21 июля день памяти мученика прокопия

Святой великомученик Прокопий

Святой великомученик Прокопий, в миру Неаний, родом из Иерусалима, жил и пострадал в царствование императора Диоклетиана (284–305). Отец его, знатный римлянин, по имени Христофор, был христианином, но мать святого, Феодосия, оставалась язычницей. Рано лишившись отца, юный отрок был воспитан матерью. Получив прекрасное светское образование, он был представлен Диоклитиану в первый год его вступления на престол и быстро продвинулся по службе. К 303 году, когда было воздвигнуто открытое гонение на христиан, Неаний был послан проконсулом в Александрию с повелением беспощадно преследовать Церковь Божию. Но на пути в Египет, близ сирийского города Апамеи, Неанию было явление Господа Иисуса Христа, как некогда Савлу на пути в Дамаск. Божественный голос возвестил: «Неаний, и ты идешь на Меня?» Неаний спросил: «Кто Ты, Господи?» – «Я – распятый Иисус, Сын Божий». В то же время в воздухе появился сияющий крест. После видения Неаний ощутил в своем сердце неизреченную радость и духовное веселие и превратился из гонителя в ревностного последователя Христа. С тех пор Неаний возлюбил христиан и победоносно сражался только против варваров-язычников.

Многократно святого Прокопия водили в судилище, принуждали отречься от Христа и вновь подвергали пыткам. Стойкость мученика и его пламенная вера низводили обильную благодать Божию на людей, видевших казнь. Вдохновленные подвигом Прокопия пошли под меч палача многие из прежних стражей святого узника и римские солдаты вместе со своими трибунами Никостратом и Антиохом. Мученическими венцами запечатлели свою веру двенадцать женщин-христианок, сами пришедшие к воротам Кесарийской претории. Пораженная великой верой христиан и их мужеством, видя непреклонность сына, переносившего тяжкие страдания, Феодосия раскаялась, встала в ряды исповедниц и была казнена. Наконец, уже новый прокуратор, Флавиан, убедившись в бесполезности пыток приговорил святого великомученика Прокопия к усекновению мечом. Ночью христиане взяли многострадальное тело и, обвив гробными пеленами, со слезами и молитвами предали земле († 303).

Источник

Святой великомученик Прокопий Кесарийский

Неаний отправился в Александрию во главе двух когорт воинов, которыми командовали трибуны Никострат и Антиох. Чтобы укрыться от палящих лучей солнца, они остановились в сирийском городе Апамее, а с наступлением ночи снова двинулись в путь. Они прошли значительную часть пути, как вдруг в небе блеснула яркая молния и раздался голос, вопросивший: «Неаний, куда ты идешь? И против кого ты отправляешься на войну?» Голос предупредил, что если он обрушит преследования на христиан, то поплатится за это жизнью и будет проклят навечно. Повинуясь благим предчувствиям сердца, Неаний в ответ произнес: «Господи!» Тогда в небе появился огромный сияющий крест и стали слышны слова: «Я – распятый Иисус, Сын Божий». Так блаженный познал во всей глубине тайну спасения, а Спаситель напутствовал его словами: «Видевший Меня, ты станешь сосудом избранным. Этим ты победишь всех врагов своих. Да пребудет с тобой мир Мой».

Отряды бедуинов ежегодно совершали набеги на города той области, грабили жителей, похищали девушек из знатных семей себе в жены. В тот год новая угроза набега нависла над Иерусалимом, видные горожане пришли просить Неания и его воинов о защите. Святой взял крест, который до того времени скрывал, и с именем Христовым отправился на битву. Тогда пало больше 6 тысяч арабов, но ни один из воинов Неания даже не был ранен.

Вернувшись в город, Неаний рассказал о своей победе матери, убежденной язычнице. Но она приписала победу заступничеству идолов и предложила сыну принести им благодарственную жертву. Святой возразил, что одержал победу могуществом Христа, повел мать в зал, где был семейный жертвенник, и сокрушил идолов. Забыв материнские чувства, Феодосия разгневалась и донесла на сына императору. Диоклетиан повелел наместнику Кесарии Палестинской Иустию (Иусту) провести расследование.

