26 июня 1770 год в истории россии
Чесменское сражение
ТВД | Средиземное море |
Место | Чесменская бухта |
Период | Русско-Турецкая Война |
Характер сражения | Генеральное сражение |
Дата | 26 июня 1770 г. |
Итог | Уничтожение турецкого флота |
Российская Империя | Турция |
Джезаирли Гази Хасан-паша
3 фрегата
1 бомбардирский корабль
17-19 малых судов
ок. 6500 человек
6 фрегатов
6 шебек
13 галер
32 малых судна
ок. 15 000 человек
4 брандера
534 — 661 человек
из них 636 — при взрыве линейного корабля Св. Евстафия Плакиды
40 раненых
6 фрегатов
большое число мелких судов
ок. 11.000 человек
Захвачены: 1 линейный корабль
5 галер
Содержание
Общие данные
Шел 1770 год. Турецкие флотоводцы, заняв выгодную позицию, решили встретить русские корабли, прибывшие из Кронштадта и почти месяц искавшие турок в Эгейском море. Эскадре адмирала Г.А.Спиридова, состоявшей из 9 линейных кораблей, 3 фрегатов и 18 малых кораблей (вооруженной 730 пушками), противостояли 16 линейных кораблей, 4 фрегата, а бригантин, галер и других судов около 100. 16 тысяч турецких матросов имели на вооружении 1 430 орудий. Граф А.Г.Орлов, назначенный Екатериной II главнокомандующим, был в растерянности.
«Св. Евстафий» под командованием Спиридова начал дуэль с флагманским кораблем турецкой эскадры Burc-u Zafer под командованием Гассан-паши, а затем попытался взять его на абордаж. Оба корабля загорелись, а потом по очереди взорвались. Адмирал Спиридов успел перейти на другой корабль. К 14:00 турки обрубили якорные канаты и отступили в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей.
Около 4:00 российские корабли послали шлюпки с тем, чтобы спасти два ещё не горевших крупных корабля, однако вывести удалось только одно из них — 60-пушечный «Родос». С 4:00 до 5:30 взорвалось ещё 6 линейных кораблей, а в 7-м часу — одновременно 4. К 8:00 бой в Чесменской бухте был завершён.
Потери и итоги
Оценка события современниками
В память о победе в Чесменском сражении были выпущены золотые и серебряные памятные медали для награждения участников. Граф Орлов получил право присоединить к фамилии почётное именование «Чесменский». Адмирал Спиридов был награждён орденом Святого Апостола Андрея Первозванного. Императрица Екатерина II в честь победы приказала построить церковь и памятную колонну.
Пристальный взгляд на Чесменскую битву
Малоизвестные подробности и герои одной из самых знаменитых побед русского флота
В турецком языке вот уже два с половиной века существует понятие «Чесменская катастрофа». Сражение, растянувшееся на три дня – с 24 по 26 июня (5-7 июля по н. ст.) 1770 года, – заметным образом сказалось на всей русско-турецкой войне 1768-74 годов. Для России эта победа стала не только военной, но и дипломатической: Европа убедилась, что русский флот способен успешно действовать на мировых просторах.
За 250 с лишним лет обстоятельства битвы в Хиосском проливе и Чесменской бухте исследованы и описаны многократно. Но некоторые подробности, в том числе касающиеся участников знаменитого сражения, остаются вне поля зрения широкой публики. О них мы сегодня и поговорим.
Перепутанные корабли
Во время первой части Чесменского сражения – битвы в Хиосском проливе – русский флагман «Евстафий Плакида», на котором держал флаг недавно произведенный в этот чин адмирал Григорий Спиридов, сошелся в ближнем бою с турецким флагманом. Он носил имя «Бурдж-у Зафер», но в русской исторической литературе его долгие годы именовали «Реал Мустафа».
Такое имя фигурировало в журнале капитан-командора Самуила Грейга, который во время боя в Хиосском проливе командовал центром эскадры, и оттуда перекочевало в отечественные исследования. Правильное название стало известно много позже, когда после разысканий в архивах историки воссоздали список кораблей парусного флота Османской империи. Тогда-то и стало ясно, что «Реал-Мустафа» – это 84-пушечный линкор «Бурдж-у Зафер». На этом корабле держал свой флаг фактический командующий турецкой эскадрой Джезаирли Гази Хасан-паша. Причиной ошибки современные историки считают то, что список турецких кораблей составлялся на основе опросов как пленных турок, так и участвовавших в сражении на русской стороне греческих добровольцев.
Плохое знание турецкого сыграло с нашими моряками злую шутку: названия многих кораблей были записаны… по именам державших на них флаг командиров! Например, у Самуила Грейга в списке кораблей противника фигурирует 96-пушечный «Капитан Аллибей». В действительности это был 96-пушечный линкор «Хисн-и Бахри», а флаг на нем держал Али Бей. Такая же ошибка случилась с кораблем «Джафар-бей», который в действительности оказался 66-пушечным линкором «Зивер-и Бахри» под флагом Джафер-бея. Еще затейливей получилось со 100-пушечным, согласно запискам Грейга, линкором «Капитан-паша». Капитан-паша, он же кабудан-паша, – всего лишь титул, который носил командующий флотом Ибрагим Хосамеддин. Он съехал на берег до начала сражения, а кораблем, которому присвоили его «звание», был, судя по всему, 66-пушечный «Себк-и Бахри».
Больше – не меньше!
Уточнение списка турецких кораблей привело к тому, что сегодня подвергается сомнению и соотношение сил участников сражения. Известно, что русские силы составляли девять линкоров, три фрегата, бомбардирский корабль «Гром» и чуть меньше двух десятков малых судов, при общей численности команд около 6500 человек. Турецкие силы в русской историографии указываются так: 16 линкоров, шесть фрегатов, шесть шебек, 13 галер и 32 малых судна, всего порядка 15 000 человек. Если же следовать турецким исследованиям, то силы эскадры были заметно меньше: 10 линкоров, 6-8 вооруженных торговых судов и 11 галер с общей численностью экипажей не более 9000 человек.
Подобное разночтение современные историки объясняют двумя причинами. Первая – банальная невозможность подсчитать точное число кораблей противника и численность их экипажей после сражения. В Чесменской бухте был уничтожен весь турецкий флот, за исключением линкора «Родос» и пяти галер. Названия судов и их количество устанавливались по косвенным данным, а они явно были не всегда точными, что хорошо видно на примере ошибок с теми же названиями потопленных кораблей.
Вторая причина – традиционное для всех флотов мира стремление преувеличить силы противника и преуменьшить свои, подчеркивая собственную смелость и умения. В этом нет ничего позорного, и занимались этим всегда обе стороны любого сражения. К тому же в русском флоте того времени, как и требовал Морской устав Петра I, полагалась денежная награда за каждое потопленное судно. По итогам Чесменского сражения экипажам русских кораблей выплатили невероятные деньги — 167,5 тысячи рублей! И рассчитана эта сумма была исходя из донесений адмиралов. Обвинять их в приписках нет никаких оснований, но и исключать такую возможность тоже нельзя.
Что касается данных турецкой стороны, то и здесь весьма вероятно стремление преуменьшить собственные силы. Касается это не столько численности кораблей и количества пушек на них (хотя они существенно ниже, чем указывала русская сторона), но прежде всего численности экипажей. Турецкие историки сегодня утверждают, что на большинстве кораблей эскадры Ибрагима Хосамеддина были половинные экипажи, отчего общая их численность якобы не превышала 9000 человек. Впрочем, даже если эти сведения совершенно точны, все равно соотношение сил было не в пользу русской эскадры, а потому никак не оскорбляет одержанной победы.
Брандеры, которым не повезло…
Бой «Евстафия Плакиды» с «Бурдж-у Зафер» закончился тем, что оба корабля взлетели на воздух. После этого турецкий флот, потрясенный потерей флагмана, бросился в Чесменскую бухту под защиту береговых батарей. Русская эскадра управления не потеряла: державший флаг на «Евстафии» адмирал Спиридов вовремя сумел эвакуироваться и перейти на «Трех святителей», откуда и продолжал руководить сражением. Считается, что именно этот эпизод и натолкнул адмирала на мысль атаковать запертую в бухте как в мышеловке турецкую эскадру с помощью брандеров. Это позволяло свести к минимуму собственные потери и одновременно нанести тяжелейший урон противнику.
Под прикрытием мощного артиллерийского обстрела в ночь на 26 июня в сторону турецкой эскадры отправились четыре брандера. Ими командовали капитан-лейтенанты Роберт Дугдаль и Фома Мекензи, лейтенант Дмитрий Ильин и мичман князь Василий Гагарин. Как выяснилось позднее, турки заметили брандеры, когда те уже были на полпути к вражеским кораблям. Но совершили роковую ошибку: как признавались позднее турецкие командиры, они приняли их за… дезертиров! И потому не открывали огонь, рассчитывая взять русских моряков в плен. Для чего и выслали вперед две галеры, которые направились к шедшему первым брандеру под командованием капитан-лейтенанта Роберта Дугдаля.
Вторым шел брандер под командованием капитан-лейтенанта Фомы Мекензи — сына шотландца, служившего в русском флоте с середины XVIII века. В Первую Архипелагскую экспедицию он отправился на корабле «Не тронь меня», а потом был переведен на «Святослав». Хотя в представлении на награждение орденом Святого Георгия IV степени и было сказано, что Мекензи «зажег вражеский корабль», в действительности его цель загорелась от артиллерийского огня, и команда просто оставила брандер. Но храбрость и морские навыки Фомы Мекензи были бесспорны, и он еще долгое время служил в русском флоте. Прославился он, когда в чине контр-адмирала командовал первой эскадрой и инициировал строительство первых зданий в Севастополе. Память о предприимчивом шотландце в городе сохраняется и по сей день: его имя носят Мекензиевы горы, где некогда стоял адмиральский хутор.
Не достиг успеха и мичман князь Василий Гагарин — по той же причине, что и Фома Мекензи. Пока гагаринский брандер дошел до своей цели, она успела загореться сама. Однако, как и все другие участники опасного предприятия, князь Василий был удостоен ордена Святого Георгия IV степени и повышен в чине до лейтенанта. Дальнейшая его служба тоже была вполне успешной: в 1777 году он стал капитаном второго ранга, а всего через три года – первого, после чего вскоре вышел в отставку.
… и которые сделали свое дело
Успешнее других действовала команда лейтенанта Дмитрия Ильина. Ему удалось безопасно добраться до своей цели – одному из турецких линкоров, и турки, уже понимавшие, какую опасность представляют четыре небольших русских суденышка, не помешали Ильину довести до них свой брандер и намертво вцепиться абордажными крючьями. После этого офицер поджег пороховую дорожку, спрыгнул в поджидавшую его шлюпку и отошел в сторону от цели. Ему хватило смелости проделать все это, а потом дождаться, пока турецкий линкор не разгорится как следует, и лишь тогда вернуться к флоту.
Лейтенант Дмитрий Ильин стал, по сути, единственным из командиров брандеров, которому удалось полностью выполнить свою задачу, и этот подвиг командование флота и престол оценили по достоинству. Лейтенант Дмитрий Ильин не только стал кавалером ордена Святого Георгия IV степени, но и принял из рук императрицы Екатерины II бокал с ее вензелем. Эту награду Дмитрий Ильин получил в 1776 году, когда в Кронштадте на борту линкора «Ростислав» императрица давала обед для офицеров-участников Чесменского сражения.
Кроме того, именем «Лейтенант Ильин» в 1885 году был назван первый в русском флоте минный крейсер – и это была высокая честь! Когда миноносец был выведен из состава флота, героическое имя получил его наследник, эсминец типа «Новик», спущенный на воду в 1913 году и служивший родине до 1956 года (правда, уже под другими именами). А с 2000 по 2018 годы в составе Черноморского флота России служил базовый тральщик «Лейтенант Ильин».
«Борьба за интересы балканских и дунайских народов»: какую роль в истории сыграло Чесменское сражение
5 июля 1770 года началось Чесменское сражение между русской и турецкой эскадрами. Оно продолжалось три дня и принесло российским морякам крупную победу, которая имела масштабные политические последствия.
Русско-турецкая война 1768—1774 годов
В 1760-е годы отношения между Россией и Османской империей стремительно ухудшались. Франция и антироссийски настроенная часть польской элиты подталкивали Турцию к войне против России.
Османская империя, в свою очередь, планировала поддержать приход антироссийских сил к власти в Речи Посполитой и получить взамен земли современной Западной Украины.
В 1768 году на подконтрольных Польше территориях на правом берегу Днепра началось восстание против диктатуры поляков, известное как Колиивщина. Православные повстанцы пользовались поддержкой входившего в состав России Днепровского Левобережья. Преследуя противника, один из их отрядов зашёл на турецкую территорию в Северном Причерноморье.
Этот пограничный инцидент османские власти использовали как повод для дипломатического конфликта, переросшего в войну.
Силы Турции и её союзников были многочисленны. Война началась для России неудачно. Отряды крымского хана, вассала Османской империи, совершили опустошительный поход на территорию современной Украины. Перелом в войне наметился лишь в 1769—1770 годах. По мнению историков, успеху российских войск способствовали в том числе грамотные действия на море.
Чесменское сражение
Приближённые к Екатерине II братья Григорий и Алексей Орловы убедили императрицу открыть фронт против Османской империи в Средиземноморье. Речь шла о поддержке восстания православных народов на Балканах и направлении в Средиземное море русских эскадр.
В 1769 году из Балтики в направлении средиземноморских владений Турции вышли две военно-морские эскадры под общим командованием графа Алексея Орлова.
Летом 1770-го русские моряки обнаружили турецкий флот на рейде Чесменской бухты. Он насчитывал 16 линейных кораблей, шесть фрегатов и около 50 вспомогательных судов с 1430 орудиями. Общая численность объединённой русской эскадры была почти в два раза меньше: девять линейных кораблей, три фрегата, один бомбардирский корабль, а также 17 других судов и транспортов с общим вооружением около 740 орудий.
Турецкий флот был выстроен в две дугообразные линии. На первой из них находились десять линейных кораблей, на второй — шесть линейных кораблей и шесть фрегатов. Остальные суда стояли за второй линией.
5 июля 1770 года в Хиосском проливе начался первый этап Чесменского сражения. Русская эскадра построилась в кильватерную колонну. Головным шёл корабль «Европа», за ним — «Святой Евстафий», на котором держал свой флаг командующий авангардом адмирал Спиридов. Орлов находился на линейном корабле «Три Иерарха». Около 11 часов русская эскадра развернулась влево и почти под прямым углом начала сближаться с противником.
Российские суда атаковали турецкий флагманский корабль «Реал-Мустафа». Во время абордажного боя между «Евстафием» и «Реал-Мустафой» турецкий флагман загорелся. В итоге оба корабля взорвались. Спиридов вовремя покинул борт «Евстафия» и продолжил исполнять свои обязанности, тогда как управление османским флотом после гибели флагмана было нарушено. Под сильным российским огнём турки спешно отошли в Чесменскую бухту. Инициатива перешла к русским морякам.
В ночь на 7 июля 1770 года группа русских кораблей вошла в Чесменскую бухту, атаковав турецкий флот и береговые батареи. После того как в перестрелке были уничтожены два турецких корабля, в бухту были заведены брандеры. Один из них, под командованием лейтенанта Дмитрия Ильина, смог подойти к 84-пушечному османскому кораблю и поджечь его. Команда брандера отступила на шлюпке, а турецкое судно взорвалось. Его горящие обломки разлетелись по всей бухте и вызвали пожар на османском флоте.
К утру было сожжено и потоплено 15 турецких линейных кораблей, шесть фрегатов и свыше 40 вспомогательных судов. Линейный корабль «Родос» и пять галер были захвачены. Русские не потеряли ни одного корабля. На этой стадии сражения турецкие потери в живой силе составили около 10 тыс. человек. На российской эскадре погибли 11 моряков.
Итоги сражения
«Европа вся дивится великому нашему подвигу и с любопытством обращает теперь на вас, исполнителя оного, свои взоры; беспристрастные все радуются успехам нашим и желают оным распространения и прочности; напротив того, державы, славе и возвышению империи нашей завиствующие и на нас за то злобствующие, раздражаясь от часу более в неистовой своей ненависти, усугубляют, вопреки, коварства и ухищрения свои», — написала Екатерина II Орлову после Чесменской битвы.
Русские моряки, участвовавшие в сражении, были награждены. Алексей Орлов получил почётную прибавку «Чесменский» к фамилии. Ему был пожалован чин генерал-аншефа и высшая степень ордена Святого Георгия.
«Чесменское сражение стало одним из основных факторов, повлиявших на исход Русско-турецкой войны», — отметил в беседе с RT профессор РГГУ, доктор исторических наук Игорь Курукин.
Турецкие военно-морские силы понесли потери, которые невозможно было оперативно восполнить, пояснил историк. Кроме того, крупные силы турок были оттянуты для подавления Пелопонесского восстания. Правда, на Балканском полуострове греческим повстанцам, действовавшим при помощи русских войск, удалось добиться только временных успехов. По словам экспертов, греческие бойцы были хорошими партизанами, но не были в должной степени готовы к полномасштабной войне. Поэтому восстание турки смогли подавить.
Тем временем русские войска нанесли целый ряд болезненных поражений туркам в Северном Причерноморье и вошли в Крым. В 1774 году Александр Суворов одержал решающую победу над османами в битве при Козлуджи.
21 июля 1774 года в лагере возле села Кючук-Кайнарджи (современная Болгария) между Россией и Турцией был подписан мирный договор. Османская империя отказалась от прав на Крым, а также передала России свои крепости в Северном Причерноморье, земли между Днепром и Южным Бугом и на Северном Кавказе. Молдавия и Валахия перешли под российский протекторат.
«На российском флоте есть легенда, что три полоски на форменном воротнике — гюйсе — символизируют три его величайшие победы — Гангут, Чесму и Синоп. Это всего лишь предание, но оно ярко свидетельствует об исторической оценке Чесменского сражения. Это было не просто военное событие, а важное проявление заботы русских о других народах. Борьба за интересы балканских и дунайских народов велась Россией столетиями», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.
По словам Игоря Курукина, Чесменское сражение стало для российского флота серьёзнейшим опытом.
«Впервые русский флот проводил масштабную военно-морскую операцию вдали от своих берегов, демонстрируя флаг в Средиземноморье. Кстати, эти события стали поводом для многих греков перейти на российскую службу», — добавил Курукин.
Энциклопедия
Чесменское сражение 1770 г. – морское сражение в Эгейском море у западного побережья Турции между русскими и турецкими флотами. Является одним из крупнейших сражений эпохи парусного флота. Оно делится на два этапа: первый этап – бой в Хиосском проливе 24 июня (5 июля); второй –уничтожение турецкого флота в Чесменской бухте в ночь на 26 июня (7 июля).
Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Художник В. Эриксен |