22 июля день марии магдалины

Мария Магдалина: подлинная история

22 июля день марии магдалины

Мария Магдалина. Житие

Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в местечке Магдала на берегу Генисаретского озера, в Галилее, в северной части Святой Земли, недалеко от того места, где крестил Иоанн Креститель. Когда Господь очистил душу и тело ее от всех грехов, изгнав из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.

Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами-мироносицами, проявляя трогательную заботу о Нем. Став верной ученицей Господа, она никогда не покидала Его. Она единственная не оставила Его, когда Он был взят под стражу. Страх, побудивший к отречению апостола Петра и заставивший бежать всех других Его учеников, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей, переживая страдания Спасителя и разделяя великую скорбь Богоматери. Когда воин приложил конец острого копья к умолкнувшему сердцу Иисуса, мучительная боль одновременно пронзила и сердце Марии.

22 июля день марии магдалины

Иосиф и Никодим сняли с древа Пречистое Тело Господа Иисуса Христа. Жгучими слезами неизмеримой скорби обливала безутешная Мать кровавые раны Непорочного Сына. Драгоценное Тело Иисуса было, по иудейскому обычаю, обвито тонкою плащаницею с благовониями.

Было около полуночи, и по темному своду успокоенных небес уже загорелись звезды, когда Иосиф и Никодим, подняв на плечи Неоценимую Ношу, стали спускаться с вершины смертного холма.

В глубоком молчании они прошли через сад и достигли восточной стороны его, примыкающей к скалистому подножию горы Мория.

Здесь, в каменной стене, образуемой самою природой утесистыми выступами горы, был высечен в скале новый гроб, в котором еще никто никогда не был положен. Слуги отвалили тяжелый камень, заслонявший вход в пещеру, и свет от зажженных огней мгновенно проник под мрачные своды ее. Посередине лежал гладко обтесанный камень. На него и было возложено учениками Тело Незабвенного Учителя. Пресвятая же Богородица и Мария Магдалина смотрели, где Его полагали.

Тяжелый камень был привален к двери гроба.

22 июля день марии магдалиныПо прошествии субботы, в первый же день недели, Мария Магдалина приходит ко гробу очень рано, когда было еще темно, чтобы воздать последние почести телу Спасителя, умастив его, по обычаю, миром и ароматами, и видит, что камень отвален от гроба. Со слезами она бежит к Петру и Иоанну и говорит им: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Они тотчас же последовали за нею и, придя ко гробу, увидели одни пелены и льняной плат, которым была обвязана голова Иисуса, тщательно свернутый, не с пеленами, а на другом месте лежащий. «Они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (Ин.20:1-10).

Храня глубокое молчание, Петр с Иоанном возвратились к себе, а Мария Магдалина, измученная неведением и печалью, стояла у гроба и плакала. Плача, она наклонилась, заглянула в гробницу и видит: на том месте, где лежало тело Иисуса, сидят два Ангела в белых одеяниях. «Женщина, почему ты плачешь?» — спрашивают они.

«Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

«Женщина, почему ты плачешь? — говорит ей Иисус. — Кого ищешь?»

Она, думая, что это садовник, говорит Ему: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его».

«Мария!» — вдруг услышала она знакомый, дорогой ей голос.

«Учитель!» — воскликнула она на своем природном арамейском языке и бросилась к Его ногам.

Но Иисус сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

22 июля день марии магдалиныСияя счастьем, возрожденная к новой жизни, Мария Магдалина помчалась к ученикам.

«Я видела Господа! Он говорил со мной!» — с блаженным восторгом, сиявшим яркими лучами в увлажненных слезами прекрасных голубых глазах, сообщала Мария ученикам Иисуса о чудном явлении, которого она удостоилась. И радость ее достигла таких размеров, каких достигала еще недавняя ее скорбь.

«Христос Воскрес! Он воистину Сын Божий! Я видела Господа!…» — это была первая благая весть, которую принесла Мария Магдалина апостолам, первая в мире проповедь о Воскресении. Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим апостолам:

«Радуйся, из уст Христовых вещание Воскресения первее приемшая;

Радуйся, апостолам глаголы радости первее возвестившая».

По преданию, Мария Магдалина благовествовала не только в Иерусалиме. Когда апостолы разошлись из Иерусалима во все концы мира, то она пошла вместе с ними. Мария, сохранившая в своем пылающем божественной любовью сердце каждое слово Спасителя, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении. А когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: «Я видела Господа! Он говорил со мной». С этой проповедью она обошла всю Италию.

22 июля день марии магдалиныПредание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37 гг.) и рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Император усомнился в чуде Воскресения и попросил доказательств. Тогда она взяла яйцо и, подавая его императору, сказала: «Христос Воскрес!» При этих словах белое яйцо в руках императора стало ярко-красным.

Яйцо символизирует зарождение новой жизни и выражает нашу веру в грядущее общее Воскресение. Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом Уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуни), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: «Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения».

Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним. Очевидно, именно ее имеет в виду святой апостол в своем Послании к Римлянам (Рим.16,16), когда упоминает Марию (Мариам), которая «много трудилась для нас».

Мария Магдалина беззаветно служила Церкви, подвергаясь опасностям, разделяя с апостолами труды проповедничества. Из Рима святая, уже в преклонном возрасте, переселилась в Ефес (Малая Азия), где проповедовала и помогала апостолу Иоанну Богослову в написании Евангелия. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена.

Где поклониться мощам Марии Магдалины

В X веке при императоре Льве Философе (886-912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Эфеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были перевезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Позднее этот храм был освящен во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже, близ Марселя. Части мощей Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.

«Радуйся, Христова учения славная благовестительнице;

Радуйся, греховныя узы многих человек разрешившая;

Радуйся, Христовой мудрости всех научившая.

Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая».

День памяти Святой Марии Магдалины — 22 июля (4 августа).

Величание Марии Магдалине

Величаем тя, святая равноапостольная Марие Магдалино, и чтим святую память твою, весь мир ученьми своими просветившая и ко Христу приведшая.

Читайте также:

Источник

День памяти

Жития

Краткое житие равноапостольной Марии Магдалины, мироносицы

Свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Ма­рия Маг­да­ли­на, од­на из жен-ми­ро­но­сиц, удо­сто­и­лась пер­вой из лю­дей уви­деть Вос­крес­ше­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Ро­ди­лась она в ме­стеч­ке Маг­да­лы в Га­ли­лее. Жи­те­ли Га­ли­леи от­ли­ча­лись непо­сред­ствен­но­стью, пыл­ко­стью нра­ва и са­мо­от­вер­жен­но­стью. Эти ка­че­ства бы­ли при­су­щи и свя­той Ма­рии Маг­да­лине. С юно­сти она стра­да­ла тяж­ким неду­гом – бес­но­ва­ни­ем (Лк.8:2). Пе­ред При­ше­стви­ем в мир Хри­ста Спа­си­те­ля бес­но­ва­тых бы­ло осо­бен­но мно­го: враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го, пред­ви­дя свое близ­кое по­срам­ле­ние, вос­ста­вал на лю­дей со сви­ре­пой си­лой. Через бо­лезнь Ма­рии Маг­да­ли­ны яви­лась сла­ва Бо­жия, са­ма же она об­ре­ла ве­ли­кую доб­ро­де­тель все­це­ло­го упо­ва­ния на во­лю Бо­жию и ни­чем неко­леб­ле­мую пре­дан­ность Гос­по­ду Иису­су Хри­сту. Ко­гда Гос­подь из­гнал из нее семь бе­сов, она, оста­вив все, по­сле­до­ва­ла за Ним.

Свя­тая Ма­рия Маг­да­ли­на сле­до­ва­ла за Хри­стом вме­сте с дру­ги­ми же­на­ми, ис­це­лен­ны­ми Гос­по­дом, про­яв­ляя тро­га­тель­ную за­бо­ту о Нем. Она не оста­ви­ла Гос­по­да по­сле взя­тия Его иуде­я­ми, ко­гда на­ча­ла ко­ле­бать­ся ве­ра в Него бли­жай­ших уче­ни­ков. Страх, по­бу­див­ший к от­ре­че­нию апо­сто­ла Пет­ра, в ду­ше Ма­рии Маг­да­ли­ны был по­беж­ден лю­бо­вью. Она сто­я­ла у Кре­ста вме­сте с Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей и апо­сто­лом Иоан­ном, пе­ре­жи­вая стра­да­ния Бо­же­ствен­но­го Учи­те­ля и при­об­ща­ясь ве­ли­ко­му го­рю Бо­го­ма­те­ри. Свя­тая Ма­рия Маг­да­ли­на со­про­вож­да­ла Пре­чи­стое Те­ло Гос­по­да Иису­са Хри­ста при пе­ре­не­се­нии Его ко гро­бу в са­ду пра­вед­но­го Иоси­фа Ари­ма­фей­ско­го, бы­ла при Его по­гре­бе­нии (Мф.27:61; Мк.15:47). Слу­жа Гос­по­ду во вре­мя Его зем­ной жиз­ни, она же­ла­ла по­слу­жить Ему и по­сле смер­ти, воз­дав по­след­ние по­че­сти Его Те­лу, ума­стив его, по обы­чаю ев­ре­ев, ми­ром и аро­ма­та­ми (Лк.23:56). Вос­крес­ший Хри­стос по­слал свя­тую Ма­рию с ве­стью от Него к уче­ни­кам, и бла­жен­ная же­на, ли­куя, воз­ве­сти­ла апо­сто­лам о ви­ден­ном – «Хри­стос вос­крес!» Как пер­вая бла­го­вест­ни­ца Хри­сто­ва вос­кре­се­ния, свя­тая Ма­рия Маг­да­ли­на при­зна­на Цер­ко­вью рав­ноап­о­столь­ной. В этом бла­го­ве­стии – глав­ное со­бы­тие ее жиз­ни, на­ча­ло ее апо­столь­ско­го слу­же­ния.

Существует предание, что она бла­го­вест­во­ва­ла не толь­ко в Иеру­са­ли­ме. Свя­тая Ма­рия Маг­да­ли­на от­пра­ви­лась в Рим и ви­де­ла им­пе­ра­то­ра Ти­ве­рия (14–37). Из­вест­ный сво­им же­сто­ко­сер­ди­ем им­пе­ра­тор вы­слу­шал свя­тую Ма­рию, ко­то­рая рас­ска­за­ла ему о жиз­ни, чу­де­сах и уче­нии Хри­ста, о Его непра­вед­ном осуж­де­нии иуде­я­ми, о ма­ло­ду­шии Пи­ла­та. За­тем она под­нес­ла ему крас­ное яй­цо со сло­ва­ми «Хри­стос вос­крес!» С этим по­ступ­ком свя­той Ма­рии Маг­да­ли­ны свя­зы­ва­ют пас­халь­ный обы­чай да­рить друг дру­гу крас­ные яй­ца (яй­цо, сим­вол та­ин­ствен­ной жиз­ни, вы­ра­жа­ет ве­ру в гря­ду­щее об­щее Вос­кре­се­ние).

За­тем свя­тая Ма­рия от­пра­ви­лась в Ефес (Ма­лая Азия). Здесь она по­мо­га­ла свя­то­му апо­сто­лу и еван­ге­ли­сту Иоан­ну Бо­го­сло­ву в его про­по­ве­ди. Здесь же она, по пре­да­нию Церк­ви, пре­ста­ви­лась и бы­ла по­гре­бе­на. В IX ве­ке при им­пе­ра­то­ре Льве VI Фило­со­фе (886–912) нетлен­ные мо­щи свя­той Ма­рии Маг­да­ли­ны бы­ли пе­ре­не­се­ны из Ефе­са в Кон­стан­ти­но­поль. По­ла­га­ют, что во вре­мя кре­сто­вых по­хо­дов они бы­ли уве­зе­ны в Рим, где и по­ко­и­лись в хра­ме во имя свя­то­го Иоан­на Ла­те­ран­ско­го. Па­па Рим­ский Го­но­рий III (1216–1227) освя­тил этот храм во имя свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ма­рии Маг­да­ли­ны. Часть ее мо­щей на­хо­дит­ся во Фран­ции, в Про­ва­же близ Мар­се­ля, где так­же воз­двиг­нут храм, по­свя­щен­ный свя­той Ма­рии Маг­да­лине. Ча­сти мо­щей рав­ноап­о­столь­ной Ма­рии Маг­да­ли­ны хра­нят­ся в раз­лич­ных мо­на­сты­рях Свя­той Го­ры Афон и в Иеру­са­ли­ме. В России частица святых мощей равноапостольной Марии Магдалины покоится в мужском монастыре во имя Святых царственных страстотерпцев (Екатеринбург).

Полное житие равноапостольной Марии Магдалины, мироносицы

На бе­ре­гу Ге­ни­са­рет­ско­го озе­ра меж­ду го­ро­да­ми Ка­пер­на­у­мом и Ти­ве­ри­а­дой рас­по­ла­гал­ся неболь­шой го­род Маг­да­ла, остат­ки ко­то­ро­го уце­ле­ли до на­ших дней. Те­перь на его ме­сте сто­ит лишь неболь­шой по­се­лок Мед­ждель.

В Маг­да­ле ко­гда-то ро­ди­лась и вы­рос­ла жен­щи­на, имя ко­то­рой на­ве­ки во­шло в еван­гель­скую ис­то­рию. Еван­ге­лие ни­че­го не по­вест­ву­ет нам о юных го­дах Ма­рии, но Пре­да­ние со­об­ща­ет, что Ма­рия из Маг­да­лы бы­ла мо­ло­да, кра­си­ва и ве­ла греш­ную жизнь. В Еван­ге­лии го­во­рит­ся, что Гос­подь из­гнал из Ма­рии семь бе­сов. С мо­мен­та ис­це­ле­ния Ма­рия на­ча­ла но­вую жизнь. Она ста­ла вер­ной уче­ни­цей Спа­си­те­ля.

Еван­ге­лие по­вест­ву­ет, что Ма­рия Маг­да­ли­на сле­до­ва­ла за Гос­по­дом, ко­гда Он с апо­сто­ла­ми про­хо­дил по го­ро­дам и се­ле­ни­ям Иудеи и Га­ли­леи с про­по­ве­дью Цар­ствия Бо­жия. Вме­сте с бла­го­че­сти­вы­ми жен­щи­на­ми – Иоан­ной, же­ной Ху­зы (до­мо­пра­ви­те­ля Иро­до­ва), Су­сан­ной и дру­ги­ми она слу­жи­ла Ему от име­ний сво­их (Лк.8:1-3) и, несо­мнен­но, раз­де­ля­ла с апо­сто­ла­ми бла­го­вест­ни­че­ские тру­ды, в осо­бен­но­сти сре­ди жен­щин. Оче­вид­но, ее вме­сте с дру­ги­ми жен­щи­на­ми име­ет в ви­ду еван­ге­лист Лу­ка, рас­ска­зы­вая, что в мо­мент ше­ствия Хри­ста на Гол­го­фу, ко­гда по­сле би­че­ва­ния Он нес на Се­бе тя­же­лый Крест, из­не­мо­гая под его тя­же­стью, жен­щи­ны шли за Ним, пла­ча и ры­дая, а Он уте­шал их. Еван­ге­лие по­вест­ву­ет, что Ма­рия Маг­да­ли­на на­хо­ди­лась и на Гол­го­фе в мо­мент рас­пя­тия Гос­по­да. Ко­гда все уче­ни­ки Спа­си­те­ля раз­бе­жа­лись, она бес­страш­но оста­ва­лась у Кре­ста вме­сте с Бо­го­ро­ди­цей и апо­сто­лом Иоан­ном.

Она бы­ла вер­на Ему не толь­ко в дни Его сла­вы, но и в мо­мент Его край­не­го уни­чи­же­ния и по­ру­га­ния. Она, как по­вест­ву­ет еван­ге­лист Мат­фей, при­сут­ство­ва­ла и при по­гре­бе­нии Гос­по­да. На ее гла­зах Иосиф с Ни­ко­ди­мом внес­ли в гроб­ни­цу Его без­ды­хан­ное те­ло. На ее же гла­зах они за­ва­ли­ли боль­шим кам­нем вход в пе­ще­ру, ку­да за­шло Солн­це жиз­ни.

Вер­ная за­ко­ну, в ко­то­ром бы­ла вос­пи­та­на, Ма­рия вме­сте с дру­ги­ми жен­щи­на­ми пре­бы­ла весь по­сле­ду­ю­щий день в по­кое, ибо ве­лик был день той суб­бо­ты, сов­па­дав­ший в тот год с празд­ни­ком пас­хи. Но все же пред на­ступ­ле­ни­ем дня по­коя жен­щи­ны успе­ли за­па­сти аро­ма­ты, чтобы в пер­вый день неде­ли прий­ти на рас­све­те к мо­ги­ле Гос­по­да и Учи­те­ля и по обы­чаю иуде­ев по­ма­зать Его те­ло по­гре­баль­ны­ми аро­ма­та­ми.

На­до по­ла­гать, что, сго­во­рив­шись ид­ти в пер­вый день неде­ли ко Гро­бу ра­но утром, свя­тые жен­щи­ны, разой­дясь в пят­ни­цу ве­че­ром по сво­им до­мам, не име­ли воз­мож­но­сти встре­тить­ся друг с дру­гом в день суб­бот­ний, и как толь­ко за­брез­жил свет сле­ду­ю­ще­го дня, по­шли к гроб­ни­це не сов­мест­но, а каж­дая из сво­е­го до­ма.

Еван­ге­лист Мат­фей пи­шет, что жен­щи­ны при­шли ко гро­бу на рас­све­те или, как вы­ра­жа­ет­ся еван­ге­лист Марк, весь­ма ра­но, при вос­хо­де солн­ца; еван­ге­лист Иоанн, как бы до­пол­няя их, го­во­рит, что Ма­рия при­шла ко гро­бу на­столь­ко ра­но, что еще бы­ло тем­но. Ви­ди­мо, она с нетер­пе­ни­ем жда­ла окон­ча­ния но­чи, но, не до­ждав­шись рас­све­та, ко­гда еще кру­гом ца­ри­ла тьма, по­бе­жа­ла ту­да, где ле­жа­ло те­ло Гос­по­да.

Итак, Ма­рия при­шла ко гро­бу од­на. Уви­дев ка­мень от­ва­лен­ным от пе­ще­ры, она в стра­хе по­спе­ши­ла ту­да, где жи­ли са­мые близ­кие апо­сто­лы Хри­ста – Петр и Иоанн. Услы­шав стран­ную весть о том, что Гос­по­да унес­ли из гро­ба, оба апо­сто­ла по­бе­жа­ли ко гро­бу и, уви­дев пе­ле­ны и свер­ну­тый плат, изу­ми­лись. Апо­сто­лы ушли и ни­ко­му ни­че­го не ска­за­ли, а Ма­рия сто­я­ла око­ло вхо­да в мрач­ную пе­ще­ру и пла­ка­ла. Здесь, в этом тем­ном гро­бе, еще так недав­но без­ды­хан­ным ле­жал ее Гос­подь. Же­лая убе­дить­ся, что гроб дей­стви­тель­но пуст, она по­до­шла к нему – и здесь силь­ный свет вне­зап­но оси­ял ее. Она уви­де­ла двух Ан­ге­лов в бе­лых оде­я­ни­ях, си­дя­щих од­но­го у гла­вы, а дру­го­го у ног, где бы­ло по­ло­же­но те­ло Иису­со­во. Услы­шав во­прос: «Жен­щи­на, что ты пла­чешь?» – она от­ве­ти­ла те­ми же сло­ва­ми, ко­то­рые толь­ко что ска­за­ла апо­сто­лам: «Унес­ли Гос­по­да мо­е­го, и не знаю, где по­ло­жи­ли Его». Ска­зав это, она по­вер­ну­лась и в этот мо­мент уви­де­ла Иису­са Вос­крес­ше­го, сто­я­ще­го око­ло гро­ба, но не узна­ла Его.

Он спро­сил Ма­рию: «Жен­щи­на, что ты пла­чешь, Ко­го ищешь?» Она же, ду­мая, что ви­дит са­дов­ни­ка, от­ве­ча­ла: «Гос­по­дин, ес­ли ты вы­нес Его, ска­жи, где ты по­ло­жил Его, и я возь­му Его».

Но в этот мо­мент она узна­ла го­лос Гос­по­да, го­лос, ко­то­рый был зна­ком с то­го са­мо­го дня, как Он ис­це­лил ее. Этот го­лос она слы­ша­ла в те дни, в те го­ды, ко­гда вме­сте с дру­ги­ми бла­го­че­сти­вы­ми жен­щи­на­ми хо­ди­ла за Гос­по­дом по всем го­ро­дам и ве­сям, где раз­да­ва­лась Его про­по­ведь. Из гру­ди ее вы­рвал­ся ра­дост­ный крик: «Рав­ву­ни!», что зна­чит «Учи­тель».

Ува­же­ние и лю­бовь, неж­ность и глу­бо­кое по­чте­ние, чув­ство при­зна­тель­но­сти и при­зна­ние Его пре­вос­ход­ства как ве­ли­ко­го Учи­те­ля – все сли­лось в од­ном этом воз­гла­се. Она боль­ше ни­че­го не мог­ла ска­зать и бро­си­лась к но­гам сво­е­го Учи­те­ля, чтобы омыть их сле­за­ми ра­до­сти. Но Гос­подь ска­зал ей: «Не при­ка­сай­ся ко Мне, ибо Я еще не вос­шел к От­цу Мо­е­му; а иди к бра­тьям Мо­им и ска­жи им: «Вос­хо­жу к От­цу Мо­е­му и От­цу ва­ше­му и к Бо­гу Мо­е­му и Бо­гу ва­ше­му».

Она при­шла в се­бя и сно­ва по­бе­жа­ла к апо­сто­лам, чтобы ис­пол­нить во­лю По­слав­ше­го ее на про­по­ведь. Сно­ва вбе­жа­ла она в дом, где еще пре­бы­ва­ли в смя­те­нии Апо­сто­лы, и воз­ве­сти­ла им ра­дост­ную весть: «Ви­де­ла Гос­по­да!» Это бы­ла пер­вая в ми­ре про­по­ведь о Вос­кре­се­нии.

Апо­сто­лы долж­ны бы­ли бла­го­вест­во­вать ми­ру, а она бла­го­вест­во­ва­ла са­мим апо­сто­лам.

Свя­щен­ное Пи­са­ние не по­вест­ву­ет нам о жиз­ни Ма­рии Маг­да­ли­ны по Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом, но мож­но не со­мне­вать­ся, что ес­ли в страш­ные ми­ну­ты рас­пя­тия Хри­ста она бы­ла у под­но­жия Его Кре­ста с Его Пре­чи­стою Ма­те­рью и Иоан­ном, то несо­мнен­но, что она пре­бы­ва­ла с ни­ми же и все бли­жай­шее вре­мя по вос­кре­се­нии и воз­не­се­нии Гос­по­да. Так, свя­той Лу­ка в кни­ге Де­я­ний апо­столь­ских пи­шет, что все апо­сто­лы еди­но­душ­но пре­бы­ва­ли в мо­лит­ве и мо­ле­нии с неко­то­ры­ми же­на­ми и Ма­ри­ею, Ма­те­рью Иису­са, и с бра­тья­ми Его.

Свя­щен­ное Пре­да­ние по­вест­ву­ет, что ко­гда апо­сто­лы разо­шлись из Иеру­са­ли­ма на про­по­ведь во все кон­цы ми­ра, то вме­сте с ни­ми по­шла на про­по­ведь и Ма­рия Маг­да­ли­на. От­важ­ная жен­щи­на, серд­це ко­то­рой бы­ло пол­но вос­по­ми­на­ний о Вос­крес­шем, оста­ви­ла род­ной край и от­пра­ви­лась с про­по­ве­дью в язы­че­ский Рим. И вез­де она воз­ве­ща­ла лю­дям о Хри­сте и Его уче­нии, а ко­гда мно­гие не ве­ри­ли, что Хри­стос вос­крес, она по­вто­ря­ла им то же, что ска­за­ла в свет­лое утро Вос­кре­се­ния апо­сто­лам: «Я ви­де­ла Гос­по­да». С этой про­по­ве­дью она обо­шла всю Ита­лию.

Пре­да­ние го­во­рит, что в Ита­лии Ма­рия Маг­да­ли­на яви­лась к им­пе­ра­то­ру Ти­ве­рию (14–37) и бла­го­вест­во­ва­ла ему о Хри­сте Вос­крес­шем. По пре­да­нию, она при­нес­ла ему крас­ное яй­цо как сим­вол Вос­кре­се­ния, сим­вол но­вой жиз­ни, со сло­ва­ми: «Хри­стос Вос­крес!» За­тем она рас­ска­за­ла им­пе­ра­то­ру о том, что в его про­вин­ции Иудее был без­вин­но осуж­ден Иисус Га­ли­ле­я­нин, муж свя­той, тво­рив­ший чу­де­са, силь­ный пред Бо­гом и все­ми людь­ми, каз­нен по на­ве­там иудей­ских пер­во­свя­щен­ни­ков, и при­го­вор утвер­дил на­зна­чен­ный Ти­ве­ри­ем про­ку­ра­тор Пон­тий Пи­лат.

Ма­рия по­вто­ри­ла сло­ва апо­сто­лов, что уве­ро­вав­шие во Хри­ста ис­куп­ле­ны от су­ет­ной жиз­ни не тлен­ным се­реб­ром или зо­ло­том, но дра­го­цен­ной кро­вью Хри­ста как непо­роч­но­го и чи­сто­го Агн­ца.

Бла­го­да­ря Ма­рии Маг­да­лине обы­чай да­рить друг дру­гу пас­халь­ные яй­ца в день Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния рас­про­стра­нил­ся меж­ду хри­сти­а­на­ми все­го ми­ра. В од­ном древ­нем ру­ко­пис­ном гре­че­ском уста­ве, на­пи­сан­ном на пер­га­мен­те, хра­ня­щем­ся в биб­лио­те­ке мо­на­сты­ря свя­той Ана­ста­сии близ Фес­са­ло­ник (Со­лу­ня), по­ме­ще­на мо­лит­ва, чи­та­е­мая в день Свя­той Пас­хи на освя­ще­ние яиц и сы­ра, в ко­то­рой ука­зы­ва­ет­ся, что игу­мен, раз­да­вая освя­щен­ные яй­ца, го­во­рит бра­тии: «Так мы при­ня­ли от свя­тых от­цов, ко­то­рые со­хра­ни­ли сие обык­но­ве­ние от са­мых вре­мен апо­столь­ских, ибо свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Ма­рия Маг­да­ли­на пер­вая по­ка­за­ла ве­ру­ю­щим при­мер се­го ра­дост­но­го жерт­во­при­но­ше­ния».

Ма­рия Маг­да­ли­на про­дол­жа­ла свое бла­го­ве­стие в Ита­лии и в са­мом го­ро­де Ри­ме. Оче­вид­но, имен­но ее име­ет в ви­ду апо­стол Па­вел в сво­ем По­сла­нии к Рим­ля­нам (Рим.16:6), где вме­сте с про­чи­ми по­движ­ни­ка­ми про­по­ве­ди еван­гель­ской упо­ми­на­ет Ма­рию (Ма­ри­ам), ко­то­рая, как он вы­ра­жа­ет­ся, «мно­го по­тру­ди­лась для нас». Оче­вид­но, они без­за­вет­но слу­жи­ли Церк­ви и сво­и­ми сред­ства­ми, и сво­и­ми тру­да­ми, под­вер­га­ясь опас­но­стям, и раз­де­ля­ла с апо­сто­ла­ми тру­ды про­по­вед­ни­че­ства.

По цер­ков­но­му же пре­да­нию она про­бы­ла в Ри­ме до при­бы­тия ту­да апо­сто­ла Пав­ла и еще два го­да спу­стя по­сле от­бы­тия его из Ри­ма по­сле пер­во­го су­да над ним. Из Ри­ма свя­тая Ма­рия Маг­да­ли­на уже в пре­клон­ном воз­расте пе­ре­се­ли­лась в Ефес, где неустан­но тру­дил­ся свя­той апо­стол Иоанн, ко­то­рый с ее слов на­пи­сал 20-ю гла­ву сво­е­го Еван­ге­лия. Там за­кон­чи­ла свя­тая зем­ную жизнь и бы­ла по­гре­бе­на.

Ее свя­тые мо­щи бы­ли в IХ ве­ке пе­ре­не­се­ны в сто­ли­цу Ви­зан­тий­ской им­пе­рии – Кон­стан­ти­но­поль и по­ло­же­ны в хра­ме мо­на­сты­ря во имя свя­то­го Ла­за­ря. В эпо­ху кре­сто­вых по­хо­дов они бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ита­лию и по­ло­же­ны в Ри­ме под ал­та­рем Ла­те­ран­ско­го со­бо­ра. Часть мо­щей Ма­рии Маг­да­ли­ны на­хо­дит­ся во Фран­ции близ Мар­се­ля, где над ни­ми у под­но­жия кру­той го­ры воз­двиг­нут в честь ее ве­ли­ко­леп­ный храм.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь свя­то чтит па­мять свя­той Ма­рии Маг­да­ли­ны – жен­щи­ны, при­зван­ной Са­мим Гос­по­дом от тьмы к све­ту и от вла­сти са­та­ны к Бо­гу.

Источник

Равноапостольная Мари ́ я Магдалина, мироносица

Дни памяти

8 мая (переходящая) – Неделя свв. жен-мироносиц

Житие

Краткое житие равноапостольной Марии Магдалины, мироносицы

Свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Ма­рия Маг­да­ли­на, од­на из жен-ми­ро­но­сиц, удо­сто­и­лась пер­вой из лю­дей уви­деть Вос­крес­ше­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Ро­ди­лась она в ме­стеч­ке Маг­да­лы в Га­ли­лее. Жи­те­ли Га­ли­леи от­ли­ча­лись непо­сред­ствен­но­стью, пыл­ко­стью нра­ва и са­мо­от­вер­жен­но­стью. Эти ка­че­ства бы­ли при­су­щи и свя­той Ма­рии Маг­да­лине. С юно­сти она стра­да­ла тяж­ким неду­гом – бес­но­ва­ни­ем (Лк.8:2). Пе­ред При­ше­стви­ем в мир Хри­ста Спа­си­те­ля бес­но­ва­тых бы­ло осо­бен­но мно­го: враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го, пред­ви­дя свое близ­кое по­срам­ле­ние, вос­ста­вал на лю­дей со сви­ре­пой си­лой. Через бо­лезнь Ма­рии Маг­да­ли­ны яви­лась сла­ва Бо­жия, са­ма же она об­ре­ла ве­ли­кую доб­ро­де­тель все­це­ло­го упо­ва­ния на во­лю Бо­жию и ни­чем неко­леб­ле­мую пре­дан­ность Гос­по­ду Иису­су Хри­сту. Ко­гда Гос­подь из­гнал из нее семь бе­сов, она, оста­вив все, по­сле­до­ва­ла за Ним.

Свя­тая Ма­рия Маг­да­ли­на сле­до­ва­ла за Хри­стом вме­сте с дру­ги­ми же­на­ми, ис­це­лен­ны­ми Гос­по­дом, про­яв­ляя тро­га­тель­ную за­бо­ту о Нем. Она не оста­ви­ла Гос­по­да по­сле взя­тия Его иуде­я­ми, ко­гда на­ча­ла ко­ле­бать­ся ве­ра в Него бли­жай­ших уче­ни­ков. Страх, по­бу­див­ший к от­ре­че­нию апо­сто­ла Пет­ра, в ду­ше Ма­рии Маг­да­ли­ны был по­беж­ден лю­бо­вью. Она сто­я­ла у Кре­ста вме­сте с Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей и апо­сто­лом Иоан­ном, пе­ре­жи­вая стра­да­ния Бо­же­ствен­но­го Учи­те­ля и при­об­ща­ясь ве­ли­ко­му го­рю Бо­го­ма­те­ри. Свя­тая Ма­рия Маг­да­ли­на со­про­вож­да­ла Пре­чи­стое Те­ло Гос­по­да Иису­са Хри­ста при пе­ре­не­се­нии Его ко гро­бу в са­ду пра­вед­но­го Иоси­фа Ари­ма­фей­ско­го, бы­ла при Его по­гре­бе­нии (Мф.27:61; Мк.15:47). Слу­жа Гос­по­ду во вре­мя Его зем­ной жиз­ни, она же­ла­ла по­слу­жить Ему и по­сле смер­ти, воз­дав по­след­ние по­че­сти Его Те­лу, ума­стив его, по обы­чаю ев­ре­ев, ми­ром и аро­ма­та­ми (Лк.23:56). Вос­крес­ший Хри­стос по­слал свя­тую Ма­рию с ве­стью от Него к уче­ни­кам, и бла­жен­ная же­на, ли­куя, воз­ве­сти­ла апо­сто­лам о ви­ден­ном – «Хри­стос вос­крес!» Как пер­вая бла­го­вест­ни­ца Хри­сто­ва вос­кре­се­ния, свя­тая Ма­рия Маг­да­ли­на при­зна­на Цер­ко­вью рав­ноап­о­столь­ной. В этом бла­го­ве­стии – глав­ное со­бы­тие ее жиз­ни, на­ча­ло ее апо­столь­ско­го слу­же­ния.

Существует предание, что она бла­го­вест­во­ва­ла не толь­ко в Иеру­са­ли­ме. Свя­тая Ма­рия Маг­да­ли­на от­пра­ви­лась в Рим и ви­де­ла им­пе­ра­то­ра Ти­ве­рия (14–37). Из­вест­ный сво­им же­сто­ко­сер­ди­ем им­пе­ра­тор вы­слу­шал свя­тую Ма­рию, ко­то­рая рас­ска­за­ла ему о жиз­ни, чу­де­сах и уче­нии Хри­ста, о Его непра­вед­ном осуж­де­нии иуде­я­ми, о ма­ло­ду­шии Пи­ла­та. За­тем она под­нес­ла ему крас­ное яй­цо со сло­ва­ми «Хри­стос вос­крес!» С этим по­ступ­ком свя­той Ма­рии Маг­да­ли­ны свя­зы­ва­ют пас­халь­ный обы­чай да­рить друг дру­гу крас­ные яй­ца (яй­цо, сим­вол та­ин­ствен­ной жиз­ни, вы­ра­жа­ет ве­ру в гря­ду­щее об­щее Вос­кре­се­ние).

За­тем свя­тая Ма­рия от­пра­ви­лась в Ефес (Ма­лая Азия). Здесь она по­мо­га­ла свя­то­му апо­сто­лу и еван­ге­ли­сту Иоан­ну Бо­го­сло­ву в его про­по­ве­ди. Здесь же она, по пре­да­нию Церк­ви, пре­ста­ви­лась и бы­ла по­гре­бе­на. В IX ве­ке при им­пе­ра­то­ре Льве VI Фило­со­фе (886–912) нетлен­ные мо­щи свя­той Ма­рии Маг­да­ли­ны бы­ли пе­ре­не­се­ны из Ефе­са в Кон­стан­ти­но­поль. По­ла­га­ют, что во вре­мя кре­сто­вых по­хо­дов они бы­ли уве­зе­ны в Рим, где и по­ко­и­лись в хра­ме во имя свя­то­го Иоан­на Ла­те­ран­ско­го. Па­па Рим­ский Го­но­рий III (1216–1227) освя­тил этот храм во имя свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ма­рии Маг­да­ли­ны. Часть ее мо­щей на­хо­дит­ся во Фран­ции, в Про­ва­же близ Мар­се­ля, где так­же воз­двиг­нут храм, по­свя­щен­ный свя­той Ма­рии Маг­да­лине. Ча­сти мо­щей рав­ноап­о­столь­ной Ма­рии Маг­да­ли­ны хра­нят­ся в раз­лич­ных мо­на­сты­рях Свя­той Го­ры Афон и в Иеру­са­ли­ме. В России частица святых мощей равноапостольной Марии Магдалины покоится в мужском монастыре во имя Святых царственных страстотерпцев (Екатеринбург).

Полное житие равноапостольной Марии Магдалины, мироносицы

На бе­ре­гу Ге­ни­са­рет­ско­го озе­ра меж­ду го­ро­да­ми Ка­пер­на­у­мом и Ти­ве­ри­а­дой рас­по­ла­гал­ся неболь­шой го­род Маг­да­ла, остат­ки ко­то­ро­го уце­ле­ли до на­ших дней. Те­перь на его ме­сте сто­ит лишь неболь­шой по­се­лок Мед­ждель.

В Маг­да­ле ко­гда-то ро­ди­лась и вы­рос­ла жен­щи­на, имя ко­то­рой на­ве­ки во­шло в еван­гель­скую ис­то­рию. Еван­ге­лие ни­че­го не по­вест­ву­ет нам о юных го­дах Ма­рии, но Пре­да­ние со­об­ща­ет, что Ма­рия из Маг­да­лы бы­ла мо­ло­да, кра­си­ва и ве­ла греш­ную жизнь. В Еван­ге­лии го­во­рит­ся, что Гос­подь из­гнал из Ма­рии семь бе­сов. С мо­мен­та ис­це­ле­ния Ма­рия на­ча­ла но­вую жизнь. Она ста­ла вер­ной уче­ни­цей Спа­си­те­ля.

Еван­ге­лие по­вест­ву­ет, что Ма­рия Маг­да­ли­на сле­до­ва­ла за Гос­по­дом, ко­гда Он с апо­сто­ла­ми про­хо­дил по го­ро­дам и се­ле­ни­ям Иудеи и Га­ли­леи с про­по­ве­дью Цар­ствия Бо­жия. Вме­сте с бла­го­че­сти­вы­ми жен­щи­на­ми – Иоан­ной, же­ной Ху­зы (до­мо­пра­ви­те­ля Иро­до­ва), Су­сан­ной и дру­ги­ми она слу­жи­ла Ему от име­ний сво­их (Лк.8:1-3) и, несо­мнен­но, раз­де­ля­ла с апо­сто­ла­ми бла­го­вест­ни­че­ские тру­ды, в осо­бен­но­сти сре­ди жен­щин. Оче­вид­но, ее вме­сте с дру­ги­ми жен­щи­на­ми име­ет в ви­ду еван­ге­лист Лу­ка, рас­ска­зы­вая, что в мо­мент ше­ствия Хри­ста на Гол­го­фу, ко­гда по­сле би­че­ва­ния Он нес на Се­бе тя­же­лый Крест, из­не­мо­гая под его тя­же­стью, жен­щи­ны шли за Ним, пла­ча и ры­дая, а Он уте­шал их. Еван­ге­лие по­вест­ву­ет, что Ма­рия Маг­да­ли­на на­хо­ди­лась и на Гол­го­фе в мо­мент рас­пя­тия Гос­по­да. Ко­гда все уче­ни­ки Спа­си­те­ля раз­бе­жа­лись, она бес­страш­но оста­ва­лась у Кре­ста вме­сте с Бо­го­ро­ди­цей и апо­сто­лом Иоан­ном.

Она бы­ла вер­на Ему не толь­ко в дни Его сла­вы, но и в мо­мент Его край­не­го уни­чи­же­ния и по­ру­га­ния. Она, как по­вест­ву­ет еван­ге­лист Мат­фей, при­сут­ство­ва­ла и при по­гре­бе­нии Гос­по­да. На ее гла­зах Иосиф с Ни­ко­ди­мом внес­ли в гроб­ни­цу Его без­ды­хан­ное те­ло. На ее же гла­зах они за­ва­ли­ли боль­шим кам­нем вход в пе­ще­ру, ку­да за­шло Солн­це жиз­ни.

Вер­ная за­ко­ну, в ко­то­ром бы­ла вос­пи­та­на, Ма­рия вме­сте с дру­ги­ми жен­щи­на­ми пре­бы­ла весь по­сле­ду­ю­щий день в по­кое, ибо ве­лик был день той суб­бо­ты, сов­па­дав­ший в тот год с празд­ни­ком пас­хи. Но все же пред на­ступ­ле­ни­ем дня по­коя жен­щи­ны успе­ли за­па­сти аро­ма­ты, чтобы в пер­вый день неде­ли прий­ти на рас­све­те к мо­ги­ле Гос­по­да и Учи­те­ля и по обы­чаю иуде­ев по­ма­зать Его те­ло по­гре­баль­ны­ми аро­ма­та­ми.

На­до по­ла­гать, что, сго­во­рив­шись ид­ти в пер­вый день неде­ли ко Гро­бу ра­но утром, свя­тые жен­щи­ны, разой­дясь в пят­ни­цу ве­че­ром по сво­им до­мам, не име­ли воз­мож­но­сти встре­тить­ся друг с дру­гом в день суб­бот­ний, и как толь­ко за­брез­жил свет сле­ду­ю­ще­го дня, по­шли к гроб­ни­це не сов­мест­но, а каж­дая из сво­е­го до­ма.

Еван­ге­лист Мат­фей пи­шет, что жен­щи­ны при­шли ко гро­бу на рас­све­те или, как вы­ра­жа­ет­ся еван­ге­лист Марк, весь­ма ра­но, при вос­хо­де солн­ца; еван­ге­лист Иоанн, как бы до­пол­няя их, го­во­рит, что Ма­рия при­шла ко гро­бу на­столь­ко ра­но, что еще бы­ло тем­но. Ви­ди­мо, она с нетер­пе­ни­ем жда­ла окон­ча­ния но­чи, но, не до­ждав­шись рас­све­та, ко­гда еще кру­гом ца­ри­ла тьма, по­бе­жа­ла ту­да, где ле­жа­ло те­ло Гос­по­да.

Итак, Ма­рия при­шла ко гро­бу од­на. Уви­дев ка­мень от­ва­лен­ным от пе­ще­ры, она в стра­хе по­спе­ши­ла ту­да, где жи­ли са­мые близ­кие апо­сто­лы Хри­ста – Петр и Иоанн. Услы­шав стран­ную весть о том, что Гос­по­да унес­ли из гро­ба, оба апо­сто­ла по­бе­жа­ли ко гро­бу и, уви­дев пе­ле­ны и свер­ну­тый плат, изу­ми­лись. Апо­сто­лы ушли и ни­ко­му ни­че­го не ска­за­ли, а Ма­рия сто­я­ла око­ло вхо­да в мрач­ную пе­ще­ру и пла­ка­ла. Здесь, в этом тем­ном гро­бе, еще так недав­но без­ды­хан­ным ле­жал ее Гос­подь. Же­лая убе­дить­ся, что гроб дей­стви­тель­но пуст, она по­до­шла к нему – и здесь силь­ный свет вне­зап­но оси­ял ее. Она уви­де­ла двух Ан­ге­лов в бе­лых оде­я­ни­ях, си­дя­щих од­но­го у гла­вы, а дру­го­го у ног, где бы­ло по­ло­же­но те­ло Иису­со­во. Услы­шав во­прос: «Жен­щи­на, что ты пла­чешь?» – она от­ве­ти­ла те­ми же сло­ва­ми, ко­то­рые толь­ко что ска­за­ла апо­сто­лам: «Унес­ли Гос­по­да мо­е­го, и не знаю, где по­ло­жи­ли Его». Ска­зав это, она по­вер­ну­лась и в этот мо­мент уви­де­ла Иису­са Вос­крес­ше­го, сто­я­ще­го око­ло гро­ба, но не узна­ла Его.

Он спро­сил Ма­рию: «Жен­щи­на, что ты пла­чешь, Ко­го ищешь?» Она же, ду­мая, что ви­дит са­дов­ни­ка, от­ве­ча­ла: «Гос­по­дин, ес­ли ты вы­нес Его, ска­жи, где ты по­ло­жил Его, и я возь­му Его».

Но в этот мо­мент она узна­ла го­лос Гос­по­да, го­лос, ко­то­рый был зна­ком с то­го са­мо­го дня, как Он ис­це­лил ее. Этот го­лос она слы­ша­ла в те дни, в те го­ды, ко­гда вме­сте с дру­ги­ми бла­го­че­сти­вы­ми жен­щи­на­ми хо­ди­ла за Гос­по­дом по всем го­ро­дам и ве­сям, где раз­да­ва­лась Его про­по­ведь. Из гру­ди ее вы­рвал­ся ра­дост­ный крик: «Рав­ву­ни!», что зна­чит «Учи­тель».

Ува­же­ние и лю­бовь, неж­ность и глу­бо­кое по­чте­ние, чув­ство при­зна­тель­но­сти и при­зна­ние Его пре­вос­ход­ства как ве­ли­ко­го Учи­те­ля – все сли­лось в од­ном этом воз­гла­се. Она боль­ше ни­че­го не мог­ла ска­зать и бро­си­лась к но­гам сво­е­го Учи­те­ля, чтобы омыть их сле­за­ми ра­до­сти. Но Гос­подь ска­зал ей: «Не при­ка­сай­ся ко Мне, ибо Я еще не вос­шел к От­цу Мо­е­му; а иди к бра­тьям Мо­им и ска­жи им: «Вос­хо­жу к От­цу Мо­е­му и От­цу ва­ше­му и к Бо­гу Мо­е­му и Бо­гу ва­ше­му».

Она при­шла в се­бя и сно­ва по­бе­жа­ла к апо­сто­лам, чтобы ис­пол­нить во­лю По­слав­ше­го ее на про­по­ведь. Сно­ва вбе­жа­ла она в дом, где еще пре­бы­ва­ли в смя­те­нии Апо­сто­лы, и воз­ве­сти­ла им ра­дост­ную весть: «Ви­де­ла Гос­по­да!» Это бы­ла пер­вая в ми­ре про­по­ведь о Вос­кре­се­нии.

Апо­сто­лы долж­ны бы­ли бла­го­вест­во­вать ми­ру, а она бла­го­вест­во­ва­ла са­мим апо­сто­лам.

Свя­щен­ное Пи­са­ние не по­вест­ву­ет нам о жиз­ни Ма­рии Маг­да­ли­ны по Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом, но мож­но не со­мне­вать­ся, что ес­ли в страш­ные ми­ну­ты рас­пя­тия Хри­ста она бы­ла у под­но­жия Его Кре­ста с Его Пре­чи­стою Ма­те­рью и Иоан­ном, то несо­мнен­но, что она пре­бы­ва­ла с ни­ми же и все бли­жай­шее вре­мя по вос­кре­се­нии и воз­не­се­нии Гос­по­да. Так, свя­той Лу­ка в кни­ге Де­я­ний апо­столь­ских пи­шет, что все апо­сто­лы еди­но­душ­но пре­бы­ва­ли в мо­лит­ве и мо­ле­нии с неко­то­ры­ми же­на­ми и Ма­ри­ею, Ма­те­рью Иису­са, и с бра­тья­ми Его.

Свя­щен­ное Пре­да­ние по­вест­ву­ет, что ко­гда апо­сто­лы разо­шлись из Иеру­са­ли­ма на про­по­ведь во все кон­цы ми­ра, то вме­сте с ни­ми по­шла на про­по­ведь и Ма­рия Маг­да­ли­на. От­важ­ная жен­щи­на, серд­це ко­то­рой бы­ло пол­но вос­по­ми­на­ний о Вос­крес­шем, оста­ви­ла род­ной край и от­пра­ви­лась с про­по­ве­дью в язы­че­ский Рим. И вез­де она воз­ве­ща­ла лю­дям о Хри­сте и Его уче­нии, а ко­гда мно­гие не ве­ри­ли, что Хри­стос вос­крес, она по­вто­ря­ла им то же, что ска­за­ла в свет­лое утро Вос­кре­се­ния апо­сто­лам: «Я ви­де­ла Гос­по­да». С этой про­по­ве­дью она обо­шла всю Ита­лию.

Пре­да­ние го­во­рит, что в Ита­лии Ма­рия Маг­да­ли­на яви­лась к им­пе­ра­то­ру Ти­ве­рию (14–37) и бла­го­вест­во­ва­ла ему о Хри­сте Вос­крес­шем. По пре­да­нию, она при­нес­ла ему крас­ное яй­цо как сим­вол Вос­кре­се­ния, сим­вол но­вой жиз­ни, со сло­ва­ми: «Хри­стос Вос­крес!» За­тем она рас­ска­за­ла им­пе­ра­то­ру о том, что в его про­вин­ции Иудее был без­вин­но осуж­ден Иисус Га­ли­ле­я­нин, муж свя­той, тво­рив­ший чу­де­са, силь­ный пред Бо­гом и все­ми людь­ми, каз­нен по на­ве­там иудей­ских пер­во­свя­щен­ни­ков, и при­го­вор утвер­дил на­зна­чен­ный Ти­ве­ри­ем про­ку­ра­тор Пон­тий Пи­лат.

Ма­рия по­вто­ри­ла сло­ва апо­сто­лов, что уве­ро­вав­шие во Хри­ста ис­куп­ле­ны от су­ет­ной жиз­ни не тлен­ным се­реб­ром или зо­ло­том, но дра­го­цен­ной кро­вью Хри­ста как непо­роч­но­го и чи­сто­го Агн­ца.

Бла­го­да­ря Ма­рии Маг­да­лине обы­чай да­рить друг дру­гу пас­халь­ные яй­ца в день Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния рас­про­стра­нил­ся меж­ду хри­сти­а­на­ми все­го ми­ра. В од­ном древ­нем ру­ко­пис­ном гре­че­ском уста­ве, на­пи­сан­ном на пер­га­мен­те, хра­ня­щем­ся в биб­лио­те­ке мо­на­сты­ря свя­той Ана­ста­сии близ Фес­са­ло­ник (Со­лу­ня), по­ме­ще­на мо­лит­ва, чи­та­е­мая в день Свя­той Пас­хи на освя­ще­ние яиц и сы­ра, в ко­то­рой ука­зы­ва­ет­ся, что игу­мен, раз­да­вая освя­щен­ные яй­ца, го­во­рит бра­тии: «Так мы при­ня­ли от свя­тых от­цов, ко­то­рые со­хра­ни­ли сие обык­но­ве­ние от са­мых вре­мен апо­столь­ских, ибо свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Ма­рия Маг­да­ли­на пер­вая по­ка­за­ла ве­ру­ю­щим при­мер се­го ра­дост­но­го жерт­во­при­но­ше­ния».

Ма­рия Маг­да­ли­на про­дол­жа­ла свое бла­го­ве­стие в Ита­лии и в са­мом го­ро­де Ри­ме. Оче­вид­но, имен­но ее име­ет в ви­ду апо­стол Па­вел в сво­ем По­сла­нии к Рим­ля­нам (Рим.16:6), где вме­сте с про­чи­ми по­движ­ни­ка­ми про­по­ве­ди еван­гель­ской упо­ми­на­ет Ма­рию (Ма­ри­ам), ко­то­рая, как он вы­ра­жа­ет­ся, «мно­го по­тру­ди­лась для нас». Оче­вид­но, они без­за­вет­но слу­жи­ли Церк­ви и сво­и­ми сред­ства­ми, и сво­и­ми тру­да­ми, под­вер­га­ясь опас­но­стям, и раз­де­ля­ла с апо­сто­ла­ми тру­ды про­по­вед­ни­че­ства.

По цер­ков­но­му же пре­да­нию она про­бы­ла в Ри­ме до при­бы­тия ту­да апо­сто­ла Пав­ла и еще два го­да спу­стя по­сле от­бы­тия его из Ри­ма по­сле пер­во­го су­да над ним. Из Ри­ма свя­тая Ма­рия Маг­да­ли­на уже в пре­клон­ном воз­расте пе­ре­се­ли­лась в Ефес, где неустан­но тру­дил­ся свя­той апо­стол Иоанн, ко­то­рый с ее слов на­пи­сал 20-ю гла­ву сво­е­го Еван­ге­лия. Там за­кон­чи­ла свя­тая зем­ную жизнь и бы­ла по­гре­бе­на.

Ее свя­тые мо­щи бы­ли в IХ ве­ке пе­ре­не­се­ны в сто­ли­цу Ви­зан­тий­ской им­пе­рии – Кон­стан­ти­но­поль и по­ло­же­ны в хра­ме мо­на­сты­ря во имя свя­то­го Ла­за­ря. В эпо­ху кре­сто­вых по­хо­дов они бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ита­лию и по­ло­же­ны в Ри­ме под ал­та­рем Ла­те­ран­ско­го со­бо­ра. Часть мо­щей Ма­рии Маг­да­ли­ны на­хо­дит­ся во Фран­ции близ Мар­се­ля, где над ни­ми у под­но­жия кру­той го­ры воз­двиг­нут в честь ее ве­ли­ко­леп­ный храм.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь свя­то чтит па­мять свя­той Ма­рии Маг­да­ли­ны – жен­щи­ны, при­зван­ной Са­мим Гос­по­дом от тьмы к све­ту и от вла­сти са­та­ны к Бо­гу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *