24 октября черный день космонавтики

24 октября черный день космонавтики

Спустя 50 лет после этой трагедии на Байконуре мы чтим память людей, чьи жизни были отданы космосу.

И сегодня освоение космоса связано с риском. Космос – агрессивная среда для человека, а значит, космонавт всегда рискует, нередко ценой собственной жизни. Космонавт (астронавт) еще долго будет являться испытателем нового. В агрессивной космической среде отсутствуют атмосфера и крылья, соответственно нет права на ошибку. Космические корабли и аппараты постоянно модернизируются (на смену устаревшим изделиям приходят новые, закрываются одни космические программы, стартуют другие), но люди космоса продолжают рисковать порой собственной жизнью ради человечества.

Как это было…
24 октября 1960 года

(Здесь и далее – выдержки из книги Б.Е.Чертока «Ракеты и лю ди»)

Так академик Б.Е.Черток начинает рассказ о катастрофе, случившейся 24 октября 1960 года на Байконуре (а в то время – Тюра-Таме). Эта трагедия унесла жизни 126 человек: испытателей, разработчиков и самого главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения Митрофана Ивановича Неделина. Она до сих пор считается самой страшной в истории освоения космического пространства.

«Первая ракета Р-16, именуемая «изделие 8К64», не покидая стартовой площадки, уничтожила больше людей, чем погибало в среднем в Лондоне при попадании десяти боевых ракет Фау-2 во время второй мировой войны».

Люди погибли в страшных муках, фактически сгорели заживо, но страна и весь остальной мир практически ничего не узнали о той страшной трагедии и ее героях-жертвах.
Межконтинентальная ракета на высококипящих компонентах топлива создавалась конструкторским бюро «Южное» во главе с главным конструктором М. К. Янгелем. Впоследствии она получила обозначение Р-16. Для разработки двигателей и систем ракеты, а также наземной и шахтной стартовых позиций были привлечены конструкторские коллективы, возглавляемые В. П. Глушко, В. И. Кузнецовым, Б.М Коноплевым и др. Необходимость разработки этой ракеты определялась низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой советской МБР Р-7.

«Ракета Р-16 по срокам начала летных испытаний вырвалась вперед. Создавалась она в темпе, под лозунгом «Догнать и перегнать Королева». Командование Ракетными войсками стратегического назначения и сам главнокомандующий Главный маршал артиллерии Неделин поддерживали Янгеля. Наличие альтернативных вариантов позволяло провести объективное сравнение реальных эксплуатационных характеристик. Аппарат военной приемки завода «Южмаш» очень либерально относился к отступлениям от строгих правил наземной отработки, допускавшимся в угоду сокращения сроков».

На этих словах академика Чертока мы поставим точку в описании катастрофы, случившейся 24 октября 1960 года… И запятую в нашем повествовании.

На Байконуре считают мистическим совпадением то, что случилось через три года после взрыва на площадке 41. 24 октября 1963 года на космодроме в одной из боевых шахт ракеты Р-9 произошёл пожар, стоивший жизни восьми военным испытателям.
С тех пор 24 октября считается «черным» днем в космонавтике.
В этот день принято вспоминать тех, кто пожертвовал всем, даже жизнью, для того чтобы человечество могло продолжить покорение космоса.

Свои жертвы космос забирал на протяжении 50 лет, и это были не только жизни испытателей космической техники, но и жизни покорителей космоса.

Источник

Черный день отечественной космонавтики: почему 24 октября не стартуют ракеты

Выжившие в катастрофе на Байконуре ракетчики рассказали об этом страшном дне.

В чем была причина

Эта ракета должна была стать основой ракетно-ядерного щита Советского Союза, поэтому создавали ее в кратчайшие сроки. Именно спешка во многом предрешила катастрофу.

По словам главного конструктора Р-16 Михаила Кузьмича Янгеля, количество жертв и пострадавших оказалось таким большим потому, что с ракетой все были на «ты», тогда как с такой сложной техникой необходимо обращаться только на «Вы».

24 октября черный день космонавтики

Накануне запуска, 23 октября, в конструкции и работе устройств пуска ракеты были обнаружены неполадки, устранять которые принялись на следующий день. На стартовой площадке находилось большое количество обслуживающего персонала. Рядом с ракетой были главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения страны маршал Неделин, главный конструктор Янгель, многие их заместители и помощники.

При устранении неисправностей были сняты все защитные блокировки запуска, что стало роковой ошибкой. Когда систему управления в бункере перевели в исходное состояние, она подала питание на двигатель второй ступени, и тот, при отсутствии блокировок, выполнил команду, обрушив ревущую струю огня на заправленную первую ступень.

24 октября черный день космонавтики

Что рассказали уцелевшие

Инженер Луарсабов, проверявший на площадке оборудование, успел заметить вспышку и услышать хлопок.

«Как мне показалось, огонь вырывался из обтекателя, где расположены камеры рулевых двигателей. Я решил, что запустился один из них, и мгновенно сообразил, что спасение в ногах, и мы „чухнули“ вместе с Мягковым со скоростью метеоров», — рассказал инженер.

Им удалось пробежать около десяти метров до второго взрыва, волна которого подхватила бегущих, повалила и прижала к земле, после чего оба потеряли сознание.

«С земли поднялся как ни в чем не бывало, стал озираться вокруг: темно, во всполохах пламени видны искореженные части горящих топливных баков, пожарные из брандспойтов тушат огонь, слышны какие-то команды, подъезжают и отъезжают машины. Впереди, из рва, что окаймляет стартовую площадку, раздаются крики о помощи. Я пошел в направлении голосов, прыгнул в ров и неожиданно наткнулся на Мягкова. Оказалось, что он быстрее меня пришел в сознание и тоже попал в ров. Тут какой-то солдат спрашивает: „Скажите, что с моим лицом?“ А на лице живого места нет, все обожжено. Мы помогли ему вылезти из рва и повели в гостиницу. По дороге нас подхватила какая-то машина и подвезла. В вестибюле „люксовской“ гостиницы уже был врач, он предлагал всем выпить концентрированное молоко. Я взглянул на свои руки — они были в желто-красных волдырях, схватился за голову, и с нее посыпалось то, что еще недавно называлось шевелюрой…», — вспоминает Луарсабов.

Еще два инженера — Хоменя и Павленко — находились в момент взрыва рядом с ракетой. Первый из них стоял спиной к взрыву и, услышав грохот, сразу побежал прочь, не оглядываясь. Это и спасло Хоменю, которого нашли позже в шоковом состоянии в гостиничном номере. Он не помнил, что было после взрыва, как он преодолел ограждение из колючей проволоки, добежал до гостинцы и забрался с головой под одеяло на кровати, предварительно раздевшись. Его товарищ, сидевший к ракете лицом, погиб.

Главный конструктор ракеты Михаил Кузьмич Янгель весь день непрерывно находился на стартовой площадке.

«Мне захотелось покурить, но, подумав о том, какой пример я подам подчиненным, не стал это делать на площадке, как позволяли себе некоторые начальники, а направился в курилку. Проходя мимо Главкома, подумал пригласить и его, но не решился и пошел в курилку один. Когда зажег спичку, то удивился, как от нее все вокруг озарилось. Но тут донесся грохот, я обернулся и увидел всю эту жуткую картину…», — вспоминал он впоследствии.

Что было потом

Однако спустя три года, все в тот же злополучный день 24 октября, на Байконуре вновь произошла трагедия. В пусковой шахте учебной ракеты Р-9А по неосторожности во время заправки пролили горючее. Позже, при замене перегоревшей лампочки, от искры в электропатроне сильно загазованная шахта загорелась, погибло восемь ракетчиков.

После этого события запуски ракет и важные работы на стартовых площадках 24 октября было решено прекратить.

Источник

Рогозин напомнил о «черном дне» космонавтики

24 октября черный день космонавтики

Генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в Twitter назвал 24 октября для советской и российской космонавтики «черным днем», в который не проводятся ракетные пуски.

Менеджер напомнил о трагедии, произошедшей 60 лет назад, в 1960 году, на космодроме Байконур, когда в огне погибло 74 человека. «За полчаса до запланированного пуска ракеты Р-16 несанкционированно запустился двигатель второй ступени. За ним последовало разрушение первой ступени и пожар на стартовой площадке 41», — отметил глава госкорпорации.

Материалы по теме

24 октября черный день космонавтики

Бремя первых

24 октября черный день космонавтики

В ожидании чуда

Рогозин напомнил, что ровно три года спустя после этого, 24 октября 1963 года, на полигоне произошла еще одна катастрофа межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-9А, в ходе которой погибло 8 человек. «Пуски ракет в этот день по традиции не проводятся», — написал менеджер.

В октябре Рогозин на совещании по развитию Северного морского пути, прошедшем под председательством премьер-министра Михаила Мишустина, заявил, что к 2025 году в «Роскосмосе» будет обеспечена практически полная импортонезависимость.

В том же месяце SpaceNews написало, что пуск средней ракеты «Союз-2.1а» с пилотируемым космическим кораблем «Союз МС-17» стал, вероятно, последним, за который НАСА заплатило «Роскосмосу».

Источник

«Чёрный день» космонавтики. 24 октября – День памяти погибших испытателей ракетно-космической техники

Ежегодно 24 октября в Роскосмосе, на отечественных предприятиях ракетно-космической промышленности и космодромах России проходят памятные мероприятия, посвящённые погибшим испытателям ракетно-космической техники. Их точки отчёта – трагические события, случившиеся 24 октября при испытаниях ракетно-космической техники в 1960 и 1963 годах.

24 октября черный день космонавтики

28 октября 1960 года главные СМИ страны опубликовали лаконичное сообщение: «Центральный Комитет КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР с глубоким прискорбием извещают, что 24 октября 1960 года в авиационной катастрофе трагически погиб кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР, заместитель министра обороны СССР, главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения, маршал Неделин Митрофан Иванович».

Правда о случившейся беде стала известна лишь в начале 90-х с внедрением гласности в наше гражданское общество. Тогда с информации о массовой гибели людей на Байконуре был снят гриф особой секретности, и ту «авиационную катастрофу» официально признали фейком.

Технических недостатков во время предстартовых испытаний ракеты было выявлено великое множество – их устраняли трое суток днём и ночью, с короткими перерывами на сон.
Председатель Госкомиссии Главный маршал артиллерии М.И. Неделин требовал работать ударными темпами, чтобы сделать подарок советской державе к 43-й годовщине Великого Октября. В то время трудовые успехи к знаменательным датам были нормой жизни, так что инициатива большого столичного начальника ни у кого отторжения не вызывала. Старались уложиться в установленный срок все – рядовые техники, ведущие специалисты, сам маршал.

В результате спешки, многочисленных нарушений регламентных работ и техники безопасности 24 октября 1960 года на Научно-исследовательском испытательном полигоне №5 Министерства обороны СССР (Государственный испытательный полигон «Байконур») произошла крупнейшая катастрофа в истории ракетной техники. За полчаса до первого пуска баллистической ракеты Р-16 случился несанкционированный запуск двигателя второй ступени, мощной струей газов прожгло баки первой ступени и горящее топливо, а его было заправлено в ракету 130 тонн (!), выплеснулось на расстояние, превышающее сотню метров.

В это время около ракеты находились десятки испытателей. По официальным данным, тогда погибли 57 военных и 17 гражданских специалистов. Все эти люди сгорели заживо.

Как было установлено по ходу расследования, испытательный пуск должен был состояться в 19:00, но за двадцать минут до старта двигатель Р-16 запустился самопроизвольно.

Через четыре минуты после этого ракета взорвалась. Позже от ожогов и ран скончались еще четыре человека (по другим данным, погибли 126 человек). Среди погибших был и ветеран Великой Отечественной, Герой Советского Союза, Главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Митрофан Иванович Неделин. Очевидцы его смерти позже рассказали о том, что когда раскаленная струя вырвалась из ракеты, Неделина прижало к бетону и сожгло при температуре порядка трех тысяч градусов. Все, кто находился на переходнике ракеты, были сброшены на бетон с высоты пятнадцати метров, и мгновенно превратились в пепел. Вместе с маршалом Неделиным в огне погибли заместитель министра общего машиностроения Л.А. Гришин, заместитель Главного конструктора взорвавшейся ракеты М.К. Янгеля Л.А.Берлин, Главный конструктор систем управления Б.М. Коноплев, знаменитый «стреляющий» Герой Социалистического Труда А.И. Носов, испытатель Е.И. Осташов и другие специалисты.

Буквально за минуту до взрыва Янгель отошел от ракеты покурить, и остался жив. Как позже вспоминали очевидцы, курение спасло жизнь и академику А.Г. Иосифьяну и всем, кто оказался в момент взрыва в курилке.

Некурящему доктору технических наук А.Ф. Богомолову Иосифьян предложил пройти вместе с ним в курилку обсудить текущие рабочие вопросы. Заместитель начальника полигона генерал-майор Мрыкин, собиравшийся бросить курить, пошёл вместе с коллегами выкурить свою последнюю сигарету. После этой трагедии он продолжал курить всю оставшуюся жизнь.

Уже на следующий день на полигон прибыла Государственная комиссия во главе с Леонидом Ильичем Брежневым. В нее также вошли А.А. Гречко, Д.Ф. Устинов, В.Д. Калмыков, И.Д. Сербин, В.И. Табаков, Г.А. Тюлин, В.П. Глушко. На первом заседании комиссии, с участием оставшихся в живых руководителей запуска МБР Р-16, Брежнев сообщил о решении никого не наказывать – главные виновники погибли, с мёртвых спроса нет…

Анализ всех обстоятельств катастрофы показал, что если уж и следует кого винить, то не Янгеля, а, скорее, конструктора систем управления Коноплева и, в первую очередь, оператора, не выполнившего инструкцию предполетной проверки. Государственная комиссия установила: авария произошла в результате грубейшего нарушения техники безопасности — вопреки здравому смыслу, игнорируя мнение специалистов, маршал Неделин приказал устранить неполадки в системе автоматики прямо на заправленной ракете.

Главная причина трагедии, по мнению экспертов, – так называемый фактор Великого Октября: было страстное желание запустить Р-16 досрочно, к празднику революции. Эта суета и погубила специалистов-ракетчиков во главе с маршалом Неделиным.

Асфальт от жары нагрелся, кто попал сапогами в него, приклеились и сгорели. Потом на этом месте оставались только очертания фигур людей и негорючие предметы — металлические деньги, связки ключей, кокарды, пряжки от ремней, противогазов.

А некоторых охваченных пламенем остановила колючая проволока, они так и повисли на ней, мертвые. Горело все, кроме каблуков и подошв сапог. Потом по ним определяли, кем был погибший, военным или гражданским. Если бы строители успели заасфальтировать всю площадку, жертв, наверное, было бы еще больше». На кадрах документального кинофильма, который снимала полигонная фотолаборатория, видно, как пытаются убежать от огненного вала два солдата срочной службы в защитных костюмах ракетчиков, держа каждый в руке приспособление, которое они так и не бросили, хотя оба горели, как два факела.

Останки Митрофана Неделина смогли опознать лишь по звезде Героя Советского Союза. Похоронен он был в Москве у Кремлёвской стены. Других погибших военнослужащих хоронили на Байконуре.

В январе 1961 года стартовая позиция на полигоне Байконура была восстановлена и подготовлена к проведению дальнейших испытаний. Пуск ракеты Р-16 состоялся 2 февраля 1961 года. Ракета успешно прошла лётные испытания и в октябре 1961 года была принята на вооружение РВСН. До 1965 года было развернуто 186 пусковых установок комплексов Р-16 и Р-16У. На вооружении МБР этого типа состояли до середины 70-х годов. Последние ракеты наземных пусковых установок ликвидировали в 1977 году. На Западе ракета получила обозначение SS-7 «Saddler».

24 октября 1963 года на испытательном полигоне «Байконур», в шахтной пусковой установке ракеты Р-9, в результате пожара погибли восемь испытателей. При подготовке к пуску из шахты во время заправки ракеты пролилось горючее. Некоторое время спустя при замене перегоревшей лампочки от искры в электропатроне произошла вспышка и случился пожар.

С тех пор 24 октября считается «чёрным днём» космонавтики. В этот день пуски с «Байконура» не производятся, на космодроме приостанавливаются все работы с ракетами-носителями и космическими аппаратами, у братских могил испытателей, погибших в ходе аварий, проводится траурный митинг.

Согласно приказу главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения № 210 от 1999 года 24 октября в РВСН был объявлен Днем памяти ракетчиков.

Ежегодно во всех соединениях и воинских частях РВСН 24 октября начинается с минуты молчания. В частях и подразделениях совместно с ветеранскими и общественными организациями, представителями религиозных объединений проводятся памятные мероприятия, в том числе на местах воинских захоронений с участием родственников погибших.

Памятные мероприятия 24 октября проходят и в Москве. Ветераны ракетных войск, руководители предприятий космической отрасли, космонавты возлагают цветы к месту захоронения М.И. Неделина у Кремлевской стены.

Сергей Муравьев.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

24 октября черный день космонавтикиlsvsx

Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.

24 октября черный день космонавтики

24 октября 1960 года произошла трагическая катастрофа, крупнейшая для отечественного ракетостроения. На Байконуре при испытаниях ракетного комплекса погибли 84 человека, в их числе маршал Неделин.

Страшная трагедия произошла накануне очередной годовщины революции. Испытания Р-16 было решено провести не позже конца октября, чтобы отрапортовать в ЦК КПСС. Поэтому неисправности решили устранять прямо на стартовой площадке.

Сегодня на космодроме Байконур, на месте бывшей пусковой площадки № 41 соберутся люди. Они возложат венки к мемориалу и к братской могиле, что находится в самом городе. Они делают это ежегодно, но в этот раз собравшихся наверняка будет больше.

24 октября черный день космонавтики

На пусковой площадке № 41 произошла катастрофа, которая считается одной из самых страшных в истории мирового ракетостроения. 24 октября 1960 года на полигоне погибли 74 человека, включая главкома РВСН маршала Неделина, а позже от ран и ожогов скончались ещё четверо. Но это официальные цифры. По неофициальным, число жертв превысило 120 человек. Данные о катастрофе были засекречены, общественность узнала о ней лишь в конце 1980-х, когда открыли доступ к архивам.

«Что я буду говорить Никите?»

В конце сентября 1960 года на Байконур (тогда он ещё назывался Тюратам) прибыло «изделие 8К64 № ЛД1-ЗТ» — первая межконтинентальная баллистическая ракета на высококипящих компонентах топлива Р-16. Шла «холодная война», Советскому Союзу нужно было укреплять обороноспособность, в том числе создавая новые виды вооружений и средств доставки. Разработанная конструктором Михаилом Янгелем Р-16 выглядела очень перспективной: она могла долго находиться на старте в заправленном состоянии, в отличие от королёвской Р-7, которая к тому же была большой и сложной в обслуживании.

Старт был назначен на вечер 23 октября. Ракета уже заправлена компонентами топлива, но тут выявились неисправности: вышел из строя главный токораспределитель (основа автономной системы управления), и самопроизвольно сработали пиропатроны отсечных клапанов. Это ещё не катастрофа, но по техническим требованиям ракету надо снимать с площадки — сливать топливо и возвращать её на завод, чтобы прочистить баки и перебрать двигатели. На подготовку следующего старта уйдёт не меньше месяца! О рапорте к 7 ноября можно забыть.

Госкомиссия приняла решение перенести пуск на сутки, а неисправности устранить на месте. Как вспомнит потом один из участников событий, маршал Неделин произнёс: «Что я буду говорить Никите? Ракету доработать на старте». Отсечные клапаны и токораспределитель поменяли прямо на заправленной машине, без слива топлива, отключив все блокирующие устройства. Когда до времени пуска оставался час, на площадке суетились около 250 человек, включая весь командный состав. Сам Неделин сидел на стуле недалеко от подножия ракеты, показывая подчинённым, что бояться нечего, хотя по инструкциям должен был находиться в бункере.

В 18:45 объявляется 30-минутная готовность к пуску. Все системы управления переводятся в нейтральное положение, и новый токораспределитель, как выяснит потом техническая комиссия, по пути в «нулевое» положение подаст питание на несанкционированный запуск двигателя второй ступени. Ракета стоит на земле, но у неё заработал маршевый двигатель, который должен включаться лишь в полёте! Теперь катастрофу остановить невозможно. Огненная струя прожигает находящиеся ниже баки окислителя и горючего первой ступени. Вспыхивают сто тонн топлива, и Р-16 превращается в гигантский факел, от которого с огромной скоростью разбегаются волны огня, догоняя объятых пламенем и не успевших скрыться людей.

24 октября черный день космонавтики

Когда курить полезно

К спасательным работам смогли приступить лишь спустя два часа, после того как догорели остатки агрегатов и строений. Площадка № 41 была полностью разрушена. Вблизи стартового стола не выжил никто. Там, где сидел Неделин, нашли оплавленную звезду Героя Советского Союза, остановившиеся часы и маршальский погон. От многих людей остались на асфальте лишь тени. Выживших с ожогами отправляли в госпитали, 14 человек срочно эвакуировали в Москву — им требовалась пересадка кожи.

Поздно вечером Михаил Янгель, технический руководитель испытаний и конструктор ракеты Р-16, звонил Хрущёву. Когда он перечислил фамилии некоторых погибших (а кроме Неделина, в списке было ещё несколько высокопоставленных военных и инженеров), первый секретарь ЦК спросил: «А где в это время находился технический руководитель?»

Янгелю пришлось объяснять невероятное стечение обстоятельств. Судьба оказалась к нему благосклонна: буквально за пару минут до взрыва он отлучился покурить. Вместе с ним в курилку отошли члены госкомиссии Иосифьян и Богомолов, причём последний был некурящим, но его позвали обсудить некоторые вопросы (есть мнение, что он и Иосифьян пытались уговорить Янгеля прекратить испытания). Все они остались живы. Как и замначальника полигона генерал-майор Мрыкин, который всё собирался бросить курить, да никак не мог. Очевидцы говорят, что он хотел в тот раз выкурить свою последнюю сигарету, а впоследствии продолжал курить уже всю оставшуюся жизнь.

На следующий день прибыла комиссия во главе с Брежневым, тогда председателем президиума Верховного Совета. Оценив обстановку и собрав всех, кто остался в живых, Брежнев сказал: «Наказывать никого не будем». В самом деле, непосредственные виновники аварии уже погибли, а Михаил Янгель прямого отношения к допущенным ошибкам и неверно принятым решениям не имел. Говорят, Хрущёв, направляя комиссию в Байконур, даже звонил Сергею Королёву за советом: «Что делать с Янгелем?» И Сергей Павлович, несмотря на то, что конструктор Р-16 был его прямым конкурентом и отношения у них были сложными, ответил: «Это могло случиться и у меня, и у любого конструктора».

Ровно через три года, 24 октября 1963 г., на космодроме произошла ещё одна авария с человеческими жертвами. При подготовке к пуску учебной ракеты Р-9А во время заправки был пролит керосин. Его пары заполнили шахту. Прибывший на испытания расчёт обратил внимание, что перегорела одна из лампочек. Когда её стали менять, в электропатроне возникла искра, и вспыхнул пожар. Погибло 8 человек.

С тех пор 24 октября считается чёрным днём в космонавтике. В этот день не производят пуски ракет, а вспоминают всех, кто погиб при освоении космоса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *