20 января какой христианский праздник
Неожиданные факты о празднике в честь Иоанна Крестителя
Продолжение: Замучен русским князем: православные вспоминают убитого чудотворца
История праздника
Святой Иоанн Креститель жил аскетом в пустыне и совершал священные омовения для очищения от грехов. Отсюда берет свое начало таинство крещения. Именно ему выпала величайшая честь крестить Исуса Христа в водах реки Иордан. После этого пророк засвидетельствовал людям о Явлении Пресвятой Троицы в момент омовения Сына Божьего.
ПО ТЕМЕ
Крещение Господне: традиции, приметы, рецепт
Сюжеты Православные праздники
Таким образом святой пророк Иоанн Креститель стал связующим звеном между старой Ветхозаветной и Новозаветной Христовой Церковью. В церковных песнопениях Иоанна Предтечу сравнивают с утренней звездой, которая светит ярче других небесных светил и предвещает приход духовного Солнца – Христа.
Святой пророк был обезглавлен по приказу правителя Ирода Антипы в результате интриг иудейской царицы Иродиады и ее дочери Саломеи. Нетленная голова Иоанна Крестителя после отсечения была закопана в одном из поместий Ирода. Согласно православной традиции, ее обретение происходило три раза. Каждому из них посвящен отдельный праздник.
20 января православные празднуют Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна по церковному обычаю, согласно которому на следующий день после Великих праздников принято вспоминать тех святых, которые каким-то образом связаны с этим событием.
Религиозные праздники 20 января
Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
В православной церкви установлен обычай на следующий день после великих праздников вспоминать тех святых, которые непосредственно участвовали в данном священном событии в истории. Так, на следующий день после Богоявления церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя.
Святой Иоанн Креститель, величайший из пророков, завершает историю Церкви ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета: он засвидетельствовал пришествие на землю Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть, сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал о таинственном явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя.
После Богородицы это самый чтимый в христианском мире святой, в истории мученической кончины которого, рассказанной евангелистами Матфеем (Мф. 14, 1-12) и Марком (Мк. 6, 14-29), веками черпало вдохновение все европейское искусство.
Сын священника Захарии и праведной Елизаветы из Хеврона, по материнской линии родственник Иисуса Христа, он, много лет живя отшельником в пустыне, готовился к своему призванию, а потом, повинуясь ему, пошел готовить народ проповедью к принятию Христа и завершил свое пророческое служение крещением Спасителя.
А потом правитель Галилеи Ирод Антипа посадил его в тюрьму за слишком смелые обличения его пороков. Впрочем, причинять ему большого зла Ирод вовсе не хотел: боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался, боялся народа, который любил святого. И все-таки отдал приказ обезглавить Иоанна — просто неудобно стало перед гостями, на глазах у которых он поклялся исполнить любое желание понравившейся ему танцовщицы, а та пожелала голову Крестителя на блюде.
Голову пророка потом в глиняном сосуде погребла на Елеонской горе жена Иродова домоправителя, а ученики похоронили его тело в Севастии, где совершилось злодеяние.
По словам святителя Димитрия Ростовского, «вполне прилично было почтить особым празднованием того, кто послужил таинству Божественного крещения, возложивши руку свою на главу Владыки».
Собор Крестителя Господня Иоанна. Церковный календарь на 20 января
20 января (7 января по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Среда 33-й седмицы по Пятидесятнице (тридцать третьей недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). День постный. На трапезе благословляется рыба). Попразднство Святого Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В Русской Православной Церкви сегодня празднуется день величайшего из святых – Иоанна Крестителя, а также совершается память ещё одного угодника Божия. Далее коротко расскажем о них.
Собор Крестителя Господня Иоанна. Величайшему из пророков – Иоанну Крестителю, предсказавшему пришествие Христа, а затем крестившему Спасителя в водах Иордана, посвящено множество монастырей и православных храмов. В их числе – знаменитая московская Иоанно-Предтеченская обитель, несколько лет назад отметившая свой 600-летний юбилей. Здесь с особым благоговением совершают дни памяти этого святого, в том числе и следующий после праздника Крещения Господня Собор Иоанна Крестителя.
Иоанн Креститель был сыном ветхозаветного священника Захарии и праведной Елизаветы. По материнской линии он был родственником Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. По милости Божией Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и окрестностях. С юных лет он готовил себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой, жил в пустыне, носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким мёдом и акридами, родом саранчи.
Тридцатилетним Иоанн Креститель был призван Господом на проповедь. Ещё до явления Христа народу этот святой подготовил своих многочисленных учеников к принятию евангельской вести. Святой Пророк и Предтеча Господа и Спасителя Иоанн проповедовал покаяние людям. Он говорил людям, чтобы они веровали в Грядущего по нём, то есть во Христа Спасителя.
Миссия Иоанна Предтечи была связана с проповедью покаяния, потому что без покаяния, без осознания собственных грехов человек неспособен открыть своё сердце пред Богом. Покаяние есть обязательный и первый шаг к спасению. Проповедь покаяния стала для Иоанна Крестителя основой его мученичества: разгульные царь Ирод, царица Иродиада и царевна Саломея, против распутства которых выступал святой Иоанн, погубили его. Честная глава «величайшего из рождённых жёнами» пала под мечом палача. В одном из своих Первосвятительских слов Святейший Патриарх Кирилл подчёркивал:
Какой нелепой, страшной кажется его кончина! Святой человек, несомненный авторитет для всего народа, становится жертвой пьяного правителя. Если бы это произошло с кем-то в наше время! Как много слов мы бы услышали наподобие: «Да где же Бог? Где же справедливость?» Однако пример Иоанна Предтечи говорит о том, что для Бога нет этой жизни и жизни вечной – для Него всё одна жизнь.
И каждый раз, совершая память этого величайшего святого (а ежегодно мы празднуем несколько дней в его честь – Собор, Первое и Второе обретение главы, Третье обретение главы, Рождество, Усекновение главы, Зачатие и Перенесение десной руки), мы должны помнить: только способные к покаянию могут принять в своём сердце Христа, стать настоящими христианами.
Поздравляем православных христиан с праздником этого великого святого – Крестителя Господня Иоанна! Его же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в его честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
20 января
Богослужения
Каноны
Акафисты
Тропари, кондаки, молитвы и величания
В среду, св. Кресту
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Крещению Господню
Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́, и яви́лся еси́,// Свет непристу́пный.
Перевод: Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришел, явился Ты, Свет неприступный!»
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́ическое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не,/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.
Перевод: При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!
Усекновению главы Иоанна Предтечи
Предте́чево сла́вное усекнове́ние,/ смотре́ние бысть не́кое Боже́ственное;/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие./ Да рыда́ет у́бо Ироди́а,/ беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й век возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.
Перевод: Предтечи славное усекновение произошло по некоему Божественному замыслу, чтобы он и пребывавшим во аде возвестил о пришествии Спасителя. Да восплачет же Иродиада, беззаконное убийство испросившая: ведь не закон она Божий возлюбила, не вечную жизнь, но обманчивую и временную.
И́род, Предте́че, беззако́нновав,/ жене́ подаде́ главу́ твою́ честну́ю,/ е́йже покланя́ющеся, весели́мся;/ Ироди́я же пла́чет и рыда́ет,// и И́род, и пляса́вшая.
Перевод: Ирод, совершая беззаконие, Предтеча, подал жене главу твою почитаемую, ей же поклоняясь, радуемся, Иродиада же плачет и рыдает, и Ирод с ней, и плясавшая (Саломея).
Третьему обретению главы Иоанна Предтечи
Я́ко Боже́ственное сокро́вище сокрове́нное в земли́,/ Христо́с откры́ главу́ твою́ нам, проро́че и Предте́че./ Вси у́бо соше́дшеся в сея́ обре́тение,/ пе́сньми богоглаго́ливыми Спа́са воспои́м,// спаса́юща нас от тле́ния моли́твами твои́ми.
Перевод: Как Божественное сокровище, сокрытое в земле, Христос открыл нам главу твою, пророк и Предтеча. Мы же все, собравшись в честь ее обретения, песнями Богодухновенными Спасителя воспоем, спасающего нас от тления молитвами твоими.
Светоявле́нный и Боже́ственный в ми́ре столп,/ Со́лнца свети́льник,/ Предте́ча, главу́ светоно́сную и Боже́ственную свою́ показа́вый в конце́х,/ освяща́ет той ве́рно покланя́ющихся и взыва́ющих:// Христо́в прему́дрый Крести́телю, спаси́ всех нас.
Перевод: Свет являющий в мире и божественный столп, светильник Солнца духовного, Предтеча, главу светоносную и божественную свою явив концам земли, освящает с верою поклоняющихся ей и восклицающих: «Христов Креститель премудрый, спаси всех нас!»
Собору Иоанна Предтечи
Плотска́го Твоего́ прише́ствия убоя́вся Иорда́н,/ стра́хом возвраща́шеся,/ проро́ческое же служе́ние исполня́я Иоа́нн,/ тре́петом спря́ташеся,/ А́нгельстии чи́ни ужаса́хуся,/ зря́ще Тя во струя́х пло́тию креща́ема,/ и вси́ су́щии во тьме озаря́хуся,// воспева́юще Тя, я́вльшагося и просвети́вшаго вся.
Перевод: Пришествия Твоего во плоти устрашившись, Иордан в трепете вспять обращался; духовное же служение исполняя, Иоанн в страхе уклонялся; ангельские полки изумлялись, увидев Тебя, в струях плотью крещаемым, и все, пребывавшие во тьме, озарялись, воспевая Тебя, явившегося и просветившего все.
Собору и Усекновению главы Иоанна Предтечи
Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.
Перевод: Память праведника чтится похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, ведь явился ты поистине из пророков славнейшим, ибо удостоился в струях крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав с радостью, благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, подъемлющего грех мира и подающего нам великую милость.
Рождеству Иоанна Предтечи
Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва,/ досто́йно восхвали́ти тя недоуме́ем мы, любо́вию чту́щии тя:/ непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся/ сла́вным и честны́м твои́м рождество́м,// и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.
Перевод: Пророк и Предтеча пришествия Христова, достойно восхвалить тебя не можем мы, с любовью почитая тебя; ибо бесплодие родившей и немота отца окончились славным и священным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия миру возвещается.
Пре́жде непло́ды, днесь Христо́ва Предте́чу ражда́ет,/ и той есть исполне́ние вся́каго проро́чества:/ Его́же бо проро́цы пропове́даша,/ на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в,// яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник вку́пе и Предте́ча.
Перевод: Прежде неплодная в сей день Христова Предтечу рождает, и он – исполнение всякого пророчества. Ибо на Того, Кого пророки предвозвестили, он, во Иордане руку возложив, явился Слова Божия пророком, провозвестником и вместе – Предтечей.
Первому и второму обретению главы Иоанна Предтечи
От земли́ возсия́вши, Предте́чева глава́,/ лучи́ испуща́ет нетле́ния, ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий род,// единогла́сную возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.
Перевод: Из земли воссиявшая глава Предтечи посылает верным лучи нетленные исцелений, собирает с небес множество Ангелов, на земле созывает человеческий род воссылать единогласно славу Христу Богу.
Про́роче Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́ я́ко ши́пок свяще́ннейший от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.
Перевод: Пророк Божий и Предтеча благодати, главу твою как священнейшую розу в земле обретя, мы всегда получаем исцеления, ибо снова, как и прежде, ты возвещаешь в мире о покаянии.
На перенесение из Мальты в Гатчину десной руки Иоанна Предтечи
От за́пада возсия́вши Предте́чева рука́,/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий род,// единогла́сно возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.
Перевод: На западе воссиявшая рука Предтечи посылает верным лучи нетленные исцелений, собирает с небес множество Ангелов, на земле созывает человеческий род воссылать единогласно славу Христу Богу.
У́мнаго Со́лнца свети́льник Боже́ственный Предте́ча,/ показа́вый в конце́х светоно́сную свою́ десни́цу,/ ны́не на се́вере озаря́ет е́ю блаже́нное Оте́чество на́ше,/ просвеща́я и освяща́я ве́рно покланя́ющихся, и Христу́ вопию́щих:// спаси́ нас моли́твами проро́ка Твоего́, Царю́ Вы́шний.
Перевод: Светильник духовного Солнца Божественный Предтеча, явивший во всех концах земли светоносную свою десницу, сейчас на севере озаряет ею блаженное Отечество наше, просвещая и освящая поклоняющихся с верой и ко Христу взывающих: «Спаси нас молитвами пророка Твоего, Царь Небесный».
Зачатию Иоанна Предтечи
Пе́рвее неражда́ющая непло́ды, возвесели́ся,/ се бо зачала́ еси́ Со́лнца свети́льника я́ве,/ просвеща́ти иму́ща всю вселе́нную, слепото́ю неду́гующую./ Лику́й, Заха́рие, вопия́ со дерзнове́нием:// проро́к Вы́шняго есть хотя́й роди́тися.
Перевод: Прежде не рождавшая бесплодная возвеселись, ибо поистине ты зачала светильник Солнца, а ему предстоит просветить всю вселенную, слепотою страждущую. Ликуй, Захария, взывая с дерзновением: «Пророк Всевышнего – тот, кто должен родится!»
Весели́тся све́тло Заха́рия вели́кий/ со всесла́вною Елисаве́тию сопру́жницею,/ досто́йно зачина́юще Иоа́нна Предте́чу,/ его́же Арха́нгел благовести́, ра́дуяся,/ и челове́цы достодо́лжно почти́м,// я́ко таи́нника благода́ти.
Перевод: Веселится светло Захария великий, и всеславная Елисавета, его супруга, по достоинству зачавшая Иоанна Предтечу; того, о ком Архангел благовествовал с радостью (Лк.1:36), и мы, люди, должным образом почитаем, как посвященного в таинства благодати.
Предтече и Крестителю Господню Иоанну
Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну
Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.
Молитва вторая Предтече и Крестителю Господню Иоанну
Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний проро́че, пе́рвый му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, и тебе́ прибега́ю не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, не оста́ви мя па́дшего мно́гими грехи́; обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием; очи́сти мя, грехи́ оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.
Притча дня
Подвизался один монах в пустыне, усердно творя молитву, даже ночью для этого вставал. А пищу ему приносил обычный такой мужик, немного сумрачный, будто не выспавшийся. Как-то раз решил инок провести рядом с ним целый день и вот что приметил. Крестьянин вставал рано утром, говорил: «Господи» и шел в поле. Там пахал целый день, а вернувшись к ночи, перед тем как лечь спать, во второй раз говорил: «Господи». «И только-то», – огорчился пустынник. А спустя некоторое время решил отправиться к духовнику за советом – как научить мужика молиться. Старец подумал и предложил для начала исполнить следующее: «Возьми эту чашу, полную масла, и обойди вокруг деревни, но только смотри, ни капли не пролей». Молодой монах все исполнил в точности и вновь предстал перед духовником. «Скажи, сколько раз вспомнил ты Бога, пока нес чашу?» – поинтересовался тот. «Ни разу, – растерялся инок. – Я думал только о том, как бы не пролить масла». «Это одна чаша с маслом так заняла тебя, – продолжал старец, – что ты ни разу не вспомнил о Боге. А крестьянин и себя, и семью, и тебя кормит своими трудами и заботами и то два раза в день вспоминает о Боге».
Проповедь дня
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Основы православия
Тема 20. Свойство Божье – всеведение.
Всеведение Божье усматривается в том, что Бог знает всё совершеннейшим образом, в совершенстве знает Себя, Свои действия, знает Своё творение (как в целом, так и в мельчайших деталях, знает реальное и условное «будущее» мира, знает все действительные и возможные помышления всех разумно-свободных существ), знает от вечности, просто (как бы созерцая всё в простом, вневременном акте созерцания).
Всеведение Божье по отношению к будущим судьбам мира называют Божественным предвидением (предведением). Предведение Божье по отношению к судьбам людей не следует воспринимать как безусловное предопределение (рок, фатум).
Мы получаем информацию из органов чувств, наше восприятие ограничено и субъективно. Бог абсолютно объективен, так как знает всё обо всём всеобъемлюще и неискажённо. Он созерцал образы и судьбы мира от вечности (и до творения мира).
Практические советы
Можно ли пить святую воду не натощак?
По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшегося времени суток, то в Типиконе сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи:
«Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божья дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».
То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя.
20 января – какой сегодня праздник: что делать в Собор Иоанна Предтечи
Традиции и приметы 20 января велят сегодня выпить – но запрещают умываться. Главред выяснил – почему так.
Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Икона
20 января 2020 – сегодня праздник тоже церковный.
Есть и светские. К примеру, международный День осведомленности о пингвинах. Или День Мартина Лютера Кинга: приурочен ко дню рождения Кинга 15 января, но отмечается ежегодно в третий понедельник января (о других именитых людях, рожденных сегодня – в конце статьи).
Но главный все-таки сегодня праздник церковный – это собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
По народному календарю, 20 января – Иван Бражник.
20 января: праздник церковный
20 января у православных празднование собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Праздник тесно связан с другим праздником – Крещение 2020. Так как на следующий день после великих церковных торжеств церковь вспоминает и тех, кто к этим священным событиям причастен. Так как крестил Иисуса Христа именно Иоанн Предтеча, то 20 января – его день.
Предтечей его прозвали за то, что он родился раньше Христа (на полгода), то есть как бы предшествовал Ему.
Иоанн Предтеча – в чем помогает, что просят у святого? В первую очередь молятся ему, если болит голова или при иных болячках, связанных с головой (зубная боль, к примеру). Также просят помощи при почти любых жизненных проблемах – от семейных до помощи в принятии решения.
Праздники Иоанна Крестителя
Семь раз в году почитают православные память Иоанна Крестителя:
20 января – сегодня Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;
8 марта в високосном году – Первое и второе обретение главы (головы) Иоанна Предтечи;
Главными праздниками считаются Рождество Иоанна Крестителя и день его мученической смерти, то есть Усекновение Иоанна Предтечи.
20 января: приметы
Есть такие приметы 20 января на погоду:
Есть и не связанные с погодой, но очень интересные приметы:
20 января: что нельзя делать, а что нужно
Утром, еще до еды, выпивали освященной на Крещение воды – чтоб весь год со здоровьем проблем не иметь.
А уж за столом полагалось выпить чего покрепче – но в меру.
Дело в том, что Иваном-бражником день прозвали за то, что нынче, по традиции, полагается «запить» зло. То есть не просто можно, а даже и нужно хлопнуть по рюмашке. И обязательным считалось пропустить стопочку незамужней девице – чтоб потом замужем плакать меньше пришлось.
Впрочем, напиваться нельзя – только смыть, так сказать, дурное. На то и пословица: «Празднуй раз в месяц – будешь веселым; запразднуешь каждый день – будешь голым».
Если в этот день у парня или девушки вдруг разгулялся аппетит, то, по поверью, за этим человеком тоскует его возлюбленный.
Оставшиеся после праздников объедки, по традиции, не выкидывают, а скармливают домашним животным.
Иванов день открывал новый цикл – мясоед, то есть время (несколько недель), когда вволю ели мясо и гуляли свадьбы (для венчаний это считается особо удачной порой).
Именно 20 января стараются крестить детей: считается, что тогда он будет счастливым.
С этого дня уже полноценно возвращались к работе – после затяжных рождественских праздников. Так что лень отныне была под запретом.
По народным поверьям, 20 января нельзя:
20 января: именины
Главный именинник – Иван. Подробнее о том, как поздравить Ивана и с праздником Ивана на русском и украинском языке – читайте в нашем материале День Івана 2020 и День Вани – привітання та картинки на іменини Івана.
День ангела справляют Афанасий и Василий.
20 января: кто родился
20 января родились такие знаменитости: