21 сентября 862 года считается днем основания русской государственности

21 сентября 862 года считается днем основания русской государственности

21 сентября 862 года – 1155 лет назад, Рюрик был призван на княжение в Новгород

Рождество Богородицы – 21 сентября по н.с. Эта дата выбита на памятнике Тысячелетия России в Великом Новгороде как дата основания нашего государства. И не произвольно, а по историческим и духовным заветам.

В 862 году, 1155 лет назад, варяжский конунг Рюрик (по другой версии, князь из Старой Руссы – Ререг) вместе с братьями Синеусом и Трувором был призван жителями города Новогорода (ныне Старая Ладога) на княжение. Согласно «Повести временных лет», этот день считается днём начала русского государства, а не современное 12 июня – день объявления независимости России незнамо от кого (Ельцина от Горбачёва?) в 1990 году.

За датой 21 сентября – не сиюминутная политика, а века государственных трудов, жестоких битв за Землю Русскую и молений за неё. Именно в день Рождества Божией Матери 1380 года вывел свои вой-ска на поле Куликово, на решающую битву Дмитрий Донской. Историк Ключевский любил повторять, что за Дон переправлялся московский князь, а возвращался с победой государь московский. Снова получается – ещё один День русской государственности. Понятно, почему властные мужи даже как-то побаиваются этой даты. Признай её, отметь торжественно – сразу треснет вся фальшивая основа и придуманная история новейшей Россиянии.

Существуют две основные гипотезы образования древнерусского государства. Согласно нормандской теории, опирающейся на многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами. Антинормандская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался сам Михаил Ломоносов.

Существуют и различные точки зрения на происхождение самих варягов. Проблема этнической принадлежности варягов не зависит от вопроса возникновения государственности. В те века было обычной практикой нанимать воинские дружины с управителями из соседних пределов. Вот что гласит «Повесть временных лет»: «И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене».

В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманнизма» и «антинорманнизма» во многом политизировано. Предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии – широко распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, яснее, института монархии. Вопросы о том, был ли Рюрик реальным историческим лицом, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь, продолжают искусственно оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке. К тому же в том же 862 году (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология Летописи) варяги, дружинники Рюрика – Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путём «из варяг в греки», устанавливают свою власть и над Киевом. Так что, как бы украинские националисты ни опирались на трипольскую первобытную культуру, на неких укров в долине Днепра, скорее всего и здесь государственность устанавливалась дружинниками Рюрика.

Но главная посылка историков была верна: Русь уже звалась варягами Гардарикой – Страной городов. Они стояли, росли, торговали, воевали. Город Ростов был основан ещё в начале нашей эры. Точную дату его образования историки назвать затрудняются, поэтому годом основания Ростова Великого считается тоже 862. Именно к этому времени относится первое упоминание о городе в «Повести временных лет». В летописях IX века Ростов упоминается как уже давно существующий город. Описано также участие ростовской дружины в походах на Киев князя Олега, что снова доказывает общность нашей древнерусской истории.

И ещё одна тема, по которой историки едины: развитие российской государственности изначально происходило на многонацио-нальной основе и пошло не по пути дробления, а, наоборот, по пути объединения. И только поэтому мы имеем сегодня такое уникальное государство. Усваивая этот урок, мы должны особенно помнить, что именно Московия стала ядром объединения русских земель сначала в Московское княжество со множеством союзников Даниила Московского, Ивана Калиты, святого Димитрия Донского, а после Куликовской битвы – в Московское государство. С тех пор центр этого государства оставался неизменен, даже если столица переносилась в Петербург. «Питер – голова, а Москва – сердце», – говорилось в народе.

А сегодня мы просто должны вернуть торжественное празднование основания Государства Российского каждого 21 сентября. И независимо от юбилейных дат!

Александр Александрович МОСКАЛЁВ

Источник

Русское государс21 сентября 862 года считается днем основания русской государственноститво, разумеется, существовало и ранее в виде общности племен, но с этого момента оно впервые приобретает более четкую и единую центральную власть.

В этот день новгородцы призвали на княжение из близкого им славянского племени братьев-«варягов» Рюрика, Синеуса и Трувора. По преданию, родословие их было следующим:

«Август, кесарь Римский. Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в город Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешних времен зовется это место Прусской землей. И вот в то время некий воевода Новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: «О мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя». Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из Римского рода Августа-Царя.

И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был именем Трувор, а второй – Синеус, а третий – племянник его по имени Олег. С тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем великий князь Рюрик» («Сказание о Великих Князьях Владимірских Великой Руси», ХVI в.). Правда, предание это датируется уже временем, когда Московская Русь осознала себя Третьим Римом, и оно, возможно, было необходимо для подтверждения римской преемственности.

В Лаврентьевском списке «Повести временных лет» о призвании Рюрика говорится: «. «реша сами в себе поищем собе князя иже бы володел нами и судил по праву». Идоша за море к Варягом к Руси, сице бо ся зваху тьи Варязи Русь. «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; да приидите княжить и володеть нами». ».

Исходя из того, что приглашенные князья называются в летописи варягами, в ХVIII в. немецкие ученые (Байер, Миллер, Шлёцель, на выводы которых затем доверчиво опирался Карамзин) выдвинули так называемую «норманнскую» теорию, что русское государство якобы основано иностранцами неславянского происхождения – норманнами (скандинавами или германцами). В принципе ничего зазорного в этом не было бы, ибо эти «иностранцы» моментально обрусели, и тем самым русские показали уже тогда эту свою удивительную особенность вбирать в себя и делать русскими выходцев их разных народов.

Однако «норманнская» теория о происхождении русской государственности не соответствует истине. Во-первых, у самих скандинавов в то время еще не было государственности такого централизованного вида, чтобы переносить ее организующие принципы славянам (и у норвежцев, и у шведов, и у датчан первые короли появились позже 862 г.; а германцев тогда еще не было на Варяжском море). Неизвестен ни один скандинавский источник, свидетельствующий о призвании оттуда славянами себе правителя.

Во-вторых, Рюрик вовсе не был для Руси иностранцем. Варягами тогда называли не по национальности (летопись относит к ним, кроме Руси, также и шведов, норвежцев, англичан и др.), это слово означало профессию вооруженного пирата-купца, промышлявшего в Варяжском (Балтийском) море. Варяжским промыслом занимались и славяне (венды), населявшие тогда все южное побережье Балтики и лишь позже вытесненные и ассимилированные германцами. Именно эти славянские племена имели тесные связи с Новгородом. Об этом свидетельствует найденная и введенная в научный оборот В.Н. Татищевым Иоакимовская летопись, в которой история призвания Рюрика излагается иначе: престарелый князь Великого града (Новгорода?) Гостомысл, не имевший наследника мужского пола, позвал на княжение сына своей средней сестры – Рюрика.

Несостоятельность «норманнской» теории показал еще М.В. Ломоносов, но все же она утвердилась в русском обществе, ориентированном на заимствование западной культуры. В ХIХ-ХХ вв. были опубликованы многие исследования, опровергающие эту теорию. В частности, Н.Н. Ильина (супруга И.А. Ильина) в книге «Изгнание норманнов. Очередная задача русской исторической науки» (Париж, 1955) на основании боле точных таких исследований показывает, что Рюрик был прибалтийским славянином.

Династия Рюриковичей дала Русскому государству целую плеяду князей и Государей, многие из которых причислены к лику святых. Отметим однако неточность расхожего утверждения о «пресечении династии Рюриковичей» с кончиной бездетного Царя Федора Иоанновича, в связи с чем и понадобилось призвание на царство новой династии – Романовых. Тогда пресеклась лишь прямая царствовавшая линия, других же Рюриковичей и тогда было очень много (что могло быть даже причиною затруднения в выборе: кого предпочесть?). Предпочли не искать ближайшего по крови, а ближайшего «по свойству свойственному царскому семени Богом избранный цвет» – внучатого племянника первой жены Царя Ивана Грозного, царицы Анастасии Романовны.

Русских же дворянских родов, ведущих свою родословную от Рюрика, и ныне насчитывается несколько десятков, а живущие их потомки ныне исчисляются тысячами.

Источник

В этот день в 862 году новгородцы призвали летописного князя Рюрика править созданным межплеменным союзом. Это и есть дата рождения русского государства

То, что мы отметили 12 июня в наших календарях как День России, не является настоящим историческим праздником. «День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации», день «освобождения» от своих территорий не может быть национальным праздником.

Летописи нашего Отечества имеют старинную дату: 862 год как год основания нашего государства. Эта дата начала русской государственности, начала правления династии Рюриковичей. Вместе с 988 годом, годом Крещения Руси, они являются главными датами рождения России.

Таким образом, настоящий день России должен быть двусоставным, совмещающим в себе две даты: 28 июля – как День крещения России и 21 сентября – как День русской государственности.

История русского мира существенно отличается от развития соседних цивилизаций. В России не было того феодального строя, установившегося в Европе, который сформировал враждебные классы, породил борьбу королевской власти с феодальной аристократией. На Руси не было создано крупное землевладение, находившееся не в руках Дома Рюрика. Разросшаяся династия Рюриковичей «окняжила», объединила землю, создав то духовное и политическое единство Русской цивилизации, которое сохранялось до времен революции 1917 года.

Сегодня 12 июня так же нелепо праздновать, как было глупо праздновать 7 ноября в советские времена как дату основания нашей государственности. Нашему государству не 25 и не 100 лет, мы значительно старше республиканского эпизода в нашей государственности.

Никакой праздник не может укрепиться в народном сознании, если он не будет укоренен в национальной истории. История, как народная память, не может принять бессмыслие многих современных праздников. Современному дню России по его алогичности и искусственности повода, к которому он привязан, соответствует не менее случайный по дате День защитника Отечества.

Даже если взять в разумение логику левых и подводить под 23 февраля мобилизацию пролетариата Петрограда на борьбу с немцами, то возникает удивление, что в тысячелетней военной русской истории не нашлось ни одной победы, равной «пролетарской мобилизации» в 1918 году, никак не остановившей капитуляцию большевиков перед немцами в Бресте.

Выдуманные победы Красной армии под Псковом и Нарвой критиковались даже советскими военачальниками. Так, Ворошилов на заседании, посвященном 15-летней годовщине Рабоче-крестьянской Красной армии, признавал, что «приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и труднообъяснимый характер и не совпадает с историческими датами».

Если история Отечества в государственных праздниках подается столь формально, а зачастую просто неправильно, то нация перестает понимать смысл не только своего нынешнего существования, но и перестает видеть для себя будущее, поскольку не осознает тех дел, которые ей надлежит продолжить. Знание истории тем и полезно, что в основном рассказывает, как одно народное поколение наследует другому и выполняет определенные задачи своего общества на протяжении всего его бытия. Она сообщает те или иные ориентиры, сохраняет особенно важные повороты в судьбе народа, напоминает о его героях и дает людям ощущение значимости своего существования, одновременно выставляя и некие поведенческие ориентиры, маячки, нормы. Человек, который не знает, как жили его предки, и «празднует» непонятные для него праздники, находится в состоянии чистого политического листа, на котором любые авантюристы или враги могут написать все, что пожелают. Такой человек начисто выпадает из исторической традиции наследования одного поколения другим, перестает быть гражданином своего Отечества.

Нужно насаждать только те праздники, которые соответствуют исторической истине, и отказываться от тех, которые были введены по сиюминутным политическим поводам.

Источник

День зарождения российской государственности

21 сентября в стране отмечается День зарождения российской государственности. Традиционно точкой отсчета отечественной истории, датой зарождения российской государственности считается 862 год.

21 сентября 862 года считается днем основания русской государственности

Это историческое событие среди всех дней, связанных с историей государства, упоминается нечасто. Инициатором празднования этого дня в 1862 г. выступил император Александр II. Российской государственности тогда, согласно историческим источникам, исполнилось 1000 лет. Затем на многие годы этот день был стерт из памяти, вычеркнут из перечня значимых для государства событий.

В 2009 г. в ходе обсуждения организационных мероприятий в честь 1150-летия Великого Новгорода во время проведения заседания Госсовета и совета по культуре и искусству был поднят вопрос о возрождении даты празднования российской государственности. К тому же практически все авторитетные ученые-историки сходились во мнении, что ее зарождение следует относить к 862 году. Решение организовать торжества по поводу этого события было принято 3 марта 2011 г. Указом Президента РФ. Дата праздника была приурочена к открытию памятника «Тысячелетие России» в Новгородском Кремле в 1862 г.

В честь праздника 23 сентября полномочный представитель Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики Сергей Цыпляев прочитал для студентов лекцию про зарождение российской государственности.

Источник

21 сентября 862 года

21 сентября 862 года считается днем основания русской государственности

День праздника Рождества Пресвятой Богородицы в 862 году считается началом Русского государства.

Так обозначено на памятнике Тысячелетия Руси, воздвигнутом в Новгороде в этот день в 1862 г., когда происходило торжественное празднование Тысячелетия нашего Отечества. Русское государство, разумеется, существовало и ранее в виде общности племен, но с этого момента оно впервые приобретает более четкую и единую центральную власть.

В этот день новгородцы призвали на княжение из близкого им славянского племени братьев-«варягов» Рюрика, Синеуса и Трувора. По преданию, родословие их было следующим:

«Август, кесарь Римский. Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в город Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешних времен зовется это место Прусской землей. И вот в то время некий воевода Новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: «О мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя». Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из Римского рода Августа-Царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был именем Трувор, а второй – Синеус, а третий – племянник его по имени Олег. С тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем великий князь Рюрик» («Сказание о Великих Князьях Владимірских Великой Руси», ХVI в.).

В Лаврентьевском списке «Повести временных лет» о призвании Рюрика говорится: «. «реша сами в себе поищем собе князя иже бы володел нами и судил по праву». Идоша за море к Варягом к Руси, сице бо ся зваху тьи Варязи Русь. «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; да приидите княжить и володеть нами». ».

Исходя из того, что приглашенные князья называются в летописи варягами, в ХVIII в. немецкие ученые (Байер, Миллер, Шлёцель, на выводы которых затем доверчиво опирался Карамзин) выдвинули так называемую «норманнскую» теорию, что русское государство якобы основано иностранцами неславянского происхождения – норманнами (скандинавами или германцами). В принципе ничего зазорного в этом не было бы, ибо эти «иностранцы» моментально обрусели, и тем самым русские показали уже тогда эту свою удивительную особенность вбирать в себя и делать русскими выходцев их разных народов.

Несостоятельность «норманнской» теории показал еще М.В. Ломоносов, но все же она утвердилась в русском обществе, ориентированном на заимствование западной культуры. В ХIХ-ХХ вв. были опубликованы многие исследования, опровергающие эту теорию. В частности, Н.Н. Ильина (супруга И.А. Ильина) в книге «Изгнание норманнов. Очередная задача русской исторической науки» на основании боле точных таких исследований показывает, что Рюрик был прибалтийским славянином.

Династия Рюриковичей дала Русскому государству целую плеяду князей и Государей, многие из которых причислены к лику святых. Отметим однако неточность расхожего утверждения о «пресечении династии Рюриковичей» с кончиной бездетного Царя Федора Иоанновича, в связи с чем и понадобилось призвание на царство новой династии – Романовых. Тогда пресеклась лишь прямая царствовавшая линия, других же Рюриковичей и тогда было очень много (что могло быть даже причиною затруднения в выборе: кого предпочесть?). Предпочли не искать ближайшего по крови, а ближайшего «по свойству свойственному царскому семени Богом избранный цвет» – внучатого племянника первой жены Царя Ивана Грозного, царицы Анастасии Романовны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *