200 летия со дня рождения н я данилевского

Внеклассное мероприятие, посвященное к 200 – летию со дня рождения Н.Я. Данилевского

Внеклассное мероприятие, посвященное к 200 – летию со дня рождения Н.Я. Данилевского

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие, посвященное к 200 – летию со дня рождения Н.Я. Данилевского»

Дата:17.02.2021г Класс:10 Учитель:Аппазова Э.Н

Классный час, посвященный к 200 – летию со дня рождения Н.Я. Данилевского

Патриотическое воспитание школьников.

Формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.

Воспитание ответственности в потребности личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.

— расширить знание школьников о героях;

— воспитание любви к своей Родине и своему краю.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.

Ход классного часа:

В российской истории множество имен, упоминаемых с особым уважением и почитанием, людей, чьи идеи, поступки и жизненный путь служат вдохновляющим примером, побуждают думать и действовать. К ним в полной мере можно отнести имя Николая Яковлевича Данилевского – выдающегося русского ученого и мыслителя, 200- годовщину со дня рождения, которого мы отмечаем в эти дни.

Н.Я. Данилевский родился 10 декабря (по новому стилю) 1822 года в селе Оберец Ливенского уезда Орловской губернии. Отец его Яков Иванович, был участником войны 1812 года, отличился в боях и был отмечен наградами и чинами. Мать – Дарья Ивановна, была центром притяжения всей семьи. Николай Яковлевич сохранял к ней до самого конца самые нежные чувства.

Отец считал необходимым дать сыну хорошее образование. Николай Яковлевич в юности учился в частных пансионах в Дерпте и в Москве. В 1836 году Николай успешно сдал приемные экзамены в Царскосельский лицей. В лицее Николай Данилевский был одним из самых способных учеников, считался самым талантливым и разносторонне образованным, обладавшим ясным логическим мышлением и поражавший всех отменной памятью лицеистом. Учение давалось легко. В частности, он преуспевал в изучении иностранных языков: немецкого, французского и английского.

По окончанию в 1843 году лицея, Николай Яковлевич поступает вольнослушателем по естестественным наукам на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. В течение 1848-1849 гг. он подготовил и защитил магистерскую диссертацию. Научные интересы Николая Яковлевича выходили далеко за пределы его специальности. П.П. Семёнов-Тян-Шанский хорошо знавший Данилевского впоследствии вспоминал: «Данилевский обладал огромной эрудицией: перечитали мы вместе с ним, кроме книг, относившихся к нашей специальности-естествознанию, целую массу книг из области истории, социологии и политической экономии, между прочим, все лучшие тогда сочинения о французской революции и оригинальные изложения всех социалистических учений (Фурье, Сен-Симона, Оуэна и т.д.)». Еще будучи студентом Николай Яковлевич начинает публиковаться в ведущих «толстых» петербургских журналах.

В 1849 году Н.Я. Данилевский был арестован по делу Петрашевского (по этому же делу проходил и Ф.М. Достоевский). В ходе следствия Николай Яковлевич вел себя безукоризненно, никого не оговорив и не предав. Поскольку, следствию не удалось найти состава преступления, он был освобожден и выслан в Вологду на службу, но без права покидать этот город.

В 1852 году Данилевского перевели в Самарскую губернию, а в 1853 году «высочайшим указом», направлен в ученую экспедицию под началом К.М. Бэра, по исследованию рыболовства на Волге и Каспийском море. В течение 18 лет Данилевский блистательно проявил себя в области ихтиологии, участвуя во множестве экспедиций, как исследователь и руководитель. Он исследовал рыбные запасы в реках Волга и Урал, в Каспийском, Черном и Азовском морях, в дельте Кубани, в Белом море и в водах Архангельской губернии, Псковском и Чудском озерах, т.е практически в большинстве водоемов в европейской части России.

Во время плавания по Каспийскому морю, члены экспедиции, в том числе и Н.Я. Данилевский, посетили селение Ново-Петровск на полуострове Мангышлак, где в то время находился в ссылке рядовой Т.Г. Шевченко, «встретивший теплое участливое отношение со стороны экспедиции». Современным украинским политикам надо было бы знать и помнить, что русские люди лояльно относились к «солнцу» украинской поэзии.

В 1856 году, в день коронации нового императора Александра II, секретным распоряжением Данилевский был освобожден от полицейского надзора. Начиналось время реформ и преобразований.

Николай Яковлевич регулярно выступает с научными отчетами, статьями и монографиями по ихтиологии в которых он выступает не только как естествоиспытатель, но и как социолог, юрист, экономист, эколог. Все статьи обнаруживают фундаментальное знание и понимание материала, научных данных, их тщательное обдумывание, системное и логически обоснованное изложение, хорошим литературным языком.

Важнейшим трудом Н. Я. Данилевского является книга «Россия и Европа», первоначально опубликованная в журнале «Заря». Отдельным изданием этот труд выходил в 1871 г, в 1885 и в 1887 гг.

На данный момент Данилевский заслуженно признан классиком русской геополитики, оказавшим сильное влияние, к примеру, на евразийскую геополитическую школу. Наряду с Освальдом Шпенглером он признан основателем цивилизационного подхода к пониманию истории. Также ему принадлежат небольшие, но бесспорные заслуги в области естествознания и народного хозяйства

Собственно, ключевым моментом в концепции Данилевского, который и по сей день включают в курсы истории социологии во всем мире, является цикличность цивилизационного процесса. В отличие от Тойнби и Шпенглера, Данилевский не сосредотачивает своего внимания на признаках упадка или прогресса, но собирает обширный фактологический материал, позволяющий за множеством исторических особенностей увидеть повторяемость социальных порядков.

Занимающие значительную часть книги Данилевского рассуждения об упадке Европы и об отличительных особенностях России (православие, община и т. п.) вообще не представляют ничего нового сравнительно с тем, что было высказано прежними славянофилами. Более оригинальны для того времени, когда появилась книга, политические взгляды Данилевского, которые он резюмирует в следующих словах: «Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что её интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны».

В советское время отношение к наследию и личности Н.Я. Данилевского было крайне отрицательным. В справочных изданиях 20-х – 50-х годов ХХ века Н.Я. Данилевский характеризуется, в основном, как реакционный мыслитель, идеолог национализма, шовинизма, панславизма и даже империализма. Так, в первом издании БСЭ (Большая Советская энциклопедия) 1936 г., Данилевский предстает идеологом «реакционного великодержавного национализма», отразившим в своей книге «классовое мировоззрение российских крепостников-дворян пореформенной эпохи, ужас их перед надвигающейся буржуазно-демократической революцией».

В 60-80-е годы сохранялось, в общем, негативное отношение к философскому наследию Николая Яковлевича, хотя облеченное в более мягкие или нейтральные формы. Изменение произошло со второй половины 80-х и, особенно, в 90-е годы, когда стали появляться работы, посвященные научному наследию Н.Я. Данилевского. Профессор А.П. Дубнов в предисловии к книге О Шпенглера «Закат Европы» писал: «Н.Я. Данилевский получил признание через сто с лишним лет, и теперь он признанный предшественник Шпенглера, Тойнби и Сорокина, а его вклад мировую философию истории и культурологию считаются неоспоримым».

Открытый и обоснованный русским ученым Н.Я. Данилевским цивилизационный подход, призван заполнить теоретический вакуум, образовавшийся в российском обществознании после краха марксизма-ленинизма, падения авторитета вульгарно-материалистического учения о социально-экономических формациях. Тем более что этот подход нашел развитие в исторических трудах западных ученых О. Шпенглера, и А. Тойнби, широко пропагандировался выдающимся русским социологом-эмигрантом П. Сорокиным, применяется многими историками на практике в исследованиях конкретных человеческих цивилизаций.

Николай Яковлевич Данилевский прожил долгую и плодотворную жизнь. Приехав в Крым, Данилевский связал с ним свою судьбу. Непродолжительное время руководил Никитским ботаническим садом, занимался научными исследованиями, творческой деятельностью, продолжал ездить в экспедиции. Николай Яковлевич приобрел земельный участок возле деревни Мшатка близ Фороса, основал здесь имение с одноименным названием, построил дом, разбил сад. Здесь, в живописном уголке южного берега Крыма, Николай Яковлевич жил вместе со своей семьёй.

Труды Н.Я. Данилевского были высоко оценены в Российской империи. В 1874 году он был произведён в Тайные советники. Тайных советников в российских гражданских ведомствах насчитывалось в то время всего около 500 человек.

Николай Яковлевич Данилевский ушел из жизни 7-го ноября 1885 года на 63 году жизни, в конце своей инспекционной поездки в Грузию. Умер внезапно, в гостиничном номере от сердечного приступа.

Смерть ученого потрясла многих людей. Л.Н. Толстой философски относившейся к смерти, писал другу Н.Я. Данилевского Н.Н. Страхову: « Очень мне грустно было узнать о смерти Данилевского. Я рад все — таки, что мы полюбили друг друга». Глубоко скорбел о смерти Николая Яковлевича его сосед по имению граф Д.А. Милютин, военный министр, реформатор. Он частенько бывал в Мшатке у Данилевского, проводя время в дружеских беседах.

Н.Я Данилевского похоронили там, где он завещал: на крутом берегу моря, на территории его имения Мшатки, где природа образовала небольшую площадку, с четырех сторон огражденную кипарисами – «Кипарисовый зал».

В послереволюционное время могила великого ученого была почти утрачена. Многие годы на территории имения работал пионерский лагерь им. космонавта В. Комарова. «Кипарисовый зал» был заасфальтирован, на могиле устроена костровая площадка.

Усилиями крымского ученого Сергея Николаевича Киселёва, могила Данилевского была найдена, приведена в порядок. Сюда ежегодно приезжают представители общественности, русские патриоты. В частности, Русская община Крыма на протяжении многих лет участвует мероприятиях, посвященных памяти Великого русского ученого, выступает организатором ряда мероприятий.

Ежегодно в декабре месяце проводятся «Данилевские чтения», в которых участвуют известные крымские ученые и общественные деятели. Традиционно их участники посещают могилу Николая Яковлевича, служится панихида, возлагаются венки и цветы, а затем проходят научные чтения, посвященные научному наследию Н.Я. Данилевского. На чтения приезжают потомки Николая Яковлевича. Так, частой гостьей была правнучка Н.Я. Данилевского Инна Михайловна Рау-Данилевская. После возвращения Крыма в состав России огромный интерес к участию в этих чтениях стали проявлять российские ученые. Государственный совет Республики Крым приурочил ко дню памяти Н.Я. Данилевского проведение зимней сессии Ливадийского клуба, созданного в рамках Международного фестиваля «Великое русское слово». Заседания зимней сессии Ливадийского клуба, как и летней сессии, проводятся в Ливадийском дворце. Представители Русской общины Крыма, по сложившейся традиции, принимают участие в памятных и в научных мероприятиях, посвященных Н. Я. Данилевскому и его научному наследию. «Данилевские чтения» могут стать площадкой, объединяющей единомышленников, заинтересованных в восстановлении величия и славы России.

Таким образом, мы не только чтим память великого ученого, но и готовим условия для русского национального возрождения на основе восстановления исторической памяти, осознания своих национальных интересов и национального самоотождествления.

Источник

В декабре 2022 г. исполняется 200 лет со дня рождения Николая Яковлевича Данилевского

200 летия со дня рождения н я данилевского

В декабре 2022 г. исполняется 200 лет со дня рождения Николая Яковлевича Данилевского, первооткрывателя цивилизационной историософии.

Прошло более полутора веков со дня опубликования его главного историософского труда «Россия и Европа». Сегодня можно констатировать, что сбываются многие его прогнозы, в том числе, к сожалению, и негативные. На наш взгляд, настало время после 30-летнего свободного периода развития общественной мысли России подвести итоги, выяснив все точки зрения на причины исторических переломов в истории нашей Родины, дать оценку текущему периоду и обрисовать контуры и сценарии её возможного будущего.

В этой связи АНО «Институт русско-славянских исследований имени Н.Я. Данилевского» каждую субботу проводит круглые столы в режиме онлайн по теме «Современные мыслители о роковых событиях в истории России: оценка прошлого и настоящего, образ будущего».

Круглые столы планируется проводить, предоставляя основное время главному докладчику, завершая заседание вопросами и свободной дискуссией. Новизна подхода заключается в том, что мы предлагаем на первом этапе уйти от обычного формата обсуждения общих тем, заданных нам мыслителями прошлого («панславизм», «евразийство», «Москва – Третий Рим», «европоцентризм», «пантюркизм» и т.д.), а предоставить возможность современным учёным, политикам, деятелям культуры и Церкви изложить свои взгляды, отталкиваясь от собственных работ (по сути, презентовать свои труды и своё мировоззрение; ссылки на мыслителей прошлого при данном подходе вторичны).

На наш взгляд, потребность в таком знакомстве с современными творческими «лабораториями» давно назрела, поскольку новые вызовы времени требуют адекватных и самостоятельных ответов.

Цель каждого круглого стола, на наш взгляд, должна состоять в уяснении историософского мировоззрения главного докладчика, что конечно, не отменяет доброжелательной критики со стороны других участников.

Второй круглый стол «Современные мыслители о роковых событиях в истории России: оценка прошлого и настоящего, образ будущего: Виктор Аксючиц» начинается в субботу 20 марта 2021 г. в 12 часов. Регистрация участников – с 10 часов.

Ведущий: Буренков Александр Васильевич, директор ИРСИ им. Данилевского, к.ф.н.; тел 8915 461 41 42; помощник: Мария Валерьевна: 8915 003 84 11

Источник

План мероприятий, приуроченных к празднованию 200-летия со дня рождения Н.Я. Данилевского

Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) – выдающийся русский философ, социолог, публицист и культуролог; один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма; ученый-естествоиспытатель, практический деятель в области народного хозяйства. Научные интересы Н.Я. Данилевского распространялись на целый ряд естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: ботанику, зоологию, экономику, этнографию, статистику, историю и, естественно, философию истории.

С 1864 года жизнь и деятельность Данилевского тесно была связана с Крымом, поскольку им было куплено имение на южном берегу Крыма, в Мшатке. Туда в гости к Данилевскому приезжали славянофилы Н. Н. Страхов, И. С. Аксаков; здесь же в 1885 году побывал Л. Н. Толстой, который прошёл для этого 20 верст пешком. В Крыму Данилевский вёл научно-исследовательскую работу, являлся краткое время директором Никитского ботанического сада.

№ п/пМероприятиеСрок исполненияИсполнитель
1Тематическая выставка в библиотеке, посвящённая жизни и творчеству Н.Я. ДанилевскогоДо 01.02.2021библиотекарь
2Классные часы «Николай Яковлевич Данилевский — известный русский ученый естественник»1 – 5.02.2021классные руководители
3Тематические уроки «Роль языка в формировании культурно-исторического типа»8 – 12.02.2021учителя русского языка и литературы
4Тематические уроки истории «Историческое развитие человечества. Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского»8 — 12.02.2021учителя истории
5Тематические уроки биологии «Теоретико-биологические представления Н.Я. Данилевского. Роль Н.Я. Данилевского в науке биологии»8 — 12.02.2021учитель биологии
6Тематические уроки географии «Заслуги Н.Я. Данилевского в развитии народного хозяйства»8 — 12.02.2021учитель географии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

200-летие со дня рождения Н.Я. Данилевского

200 летия со дня рождения н я данилевского

Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) – выдающийся русский философ, социолог, публицист и культуролог; один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма; ученый-естествоиспытатель, практический деятель в области народного хозяйства.

Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) – выдающийся русский философ, социолог, публицист и культуролог; один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма; ученый-естествоиспытатель, практический деятель в области народного хозяйства. Научные интересы Н.Я.Данилевского распространялись на целый ряд естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: ботанику, зоологию, экономику, этнографию, статистику, историю и, естественно, философию истории.

С 1864 года жизнь и деятельность Данилевского тесно была связана с Крымом, поскольку им было куплено имение на южном берегу Крыма, в Мшатке. Туда в гости к Данилевского приезжали славянофилы Н. Н. Страхов, И. С. Аксаков; здесь же в 1885 году побывал Л. Н. Толстой, который прошёл для этого 20 верст пешком. В Крыму Данилевский вёл научно-исследовательскую работу, являлся краткое время директором Никитского ботанического сада.

Именно здесь, на территории Мшатки, он написал свою бессмертную книгу «Россия и Европа».

200 летия со дня рождения н я данилевского

Сердце Данилевского навсегда осталось в Крыму, в его любимом кипарисовом зале. Всю жизнь Н.Я.Данилевский провел в трудах во имя России.

Источник

Конспект классный час»200 лет Н.Я.Данилевскому»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МОУ «СШ №3 им.Я.И.Чапичева»

«200-летие со дня рождения

Подготовила и провела

классный руководитель 11-А кл

Классный час: «200-летие со дня рождения Н.Я. Данилевского»

Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) – выдающийся русский философ, социолог, публицист и культуролог; один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма; ученый-естествоиспытатель, практический деятель в области народного хозяйства. Научные интересы Н.Я.Данилевского распространялись на целый ряд естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: ботанику, зоологию, экономику, этнографию, статистику, историю и, естественно, философию истории.

С 1864 года жизнь и деятельность Данилевского тесно была связана с Крымом, поскольку им было куплено имение на южном берегу Крыма, в Мшатке. Туда в гости к Данилевского приезжали славянофилы Н. Н. Страхов, И. С. Аксаков; здесь же в 1885 году побывал Л. Н. Толстой, который прошёл для этого 20 верст пешком. В Крыму Данилевский вёл научно-исследовательскую работу, являлся краткое время директором Никитского ботанического сада.

Именно здесь, на территории Мшатки, он написал свою бессмертную книгу «Россия и Европа».

Имя и идеи автора книги “Россия и Европа” Николая Яковлевича Данилевского остаются “редким и освежающим явлением”, несмотря на огромнейшие изменения происшедшие в политической и экономической жизни как в России, так и в Европе, в свете происходящих на Украине событий актуальны как никогда. Как показало время, нашим современникам небезразлична судьба России и они готовы защищать Отечество и память о ее доблести и славе – возвращение Крыма “в родную гавань” тому яркое подтверждение, как и готовность русских людей, защитить свое право на русский язык и свою самобытную культуру.

Память Николая Яковлевича Данилевского увековечена в возобновленных изданиях его книг, в научных чтениях и конференциях [32]. Рассуждая о преимуществах славянской цивилизации перед европейской цивилизацией Николай Данилевский подчеркивает ее неагрессивность, преобладание общественного – над индивидуальным, влияние православия. Ф.М. Достоевский уже после выхода первых же глав в журнале “Заря” написал Н.Н. Страхову из Финляндии в марте 1869 года следующее: “Да ведь это – будущая настольная книга всех русских надолго; и как много способствует тому язык и ясность её, популярность её, несмотря на строго научный приём… Она до того совпала с моими собственными выводами и убеждениями, что я даже удивляюсь на иных страницах сходству выводов”. Неслучайно ученые вновь обращаются к его «пророчествам” и “предсказаниям”, обращаясь к главному труду нашего соотечественника, вызывающего огромный интерес не только в России, но и далеко за ее пределами. Наверное, если бы современные европейские политики обратились бы к книге Н.Я. Данилевского, может стали бы понятней им “загадочные русские”.

Укажем на тот факт, что у Николая Яковлевича Данилевского были как сторонники, так и противники. По разным причинам его имя пребывало в забвении и в XX веке. После смерти ученого в 1885 г. книги Н.Я. Данилевского перепечатывались несколько раз, но после 1895 г. его не печатали в течение почти ста лет. Сотни тысяч экземпляров книг Николая Яковлевича Данилевского были изданы, начиная с 1991 г. Их прочитало россиян больше, чем когда он жил и работал в XIX веке. В издание книги “Россия и Европа” 1991 г. была включена библиография трудов Николая Яковлевича Данилевского, составленная его другом, издателем и биографом Николаем Николаевичем Страховым [22].

Автор вступительной статьи к новому изданию в 1995 году книги Н.Я. Данилевского А.А. Галактионов отметил: “Все содержание книги (концепция, фактура, выводы) построено на русском материале в русском видении; такая книга могла появиться только в России… ”.

В связи с растущим интересом к учению Николая Данилевского в самом широком кругу читателей, особенно среди историков, политологов и политиков. За последние годы защищено более десятка диссертаций, изданы три книги “Самобытные идеи Н.Я. Данилевского» А.Н. Аринина и В.М. Михеева (1996), “Философия истории Н.Я. Данилевского” С.И. Бажова (1997), “Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга “Россия и Европа” Б.П. Балуева (1999, 2001), кроме того, вышло около двухсот публикаций в газетах, журналах и сборниках статей,

Сергей Лабанов, в своей статье к 163-летию со дня рождения писателя заметил, что “Ф.И. Тютчев в письме к В.И. Ламанскому уже после первой журнальной публикации “России и Европы”, в конце 1869 года выразил полную солидарность с Н.Я. Данилевским, назвав самого Николая Яковлевича – «редким и освежающим явлением”.

К увековечению памяти Н.Я. Данилевского можно отнести не только переиздание его трудов, но и появление новых монографий о его жизни и творчестве, диссертационные исследования. Появляются первые монографии, защищаются диссертации. Так, например, в монографии С.И. Бажова “Философия истории Н.Я. Данилевского” не только анализируется философско-историческое творчество видного русского мыслителя второй половины XIX в., прослеживаются генезис и эволюция философско-исторических взглядов, но и анализируются культурно-исторические типы [1].

В 1999 г. Борис Петрович Балуев – видный российский историк, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института Российской истории РАН, автор работ по истории русской журналистики, общественной мысли и историографии в своей монографии «Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга “Россия и Европа» впервые со всей возможной полнотой показал историософское значение труда Н.Я. Данилевского для отечественной исторической науки, раскрыл объективные и субъективные предпосылки его создания [2].

В 2001 г. в Твери состоялось второе издание книги Б.П. Балуева – исправленное и дополненное. Автор, базируясь на архивных материалах, периодической печати, мемуарах и переписке, показал жизненный и творческий путь Данилевского, описал среду, в которой ученый пришел к своему открытию цивилизационного метода исследования исторического процесса, драматическую судьбу самой книги, острую борьбу вокруг высказанных Данилевским идей. При этом, Б.П. Балуев подчеркивает, что Н.Я. Данилевского в России XIX столетия «знал небольшой круг ученых, публицистов, писателей, а признавали лишь единицы из них, правда «единицы” весьма весомые: Н.Н. Страхов, К.Н. Бестужев-Рюмин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, K.H. Леонтьев, В.В. Розанов”.

Кроме того, профессор Б.П. Балуев внес следующие предложения, которые не потеряли своей актуальности: “1) в ознаменование выдающихся заслуг Н. Я. Данилевского перед российской наукой установить в Москве памятник ученому и назвать его именем одну из улиц; 2) ходатайствовать перед Министерством образования РФ о включении в школьную программу по истории России раздела, посвященного учению Н.Я. Данилевского; 3) просить Международный Славянский комитет учредить медаль Н.Я. Данилевского для ежегодного награждения ею лиц или организаций, отличившихся в деятельности по укреплению дружбы и сотрудничества между славянскими народами”.

Обращает внимание предисловие к монографии Б.П. Балуева, автор которого Игумен Дамаскин (Орловский), руководитель фонда “Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви” подчеркнул: “Данилевский хотя и действовал в области исключительно научной, но, будучи подлинным гением, нигде не вошел в противоречие со Священным Писанием и был не столько строителем гипотез, сколько открывателем законов бытия” [2, с. 715-716]. Переиздание книги Н.Я Данилевского в 2008 г. осуществил Институт русской цивилизации, созданный в октябре 2003 г. для осуществления идей и в память великого подвижника православной России митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Предшественником института был научно-исследо­вательский и издательский центр “Энциклопедия русской цивилизации” (1997-2003) [9].

Особо отметим, что в Приложении к этому изданию впервые была опубликована статья его правнучки Валентины Яковлевны Данильченко-Данилевской “Семейная хроника рода Николая Яковлевича Данилевского” [9, с. 715-727].

Автор публикации “Троянский конь» Николая Данилевского» Татьяна Павлова предположила, что автором второй части книги “Россия и Европа” вероятнее всего является его друг – Николай Петрович Семенов, которому Н.Я. Данилевский был многим обязан и который не мог в то время, когда он был назначен сенатором, опубликовать этот проект под своим именем [20].

Стефен Вудберн – профессор истории в маленьком колледже в сельском штате Канзас убежден, что Данилевского очень плохо знают на Западе: “До появления моего перевода, на английский были переведены всего лишь пара глав из его книги. В 1966 году в США был опубликован текст на русском, и многие российские ученые решили тогда, что речь идет о переводе, хотя это была просто публикация оригинального текста. Во время “холодной войны” в 60-е годы несколько американских историков посвятили Данилевскому главы в своих книгах. И в те же годы, была опубликована единственная монография на английском языке, полностью посвященная Николаю Данилевскому, можно даже сказать единственная книга, авторства Роберта МакМастера [19]. Первый полный перевод Стефена Вудберна на английский язык основной книги Николая Данилевского – “Россия и Европа” – появился лишь в 2013 году.

В 1994-м году в Крыму были проведены первые чтения памяти Данилевского. В них приняла участие правнучка Николая Яковлевича Валентина Яковлевна Данильченко из Москвы. В Москве, в Союзе писателей России, 10 декабря 2007 года провели Круглый стол “Россия и Европа: единство и противоположность”, посвященный 185-летию со дня рождения великого славянского философа, ученого, естествоиспытателя, Николая Яковлевича Данилевского. В работе Круглого стола приняли участие москвичи и крымчане. В выступлениях участников встречи прозвучало немало интересных предложений, вошедшие в Обращение по увековечиванию памяти Н. Я. Данилевского.

Вел заседание секретарь правления Союза писателей России Сергей Котькало, выступили исследователи творчества Н.Я. Данилевского настоятель храма о. Олег, писатели С.И. Шуртаков, Н.М. Сергованцев, В.Г. Распутин, А.Н. Стрижев, М.В. Ганичева, поэты Людмила Шершнева и Сергей Коротков, исследователи А.В. Буренков, С.К. Иванов, М.М. Горин (Мосгорархив), З.П. Иноземцева, А.С. Шуринов, Л.А. Максимова, Т.Н. Волобуева, Р.Н. Данильченко, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, профессор В.В. Гуминский, генеральный директор КЦГИ, первый заместитель председателя Севастопольской городской администрации В. П. Казарин и многие другие. В рамках торжеств была привезена в Москву и открылась выставка живописи “Связь времен”, посвященная великому сыну Отечества Данилевскому первого лауреата премии имени Н.Я. Данилевского, учрежденной в Крыму, известного русского художника, академика Петровской академии наук и искусств Вадима Конева. Выставка живописи Вадима Конева “Связь времен” открылась в Союзе писателей России. На ней представлен единственный в истории искусства живописный портрет Данилевского, а также серия работ, посвященных тем местам в Крыму и в России, где жил и работал философ.

Обращение об увековечивании памяти Н.Я. Данилевского подписали 135 деятелей русской культуры России и Крыма, оно было передано председателю Московской городской Думы В.М. Платонову, который много делает для укрепления дружеских и культурных связей между Москвой и Крымом, поддерживая талантливых людей [23]. Ученые не забывают имя Данилевского. Так, Иноземцева З.П., кандидат исторических наук (Российское общество историков и архивистов), в своем выступлении на научно-практической конференции, состоявшейся 28 ноября 2002 г. в Союзе писателей России, посвященной 180-летию со дня рождения Н.Я. Данилевского, подчеркнула значение Данилевских чтениях 1997 г., посвященных 175-летию со дня рождения ученого. Ее организаторами были Правление союза писателей России совместно с секцией личных фондов Российского общества историков и архивистов, принял участие лишь узкий круг исследователей. Была высоко оценена работа, проведенная научной общественностью по выявлению и исследованию документального наследия Н.Я. Данилевского [13]. Устроители конференции – Правление Союза писателей России (Ганичев В.Н.), Научно-исследовательский институт им. Н.Я. Данилевс­кого (Буренков А.В.), Фонд “Память мучеников, подвижников и исповедников благочестия Русской Православной Церкви” (игумен Дамаскин (Орловский), секция личных фондов и документальных коллекций Российского общества историков и архивистов (Иноземцева З.П.) считали главной задачей конференции в том, чтобы определить основные направления исследовательских и практических работ по актуализации и возвращению творческого наследия, увековечению памяти Н.Я. Данилевского [13]. Вопросы методологии исследования и теории развития мирового процесса в трудах Н.Я. Данилевского нашли освещение в докладе директора института славянских исследований им. Н.Я. Данилевского А.В. Буренкова, который убедительно показал духовно-нравственные истоки, обусловившие научные прозрения ученого, глобальность его творческого наследия, соответствие полученных им научных выводов христианскому вероучению [13].

Огромное значение в увековечении памяти Н.Я. Данилевского сыграли научно-практические конференции. Первая научная конференция, приуроченная к 180-летию со дня рождения Н.Я. Данилевского в 2002 г. прошла в Русском культурном центре по инициативе известных крымских исследователей С. Киселева и В. Харабуги организовали Верховный Совет автономии, Русская община Крыма, фонд “Русский Мир”, при научно-информационной поддержке Института стран СНГ [4]. Был издан сборник статей по материалам I Международной научно-практической конференции “Идеи русского ученого-энциклопедиста Н.Я. Данилевского и реалии современного мира”, прошедшей в Московском городском педагогическом университете.

В 2007 г. философско-научная конференция по теме “Русский Мир и славянство: мечты о единстве или реальность разобщения” состоялась в Бахчисарае и была посвящена 185-летию со дня рождения Н.Я. Данилевского [4]. Тогда же, в 2007 г. Верховный Совет Крыма принял специальное постановление, в котором был определен ряд мероприятий по увековечению памяти мыслителя, в том числе проведение ежегодных философско-научных чтений, посвященные трудам Н.Я. Данилевского.

Во время памятных мероприятий, посвященных 190-летию Николая Данилевского охрана ООО “Югсевморсервис” не пропустила к могиле ученого представителей общественности, СМИ, ученых кругов, казачества [26]. Хотя время безжалостно поступило с наследием философа: в лихолетье гражданской войны и разграбления его имения в Мшатке уничтожению подверглись архив ученого и его уникальная библиотека память о выдающемся русском ученом жива. Завершая свои тезисы “О Данилевском” в 2014 году историк философии, политолог Борис Межуев отметил, что “за Данилевским останется слава человека, который прозрел за политической конъюнктурой восточного вопроса и русско-европейских баталий”.

Международная научно-практическая конференция “Творческое наследие Н.Я. Данилевского и задачи России в XXI веке”, посвященная 145-летию выхода в свет его главного труда “Россия и Европа” в Курской государственной сельскохозяйственной академии привлекла широкое внимание общественности по разным направлениям его творчества [27], в том числе и по вопросу увековечения памяти [18]. Проведение конференции инициировал Институт русско-сла­вянских исследований имени Н.Я. Данилевского (г. Москва) и его директор Александр Васильевич Буренков. По мнению А.В. Буренкова идеи Н.Я. Данилевского могут стать “фундаментом формирования национальной идеологии современной России, а Крым центром объединения интеллектуальной элиты вокруг этой цели. Поэтому основной задачей национальной стратегии развития является воспитание национальной элиты государствообразующего народа адекватно его “культурному и духовному коду” [3].

Институт, отмечается в диссертации А.С. Волошиной на соискание ученой степени кандидата философских наук “Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского: история и современность” был создан и официально зарегистрирован в апреле 2001 г. По его инициативе издаются научные труды, проводятся конференции и семинары, посвященные творчеству ученого. Этот факт свидетельствует о признании значения творчества русского ученого XIX века для гуманитарной науки XXI в. Институт русско-славянских исследований имени Н.Я. Данилевского предполагает переиздать экономические статьи славянского философа и двухтомник “Дарвинизм. Критическое исследование” в рамках “Полного собрания сочинений Н.Я. Данилевского”; а также подготовить сборник статей памяти православной подвижницы и биографа-правнучки Валентины Яковлевны Данильченко-Данилевской, с разработанным ею генеалогическим древом рода Н.Я. Данилевского и святителя Игнатия (Брянчанинова) со старинными и современными фотографиями семейного архива, воспоминаниями родных и соратников-единомышленников [12].

К сожалению, имя Николая Яковлевича Данилевского долгие годы было предано забвению, могила и усадьба, связанная с его современниками, среди которых были его сторонники: Н.Н. Страхов, К.Н. Бестужев-Рюмин, А.Н. Майков, Ф.М. Достоевский, В.В. Розанов, частично Н.К. Михайловский, позже К.Н. Леонтьев, а также критики – B.C. Соловьёв, Н.И. Кареев, П.Н. Милюков – подверглись поруганию. Имя Н.Я. Данилевского было реабилитировано только в начале 1990-х годов.

В “кипарисовом зале”, на месте захоронения Н.Я. Данилевского и его двенадцати родных кресты и могилы в 1933-1937 гг. снесли бульдозером, устроили сначала там скотный двор, потом футбольную площадку, а затем альпийский луг “кипарисового зала” заасфальтировали под костровую площадку пионерского лагеря Севастопольского морского завода, а затем там стали устраивать дискотеки.

Возрождение памяти известного российского естествоиспытателя и философа началось в 1991 году по инициативе ученых Крымского центра гуманитарных исследований под руководством профессора В.П. Казарина [11].

Одним из первых поднял вопрос об увековечивании памяти Н.Я. Данилевского крымский исследователь Сергей Николаевич Киселёв, которому удалось обнаружить и восстановить его могилу фактически стертую с лица земли, но не из памяти его потомков [31].

Еще студентом ему запомнилось сообщение в материалах Русского императорского географического общества о смерти в Крыму известного естествоиспытателя Н.Я. Данилевского и захоронении его на территории имения Мшатка. В конце 1980-х годов, во времена перестройки, после знакомства с книгой “Россия и Европа”, он стал интересоваться всем, что было связано с жизнью и творческим наследием Николая Яковлевича.

В частности, он попытался выяснить судьбу семейного погоста, где был похоронен Н.Я. Данилевский, его супруга, внучатая племянница Игнатия Брянчанинова, члены его семьи. Всего более десяти человек. После революции, в начале 1930-х годов территория имения Данилевского за успехи первой пятилетки была передана Севастопольскому морскому заводу, и там был организован детский пионерский лагерь. Прямо над могилами в знаменитом “Кипарисовом зале” площадка была забетонирована и установлены каркасы для палаток. В летнее время там жили и отдыхали пионеры. В начале 1990-х годов об этом был снят фильм и показан по крымскому телевидению уже после развала СССР, что и стало началом движения по восстановлению могилы Н.Я. Данилевского. Сергею Николаевичу помогли фотографии с изображением могилы из семейного архива Данилевских и схема кладбища, нарисованная от руки Валентиной Яковлевной Данильченко, внучкой Данилевского. По расстановке деревьев и старинному методу лозоходцев (медная рамка) под бетоном было установлено точное место захоронений, что подтвердили небольшие раскопки обнаружившие крышку гроба [31].

В последующие годы территорию благоустроили. В 1996 году на могиле Николая Яковлевича и Ольги Александровны Данилевских воздвигли православный крест. В этой благородной акции, помимо ученых, участвовали студенты Симферопольского университета, журналисты, работники Севастопольского морского завода, Ялтинского горисполкома и санатория “Форос” [21].

В 1996 году после публикации в газете “Крымские известия” “За что философа Данилевского закатали под асфальт”, в Крыму возникло общественное движение памяти Н. Я. Данилевского. В дни праздника славянской письменности 25-26 мая 1996 года силами общественности захоронение философа было восстановлено, на “забытую землю” Данилевского высадился десант почитателей этого великого человека, был установлен деревянный православный крест с иконой Николая Чудотворца, удален асфальт и высажены цветы. Архимандрит Петр, настоятель Форосской церкви Воскресения Христова отслужил в “Кипарисовом зале” панихиду по всем, кто нашел здесь упокоение. 22 мая 1997 года, в Николин день, рядом с Крестом был заложен мемориальный камень будущей часовни Николая Чудотворца, освященный настоятелем церкви Воскресения Христова в Форосе архимандритом Петром. По дороге, ведущей к кресту, заложена плита с надписью: “Здесь будет построена часовня в честь свт. Николая. 22 мая 1997 г.” К сожалению, ее до сих пор нет [28].

С начала 2000-х гг. родственники Н.Я. Данилевского решили установить в Крыму в бывшем имении прадеда Мшатке фундаментальный памятник, который увековечивал бы память о нем.

Идея установки памятника родилась в их семье и осуществилась благодаря Татьяне Николаевне Данилевской и другой правнучке – Валентине Яковлевне Данильченко-Данилевской, которая являлась хранительницей семейного архива и увлеченно исследовала родословную Данилевских [10], а также Ольге Николаевне Данилевской, которая живёт в США. В Севастополе на средства потомков Н.Я. Данилевского был изготовлен памятник, в открытии которого они принимали участие. Памятник креста и страниц книги (Н.Я. Данилевский завещал, чтоб на его могиле стоял крест) с выгравированной цитатой из книги “Россия и Европа”: “Для всякого славянина идея Славянства должна быть высшей идеей, выше свободы, выше науки, выше всякого Земного блага”. На оборотной стороне памятника изображена его супруга Ольга Александровна Межакова.

Около двух лет задерживало установку памятника руководство детского лагеря “Комарово”. Потомки Данилевского приезжали в декабре 2005 г. В ноябре 2006 г. поменялись собственники. И все же, памятник с помощью Русской общины Крыма был установлен при поддержке Глеба Александровича Хлопушина, тогдашнего директора ОАО “Юг Севморсервис”, которое являлось собственником земли детского лагеря “Комарово” [21]. К сожалению, не увидела памятник хранительница семейного архива Валентина Яковлевна Данильченко-Данилевская, которая безвременно ушла из жизни в 2005 году [6]. Продолжая дело своей мамы, Ирина Данильченко открыла персональный сайт, на котором можно познакомиться с родословной Данилевских, Межаковых и Брянчаниновых, гербами, фотографиями и информацией о незабытых предках и потомках знаменитых семейств. Есть здесь и уникальные фотографии: семейный погост в Мшатке (1911 г.), корабль имени Н.Я. Данилевского и многие другие [15].

Другая праправнучка Н.Я. Данилевского – Ольга Николаевна Данилевская (Тени), живущая вместе с детьми в США, с трудом издала в России книгу “История моей жизни для моих детей” (издательство “Ладомир”) с разветвленным генеалогическим древом в форзаце, фотографиями и документами, отразившими историю большой семьи Майоровых-Данилевских. Подчеркнем, что книга важна не только для детей и внуков автора, но и для всех почитателей Н.Я. Данилевского [5].

Много сил по увековечению памяти Николая Яковлевича Данилевского в Крыму прикладывает Л.С. Шершнева. Она – поэт, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств России, лауреат Государственной премии Крыма в области литературы и премии имени А.П. Чехова, член Союза писателей России, Украины и Крыма, член Международного союза славянских журналистов, член Международного сообщества писательских союзов, член Севастопольского землячества в Москве [28].

2 октября 2006 года свидетелем акта святотатства вандалов стал отец Сергий: в дни празднования Воздвижения Животворящего Креста Господня был опрокинут крест над могилой Н.Я. Данилевского и разбито стекло на образе святителя Николая, закреплённого на кресте. Отец Сергий предложил “выкупить этот участок в собственность России и присвоить ему статус мемориала, чтобы сохранить в нашей памяти имя великого русского мыслителя” [24].

Казалось бы, после первой и последующих публикаций Л.С. Коневой (Шершневой) о судьбе могилы Н.Я. Данилевского все должно было измениться. В 2012 г. появляется новая тревожная статья Л.С. Шершневой “Если вам нужен этот Данилевский…”, в которой она пишет о том, что “на бывшей земле Данилевского, а это 114 десятин, выросла настоящая крымская “Рублевка”, поднялись за высокими заборами респектабельные особняки с охраной и собаками. Что касается часовни, то ее строительство в плане развития Форосского берега значится аж 95-м пунктом…”. В канун юбилея философа мемориальные доски, посвященные Н. Данилевскому и установленные еще в 1988 году. Министерством культуры Крыма и потомками философа – внучкой Татьяной и правнучками Валентиной Данильченко и Инной Рау, сняли со стен зданий и отправили “на ответственное хранение”. К его могиле никого не пускают, ссылаясь на то, что это территория предприятия “Юг Севморсервис”, директор которого в ответ на просьбу игумена Свято-Троицкой Сергиевой лавры отца Герасима отслужить панихиду небрежно бросил: “Если вам так нужен этот Данилевский, выкапывайте его, везите в Форос и там хороните, а это – наша земля” [17].

Бездушие тех, кто должен был с государственной позиции подойти к решению этой проблемы, привело к тому, что могила Николая Яковлевича Данилевского оказалась за высоким забором охраняемого частного владения. В декабре 2012 г. представители общественности, СМИ, ученых, казачества, приехавших отдать дань памяти русскому мыслителю Николая Данилевского по случаю его 190-летия не смогли пройти к могиле ученого, которая оказалась на территории приватизированного коммерсантами пионерского лагеря. Охрана в грубой форме отказала общественникам во главе с лидером партии “Русь единая” Алексеем Ременюком и председателем крымской республиканской организации “Таврический союз” Анатолием Филатовым в проходе на территорию и возложении венка. В результате митинг, посвященный наследию Данилевского, прошел у закрытых ворот, на которые прикрепили памятный венок [25].

И сегодня пройти к могиле русского философа невозможно. Бывшее имение Мшатка пока принадлежит одному из украинских олигархов, хотя с 1980-х гг. могила Н.Я. Данилевского находится под опекой государства, однако статус этого объекта истории и культуры необходимо повысить, объявив его памятником федерального значения. В 2014 году в год 145-летия выхода в свет книги “Россия и Европа” Л.С. Шершнева продолжила бороться за сохранение памяти о Николае Данилевском. В газете “Крымские известия” появилась ее новая статья “У нас нет ни одной улицы, носящей имя Николая Данилевского, хотя он – автор книги для всякого русского”. Автора волнует, что “до сих пор имя Н. Данилевского не увековечено ни там, где он родился – в селе Оберец, ни в Крыму, где в имении Мшатке под Форосом он написал главную книгу своей жизни и где похоронен в “Кипарисовом зале” [29].

Однако по свидетельству Александра Калько и в возвращенном России Крыму могила Н.Я. Данилевского все еще остается недоступной для его потомков и представителей общественности, которую тревожат планы частных собственников земли в Мшатке о перезахоронении останков Данилевских в Форосе и то, что кипарисов вокруг могилы становится все меньше [16]. Увековечением памяти Н.Я. Данилевского можно считать премию имени Н.Я. Данилевского, учрежденную 10 декабря 1997 года, в день 175-летия со дня его рождения. Первым лауреатом премии имени Н.Я. Данилевского по праву стал супруг Л.С. Шершневой крымский художник Вадим Константинович Конев – член Международной федерации художников и Творческого союза художников России, член Союза художников Украины и Крыма, действительный член Петровской Академии наук и искусств.

В заключение подчеркну, что имя Николая Яковлевича Данилевского требует не только уважительного отношения, но и принятия действенных мер по увековечению его памяти в местах, исторически связанных с его жизнью и деятельностью, чтобы к общественному движению по увековечиванию памяти Н.Я. Данилевского присоединилось Министерство культуры России, правительство возвратившегося в Россию Крыма. Для достойного увековечения память нашего великого соотечественника Николая Яковлевича Данилевского “на территорию его бывшего имения в Мшатке должна быть выдана охранная грамота как на памятник истории и культуры, создан Международный славянский православный центр с музеем Н.Я. Данилевского, построена часовня Николая Чудотворца. Место, где жил и работал великий мыслитель, должно стать достоянием жителей Крыма и местом паломничества его почитателей” [29].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *