24 апреля в армении что за день
Армянская незабудка: Вечной памяти жертв геноцида 1915 года
24 апреля армяне всего мира отмечают самую скорбную дату в своей истории: годовщину начала «Великого Злодеяния» – геноцида 1915 года
В конце марта 2018 года в Армении было на удивление тепло и солнечно даже для столь южной широты. Нежная зелень, цветущие сады и столь долгожданные каждым русским человеком после нашей долгой зимы майские запахи. В те дни еще ничто не предвещало апрельских политических волнений. Завершался Великий пост: скромные в своем внутреннем убранстве армянские храмы украшались свежей зеленью, традиционной в канун великого праздника Входа Господня в Иерусалим, на Руси широко известного как Вербное воскресенье.
В те дни мы, участники международной конференции «Традиционные ценности – вызовы современности», собрались в Эчмиадзине – древней духовной столице армян. Тема обсуждения была более чем острой: как наша восточно-христианская цивилизация способна противостоять тому колоссальному внешнему давлению, которое в разной степени затронуло все народы разрушенной столетие назад Империи. Разрушенной в результате исторической катастрофы, одним из прологов к которой стали кровавые события 1915 года, вошедшие в историю как геноцид армян. Той самой катастрофы, о которой в Армении знает каждый младенец, а на многих домах, автомобилях и даже на одежде можно встретить ее скорбный символ – фиолетовую незабудку.
Мы выходим из эчмиадзинского храма святой преподобномученицы Гаянэ (Гаиании) – памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО и места погребения нашей общей святой, почитание которой объединяет различающиеся в догматике Армянскую Апостольскую и Поместные Православные Церкви. Воздух свеж и прозрачен: вдали, за турецкой границей, виднеются две вершины Арарата, напоминающие в том числе и о трагических событиях столетней давности.
На пути к трагедии
Историческая память – штука сложная, а порой и причудливая. Каждый русский (по меньшей мере, старшего поколения) знает, пусть зачастую не благодаря урокам истории, а произведениям Лермонтова и Льва Толстого, об Отечественной войне 1812 года. Слава Богу, свежа память о Великой Отечественной войне и еще живы ее последние ветераны. А вот о другой Великой войне, Первой мировой, в советские годы прозванной «империалистической», мы практически ничего не знаем. А еще меньше, чем ничего – о ее Кавказском фронте, поражение русских войск на котором привело к трагическим последствиям для всех народов региона. И самой кровавой стала трагедия армянского народа, потерявшего, по разным подсчетам, до полутора миллионов человек – около половины армян всего мира.
Конечно, истоки геноцида несложно найти в религиозных противоречиях турецкого и армянского народов. Мусульмане против христиан. Но этот ответ слишком прост. И его явно не хватает, чтобы понять смысл случившегося: того, что произошедшее – отнюдь не цивилизационный антагонизм, а прямое порождение современного мира. То, чего нельзя было ожидать в средневековой Османской империи (при всем ее отношении к христианским народам как второразрядным подданным – «зимми»), произошло в период после победы либерально-националистической прозападной Младотурецкой революции 1908 года. Именно на младотурках, сторонниках секуляризации общественной жизни, а вместе с тем – радикальных националистах, лежит основной груз ответственности за геноцид армянского населения Османской империи в годы Первой мировой войны.
Геноцид 1915 года
Армянская трагедия столетней давности изучена историками столь же досконально, как и трагедия еврейского народа в нацистской Германии и на оккупированных ей территориях. Собственно, параллелей между Геноцидом армян и Холокостом очень много. Оба были спровоцированы секулярно-националистической политикой: с одной стороны, как уже говорилось, младотурок, с другой – немецких национал-социалистов. Конечно, подобные трагедии не возникают на пустом месте, и в обоих случаях существовали бытовые межэтнические и межрелигиозные конфликты. Но их перерастание в поистине сатанинскую ненависть людей друг к другу – всецело на совести политиков, подменивших исконные традиции народов секулярно-националистическим симулякром.
В дальнейшем трагические события нарастали подобно лавине. Даже некоторые османские чиновники были поражены зверствами, происходившими во время депортаций. Приведем лишь одной свидетельство процедуры высылки армян из Трапезунда, приведенное турком Саидом Ахмедом:
Вначале османские чиновники отобрали детей. Мусульмане Трапезунда были предупреждены о смертной казни за защиту армян. Затем отделили взрослых мужчин, заявив, что они должны принять участие в работах. Женщины и дети были высланы в сторону Мосула под охраной и с гарантиями безопасности, после чего мужчины были вывезены за город и расстреляны у заранее вырытых канав. На женщин и детей организовывались нападения «четтес», которые грабили и насиловали женщин, а затем убивали. Военные имели строгий приказ не мешать действиям «четтес». Отобранные дети также были высланы и убиты. «
Впоследствии все очень сильно напоминало гитлеровское «окончательное решение еврейского вопроса». Концлагеря, массовые убийства и еще более массовая гибель от условий содержания. И в итоге – чудовищная трагедия одного из самых древних христианских народов мира. Трагедия, последствия которой сложно оценить в полной мере, но сам факт, что в Армении живет менее трети армян мира, во многом связан с событиями 1915 года. Как с событиями тех лет связано и то, что главный символ всех армян – гора Арарат – находится за пределами Армении.
Непростые выводы
Конечно, иные специалисты возразят: но почему вы не говорите о том, что в те же годы в Османской империи пострадало немало представителей турецкого населения, в том числе, и от рук армянских националистов? А с другой стороны, игнорируете выступления турок в защиту армян? Нет, с этим не поспоришь. Было. А потому мы должны понимать, что факт геноцида – это не повод к исторической непримиримости, к тому, чтобы два древних народа на веки вечные стали врагами. Ведь это, как минимум, было бы не по-христиански. Да и не по-мусульмански.
Главный вывод, который всем нам стоило бы сделать из случившегося: что этническая гордыня – это главная опасность для существования любой древней традиции и любой цивилизации. Мы видим, как на фоне армянской трагедии рухнули две столь разные в частностях империи – Российская и Османская. Обе в той или иной мере наследовали Ромейскому царству – Византии, и обе представляли опасность для тех, кого сегодня мы иронически именуем «нашими западными партнерами». Потому и младотурки, и большевики в одном оказались «близнецами-братьями»: посредством гражданских войн и гибели миллионов соотечественников они смогли до основания разрушить два уникальных, основанных на традиционных религиозных основаниях государства-цивилизации.
В канун Дня памяти жертв Геноцида армян в самой Армении снова было беспокойно. Но искренне хочется надеяться, что у чад этого древнейшего христианского государства хватит исторической памяти и мудрости не наступать на грабли, на которых уже вдоволь оттоптались многие народы нашей империи. Надеюсь, освободившись от столь опостылевших коррупционеров, армяне, подобно малороссам, не допустят в высокие кабинеты либеральных «евроинтеграторов», чье умение грабить собственный народ никому не нужно доказывать.
Храни тебя Бог, цветущая Армения! Христос Воскресе!
День памяти жертв геноцида в Армении
Памятник жертвам первого геноцида 20 века (Фото: Pietro Basilico, Shutterstock)
Ежегодно 24 апреля в Армении и в диаспоре отмечается как День памяти жертв геноцида армян.
В 1915 году Османская Турция начала массовые уничтожения армян, которые продолжались несколько лет. Геноцид армян был организован турецкими правителями при поддержке императорской Германии и при попустительстве западных стран.
Исповедуя идеи регрессивного пантюркизма и панисламизма, турецкие власти стремились не только сохранить Османскую империю и насильно уничтожить или ассимилировать подданное население, но и создать всетуранскую империю, в которую бы вошли все мусульмане.
В 1894-1896 годах в Турции было организовано уничтожение более чем 300 тысяч армян. В 1909 году в Адане и его окрестностях было убито 30 тысяч армян.
24 апреля 1915 года в Османской империи была арестована первая группа армянской интеллигенции. Далее последовали многочисленные аресты. За короткий период число арестованных достигло около 800 человек, в числе которых были писатели, ученые, искусствоведы, педагоги, актеры, врачи, священники, общественные деятели, а также армянские депутаты турецкого меджлиса (парламента). Всех их погнали в Анатолию и зверски убили.
В результате геноцида 1915 года было уничтожено около полутора миллионов армян, со своих земель было депортировано все армянское население Западной Армении.
24 апреля стал днем памяти невинных жертв и каждый год отмечается и в Армении, и в диаспоре.
В 1965 году на холме Цицернакаберд началось строительство мемориала памяти невинных жертв. Комплекс был закончен в 1967 году и стал священным местом армян.
В 1995 году в другом конце парка был открыт музей геноцида (архитекторы Калашян и Мкртчян), посвященный этим ужасным событиям. В музее представлены некоторые снимки, сделанные германскими фотографами (в том числе Армином Вегнером), а также их публикации. Недалеко от музея находится аллея, где иностранные государственные деятели сажают деревья в память о жертвах геноцида.
Каждый год 24 апреля, в День памяти жертв геноцида армян, сотни тысяч людей поднимаются на холм к мемориальному комплексу и возлагают цветы (обычно гвоздики и тюльпаны) к вечному огню. Благодаря усилиям армянских диаспор, по всему миру построено множество памятников жертвам геноцида.
Другие праздники в разделе «Праздники Армении»
«Женщины и дети погибали с Именем Христа на устах»: 105 лет памяти жертв геноцида армян
24 апреля 1915 года начались аресты и депортация христианского армянского населения Османской империи, приведшие к одному из самых страшных геноцидов в истории человечества.
Сегодняшний день – один из самых трагических в христианской истории. Именно 24 апреля 1915 года, ровно 105 лет назад, в Константинополе, который в то время ещё официально не сменил своё древнее ромейское (византийское) имя на турецкое «Стамбул», а христиане ещё составляли до половины населения города, начались аресты и депортация армян.
Гонения были спровоцированы по надуманному поводу: армянскую элиту Османской империи, столетиями лояльную к мусульманским властям, обвинили в сотрудничестве с Русской императорской армией, накануне, в январе 1915-го, одержавшей крупную победу над турецкими войсками в сражение при Сарыкамыше, одной из ключевых битв начала Первой мировой войны. Пройдёт несколько недель, и депортации превратятся в прежде небывалый в человеческой истории этнический геноцид, унёсший около 1,5 миллионов армян (при общей численности армянского населения Османской империи в 2,5 миллиона).
В те страшные месяцы даже некоторые османские чиновники были поражены зверствами, учинёнными во время депортаций. Приведём лишь одно свидетельство процедуры высылки армян из Трапезунда, описанное турком Саидом Ахмедом:
Вначале османские чиновники отобрали детей. Мусульмане Трапезунда были предупреждены о смертной казни за защиту армян. Затем отделили взрослых мужчин, заявив, что они должны принять участие в работах. Женщины и дети были высланы в сторону Мосула под охраной и с гарантиями безопасности, после чего мужчины были вывезены за город и расстреляны у заранее вырытых канав. На женщин и детей организовывались нападения «четтес», которые грабили и насиловали женщин, а затем убивали. Военные имели строгий приказ не мешать действиям «четтес». Отобранные дети также были высланы и убиты.
Но в чём причина таких чудовищных зверств? И почему на протяжении нескольких столетий турецкого владычества на территории Османской империи не было ничего подобного? Предлагаю разобраться.
Либеральный нацизм османских младотурков
Турецкие историки, пытающиеся оправдать случившееся, приводят довод: в декабре 1914 – январе 1915 годов с российской стороны в Сарыкамышской операции участвовал Добровольческий армянский корпус. Да, с этим не поспоришь, как не поспоришь и с тем, что Исмаил Энвер-паша, военный министр Османской империи, сначала поблагодарил турецких армян за лояльность во время Сарыкамышского сражения, сообщив в письме армянскому архиепископу, что обязан жизнью офицеру-армянину, вынесшему его с поля боя. Но спустя считанные месяцы тот же Энвер-паша стал ключевым организатором геноцида армян.
Разумеется, подлинной причиной геноцида были не пророссийские настроения христианского населения (армян, понтийских греков и ассирийцев, против которых также был развёрнут геноцид, хотя и менее масштабный). Причина была геополитической. Дело в том, что после Младотурецкой революции 1908 года ключевые посты в прежде вполне веротерпимой к христианскому населению Османской империи заняли так называемые младотурки, прозападно настроенные либеральные националисты, одной из идей которых было объединение тюркоязычного населения российского Кавказа, Крыма, Поволжья и Туркестана, а также Ирана в «Великий Туран». Однако «живым препятствием» на пути к реализации этого чудовищного проекта был. армянский народ.
По сути, именно младотурки стали подлинными могильщиками Османской империи, в итоге превратившейся в секулярную Турцию. Геноцид армян и греков и попытки насильственной тюркизации полиэтнической империи привели её к краху. При этом было бы неверным говорить о том, что геноцид был спровоцирован мусульманами. Так, по свидетельству тех лет, организаторы геноцида, младотурки «Талаат-паша, Энвер-паша, Джемаль-паша и Назым-бей, именовавшие себя «защитниками ислама», в действительности были атеистами». И неслучайно, уже после Первой мировой войны, младотурки активно сотрудничали с захватившими власть в России большевиками.
Жертвы геноцида. Фото: shutterstock.com
Но ещё больше младотурки напоминали гитлеровских нацистов. Подобно тому, как последние готовили «окончательное решение» еврейского вопроса, турецкие национал-либералы пытались обосновать геноцид «расовой неполноценностью» армян. Особенно в этом отличился губернатор провинции Диярбекир Мехмет Решид. Уроженец российского Северного Кавказа, он ненавидел Россию и христиан лютой ненавистью и считал христиан главным источником всех проблем Османской империи. Будучи по профессии врачом, он так говорил о том, зачем организовал в своей провинции геноцид армян, греков и ассирийцев:
Антихристианский геноцид
Отрицая мусульманский характер геноцида, нельзя не признать то, что религиозный контекст он всё-таки имел. Подобно советским богоборческим гонениям, он был антихристианским. Многие армяне, в том числе женщины и дети, погибали с Именем Христа на устах. Так, представитель московской общины Армянской Апостольской Церкви, церковнослужитель Армянского храмового комплекса – резиденции Патриаршего экзарха, главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви Вартан Погосян в интервью телеканалу «Царьград» рассказал:
Пять лет назад, в 2015 году к 100-летию трагедии, Синод Армянской Апостольской Церкви причислил к лику святых полтора миллиона жертв геноцида как мучеников без указания имён. По словам Вартана Погосяна, предстоит большая исследовательская работа по индивидуальной канонизации ряда церковных деятелей того времени. В Первопрестольном Эчмиадзине в связи с канонизацией составлен специальный чин богослужения, прославляющий память мучеников, и была написана икона.
Храмовый комплекс Армянской Апостольской Церкви в Москве. Фото: ViktorSarafinchan / shutterstock.com
А уже сегодня, 24 апреля 2020 года, в память о событиях 105-летней давности во всех армянских храмах мира будут три минуты звонить колокола. А в Москве, по благословению главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви, архиепископа Езраса Нерсисяна, будет совершена божественная литургия. За закрытыми дверями, поскольку пандемия коронавируса внесла свои изменения и в этот трагический памятный день.
Русская Православная Церковь в силу ряда разногласий историко-богословского характера не имеет единства с Армянской Апостольской Церковью, однако поддерживает с ней многовековые дружественные отношения. И сейчас, когда наши народы находятся перед лицом многих вызовов, среди которых сегодняшняя коронавирусная пандемия – далеко не самый страшный, нам стоит почаще вспоминать о наших общих христианских корнях и ценностях. И молить милосердного Господа о том, чтобы трагедии XX века больше не повторились.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
СНГ и Балтия
24 апреля: как эта дата возникла в жизни армян
День поминовения жертв Геноцида армян отмечается 24-го апреля, так как в этот день в 1915-ом году армянскую интеллигенцию Константинополя с железнодорожной станции Айдарпаша отправили в путешествие к смерти. Именно так и началась программа по выселению и уничтожению армянского народа в Западной Армении, которая продолжалась несколько лет.
В первые годы после того, как в Армении установилась Советская власть, в церквях отмечали день 24-го апреля, а впоследствии — до пробуждения в 1965-ом году, 1915-ый год официально или в широких кругах не отмечался. В день поминовения жертв Геноцида армян жертв поминали только во внутрисемейных кругах.
Несколько дней спустя секретариат Католикоса в опубликованном циркуляре [по другим сведениям — кондаком (официальное послание Католикоса всех армян)] постановил признать 24-ое апреля как день поминовения жертв Геноцида армян и в этот день во всех церквях служить поминальную мессу.
До окончательной победы кемалистов и основания Турецкой Республики в 1923-ем году, армяне отмечали день 24-го апреля и в Константинополе. Так, если в издающейся в Ереване официальной газете «Советская Армения» в апрельском номере 1922-го года нет упоминания о Геноциде, то армянские газеты Константинополя уделили достаточно места этой теме.
Дашнакская константинопольская газета «Чакатамарт» сообщила своим читателям, что «согласно патриаршему распоряжению ближайший понедельник — 24-ое апреля — провозглашен национальной датой, в память наших многочисленных жертв, и в тот же день во всех церквях Армении будет вознесена поминальная литургия». Согласно тому же патриаршему распоряжению, поручалось в тот же день закрыть все национальные гимназии.
В номере газеты «Чакатамарт» от 25-го апреля тема продолжилась: «Вчера в полдень на национальном кладбище Шишли собралась большая толпа — почтить память жертв 24-го апреля. Со стороны партии «Дашнакцутюн» с речью выступил Аматуни, со стороны партии «Гнчакян» — Седрак Карьян. От имени армянской молодежи свое слово сказал Мисак Манушян. «Половина народа провожала в последний путь другую половину. Трупы, трупы, трупы — 7 лет назад, 13 лет назад, 27 лет назад».
Спасшиеся от Геноцида, которые нашли прибежище в Советской Армении, не могли заявить о произошедшей с ними трагедии, так как между Турцией и СССР были установлены дружеские отношения. Общая боль всего армянства и коллективные воспоминания остались «запертыми» внутри отдельных семей.
24-ое апреля в Армении начали отмечать только с 1965-го года. Два года спустя на холме Цицернакаберд в Ереване был построен мемориальный комплекс в честь жертв Геноцида армян. В вопросе получения в Москве разрешения на строительство этого мемориала свою роль сыграл тогдашний лидер Советской Армении Яков Заробян.
А в годы правления другого лидера Советской Армении — Карена Демирчяна, была введена «минута молчания» в день 24-го апреля.
В годы правления первого президента независимой Армении Левона Тер-Петросяна в Цицернакаберде был построен музей, который впоследствии стал музеем-институтом. Музей был открыт 24-го апреля 1995-го года — в день 80-летней годовщины Геноцида армян.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Армянская незабудка: Вечной памяти жертв геноцида 1915 года
24 апреля армяне всего мира отмечают самую скорбную дату в своей истории — годовщину начала «Великого Злодеяния», геноцида 1915 года
В конце марта 2018 года в Армении было на удивление тепло и солнечно даже для столь южной широты. Нежная зелень, цветущие сады и столь долгожданные каждым русским человеком после нашей долгой зимы майские запахи. В те дни ещё ничто не предвещало апрельских политических волнений. Завершался Великий пост: скромные в своём внутреннем убранстве армянские храмы украшались свежей зеленью, традиционной в канун великого праздника Входа Господня в Иерусалим, на Руси широко известного как Вербное воскресенье.
В те дни мы, участники международной конференции «Традиционные ценности — вызовы современности», собрались в Эчмиадзине, древней духовной столице армян. Тема обсуждения была более чем острой: как наша восточно-христианская цивилизация способна противостоять тому колоссальному внешнему давлению, которое в разной степени затронуло все народы разрушенной столетие назад Империи. Разрушенной в результате исторической катастрофы, одним из прологов к которой стали кровавые события 1915 года, вошедшие в историю как геноцид армян. Той самой катастрофы, о которой в Армении знает каждый младенец, а на многих домах, автомобилях и даже на одежде можно встретить её скорбный символ — фиолетовую незабудку.
Мы выходим из эчмиадзинского храма святой преподобномученицы Гаянэ (Гаиании) — памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО и места погребения нашей общей святой, почитание которой объединяет различающиеся в догматике Армянскую Апостольскую и Поместные Православные Церкви. Воздух свеж и прозрачен: вдали, за турецкой границей, виднеются две вершины Арарата, напоминающие в том числе и о трагических событиях столетней давности.
На пути к трагедии
Историческая память — штука сложная, а порой и причудливая. Каждый русский (по меньшей мере, старшего поколения) знает, пусть зачастую не благодаря урокам истории, а произведениям Лермонтова и Льва Толстого, об Отечественной войне 1812 года. Слава Богу, свежа память о Великой Отечественной войне и ещё живы её последние ветераны. А вот о другой Великой войне, Первой мировой, в советские годы прозванной «империалистической», мы практически ничего не знаем. А ещё меньше, чем ничего — о её Кавказском фронте, ситуация на котором привела к трагическим последствиям для всех народов региона. И самой кровавой стала трагедия армянского народа, потерявшего, по разным подсчётам, до полутора миллионов человек — около половины армян всего мира.
Конечно, истоки геноцида несложно найти в религиозных противоречиях турецкого и армянского народов. Мусульмане против христиан. Но этот ответ слишком прост. И его явно не хватает, чтобы понять смысл случившегося: того, что произошедшее — отнюдь не цивилизационный антагонизм, а прямое порождение современного мира. То, чего нельзя было ожидать в средневековой Османской империи (при всем её отношении к христианским народам, как второразрядным подданным — «зимми»), произошло в период после победы либерально-националистической прозападной Младотурецкой революции 1908 года. Именно на младотурках, сторонниках секуляризации общественной жизни, а вместе с тем радикальных националистах, лежит основной груз ответственности за геноцид армянского населения Османской империи в годы Первой мировой войны.
Геноцид 1915 года
Армянская трагедия столетней давности изучена историками так же досконально, как и трагедия еврейского народа в нацистской Германии и на оккупированных ей территориях. Собственно, параллелей между Геноцидом армян и Холокостом очень много. Оба были спровоцированы секулярно-националистической политикой: с одной стороны, как уже говорилось, младотурок, с другой — немецких национал-социалистов. Конечно, подобные трагедии не возникают на пустом месте, и в обоих случаях существовали бытовые межэтнические и межрелигиозные конфликты. Но их перерастание в поистине сатанинскую ненависть людей друг к другу всецело на совести политиков, подменивших исконные традиции народов секулярно-националистическим симулякром.
Так и в начале Первой мировой войны — после того, как в январе 1915 года Русская императорская армия при поддержке армянских добровольцев одержала решительную победу в Сарыкамышском сражении — младотурецкое правительство в качестве мести организовало массовое уничтожение армян. Началось всё с разоружения и убийств армянских военнослужащих османской армии. После этого началась депортация армян из приграничных (прифронтовых) районов, а затем и других мест их компактного проживания в пустынные районы Османской империи. Параллельно 24 апреля (именно поэтому сей день стал символическим) из Константинополя была выслана армянская интеллигенция.
Фото: www.globallookpress.com
В дальнейшем трагические события нарастали подобно лавине. Даже некоторые османские чиновники были поражены зверствами, происходившими во время депортаций. Приведём лишь одно свидетельство процедуры высылки армян из Трапезунда, описанное турком Саидом Ахмедом:
Вначале османские чиновники отобрали детей. Мусульмане Трапезунда были предупреждены о смертной казни за защиту армян. Затем отделили взрослых мужчин, заявив, что они должны принять участие в работах. Женщины и дети были высланы в сторону Мосула под охраной и с гарантиями безопасности, после чего мужчины были вывезены за город и расстреляны у заранее вырытых канав. На женщин и детей организовывались нападения «четтес», которые грабили и насиловали женщин, а затем убивали. Военные имели строгий приказ не мешать действиям «четтес». Отобранные дети также были высланы и убиты. «
Впоследствии всё очень сильно напоминало гитлеровское «окончательное решение еврейского вопроса». Концлагеря, массовые убийства и ещё более массовая гибель от условий содержания. И в итоге — чудовищная трагедия одного из самых древних христианских народов мира. Трагедия, последствия которой сложно оценить в полной мере, но сам факт, что в Армении живёт менее трети армян мира, во многом связан с событиями 1915 года. Как с событиями тех лет связано и то, что главный символ всех армян — гора Арарат — находится за пределами Армении.
Фото: www.globallookpress.com
Непростые выводы
Конечно, иные специалисты возразят: но почему вы не говорите о том, что в те же годы в Османской империи пострадало немало представителей турецкого населения, в том числе и от рук армянских националистов? А с другой стороны, игнорируете выступления турок в защиту армян. Нет, с этим не поспоришь. Было. А потому мы должны понимать, что факт геноцида — это не повод к исторической непримиримости, к тому, чтобы два древних народа на веки вечные стали врагами. Ведь это как минимум было бы не по-христиански. Да и не по-мусульмански.
Главный вывод, который всем нам стоило бы сделать из случившегося: что этническая гордыня — это главная опасность для существования любой древней традиции и любой цивилизации. Мы видим, как на фоне армянской трагедии рухнули две столь разные в частностях империи — Российская и Османская. Обе в той или иной мере наследовали Ромейскому царству — Византии — и обе представляли опасность для тех, кого сегодня мы иронически именуем «нашими западными партнёрами». Потому и младотурки, и большевики в одном оказались «близнецами-братьями»: посредством гражданских войн и гибели миллионов соотечественников они смогли до основания разрушить два уникальных, основанных на традиционных религиозных основаниях государства-цивилизации.
Фото: www.globallookpress.com
В канун Дня памяти жертв Геноцида армян в самой Армении снова было беспокойно. Но искренне хочется надеяться, что у чад этого древнейшего христианского государства хватит исторической памяти и мудрости не наступать на грабли, на которых уже вдоволь оттоптались многие народы нашей империи. Надеюсь, освободившись от столь опостылевших коррупционеров, армяне, подобно малороссам, не допустят в высокие кабинеты либеральных «евроинтеграторов», чьё умение грабить собственный народ никому не нужно доказывать.
Храни тебя Бог, цветущая Армения! Христос Воскресе!