Представ перед правителем, Неаний разорвал императорское письмо и заявил, что предпочитает пожертвовать собой во имя Христово, нежели приносить жертву ложным богам бессмысленного культа. Сорвав с себя пояс, он с презрением бросил его в лицо наместнику. Иустий приказал заковать его в цепи и отвести в Кесарию, столицу Палестины, и там прилюдно бичевать. При виде пыток многие из присутствовавших плакали, а славный воин Христов говорил им: «Не меня оплакивайте, а свои души погибшие. Что обретаем мы, если тело наше упокоится в этой жизни, а душа будет осуждена на вечные мучения? Я же радуюсь теперь, как землепашец, бросающий в землю семя в ожидании будущего урожая».

Мученика истязали весь день, а потом, полумертвого и окровавленного, бросили в темницу. Здесь ему явился Спаситель во всей славе, окруженный сонмом ангелов. Он освободил его от уз и сказал: «Отныне имя твое Прокопий [3] (что значит «преуспевающий»), ибо ты будешь преуспевать в благодетели и достигнешь совершенства мученичеством, приведя к Господу многие души». Христос исцелил его раны и придал силы и мужество перенести все испытания во имя торжества истины, уготованные ему служителями бесов.

Когда тюремщики привели святого из темницы к правителю, лицо мученика сияло как солнце, а тело было невредимым, словно только что сотканное полотно. Иустий приписал это чудо вмешательству языческих божеств. Тогда, к его великому удивлению, Прокопий сам вызвался отправиться в капище и принести достойную жертву. Обрадовавшись одержанной победе, язычники устелили путь к жертвеннику белыми одеждами, а глашатаи созвали все население города. Подойдя к языческому храму, святой пожелал войти в него один, якобы для молитвы. Закрыв за собой двери, Прокопий вознес горячую молитву ко Христу – как только он перекрестился, 36 статуй идолов обрушились, рассыпались на части и, что еще чудеснее, все вещество, из которого были сделаны идолы, повелением Божиим превратилось в воду, капище наполнилось водой и из дверей его хлынул поток.

12 жен сенаторов, видевших чудеса, сотворенные святым мучеником, уверовали во Христа, были схвачены и брошены в ту же темницу. Святой Прокопий всю ночь просвещал их в учении о спасении, призывая не бояться преходящих мучений, ибо, перенося их, они смогут избежать мук ада и обретут бессмертие. Наутро женщин привели на суд к тирану и стали принуждать совершить жертвоприношение. Феодосия, ставшая свидетельницей необычайной стойкости святых мучениц под пытками, была поражена этим – на нее снизошла благодать Божия, и она, отрекаясь от славы и суеты этого мира, воскликнула: «Я тоже слуга Распятого!» Ее вместе с другими христианами бросили в тюрьму, где она врачевала раны 12 мучениц, а сын готовил ее к святому крещению и призывал к мученичеству, говоря: «Следуй за нами и увидишь бессмертными глазами невидимого Бога на Небесах». Феодосия приняла крещение от епископа Леонтия и с радостью присоединилась к лику 12 мучениц. На новом допросе в суде Феодосия горячо исповедала истинную веру, после чего всех жен подвергли жестоким пыткам: им сломали челюсти, вырвали сосцы, жгли подмышки раскаленными свинцовыми шарами. Все они остались неколебимы, поэтому правитель велел сковать их одной цепью и обезглавить. Через несколько дней святой Прокопий вновь был приведен на допрос. Во время пыток он исцелил одержимую бесами девочку. При всех истязаниях мученик оставался неколебимым, словно скала, о которую разбиваются волны, а наместник Иустий, расстроенный до крайности своим полным поражением, впал в сильную горячку и испустил дух.

Флавиан был потрясен столь необычайной стойкостью, но, ожесточив свое сердце, как некогда фараон, приговорил Прокопия к новым мучениям. По его приказу христианина подвесили, привязав к ногам тяжелые камни, затем бросили в пылающую печь. Делавшие это воины были опалены огнем, а святой остался невредимым, подобно трем отрокам в Вавилоне. Тогда Флавиан вынес ему смертный приговор.

Придя на место казни, святой Прокопий в качестве последнего желания попросил палачей дать ему помолиться.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Источник

Великомученик Проко ́ пий (до мученичества Неа ́ ний) Кесарийский (Палестинский)

Дни памяти

Житие

Житие великомученика Прокопия Кесарийского (Палестинского) и матери его Феодосии

Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Про­ко­пий, в ми­ру Неа­ний, ро­дом из Иеру­са­ли­ма, жил и по­стра­дал в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305). Отец его, знат­ный рим­ля­нин, по име­ни Хри­сто­фор, был хри­сти­а­ни­ном, но мать свя­то­го, Фе­о­до­сия, оста­ва­лась языч­ни­цей. Ра­но ли­шив­шись от­ца, юный от­рок был вос­пи­тан ма­те­рью. По­лу­чив пре­крас­ное свет­ское об­ра­зо­ва­ние, он был пред­став­лен Дио­кли­ти­а­ну в пер­вый год его вступ­ле­ния на пре­стол и быст­ро про­дви­нул­ся по служ­бе. К 303 го­ду, ко­гда бы­ло воз­двиг­ну­то от­кры­тое го­не­ние на хри­сти­ан, Неа­ний был по­слан про­кон­су­лом в Алек­сан­дрию с по­ве­ле­ни­ем бес­по­щад­но пре­сле­до­вать Цер­ковь Бо­жию. Но на пу­ти в Еги­пет, близ си­рий­ско­го го­ро­да Апа­меи, Неа­нию бы­ло яв­ле­ние Гос­по­да Иису­са Хри­ста, как неко­гда Сав­лу на пу­ти в Да­маск. Бо­же­ствен­ный го­лос воз­ве­стил: «Неа­ний, и ты идешь на Ме­ня?» Неа­ний спро­сил: «Кто Ты, Гос­по­ди?» – «Я – рас­пя­тый Иисус, Сын Бо­жий». В то же вре­мя в воз­ду­хе по­явил­ся си­я­ю­щий крест. По­сле ви­де­ния Неа­ний ощу­тил в сво­ем серд­це неиз­ре­чен­ную ра­дость и ду­хов­ное ве­се­лие и пре­вра­тил­ся из го­ни­те­ля в рев­ност­но­го по­сле­до­ва­те­ля Хри­ста. С тех пор Неа­ний воз­лю­бил хри­сти­ан и по­бе­до­нос­но сра­жал­ся толь­ко про­тив вар­ва­ров-языч­ни­ков.

Но на свя­том угод­ни­ке сбы­лось сло­во Спа­си­те­ля, что «вра­ги че­ло­ве­ку – до­маш­ние его» (Мф.10,36). Мать, языч­ни­ца, са­ма при­шла к им­пе­ра­то­ру с жа­ло­бой на сы­на, не по­чи­та­ю­ще­го оте­че­ствен­ных бо­гов. Неа­ний был вы­зван к про­ку­ра­то­ру Иудеи Иусту, где ему тор­же­ствен­но бы­ло вру­че­но по­сла­ние Дио­кли­ти­а­на. Про­чи­тав пол­ное бо­го­хульств по­сла­ние, Неа­ний мол­ча на гла­зах у всех изо­рвал его. Это бы­ло уже пре­ступ­ле­ние, ко­то­рое рим­ляне обо­зна­чи­ли как «оскорб­ле­ние ве­ли­че­ства». Неа­ний был взят под стра­жу и в узах от­прав­лен в Ке­са­рию Па­ле­стин­скую, где то­мил­ся ко­гда-то апо­стол Па­вел. По­сле страш­ных му­че­ний свя­то­го бро­си­ли в сы­рую тем­ни­цу. Но­чью в тю­рем­ной ком­на­те вос­си­ял свет, и Сам Гос­подь Иисус Хри­стос, при­дя со свет­лы­ми Ан­ге­ла­ми, со­вер­шил Кре­ще­ние стра­даль­ца-ис­по­вед­ни­ка, дав ему имя Про­ко­пий.

Мно­го­крат­но свя­то­го Про­ко­пия во­ди­ли в су­ди­ли­ще, при­нуж­да­ли от­речь­ся от Хри­ста и вновь под­вер­га­ли пыт­кам. Стой­кость му­че­ни­ка и его пла­мен­ная ве­ра низ­во­ди­ли обиль­ную бла­го­дать Бо­жию на лю­дей, ви­дев­ших казнь. Вдох­нов­лен­ные по­дви­гом Про­ко­пия, по­шли под меч па­ла­ча мно­гие из преж­них стра­жей свя­то­го уз­ни­ка и рим­ские сол­да­ты вме­сте со сво­и­ми три­бу­на­ми Ни­ко­стра­том и Ан­тиохом. Му­че­ни­че­ски­ми вен­ца­ми за­пе­чат­ле­ли свою ве­ру две­на­дцать жен­щин-хри­сти­а­нок, са­ми при­шед­шие к во­ро­там Ке­са­рий­ской пре­то­рии. По­ра­жен­ная ве­ли­кой ве­рой хри­сти­ан и их му­же­ством, ви­дя непре­клон­ность сы­на, пе­ре­но­сив­ше­го тяж­кие стра­да­ния, Фе­о­до­сия рас­ка­я­лась, вста­ла в ря­ды ис­по­вед­ниц и бы­ла каз­не­на. На­ко­нец, уже но­вый про­ку­ра­тор, Фла­виан, убе­див­шись в бес­по­лез­но­сти пы­ток, при­го­во­рил свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Про­ко­пия к усек­но­ве­нию ме­чом. Но­чью хри­сти­ане взя­ли мно­го­стра­даль­ное те­ло и, об­вив гроб­ны­ми пе­ле­на­ми, со сле­за­ми и мо­лит­ва­ми пре­да­ли зем­ле († 303).

Богослужения

Молитвы

Му́ченик Твой, Го́споди, Проко́пий/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученик Твой, Господи, Прокопий подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.

Ре́вностию ко Христу́ Боже́ственною распала́емь/ и Креста́ кре́постию огражда́емь,/ враго́в шата́ние и де́рзость низложи́л еси́, Проко́пие,/ и честну́ю Це́рковь возвы́сил еси́,// ве́рою преуспева́я и просвеща́я нас.

Перевод: Ревностью ко Христу Божественной разжигаем и Креста силой ограждаем, врагов превозношение и дерзость ниспроверг ты, Прокопий, и почитаемую Церковь возвысил, преуспевая в вере и просвещая нас.

Молитва великомученику Прокопию, Кесарийскому (Палестинскому)

О, святы́й страстоте́рпче Христо́в Проко́пие! Услы́ши нас гре́шных, предстоя́щих ны́не пред свято́ю ико́ною твое́ю и уми́льно моля́щих тя: помоли́ся о нас (имена) к Иису́су Христу́ Бо́гу на́шему и Его́ ро́ждшей Ма́тери, Влады́чице на́шей Богоро́дице, е́же отпусти́ти нам согреше́ния на́ша, я́же соде́яхом. Испроси́ у Го́спода к по́льзе душе́вней и теле́сней ми́лость, мир, благослове́ние, во е́же изба́витися нам всем в день су́дный стра́шный, шу́ия ча́сти спасти́ся, ста́ти же одесну́ю со избра́нными Его́ к насле́дию Ца́рствия Небе́снаго, я́ко Тому́ подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая великомученику Прокопию, Кесарийскому (Палестинскому)

Святы́й уго́дниче Бо́жий Проко́пие! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и помощи́ нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йны есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник

Мученица Феодо ́ сия, мать вмч. Проко ́ пия Кесарийского

Дни памяти

Житие

Житие великомученика Прокопия Кесарийского (Палестинского) и матери его Феодосии [1]

Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Про­ко­пий, в ми­ру Неа­ний, ро­дом из Иеру­са­ли­ма, жил и по­стра­дал в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305). Отец его, знат­ный рим­ля­нин, по име­ни Хри­сто­фор, был хри­сти­а­ни­ном, но мать свя­то­го, Фе­о­до­сия, оста­ва­лась языч­ни­цей. Ра­но ли­шив­шись от­ца, юный от­рок был вос­пи­тан ма­те­рью. По­лу­чив пре­крас­ное свет­ское об­ра­зо­ва­ние, он был пред­став­лен Дио­кли­ти­а­ну в пер­вый год его вступ­ле­ния на пре­стол и быст­ро про­дви­нул­ся по служ­бе. К 303 го­ду, ко­гда бы­ло воз­двиг­ну­то от­кры­тое го­не­ние на хри­сти­ан, Неа­ний был по­слан про­кон­су­лом в Алек­сан­дрию с по­ве­ле­ни­ем бес­по­щад­но пре­сле­до­вать Цер­ковь Бо­жию. Но на пу­ти в Еги­пет, близ си­рий­ско­го го­ро­да Апа­меи, Неа­нию бы­ло яв­ле­ние Гос­по­да Иису­са Хри­ста, как неко­гда Сав­лу на пу­ти в Да­маск. Бо­же­ствен­ный го­лос воз­ве­стил: «Неа­ний, и ты идешь на Ме­ня?» Неа­ний спро­сил: «Кто Ты, Гос­по­ди?» – «Я – рас­пя­тый Иисус, Сын Бо­жий». В то же вре­мя в воз­ду­хе по­явил­ся си­я­ю­щий крест. По­сле ви­де­ния Неа­ний ощу­тил в сво­ем серд­це неиз­ре­чен­ную ра­дость и ду­хов­ное ве­се­лие и пре­вра­тил­ся из го­ни­те­ля в рев­ност­но­го по­сле­до­ва­те­ля Хри­ста. С тех пор Неа­ний воз­лю­бил хри­сти­ан и по­бе­до­нос­но сра­жал­ся толь­ко про­тив вар­ва­ров-языч­ни­ков.

Но на свя­том угод­ни­ке сбы­лось сло­во Спа­си­те­ля, что «вра­ги че­ло­ве­ку – до­маш­ние его» (Мф.10,36). Мать, языч­ни­ца, са­ма при­шла к им­пе­ра­то­ру с жа­ло­бой на сы­на, не по­чи­та­ю­ще­го оте­че­ствен­ных бо­гов. Неа­ний был вы­зван к про­ку­ра­то­ру Иудеи Иусту, где ему тор­же­ствен­но бы­ло вру­че­но по­сла­ние Дио­кли­ти­а­на. Про­чи­тав пол­ное бо­го­хульств по­сла­ние, Неа­ний мол­ча на гла­зах у всех изо­рвал его. Это бы­ло уже пре­ступ­ле­ние, ко­то­рое рим­ляне обо­зна­чи­ли как «оскорб­ле­ние ве­ли­че­ства». Неа­ний был взят под стра­жу и в узах от­прав­лен в Ке­са­рию Па­ле­стин­скую, где то­мил­ся ко­гда-то апо­стол Па­вел. По­сле страш­ных му­че­ний свя­то­го бро­си­ли в сы­рую тем­ни­цу. Но­чью в тю­рем­ной ком­на­те вос­си­ял свет, и Сам Гос­подь Иисус Хри­стос, при­дя со свет­лы­ми Ан­ге­ла­ми, со­вер­шил Кре­ще­ние стра­даль­ца-ис­по­вед­ни­ка, дав ему имя Про­ко­пий.

Мно­го­крат­но свя­то­го Про­ко­пия во­ди­ли в су­ди­ли­ще, при­нуж­да­ли от­речь­ся от Хри­ста и вновь под­вер­га­ли пыт­кам. Стой­кость му­че­ни­ка и его пла­мен­ная ве­ра низ­во­ди­ли обиль­ную бла­го­дать Бо­жию на лю­дей, ви­дев­ших казнь. Вдох­нов­лен­ные по­дви­гом Про­ко­пия, по­шли под меч па­ла­ча мно­гие из преж­них стра­жей свя­то­го уз­ни­ка и рим­ские сол­да­ты вме­сте со сво­и­ми три­бу­на­ми Ни­ко­стра­том и Ан­тиохом. Му­че­ни­че­ски­ми вен­ца­ми за­пе­чат­ле­ли свою ве­ру две­на­дцать жен­щин-хри­сти­а­нок, са­ми при­шед­шие к во­ро­там Ке­са­рий­ской пре­то­рии. По­ра­жен­ная ве­ли­кой ве­рой хри­сти­ан и их му­же­ством, ви­дя непре­клон­ность сы­на, пе­ре­но­сив­ше­го тяж­кие стра­да­ния, Фе­о­до­сия рас­ка­я­лась, вста­ла в ря­ды ис­по­вед­ниц и бы­ла каз­не­на. На­ко­нец, уже но­вый про­ку­ра­тор, Фла­виан, убе­див­шись в бес­по­лез­но­сти пы­ток, при­го­во­рил свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Про­ко­пия к усек­но­ве­нию ме­чом. Но­чью хри­сти­ане взя­ли мно­го­стра­даль­ное те­ло и, об­вив гроб­ны­ми пе­ле­на­ми, со сле­за­ми и мо­лит­ва­ми пре­да­ли зем­ле († 303).

При­ме­ча­ние

[1] Не включена в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Источник

Прокопий Жнец: традиции и приметы на 21 июля

В народном календаре 21 июля – Прокопий, Прокоп-жнец (жатвенник), Прокопьев день, зажин ржи, Казанская Богоматерь, летняя Казанская. В этот день Православная церковь празднует явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.) и отмечает память трёх святых Прокопиев:

21 июля день памяти мученика прокопия

Казанская икона Божией Матери связана с великими событиями на Руси. 28 июня 1579 года в Казани произошел страшный пожар, истребивший часть города. Начался он около церкви Николая Тульского, обратил в пепел часть города и истребил половину Кремля. В это время в Казани проживало немало мусульман и язычников. Обратить их в веру было нелегко. После пожара они начали злорадствовать, говоря, что Господь прогневался на христиан. Постепенно вера Христова стала притчею и поруганием. Но, несмотря на это, пожар предзнаменовал падение ислама и установление Православия.

Город постепенно восставал из руин. Недалеко от места пожара стрелец Даниил Онучин возводил себе дом. Во сне его девятилетней дочке Матроне явилась Богоматерь и попросила достать икону, зарытую в земле. Изначально на слова девочки никто не обратил внимание. Трижды во сне Матроне являлась Богородица и указывала место, где зарыта чудотворная икона. Матрона с матерью решили самостоятельно её отыскать. Они стали рыть в указанном месте и обрели святой образ. Иоанн Грозный приказал на этом месте построить храм в честь Казанской иконы Богоматери и основать женский монастырь. Матрона и её мать приняли постриг в этом монастыре.

Великомученик Прокопий Кесарийский происходил из знатной римской семьи, проживающей в Иерусалиме. Его отец был христианином, а мать – язычницей. Отец рано ушел из жизни, поэтому воспитанием мальчика занималась мать. Прокопий поступил на военную службу. В 303 году император Диоклетиан назначил его проконсулом в Александрию. Мужчина должен был преследовать местных христиан. По дороге ему явился Иисус Христос и обратил его в христианскую веру.

Прокопий начал бороться с язычниками, о чем скоро узнала его мать и написала жалобу императору о том, что сын не почитает языческих богов. Святому вручили послание от императора, который требовал, чтобы он поклонился римским богам. Однако Прокопий разорвал послание, за что был арестован и подвергся истязанию. Стойкость великомученика во время многочисленных пыток обратила в христианство немало людей. По распоряжению прокурора он был усечен мечом. Тело святого тайно было погребено местными христианами.

Устюжский чудотворец Прокопий и Прокопий Устьянский – отечественные святые, связанные с Русским Севером, где их культ был очень распространен. Скорее всего, в сознании местных жителей все три Прокопия, почитаемые в этот день, слились в единый «праведный» образ. На Русском Севере Прокопьев день был обетным (пивным) праздником.

Традиции и обычаи

Наступает самая жаркая летняя пора. В старину Прокопьев день считался открытием жатвенной страды. 21 июля делался первый «зажин» ржи. Крестьяне брали с собой хлеб, соль, яйца и всем миром жали «бабку» – ставили 9 снопов. После этого на жнивной полосе садились за трапезу. Сено собирали в копны и складывали«зароды». Жницы первые колосья скручивали и затыкали за пояс, чтобы не болела спина и не было ломоты в пояснице.

Перед началом работы было принято служить молебен. Первый сноп обвязывали рушником и хранили до Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) в переднем углу избы. На Покрова сено скармливали домашней скотине. Верили, что если так не сделать, то животные не захотят кушать корм, заготовленный для них на зиму. Также считалось, что первый сжатый сноп поможет изгнать из дома тараканов и мух.

Крестьяне верили, что в поле на Прокопия можно встретить комаху (кумаху) – лихорадку из теплых стран, которая свивается в клубок и катается по земле. Для человека, которому под ноги попадёт такой клубок, ближайший год будет благополучным. Поэтому многие отправлялись в поле в надежде встретиться с комахой.

К этому дню обычно поспевает черника:

На Казанскую черника поспевает.

Поспела черника – поспела и рожь.

Эта чудесная ягода – не только лакомство. В народе издавна её плоды и листья употреблялись как эффективное лекарственное средство, особенно при сахарном диабете, расстройстве желудка и кишечника, подагре и ревматизме. Особенно полезно в больших количествах есть чернику в жаркое летнее время.

Прокопьев день земледельцы рассматривали как среднюю дату между Петровым днем (12 июля) и Ильиным (2 августа) Крестьяне устанавливали сроки разных сельскохозяйственных работ, ориентируясь на эти даты:

С Петрова до Прокопьева дня сенокос, с Прокопьев до Ильина дня сев озимых.

Знахари в этот день гадали, читали заговоры на успешную работу, от боли в спине и от укуса насекомых.

Приметы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *