1с бухгалтерия история создания
Развитие 1С Предприятия — эволюция платформы
Развитие 1С Предприятия — удивительный процесс продолжительностью около 15 лет. За это время платформа 1С претерпела несколько глобальных перерождений и множество изменений. Предлагаю сегодня в публикации рассмотреть процесс эволюции платформы 1С Предприятие от зарождения до современности.
Появление 1С Предприятие на рынке
1С Предприятие начинает свою историю с 1991 года, когда компания 1С начала выпускать свои первые версии конфигураций для ведения бухгалтерского учета. Это были DOS версии программ, которые позволяли формировать бухгалтерские проводки при внесении документов и позволяли работать в многопользовательском режиме. Программу заметили, стали использовать, это и дало начало для развития 1С платформы в дальнейшем.
Первые продажи конфигураций 1С Предприятие для системы Windows начались в 1995 году, когда пользователи переходили с Windows 3.X на Windows 95. Это была конфигурация 1С Бухгалтерия 6.0, которая могла делать бухгалтерские проводки при проведении документов и имела улучшенный графический интерфейс. На тот момент — это был революционный инструмент, который завоевал популярность бухгалтеров и получил большую известность на рынке экономического софта.
Развитие 1С Предприятия — выпуск платформы 1С Предприятие 7.7
Следующим этапом в развитии платформы 1С является выпуск платформы 1С Предприятие 7.7 в 1999 году. До этого выпускались промежуточные версии, но окончательной реализацией задуманного функционала является именно эта версия платформы. Если до этого конфигурации 1С создавались исключительно для ведения бухгалтерского учета, то с этой версией платформы расширился функционал выпускаемых 1С конфигураций. Появились новые конфигурации, ориентированные на другие области применения, такие как «1С Торговля и склад» для учета складской деятельности, «1С Зарплата и управление персоналом» для расчета заработной платы, «1С Производство услуги бухгалтерия» для автоматизации учета производственных предприятий и др.
Что касается технического оснащения платформы, то тут был значительно изменен язык программирования, добавлен улучшенный функционал и произведена оптимизация системных требований для работы с программой.
В платформе появились объекты данных 1С Предприятие, используя которые стало возможно разрабатывать учетные системы. Объекты данных 1С — стали базой платформы 1С, которые отличали её от других языков программирования. В процессе эволюции платформы, количество объектов данных и их функционал расширялся с выходами каждой очередной версии 1С Предприятие.
Предлагаемые конфигурации приобрели популярность как у мелких организаций, так и у достаточно крупных предприятий. Но поскольку выпускаемые конфигурации 1С Предприятие 7.7 не могли учесть всех нюансов работы предприятий, для многих компаний появилась необходимость в их доработке под свои бизнес-процессы. Это спровоцировало массовую потребность в программистах 1С, которые могли реализовать необходимый для работы предприятия функционал в предлагаемых базовых конфигурациях 1С.
Чтобы обеспечить эти потребности компания 1С начала создавать региональную сеть франчайзи, в которой набирались специалисты, желающие освоить программирование в среде 1С, изучить функционал типовых 1С конфигураций для дальнейших доработок конфигураций 1С под потребности заказчиков. Профессия программиста 1С Предприятие стала одной из самой востребованной на рынке труда и, соответственно, одной из очень хорошо оплачиваемой. Эта тенденция сохраняется до настоящего времени.
Выпуск 1С Предприятие 8.0 в развитии 1С Предприятие
Развитие 1с предприятия продолжилось в 2002 году, в котором была выпущена новая версия платформы 1С Предприятие 8.0. В этой версии интерфейс стал ещё более дружелюбный, не уступающий другим офисным приложениям Windows. Функционально были добавлены новые объекты конфигураций, были изменены функций языка программирования, расширен язык запросов. Одним из передовых изменений стало появление механизма формирования отчетов. Отчеты 1С стало возможно формировать из скомпонованных запросом данных, а не только средствами программирования. Это улучшило общую визуализацию 1С отчетов и их функциональности – в отчетах на базе СКД появились легко создаваемые расшифровки, механизмы группировок, отборов, форматирования.
В версиях 1С Предприятие 8 стала более гибкой система лицензирования. Ключи защиты 1С Предприятие 7.7 имели материальный носитель и делились на одно-пользовательские и много-пользовательские, при этом в много-пользовательских версиях могло работать неограниченное количество пользователей. Серверные ключи так же давали доступ неограниченному количеству пользователей к серверным базам. Ограничения носили технический характер, связанный с мощностями оборудования, где были установлены базы 1С. В версиях 1С Предприятие 8.0 эта концепция поменялась — ключи 1С стали индивидуальными под конкретное число пользователей. К тому же лицензии 1С начали предлагаться в двух видах – в виде флешки (аппаратные лицензии) и в виде пин-кодов (программные лицензии). Подробнее о системе лицензирования вы можете прочитать в статье Система лицензирования 1С Предприятие.
Дальнейшее развитие 1С Предприятие 8.х
В 2006 году была выпущена версия 1С Предприятие 8.1, которая являлась улучшенной версией своей предшественницы.
В 2009 году вышла в свет новая платформа 1С Предприятие 8.2 в которой реализован новый эволюционный функционал — произошло разделение на клиентские и серверные процедуры. Если раньше все процедуры 1С были серверные и выполнялись ресурсами систем, на которой были установлены, то в этой версии стало возможно определить, где выполнять процедуры и функции – на сервере или на клиенте. Это позволило разгрузить маломощные пользовательские компьютеры, выполняя тяжелые операции на сервере и результат выполнения передавать на клиентские компьютеры для визуализации.
Разделение процедур и функций на клиентские и серверные позволило реализовать работу 1С Предприятие через интернет. Для этого необходимо опубликовать базу 1С на веб-сервере и дать доступ через веб-браузер или через платформу на тонком клиенте 1С.
Вместе с этим интерфейс конфигураций 1С стал намного приятнее, расширились многие пользовательские функции для работы с формами списков и формами объектов 1С, появились настройки пользовательского интерфейса, изменилось в лучшую сторону представление меню и форм вывода отчетности.
Выпуск 1С Предприятие 8.3 в развитии 1С Предприятия
В 2012 году была выпущена ознакомительная версия 1С Предприятие 8.3, в которой развитие 1с предприятия продолжилось. Основными направлениями расширения функционала платформы стала интеграция с различными Web-технологиями. В платформе реализована возможность разработки мобильных приложений, расширились механизмы работы с http, появились новые механизмы интеграции с веб и приложениями. Также появилась возможность полноценной работы с Linux системами. Эти технологии развиваются и по текущий день.
Другим знаменательным отличием вышедшей платформы стало создание современного режима представления данных «Такси». При активации этого режима функции управления программой располагаются по подсистемам, делая визуализацию приложения более приятной и логичной. Эта технология расположения функциональных блоков применяется по сегодняшний день.
Развитие 1С Предприятия сегодня
На сегодняшний день развитие 1с предприятия не закончено. Совсем недавно компания заявила о выходе 1С Предприятие 8.4. Основным направлением разработки платформы является оптимизация работы высоко-нагруженных 1С конфигураций и освоение Web-технологий.
Забыл упомянуть о ещё одной интересной разработке — 1C:Enterprise Development Tools, цель которой – отказ от платформы 1С. Удивлены? Эта разработка началась сразу, как только появилась возможность публикации базы 1С на веб-сервере. Она представляет собой набор скриптов для работы с данными 1С Предприятие через браузер без использования платформы 1С. Вот такое перспективное направление развития системы 1С с очень далеким прицелом…
Резюмируя сказанное, делаю однозначный вывод, что на текущий день платформа 1С Предприятие имеет весь спектр функций, необходимый для работы современного приложения:
И это только поверхностная оценка. Если копать вглубь, то найдутся многие другие алмазы платформы 1С, делающие её конкурентной как на российском рынке, так и за границей.
История создания и развития 1С
История 1С Предприятия начинается в далёком 1991 году. Начало его развития так же туманно, как и многого другого отечественного софта начала девяностых годов.
История версий
История 1С начинается с начала девяностых — первые версии 1С выпускались под DOS — это были 3.0, 4.0, 5.0. В них только начинает зарождаться принцип отражения хозяйственных операций «документами», вводится понятие «печатная форма». Появился первый вариант встроенного языка, который использовался для редактирования проводок в системе. Естественно, версии под DOS в те времена не получили особой популярности.
Первая версия 1С под Windows
В 1995 1С начинает продажи очередной версии 1С предприятия — 6.0. Программа, написанная для ОС Windows, становится настоящим хитом в своей сфере. Возможно, только благодаря версии 6.0 огромное количество бухгалтеров решилось начать осваивать компьютер, в те годы домашний компьютер был абсолютной редкостью. 1С Бухгалтерия продаётся по всей стране с огромным успехом. В основном 1С вышла на сегодняшний уровень благодаря уникальной системе дистрибуции — сети компаний-партнеров.
Новый уровень — 7.7
Следующим шагом в истории стала выпущенная в 1998 году новая версия под Windows 95 — 1С 7.0. Это стало настоящим прорывом в своей области. В 1С Предприятии появилась совместимость с MS SQL. В 1С появляется полноценный конфигуратор и отладчик.
Казалось бы, что может быть лучше 7.7?
А в 2002 году появляется на свет версия 1С предприятия — 8.0. Восьмерка отличалась от предшественников улучшенной производительностью — 1С готовилась соревноваться с мировыми гигантами в области ERP. Среди новшеств в 8 — уникальный язык запросов, система компоновки данных и многое другое. Позже была версия 8.1, которая отличалась от старшего собрата полностью переработанной системой клиент-серверного взаимодействия, наличием веб-сервисов, усовершенствованным СКД и т.п.
Выход 8.2
Выход платформы 8.2 дал нам новые понятия в сфере 1С — тонкий клиент, веб-приложение. Теперь система могла стабильно работать на узких каналах связи. А особо красиво смотрится 1С в браузере. 8.2 также принесла нам новый объект метаданных — «Внешние источники данных», с помощью которых Вы можете напрямую подключаться к сторонним источникам: базам sql, dbf, excel и т.д.
Облака и гаджеты — новые тренды 8.3
Сейчас фирма 1С не упускает и новые тренды этого поколения — гаджеты и облака. На данный момент актуальна версия программы 8.3.х, в которой 1С не упустила из виду мобильные приложения. Уже сейчас с помощью платформы возможно создание отдельного мобильного приложения, которое без труда может быть запущено на устройстве с ОС Android или iOS.
1С 8.4 — дата выхода и новшества
Получите понятные самоучители по 1С бесплатно:
Уже сейчас фирма 1С выпустила ознакомительную версию новой платформы 1С 8.4. Она будет отличаться повышенной производительностью и возможностями масштабирования.
Дата выхода 1С 8.4 пока не уточняется.
К сожалению, мы физически не можем проконсультировать бесплатно всех желающих, но наша команда будет рада оказать услуги по внедрению и обслуживанию 1С. Более подробно о наших услугах можно узнать на странице Услуги 1С или просто позвоните по телефону +7 (499) 350 29 00. Мы работаем в Москве и области.
Интерьер кабинета директора компании «1С» Бориса Нуралиева аскетичен: стол, стандартные шкафы, стеллажи. На полках — желтые коробки компьютерных программ его фирмы. Здесь в октябре 2008 года проходила встреча Нуралиева и Елены Ивашенцевой, старшего партнера инвесткомпании Baring Vostok Capital Partners, заинтересованной в приобретении для фондов доли в «1С». До этого Нуралиев крайне редко общался с представителями инвестиционного сообщества.
Стиль жизни основателя «1С» так же скромен, как и обстановка его кабинета. Его редко видят в костюме — создатель компании предпочитает пиджаку свитер, а на корпоративные мероприятия надевает, как и другие сотрудники, ярко-желтую тенниску или толстовку. До середины 2000-х годов он сам водил старенькую «Волгу». И только когда его перестали пускать на министерские стоянки, «1С» купила для него Audi A8. Речь между тем идет о человеке, который возглавляет компанию с годовой выручкой в несколько десятков миллиардов рублей.
Компания и ее основатель очень скрытны: «1С» существует больше 20 лет, но не раскрывает свои финансовые показатели и состав акционеров. Известно только, что ею владеют около десятка сотрудников. Согласно ЕГРЮЛ, Нуралиеву принадлежит 32% ЗАО «1С». Личность владельца не единственное, что подогревает интерес к одной из старейших IT-компаний. За последние 10 лет «1С» сумела обойти на российском рынке программ управления для среднего и крупного бизнеса таких грандов, как Oracle и Microsoft, и уступает только немецкой SAP. Ее продуктами теперь пользуются даже дочерние компании и представительства международных холдингов, таких как Komatsu, Toyota, Pernod Ricard. Почему российские «1С» покупают охотнее, чем иностранные программы?
Фифти-фифти
Нуралиев любит повторять, что секрет «1С» «в выстраивании бизнеса через партнеров». В 1987 году он стал руководителем хозрасчетного отдела НИИ Госкомстата, до этого работал в экономико-статистическом институте. Вскоре ему пришлось решить «нетипичную задачу» — создать «электронный телетайп», чтобы подключать вместо объединенных в сеть электромеханических коробок персональные компьютеры. Такие как, например, только появившаяся в СССР гэдээровская новинка «Роботрон СМ1910». Нуралиев с тремя товарищами написал программу для телетайпа. Их отдел — а затем кооператив — стал ею торговать, ездить к заказчикам. Однажды, вернувшись из якутского Госстата, они обнаружили заказ якутского же Госснаба. Лететь обратно в 55-градусный мороз не хотелось, и они предложили местному инженеру, поработавшему с ними, сделать все самому. За половину цены «коробки» с программой. Оказалось, что люди с удовольствием берутся за такую работу. К концу года специалисты по электронным телетайпам были по всей стране, а продажи составили 6000 коробок. «Для кооператива это был бешеный тираж», — вспоминает Нуралиев. Получилось так, что не они, а сотни, а потом и тысячи директоров думали, как продать их продукт. «Эта сеть и помогала потом опережать, казалось бы, не менее успешных коллег», — говорит он.
Тогда Нуралиев применил правило, которое легло в основу его взаимоотношений с партнерами. Он готов делиться с дистрибьюторами частью дохода, предлагая беспрецедентные на рынке скидки. Нуралиев отдает партнерам 50–55% стоимости «коробки» или услуги. В отличие от западных вендоров, SAP или Oracle, «1С» не работает сама с конечными покупателями своих программ. Этим занимаются партнеры.
Перерождение дилеров
В 1994 году мелкие и средние компании уже могли позволить себе продукты подороже, а их владельцы понимали необходимость современной бухгалтерии. Заметив изменения спроса, «1С» выпустила программу «Бухгалтерия 6.0» для Windows. Квалификации бухгалтеров уже не хватало, и продавцу пришлось задуматься о техподдержке. «1С» могла пойти традиционным путем, расширяя штат техслужбы, но даже самая гениальная служба поддержки не смогла бы обеспечить качественное сопровождение продукта по всей стране.
Для дилеров плата за статус франчайзи была весьма существенной, вспоминает Марина Слесаренко, замдиректора «1С», а в то время — директор фирмы «Интегратор» из города Волжский. «Нуралиев убеждал дилеров, что для них счастье, если он будет с них деньги брать, а не напрямую с клиентов. Пока он с них деньги берет, значит заинтересован, чтобы они хорошо жили», — рассказывает она.
Но убедило дилеров не только это. Франчайзи было предложено не 50% скидки с цены продажи продукта конечному покупателю, как у обычного дилера, а 55%. В середине 1996 года из 1500 компаний-партнеров во франчайзи «1С» записалось 85, а к концу года их число выросло до 590. Партнерская сеть работала на продажу не только софта «1С», но и чужого — тех же программ Microsoft и т. д. Сейчас «1С» зарабатывает на своем деловом софте больше 35%, еще 40% — на игровом. Остальное — программы сторонних вендоров.
Успех собственных продуктов «1С» объяснялся и тем, что компания наладила тесные отношения с налоговиками. «Изменения в законодательстве всегда публикуются заранее, — объясняет Нуралиев. — Другое дело, что, когда документ готовится, у него может быть несколько вариантов, и разработчикам приходится делать две-три версии программы, а иногда даже оставлять в ней «переключатель».
Популярность «1С» подтверждалась частотой появления пиратских версий. Как считает руководитель одной софтверной компании, примерно половина гулявшего по рынку тиража могла приходиться на пиратские копии. Начать бороться с этой проблемой удалось только в 1997 году, после выхода драконовской антипиратской статьи в УК, по которой за нарушение авторских прав полагался тюремный срок.
Нуралиев не напрасно холил дилерскую сеть. В 2010 году, по данным компании EMTG, число франчайзи «1С» достигло 6000. Такой сети не было даже в отраслях с развитым франчайзингом — например, у розничной X5 Retail Group было 610 франчайзи, у «Спортмастера» — 157, у «Росинтера» — 109. «Ничего подобного по масштабу нет ни у одной софтверной компании в мире», — заявляет Ивашенцева из Baring Vostok. Сейчас в сети «1С» примерно 10 000 предприятий, на них работает более 150 000 разработчиков. А персонал самой «1С» не превышает 1000 сотрудников.
В разгар кризиса к Нуралиеву пришел руководитель направления игровых программ Юрий Мирошников и предложил сделать авиасимулятор, который конкурировал бы с игрой от Microsoft. «Было страшновато», — вспоминает Нуралиев. «1С» и раньше занималась играми, которые бурно развивались в России до кризиса, и в 1996 году даже выпустила сделанную по мотивам мультфильма «Следствие ведут колобки» игру«Братья Пилоты». Нуралиев рискнул. В 2001 году игра «Ил-2. Штурмовик» одновременно вышла в России и на западных рынках (там издателем была французская Ubisoft). Специализированный сайт Imagine Games Network (IGN) включил ее в Топ-25 игр всех времен и народов. В магазинах Walmart «Ил-2» обошел по продажам Microsoft Flight Simulator, сообщала исследовательская компания NPD.
Но вскоре «1С» пришлось сосредоточить внимание на профильном бизнесе. Компания ощутила давление серьезных конкурентов на рынке средних предприятий, которые стали внедрять системы управления ресурсами (Enterprise Resource Planning, ERP).
Встречный бой
Предугадав рост спроса на восточноевропейском рынке, в 2002 году Microsoft купила производителя программного обеспечения для «середняков» Navision. Через год SAP — лидер в разработке управленческих программ для крупных компаний — тоже вышла на российский рынок средних предприятий. Мировые гранды шли «сверху» — от крупных клиентов к средним.
Нуралиев пошел в новую нишу «снизу». На вопросы журналистов о конкуренции с мировыми корпорациями он отшучивался, называя происходящее «встречным боем». В 2003 году «1С» выпустила восьмую версию системы «1С: Предприятие». Она предназначалась для компаний с сотнями рабочих мест и крупнее. Через два года, по расчетам исследователя рынка IDC, «1С» на российском рынке ERP держала 9,7%, а в 2011 году — 31,6%, оставив позади, например, Oracle.
За счет чего Нуралиев успешно вел «встречный бой»? «1С» помогло развитие рынка. На волне экономического роста уже работавшие на продуктах «1С» малые предприятия быстро росли, превращались в «середняков». И переходили на более сложные программы поставщика. Но был еще один фактор — та самая «партнерская сеть». Олег Новиков, генеральный директор издательства ЭКСМО, вспоминает, что в 2011 году они решили перейти с SAP на «1С», переоснастив 500 рабочих мест. «Если возникали проблемы, до SAP трудно было достучаться, — рассказывает он, а специалисты из партнерской компании «1С:Рарус» были рядом». «1С:Бухгалтерия» находится на рынке с незапамятных времен и стала таким же стандартом бухучета почти в любой компании, как MS Windows — операционной системой почти для любого компьютера. Отъедать рыночную долю всегда сложнее, чем захватывать пустой рынок», — говорит Виктор Цыганков, аналитик IDC.
Анатолий Карачинский, глава компании IBS Group, осторожнее в оценках. Он считает, что, хотя «1С» сделала потрясающую работу, показав, как локальный разработчик может создать стандарт бухгалтерской программы, заслуги компании Нуралиева на рынке ERP не стоит преувеличивать. «1С» завоевала бухгалтерский рынок за счет хорошей системы распространения и большого числа партнеров, которым они дали возможность зарабатывать на консалтинге и внедрении программ, — говорит он. — Но на рынке сложных ERP-систем борются все-таки SAP и Oracle, а «1С» предстоит ответить на вызов — подняться от бухгалтерской системы, ставшей стандартом для мелкого бизнеса, в сегмент крупных ERP».
«Топчемся на месте»
Время схем, работавших еще с девяностых годов, стремительно заканчивалось. Такие IT-фирмы, как «Ситроникс» и «Армада», к этому времени уже вышли на IPO. Собирались стать публичными Kaspersky Labs и Verysell. «В начале 2008 года у всех [IT-фирм] был такой замах — выйти на IPO, построить гигантов, — вспоминает Нуралиев. — И что же, все будут гиганты, а мы карлик?» Свой рассказ директор «1С» продолжает фразой из фильма «Семь стариков и одна девушка»: «Женщины уже в волейбол играют!».
Компании нужно было расширяться, скупать других участников рынка. Нуралиев говорит, что слияния и поглощения «1С» проводила «на свои и никогда на это кредитов не просила». «Наш бизнес всегда был достаточно рентабельным», — рассказывает он, но ни выручки, ни прибыли не называет. По подсчетам Forbes, в 2011 году его компания заработала 23,7 млрд рублей (против 18,5 млрд рублей в 2010-м), что подтверждает источник Forbes, близкий к компании.
Первую крупную покупку Нуралиев совершил еще в 1996 году. Он решил тогда превратить одну из партнерских компаний, как он шутя говорит, в «показательный колхоз», предложив Дмитрию Казачкову, основателю компании-партнера «Рарус», стать СП с распределением долей «50 на 50» — чтобы было к кому партнеров водить, показывать историю успеха. Казачков согласился из чистого прагматизма: доля «1С» в компании — это гарантия для бизнеса.
Сергей Рыжиков, гендиректор «1С-Битрикс», вспоминает, что их фирма всегда «тянулась к тем же компаниям, с которыми работает «1С», и что интернет-торговле нужен не только сайт, а программная интеграция со складом и бухгалтерией». Кроме того, у «Битрикса» была похожая партнерская сеть примерно из 1500 фирм-внедренцев. Вскоре они встретились с Нуралиевым и договорились о совместном бизнесе «50% на 50%». Акционеры «Битрикса» согласились, «потому что поверили Борису». «Он не юлит, говорит откровенно о своих целях и вызывает встречную откровенность», — говорит Рыжиков.
Расширяя присутствие на рынке, Нуралиев был вынужден отказаться от привычной схемы приобретения только на собственные средства. Менеджмент «1С» начал прислушиваться к предложениям то и дело появлявшихся на пороге инвесторов. Человек, знакомый с происходившим тогда в компании, уверяет, что искать деньги на рынке пришлось не от хорошей жизни. В кризис многие партнеры «1С» прекратили платежи. Борис Нуралиев утверждает, что, например, в 2008 году выручка компании выросла только на 8%, хотя за год до того она почти удвоилась. Он считает, что «1С» неплохо прошла пик кризиса в 2009 году — выручка упала на 13%, притом что, по оценке IDC, рынок в целом просел более чем на 40%. Нуралиев объясняет это сохранением спроса на деловые программы.
В октябре 2011 года Private Equity Fund IV получил 9% специально созданного кипрского офшора «1C Ltd.» Остальные доли в нем принадлежат ЗАО «1С», в котором были консолидированы активы компании.
На что «1С» тратит средства, полученные от сделки с Baring Vostok? Он ускорил создание совместных предприятий с компаниями-партнерами. Если в 2001 году у «1С» было около десятка совместных и «дочерних» бизнесов, то в 2011 году их число перевалило за сто. Но это не все.
Нуралиев покупает активы, которые позволят инвесторам воспринимать «1С» как диверсифицированный бизнес в области хай-тека, а не просто разработчика бухгалтерских программ и дилерскую сеть», — полагает топ-менеджер одной из международных софтверных компаний. Как правило, рынок оценивает такие фирмы дороже, напоминает он. А Нуралиев не исключает выхода на IPO и признается, что один из аудиторов «большой четверки», который он не называет, проводит аудит «1С».
Что же покупает Нуралиев? Компания активно расширяет быстрорастущее направление компьютерных игр. К концу 2010-х годов «1С» провела серию слияний и поглощений, купив разработчика «Бука», долю в Avalon Style Entertainment, проинвестировала в создание фирмы Nival Network и приобрела издателя игр для консолей «СофтКлаб». Другое направление инвестиций — скупка «облачных» компаний и разработка этой технологии. Эту модель называют SaaS (Software as a Service — «Софт как услуга»): технология дает возможность компаниям держать программы и базы данных не на своих серверах, а у поставщика услуги и пользоваться ими в интернете. Летом 2011 года «1С» встроила «облачные» возможности в свою программу «1С:Предприятие 8.2», а уже в мае 2012 года на сайте 1СFresh стали доступны «облачные» программы «1С: Управление небольшой фирмой», «1С: Бухгалтерия 8» и др. Пионерами применения «облачных» технологий среди российских компаний стали в 2008 году небольшие фирмы «МойСклад» и «Мегаплан». Их-то и купила в 2012 году «1С».
Эксперты называют SaaS «убийцей посредников», но вопреки всем правилам Нуралиев по-прежнему отдает партнерам настройку облачного софта и оставляет им 50% выручки. Только теперь не за «коробку», а за услугу. В чем же логика? Те, кто хорошо знает Нуралиева, просто не советуют ее искать. «Есть человеческая логика: вот проблема — вот решение, но логику решений Нуралиева, которые приводили к эффективным результатам, я никогда не мог понять», — говорит Сергей Белоусов, основатель работающей по всему миру софтверной компании Parallels. «Борис — представитель очень продвинутой, но не гуманоидной расы», — улыбается он.