2 каким образом необходимо формировать данные навыки у ученика

Формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков

Разделы: Литература

Введение

Проблема исследования: каким образом происходит формирование общеучебных умений и навыков на уроках литературы у учащихся 5-х классов средней школы в течение учебного года. Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования – учебная деятельность детей среднего школьного возраста.

Предмет исследования – формирование общеучебных умений и навыков на уроках литературы.

Методологической основой исследования являются учебные и методические пособия к программе курса «Литература» средней школы.

Теоретическую основу составили положения психологии и педагогики о роли общеучебных умений и навыков в учебной деятельности школьников.

Методы исследования: для проверки выдвинутых предположений и решения поставленных задач был проведено педагогическое исследование; наблюдения за деятельностью школьников, беседы; качественный и количественный анализ экспериментальных данных; статистическая обработка результатов эксперимента.

Исследование проводилось на базе средней школы №9 г. Междуреченска Кемеровской области. В эксперименте принимали участие 20 учащихся 5-А класса.

На третьем этапе была проведена статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования, теоретически осмыслены, обобщены и оформлены результаты, сформулированы выводы и рекомендации по совершенствованию процесса формирования общеучебных умений и навыков на уроках литературы.

1. ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1.1. Важность формирования, у обучающихся, общих учебных умений и навыков

Причин неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одной из главных является неумение учиться. Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на формировании у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружить их такими умениями и навыками, которые облегчают учебный труд, делают его привлекательным и позволяют получать радость от процесса обучения.

Особое внимание педагогов привлекают слабоуспевающие дети. Их главный недостаток – несформированность учебной деятельности, неразвитость умственных способностей, умений и навыков учения. [1]

Выделяется несколько уровней развития к сформированности умственных способностей и общих учебных умений и навыков. [2]

У детей, относящихся к высокому уровню, развиты и сформированы общие способности (внимание, память, мышление) и специальные (математические, организаторские и т. д.). Дети этого уровня, как правило, хорошо учатся, саморазвиваются, самосовершенствуются, проявляют большой интерес к изучаемому материалу.

Детей со средним уровнем развития способностей можно разделить на две группы. У первой группы общие способности развиты лучше специальных (единичные способности), у второй – специальные преобладают над общими (групповые способности).

Здесь преобладают дети со средней успеваемостью. Учащиеся привыкли работать согласно с инструктажем, т. е. по готовому образцу, только иногда могут прибегнуть к самостоятельной и даже творческой работе, вызванной ситуативным интересом.

У учеников с низким уровнем развития способностей плохо сформированы и общие и специальные способности (разрозненные элементы). Дети пассивно вовлекаются в учебную деятельность, требуется специальная помощь со стороны учителей.

1.2. Общеучебные умения и навыки

Общеучебные умения и навыки (ОУУН) – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний. Все многообразие ОУУН можно представить в виде четырех групп [4].

1.3. Формирование общеучебных умений и навыков на уроках литературы

Эффективность обучения заметно возрастет, если ребенок начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки – при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить. Т. е. эффективность обучения на уроках литературы напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.

С такими формами деятельности как устная речь, работа на уроке, совместная групповая деятельность, поведение в группе подобную процедуру осуществить достаточно сложно. В частности, ученик (который, как мы знаем, достаточно часто даже читает в своей письменной работе не то, что он там написал, а то, что он собирался написать) в еще большей степени склонен заблуждаться относительно собственной устной речи и поведения. Ребенок, как правило, не может адекватно отследить и оценить, что и как он сказал, что и как он сделал на уроке или в других учебных или неучебных ситуациях.

На протяжении обучения в пятом классе у учащихся должны быть сформированы следующие общеучебные умения и навыки: [5]

В качестве примера занятия, в задачи которого входит формирование и развитие ОУУН можно привести последовательность действий по организации группового задания:

1. Сформировать группу из 3-4 учащихся.

2. Определить и уточнить цели совместной деятельности.

3. Составить план выполнения задания.

4. Распределить обязанности между участниками.

5. Найти способы решения задания.

6. Обсудить варианты выполнения задания.

7. Сопоставить варианты, предлагаемые разными участниками.

8. Принять коллективное решение.

9. Отчитаться в классе о проделанной работе.

Работу с текстом предлагается организовать по следующему плану:

1. Представь, что тебе нужно изучить текст. Не читая его, зафиксируй план, по которому будешь его изучать.

2. Изучи текст, пользуясь своим планом.

3. Составь опорный план, схему или конспект, которые помогут тебе воспроизвести текст.

2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1. Исследование уровня развития ОУУН в начале учебного года

На протяжении учебного года (сентябрь 2006 – май 2007) на уроках литературы в 5-А классе проводилась работа над проблемой оптимизации процесса учебной деятельности школьников.

С целью проверки эффективности проведенных мероприятий было проведено педагогическое исследование, которое включало диагностику уровня развития общеучебных умений и навыков в три этапа:

І этап – в начале учебного года (сентябрь 2006 г).

ІІ этап – в конце первого полугодия (декабрь 2006 г).

ІІІ этап – в конце учебного года (май 2007 г).

Исследование проводилось в 5-А классе средней школы №9 г. Междуреченска. В нем принимали участие 20 учеников 10-11 лет.

Исследование проводилось в естественных условиях.

А класса. Выполнение домашних заданий, участие в дискуссиях, выполнение заданий на уроке оценивались не только с точки зрения знаний, но и с позиций развития определенных общеучебных умений и навыков. Оценка преподавателя фиксировалась в специальной индивидуальной для каждого ученика анкете. Эти данные показали, на формирование и развитие каких ОУУН нужно обратить повышенное внимание при моделировании уроков в общем для всего класса и для каждого ученика в частности. [6]

Для проверки знаний и ОУУН использовались традиционные методы опроса учеников. Результаты оценивались в баллах 3-балльной шкалы:

Для заполнения анкеты используется 3-х балльная система оценки уровня владения ОУУН:

1 – критический уровень (не владеет);

2 – достаточный (частично владеет);

3 – оптимальный (владеет).

Преподаватель наблюдает за учебной деятельностью учеников и фиксирует в соответствующей анкете (приложение 2) оценку ОУУН учащихся, проявляемые при выполнении заданий. После заполнения всех анкет, полученные данные обрабатывались следующим образом.

Сначала необходимо было вычислить в процентах коэффициент уровня ОУУН каждого ученика по следующей формуле:

2 каким образом необходимо формировать данные навыки у ученика,

где 3n – суммарное число контролируемых умений,

Далее следует вычислить средний коэффициент уровня сформированности учебно-организационных умений для класса по формуле:

2 каким образом необходимо формировать данные навыки у ученика,

где m – количество учащихся.

Результаты диагностики по группам общеучебных умений и навыков (коэффициент уровня развития ОУУН для всего класса по основным группам умений и навыков) предоставлены в табл. 1.

Коэффициент уровня развития ОУУН (І этап)

Общеучебные умения и навыкиКоэффициент, %
1. Учебно-организационные46,6
2. Учебно-информационные40
3. Учебно-логические55,5
4. Учебно-коммуникативные50
Общий коэффициент ОУУН48,02

Очевидно, что общеучебные умения и навыки, необходимые для учебной деятельности на уроках литературы, к началу учебного года у учащихся практически не сформированы.

2.2. Исследование уровня развития ОУУН в конце первого полугодия

Второй этап проводился в декабре 2006 года с целью диагностики уровня развития общеучебных умений и навыков к концу первого полугодия.

В результате диагностики был определен коэффициент уровня развития ОУУН для всего класса по основным группам умений и навыков по группам общеучебных умений и навыков (табл. 2).

Коэффициент уровня развития ОУУН по группам (ІІ этап)

Общеучебные умения и навыкиКоэффициент, %
1. Учебно-организационные60
2. Учебно-информационные73,3
3. Учебно-логические72,2
4. Учебно-коммуникативные83,3
Общий коэффициент ОУУН72,2

Как мы видим, общий уровень развития ОУУН – средний уровень, умения и навыки сформировались и развиваются.

Наблюдая за учениками можно заметить, что дети начинают обращать больше внимания на свою устную речь. Если устный ответ записан на магнитофон и ребенок слушает собственную устную речь как чужую, то возникает возможность ее исследовать и корректировать.

Дети начинают корректировать свое поведение и деятельность в социальных ситуациях (тон, интонацию, силу голоса, выбор лексики; а в случае применения видео – мимику, жестикуляцию, позу и т. п.).

Существенно улучшается качество домашней подготовки устных заданий. И соответственно, усиливается эффективность обучения, происходит обучение исследовательской деятельности, самоанализу; обучение умению критически относиться к своим действиям.

У детей появляется опыт, а затем и навык практической работы над коррекцией и организацией собственной устной речи (редактирование, планирование) и деятельности (проектирование, планирование).

2.3. Исследование уровня развития ОУУН в конце учебного года

Третий этап (май 2007 г.) позволил подвести итог работе и ставил своей целью диагностику уровня развития общеучебных умений и навыков в конце учебного года.

Результат диагностики по основным группам общеучебных умений и навыков (коэффициент развития ОУУН для всего класса) предоставлен в табл. 3.

Коэффициент уровня развития ОУУН по группам (ІІІ этап)

Общеучебные умения и навыкиКоэффициент, %
1. Учебно-организационные93,3
2. Учебно-информационные86,7
3. Учебно-логические83,3
4. Учебно-коммуникативные88,9
Общий коэффициент ОУУН88,05

Из анализа результатов диагностики развития ОУУН можно увидеть, что общеучебные умения и навыки на протяжении учебного года сформировались и развились до достаточно высокого уровня. Недостаточно развиты еще учебно-логические умения – они сформированы на среднем уровне. Очевидно, это вызвано общей гуманитарной направленностью обучения на уроках литературы.

На основании полученных данных были выделены три уровня сформированности общеучебных умений и навыков:

Средний уровень (Коуун =60-85%) – ОУУН сформированы частично;

В табл. 4 представлено соотношение количества учащихся по уровням развития общеучебных умений и навыков на протяжении учебного года.

Распределение детей по уровню сформированности ОУУН

(20 человек)I этапII этапIII этапАбсолютное число%Абсолютное число%Абсолютное число%Высокий уровень——2101470Средний уровень9451785630Низкий уровень115515——

Как мы видим, на уроках литературы наблюдается положительная динамика формирования и развития общеучебных умений и навыков. Если в начале учебного года низкий уровень сформированности ОУУН наблюдался у большей половины учеников, то уже к концу первого полугодия 85% учащихся овладели ОУУН на среднем уровне, и к концу учебного года у 70% учащихся ОУУН сформировались на достаточно высоком уровне.

На основании анализа результатов диагностики уровня развития общеучебных умений и навыков у учеников 5-А класса можно сделать следующие рекомендации:

1. Учитель должен учить детей:

а) осознавать и мотивировать свою учебную деятельность;
б) внимательно воспринимать информацию;
в) рационально запоминать (работа с памятками, алгоритмами).

2. Применять такие виды самостоятельной деятельности, как:

а) составление плана ответа;
б) озаглавливание отдельных абзацев;
в) составление тезисов прочитанного;
г) краткое изложение текста 2-3 предложениями;
д) ведение конспекта, написание реферата;
е) выписывание цитат;
ж) запись под диктовку;
з) изложение, сочинение.

а) анализировать;
б) сравнивать;
в) классифицировать;
г) обобщать;
д) систематизировать;
е) выделять главное;
ж) устанавливать причинно-следственные связи.

4. Обучать учащихся использованию выражений: «можно сделать вывод», «итак», «следовательно», «обобщая сказанное».

5. Развивать самостоятельность мышления следующими способами:

а) создавать ситуацию споров;
б) стимулировать свободное изложение материала своими словами;
в) признавать вариативность формулировок;
г) использовать выражения «докажите» и другие подобные.

6. Учить пользоваться:

а) учебником,
б) справочниками, словарями, энциклопедиями,
в) картотекой, каталогом,
г) техническими источниками информации.

7. Учить вести наблюдения.

8. Учить осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

9. Учить вести познавательную деятельность:

а) индивидуально,
б) в паре,
в) группе,
г) в коллективе.

10. Учить сотрудничать при решении учебных задач (объяснять, оказывать помощь и т. д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя результаты педагогического исследования мы видим, что, если в начале учебного года низкий уровень сформированности ОУУН наблюдался у большей половины учеников, то уже к концу первого полугодия 85% учащихся овладели ОУУН на среднем уровне. В конце учебного года у 70% учащихся ОУУН сформировались на достаточно высоком уровне, низкий уровень овладения общеучебными умениями и навыками не наблюдался.

Очевидно, что на уроках литературы наблюдается положительная динамика формирования и развития общеучебных умений и навыков.

Источник

Общеучебные навыки и умения: описание и основные пути развития

2 каким образом необходимо формировать данные навыки у ученика

Одной из наиболее важных задач педагогики вообще и образовательной системы в частности является развитие личности ученика и помощь ему в овладении рациональными приемами самостоятельной работы с информацией. В результате ученик должен научиться сам организовывать свою познавательную активность от А до Я. Достигается же это через овладение общеучебными навыками и умениями – ведущими компонентами учебной деятельности.

Зачастую причина неуспеваемости учащихся, по мнению психологов, как раз и кроется в низком уровне развития общеучебных умений школьников. Это может быть неумение бегло и осмысленно читать и писать, искать и находить материал, запоминать информацию и т.д. В этой статье мы расскажем о том, какими же навыками нужно владеть учащемуся по мере обучения в школе и в общих чертах рассмотрим основы их формирования.

Эта информация поможет вам понять, какую роль играют общеучебные навыки и умения в становлении всесторонней и образованной личности, а также научиться создавать условия, необходимые для успешного обучения, в том числе и для самообразования.

Общеучебные умения и навыки и их классификация

Учебная деятельность – это совокупность множества отдельных действий самой разной структуры. Есть простейшие действия, такие как написание цифр, чисел, букв и знаков, чтение текста и т.д. Эти действия в свою очередь составляют более сложные действия, причем в процессе обучения они должны совершаться безошибочно и быстро, т.е. автоматизировано.

Автоматизированное выполнение простейших действий – это и есть навык, а сами действия, которые выполняются посредством навыков, становятся операциями и составляют элементы более сложных действий. Чтобы выполнять сложные действия, ученику нужно научиться применять знания и навыки, т.е. овладевать умениями.

Общеучебные умения и навыки обуславливают подготовленность учащегося к совершению теоретических и практических действий по самостоятельному получению знаний, совершаемых на основе уже имеющихся знаний и полученного опыта. Сегодня можно найти несколько классификаций общеучебных умений и навыков. Одна из самых популярных принадлежит педагогу-психологу Н. А. Лошкаревой.

Первая группа – учебно-организационные умения и навыки

К группе учебно-организационных умений и навыков относятся:

Общеучебные умения и навыки этой группы важны как на этапе школьного образования, так и в будущей жизни. Формирование этих умений и навыков происходит путем постановки целей каждого занятия (для обучающих и для учащихся). А в процессе каждого занятия необходимо учить учеников планировать выполнение заданий, искать оптимальные методы работы, прививать навыки самоконтроля во время занятий.

Важно контролировать учебный процесс, предлагая учащимся образцы для отработки учебно-организационных навыков, стимулируя их к дальнейшему обучению, осмыслению и творческому применению полученных знаний на практике.

Вторая группа – учебно-интеллектуальные навыки

К группе учебно-интеллектуальных навыков можно отнести:

Буквально для каждого предмета данные навыки имеют огромное назначение. Поэтому нельзя забывать о том, что сами по себе они не появятся. Формирование общеучебных умений и навыков этой группы должно происходить под тщательным контролем, а основываться оно должно на идеях, уже имеющихся у учащихся.

Нужно организовать учебный труд правильным образом. Это обеспечит не только осмысление и усвоение учениками всей преподносимой информации, но и полноценное понимание совокупного объема научных знаний.

Третья группа – учебно-информационные умения и навыки

В группу учебно-информационных умений и навыков входят следующие:

Помочь учащимся овладеть этими навыками и умениями можно с помощью преподавания техники чтения (включая индивидуальный подход к каждому ученику), методов работы с учебными пособиями (включая медиаматериалы).

Четвертая группа – учебно-коммуникативные умения и навыки

В группе учебно-коммуникативных навыков выделяется несколько их подгрупп:

Представленные общеучебные навыки учащихся формируются через подключение учеников к диалогу, развитие их умения высказывать мысли, совершенствование техники письма, развитие навыка активного слушания, а также ведения записей по мере чтения учебного материала или его объяснения учителем.

Одновременно с этим, вне зависимости от группы общеучебных умений и навыков, технология, по которой они формируются всегда будет оставаться единой.

Технология формирования общеучебных умений и навыков

Технология, по которой формируются общеучебные умения и навыки, состоит из нескольких этапов:

Таким образом, мы рассмотрели основную информацию на тему общеучебных умений и навыков. Но в дополнение к ней советуем посмотреть небольшое видео о том, как формируется навык из умения. Это поможет лучше вникнуть в особенности данного процесса. После этого мы поговорим о том, какие существуют общеучебные умения и навыки младших школьников, учеников средних и старших классов и коротко расскажем о мероприятиях, необходимых для их развития.

Общеучебные умения и навыки для трех ступеней обучения

Как уже было сказано, общеучебные умения и навыки применяются учащимися в самых разных типах учебной деятельности. И по мере перехода учеников от начальных классов к старшим, эти навыки будут меняться.

Начальное образование (1-3/4 классы)

Основными направлениями на первой ступени образования являются познавательная и речевая деятельность, а также работа с информацией.

Познавательная деятельность развивается через:

Также учащиеся должны сравнивать отдельные признаки разных объектов, анализировать свои сравнения, искать схожести и различия, объединять предметы по общим признакам. Сюда же можно отнести проведение элементарных измерений, работу с инструментами для решения практических задач.

Необходимо развивать в учениках способность к решению творческих задач, импровизировать, продумывать план работы, проявлять креативность, применять фантазию и воображение, проводить мысленные эксперименты.

Развитие речевой деятельности и умения работать с информацией происходит через:

Плюс к этому учащимся нужно учиться искать, преобразовывать, хранить и передавать информацию, работать с компьютером, словарями, каталогами библиотек, представлять материал в виде таблиц, упорядочивать его по параметрам (буквенным, числовым и т.д.)

Формирование общеучебных умений и навыков школьников младших классов будет происходить намного быстрее и эффективнее, если учащимся будут даваться точные инструкции, примеры, образцы и простые алгоритмы. Но при этом они должны учиться самостоятельно определять последовательность шагов, контролировать и оценивать свои действия, устанавливать причины трудностей, предвидеть их и устранять, находить и исправлять ошибки.

Достичь этого ученики могут, если всегда будут задавать себе специальные вопросы, такие как «Зачем это делать?», «Как это сделать, чтобы добиться результата?», «Достигнут ли результат?», «Правильно ли я все сделал?», «Почему не получилось это сделать» и т.д. Эти вопросы и ответы на них придают мышлению верное направление.

Основное общее образование (5-9 классы)

Получая основное общее образование, учащиеся совершенствуют уже полученные и осваивают новые общеучебные умения и навыки. Основной уклон здесь делается на познавательную и информационно-коммуникативную деятельность.

С целью познания окружающего мира учащиеся учатся наблюдать, проводить измерения, эксперименты и опыты, моделировать, определять структуру объектов познания, искать и выделять взаимосвязи между разными частями одного целого, разбивать процессы на этапы, выявлять причинно-следственные связи.

Ученики должны учиться находить оптимальные способы решения учебных задач, использовать для этого новые и комбинировать уже знакомые алгоритмы, применять их к решению нестандартных задач. Помимо этого, необходимо обучать их:

Особую важность представляет умение различать факты, мнения, гипотезы, доказательства и аксиомы, исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения и проверять их на практике, выполнять лабораторные и практические работы, проводить элементарные эксперименты и описывать их результаты.

Что касается информационно-коммуникативной деятельности, то общеучебные умения и навыки, связанные с ними, включают в себя:

Не менее важно обучать учащихся высказываться письменно, адекватно передавать в письменной форме полученную информацию (полно, выборочно или кратко). Составлять конспекты и их планы, формулировать тезисы, приводить примеры, аргументировать свои слова, делать выводы, перефразировать мысли.

Сюда же можно отнести умение выбирать и применять подходящие языковые средства и знаковые системы (схемы, таблицы, тексты и т.д.), принимать во внимание коммуникативные задачи и ситуации, решать коммуникативные и познавательные задачи, работая с разными источниками информации (книги, учебники, словари, Интернет и т.д.)

Овладевая общеучебными умениями и навыками представленной группы, учащимся необходимо работать и над своей рефлексивной деятельностью. Сюда относятся:

И, конечно же, необходимо стимулировать учащихся к соблюдению социальных норм, правил поведения в обществе, ведению здорового образа жизни, совместной работе с другими учащимися, учету поведенческих ролей, стремлению к внесению вклада в общее дело и его оценке.

Получая основное общее образование, учащиеся не просто овладевают общеучебными умениями и навыками, а осваивают и впитывают в себя нравственные, правовые и эстетические ценности, усваивают свои учебные, социальные и гражданские права и обязанности.

Среднее (полное) общее образование (10-11 классы)

Как и в предыдущем случае, учась в старших классах, учащиеся закрепляют и совершенствуют уже имеющиеся и осваивают новые общеучебные умения и навыки, овладевают новыми способами деятельности. Собственно, и уклон также делается на познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную деятельность.

Познавательная деятельность должна организовываться учащимися самостоятельно, начиная с постановки целей и заканчивая оценкой полученного результата. Должны применяться элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, исследоваться более сложные (чем на предыдущей ступени обучения) реальные связи и их зависимости.

Есть и другие не менее важные умения:

Ученики должны учиться грамотно формулировать полученные результаты, выполнять больше самостоятельных работ, моделировать процессы, объекты и явления, придумывать свои оригинальные замыслы и осуществлять их. Очень важно учить их импровизации и использованию различных художественных средств.

Информационно-коммуникативная деятельность включает в себя работу с материалами с элементами различных знаковых систем (аудиовизуальные материалы, диаграммы, графики, таблицы, тексты и т.д.), выделение главного и второстепенного, критический анализ информации, формулирование выводов в разных формах (полной, сжатой, выборочной и т.д.)

Кроме того, учащихся на этом этапе обучают переводить информацию из одних знаковых систем в другие, выбирать знаковые системы, учитывая особенности коммуникативных и познавательных ситуаций, давать развернутые обоснования суждения и определения, приводить доказательства, самостоятельно подбирать оригинальные примеры.

Есть и целый ряд умений, связанных с работой с текстами:

Еще одно важное умение – это умение адекватно воспринимать язык СМИ, а также пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, систематизации и передачи информации, составления баз данных, представления результатов учебного труда.

Среди более специфических общеучебных умений и навыков на этой ступени обучения можно назвать:

За счет формирования этих общеучебных умений и навыков учащиеся старших классов овладевают способностью оценивать и корректировать свое поведение при общении с другими людьми, выполнении практических задач. Они учатся стремиться к экологичности общения, начинают более глубоко осознавать свою принадлежность (социальную, национальную и т.д.).

Формируется индивидуальное отношение к явлениям и событиям жизни, мировоззрение и взгляды, начинает проявляться социальная и гражданская позиция, личностное развитие, обучение и самообразование начинают восприниматься как фундаментальные средства развития личности.

Не менее важно и то, что благодаря получению полного среднего образования и закреплению полученных умений и навыков выпускники школ подготавливаются к вступлению во взрослую жизнь и осознанному выбору вариантов дальнейшего образования и профессиональной деятельности.

Подведем итог

Мы с вами рассмотрели все общеучебные умения и навыки, которыми овладевают учащиеся младших, средних и старших классов по мере обучения в школе, а также указали на основные пути их формирования и развития. Именно на них всегда должны быть выстроена система передачи знаний в процессе образования.

Интересно и то, что представленная информация может быть полезна не только тем, чья деятельность связана с обучением, но и людям, планирующим или уже активно занимающимся самообразованием. Зная об умениях и навыках, которые мы сегодня рассмотрели, можно разработать очень эффективную стратегию самостоятельного обучения или же доработать уже имеющуюся.

Для повышения эффективности обучения необходимо также осваивать специальные методики, применяющиеся как в государственных, так и в частных образовательных учреждениях. О них мы сегодня, естественно, речь вести не будем, однако напоследок предлагаем посмотреть интересный видеосюжет на тему понимания информации, что в процессе обучения играет одну из первостепенных ролей.

Желаем вам успехов в работе и обучении!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *