23 апреля 1185 года затмение на какой день

23 апреля 1185 года затмение на какой день

23 апреля 1185 года затмение на какой день

23 апреля 1185 года затмение на какой день

23 апреля 1185 года затмение на какой день

23 апреля 1185 года затмение на какой день

О СТРАННОСТЯХ МЫШЛЕНИЯ ИСТОРИКОВ
Об отношении к источникам информации (по материалам древнерусских летописей) на примере датировки похода князя Игоря.

Современная астрономия подтверждает, что в 1185 году солнечное затмение (которое связывают с началом похода князя Игоря) действительно было, и астрономы определили, что было оно 1 мая (см. Д.О.Святский. Астрономия Древней Руси. М., 2007, стр. 611).

А что по поводу точной даты (дня) затмения 1185 года и начала похода утверждают летописи?

Ипатьевская называет совершенно конкретную дату начала похода – 23 апреля (и, как вариант, 13 апреля, по Хлебниковскому списку), т.е., согласно Ипатьевской летописи, князь Игорь начал свой поход ДО даты солнечного затмения (т.е. до 1 мая).

Согласно же всем остальным материалам, князь Игорь начал свой поход ПОСЛЕ солнечного затмения. Так, в Лаврентьевской летописи можно прочесть, что 1 мая было солнечное затмение, что затем 18 мая у Великого князя Всеволода Большое Гнездо родился первенец, сын Константин, а после этого (подчёркиваю, после записи о событии 18 мая) идёт информация о том, что «того же лћта» князь Игорь со своим братом Всеволодом решился идти в поход на половцев.

Так как Истина – одна, то, понятно, возникает законный вопрос: где же именно, в каком из источников содержится ложная информация относительно называния времени начала похода князя Игоря в увязке с удостоверенной астрономами датой солнечного затмения (т.е. с 1 мая 1185 года)? И здесь может быть только два варианта.

Вариант первый. Сообщения Ипатьевской летописи верны, и начало похода князя Игоря было до солнечного затмения, а именно 23 апреля; и тогда данные о начале похода и в Лаврентьевской, и во всех остальных летописях – ложные.

Обращает на себя внимание то, что этот и только этот вариант принимается в современной исторической науке к рассмотрению и только он удостоверяется историками как истинный.

Более того, примечательно, что вопрос о конфликте информации из разных источниках о начале похода историками вообще не рассматривается и не обсуждается. В научных трудах по истории Древней Руси можно видеть рассказ о походе князя Игоря с основной опорой почему-то только на Ипатьевскую летопись. А качественно иную информацию огромного числа летописей каким-то макаром постигла участь быть лишь материалом, достраивающим изложение Ипатьевской. К примеру, фраза Лаврентьевской летописи «того же лћта», которая идёт ПОСЛЕ датированного 18-ым мая сообщения о рождении сына у Всеволода Большое Гнездо, почему-то игнорируется в своей хронологической последовательности и совершенно удивительным образом принимается равнозначной информации Ипатьевской с называнием точной даты начала похода 23 апреля.

Т.е. у них получается, что «того же лћта» (Лаврентьевская) = 23 апреля (Ипатьевская)!

Вариант второй. Сообщения Лаврентьевской и др. летописей принимаются за достоверные. Тогда фраза Лаврентьевской летописи «того же лћта» будет означать то, что начало похода князя Игоря было только после 18 мая, даты рождения у Вел. кн. Всеволода сына Константина. И, как следствие этого, информация Ипатьевской летописи о начале похода князя Игоря 23 апреля носит чисто литературный (т.е. вымышленный) характер. И тогда, к примеру, всякие рассуждения современных историков по поводу определения конкретного места, где солнечное затмение могло застигнуть войско князя Игоря ВО ВРЕМЯ ПОХОДА, будут расцениваться просто как фантазийные упражнения.

29 сентября 2007 года.
Александр Лаврухин.

23 апреля 1185 года затмение на какой день
• При перепечатке материалов ссылка на www.timofey.ru обязательна.

Источник

galeneastro

LiveEphemeris

О СОЛНЕЧНЫХ ЗАТМЕНИЯХ В ЛЕТОПИСЯХ

Большое число описаний солнечных затмений с древнейших времен содержится в хрониках Восточной Азии, прежде всего в Династийных историях Китая, в арабских хрониках и русских летописях.
На Руси авторами летописей были главным образом монахи. Это были наиболее знающие и образованные люди своей эпохи, они много читали, собирали старые рукописные книги и записки отдельных лиц и в тиши монастырских келий обрабатывали весь этот материал, присоединяя и свои личные впечатления и собранные наблюдения, которых авторы их приводят сообщения о наблюдавшихся «знамениях небесных».

Битва на Немиге 3 марта 1067 года

Например, описание в летописи битвы на Немиге 3 марта 1067 года является первым упоминанием о Минске (тогда Менска) в летописях, а состоялась битва после того, как произошло частное солнечное затмение 16 февраля 1067 года.

Затмение 23 января 1115 года предшествовало смерти Олега Святославича, князя Волынского.

«В год 1140 марта 20 было знамение в Солнце и столько его осталось, каким бывает Месяц на 4 день, и опять пополнилось до захода». Это затмение 20 марта 1140 года проходило через Ковно, Витебск, Москву и Казань в вечернее время и в тот год произошли столкновения великого князя киевского Всеволода II Ольговича с претендентом на киевский стол, Изяславом Мстиславичем. Изяслав Мстиславич впоследствии перешёл Днепр, вступил в Киев и занял престол.

Солнечное затмение 3 августа 1236 года оказалось предвестием «пленения земли христианской безбожными измаелитами», так как оно произошло всего за полгода до несчастной битвы русских с татарами, предводимыми Батыем, На Рязань и Владимир войска при его личном участии ходили в 1237 – 1238 годах.

Академия наук и обсерватория. Иллюстрация к книге А.Б.Гранвилла Санкт-Петербург (Лондон, 1828).

Любопытно, что Брюс рекомендовал Петру способ наблюдения затмения при помощи камеры-обскуры, которая в XVII в. была очень распространена среди астрономов в Европе. Камера-обскура с телескопом, пропущенным через вращающийся шар, вставленный в закрытый ставень окна специально для наблюдений Солнца путем отражения на экране, была впоследствии построена и в Академической обсерватории в деревянном верхнем (третьем) этаже здания.

Полное затмение Солнца 12 мая 1706 года было видимым в тогдашнем Петербурге. Полоса затмения проходила через Прибалтийский край и Новгородскую, Вологодскую и Архангельскую губ. Оно являлось одним из первых, о которых русские люди знали заранее благодаря предпринятым Петром мерам. Так как затмение произошло во время Великой северной войны и Петр боялся падения духа в народе, то он заблаговременно разослал много писем своим приближенным, в которых он просил, чтобы они старались распространять в народе здравые понятия о предстоящем затмении. К Ф. А. Головину Петр написал замечательное письмо: «Господин адмирал. Будущего месяца в первый день будет великое солнечное затмение. Тот ради изволь сие пор аз гласить в наших людях, что когда оное будет, дабы за чудо не поставили. Понеже когда люди про то ведают прежде, то не есть уже чудо».

Кроме того, по приказу Петра Фарварсон и его помощники предприняли вычисления элементов этого и других затмений 1706 г., причем было напечатано славянским шрифтом и распространялось особое «Изъявление о затмениях», в котором дан подробный перечень моментов начала, средины и конца каждого из затмений Солнца и Луны.

Результатом печатного оповещения о затмении и переписки Петра было то, что многие, вероятно, подготовились его внимательно наблюдать. Сохранилось любопытное письмо Кирилла Нарышкина Петру, в котором он сообщает: «Благодарю ваше величество за письмо о затмении Солнца. Оно было во Пскове 1 мая; начало темнеть в 10 ч. 43 м. пополуночи, все померкло в 11 ч. 35 м. Так было темно, что нельзя было увидеть человека в 10 саженях в лицо. Такой темноты было 9 минут».

Третье из солнечных затмений, вычисленных для Петpa Фарварсоном, могло быть тем, которое наблюдалось 3 (14) сентября 1708 г., когда Петр находился в Польше в связи с военными действиями против Карла XII. В одной рукописи той эпохи о затмении сказано: «1708 года, сентября в 3 день, было знамение на небеси в четвертом часу дни. Солнце изменилось светом больше половины, мало не все почернело и часа два стояло, свет был, как в ночи от месяца».

Одна из рукописей библиотеки Академии наук представляет собой «Календарь вкратце на 1701 год. Господи, научи нас, дабы мы так исчисляли наши дни. Чтоб сердца наша приложите к премудрости». В этой тетради даны таблицы лунного течения, т. е. указания фаз Луны на 1701 г., кроме того, указано затмение: 11-го «эклипса, или лунное затмение», а на особой странице дается чертеж затмения и надпись: «А почнется после полуночи с 55 минуты. Средина совершенное затмение после полуночи в 2 часу в 3 минуте. Конец после полуночи в 3 часу во 12 минуте. Всего эклипсова действа или бытия будет 2 часа 17 минутов».

Источник

8. Солнечное затмение 1185 года

8. Солнечное затмение 1185 года

В церковном предании сохранились сведения о том, что распятие Христа сопровождалось солнечным затмением. На рис. 1.40 приведено одно из многочисленных старинных изображений распятия, где над крестом слева показано ещё сияющее Солнце, а справа оно уже потемнело, будучи закрыто Луной. Практически такое же изображение солнечного затмения мы видим и на картине Беноццо Гоццоли [81], с. 7.

23 апреля 1185 года затмение на какой день

Рис. 1.40. Картина Рафаэля «Распятие Монд» («Распятие с Девой Марией, Святыми и ангелами»). Якобы 1503 год. Над крестом изображено солнечное затмение. Слева — сияющее Солнце, справа — оно в полном затмении, закрытое Луной. Взято из [10], с. 158, илл. 157. На картине Солнце слева нарисовано ярко-оранжевым, хорошо выделяющимся на фоне неба.

Вопрос о евангельском затмении мы подробно обсуждали в [МЕТ1], [МЕТ2], ХРОН2, ХРОН6, гл. 19 и в «Библейской Руси». Повторим вкратце суть дела. В Евангелиях прямо сказано, что «померкло Солнце» (Лука 23:45). Однако, если Христос был распят в иудейскую пасху, то есть в полнолуние или близко к нему, как утверждается в Евангелиях, то солнечного затмения в этот момент произойти не могло. Поскольку солнечные затмения могут быть лишь в новолуние. То есть тогда, когда Луна и Солнце находятся по одну сторону от Земли. Только в таком случае тень от Луны может скользить по Земле, создавая солнечное затмение. А во время полнолуния Луна находится с другой стороны от Земли, чем Солнце, и поэтому, наоборот, Земля может бросить тень на Луну (из-за чего происходит лунное затмение). Но не Луна на Землю.

Данное противоречие между Евангелиями и астрономией может быть разрешено, вообще говоря, двумя способами. Либо это было солнечное затмение, но произошло оно не в тот день, когда распинали Христа. Либо затмение было лунным, а не солнечным. Строго говоря, есть и другие пути. Например, можно считать, что никакого затмения не было вообще, или что Христа распяли не в дни полнолуния. Но подобные предположения привели бы к существенным противоречиям с Евангелиями и церковным преданием. Всё-таки распятие Христа в иудейскую пасху утверждается достаточно чётко и недвусмысленно всеми евангелистами. Об этом в Евангелиях много и подробно говорится. С другой стороны и сам факт затмения тоже всегда подчёркивался христианской традицией. Затмение упоминается многими церковными писателями, а также изображается в христианском богослужении (обычай гасить свечи с третьей по шестую песнь канона).

Теперь, когда мы вычислили наиболее вероятную дату распятия, а именно, 1185 год, можно проверить — какое всё-таки затмение сопровождало распятие Христа. Произошло ли в конце марта 1185 года или около того времени полное лунное или полное солнечное затмение? Да, произошло.

Это — полное солнечное затмение 1 мая 1185 года. Параметры данного затмения приведены, например, в астрономическом каноне, включённом в [98], т. 5, с. 125. Можно также воспользоваться любой современной компьютерной программой для расчёта солнечных затмений в прошлое. Траектория лунной тени на поверхности Земли задаётся таблицей 4.

23 апреля 1185 года затмение на какой день

Время середины затмения: 13 часов 18 минут по Гринвичу. На рис. 1.41 мы отметили полосу полной тени этого затмения. Как показывают вычисления по астрономическим программам (например, по программе Turbosky), полоса полного затмения 1 мая 1185 года прошла по Волге от Ярославля до Казани. Здесь оно было полным. На месте будущей Москвы, например, затмение было почти полным. Напомним, что вокруг полосы полного затмения расположена достаточно широкая полоса полутени, в которой затмение видно как частичное. На рис. 1.41 двумя чёрными кружками на оси затмения отмечены города Владимир и Казань. Ещё одним кружком внизу отмечен Царь-Град.

23 апреля 1185 года затмение на какой день

Рис. 1.41. Полоса полного солнечного затмения 1 мая 1185 года.

Подчеркнём важное обстоятельство. Данное затмение 1185 года произошло очень близко к тому месту на небе, где около 1150 года вспыхнула Вифлеемская звезда, см. выше. Оба события произошли в одном и том же созвездии Тельца, см. рис. 1.42 и рис. 1.43. На рисунках мы отметили звёздочкой место вспышки Вифлеемской звезды, а чёрным кружком — место на небосводе, где произошло полное солнечное затмение 1185 года.

23 апреля 1185 года затмение на какой день

Рис. 1.42. Вспышка Вифлеемской звезды примерно в 1150 году и полное солнечное затмение 1185 года произошли в одном и том же созвездии Тельца. Рядом расположено созвездие Овна, связываемое с Христом.

23 апреля 1185 года затмение на какой день

Рис. 1.43. Вифлеемская звезда примерно 1150 года и происшедшее через тридцать лет солнечное затмение в созвездии Тельца. Вспышка сверхновой звезды возвестила Рождество Христа, а затмение — его распятие. Мы отметили место вспышки звезды (звёздочка) и место солнечного затмения 1185 года (чёрный кружок) на старинной звёздной карте Гринбергера (Grienberger), взятой из [97], илл. 19.

Не исключено, что вспышка сверхновой звезды ещё была видна на небе в 1185 году (прошло всего лишь тридцать лет). Но даже если она уже потухла, место её появления на небе должно быть свежо в памяти людей. Уже само это обстоятельство должно было связать в умах людей затмение 1185 года с Христом. К тому же затмение произошло вскоре после распятия. А именно, от конца марта до 1 мая прошёл всего лишь месяц. А поскольку затмение было видно не в Царь-Граде, а во Владимиро-Суздальской Руси и на средней Волге, то оно, вполне вероятно, совпало по времени с приходом на Русь известий о распятии Христа в Царь-Граде. Поэтому для жителей Владимиро-Суздальской Руси затмение 1 мая 1185 года могло совместиться с распятием. Что впоследствии отразилось и в Евангелиях. Отметим, что в те времена известие о казни из Царь-Града во Владимиро-Суздальскую Русь должно было идти примерно месяц.

Затмение 1 мая 1185 года было отмечено в русских летописях. Сохранились записи наблюдателей, находившихся около рек Донца и Оскола (где затмение было частным). Под 1185 годом В.Н. Татищев сообщает: «На вечер же мая 1-го дня увидели затмение солнечное, которого осталась часть, как луна третьего дня… И сказал (князь Игорь — Авт.) вельможам своим: „Видите ли сие?“. Они же, ужаснувшись, опустили головы и сказали ему: „Сие знамение не на добро есть“» [130], т. 2, с. 408–409.

В Евангелиях правильно сказано, что затмение было послеполуденным: «было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце» (Лука 23:44). Поясним, что шестой час дня раньше мог означать полдень, если время считали от рассвета. Известно, что в древности такой способ широко применялся, см. «Библейскую Русь» и ХРОН6, гл. 19.

В [МЕТ2] и ХРОН2, гл. 2:1.1 мы уже отмечали, что комментаторы Евангелий неоднократно высказывали следующее недоумение. Как согласовать сообщение евангелистов о солнечном затмении — «померкло солнце» — с тем, что «тьма длилась», по их же словам, около трёх часов. Ведь обычное солнечное затмение наблюдается в каждом конкретном пункте не более нескольких минут. Естественное объяснение предложил Андрей Немоевский. Он писал: «Мы знаем, что солнечное затмение „над всей страной“ не может длиться три часа. Оно могло продолжаться самое большее 4–8 минут. Евангелисты, видимо, обладавшие астрономическими познаниями, не могли сказать и, конечно, не сказали подобной бессмыслицы… У Луки (XXIII, 44)… у Марка (XV, 33) мы читаем… у Матфея (XXVII, 45)… „НАД ВСЕЙ ЗЕМЛЁЙ“, что действительно может длиться несколько часов. ВСЁ солнечное затмение 6 мая 1883 г. продолжалось 5 часов и 5 минут, но ПОЛНОЕ затмение длилось 3 часа и 5 минут, т. е. как раз столько времени, сколько указано в Евангелиях» [100], с. 231.

Итак, скорее всего, евангелисты в качестве ТРЁХ часов назвали не продолжительность «наступления тьмы» в какой-то отдельной точке земной поверхности, А ПОЛНОЕ ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ЛУННОЙ ТЕНИ ПО ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ. Три часа лунная тень чертила длинную полосу «по всей земле», внутри которой «наступала тьма». Недаром же евангелисты употребили здесь выражение «ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ».

Такое понимание Евангелий подразумевает довольно высокий уровень представлений их авторов о природе солнечных затмений. Но если события происходили в XII веке, а записывались и редактировались не ранее XIII–XIV веков, или даже существенно позднее, то удивляться тут не приходится. В средние века астрономы уже хорошо понимали механизм солнечных затмений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

61. Солнечное затмение, связанное с казнью и воскресением Аполлония

61. Солнечное затмение, связанное с казнью и воскресением Аполлония Здесь же Филострат сообщает, что недалеко во времени от суда над Аполлонием и его казнью ПРОИЗОШЛО СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ. Это в точности отвечает указанию Евангелий. Лука говорит: «И ПОМЕРКЛО СОЛНЦЕ, и

Слово о полку Игореве от 1178 ДО 1185 года

Слово о полку Игореве от 1178 ДО 1185 года Наверное, многие из вас, дети, с восхищением слушают, когда ваши старшие братья или сестры читают прелестные сказки в стихах Жуковского[60] и Пушкина. Может быть, вы даже знаете наизусть некоторые из них? Припомнив несколько приятных

Ливония и немецкие рыцари от 1185 до 1202 года

Ливония и немецкие рыцари от 1185 до 1202 года На берегах Балтийского моря, на северо-западе России, жили в XII веке Латыши и Чудские народы, или просто Чудь. Хотите ли вы знать, как попали к нам Немецкие рыцари? Послушайте.В то время все Европейские народы, принявшие христианскую

4. Круглый Дендерский Зодиак (Зодиак Осириса) даёт пасхальную дату — утро 20 марта 1185 года и идеально согласуется с датировкой Вифлеемской звезды (ещё одна независимая астрономическая датировка жизни Христа)

4. Круглый Дендерский Зодиак (Зодиак Осириса) даёт пасхальную дату — утро 20 марта 1185 года и идеально согласуется с датировкой Вифлеемской звезды (ещё одна независимая астрономическая датировка жизни Христа) Возникает вопрос — имеется ли среди абсолютных

8. Солнечное затмение 1185 года

8. Солнечное затмение 1185 года В церковном предании сохранились сведения о том, что распятие Христа сопровождалось солнечным затмением. На рис. 1.40 приведено одно из многочисленных старинных изображений распятия, где над крестом слева показано ещё сияющее Солнце, а справа

5.2.3. Солнечное затмение при смерти Юлия Цезаря и Евангельское солнечное затмение

6.4.6. Полное решение круглого зодиака: утро 20 марта 1185 года н.э.

6.4.6. Полное решение круглого зодиака: утро 20 марта 1185 года н.э. ПОЛНОЕ решение нашлось только для одного варианта расшифровки основного гороскопа на Круглом зодиаке и оказалось единственным: утро 20 марта 1185 года. Здесь оказалось важно, что наблюдения проводились именно

3.3. Древнейшее китайское солнечное затмение при императоре Чжон Кане в начале династии Ся произошло 1 сентября 1644 г.н. э., в год воцарения в Китае манжурской династии

3.3. Древнейшее китайское солнечное затмение при императоре Чжон Кане в начале династии Ся произошло 1 сентября 1644 г.н. э., в год воцарения в Китае манжурской династии Считается, что древнейшее и самое знаменитое китайское солнечное затмение произошло, ни много ни мало, в XX

61. Солнечное затмение, связанное с казнью и воскресением Аполлония

61. Солнечное затмение, связанное с казнью и воскресением Аполлония Здесь же Филострат сообщает, что недалеко во времени от суда над Аполлонием и его казнью ПРОИЗОШЛО СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ. Это в точности отвечает указанию Евангелий. Лука говорит: «И ПОМЕРКЛО СОЛНЦЕ, и

Глава 1 Византия и крестоносцы. Эпоха Комнинов (1081–1185) и Ангелов (1185–1204)

Глава 1 Византия и крестоносцы. Эпоха Комнинов (1081–1185) и Ангелов (1185–1204) Комнины и их внешняя политика. Алексей I и внешняя политика до первого Крестового похода. Борьба империи с турками и печенегами. Первый Крестовый поход и Византия. Внешняя политика при Иоанне II.

4. КРУГЛЫЙ ДЕНДЕРСКИЙ ЗОДИАК (ЗОДИАК ОСИРИСА) ДАЕТ ПАСХАЛЬНУЮ ДАТУ – УТРО 20 МАРТА 1185 ГОДА И ИДЕАЛЬНО СОГЛАСУЕТСЯ С ДАТИРОВКОЙ ВИФЛЕЕМСКОЙ ЗВЕЗДЫ. (ЕЩЕ ОДНА НЕЗАВИСИМАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ДАТИРОВКА ЖИЗНИ ХРИСТА)

4. КРУГЛЫЙ ДЕНДЕРСКИЙ ЗОДИАК (ЗОДИАК ОСИРИСА) ДАЕТ ПАСХАЛЬНУЮ ДАТУ – УТРО 20 МАРТА 1185 ГОДА И ИДЕАЛЬНО СОГЛАСУЕТСЯ С ДАТИРОВКОЙ ВИФЛЕЕМСКОЙ ЗВЕЗДЫ. (ЕЩЕ ОДНА НЕЗАВИСИМАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ДАТИРОВКА ЖИЗНИ ХРИСТА) Возникает вопрос – имеется ли среди абсолютных

3.3. Древнейшее китайское солнечное затмение при императоре Чжон Кане в начале династии Ся произошло 1 сентября 1644 года н.э., в год воцарения в китае манжурской династии

3.3. Древнейшее китайское солнечное затмение при императоре Чжон Кане в начале династии Ся произошло 1 сентября 1644 года н.э., в год воцарения в китае манжурской династии Считается, что древнейшее и самое знаменитое китайское солнечное затмение произошло, ни много ни мало, в

20.3. Солнечное затмение, гроза в момент исчезновения Ромула и солнечное затмение, землетрясение при распятии Андроника-Христа

20.3. Солнечное затмение, гроза в момент исчезновения Ромула и солнечное затмение, землетрясение при распятии Андроника-Христа 1) И Тит Ливий, и Плутарх говорят, что в момент исчезновения Ромула произошло ЗАТМЕНИЕ СОЛНЦА. Наступила «непроглядная мгла», «настала ночь» см.

Источник

День в истории. 23 апреля: князь Игорь выступил в свой самый знаменитый поход

23 апреля 1185 года затмение на какой день

В середине XI века в Северном Причерноморье появляется новая доминирующая сила — пришедшие с востока кочевники кипчаки. Они вступают в активное взаимодействие с Русью, где известны под именем половцев. Военные конфликты сменялись союзами, позволявшими использовать половецкие контингенты в междоусобицах и скреплявшимися династическими браками.

К середине XII века на Руси окончательно закрепилась удельная раздробленность. Киев с округой становятся объектом притязаний постоянно конкурирующих династий, образовавшихся внутри разросшегося рода Рюриковичей. Каждая из таких династий опирается на то или иное княжество — «землю», внутри которой, как правило, власть оспаривается лишь представителями правящей здесь семьи. Историк Антон Горский насчитывает для того периода 13 таких земель и 9 ветвей Рюрикова дома.

Одной из таких земель была Черниговская, где правили Ольговичи — потомки внука Ярослава Мудрого Олега Святославича. Помимо стольного града крупными городами Черниговской земли были Новгород-Северский и Курс. Всеволод, старший из сыновей Олега, правил в самом Чернигове, а младший — Святослав в Новгороде-Северском. Его сыну Игорю достался этот город с волостью, а Курск — его младшему брату Всеволоду, прозванному согласно Слову о полку Игоревем Буй Туром (т.е. свирепым диким быком).

В знаменитом походе на Киев коалиции, собранной Андреем Боголюбским в 1169 г., участвовал и Игорь Святославович Новгород-Северский.

Последовавшие затем полтора десятка лет полны войнами русских князей между собой, с половцами и совместными походами друг на друга с половецким участием. Промежуточным итогом этих боевых действий стал своеобразный компромисс. Киев и титул великого князя достался главе дома Ольговичей Святославу Всеволодовичу Черниговскому, а остальная Киевская земля — лидеру Мономашичей Рюрику Ростиславичу, княжившему в Овруче. День в истории: 850 лет назад Киев захвачен и подвергнут разграблению

23 апреля 1185 года затмение на какой день

Во всех этих войнах Игорь Святославич Новгоро-Северский выступал на стороне своего старшего двоюродного брата, охраняя Черниговскую землю во время его северных походов, сражаясь с Рюриком Ростиславичем и половцами.

В 1183 году великий князь Святослав и Рюрик в знак успешного преодоления давней вражды и прочности союза совершили масштабный поход на половцев. Игорь Святославич добился права выступить во главе авангарда, что привело к острому конфликту с Переяславским князем Владимиром. Оскорбившись тем, что это право досталось не ему Глеб увел свои войска и на обратном пути разорил Северщину.

На следующий год поход в кипчакскую степь повторился и теперь уже Владимир со своей дружиной шел впереди русских войск. В итоге кочевники были разбиты, а их хан Кобяк взят в плен. В ответ другой половецкий хан, Кончак совершил нападение на южные рубежи Руси, но был отбит.
Великий князь Святослав Всеволодович начал подготовку нового масштабного похода на половцев, планируя провести в степи всё лето. Однако князь Игорь решил не дожидаться общего сбора и не вступать в очередные статусные споры, а своими силами преумножить славу победителя степняков.

Лаврентьевская летопись сообщает: «Того же лѣта здумаша Олгови внуци на половци, занеже бяху не ходили томь лѣтѣ со всею князьею, но сами поидоша о собѣ, рекуще: «Мы есмы ци не князи же? Такыже собѣ хвалы добудем!»

Походу на половцев предшествовала месть Владимиру Переяславскому, о разорении владений которого Игорь Святославич, согласно Ипатьевской летописи, впоследствии горько сожалел, видя в участии в междоусобной борьбе нравственный корень собственных неудача.

Подробности похода Игоря Святославича на Половцев нам известных из трех основных источников. Это достаточно пространный рассказ Ипатьевской летописи, совпадающая с ним во многих деталях эпическая поэма «Слово о полку Игореве», и более краткое описание Лаврентьевской летописи.

Источники не противоречат друг другу в описании состава участников похода: Игорь Святославич, его брат Всеволод, племянник Святослав Рыльский и сыновья, а также контингент ковуев — зависимых от черниговских князей кочевников-тюрок.

23 апреля 1185 года затмение на какой день

Ипатьевская летопись сообщает: «В то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поѣха из Новагорода мѣсяца априля въ 23 день, во вторникъ, поимяи со собою брата Всеволода ис Трубечка, и Святослава Олговича, сыновця своего изъ Рыльска и Володимѣра, сына своего, ис Путивля. И у Ярослава испроси помочь — Ольстина Олексича, Прохорова внука, с коуи черниговьскими».

Однако в других летописях начало похода датирована не 23 а 13 апреля и некоторые историки, начиная с Татищева, считают ее более предпочтительной, при этом датируя финальную битву «вторым воскресеньем после пасхи», которое в 1185 году приходилось на 28 апреля.

Из такого построения выпадает ключевое астрономическое и символическое событие похода, которое, возможно и повлияло на то, что среди множества столкновений русских с половцами именно игорев поход остался в веках.

1 мая 1185 г. произошло солнечное затмение, которое упоминают все три повествующих о походе источника.

Согласно Ипатьевской летописи «Когда подходили они к реке Донцу в вечерний час, Игорь, взглянув на небо, увидел, что солнце стоит словно месяц. И сказал боярам своим и дружине своей: «Видите ли? Что значит знамение это?» Они же все посмотрели, и увидели, и понурили головы, и сказали мужи: «Князь наш! Не сулит нам добра это знамение!» Игорь же отвечал: «Братья и дружина! Тайны Божественной никто не ведает, а знамение творит Бог, как и весь мир свой. А что нам дарует Бог — на благо или на горе нам, — это мы увидим».

В Лаврентьевской летописи сообщение о затмении текстуально предшествует описанию похода и дается вне прямой связи с его событиями: «В год 6694 (1186). Месяца мая в первый день, в день памяти святаго пророка Иеремии, в среду, под вечер было знаменье на солнце, и так сильно потемнело, что можно было людям увидеть звезды, и в глазах все позеленело, а солнце превратилось как бы в месяц, а в рогах его словно горящие угли. Страшно было видеть людям знамение Божие».

Наконец в «Слове о полку Игореве», где последовательность изложение подчинена художественному замыслу затмение упомянуто дважды. Сперва говорится о начале похода: «Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел воинов своих тьмою прикрытых. И сказал Игорь-князь дружине своей: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим на синий Дон». И далее рассказчик вновь возвращается к этому сюжету, добавляя в него мифических красок: «Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце ему тьмою путь заступало; ночь стонами грозы птиц пробудила; свист звериный встал, встрепенулся див — кличет на вершине дерева».

Однако это затмение не может служить надежным хронологическим репером, поскольку наблюдаемо было только на севере Руси, а в местности, где разворачивались события игорева похода, необычное астрономическое явление было не разглядеть. Многие исследователи считают, что это грозное знаменье вставили в описание похода уже после того, как информация о нем от очевидцев широко распространялось по Руси. Впрочем, это лишь более или менее обоснованное предположение. День в истории. 18 апреля: Украина впервые упоминается в исторических источниках

23 апреля 1185 года затмение на какой день

Как известно, дурные предзнаменования оправдались. После первого успеха князя Игоря, дружины которого вышли победителями из первого столкновения с неприятелем, захватив затем богатую добычу, встретились с объединенными силами половецких ханов.

Обстоятельства боя летописи описывают по-разному.

В Ипатьевской утомленные преследованием половцев кони не позволили войску вовремя отступить перед превосходящими силами, и Игорь был вынужден дать бой, который начался утром в Субботу.

Князья решили спешиться, и принять бой в пешем строю, поскольку иначе был соблазн попытаться бежать от врага, бросив простых воинов кони которых не выдержали бы стремительной скачки:

«И тогда, посоветовавшись, все сошли с коней, решив, сражаясь, дойти до реки Донца, ибо говорили: «Если поскачем — спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет нам перед Богом грех: предав их, уйдем. Но либо умрем, либо все вместе живы останемся». И сказав так, сошли с коней и двинулись с боем. Тогда по Божьей воле ранили Игоря в руку, и омертвела его левая рука».

Перелом в ожесточенном сражении наступил утром воскресенья, когда дрогнули и побежали ковуи — союзники русских (или как их называет автор «Слова» — русичей, употребляя термин не известный более ни одному древнерусскому тексту). Князь Игорь попытался было их догнать, но в итоге оказался схвачен Полоцами. Уже попав в плен, он наблюдал как яростно бьется в окружении его брат Всеволод Буй Тур. В конце концов и он, и другие князья так же были схвачены неприятелем. Из всего воинства плена или гибели избежали единицы. «Но наших руси съ 15 мужь утекши», — сообщает летописец.

Вести о случившемся достигли великого князя Святослава и он сумел организовать оборону южных рубежей от перешедших в наступление половцев.

23 апреля 1185 года затмение на какой день

Лаврентьевская летопись говорит о том, что после первых успехов русских половцы вернулись с подкреплением. Первыми в дело вступили вражеские лучники, которые три дня сдерживали дружины князя Игоря, отрезав от источников воды, избегая при этом рукопашной схватки:

«И сошлись с русскими стрельцы, и бились три дня стрельцы, а в копийном бою не сходились, ожидая свою дружину, а к воде не дали им подойти».

И лишь затем на поле боя прибыли основные силы половцев:

«Наши же, увидев их, ужаснулись и забыли о похвальбе своей, ибо не ведали сказанного пророком: «Тщетны человеку и мудрость, и мужество, и замысел, если Бог противится». Изнемогли от безводия и кони и сами, в жаре и в муках, и наконец пробились к воде, а то три дня не подпускали их к воде. Видев это, враги устремились на них, и прижали их к воде, и яростно бились с ними, и лютая была битва. Сменили половцы коней своих, а у наших кони изнемогли, и были побеждены наши гневом Божьим. Князей всех в плен взяли, а из бояр и вельмож и дружины всей, — кто убит, другие в плен взяты или ранены. И возвратились с победой великой половцы, а о наших не ведомо кто и весть принес, а все за грехи наши»

Однако у этой печальной истории относительно счастливый конец. Князю Игорю удалось вернуться в родной дом невредимым сбежав из половецкого плена. Лаврентьевская летопись не сообщает подробностей, упоминая лишь, что преследователи не смогли догнать князя. В Ипатьевской же подробно рассказывается о том, как среди половцев нашелся предатель, который организовал успешный побег князя.

Точная локализация описанных событий является еще более дискуссионной чем их датировка. Ясно только, что они разворачивались где-то на территории Харьковской, Донецкой или Луганской областей. Интересно, что в последней поход Игоря Святославича нашел монументальное воплощение. Так, под Луганском установлен памятник князю и его дружине, а в самой столице ЛНР — еще и монумент анонимному автору «Слова».

В повествовании о побеге Игоря упоминается река Тор, известная по Книге Большого чертежу XVII века, как приток Северского Донца, и давшее название одноименной крепости, переименованной Екатериной II в Славянск. Сегодня эта речка известна как Казеный Торец в Донецкой области. А вот с рекой Каялой, на которой русские были разбиты, все намного сложнее. Тайну «Слова о полку Игореве» разгадали в Донецке: ученый-гидролог указал и точное место последней битвы с половцами

23 апреля 1185 года затмение на какой день

Уже через несколько лет после своего эпического провала Игорь вновь выступает против половцев. А в 1198 г. он, как старший Ольгович, занимает Черниговский стол. Однако княжил он там недолго, и умер, вероятнее всего в 1202 г., упокоившись в Спасо-Преображенском соборе Чернигова.

Слово о полку Игореве, в котором отложилось художественное описание похода 1185 г. является уникальным памятником русской домонгольской светской литературы. Оно послужило образцом для более поздней поэмы Задонщина, повествующей о Куликовской битве.

Открытие Слова в конце XVIII в. внесло серьезный вклад в развитие русского национального самосознания. Особую популярность сюжет с половецким походом Игоря Святославича получил уже в пореформенный период, когда композитор Александр Бородин взялся за написание оперы «Князь Игорь» (работа начала 1869, спектакль поставлен в 1890), а живописец Виктор Васнецов написал свою картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880).

«Слово о полку Игореве» пронизано идеей осуждения междоусобиц и русского единства перед лицом внешнего врага. В нем невозможно найти намек на разделение русских на великороссов и украинцев, которое начали навязывать реальности XII века еще некоторые историки позапрошлого столетия.

Напротив, и спустя десять лет после событий игорева похода во время очередной тяжбы за Киевское княженье Черниговский князь Ярослав Всеволодович, младший брат скончавшегося к тому моменту великого князя Святослава, заявил противникам, требовавшим от Ольговичей отказаться от притязаний на Киев: «мы не угры и не ляхи, а одного деда внуки». Обычно в этой фразе видят лишь спор о старшинстве внутри княжеской династии, но упоминание в качестве «иных», отличных от «нас» иноэтничных венгров и поляков, позволяет увидеть здесь и ясно выраженное представление о более широком единстве, чем сугубо принадлежность к дому Рюрика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *