28 декабря день памяти и скорби калмыцкого народа
День памяти жертв депортации калмыцкого народа
Памятник «Исход и возвращение» в Элисте (Фото: littlekop, depositphotos.com)
28 декабря Республика Калмыкия и её народ отмечают памятную дату, связанную с трагическими событиями в истории калмыцкого народа, произошедшими в декабре 1943 года. Дата эта носит название День памяти жертв депортации калмыцкого народа.
Исторические события, послужившие поводом для учреждения в 2004 году Парламентом Республики Калмыкия государственной памятной даты, связаны с одной из проводившихся НКВД спецопераций по выселению ряда коренных народов, незаслуженно целиком обвинённых в пособничестве фашистам, противодействии органам Советской власти и борьбе против Красной Армии.
Добровольческие формирования Вермахта и войск СС, а также пособничество оккупационным властям стали одной из сторон политического и военного противостояния СССР и гитлеровской Германии. Германская пропаганда, основанная на идеях борьбы с большевизмом, была воспринята определёнными категориями граждан СССР в позитивном ключе. Кто-то из них становился добровольцем или пособником по идейным соображениям, другие – по причине слабости или выбора между жизнью и смертью. Однако, так или иначе, факты коллаборационизма были распространены в разных частях оккупированных территорий, среди разных народов.
Настоящей трагедией стало то, что факты коллаборационизма были обращены против целых народов, которые расплатились за предательство отдельных граждан по самым суровым меркам, потеряв свою историческую Родину, лишившись родных домов, оказавшись в тяжелейших бытовых условиях, с нарушенными социальными связями.
Такая тяжёлая судьба выпала и калмыцкому народу, пережившему депортацию в декабре 1943 года. 27 декабря 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о ликвидации Калмыцкой АССР (что и было осуществлено в 1944 году). Следующий день – 28 декабря 1943 года стал роковым для калмыков. Тогда вышло Постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР». В течение нескольких дней была проведена ставшая печально известной операция НКВД «Улусы», в ходе которой калмыки были депортированы в заранее определённые районы Сибири.
Депортировали не только калмыков, проживавших в Калмыцкой АССР, но и в Калмыцком районе Ростовской области. На долгие тринадцать лет целый народ оказался насильственно оторван от родной земли и своих домов. За этот период времени в ходе депортации по разным причинам погибла примерно половина калмыцкого народа. Страшным было и то, что этим унизительным актом была попрана память всех погибших калмыков, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны.
Только в 1956 году калмыцкий народ был реабилитирован, в 1957 году вышел Указ о восстановлении Калмыцкой АССР, а калмыцкий народ получил право вернуться на Родину.
В 1989 году Верховный Совет СССР признал насильственную депортацию калмыцкого и других народов СССР варварской акцией сталинского режима, преступлением. В 1991 году Законом Российской Федерации депортация была признана актом геноцида.
Память о тех страшных событиях декабря 1943 года бережно хранят потомки. В 2004 году Народный Хурал Республики Калмыкия установил памятную дату, являющуюся нерабочим днём в Республике. В разных городах ежегодно 28 декабря проводятся траурные памятные мероприятия, а в храмах – поминальные службы по всем невинно погибшим в годы депортации. Ярким напоминанием о тех страшных событиях служат памятники-мемориалы, особое место среди которых занимает памятник «Исход и возвращение», расположенный в Элисте. В этот День национального траура, памяти и скорби у подножия монумента собираются тысячи людей, выступают представители власти и церкви, проводится церемония возложения венков и наступает Минута молчания.
Другие праздники в разделе «Праздники России»
28 декабря день памяти и скорби калмыцкого народа
Успешные азиаты России запись закреплена
День памяти жертв депортации калмыцкого народа.
28 декабря 1943 года – трагическая дата в истории калмыков. Насильственное выселение, ликвидация государственности и другие репрессии сталинского режима нанесли невосполнимый урон калмыцкому народу. И даже предновогодняя суета не может затмить ту боль, которая оставила свой отпечаток на каждом из его представителей.
28 декабря — памятный день жертв депортации калмыцкого народа. В этот день Калмыкия поминает тех, кто погиб, скорбит вместе с теми, чья жизнь и судьба были жестоко искалечены. Насильственное выселение калмыков — политическое преступление тоталитарного режима, на совести которого миллионы сломанных судеб.
Кроме калмыков, были депортированы и другие народы СССР, но даже на фоне их депортации высылка калмыцкого народа выглядела беспрецедентно. В отличие от других депортированных народов, большинство калмыков было выслано 28 декабря. Это был самый разгар зимней стужи. Сибирь же встретила калмыков 30-40-градусными морозами. Как отмечается в книге профессора Максимова К.Н. «Трагедия народа. Репрессии в Калмыкии. 1918-1940-е годы», «Поспешность при выселении, товарные вагоны, не приспособленные даже для перевозки скота в зимнее время, непривычные суровые сибирские морозы, отсутствие элементарных человеческих условий и какой-либо медицинской помощи в пути следования привели к страшным последствиям…». Многие из нас помнят и никогда не забудут рассказов наших бабушек и родителей о том, как на каждой из многочисленных остановок из вагонов выносили по несколько окоченевших трупов наших соотечественников. Кроме умерших в дороге, значительная часть выселенных прибыла на места спецпоселения тяжело больными. Многие из них были обречены на погибель в ближайшие месяцы.
Вышеперечисленные факты являются лишь малой частью скорбного явления уничтожения калмыцкого народа. Подобная политика советского государства по международным канонам классифицируется как геноцид.
Женщины-некалмычки, бывшие замужем за калмыками, также ставились на учёт и подвергались всем положенным репрессиям. Труд депортированных калмыков использовался в сельском хозяйстве, на лесоповале, но чаще всего— в промышленном рыболовстве.
Депортация калмыцкого народа автоматически привела к ликвидации национальной автономии. В 1944 году Калмыцкая АССР прекратила свое существование. Её районы вошли частично в административное подчинение соседних областей, Ставропольского края.
В ноябре 1948 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной Войны», суть которого состояла в том, что репрессированные народы высланы навечно, без права возврата на этническую родину. Этим же указом режим спецпоселения более ужесточался. Документ предусматривал 20 лет каторжных работ за самовольный выезд из мест поселения.
Только через 13 лет (в 1957 году) автономия калмыцкого народа указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1957 года была вновь восстановлена, но не в полном объёме, так как, до настоящего времени, несколько районов отошедших к соседним областям так и не были возвращены в состав Калмыцкой Республики.
Верховный Совет СССР признал депортацию калмыков и других репрессированных народов СССР «варварской акцией сталинского режима» и тяжелейшем преступлением (Декларация от 14 ноября 1989 года).
Законом Российской Федерации от 26 апреля 1991 года №1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» репрессии народов СССР, в том числе калмыков, были признаны актом геноцида. Статья 4 данного закона провозгласила, что агитация, препятствующая реабилитации репрессированных народов, не допускается, а лица, совершающие такие действия должны привлекаться к ответственности.
С тех пор выросло несколько новых поколений. Ради будущего мы должны помнить прошлое, помнить жертв сталинского геноцида. Забвение истории грозит ее повторением.
Наш гражданский и человеческий долг – сохранить историческую память, мир и согласие в обществе; сделать всё, чтобы будущее страны не было омрачено подобными трагическими страницами.
День памяти жертв депортации калмыцкого народа
Сегодня – День памяти и скорби.
В этом году 28 декабря исполняется семьдесят семь лет со дня депортации калмыцкого народа и ликвидации его национальной государственности.
Эта скорбная дата возвращает всех нас в далекие декабрьские дни, когда в результате произвола тоталитарного режима из калмыцких селений началось массовое насильственное изгнание стариков, женщин, детей. Затем с фронтов Великой Отечественной войны были отозваны воины-калмыки, вместе с представителями других народов нашей многонациональной страны героически сражавшиеся с немецко-фашистскими оккупантами. Более ста тысяч человек подверглись лишениям, обреченные на гибель и унижения. Но калмыцкий народ достойно прошел через горнило незаслуженного наказания, сохранив национальную самобытность, язык, культуру.
Сегодня от холодного декабря 1943 года нас отделяют десятилетия. Но боль пережитой трагедии не уходит из памяти. Мы никогда не забудем погибших и умерших в годы ссылки калмыцкого народа. Находясь в чужих, ставших затем родными, краях, калмыцкий народ свято верил в торжество справедливости, в то счастливое время, когда он вернется на землю своих предков, к оставленному отчему дому и добьется своего национального возрождения. Эту веру в него вселяла доброта, отзывчивость и сострадание простых людей.
В этот траурный день я разделяю скорбь и боль тех, чьи родные и близкие навечно остались в холодной Сибири.
Сегодня благодаря кропотливой работе отечественных исследователей имена наших земляков, прошедших суровые годы лишений, навечно внесены в списки книг памяти. Немало имен еще необходимо установить, возвратить из забвения и избавить от ложных и несправедливых обвинений.
Наша задача сегодня – думать о будущем и направлять свои усилия на то, чтобы на основе консолидации и единства граждан республики сделать все возможное для дальнейшего процветания и увеличения благополучия Калмыкии.
Вечная память тем, кто не дожил до светлого дня возвращения на родину! Мы преклоняем головы перед жизненным и трудовым подвигом наших ветеранов, кто доблестным трудом возродил степной край, нашу любимую Калмыкию.
Презентация и конспект классного часа «28 декабря-День Памяти жертв депортации калмыцкого народа»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
28 декабря – День памяти жертв депортации калмыцкого народа.
Сегодня мы зажигаем поминальные лампадки всем тем, кто пострадал от жестокости сталинского режима, пал жертвой преступной депортации калмыцкого народа.
Испокон ведется на Руси: Власть грешит, А каются народы, Потому, калмык, меня прости За свою былую несвободу. Ст. Куняев
28 декабря 1943 года –черная дата в истории калмыцкого народа. В этот день, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943г.все калмыки выселяются в Сибирь, как изменившие Родине.
В тот день, согнав народ подавленный Под ругань стражи, блеск штыков Врагами были все объявлены – Все от детей до стариков. Потом загнали их в товарные Вагоны длинных поездов, И потянулись дни кошмарные Длиною в дюжину годов, А люди, плача, зябко кутаясь, Был брошен дом, оставлен скот. Зима тогда стояла лютая, Кончался сорок третий год…
Путь длиной в 13 лет и 13 дней
Нас, безвинно обиженных, много, Но не видит никто наших слез. И куда поведет нас дорога Под железную песню колес? Промелькнут за окошком перроны. От конвоя любовь сберегу. В арестантском промерзшем вагоне Провезу через морок-тайгу, Пронесу я ее через годы, Через зоны больших лагерей. Не видать мне тебя, как свободы. Если вспомнишь меня – пожалей. Н.Домовитов
И скот ревел, и вдовы выли Над Волгой мчались поезда, Людей насильно увозили В Сибирь на долгие года! С.Мазуркевич
Такое страшное было время Врагом народа был сам народ. Любое слово,любая тема… И по этапу страна…вперед: Но мы то помним!Теперь мы знаем На всё запреты,на всех печать… Народ толпой по этапу гнали, Чтоб было легче им управлять…
Я знал, что мой народ в лесах Сибири Нашел друзей и вновь душой окреп Средь лучших русских, средь щедрейших в мире, Деливших с нами и судьбу, и хлеб. Д. Кугультинова:
Я помню прошлое. Я помню Свой голод. Больше я не мог, И русская старушка, Помню, Мне хлеба сунула кусок. Затем тайком перекрестила В моём кармане свой ломоть. И быстро прочь засеменила, Шепнув: «Спаси тебя господь!» Хотелось мне, её не зная, Воскликнуть: «Бабушка родная!» Хотелось петь, кричать «ура!», Рукой в кармане ощущая Существование добра.
Грузили мы в сорокоградусный мороз Тяжелые подушки для снарядов. Нас было много в злую ту войну – Холодных, голодных и вихроволосых. Похожих на бездомную шпану, Которая кочует под откосом. Сжав крепко зубы, Силясь горячо, Старались мы, ослабшие от стона, Побольше взять на детское плечо И погрузить в огромные вагоны. Война – всегда Всеобщая беда, Великое народное страдание, Ты научила сильным быть тогда И жить порой одним вторым дыханьем!
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ товарищу Сталину И.В. товарищу Молотову В.М. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета и постановлением СНК от 28 октября 1943 г. НКВД СССР осуществлена операция по переселению лиц калмыцкой национальности в восточные районы. Для обеспечения проведения операции и предотвращения случаев сопротивления или побега НКВД заблаговременно были приняты необходимые оперативно-войсковые мероприятия, организована охрана населенных пунктов, сбор переселяемых, сопровождение их в места погрузки и эшелоны. В начале операции было арестовано 750 калмыков, состоявших в бандах, бандпособников, активных пособников немецких оккупантов и другого активного элемента. Всего погружено в 46 эшелонов 26 359 семей или 93 139 переселенцев, которые отправлены к местам расселения в Алтайский и Красноярский края. Омскую и Новосибирскую области. Во время проведения операций происшествий и эксцессов не было. Эшелоны с переселенцами сопровождались работниками НКВД. НКВД СССР совместно с местными организациями приняты необходимые меры по приемке, обеспечению жильем и трудовому устройству переселенцев в места расселения. 2 января 1944 г. Л.Берия
«За что?» – спрашивал каждый калмык. «За что?» – спрашивали безвинные дети и седобородые старики. «За что?» – меняясь в лице, кричали бесстрашные герои-фронтовики.
Степь опустела – изгнаны калмыки. И обезлюдел Северный Кавказ. Балкарец, карачаевец, ингуш, Калмык, чеченец, немец из Поволжья. За что кара? Кара – и не божья. За что вас гнали на погибель в глушь? Д. Кугультинов
Широклаговец –Сосаев Борис Халгаевич.
9января 1957 года Президиум Верховного Совета СССР был принят Указ об образовании Калмыцкой Автономной области, которая затем учреждена в Калмыцкую АССР.
Этот день на праздник не похож – воронки умчали сотни жизней. Пусть с газет не льется больше ложь об антинародной дешевизне. Сколько сгинуло в задворках серых стен величайших гениев планеты! Мы скорбим по каждому из тех, кто не славил стадные заветы. Стала пухом мать сыра земля, и развеян пепел уж по ветру, Только память все еще жива, только песня ваша не допета. Точно кровь, застывшие цветы, как комок клубится в легких воздух, Жертвы политической войны со слезами мы сегодня вспомним.
«ИСХОД И ВОЗВРАЩЕНИЕ» Над курганом – черная тень. Светлый памятник – в черный день. … Памятник этот мы посвящаем Тем, кто погиб в том холодном краю, Тем, кто вернулся на землю свою… Создал его Эрнст Неизвестный, Мастер, философ, всемирно известный. Будет памятник вечно стоять И о трагедии напоминать.
В митинге, который традиционно проходит у монумента Эрнста Неизвестного «Исход и Возвращение», после краткого молебна участники митинга возлагают венки и цветы в память о погибших в годы репрессий.
Светлая память всем погибшим!
Выбранный для просмотра документ кл.час ко дню памяти.doc
МКОУ «Кегультинская средняя общеобразовательная школа»
Классный час на тему: «28 декабря-День Памяти жертв депортации калмыцкого народа».
учителя: Ярмова Н.С., Кардашова А.Г.
Цели: образовательная – сформировать представление о понятии “депортация”, о причинах депортаций, жизни депортированного на примере Республики Калмыкия
воспитательная – воспитывать межнациональную толерантность, готовность конструктивно оценивать историю.
Выступление учителя с сопровождением музыки. (Альбиони) Слайд №1.
Учитель: ДВЕРИ, НАСТЕЖЬ, КАЛМЫКИ! (отрывок из поэмы Е.Буджалова)
В нетопопленном домишке,
Холодной бесснежной зимы
Студеной и долгой зимы
В котором они рождены!
И тесны. Там женщины, старцы
Все дальше и дальше
Там женщины, старцы
В вагонах нетопленных
Ни счастья, ни доли
Погибли во имя Победы…
Сорок третьего года,
28 декабря 1943 года – трагическая дата в истории калмыцкого народа. В этот день, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР, началось выселение калмыков из родных мест в сибирскую ссылку, где они провели в депортации 13 долгих и трудных лет.
Тринадцать долгих лет страданий и лишений пришлось пережить народу Калмыкии, тысячи невинных жизней унесла насильственная ссылка в Сибирь. Нет ни одной семьи в республике, которая бы не понесла утрату в те страшные дни, полные неимоверной боли и мучений. За первые пять лет репрессий народ потерял треть своего населения. Но, разбросанный по всей территории нашей страны, он вопреки всем невзгодам, смог выжить и сохранить свое национальное достоинство и надежду на справедливость.
Дети и внуки свято чтят память о своих родных и близких, соотечественниках, ушедших из жизни, с особым вниманием и теплотой относятся к людям старшего поколения, преклоняются перед их мужеством и жизнелюбием.
Сегодня мы зажигаем поминальные лампадки всем тем, кто пострадал от жестокости сталинского режима, пал жертвой преступной депортации калмыцкого народа.
Слайд 6 (Слова ученика)
В тот день, согнав народ подавленный
Под ругань стражи, блеск штыков
Врагами были все объявлены –
Все от детей до стариков.
Потом загнали их в товарные
Вагоны длинных поездов,
И потянулись дни кошмарные
Длиною в дюжину годов,
А люди, плача, зябко кутаясь,
Был брошен дом, оставлен скот.
Зима тогда стояла лютая,
Кончался сорок третий год…
Слайд 6-7 (слова ученика)
Путь длиной в 13 лет и 13 дней
Нас, безвинно обиженных, много,
Но не видит никто наших слез.
И куда поведет нас дорога
Под железную песню колес?
Промелькнут за окошком перроны.
От конвоя любовь сберегу.
В арестантском промерзшем вагоне
Провезу через морок-тайгу,
Пронесу я ее через годы,
Через зоны больших лагерей.
Не видать мне тебя, как свободы.
Если вспомнишь меня – пожалей.
Н.Домовитов
Слайд №8-9 (слова учителя)
Подготовительные мероприятия по проведению операции «Улусы» осуществлялись руководством НКВД–НКГБ СССР в глубокой тайне. Прибывшие подразделения войск НКВД и его оперативный состав были ознакомлены с приказом о соблюдении секретности проводимой акции, об этом неоднократно предупреждали на различных совещаниях, руководители штаба операции и строго требовали от рядового состава сохранения тайны. Однако местное население догадывалось о том, что неслучайно на так называемый «отдых» понаехало к ним отовсюду столько военных, да еще на больших грузовых машинах. Даже наш однорукий старый дед Бадаха, единственный взрослый мужчина в нашей семье, подсчитав количество прибывших автомашин в наш хотон и число в нем жителей, не беря даже во внимание всевозможные слухи о выселении, которые просачивались к калмыкам от прибывших солдат, уверенно считал, что машины и военные приехали перевозить нас с родных мест и заставил поэтому женщин предварительно упаковать в мешки самые необходимые вещи и уложить их под своей кроватью.
О намечавшейся депортации калмыцкого народа были осведомлены и многие руководители НКВД соседних республик, краев и областей – Дагестанской, Северо-Осетинской, Кабардино-Балкарской АССР, УНКВД Ставропольского края, Астраханского округа, Сталинградской и Ростовской областей. Так что тайну с выселением абсолютно сохранить не смогли, хотя в целом удалось удержать в секрете подготовку и начало операции.
Начавшееся 28 декабря 1943 года выселение калмыков, продлившееся до 31 декабря, коснулось в основном калмыцкого населения, проживавшего на территории Калмыцкой АССР и являлось первым этапом депортации калмыцкого народа.
1. Понятие депортации ( слайд 10-12 )
Начнем с того, что выясним, что репрессии в отношении народов принято называть понятием “депортация”
В переводе с латинского слово “депортация” имеет два значения: “1) изгнание, высылка из страны;
При И.В.Сталине депортации как часть политических репрессий проводились по классовому, сословному, национальному, конфессиональному и другим признакам). Применительно к народам депортация – это своеобразная форма геноцида.
И скот ревел, и вдовы выли
Над Волгой мчались поезда,
Людей насильно увозили
В Сибирь на долгие года!
С.Мазуркевич
Из воспоминаний: ( читает учитель )
Помню, как в нашем доме в хотоне Утта-Номрун два пожилых солдата, родом откуда-то из Сибири, после проведенного обыска помогали сами заталкивать обратно в мешки теплые вещи, дорогие костюмы и шубы отца, отобранные до этого дедом, посоветовали упаковать швейную машинку, ставшую для нашей семьи в сибирской глубинке настоящей кормилицей. В это время пока мы с солдатами собирали в мешки свои вещи молодой офицер, пришедший во главе опергруппы ни во что не вмешивался, взял патефон и, уйдя с ним в дом дяди с интересом слушал калмыцкие песни. Таких примеров добросердечного отношения, когда многие военные с пониманием отнеслись к участи бедных выселенцев было немало. «Рано утром, когда я проснулась, – вспоминает В.Э.Нахатинова (Буринова), – то увидела у нас в доме двух военных и нашу бабушку, которая ползала по полу, показывала солдатам похоронки на двух своих сыновей: моего отца и его старшего брата. Тогда один из солдат (офицер, по словам бабушки) вышел на улицу и привел к нам еще одного солдата и калмыка-мужчину. Они нам собирали вещи, связывали в багаж. Затем этот офицер помог бабушке погрузить мешки с вещами на машину, увозившую нас на станцию Сальск. Потом в вагоне и долго по приезду на новое место наша верующая бабушка начинала день с молитвы русскому офицеру, благодаря которому мы выжили в Сибири холод и голод».
Однако было множество фактов, когда пришедшие сотрудники НКВД, не дав возможности собрать хотя бы кой-какой багаж, сгоняли людей без самых необходимых вещей на сборные пункты. Житель села Чапур Улан-Хольского улуса Б.Э.Тугульчиев, оставшийся в семье из 9 человек в Сибири один, испытал на себе подобное жестокое обращение: «Рано утром военные ворвались в наш дом, когда мы еще спали. Подняв нас всех с постели, начали кричать на отца и мать, чтобы скорее нас, детей, одели и вывели на улицу. Не дав возможности собрать вещи, погнали нас, как скот, к сборному пункту. Помню только, как отец тащил меня на себе».
Писатель Тимофей Бембеев в автобиографической повести-хронике «Дни, обращенные в ночи» описывает подобный же факт безжалостного отношения к несчастным выселяемым, где вдобавок, пользуясь моментом, пришедшие военные занимались мародерством: «Переведи матери, – офицер кивнул на ааку, – вас, как пособников немцев решено сослать в Сибирь. Есть постановление правительства, так что даю 15 минут на сборы?
Я сказал, он и ухом не повел. Отдельно в чемодане находились вещи брата, которые он отослал с оказией, когда его, студента на фронт забирали. Офицер и там порылся, забрал новенький костюм, вышитую рубашку, матросскую форменку и туфли. Затем он разрешил и нам собраться в путь. Аака с тетей бродят по дому, не зная, что взять, что оставить».
Многих выселили без вещей и по разным другим причинам. Например, при посадке на машины сопровождавшие солдаты-конвоиры просто выбрасывали чемоданы и мешки с вещами, чтобы побольше разместить людей. Некоторые семьи были вынуждены выехать без денег, одежды и пищи, находясь вне дома или в гостях. Многих калмыков выслали, когда они находились вдали от своего очага по производственным делам, в командировках.
Слайд 13-14 (слова учителя)
За это время в холодных товарных вагонах, продуваемых сквозняками, люди мерзли без пищи и тепла, многие старики и просто больные умирали здесь же, еще не тронувшись с места. Медицинской помощи, конечно же, не было. Каждому калмыку довелось пережить столько горя, что хватило бы в обычное время на сотни человеческих судеб.
«На станции нас затолкали в «телятники», с грохотом закрылась дверь. Поезд тронулся, – пишет инженер Б.Церенов. – Вагон дырявый, кругом сквозняки, люди сгрудились вокруг печки-буржуйки, которая находилась в центре. Но она не всегда была горячей. Я помню, что мы ехали долго, было очень голодно. Наконец, на какой-то станции, нам дали похлебку и по куску хлеба. В вагоне ехало несколько семей. Кто-то из них взял с собой козу. Мучаясь от голода, взрослым пришлось ее зарезать. Я помню запах жарящегося на буржуйке мяса. Ели в сплошной темноте, запивали водой. На следующий день многие заболели. Я видел, как умирал, корябая пол ногтями, старик. Умершего старика на одной из станций куда-то унесли».
Такое страшное было время ( слова ученика )
Врагом народа был сам народ.
Любое слово,любая тема…
И по этапу страна…вперед:
Но мы то помним!Теперь мы знаем
На всё запреты,на всех печать…
Народ толпой по этапу гнали,
Чтоб было легче им управлять…
Я знал, что мой народ в лесах Сибири
Нашел друзей и вновь душой окреп
Средь лучших русских, средь щедрейших в мире,
Деливших с нами и судьбу, и хлеб.
Я помню прошлое. Я помню (слайд 16-17)
Свой голод. Больше я не мог,
И русская старушка,
Помню,
Мне хлеба сунула кусок.
Затем тайком перекрестила
В моём кармане свой ломоть.
И быстро прочь засеменила,
Шепнув: «Спаси тебя господь!»
Хотелось мне, её не зная,
Воскликнуть: «Бабушка родная!»
Хотелось петь, кричать «ура!»,
Рукой в кармане ощущая
Существование добра.
Грузили мы в сорокоградусный мороз
Тяжелые подушки для снарядов.
Нас было много в злую ту войну –
Холодных, голодных и вихроволосых.
Похожих на бездомную шпану,
Которая кочует под откосом.
Старались мы, ослабшие от стона,
Побольше взять на детское плечо
И погрузить в огромные вагоны.
Великое народное страдание,
Ты научила сильным быть тогда
И жить порой одним вторым дыханьем
Шел 1944 год. (слайд 19)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ (слайд 20 )
товарищу Сталину И.В.
товарищу Молотову В.М.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета и постановлением СНК от 28 октября 1943 г. НКВД СССР осуществлена операция по переселению лиц калмыцкой национальности в восточные районы.
Для обеспечения проведения операции и предотвращения случаев сопротивления или побега НКВД заблаговременно были приняты необходимые оперативно-войсковые мероприятия, организована охрана населенных пунктов, сбор переселяемых, сопровождение их в места погрузки и эшелоны.
В начале операции было арестовано 750 калмыков, состоявших в бандах, бандпособников, активных пособников немецких оккупантов и другого активного элемента.
Всего погружено в 46 эшелонов 26 359 семей или 93 139 переселенцев, которые отправлены к местам расселения в Алтайский и Красноярский края. Омскую и Новосибирскую области. Во время проведения операций происшествий и эксцессов не было. Эшелоны с переселенцами сопровождались работниками НКВД.
НКВД СССР совместно с местными организациями приняты необходимые меры по приемке, обеспечению жильем и трудовому устройству переселенцев в места расселения.
2 января 1944 г.
Л.Берия
В связи с этой высочайшей телеграммой на имя «отца народов» мне вспомнилось стихотворение С.Мазуркевича, напечатанное не так давно в газете «Комсомолец Калмыкии». Стихи образно отражают суть происшедшего – не только «победную» реляцию Л.П.Берия, но и то ужасное, трагическое, что произошло в многострадальной судьбе калмыцкого народа, поэтому счел нужным их привести в книге.
28 декабря 1943 года (слова ученика)
Тогда степные стыли дали,
Война вела кровавый счет…
Послал калмыкам «мудрый» Сталин
«Подарок» свой под Новый год.
Звучали песни о «родимом»,
А он забросил все дела
Чтоб тень усов, пропахших дымом,
Над вольной степью вмиг легла.
В Кремле бумаги шелестели,
Считал наш «вождь» людей улов,
На сапогах его блестели
И слезы вдов, и пыток кровь,
И скот ревел, и вдовы выли.
Над Волгой мчались поезда,
Людей насильно увозили
В Сибирь на долгие года!
Стал жить народ вдали от дома
И не джомбу, а слезы пил.
Сильней, чем подлая трахома,
Его усатый «вождь» слепил.
Кто жил доносом, кто надеждой…
Державной воле вопреки
Делились хлебом и одеждой
С калмыками сибиряки
Средняя оценка численности сталинских депортаций накануне и во время ВОВ ( слайд 21)
Количество высланных в тыс. (средняя оценка) % от общей численности населения