28 дней спустя ляпы
Как это снято: «28 дней спустя»
15 лет назад Дэнни Бойл снял один из самых необычных хорроров XXI века. Разбираем, чем так важен фильм «28 дней спустя»: апгрейд образа зомби, безлюдный Лондон, первые цифровые камеры, а также при чем здесь датская «Догма», Эбола и построк.
Драматургия: эволюция зомби-хоррора, трехактовая структура и коллективные страхи
Идея «28 дней спустя» родилась у сценариста Алекса Гарленда после завершения работы над фильмом Дэнни Бойла «Пляж». Гарленд в то время увлекся жанром зомби-хоррора и, изучив все возможные картины, книги и игры на эту тему, написал собственный сценарий. Текст заинтересовал Бойла и его постоянного продюсера Эндрю МакДональда, и после нескольких драфтов картину запустили в производство.
Как это обычно бывает у Бойла, в фильме четко прослеживается драматургическая структура. У «Дней. » есть пролог, эпилог и три акта. Действие каждого акта разворачивается в разных местах: в Лондоне, в дороге и в особняке военных. При этом каждый акт отражает разные этапы эволюции характера главного героя. Как и многие другие авторы, Бойл и Гарленд долго сомневались насчет концовки своего детища, но случай «28 дней спустя» довольно редкий в том смысле, что для картины сняли три разных финала. Два других были мрачными, — главный герой в исполнении Киллиана Мерфи погибал, — и реакция на них фокус-группы не воодушевила Бойла. Поэтому было решено остановиться на хэппи-энде.
По словам Бойла, одна из причин, по которой он захотел взяться за сценарий Гарленда, заключалась в том, что будущий фильм виделся режиссеру полижанровым. И действительно — в картине совмещены ключевые мотивы зомби-хоррора и постапокалиптики. Сам Гарленд признавался, что при работе над сценарием на него особенно повлияли роман Джона Уиндема «День триффидов» и фильмы отца зомби-жанра Джорджа Ромеро. Сразу отметим, что «28 дней спустя» во многом способствовал возвращению моды на зомби. Возможно, дело в том, что авторы усовершенствовали оживших мертвецов по сравнению с их каноническим образом — они научились бегать и вообще стали более агрессивными.
Другая важная особенность фильма — его актуальность. Мотив превращения людей в зомби из-за инфекции вдохновили реалии начала 2000-х годов. Во всем мире одной из самых обсуждаемых тем в тот момент была тема глобальной угрозы различных инфекций: от сибирской язвы и Эболы до ВИЧа. Другой социальным мотив, повлиявший на сюжет, — геноцид (например, в Руанде в 1994 году). Фильм таким образом стал отражением глобальных страхов и своего рода предостережением.
Съемки: как снять мегаполис без людей
«28 дней спустя» снимался в Великобритании, и страна здесь показана такой, какой на экране она еще не представала. Дело в том, что Дэнни Бойл решил добиться по-настоящему сильного эффекта убедительности постапокалисписа радикальным способом — он задумал показать знакомые всему миру места абсолютно пустынными. Так родилась, возможно, одна из самых сильных сцен фильма — Киллиан Мерфи в одиночестве ходит по Вестминстерскому мосту, площади Пикадилли, Оксфорд-стрит, улицам вокруг Собора Святого Павла и другим культовым частям Лондона, которые просто не бывают безлюдными никогда. Тем не менее кинематографистам удалось договориться о перекрытии необходимых мест, однако съемки можно было поводить только четыре дня в четыре утра и не дольше одного часа. Например, кадры, где Мерфи проходит мимо перевернутого даблдекера, были сделаны за двадцать минут. За это время удалось «опрокинуть» автобус, провести съемки и снова его убрать.
Помимо улиц Лондона группа также перекрывала одно из крупнейших шоссе Великобритании M1. Здесь было разрешено работать тоже только рано утром, но уже два часа. Актриса фильма Наоми Харрис замечает по этому поводу, что самым сложным в подобных ситуациях было осознание ответственности: из-за крайне сжатых сроков у группы и актеров не было права на ошибку, и снимать все необходимо было с первого раза.
Также примечательной локацией можно назвать Трафальгарское поместье XVIII века, находящееся недалеко от Солсбери. Здесь снимался третий акт картины. Владелец особняка разрешил снимать внутри, но с минимальными изменениями интерьеров и только на одном этаже. Так что авторам пришлось постараться, чтобы показать особняк более масштабным, чем он был для них доступен. Например, в кадре, в котором Мерфи прыгает через окно в крыше — актер в действительности прыгал из коридора в подвал.
Визуальное решение: ранние цифровые камеры, «американская ночь» и голландский угол
А еще выбор в пользу цифровых камер был продиктован логистикой. Снимай группа на 35-мм пленку, от части важных сцен пришлось бы просто отказаться, потому что физически их было бы невозможно сделать. Оператор фильма Энтони Дод Мэнтл (он, кстати, был первопроходцем съемок кино на видео — снимал на камеру Sony DCR-PC3 «Торжество» Томаса Винтерберга, первую картину датской «Догмы») рассказывает, что сцены пустынного Лондона не удалось бы снять на пленку, потому что не хватило бы камер и времени на их подготовку. Камеры Canon XL1 гораздо удобнее и проще в обращении. Кадры «прогулки» по Лондону снимались одновременно восемью такими камерами, благодаря чему сцену можно было сделать достаточно оперативно. Вообще значительная часть фильма снималась многокамерным способом (иногда число камер доходило до десяти). По словам Киллиана Мерфи, этот опыт был достаточно необычен, потому что играть приходилось без понимания, где располагается камера, ведь они были почти повсюду.
По словам Дод Мэнтла, одной из самых больших сложностей при съемках для него стал свет. Действие фильма разворачивается в мире постапокалипсиса, где почти нет искусственного освещения, а в фильме большое количество ночных сцен. Таким образом возможности сюжетного оправдания искусственного электрического освещения в кадре сужаются. По этой причине ночные сцены фильма в основном снимались днем, а изображение недоэкспонировалось на три-четыре ступени. При пост-обработке экспозиция опускалась еще больше, иногда до семи ступеней. «Дэнни и я хотели сделать кино темным настолько, насколько это возможно», — говорит Дод Мэнтл.
«28 дней спустя» визуально очень характерный для Бойла фильм, поскольку здесь постоянно используется излюбленный режиссером заваленный горизонт. Впрочем, здесь это кажется как никогда оправданным за счет тревожной, гнетущей атмосферы истории. Прием как бы визуально напоминает зрителю, что в мире фильма нет никакой стабильности и покоя, а ситуация в любой момент может выйти из под контроля. Также можно заметить, что для динамичной картины, снятой на видеокамеры, сама мобильность которых как бы подталкивает к движению, изображение часто статично. Дод Мэнтл отмечает, что это неспроста. По мнению оператора, излишние движения камеры перегрузили бы изображение и пошли бы только во вред истории.
Музыка: тлен и безысходность построка
Как и любой другой фильм меломана Бойла, «28 дней спустя» примечателен саундтреком. Картина во многом способствовала популяризации жанра построк. Дело в том, что незадолго до съемок Бойл познакомился с мрачным творчеством канадской построк группы Godspeed You! Black Emperor, и, по словам режиссера, снималась и монтировалась картина с расчетом именно на их угнетающую музыку. Правда, в итоге в фильм вошла только одна композиция коллектива (зато она легла на тот самый эпизод с пустынным Лондоном), а большую часть музыки написал Джон Мерфи. Работал он очевидно с оглядкой на построк Godspeed You! Black Emperor, причем их стилю он настолько удачно придал элемент популярной музыки, что трек «In The House — In a Heartbeat», стал лейтмотивом не только «28 дней спустя», но и сиквела, а также использовался в ряде других картин, вплоть до отечественного сериала «Закон каменных джунглей».
28 дней спустя ляпы
Киллиан Мерфи (Cillian Murphy).
Карьера 1996 год — настоящее время.
Исполнитель роли Томаса Шелби в сериале «Острые козырьки».
Старший из четверых детей в семье педагогов: отец работает в Министерстве образования и навыков Ирландии, а мать преподает французский язык в школе. Дяди, тети и дед актёра также работают преподавателями.
Закончив колледж, Киллиан поступил в Университет Корка на юридический факультет, где изучал право.
Фильмы: «Девушка с жемчужной серёжкой», «Холодная гора», «Ночной рейс», «Ветер, который качает вереск», «28 дней спустя», «Пекло», «Запретная любовь», «Щедрость Перрье», «Начало», «Время», «Сломленные», «Красные огни», «Превосходство», «В воздухе», «Антропоид», «Дюнкерк», «Анна», «Тихое место 2» и другие.
Около 15 лет был вегетарианцем, но перед съёмками в сериале «Острые козырьки» начал есть мясо, «чтобы не выглядеть слишком худощавым».
С 2004 года состоит в браке с ирландской художницей Ивонн Макгиннес, с которой он встречался 8 лет до их свадьбы. У супругов есть два сына — Малаки и Эран.
Аминь!
Все скидки и промокоды в одном месте
Вы там как, готовы к осенним распродажам? Чтобы не пропустить самые интересные и выгодные предложения, подпишитесь на полезный телеграм-канал Пикабу со скидками. Да, Пикабу не только для отдыха и мемов, но и для экономных покупок!
В «Пикабу Скидки» вы найдете актуальные предложения:
• доставки еды (KFC, Delivery Club, «Папа Джонс»);
• книги («Читай-город», «Литрес», Storytel);
• услуги и сервисы («Делимобиль», Boxberry, «Достависта»);
• маркетплейсы и гипермаркеты (Ozon, «Ашан», «Яндекс.Маркет»);
• одежда и обувь (Adidas, ASOS, Tom Tailor)
• бытовая техника и электроника («М.Видео», «Связной», re:Store);
• товары для дома (IKEA, «Леруа Мерлен», Askona);
• косметика и парфюмерия («Л’Этуаль», «Иль де Ботэ», Krasotka Pro);
• товары для детей («Детский мир», MyToys, Mothercare);
• образование («Нетология», GeekBrains, SkillFactory);
• и еще куча-куча всего.
Тем временем в Москве
(Референсы в первом комменте.)
Бонус для Новосибирска
Рай социофоба
Я сегодня понял что не смотря на весь кошмар что принёс COVID-19 в мир, есть и кое-какой интересный и необычный момент, который правда по достоинству оценят наверно только мизантропы, социапаты и прочие антрофобы к коим я и себя причисляю. Это уникальный опыт от ощущения пустых городов! Это ещё помимо того великолепия что все люди сторонятся друг друга и стараются лишний раз с тобой не говорить и не сближаться без нужды.
Я, как оказалось, в силу своей профессии (трак драйвер) нахожусь теперь на фронте борьбы с коронавирусом, со слов государственного секретаря департамента транспорта США. Даже правила распорядка рабочего дня разрешили нарушать, для чего издали «COVID-19 Emergency Declaration for Trucking Relief Supplies»
Так что законно перемещаюсь по всей Америке и вижу огромные города практически пустыми.
Вот без шуток как в фильмах катастрофах. Пару дней назад очень впечатлил и напомнил «28 дней спустя» Онтарио в Калифорнии. Было ещё и воскресенье, улицы пусты! Причём я был возле международного аэропорта, а по улицам лишь ветер перебрасывал редкий мусор и где-то далеко были слышны сирены. Пробрало.
Можно было стоять посреди обычно оживленной дороги и снимать.
Честно говоря Лос-Анджелес и пригороды в таком виде мне даже понравились. Нет адских пробок и московской суеты, которая тут просто на недосягаемом уровне раздражительности! Это пожалуй тот опыт который не каждому удастся получить за жизнь. Если бы можно было выбирать то было бы очень интересно погулять по Венеции, Парижу и Нью-Йорку сейчас. Но впереди Чикаго, который тоже на карантине.
Как снимали фильм ужасов «28 дней спустя»
Ранее не имевший опыта работы в жанре ужасов Дэнни Бойл сразу решил, что его фильм должен качественно отличаться от традиционных хорроров про «ходячих мертвецов». На роли «инфицированных» были приглашены спортсмены-легкоатлеты, потому что английский режиссер считал очень важным показать, как инфекция повышает силу и физические способности зараженных людей.
Бойл акцентировал внимание зрителя на том, что современный зомби-вирус не убивает людей, но превращает их в опасных и смертоносных существ. Вместе с автором сценариям Алексом Гарлендом они посчитали, что подобный вариант зомби-апокалипсиса служит метафорой к нынешнему проявлению социальной ярости, когда люди внезапно проявляют агрессию по отношению к окружающим в общественных местах, будь то футбольный стадион, очередь в ночной клуб или салон самолета. По сути, вирус служит лишь катализатором «темной стороны» человеческой души, разгоняя неконтролируемую злость в людях, которые до этого сдерживали свои негативные эмоции.
Несмотря на то что при написании сценария авторы вдохновлялись стандартными источниками, включая знаменитую трилогию Джорджа Ромеро и классическую историю Джона Уиндэма «День Триффидов», Гарленд и Бойл считали, что прежняя идея о мертвецах, охотящихся за человеческими мозгами, изжила себя окончательно. По их мнению, сегодняшнее человечество куда больше боится эпидемий, вирусов, неизлечимых болезней, нежели нашествия оживших мертвецов в классическом понимании.
Неудивительно, что симптомы выдуманной болезни под названием «Ярость» были «спроектированы» с лихорадки Эбола, которая передается через кровь. Одними из явных симптомов болезни являются покраснение глаз, а также внутренние и внешние кровотечения. В графическом романе (комиксе) «28 дней спустя: Последствия», изданном в период между оригиналом и сиквелом «28 недель спустя» (2007), как раз рассказывается о том, как «Ярость» появилась в результате мутации вируса Эбола.
Для съемок сцен в Лондоне местная полиция в 4 утра на один час перекрывала улицы. Создатели фильма прекрасно понимали, что те, кто возвращался в столь поздний (или ранний) час домой из увеселительных заведений, будут крайне раздражены, узнав, что им придется либо давать солидный крюк в объезд, либо ждать. Вот почему с предложением объехать закрытые улицы к водителям подходили симпатичные девушки (включая дочь режиссера Дэнни Бойла), с которыми водители общались дружелюбно.
Аналогично авторы не смогли найти для съемок фильма более подходящей начальной локации, чем больница. Та, что показана в фильме, существует и функционирует на самом деле, только работает по будням. На выходные менеджеры госпиталя сдавали помещения в аренду создателям картины, а те платили им напрямую, дабы удостовериться, что все средства пойдут непосредственно в фонд учреждения.
Взрыв авторы «28 дней спустя» хотя бы планировали заранее, в отличие от весьма курьезного случая, когда сотрудники, отвечающие за реквизит, забыли забрать с улицы фальшивые трупы. Случайной свидетельницей «массового убийства» стала местная парикмахерша, которая сначала в панике угодила в аварию, а затем вызвала копов.
Ходили слухи, что главную роль вместо Киллиана Мерфи мог сыграть Леонардо ДиКаприо, с которым режиссер Бойл двумя годами ранее сотрудничал на съемках приключенческой драмы «Пляж». А еще эта партия могла достаться Юэну МакГрегору (тоже раньше снимавшемуся у Бойла в ленте «На игле») и Райану Гослингу, но обоим не удалось договориться с продюсерами «28 дней спустя» из-за участия в других проектах.
Кристофер Экклстон и другие актеры, сыгравшие солдат, посвятили три дня общению и тренировкам вместе с настоящими военными, дабы научиться вести себя в кадре подобающе. Роль жестокого майора Уэста также предлагали Роберту Карлайлу, который завоевал популярность на родине благодаря своему появлению в драме «На игле», однако актер как раз был занят на съемках комедии «Однажды в Средней Англии». Позднее Карлайл искренне сожалел об упущенной возможности и с благодарностью принял приглашение на съемки в сиквеле «28 недель спустя», на котором Дэнни Бойл значился только продюсером.
Алекс Гарленд и Дэнни Бойл провели большую работу по изучению социальных апокалипсисов современной цивилизации, особенно геноцидов в Руанде и Сьерра-Леоне, однако отказались от идеи продемонстрировать фотографии тех ужасных событий в прологе картины. Несмотря на реалистичность, все кадры с изображением мертвых в начале ленты — постановочные. Тем не менее кадр, где Джим видит мертвую мать, сжимающую в руках младенца, навеян настоящей фотографией с массового захоронения курдов, которую в свое время увидел Дэнни Бойл.
Дополнительным доказательством интереса к проекту на момент выхода фильма в свет служит и тот факт, что знаменитый писатель Стивен Кинг выкупил кинозал полностью для просмотра фильма в одном из кинотеатров Нью-Йорка. Стоил ли, по мнению Кинга, дорогостоящий поход в кино своих денег — нам неизвестно.
Киноляп в фильме «28 дней спустя»
Душевное спокойствие
Может не успел вписать в завещание?
Рывок
Депутатка Мосгордумы Наталья Метлина заявила, что пенсионерам пора не упрашивать государство, умоляя помочь, а требовать поддержки у своих детей.
А тот факт, что пенсионеров наёбывают мошенники на сотни и миллионы рублей говорит о том, что у них есть накопления!
Полжизни пенсионных отчислений и налогов не для того были сделаны, чтобы их теперь выпрашивать
Лежишь себе такой, загораешь
Триппер?
И снова: Государство не просило их рожать
Дамы и господа, вашему вниманию депутат Мосгордумы Наталья Метлина. Выступление на последнем заседании городского парламента можно разбирать на цитаты: «где вы набрали такое количество жаждущих, страждущих пожилых людей», «давайте требовать от детей проявлять заботу о пожилых родителях», «надо было думать о том, как ты будешь жить после 55-60 лет». Ну и классическое, куда же без него: «государство не просило их рожать»
Больше не хочу
— Сынуль, а как же за собой посуду помыть?
— Знаешь, мам, пару раз пробовал, мне не понравилось. Больше не хочу.
Дженнифер Энистон тогда и сейчас
Мама, мы все тяжело больны!
Мама, я знаю, мы все сошли с ума!
Фото старого компьютера и молодого меня
Электроника БК 0010-01, 1995г.
часы рядом- родители выделяли только 15 минут подряд.
игры грузились через магнитофон Ритм.
Питон, Биомасса, хоккей, остальное на магнитной пленке, видимо, было поручено.
Запуск компа было событием всегда.
Помогло
Вот так вот
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)