26 июля новгород праздник

В Новгороде обнаружена первая берестяная грамота

26 июля новгород праздник

Берестяные грамоты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира.

Существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. В обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех». В музеях и архивах сохранилось немало поздних, в основном старообрядческих документов, даже целых книг, написанных на специально обработанной бересте. На берегу Волги близ Саратова крестьяне, роя силосную яму, в 1930 году нашли берестяную золотоордынскую грамоту XIV века. Все эти рукописи выполнены чернилами.

Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. Новгородская археологическая экспедиция, работавшая с 1930-х годов под руководством А.В. Арциховского, неоднократно находила обрезанные листы берёзовой коры, а также писа́ла — заострённые металлические или костяные стержни, известные как инструмент для писания на воске. Древнейшие стили-писала в Новгороде происходят из слоёв 953—989 годов. Уже тогда у Арциховского возникла гипотеза о возможности находки грамот, процарапанных на бересте. Однако Великая Отечественная война прервала работы археологов, и они возобновились только в конце 1940-х годов.

26 июля 1951 на Неревском раскопе была обнаружена берестяная грамота № 1: она содержала перечень феодальных повинностей в пользу трёх землевладельцев: Фомы, Иева и третьего, которого, возможно, звали Тимофей. Грамоту эту нашла новгородка Нина Акулова, которая пришла на раскоп подработать во время отпуска по беременности. Заметив на грязном свитке бересты буквы, она позвала начальника участка Гайду Авдусину; поняв, в чём дело, та потеряла дар речи. Подбежавший Арциховский также в течение нескольких минут ничего не мог произнести, а потом воскликнул: «Премия — сто рублей! Я этой находки ждал двадцать лет!». В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — «День берестяной грамоты».

Этот же археологический сезон принёс ещё 9 берестяных документов, опубликованных только в 1953 году.

Открытие показало, что, вопреки опасениям, при написании грамот почти никогда не использовались хрупкие чернила; текст был просто процарапан на коре и без труда читался.

В Смоленске первая берестяная грамота была открыта в 1952 г. экспедицией Московского университета под руководством Д.А. Авдусина, в Пскове — экспедицией Г.П. Гроздилова в 1958 г., в Витебске — во время строительных работ в 1959 году. В Старой Руссе первую находку берестяной грамоты сделала в 1966 г. экспедиция Института археологии под руководством А.Ф. Медведева. В Мстиславле первую берестяную грамоту обнаружил археолог Л.В. Алексеев в 1980 г., в Твери первую грамоту обнаружили в 1983 г. География находок расширилась в 1988 г., когда впервые берестяную грамоту нашли при раскопках С.Р. Чернова на Красной площади в Москве, а в Звенигороде Галицком при раскопках И.К. Свешникова обнаружили две грамоты.

В августе 2007 года найдены вторая и третья грамоты в Москве. Причём найденная в Тайницком саду московского Кремля чернильная грамота № 3 с описью имущества стала фактически первым полноценным московским берестяным документом и самой большой из ранее известных берестяных грамот. В Мстиславле в 2014 г. найдена вторая грамота, содержащая две буквы и княжеский знак. В Смоленске в 2009 г. нашли 16-ю грамоту. Она представляет собой нижнюю строчку письма, в которой сохранилась фраза «ладья ушла».

21 июля 2015 года экспедицией И.П. Кукушкина была найдена первая берестяная грамота в Вологде. В октябре 2015 года экспедиция Института археологии РАН во главе с Л.А. Беляевым обнаружила во время раскопок в Зарядье московскую берестяную грамоту № 4.

В ходе раскопок находят также пустые листы бересты — заготовки для письма, показывающие возможность находки в будущем берестяных грамот с текстом. Иногда в СМИ они также называются «берестяными грамотами». Такой берестяной лист рубежа XI и XII в. найден в 2010 году в Киеве на Подоле; текст на нём пока не выявлен. В 2007 году сообщалось также о «берестяной грамоте и писале», найденных в Нижнем Новгороде, каких-либо подробностей об этой находке впоследствии не появлялось. В 2008 году сообщалось о находке берестяной грамоты и костяного писала в Буске на Львовщине.

Источник

Этот день в истории: 1951 год — обнаружена первая берестяная грамота

26 июля новгород праздник

26 июля 1951 года во время раскопок в Великом Новгороде археологическая экспедиция под руководством профессора Артемия Арциховского обнаружила первую берестяную грамоту.

Самой первой древнерусской берестяной грамотой оказалось маленькое письмецо простолюдина, жившего в XV веке. Она была найдена на древней мостовой Холопьей улицы в слоях XIV—XV вв. на Неревском археологическом раскопе.

Грамоту под номером один обнаружила работница Новгородского мебельного комбината Нина Акулова. Она пришла на раскоп подработать во время отпуска по беременности. На её могиле установлен памятник в честь данной находки.

Вскоре берестяные грамоты были найдены на раскопках в Москве, Пскове, Смоленске, Старой Руссе, Твери, Торжке, а также в белорусских Витебске и Мстиславле и в украинском Звенигороде.

Около 30 древнейших берестяных «посланий из прошлого» датированы первой половиной XI века, а наиболее поздняя грамота — серединой XV века. Более 450 грамот были написаны в XI—XIII вв., то есть еще до монгольского нашествия. Ценность берестяных «посланий» заключается в том, что они открыли целый информационный пласт, который не могли дать летописные источники.

В отличие от текстов древнерусских летописей берестяные грамоты были полны сугубо бытовых деталей. Бытовой тематикой определялась также форма изложения. Большинство «посланий из прошлого» написаны на древнерусском разговорном языке и только небольшая их часть — на книжном церковнославянском.

Крупнейшая экспедиция — новгородская — работает ежегодно, но количество грамот в разные сезоны сильно варьирует (от сотни с лишним до нуля) в зависимости от того, какие слои раскапываются. Уже к июлю 2007 года общее количество новгородских берестяных грамот, обнаруженных при раскопках на территории российских городов, достигло 1000. А к 11 октября 2017 года новгородских берестяных грамот насчитывалось более 1100.

По оценкам специалистов, новгородские культурные слои хранят еще примерно 20 тысяч древнерусских берестяных грамот. И не случайно первой была найдена именно грамота Великого Новгорода. В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — «День берестяной грамоты».

Источник

День Берестяной грамоты в Новгороде отмечается 26 июля

26 июля новгород праздник

26 июля 1951 года, на Неревском раскопе была обнаружена сенсационная находка. Берестяная грамота номер один, датированная XIV веком — одно из самых больших писем на бересте. Ученые подсчитали: если весь ее текст вытянуть в одну линию, он займет пять метров. Грамота содержит список феодальных повинностей в пользу некого Фомы.

26 июля праздник в Новгороде, День Берестяной грамоты

История

Это случилось на Неревском археологическом раскопе. Первая обнаруженная берестяная грамота содержала перечень феодальных повинностей («позёма» и «дара») в пользу трёх землевладельцев: Фомы, Иева и третьего, которого, возможно, звали Тимофей. Грамоту эту нашла новгородка Нина Акулова, которая пришла на раскоп подработать во время отпуска по беременности. Сегодня на её могиле установлен памятник в честь исторической находки. Заметив на грязном свитке берёсты буквы, она позвала начальника участка Гайду Авдусину. Та, поняв, в чём дело, на несколько минут потеряла дар речи.

Организатор экспедиции историк Артемий Арциховский также в течение нескольких минут ничего не мог произнести, а потом воскликнул: «Премия — сто рублей! Я этого ждал двадцать лет!». В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — День берестяной грамоты. Тот год принёс ещё несколько бесценных археологических находок. А изучение новгородских берестяных грамот с тех пор оказывает весомое влияние на историографию.

26 июля новгород праздник

Празднование

Начиная со дня находки первой берестяной грамоты, в Великом Новгороде ежегодно проходят празднования, посвященные этому событию. Пять лет назад праздник стал региональным, а на Неревском раскопе был установлен памятный знак, повествующий о том, что именно здесь впервые в истории России была обнаружена уникальная находка.

В этот день все собираются у памятника, поставленного простой новгородской женщине Нине Акуловой. Приходят студенты исторических факультетов НовГУ и других университетов страны, школьники, новгородцы разных профессий, являющиеся постоянными участниками археологических сезонов.

Но этот праздник дорог не только археологам. Его всё больше отмечают все, кто так, или иначе связан с этим замечательным и незаменимым природным материалом.

26 июля новгород праздник

Эти находки свидетельствуют о том, что художественные изделия из бересты были распространены в быту русского народа с очень древних времен. Однако дошедшие до нас предания, письменные источники и вещи дают возможность составить далеко не полное представление о том, как развивалось это своеобразное искусство.

Материал раскопок на Белоозере, хранящийся в Вологодском краеведческом музее, свидетельствует о существовании тиснения бересты в XII-XIII веках. Можно предположить, что из новгородских земель, через ростово-суздальские, в силу ряда исторических причин Шемогодская резьба по бересте превратилась в промысел.

26 июля новгород праздник

В Вологодском музее хранится иллюстрированная рукопись конца XVIII века, написанная в Спасо-Каменном монастыре. Иллюстрации этого любопытнейшего документа представляют собой соединения иконописных и фольклорных мотивов, с явным преобладанием последних.

51-ую берестяную грамоту нашли в Старой Руссе

В субботу, 20 июля, на Пятницком раскопе в Старой Руссе нашли 51-ую берестяную грамоту. Находку сделал археолог Алексей Баринов, который проверял бересту, сообщает «Колмово.ру».

По предварительным данным, грамота относится ко второй половине 13 века. Документ довольно хорошо сохранился — грамота почти целая и несёт надпись из нескольких строк.

26 июля новгород праздник

По словам археологов, проверка бересты занимает особое место во время работ. Бересты всегда много — это и кусочки, отлетевшие при рубке бревна, и остатки растопки, и отходы от изготовления поплавков и других изделий. Часто кусочков бывает несколько сотен — и все их надо бережно проверить, потому что один из них может оказаться с буквами, сообщили в Старорусской археологической экспедиции НовГУ.

Источник

Берестяная грамота и день бересты

Грамота № 109 (ок. 1100 г.)[29] о покупке краденой рабыни дружинником. Расставлены современные знаки препинания и пробелы. Грамота написана по одноеровой системе: ъ выступает как на месте этимологического ъ (читается как сверхкраткое [о]: кънягыни), так и на месте этимологического ь (читается как сверхкраткое [е]: Плъскове, чъто вместо Пльсковѣ, чьто). Вместо ятя везде пишется е:Грамота ꙍтъ Жизномира къ Микоулє. Коупилъ єси [ты купил; «еси» — связка] робоу [рабыню] Плъсковє [в Пскове], а нынє мѧ въ томъ ѧла [за это схватила] кънѧгыни. А нынє сѧ дроужина по мѧ пороучила [поручилась]. А нынє ка посъли къ томоу моужєви [человеку] грамотоу, єли [если] оу нєго роба. А сє ти хочоу конє коупивъ, и кнѧжъ моужъ всадивъ, та на съводы [очные ставки]. А ты атчє [если] єси нє възалъ коунъ [денег] тєхъ, а нє ємли [бери] ничъто жє оу нєго.Грамота не имеет признаков древненовгородского диалекта; некоторые не очень яркие характеристики могут указывать на то, что писавший мог быть уроженцем Юго-Западной Руси

Ежегодно, 26 июля, в Великом Новгороде отмечается «День бересты»

День бересты

В этот день все собираются у памятника, поставленного простой новгородской женщине Нине Акуловой. Приходят студенты исторических факультетов НовГУ и других университетов страны, школьники, новгородцы разных профессий, являющиеся постоянными участниками археологических сезонов.

Но этот праздник дорог не только археологам. Его всё больше отмечают все, кто так, или иначе связан с этим замечательным и незаменимым природным материалом.

О чём «говорят» грамоты

Находки на Неревском археологическом раскопе говорят не только о существовании письменности. Кора березы издавна использовалась в самых разнообразных целях. Среди последних находок археологов на территории Новгорода найдены также куски бересты с росписью, тиснением и фигурной резьбой, относящиеся к XI — XIV векам.

26 июля новгород праздникПочтовая марка СССР (1978)

Эти находки свидетельствуют о том, что художественные изделия из бересты были распространены в быту русского народа с очень древних времен. Однако дошедшие до нас предания, письменные источники и вещи дают возможность составить далеко не полное представление о том, как развивалось это своеобразное искусство.

Материал раскопок на Белоозере, хранящийся в Вологодском краеведческом музее, свидетельствует о существовании тиснения бересты в XII-XIII веках. Можно предположить, что из новгородских земель, через ростово-суздальские, в силу ряда исторических причин Шемогодская резьба по бересте превратилась в промысел.

В Вологодском музее хранится иллюстрированная рукопись конца XVIII века, написанная в Спасо-Каменном монастыре. Иллюстрации этого любопытнейшего документа представляют собой соединения иконописных и фольклорных мотивов, с явным преобладанием последних.

Тоже ремесло

Писать на берестяных грамотах — особое умение, которое пожалуй можно причислить к ремеслу.

Конечно нужно знать грамоту, но этого не достаточно. Буквы выдавливались (выцарапывались) на бересте острием специально предназначенного для этой цели металлического или костяного инструмента — писала (стилоса). Лишь немногие грамоты написаны чернилами.

Писала находили в археологических раскопах регулярно, но было непонятно, зачем их обратная сторона сделана в виде лопатки. Ответ был вскоре найден: археологи стали находить в раскопах хорошо сохранившиеся доски с углублением, залитым воском — церы, служившие также для обучения грамоте.

Воск разравнивали лопаткой и писали по нему буквы.

Самая древняя русская книга — Псалтирь XI века (ок. 1010 г., более чем на полвека древнее Остромирова Евангелия), найденная в июле 2000 года, была именно такой. Книга из трех табличек 20×16 см, залитых воском, несла на себе тексты трех Псалмов Давида.

Открытие берестяных грамот

Существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. В обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех» (Иосиф Волоцкий).

Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. Новгородская археологическая экспедиция, работавшая с 1930-х годов под руководством А. В. Арциховского, неоднократно находила обрезанные листы берёзовой коры.

Однако Великая Отечественная война (во время которой Новгород был оккупирован немцами) прервала работы археологов, и они возобновились только в конце 1940-х годов.

Значимая находка

На Неревском раскопе 26 июля 1951 была обнаружена берестяная грамота № 1. Она содержала перечень феодальных повинностей — «позёма» и «дара», в пользу трёх землевладельцев: Фомы, Иева и третьего, которого, возможно, звали Тимофей.

Грамоту эту нашла новгородка Нина Акулова, которая пришла на раскоп подработать во время декретного отпуска. Заметив на грязном свитке бересты буквы, она позвала начальника участка Гайду Авдусину.

Поняв, в чём дело, та потеряла дар речи. Подбежавший Арциховский также в течение нескольких минут ничего не мог произнести, а потом воскликнул: «Премия — сто рублей! Я этой находки ждал двадцать лет!».

Этот же археологический сезон принёс ещё 9 берестяных документов, опубликованных только в 1953 году. Поначалу открытие берестяных грамот не получило должного освещения в прессе, что было связано с идеологическим контролем в советской науке.

Кисти для масляной живописи

Открытие показало, что, вопреки опасениям, при написании грамот почти никогда не использовались чернила: при раскопках найдено всего три таких грамоты из тысячи с лишним. Текст был просто процарапан на коре и без труда читался.

В ходе раскопок находят также пустые листы бересты — заготовки для письма, показывающие возможность находки в будущем берестяных грамот с текстом.

В разных городах

С 1951 года берестяные грамоты обнаруживаются археологическими экспедициями в Новгороде, а затем и в ряде других древнерусских городов.

Крупнейшая экспедиция — новгородская — работает ежегодно, но количество грамот в разные сезоны сильно варьирует — от сотни с лишним до нуля, в зависимости от того, какие слои раскапываются.

Содержание грамот

Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер. К этой категории тесно примыкают долговые списки, которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то» и коллективные челобитные крестьян феодалу (XIV—XV века).

Кроме того, имеются черновики официальных актов на бересте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы и т. п.

Сравнительно редки, но представляют особый интерес следующие типы берестяных грамот: церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения), литературные и фольклорные произведения (заговоры, школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству), записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки и каракули). Огромную известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки новгородского мальчика Онфима.

Бытовой и личный характер многих берестяных грамот Великого Новгорода, например, любовные послания незнатных молодых людей или хозяйственные записки-наказы от жены к мужу, свидетельствуют о высоком распространении грамотности среди населения.

Письма на бересте

Письма и записи на коре берёзы — памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира.

Сохранилось много

В музеях и архивах сохранилось немало поздних, в основном старообрядческих документов, даже целых книг, написанных на специально обработанной (расслоенной) бересте (XVII—XIX века). На берегу Волги близ Саратова крестьяне, роя силосную яму, в 1930 году нашли берестяную золотоордынскую грамоту XIV века. Все эти рукописи выполнены чернилами.

Писа́ла

Писа́ла — заострённые металлические или костяные стержни, известные как инструмент для писания на воске. Впрочем, до открытия берестяных грамот версия о том, что это именно писала, не была преобладающей, и их часто описывали как гвозди, шпильки для волос или «неизвестные предметы».

Древнейшие стилосы-писала в Новгороде происходят из слоёв 953—989 годов. Уже тогда у Арциховского возникла гипотеза о возможности находки грамот, процарапанных на бересте.

Памятник Нине Акуловой

Нина Фёдоровна Акулова — жительница Великого Новгорода. 26 июля 1951 года на Неревском археологическом раскопе в Новгороде в слоях 14-15 веков, она первая нашла берестяную грамоту.

Эта находка стала очень важной для всех будущих исследований. Семья Нины Фёдоровны выдвинула инициативу увековечить это событие в памятнике. Инициатива была поддержана Новгородцами.

На памятнике Нины Акуловой изображение той самой берестяной грамоты № 1, которая прославила новгородку на века. В 13 строках на старославянском языке перечислялись села, с которых шли повинности в пользу некого Фомы. Это письмо из далекого прошлого стало громкой сенсацией для ученых-историков в конце 50-ых годов прошлого века.

Каждый год все желающие собираются у этого памятника и с этого начинается праднования Дня бересты.

Случайно, но важно

Немало грамот обнаружено при археологическом контроле за земляными работами — строительство, прокладка коммуникаций, а также найдено просто случайно.

Среди случайных находок, в частности, — грамота № 463, найденная студентом Новгородского пединститута в посёлке Панковка в куче вывезенного с раскопок отработанного грунта, который предполагалось использовать для благоустройства местного сквера и маленький фрагмент № 612, найденный жителем Новгорода Челноковым у себя дома в цветочном горшке при пересадке цветов.

Возможно береста — лишь черновик

Есть предположения, что береста рассматривалась как эфемерный, непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения.

Её использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте, бересте доверялись лишь их черновики.

Так например в грамоте № 831, представляющей собой черновик жалобы должностному лицу, есть прямое указание переписать её на пергамент и лишь потом послать адресату.

Авторские права

Связанные статьи

Крышка от коробаороб. Шемогодская прорезная береста. Народный мастер Любовь Осколкова. Великий Устюг. Береста, шемогодское узорочье, дерево, краски

Короб. Якутия. 2018. Береста, выскабливание, плетение

Источник

26 июля 1951 года на месте Неревского конца, жилого района древнего Новгорода была обнаружена первая берестяная грамота средневековой Руси. Наши далекие предки «заговорили» с нами, рассказывая о человеческих взаимоотношениях, экономических связях, конфликтах, о любви и смерти.

26 июля новгород праздник

26 июля новгород праздник

Неревский раскоп в 1953 году

26 июля новгород праздник

26 июля новгород праздник

Вот так выглядит «свеженайденная» берестяная грамота. На фото грамота № 51 из Старой Руссы.

26 июля новгород праздник

26 июля новгород праздник

Обработка берестяной грамоты

26 июля 2006 года на доме, где жила Н.Ф. Акулова, на улице Десятинной д.17к1 была установлена памятная табличка с надписью «В этом доме жила Нина Федоровна Акулова (1921-2004 гг.) участница Новгородской археологической экспедиции. 26 июля 1951 г. обнаружила первую берестяную грамоту».

26 июля новгород праздник

С 2011 года «День Бересты» является официальным праздником Новгорода. В этот день проходят торжественные и памятные мероприятия, а к памятнику Нины Федоровны благодарные потомки несут цветы.

26 июля новгород праздник

Лига историков

8K поста 35.4K подписчиков

Правила сообщества

— уважение к читателю и открытость

— регулярность и качество публикаций

— умение учить и учиться

— бездумный конвейер копипасты

— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

— простановка тега [моё] на компиляционных постах

— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)

— дискуссии на тему постов

— уважение к труду автора

— личные оскорбления и провокации

— неподкрепленные фактами утверждения

нельзя не вспомнить)

От Радослава ко Хотеславоу Възми оу прасола 2 гривене и 5 коуно

Якове брате еби лежа ебехото аесово

26 июля новгород праздник

Что написано то в грамоте было?

Меня больше всего удивляет, что нужно говорить «берЁста» с ударением на ё. Жизнь меня к такому не готовила.

26 июля новгород праздник

Вечерняя медитация: как простые новгородцы отыскали записи своих древних предков. А люди-то давно были грамотными!

В этот вечерний час хочу предложить небольшое обаятельное видео: с простыми и красивыми людьми и об их интересных находках, которые рассказали нам об укладе жизни древних новгородцев и о том, как и о чём общались люди много веков назад. Репортаж действительно любопытный.

А поводом разместить это видео стала сегодняшняя дата: 26 июля 70 лет назад в ходе археологических раскопок в Великом Новгороде, на Неревском раскопе, группа учёных под руководством Артемия Арциховского обнаружила первую берестяную грамоту. Содержание её было вполне бытовым: в документе перечислялись повинности в пользу землевладельцев Фомы, Иева и Тимофея. Эта находка и обнаруженные следом за ней артефакты здесь же, а также в Москве, Пскове, Смоленске и других городах, стали свидетельством широкого распространения грамотности в Древней Руси.

26 июля новгород праздник

Ответ на пост «В Новгороде нашли берестяную грамоту со шпионской перепиской»

Это далеко не единственный пример подобных грамот.

Берестяная грамота № 590

26 июля новгород праздник

26 июля новгород праздник

Обратите внимание, что в грамоте не указаны автор и адресат, зато слева от текста присутствует сложный знак, который, возможно, использовался в качестве секретной подписи.

26 июля новгород праздник

26 июля новгород праздник

«цето еси прислале дова целовека

те побегли а коне не ведаю гдѣ пои

мавоши а тимонѧ меретве»

Перевод: «Те два человека, что ты прислал, бежали, а коней где взяли, не знаю. А Тимоня умер».

Датируется концом 1280-х – началом 1300-х г.г. Предполагается, что это донесение из какого-то небольшого военного отряда. Грамота тоже почти целая, и снова ни отправитель, ни адресат не указаны.

Примечательно, что грамота найдена на том же самом Нутном раскопе, что и первая. Может, там местная Лубянка стояла? 🙂

26 июля новгород праздник

26 июля новгород праздник

«пришьль искоупникь ис полоцька а рать поведае вели

коу а водаить пошьниць во засадоу»

26 июля новгород праздник

26 июля новгород праздник

«цоловѣкомъ грамотку при

Перевод: «. с человеком грамотку пришли тайно».

Просто мастер конспирации, ага.

БМ ругался на прорисовку грамоты № 582.

26 июля новгород праздник

26 июля новгород праздник

Человек, познавший Средневековье: умер великий историк Валентин Янин

В Москве скончался знаменитый российский историк, крупнейший исследователь берестяных грамот Валентин Янин.

Как сообщает ТАСС, выдающийся археолог и исследователь Новгородской Руси умер в возрасте 90 лет. Об утрате сообщила вдова ученого, профессор кафедры археологии МГУ Елена Рыбина.

Он первым стал использовать берестяные грамоты в качестве исторического источника, воссоздал историю денежно-весовых систем Руси, политических институтов и принципов формирования государственного устройства Новгорода.

Янин стал автором 700 научных работ, в том числе 23 научно-популярных книг, получил орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени и множество других наград.

26 июля новгород праздник

26 июля новгород праздник

Древнерусский миксер

Что скрыто в запасниках Новгородской археологической экспедиции?

Каждый год археологические исследования приносят сотни и тысячи новых находок, большинство которых не связанный с наукой человек, к сожалению, никогда не увидит. В Новгородской археологической экспедиции (НАЭ) за её более чем 80-летнюю историю было обнаружено свыше 150 000 индивидуальных находок – даже при большом желании невозможно не то что выставить их все в музеях, но даже как следует описать в специальной научной литературе.

26 июля новгород праздник

Находки Новгородской археологической экспедиции экспонируются в музее Кафедры археологии Исторического факультета МГУ, который открыт, к сожалению, только для сотрудников и студентов вуза.

За время археологических исследований в Великом Новгороде было найдено несколько кожаных масок с прорезями для глаз и рта. Большинство из них относятся к XIII веку. По внешнему виду их можно разделить на три типа: зооморфные (изображающие животных), антропоморфные (изображающие человека) и смешанного типа (вероятно, изображающие мифических персонажей). К маскам иногда пришивали бороду, усы и брови.

Распространено мнение, что маски в Новгороде использовали скоморохи, разыгрывавшие в честь языческих богов театральные действа с ритуальным танцами и ряжением (т.е. переодеванием). Безусловно, полностью исключить вариант использования масок для увеселения народа мы не можем, но в то же время пока не известно ни одного факта, прямо подтверждающего эту гипотезу. Боле того, внешний вид маски в большинстве случаев может скорее напугать, чем насмешить. Это противоречит общепринятому представлению об увеселительной роли скоморохов, которые были неизменными «профессиональными» заводилами на всех праздниках.

Согласно другому предположению, маски могли использовать волхвы. Есть сведения о том, что в процессе обряда они закрывали лицо для общения с потусторонним миром и душами предков. Кроме того, маски могли применяться в религиозно-магических обрядов, нашедших отражение в календарных праздниках Древней Руси и напоминающих карнавалы в Европе. Из-за недостатка информации в источниках мы не можем предпочесть одну из версий – все они имеют право на существование.

26 июля новгород праздник

26 июля новгород праздник

Стеклянные браслеты и их фрагменты – одна из самых массовых находок при раскопках древнерусских памятников. Такие браслеты – надёжный хронологический маркер (т. е. по ним можно датировать другие предметы), поскольку нам хорошо известно, что их максимальное распространение приходится на XIII век.

Браслет – это очень яркая и красочная находка. Встречаются образцы чёрного, синего, зелёного, бирюзового, жёлтого, коричневого, фиолетового цветов. Часто они перевиты жёлтыми, белыми, зелёными и красными спиралями. Большинство браслетов прозрачные, однако встречаются экземпляры из матового стекла. Цвет стекла браслетов находится в тесной связи с его химическим составом. Данные спектрального анализа показали, что большинство новгородских браслетов изготовлено из калиево-свинцово-кремнезёмного стекла.

Для изготовления браслета стеклянный стержень необходимого сечения вытягивали из заготовки той же формы, но большего диаметра. Впоследствии он (стержень) нарезался на отрезки необходимой длины. При повторном нагреве эти отрезки сгибались в обруч, образуя браслет. Концы при этом тщательно заделывались и заглаживались. Место стыка приобретало прямоугольное сечение. По технике изготовления различают круглые гладкие, витые, ложновитые, кручёные, кручёные с перевитием и другие виды таких браслетов.

26 июля новгород праздник

26 июля новгород праздник

Костяные гребни, широко распространённые в Новгороде, типологически и хронологически существенно отличаются друг от друга. Наиболее ранний тип – наборные односторонние гребни-расчёски с футлярами. Исследователи предполагают их скандинавское происхождение. Такие гребни бытуют с X до середины XI века, а затем постепенно выходят из употребления. В самом конце X века появляются цельные двусторонние гребни с частыми и редкими зубьями. Они бытуют весь XI век, а в первой половине XII столетия начинают постепенно исчезать. В зависимости от формы, пропорций и орнаментации, гребни этой группы разделяются на несколько типов. Гребни трапециевидной формы появляются лишь в начале XII века и бытуют довольно долго, а прямоугольные плоские гребни возникают в начале XIV века. В середине XII столетия цельные двусторонние гребни постепенно сменяются новой группой – двусторонними наборными гребнями. Они широко распространены в XII и XIII веках.

26 июля новгород праздник

А что перед нами на следующей фотографии? Палка с несколькими сучками? На самом деле это мутовка, которую, по этнографическим данным, использовали для взбалтывания, перемешивания и взбивания различных жидкостей и смесей – например, теста. Именно так выглядел древнерусский миксер.

26 июля новгород праздник

26 июля новгород праздник

26 июля новгород праздник

Древнерусский протокол допроса. Кто украл бобров?

28 октября, в МГУ состоялась традиционная лекция о берестяных грамотах из находок текущего года. Второй год подряд лекцию читал лингвист Алексей Гиппиус. Самым ярким моментом лекции стал рассказ о берестяной грамоте № 1121.

2019 год принес «берестологам» одиннадцать находок. Девять грамот нашлось в Новгороде, и две — в Старой Руссе. Замечательных писем и драматических жизненных ситуаций вроде «проданного сына» и злой мачехи, ругающей падчерицу «вражиной», как в прошлом году, не нашлось. Тем не менее кое-что любопытное и в историческом, и в лингвистическом отношении в новых грамотах имеется.

26 июля новгород праздник

… [: и ѧ]з[ъ] крале бебрꙑ : про дан[ь] :и: (=8) гриве :

въ беб[ръ]хъ : а се крали :к: (=20) мѣ[х]ъ ѫ мило‐

«Бебры» — это, конечно, «бобры» (такая форма слова часто встречалась на Руси — она есть в том числе в «Слове о полку Игореве»). Из текста грамоты следует, что некто украл двадцать (полсорока) шкур бобров. Двадцать – число неслучайное, меха на Руси исчисляли «сороками».

Но кто же крал бобров?

Алексей Гиппиус предложил аудитории подключиться к расследованию и попытаться выяснить, кто крал бобровые шкуры.

26 июля новгород праздник

Перед словом «крале» сохранились крохотные фрагменты четырех букв – точки и черточки, расшифровка которых помогла бы узнать имя преступника. Звучали разные забавные версии: может быть, бобров крал некий князь? Язь? Лях?

Похожие показания есть в поздних документах XVII века, где выявляется целая организованная преступная группировка, разумеется, с участием официального стража порядка:

Далее в грамоте упоминаются «8 гривен за бобров», слова «про дань» — возможно, конспективная запись дальнейших показаний вора или заголовок следующей части. Потом речь идет о краже 20 мехов у Мило… (Милонега, Милоста) и упоминается «сам тать».

26 июля новгород праздник

26 июля новгород праздник

26 июля новгород праздник

Я послал тебе бересту

Тексты на древнерусских берестяных грамот

26 июля новгород праздник

Грамота № 53: «Поклон от Потра к Марье. Покосил есмь пожню, и Озерици у мене сено отъяли. Спиши список с купнои грамоте да пришли семо; куды грамота поведе, дать ми розумно».

Петр уехал в село Озеры или Озеричи косить. Но местные жители отняли у него скошенное сено, заподозрив в нем самозванца, не имеющего прав на скошенный участок. Очевидно, Петр только что купил его и еще не был знаком своим новым соседям. Он просит Марью, жену или совладелицу, чтобы та списала ему копию с купчей грамоты.

26 июля новгород праздник

Грамота № 9: «От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость».

26 июля новгород праздник

Грамота № 49: «Поклон от Ностасьи к господину, к моей к братьи. У мене Бориса в животе нет. Как се, господо, мною попецалуете и моими детми»

‘Поклон от Настасьи господам моим братьям. У меня Бориса [больше] нет в живых. Как, господа, позаботитесь обо мне и о моих детях?’

26 июля новгород праздник

Грамота № 377: «От Микити к Улиааниц. Пойди за мьне. Яз тьбе хоцю, а ты мене. А на то послух Игнат Моисиев. ».

От Микиты к Анне. Пойди за меня — я тебя хочу, а ты меня; а на то свидетель Игнат Моисеев …

26 июля новгород праздник

Грамота № 87: От попа Дрочки поклон Демьяну и Мине и Ванку и всем вам. Пожалуйста, …’ (следовала какая-то просьба).

26 июля новгород праздник

Грамота № 109: Грамота от Жизномира к Микуле. Ты купил рабыню во Пскове, и вот меня за это схватила (подразумевается: уличая в краже) княгиня. А потом за меня поручилась дружина. Так что пошли-ка к тому мужу грамоту, если рабыня у него. А я вот хочу, коней купив и посадив [на коня] княжеского мужа, [идти] на очные ставки. А ты, если [еще] не взял тех денег, не бери у него ничего

26 июля новгород праздник

Грамота № 238: «… [Ты дал (?)] Несдичу четыре с половиной резаны, а [мне] ты дал две куны. Что же ты утверждаешь, будто за мной восемь кун и гривна? Пойди же в город — могу вызваться с тобой на испытание водой’.

26 июля новгород праздник

Грамота № 424: «Грамота от Гюргия к отцу и к матери. Продавши двор, идите сюда — в Смоленск или в Киев: дешев [здесь] хлеб. Если же не пойдете, то пришлите мне грамотку, как вы живы-здоровы»

26 июля новгород праздник

Грамота № 582: «те два человека, что ты прислал, бежали, а коней где взяли, не знаю. А Тимоня умер»

Донесение о положении дел в военном отряде

26 июля новгород праздник

Грамота № 952: «От Радка поклон отцу. Товарец я послал в Смоленск. А Путилу-то убили. А нас с Вячешкой хотят арестовать за Фому — говорят: «Заплатите четыреста гривен или же зовите сюда Фому. Если же нет, то всадим вас в погреб (темницу)».И поклон от Вячешки Лазорю. Я послал коня вьючного, а сам готов (приготовился)»

26 июля новгород праздник

В конце школьная шутка 14 века от новгородского мальчика Онфима

26 июля новгород праздник

26 июля новгород праздник

В 1952 году на Неревском раскопе была обнаружена грамота № 46, сначала поставившая всех в тупик. В этой грамоте нацарапаны две строки, правые концы которых не сохранились. В первой строке следующий текст: «Квжпсндмкзатсцт. ». Во второй — не менее содержательная надпись: «ееяиаеуааахоеиа. ».

Что это? Шифр? Или бессмысленный набор букв? Не то и не другое. Напишите эти две строки одну под другой, как они написаны в грамоте:

ЕЕ Я ИАЕ У АААХОЕИА.

и читайте теперь по вертикали, сначала первую букву первой строки, потом первую букву второй строки, затем вторую букву первой строки и вторую букву второй строки и так до конца. Получится связная, хотя и оборванная фраза: «НЕВЕ-ЖЯ ПИСА, НЕДУМА КАЗА, А ХТО СЕ ЦИТА» — «Незнающий написал, недумающий показал, а кто это читает. ». Хотя конца и нет, ясно, что «того, кто это читает», обругали.

Не правда ли, это напоминает известную школярскую шутку: «Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю»? Представляете себе этого недоросля, который придумывал, как бы ему позамысловатее разыграть приятеля, сидящего рядом с ним на школьной скамье?

26 июля новгород праздник

26 июля новгород праздник

В Новгороде археологи обнаружили остатки Великого моста X века

Сезон археологических исследований 2018 года в Великом Новгороде ознаменовался серьезным открытием: группе ученых под руководством научного сотрудника Института археологии РАН Айвара Степанова удалось найти на дне реки Волхов остатки конструкций, которые вероятно, служили опорами Великого моста, соединявшего Софийскую и Торговую стороны города в X веке.

26 июля новгород праздник

Об открытии было официально заявлено в ходе ежегодной научной конференции «Новгород и Новгородская земля. История и археология», которая завершилась 24 января в Новгородском музее-заповеднике.

Открытие на дне Волхова

Айвар Степанов начал проводить подводные исследования еще в 2005 году. За эти годы археологам удалось обнаружить остатки моста XII—XIII вв. А в прошлом году ученые нашли на дне Волхова срубную конструкцию из семиметровых бревен, укрепленную валунами.

26 июля новгород праздник

В подводно-археологических исследованиях участвовали Институт археологии РАН, Новгородский музей-заповедник и областная Федерация подводной деятельности. Проект поддержал также Инженерно-технический центр специальных работ Санкт-Петербурга.

В лаборатории изотопных исследований Петербургского университета имени Герцена провели радиоуглеродный анализ трех бревен, поднятых со дна озера. По результатам анализа бревна датировали примерно 950 годом.

Таким образом, есть все основания полагать, что археологи обнаружили остатки моста, построенного еще в X веке, пересекавшего русло Волхова между Никольским собором на Ярославовом Дворище и утраченным собором Бориса и Глеба в Новгородском детинце.

26 июля новгород праздник

Участвовавший в работе конференции заместитель директора Института археологии РАН, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук Петр Гайдуков отметил большое научное значение сделанного открытия.

«Хочу поздравить Айвара Степанова с открытием древнего моста. Вы с ним войдете в историю археологии. Теперь по-другому можно переосмысливать город X века. За этим стоит большой труд. Подойдите сейчас к берегу Волхова и представьте, как зимой можно работать под водой», — приводит слова историка сайт музея-заповедника.

Как нашли Великий мост

После того как в 2005 года археологи изучили русло Волхова с помощью гидролокаторов, эхолота и георадара, а также в ходе водолазных исследований, они получили план дна акватории. На этом плане ученые выделили участки рельефа, которые приблизительно совпадали с месторасположением моста до его перестройки в 1830 году. Эта возвышенность дна расположена на 60 метров выше по течению от ныне существующего моста.

Основные работы проводились ранней весной, оптимальным периодом оказался март. В это время на Волхове отсутствует судоходство, в реке устанавливается самый низкий уровень воды, относительно слабое течение, а из-подо льда замерзшего озера Ильмень вытекает относительно прозрачная вода.

На место работ археологи устанавливали понтон с отапливаемым помещением и закрытой от ветра и осадков рабочей площадкой. Самой трудной частью стали подводные работы: водолазы вручную разбирали завалы из камней и дерева, расчищая более ранний слой. В нем ученые обнаружили отдельные археологические предметы, в том числе монеты XVIII—XIX веков.

В дальнейшем грунт разрыхлялся потоком воды с помощью специального оборудования, из него исследователи выбирали находки, а затем спускали вниз по течению.

Археологи установили, что культурные напластования на дне Волхова в этом месте имеют мощность около 0,5 м и включают предметы XIII—XVI веков, в том числе конструктивные элементы средневековых мостов: сваи из дуба, диагональные схватки и укосины из половинок бревен хвойных пород, скрепляемых дубовыми нагелями.

Наиболее ценные находки, сделанные подводными археологами — две половины серебряных слитков-гривен, полтины весом 98 граммов, а также множество монет XV—XVI веков. Ученые обнаружили также вислые свинцовые актовые печати XIV века, их фрагменты и заготовки. Среди печатей известные безымянные буллы «Великого Новагорода» — городские печати и печати владычного наместника.

26 июля новгород праздник

Археологический раскоп в Новгороде. Слои деревянных мостовых.

26 июля новгород праздник

26 июля новгород праздник

Реконструкция Новгородской улицы

Все эти предметы оказались на дне Волхова потому, что новгородский мост был уставлен домами и лавками так, что, по сути, был городской улицей на воде. В результате человеческой деятельности и частых стихийных разрушений моста на дне реки накопился культурный слой, немногим отличающийся по своему составу от городского.

Но главным открытием с точки зрения археологии стало обнаружение одной из опор древнего моста. Айвар Степанов описывает свое открытие как «пятиугольный в плане забутованный камнем сруб — весьма трудоемкое и дорогостоящее сооружение. Расстояние между центрами остатков пяти просматриваемых опор составляет около 22 метров, что предполагает существование в древности весьма протяженных и сложных пролетов моста».

История Великого моста в Новгороде

До нас не дошла так называемая Иоакимовская летопись, в которой описывалось крещение новгородцев в 989 году, — в ней впервые упоминался деревянный мост через Волхов.

Новгородская первая летопись упоминает Великий мост в 1133 году, когда он уже был восстановлен после обрушения. В последующих записях летописи мост фигурирует уже регулярно.

26 июля новгород праздник

Мост на деревянных свайных опорах, вдоль которого располагались различные лавки, являлся важнейшим публичным пространством Новгорода, местом торговли, общественных собраний и казней.

Постоянно подновляясь, деревянный мост просуществовал до XVII века и был заменен мостом на каменных опорах. Он прослужил вплоть до Великой Отечественной войны. В 1944 году мост взорвали отступавшие немецкие войска.

Сейчас в Великом Новгороде Софийскую и Торговую стороны в районе новгородского Детинца и Ярославова Дворища соединяет Пешеходный (Кремлевский) мост.

26 июля новгород праздник

26 июля новгород праздник

Три древних письма о любви

Что писали о любви брошенный муж из Древнего Египта, русский дворянин XVIII века, влюбленный в извозчика, и страдающая девушка из древнего Новгорода

1. Образованная новгородка — своему возлюбленному

26 июля новгород праздник

«[Я посылала (?)] к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю

ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала [к тебе]? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под [людских] глаз и примчался … Отпиши же мне про … тебя оставлю. А если даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то пусть судит [тебя] Бог и моя худость».

Новгород, начало XII века

Дмитрий Сичинава, лингвист:

«Письмо написано на двух кусках бересты, и не все фразы, к сожалению, сохранились. Однако кое-что можно восстановить. Письмо начинается со слов „к тебе трижды“: героиня явно хочет сказать, что уже три раза писала своему адресату или посылала к нему. Что бы ни было в начале, очевидно, что в письме не было обычного обращения — от такого-то к тому-то. Это очень интимное письмо, и здесь нет адресной формулы.

Какой образ любви, какие отношения стоят за этим письмом? Тут и страх, что о них узнают, и явное беспокойство героя, потому что за ним наблюдают другие люди. И явная обида возлюбленной, которая звучит очень естественно для нас сегодняшних: мол, тебе просто все это не надо, а если бы было надо, то ты бы нашел способ сбежать и встретиться со мной.

26 июля новгород праздник

Очень интересно выражение „буду задела“. Такого времени сейчас нет в русском языке: это так называемое второе будущее, означающее предшествование к какому-то предстоящему моменту. Использовалось оно и в условных предложениях, то есть сейчас бы мы сказали „если окажется, что я тебя задела“ или даже „если вдруг (по-твоему) я тебя задела“. До этого мы не знали, что в конце XI или в начале XII века глагол „задевать“, как и сегодня, использовался в значении „оскорбить“, „сделать неприятно“. А вот фраза „я тебя имела аки брата“ — буквально „я к тебе относилась как к брату“ — звучит странно. В современной культуре любви, наследующей романтизму, брат противопоставлен возлюбленному: „Сладко мне твоей сестрою, / Милый рыцарь, быть; / Но любовию иною / Не могу любить…“ Здесь же этого противопоставления нет: брат — это наибольшая степень открытости и близости. „Я относилась к тебе как к родному“ — так, может быть, сейчас бы сказала девушка на ее месте.

Писавшая, скорее всего, сочиняла и записывала послание своему возлюбленному сама: вряд ли она стала бы диктовать кому-то настолько интимное письмо. По изысканным формулам, которые она использует, видно, что женщина была не просто грамотной, а весьма образованной и в писце не нуждалась. Скорее всего, она принадлежала к социальной элите: грамота происходит с Троицкого раскопа, где, как мы знаем по другим письмам, находились усадьбы достаточно состоятельных новгородских бояр.

„Моя худость“ — калька с греческого выражения, которое означает „я, недостойная“. С этим уничижительным словом контрастирует фраза „пусть тебя судит Бог и я“. Это довольно смелая конструкция для средневекового человека, в особенности женщины. Вообще, перед нами очень независимая, по крайней мере в своих чувствах и выборе, женщина, и остается гадать, была ли она столь же самостоятельной социально. Максимальную степень независимости в традиционном обществе имела вдова, однако как раз из новгородских документов известно, что и при живом муже женщины могли распоряжаться, например, деньгами или воспитанием детей.

Есть ли аналоги этого письма? Учитывая его литературные обороты, наиболее естественно искать что-то похожее в Византии того времени. Этой эпохой датируется византийский роман „Дигенис Акрит“, где есть и самостоятельные героини, и непостоянные мужчины, и, главное, куртуазная переписка, и некоторые ее формулы. Есть и древнерусская его версия, хотя она делалась с другой, не столь богатой этими сюжетами редакции и в более позднее время, чем наша грамота. Разумеется, непосредственное влияние романа (тем более в подлиннике) предполагать не следует, скорее оба эти текста отражают галантную культуру той эпохи, свидетельств которой до нас дошло крайне мало.

Это письмо с его лексикой типа „иметь зла“ или „задеть“ — яркое свидетельство того, что древнерусский язык имел очень тонко выработанную психологическую лексику, подчеркивающую детали человеческих отношений, и не обязательно в области любви».

2. Серен из Древнего Египта — своей жене Исидоре, которая от него ушла

26 июля новгород праздник

«Серен приветствует свою сестру и госпожу Исидору. Прежде всего, молюсь о твоем здоровье и каждый день и вечер поклоняюсь за тебя богине Таурет, любящей тебя. Хочу, чтобы ты знала, что с тех пор, как ты ушла от меня, я пребываю в трауре, плачу по ночам и скорблю днем.

С тех пор как мы с тобой вместе помылись 12-го числа месяца фаофи, я больше не мылся и не умащался маслом до 12-го числа месяца атир. Ты прислала мне письма, которые могли бы поколебать и камень, так меня тронули твои слова. В тот же час я написал тебе ответ и отдал его 12-го числа, запечатанным вместе с твоими письмами.

Помимо твоих писем, в которых ты пишешь: „Колоб сделал из меня проститутку“, посыльный передал мне на словах следующее: „Твоя жена послала сказать мне, что он сам продал цепочку и что он сам посадил меня на корабль“. Ты говоришь все это, чтобы мне больше не верили в том, что касается погружения на корабль. Смотри, сколько раз я посылал за тобой. Сообщи мне, придешь ты или нет».

На обороте: «Отдать письмо Исидоре, от Серена».

Алена Чепель, историк:

«Это папирусное письмо было написано во II веке нашей эры в городе Оксиринхе и содержит огромное количество орфографических ошибок в древнегреческом языке. Читать частные папирусные письма — все равно что слушать телефонный разговор с одной стороны: большая часть контекста нам обычно недоступна. Мы не знаем, кем были Серен и Исидора, что между ними произошло. Можно предположить, что они были мужем и женой, Исидора ушла от Серена с другим мужчиной, Колобом, за месяц до написания письма, после чего они обменивались письмами и устными сообщениями через посыльного.

Самое интересное в этом письме — то, как Серен выражает свои чувства и свое горе из-за того, что Исидора его покинула. В течение месяца он исполнял ритуал траура — как после смерти близкого человека. В ритуальные действия входило полное отсутствие заботы о своем теле: человек переставал мыться, бриться, применять косметические средства ухода, благовония. Помимо такого телесного проявления своих чувств, Серен всячески проявлял заботу об Исидоре: он посылает за ней, зовет ее прийти, молится за нее древнеегипетской богине Таурет, покровительнице беременных и рожениц, изображавшейся в виде беременной гиппопотамихи. Это не обязательно значит, что Исидора была беременна, и может объясняться просто тем, что в греко-римский период Оксиринх был центром ее культа.

В своем письме Серен использует достаточно стандартные формулировки, но сквозь них прорываются бурные эмоции. И этим особенно интересно его письмо: оно показывает, что даже если у людей, живших почти 2 тысячи лет назад, не было сложившейся культуры выражения любви и страсти, они все-таки находили способ это сделать. Нужно еще понимать, что такие письма были не совсем личными: их диктовали для записи писцам и затем чаще всего читали вслух получателю или получательнице, так как большинство женщин (впрочем, мужчин тоже) в то время были неграмотными. Это затрудняло передачу в письме интимных подробностей или слишком личных проявлений чувств. Возможно, поэтому любовные письма как таковые среди папирусов практически отсутствуют, и исключения очень редки. Письмо Серена — одно из них.

Серен обращается к Исидоре как к своей сестре и госпоже. Госпожа, „кюрия“, — что-то вроде стандартного уважительного обращения, как Mrs в английском. „Сестра“, скорее всего, означает здесь „жена“. Дело в том, что в Египте того времени „сестра“ и „брат“ — нормальное обращение к жене и мужу соответственно. Но, кроме того, сестрой и братом могли называть также родственников разной степени близости и друзей. Так даже могли обращаться к людям, с которыми была какая-то тесная деловая связь. Определить в этих случаях реальную степень родства довольно сложно. Но в нашем письме есть также и слово „жена“, гюне, γυνή, скорее всего относящееся к Исидоре. Обращение Серена, таким образом, тоже подчеркивает его любовь и уважение к Исидоре».

3. Петербургский чиновник Андрей Молчанов — фурманщику Васильюшке

26 июля новгород праздник

«Друг мой Васильюшка, потому что велик ростом, а маленек любовью, знатно я уже тебе ненадобен, я тебя не вижу три дни и уже и скушно стало; жаль, что привык к тебе и забыть не могу, а ты меня бросил, а я чаю болше поторопился ко услугам племяненки, о которой известна Елисеевна; во вторник, ежели жив буду, приеду к тебе паритца в баню, вели заготовить да повидайся с Мироном, либо и впредь надобен буду; а Мокею скажи, что уже об нем зделано и о большем не трудился. К кормильцу моему Родиону поклон. А. М.».

А. М. 1740-е годы, Санкт-Петербург

Ирина Ролдугина, историк:

«Это письмо мне попалось в Российском государственном архиве древних актов и сразу привлекло мое внимание: оно адресовано одним мужчиной другому мужчине. А. М. — это Андрей Иванович Молчанов, дворянин, занимавший пост главного советника полицмейстерской канцелярии в Санкт-Петербурге и бывший довольно большим человеком. Васильюшка — фурманщик, то есть извозчик.

Почему этот текст очень необычен? Письма, выражающие открытое гомосексуальное желание, невероятно редки для российских реалий, в архивах их обнаружить почти невозможно. Во-первых, в России практически нет историков, которые, работая в архивах, обращали бы внимание на подобного рода документы. Во-вторых, считается, что гомосексуал в современном понимании слова появился только во второй половине XIX века. Перед нами же документ, показывающий, что между Молчановым и Васильюшкой существовала как минимум взаимная симпатия.

В какой-то момент это письмо оказалось в руках властей и заинтересовало их. Васильюшку спросили, почему он имеет „любовное обхождение“ с советником полицмейстерской канцелярии. Впрочем, закона, который бы криминализировал однополые отношения, тогда еще не существовало, а под статью о мужеложестве могли попасть только служившие в армии. Возможно, поэтому дальнейшая карьера Андрея Молчанова развивалась вполне благополучно. Он даже пытался избраться в екатерининскую Уложенную комиссию, но не прошел. Известно, что у него была семья, двое детей.

История телесности и сексуальности сводится к тому, что это всегда интерпретация. Естественно, мы не можем доказать, что эти люди спали друг с другом. Но контекст и текст письма свидетельствуют об интимной близости. И если то, что Молчанов называет этого человека „Васильюшка“, еще ни о чем не говорит, то фразы „я тебя не вижу три дня уже, и скучно стало“ и „я привык к тебе и забыть не могу, а ты меня бросил“ свидетельствуют об эмоциональной связи между этими людьми».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *