».
святитель Филарет, митрополит Московский
«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».
святитель Феофан, Затворник Вышенский
«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно».
Антоний, митрополит Сурожский
История и символика празднования именин
Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20–30‑х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: “как на … именины испекли мы каравай”. Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.
Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.
Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.
После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: Таинство крещения попытались заменить на “октябрины” и “звездины”. Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, “почетные родители”, иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с “пережитками” доходила до анекдотических крайностей: так, в 20‑х годах цензура запретила “Муху-Цокотуху” К. Чуковского за “пропаганду именин”.
Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день “телесного” рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути.
В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели “малое” имя, известное всем, и “большое”, которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!
Имя могло изменяться с возрастом. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские “молочные” имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Переосмысление этой традиции можно увидеть в монашестве, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.
У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов (“чертыхаться”): таким образом можно было накликать “недобрую силу”. Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве (Иегова) в Ветхом Завете — это “неизреченное Имя”, священная тетраграмма, которую можно перевести как “Я есмь, Который есмь”. По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие “неизреченное Имя”: так через свое личное имя человек связывался с Богом.
Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, “человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово”.
Предназначением христиан является святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже “реализовалось” в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, “помощника”, “молитвенника”. С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один “избранный народ”.
Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православии не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.
Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: “прозвищное” имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские “прозвищные” имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: “нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества”.
Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания “дехристианизации” именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись “красные святцы”, выдумывались новые, “революционные” имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего “социалистического лагеря”) продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20–30‑е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: “имена не придумаешь”, в том смысле, что они “наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев”.
Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но “дехристианизация” и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство “массовых культур” — стремление к усреднению, стандартизации).
иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
В Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.