20 июля день евдокии
20 Июля Св.Фома и Евдокия. ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ сегодня, а что можно в церковный праздник?
20 июля в православной церкви день почитания памяти преподобного Фомы Малеина и княгини Московской, преподобной Евдокии. В народе этот праздник назвали днем Фомы и Авдотьи. Фома был талантливыми и храбрым воинским начальником, одержавшим множество побед над врагами.
В зрелом возрасте он принял монашеский постриг, решив посвятить свою жизнь служению Иисусу Христу. Вскоре святой удалился в пустыню, где вел затворническую жизнь, посвящая все время молитвам и исцелению больных и немощных.
Евдокия – супруга Московского князя Дмитрия. После смерти князя она взяла правление державой на себя, построив множество храмов и монастырей, сделав значительный вклад в становление и развитие христианства на Руси.
Что можно делать в день Фомы и Авдотьи
На Руси святую Евдокию называли Авдотьей Сеногнойкой. Такое имя ей было дано не случайно, ведь к 20 июля обычно шли проливные дожди, которые смачивали скошенное сено и оно начинало подгнивать. Поэтому на Руси старались убрать сено к 20 июля.
Что разрешается делать в день Фомы и Авдотьи:
Для получения хорошего урожая и безбедной жизни крестьяне проводили множество различных ритуалов. Они заворачивали серпы в новые, белоснежные полотенца и отправлялись на поле.
Там пели веселые песни, после чего относили первый собранный сноп в церковь и освящали, затем приносили домой и хранили до следующей осени в углу избы. Считалось, что после такого обряда урожай будет хорошим, а весь год – сытым.
Что нельзя делать 20 июля
Основные традиции, приметы и запреты в день Фомы и Авдотьи:
В день Фомы и Авдотьи нежелательно свататься, делать предложение и играть свадьбу, иначе семейная жизнь будет короткой и несчастной.
Народные приметы 20 июля в день Ефросиньи
Согласно народным поверьям, 20 июля «Подметешь – деньги найдешь». Проведенная в этот день уборка, позволит Вам в ближайшие дни найти потерянные в доме деньги и забытые «заначки», если они были. В старину считалось, что наводить порядок по вторникам следует тем, кто нуждается в финансах.
Обычаи и традиции 20 июля на Авдотьи Сеногнойки
На Авдотью начиналась жатва. В народе в этот день говорили: «Фома серпы ладит. Пора пришла в поле спину гнуть, кланяться ржи-матушке». В этот день крестьяне в хорошую погоду приступали к первой жатве. Жатва происходила при помощи серпов, поэтому повсюду в деревнях звенели наковальни, крестьяне готовили серпы к жатве, точили косы.
Срезанные колосья собирали в снопы. По старинному обычаю в поле шли с песнями, а серпы несли завернутыми в полотенца. Первый сжатый сноп обвязывали этим полотенцем, а затем несли в церковь и освящали.
Право первому приступить к сбору урожая предоставлялось имениннику. Это делалось для того, чтобы весь год был богатым. В праздник Покрова данный сноп полагалось скормить скотине.
Сеногнойкой Авдотью прозвали за частые дожди, случавшиеся на ее именины и мешавшие заготовке сена.
Считалось, что если в этот день начнутся дожди, то идти им еще несколько недель, а от большой влажности сено, которое не успели убрать, сгниет прямо на лугах. Поэтому нужно было как можно быстрее собрать его в скирды.
Обряды в день Авдотьи Сеногнойки
Крестьяне знали: «Сгребешь сено в кучи – так не страшны и тучи». Для этого дня существовало много разных обрядов.
Когда женщина сжинала первые колосья, она делала из них пояс и, подвязавшись им, произносила: «Как матушка рожь год стояла, да не устала, так чтобы и моя спинушка не уставала». После жатвы бабы катались по ниве, приговаривая: «Нива ты, нива, подай мою силу!». Делать это нужно было без посторонних глаз.
Этот сноп хранили до осени, а в день Покрова угощали им лошадей, коров, овец и коз, чтобы они лучше ели приготовленный для них на зиму корм. В этот же день поспевала черника. Отсюда и другое название праздника – «Фома Черничник».
Считалось, что дубовые веники, изготовленные в этот день, обладают особой целительной силой. А если окурить дом дымом дубовых листьев, сорванных сегодня, в нем не будет пожара.
Также верили, что если в этот день поймать красивую бабочку и прочитать 40 раз молитву «Отче наш», то все болезни отступят.
Дурной приметой считалось, если человека 20 июля обнюхивает корова. Это считалось признаком того, что ему грозит серьёзная болезнь.
Что запрещалось в день Авдотьи Сеногнойки
Народные приметы на 20 июля
20 июля день Авдотьи Сеногнойки. Сегодня НЕЛЬЗЯ КУПАТЬСЯ, иначе быть беде!
Народный праздник «Авдотья Сеногнойка» отмечается 20 июля (по старому стилю – 7 июля). В этот день среди православных верующих принято вспоминать о Преподобном Фоме Малеине и Преподобной Ефросинии (в народе прозванной Авдотьей, Евдокией), супруги Дмитрия Донского. Другие названия праздника: «Ефросинья», «Евдокия», «Фома», «Фома Черничник», «Купальница».
Фома жил в IX-X веках, и в молодости состоял на военной службе. Солдаты его очень уважали, Фома имел среди них непререкаемый авторитет, но, несмотря на это, он решил уйти в монахи и жизнь свою посвятить Господу.
Поселился Фома отшельником на горе Афон. Бог наградил его даром исцеления. Многих болеющих людей принял Фома и излечил. Этому святому христиане молятся о выздоровлении от тяжелых и хронических недугов.
Ефросинья жила в XIV-XV веках, была названа при рождении Евдокией. Ее отец Дмитрий Константинович – великий Суздальский князь. Когда Ефросинье исполнилось тринадцать лет, ее отдали замуж. Супругом ей стал пятнадцатилетний князь Дмитрий Московский (в православии известен как Дмитрий Донской).
По ее совету в 1395 году, во время нашествия Тамерлана, была принесена в Москву Владимирская икона Божьей Матери, защитившая Русскую землю. Вместе со своим мужем она ездила собирать войска против хана Тохтамыша и едва не попала в плен.
В счастье и любви они жили больше двадцати лет, и народили двенадцать детишек. Когда Дмитрий умер, руководить Московским княжеством стала его жена. После смерти мужа подвергалась осуждению за то, что прилюдно появлялась в пышных одеждах, но под ними святая носила вериги.
Когда княжна почувствовала, что скоро сама отойдет в мир иной, ушла в монастырь и при постриге получила имя Ефросинья. Эта святая покровительствует государям русским, народ почитает ее как заступницу Москвы.
Обряды и традиции на день Авдотьи Сеногнойки
В день Авдотьи 20 июля дуб наделяется целебными свойствами, поэтому из его веток можно делать банные веники. Если же бани нет, то достаточно просто посидеть под деревом – Вы почувствуете, как ваши силы постепенно восстанавливаются. Согласно приметам, дом, окуренный дымом от дубовых листьев, защищен от пожара.
С давних времен в этот день запрещено купаться, так как народные предания гласят, что водяной слишком разозлен и может утащить человека к себе на дно. Присматриваются и к поведению домашних коров: если они усиленно обнюхивают своих хозяев, то близится беда: человек может тяжело заболеть или даже умереть.
20 июля было принято проводить ритуалы и обряды, читать заговоры на здоровье.
Приметы и поговорки 20 июля
Традиции на Авдотью Сеногнойку
Обряды и гадания 20 июля
Когда женщина сжинала первые колосья, она делала из них пояс и, подвязавшись им, произносила:
Как матушка рожь год стояла, да не устала, так чтобы и моя спинушка не уставала!
После жатвы бабы катались по ниве, приговаривая:
Делать это нужно было без посторонних глаз.
Когда жали овес, первый сноп ставили в переднем углу избы, а после обеда или ужина этим снопом выгоняли из дома мух. При этом говорили:
Этот сноп хранили до осени, а в день Покрова Богородицы (14 октября) угощали им лошадей, коров, овец и коз, чтобы они лучше ели приготовленный для них на зиму корм.
Погодные приметы на 20 июля
Сильный ливень 20 июля предвещает не самый хороший урожай этим летом.
В предстоящие дни погода будет ветреной, если сегодня петухи себя неспокойно ведут.
День шахмат и торта: какой сегодня праздник 20 июля, приметы, именины
Сегодня звучат поздравления с Днем шахмат, с Днем торта и с Днем хождения по бордюрам. Приметы 20 июля подскажут, что нельзя делать, чтоб избежать нищеты.
20 июля 2020 – сегодня праздник черных и белых. А еще праздник вкуса.
Мир отмечает Международный день шахмат. Также празднуется Международный день торта.
Япония отмечает День моря, а США – День Луны. Сразу несколько стран – Бразилия, Аргентина, Эквадор и Уругвай – празднуют День друга. Болгария гуляет Ильин день в честь пророка Илии, а Норвегия – День рождения кронпринца.
Смешные праздники на каждый день представлены такими торжествами:
По народному календарю, 20 июля – Авдотья Сеногнойка.
20 июля – праздник церковный
20 июля у православных День памяти преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Она была женой князя Дмитрия Донского.
20 июля – приметы
Считается, что с Авдотьи стартует пора дождей. Отсюда прозвище – Сеногнойка и примета, что нужно успеть убрать сено до 20-го числа.
Есть такие приметы 20 июля на погоду:
20 июля – что нельзя делать, а что нужно
День отлично подходит для гаданий и начала новых проектов.
Чтобы защитить дом от пожара – жилище на Авдотью окуривали дубовыми листьями.
Чтобы запастись здоровьем на год вперед – нужно в этот день посидеть под дубом.
По поверью, дуб (его кора, ветки, листья) в этот день обладает чудотворными свойствами. Поэтому именно на Авдотью заготавливали дубовые веники для бани.
По народным поверьям, 20 июля нельзя:
20 июля – именины
День ангела справляют Евдокия и Евфросиния. Именинники среди парней – Акакий, Герман, Лукьян, Павел, Сергей и Фома.
20 июля – кто родился
20 июля родились такие знаменитости:
Преподобная Евфроси ́ ния (в миру Евдоки ́ я) Московская
Дни памяти
19 июля – Собор Радонежских святых
4 сентября (переходящая) – Собор Московских святых
Житие
Краткое житие преподобной Евфросинии (в миру Евдокии) Московской
Святая великая княгиня Евдокия родилась в 1353 году. Она была дочерью суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383) и его супруги княгини Анны. С младенческих лет воспитанная в духе христианского благочестия, Евдокия отличалась тихим, кротким нравом. Но, живя в Суздале и Переяславле-Залесском, в неспокойной обстановке постоянных междоусобных распрей, которые вели с ее отцом удельные князья, с ранних лет княгиня Евдокия привыкла полагать все свое упование на Бога. В 1367 году она стала супругой благоверного великого князя московского Димитрия Донского († 1389). Их счастливый союз был залогом союза и мира между Московским и Суздальским княжествами. Любовь к супругу и детям княгини Евдокии освящалась ее любовью к Богу. Дела христианского милосердия княгиня и ее супруг сочетали с подвигами поста и молитвы. В своей жизни они полагались на помощь святых, трудами которых была в те времена столь достославна Русская земля.
Время жизни святой благоверной великой княгини Евдокии († 1407) совпадает с эпохой великого игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, тайнозрителя Святой Троицы. Благочестивую чету можно с полным основанием считать учениками преподобного Сергия. Святитель Алексий, митрополит Московский, был близок к княжескому семейству; духовником Евдокии и Димитрия был ученик преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря, святой Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский). Преподобный Сергий был крестным отцом их двоих детей (всего у княжеской четы было 8 сыновей и 4 дочери).
Большой любовью к Богу, Святой Церкви и Родине горела душа княгини. Подвиг великого князя Димитрия по освобождению Руси от монголо-татарского ига разделяла княгиня Евдокия. Поход благоверного князя московского Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими молитвами и делами любви. В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы – всемирно-историческая победа русских на Куликовом поле совершилась в этот праздник. Храм был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным. Храмоздательство и основание монастырей трудами святой благоверной княгини Евдокии содействовали расцвету русского храмостроительства в XIV веке, начало которому было положено постройкой храма в честь Пресвятой Троицы Преподобным Сергием.
Постепенно жизнь святой княгини Евдокии становилась подвигом самоотречения и предания себя всецело воле Божией. В 1383 году великий князь московский должен был явиться к татарскому хану Тохтамышу. Но из-за крайнего озлобления Тохтамыша на князя Димитрия решили послать в Орду его старшего сына Василия, которому в то время было около 13 лет. Святая Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание: князь Василий был задержан в Орде как заложник. В 1389 году благоверный князь Димитрий, не достигнув сорока лет, опасно заболел и отошел ко Господу (память 19 мая/1 июня).
Овдовевшая княгиня видела свою обязанность перед Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Видимо, изначально она мыслила этот монастырь местом своего будущего иночества. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском. Однако не только о строительстве храмов думала княгиня Евдокия: ее главной сокровенной целью после смерти супруга стало устроение внутреннего монашества, созидание храма в собственном сердце. Княгиня Евдокия стала вести тайную подвижническую жизнь. По пышным одеждам, в которых святая княгиня являлась перед людьми, нельзя было догадаться о том, что она изнуряла себя постом, бдением, тяжелыми веригами. Пришлось ей претерпеть и человеческую клевету.
Святая княгиня после блаженной кончины мужа воздерживалась от непосредственного участия в государственных делах, но все же именно с ее советом связано перенесение из Владимира в Москву чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, вызванное нашествием на Москву хана Тамерлана. Пресвятая Богородица отозвалась на всенародную мольбу. В день сретения иконы в Москве (26 августа 1395 года) Тамерлану было грозное видение во сне Светоносной Жены; устрашенный завоеватель отступил от Москвы. В 1407 году, после видения ей Архангела Михаила, предвозвестившего скорую кончину, княгиня Евдокия, «явлением Ангельским от всего земного отрешенная» (см. акафист), решила оставить великокняжеский терем и принять монашество, к которому она шла всю свою жизнь. По ее указанию был написан образ Архангела и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. При переходе в Вознесенский монастырь княгиня Евдокия исцелила слепца, который прозрел, отерев глаза краем ее одежды, также от различных недугов во время этого ее шествия исцелилось 30 человек. В обители княгиня приняла постриг с именем Евфросиния. Кроме смиренного несения иноческих подвигов, тайных для людей, но ведомых Богу, святая княгиня заложила в монастыре новую именную церковь Вознесения. В иночестве святая Евфросиния прожила несколько месяцев: 7 июля 1407 года мирно преставилась ко Господу. Тело ее было погребено в основанном ею Вознесенском монастыре.
Святость преподобной Евфросинии удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на ее гробнице в течение нескольких столетий. Много раз видели, что у гроба святой Евфросинии сама возгоралась свеча. И в XIX веке здесь совершилось несколько чудесных исцелений. Так, в 1869 году, приложившись к гробнице с мощами преподобной, исцелился одержимый отрок. В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девице и вернула ей здоровье. Неизлечимо больной был возвращен к жизни через возложение на него пелены с гробницы святой Евфросинии. Ее духовный подвиг свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости.
Память преподобной Евфросинии совершается 17/30 мая и 7/20 июля.
Полное житие преподобной Евфросинии (в миру Евдокии) Московской
Имя преподобной Евфросинии в миру – Евдокия («Благоволение»). Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, 18 января 1366 г. совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Димитрием Ивановичем. Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне. Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств. Бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских», как говорит летописец.
В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами – внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам – Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств.
Кроме того, почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве «моровая язва», народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась еще одна – страшный пожар в Москве. Море огня охватило улицы города, безжалостно пожирая деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди.
Стон и плач народа достигал княжеского терема, оставляя свой след в сердце юной княгини – и вот тогда-то явила себя Евдокия матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот.
Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 г. литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена.
Юная княгиня непрестанно молилась о родной земле, всеми силами старалась облегчить положение страждущих. Не прошло и пяти лет замужества, как князю Димитрию было необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с Тверским князем Михаилом Александровичем (1399 г.). Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только благословил князя на эту поездку – восьмидесятилетний старец сам сопровождал его до Коломны. В отсутствие супруга Евдокия со всем народом молилась о благополучном возвращении князя. По молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия князь Димитрий Иванович вернулся из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение.
Вся жизнь великокняжеской четы прошла под духовным руководством и благословением великих святых земли Русской – святителя Алексия и преподобного Сергия, а также ученика преподобного – святого Феодора, игумена Московского Симонова монастыря (впоследствии архиепископа Ростовского), который был духовником Евдокии. Преподобный Сергий крестил самого Димитрия и двух его детей, в том числе и первенца Василия (у великокняжеской четы родилось 5 сыновей и 3 дочери). Это был поистине благословенный христианский брак. Автор «Слова о житии. » князя Димитрия находит удивительные и точные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались».
И вот пришел 1380 год – новая разлука с мужем, снова скорбь и молитвы о спасении Отчизны. Утешала надежда на победу, предсказанную преподобным Сергием. Княгиня по праву разделила с великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига, – горячими молитвами и делами любви. В память победы на Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расписан великими иконописцами Древней Руси Феофаном Греком и Симеоном Черным.
Нашествие татарского хана Тохтамыша в 1382 г. стало новым страшным испытанием для Москвы и всей Русской земли. Димитрий Иванович уехал собирать войско сначала в Переславль, а затем в Кострому, оставив в Москве великую княгиню. Из-за опасности взятия Москвы великая княгиня с детьми и митрополит Киприан с трудом сумели выйти за городские стены, после чего Евдокия направилась вслед за князем. На пути она едва не попала в плен. Через три дня осады войска Тохтамыша взяли Москву и сожгли город, после чего обратили в пепелище большую часть русских земель. По преданию, Димитрий Иванович плакал на развалинах Москвы и похоронил убитых на собственные деньги.
В 1383 г. Димитрий Иванович должен был явиться к Тохтамышу, чтобы отстоять у хана права на великое княжение. Из-за крайнего озлобления Тохтамыша решили послать в Орду старшего сына великого князя – Василия, которому было около 13 лет. Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание – сын был задержан в Орде как заложник. Тохтамыш, кроме дани, потребовал за Василия выкуп – 8 тысяч рублей. Сумма по тем временам была огромная, и разоренное Московское княжество не могло выплатить всю сумму. Поэтому Василию пришлось жить в плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. 19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иванович скончался на сороковом году жизни. По свидетельству современников этот день был днем печали и слез для многих русских людей. Летописец записал «Плач великой княгини по умершем муже» – одно из вдохновеннейших поэтических творений Древней Руси. Погребли великого князя в Архангельском соборе Московского Кремля.
Димитрий Иванович передал престол своему сыну Василию, завещав, чтобы соправительницей ему была мать. Великая княгиня воздержалась от непосредственного участия в государственных делах. Еще при жизни супруга она жила истинно по-христиански, а после кончины его повела строго монашескую подвижническую жизнь, надела власяницу, носила под роскошной великокняжеской одеждой тяжелые вериги. Даже перед близкими своими не желала она открывать свои подвиги; устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, но сама не прикасалась к яствам, вкушая постную пищу.
Людская злоба и клевета не обошли ее. По Москве стали ходить нелепые слухи, затрагивающие честь вдовы – княгини. Слухи эти доходили до сыновей. Княжичи, хоть и любили мать и не верили клевете, все же не могли не смущаться. Один из них, Юрий, обратился к матери с вопросом о наветах, порочащих ее. Тогда княгиня собрала всех сыновей своих и сняла часть великокняжеских одежд – дети увидели, что подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело ее иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям». Юрий с другими братьями просили прощения у матери и хотели отомстить за клевету. Но мать запретила им и думать о мести. Она сказала, что с радостью претерпела бы унижение и людское злословие ради Христа, но увидев смущение детей, решилась открыть им свою тайну.
Каждый день Евдокию можно было встретить то в одном из храмов, то в монастыре. Поминая своего покойного супруга, она постоянно делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой. Сыновья великой княгини повзрослели, она стала думать о монастыре, в котором могла бы всецело посвятить себя Богу. В сердце Москвы – в Кремле – устраивает она новый женский монастырь (в то время в Москве были два женских монастыря – Алексеевский и Рождественский) в честь Вознесения. Выбрали место у Флоровских ворот. Отсюда она провожала, здесь встречала своего супруга, возвращавшегося с Куликова поля. Поблизости от ворот находился великокняжеский терем, сожженный во время нашествия Тохтамыша. На этом место бывшего княжеского жилища воздвигла великая княгиня монашеские келлии. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском.
С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых значительных событий духовной истории России. Совершилось оно во время нашествия Тамерлана в 1395 г. Весть о том, что полчища грозного полководца подошли к границам Руси, привели в ужас весь народ. Великий князь Василий, благодаря влиянию матери, проявил твердость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. Но что могла сделать эта малая дружина перед полчищами непобедимого завоевателя, утверждавшего, что вся вселенная недостойна иметь двух правителей?
Народ, подкрепляемый верой в заступничество Божие, вместе со своей княгиней молился Богу. Евдокия совершала сугубые молитвы об избавлении Руси от гибели. Молитва праведницы была услышана Богом. По совету матери Василий Димитриевич повелел принести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. 26 августа 1395 г. великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле.
В тот самый день и час Тамерлан в сонном видении увидел Светозарную Жену, окруженную сиянием и множеством молниеносных воинов, грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.
В 1407 г., после видения Архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, княгиня Евдокии решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию был написан образ Архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Сказание говорит, что вступление великой княгини на монашеский путь было ознаменовано Божиим благословением и чудом. Одному нищему слепцу великая княгиня явилась во сне в канун своего пострига и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в обитель на «иноческий подвиг», слепец-нищий обратился к ней с мольбой: «Боголюбивая госпожа, великая княгиня, питательница нищих! Ты всегда довольствовала нас пищею и одеждою и никогда не отказывала нам в просьбах наших! Не презри и моей просьбы, исцели меня от многолетней слепоты, как сама обещала, явившись мне в сию ночь. Ты сказала мне: завтра дам тебе прозрение; ныне настало для тебя время обещания».
Великая княгиня, будто не замечая слепца и не слыша его мольбу, шла далее и как бы случайно опустила на слепца рукав рубашки. Тот с благоговением и верою отер этим рукавом свои глаза. На виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Народ прославил вместе с прозревшим угодницу Божию. По сказанию, в день пострига великой княгини исцелились от различных болезней 30 человек. Постриг совершился 17 мая 1407 г. в деревянной церкви Вознесения. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросиния («радость»).
А через три дня, 20 мая, произошла закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова. В этом храме великая княгиня определила и место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма, где и почивала она до 1929 г., совершая многочисленные исцеления и даруя благодатную помощь всем, с верою приходящим к ее многоцелебным мощам.
И после кончины, как повествует сказание, преподобная Евфросиния была «удостоена прославления». Не раз отмечено, как у гроба ее сами собой зажигались свечи.
По кончине преподобной постройку храма продолжила великая княгиня Софья Витовтовна, супруга великого князя Василия Димитриевича. Большой пожар не позволил окончить сооружение храма, так что он стоял недостроенным почти 50 лет и, наконец, супруга великого князя Василия Темного – Мария Ярославна – дала обет завершить постройку. В 1467 г. храм был торжественно освящен.
Вознесенский храм стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства. Над местами их погребения воздвигались надгробья. Здесь были погребены Софья Палеолог (1503 г.) – вторая жена Иоанна III, Елена Глинская (1533 г.) – мать Иоанна IV Грозного, Ирина Годунова (1603 г.) – супруга царя Феодора Иоанновича, Наталия Кирилловна (1694 г.) – мать Петра I и другие. Последней упокоена здесь царевна и великая княгиня Наталия Алексеевна (1728 г.), внучка Петра I, дочь царевича Алексея Петровича. К началу XX века в храме стояло 35 гробниц.
Мощи основательницы монастыря почивали под спудом за правым столпом собора, у южной стены. В 1822 г. над мощами была устроена посеребренная рака с сенью.
7 июля 1907 г. в Кремле праздновали 500-летие со дня кончины преподобной Евфросинии. Этот праздник оживил в памяти верующих образ молитвенницы за Русскую землю.
Накануне после литургии крестным ходом с преднесением иконы Вознесения направились из Вознесенского монастыря в Архангельский собор для возложения иконы на гроб Димитрия Донского. Вечером в обители было всенощное бдение, во время которого все молящиеся стояли с зажженными свечами. Утром Божественную литургию служил Московский митрополит Владимир (Богоявленский). По окончании ее присутствующим раздавали юбилейные медали, образки и листки с жизнеописанием преподобной. Многие московские храмы отметили 500-летие торжественными службами.
В 1922 г. раку и сень над мощами изъяли с целью извлечения из нее драгоценных металлов. Мощи преподобной Евфросинии остались в каменной гробнице под полом собора.
В 1929 г. по решению правительства началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея пытались спасти некрополь. Для его размещения выбрали подвал Судной палаты Архангельского собора. Белокаменная гробница преподобной Евфросинии оказалась поврежденной, и вынуть ее целиком из земли не смогли. Мощи преподобной были спасены от уничтожения, но выделить их сегодня вряд ли возможно, т.к. они находятся вместе с другими останками из захоронений в двух белокаменных гробницах XV века.
При вскрытии захоронений среди останков преподобной Евфросинии, кроме небольших частичек ткани от савана, нашли обрывки ее кожаного монашеского пояса с тиснеными изображениями двунадесятых праздников и подписями к ним. Эти святыни вместе с находившимися в гробах сосудами для елея хранятся в фондах музеев Кремля. Обломки каменной гробницы преподобной находятся до сего дня в том же подвале.
Так Архангельский собор Кремля стал общей семейной усыпальницей великокняжеских и царских семей Российского государства.
Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская, соединила подвиг гражданского служения своему народу и родной земле с монашеским подвигом, восстанавливая царское достоинство человека. Недаром изображают ее в древнерусских лицевых рукописях с царской короной. Она становится пятой из святых жен Руси с именем Евфросиния – «Радость». Ибо ее жизнь явилась великой радостью для всей земли Русской.