1988 1990 годы в истории ссср стали периодом

1988 1990 годы в истории ссср стали периодом

ТЕМА 25. СССР в годы «перестройки»

1. Предпосылки реформ.

К середине 80-х годов в социально-экономической системе СССР развились кризисные явления. Советская экономика окончательно утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Кризисная ситуация сложилась в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть в начале 80-х годов). В последние десятилетия СССР и Россия в его составе по мировым показателям резко отставали по продуктивности сельского хозяйства. Практиковался остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры.

«Застой» в экономике сочетался с большим удельным весом военных затрат в бюджете (45 % средств расходовалось на ВПК), падением жизненного уровня, что вызывало объективную потребность в радикальных преобразованиях.

В 1965—1985 годы завершилось формирование основных институтов советской бюрократической системы. Одновременно все более отчетливо проявлялись ее неэффективность и порочность (коррупция, протекционизм и т. д.). Происходила деградация правящей верхушки общества — номенклатуры, ставшей оплотом консерватизма. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие, больные лидеры.

Ю.В. Андропов, занявший после смерти Брежнева (ноябрь 1982 года) пост Генерального секретаря ЦК КПСС, попытался развернуть борьбу с коррупцией, обновить систему за счет ее очищения от «разложившихся» элементов номенклатуры и укрепления дисциплины в обществе. Но эти начинания приняли характер традиционной советской кампании, а после смерти Андропова (февраль 1984 года) и вовсе были свернуты. Высший пост в государстве занял близкий соратник Брежнева 73-летний К.У. Черненко, скончавшийся в марте 1985 года.

Обозначился кризис и в социальной сфере. В начале80-х годов реальные доходы на душу населения (по сравнению с 1966—1970 годами) уменьшились почти в три раза. Постепенно, несмотря на развитие науки и техники, ухудшалось качество здравоохранения — СССР занимал 50-е место в мире по уровню детской смертности.

Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий слоя управляющих. Отчуждение от политической власти, сре дств пр оизводства, а фактически и от гражданских прав привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности.

Ужесточение идеологического контроля, преследования инакомыслящих обернулось развитием диссидентского движения, несмотря на свою малочисленность, получившего широкий резонанс за рубежом.

К середине 80-х годов экономическая несостоятельность великодержавных притязаний Советского Союза стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства «третьего мира».

Бессилие советской военной машины демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу, т. е. к ресурсосберегающим технологиям и наукоемким производствам (микроэлектронике, информатике, робототехнике).

2. «Новое политическое мышление» в международной политике.

В октябре 1986 года состоялась встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике, которая обозначила начало нового геополитического курса СССР. М.С. Горбачев предложил Р. Рейгану ликвидировать все ракеты средней дальности, при этом Советский Союз шел на большие уступки, чем США. Хотя инициатива Советского руководства не была поддержана американской стороной, данное заявление имело большой международный резонанс. В 1987 году страны Варшавского договора выработали новую сугубо оборонительную военную доктрину, предусматривающую сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов «разумной достаточности». Наряду с идеями конверсии, реализуемой в СССР, принятие оборонительной доктрины демонстрировало желание СССР добиться реальных сдвигов в процессе разрядки напряженности. Оказывало влияние и стремление снизить военные расходы (минимально 25 % госбюджета СССР). Сопротивление отдельных представителей военного руководства новому курсу было предотвращено чисткой в армии после беспрепятственного приземления 28 мая 1987 года на Красной площади самолета гражданина ФРГ Матиаса Руста. Новым министром обороны 30 мая 1987 года стал генерал армии Д.Т. Язов, сменивший на этом посту С.Л. Соколова.

Помимо М.С. Горбачева и министра иностранных дел Э.А. Шеварднадзе большую роль в разработке и реализации концепции «нового мышления» сыграл А.Н. Яковлев, с сентября 1988 года занимавший должность председателя Комиссии ЦК КПСС по вопросам международной политики.

На состоявшейся в Вашингтоне третьей встрече президента США Р. Рейгана и М.С. Горбачева 8 декабря 1987 года стороны подписали соглашение об уничтожении ядерных ракет средней и малой дальности. В течение трех лет Советский Союз брал на себя обязательство демонтировать 1752 ракеты, США — 869. Арифметический проигрыш компенсировался общим снижением напряженности, началом реального процесса разоружения. Вскоре после вашингтонской встречи 15 февраля 1988 года СССР начал вывод войск из Афганистана. Ровно через год, 15 февраля, последний солдат 40-й армии вернулся домой. Война была закончена. Весной 1989 года Президиум Верховного Совета С ССР пр инял указ о сокращении армии на 500 тыс. человек, а также расходов на оборону на 14,2 %. Вывод советских войск из Афганистана, наряду с возвращением вьетнамских войск из Кампучии, сделал возможным диалог с Китаем. Началось урегулирование спорных территориальных вопросов. В мае — июне 1989 года М.С. Горбачев совершил поездку в Китай, в результате которой СССР пошел на изменение границ по фарватеру пограничных рек.

В 1990 году М.С. Горбачев получил Нобелевскую премию мира. Реакция на это в Советском Союзе была двойственной: с одной стороны, в 1989 году закончилась афганская война, опасность нового конфликта также снизилась, с другой — СССР терял свои позиции в мире. Международный авторитет М.С. Горбачева возрастал обратно пропорционально падению престижа Советского Союза.

3. Реформа политической системы.

Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований относится к апрелю 1985 года и связано с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева (избранного на этот пост на мартовском пленуме ЦК).

Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, 1988 1990 годы в истории ссср стали периодомвнесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), с другой — в устранении политических противников Горбачева и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик).

Первоначально (начиная с 1985 года) в качестве стратегии ставилась задача совершенствования социализма и ускорения социалистического развития. На январском пленуме ЦК КПСС 1987 года, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 года) М.С. Горбачевым была изложена новая идеология и стратегия реформ. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе, и ставилась задача создания новой модели социализма — «социализма с человеческим лицом».

В идеологию «перестройки» были включены некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, представительной демократии (парламентаризма), защиты гражданских и политических прав человека). На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в С ССР гр ажданского (правового) общества.

Демократизация и гласность стали выражениями новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась так же, как основа для осуществления радикальных экономических реформ.

На данном этапе «перестройки» широкое развитие получила гласность, критика «деформаций социализма» в экономике, политике, духовной сфере. Советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в свое время врагами народа, так и деятелей 1988 1990 годы в истории ссср стали периодомрусской эмиграции различных поколений. В августе 1990 года были приняты указы Президента СССР М.С. Горбачева о реабилитации жертв политических репрессий 1920-х — 1930-х годов и о возвращении советского гражданства всем, кто был его лишен с 1966 по 1988 годы.

В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма. В марте 1990 года была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Ее юридическое обоснование нашло отражение в Законе об общественных объединениях (1990).

В 1989—1991 годы были сформированы основные партийно-политические партии и блоки. Кризис КПСС привел к идейному расколу партии и образованию ВК П( б) (Н.А. Андреева), Российской коммунистической рабочей партии (В.А. Тюлькин), движения «Трудовая Россия» (В.И. Анпилов ), Коммунистической партии РСФСР (И. Полозков, затем Г.А. Зюганов) и др. партии социал-демократического типа включали в себя: Социал-демократическую партию России (О. Румянцев, В. Шейнис), Социалистическую пар тию трудящихся (Л.С. Вартазарова ), Народную партию свободной России (А.В. Руцкой) и др. Либеральный спектр политических сил был представлен движением «Демократическая Россия» (Е.Т. Гайдар), Демократической партией России (Н.И. Травкин), Республиканской партией РФ (В.Н. Лысенко) и др. Фланг праворадикальных и консервативных партий был следующим: Христианско-демократическая партия России (А. Чуев ), Монархическая партия, Крестьянская партия России и др. Национально-патриотические : Русский национальный собор (генерал А.Н. Стерлигов ), Российский общенародный союз (С.Н. Бабурин), Либерально-демократическая партия (В.В. Жириновский) и др. Образовались радикал-националистические партии: Национально-патриотический фронт «Память» (Д.Д. Васильев), Всероссийское общественное патриотическое движение «Русское национальное единство» (А.П. Баркашов ), Национально-республиканская партия (Н.Н. Лысенко) и др.

Для определения законодательной политики в стране вновь вернулись к традиции созыва Съездов народных депутатов в качестве высшего законодательного органа страны. Съезд формировал Верховный Совет СССР (фактически парламент). На основе закона об изменении системы выборов от 1988 1990 годы в истории ссср стали периодом1988 года вводился принцип альтернативных выборов народных депутатов СССР. Первые альтернативные выборы проходили весной 1989 года. После этого состоялся в мае — июне 1989 года. Первый съезд народных депутатов, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев. Председателем Верховного Совета Р СФСР ст ал Б.Н. Ельцин.

В 1990 году в СССР был введен институт президентства. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 года избрал М.С. Горбачева Президентом СССР. В декабре 1991 года прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 года Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

Политические преобразования и неоднозначность их оценок в обществе вызвали борьбу вокруг содержания, темпов и методов реформ, сопровождавшуюся все более острой борьбой за власть.

Осенью 1988 года в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло (лидеры А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин и др.), настаивавшее на демонтаже унитарного государства. После весенних выборов 1990 года в местные Советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству КПСС — представители движения «Демократическая Россия» (лидер — Е.Т. Гайдар). 1989—1990 годы стали периодом активизации деятельности неформальных движений, организации оппозиционных партий.

М.С. Горбачев и его сторонники попытались ограничить деятельность радикалов. Н.Б. Ельцин был отстранен от руководства Московской парторганизацией. Но, создав возможность для ликвидации гегемонии КПСС, Горбачев и его соратники не осознавали невозможность возвращения к старому. К началу 1991 года центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.

4. Экономические реформы.

Ключевым в стратегии реформ М.С. Горбачева являлось ускорение темпов экономического роста, научно-технического прогресса, увеличение производства сре дств пр оизводства, развитие социальной сферы. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль над качеством продукции (закон о госприемке).

Разработкой реформы занимались известные экономисты (Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, П.Г. Бунин и др.), она осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма.

Проект реформы предусматривал:

— расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

— постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего путем развития кооперативного движения;

— отказ от монополии внешней торговли;

— глубокую интеграцию в мировой рынок;

— сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

— признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

Однако, несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. В 1988 году были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 года более 7 млн человек были заняты в кооперативном секторе и еще один миллион — индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация «теневой экономики».

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции по-прежнему включалась в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи.

По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 года было заявлено о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 года на арендных условиях (на основе закона 1989 года об аренде и арендных отношениях) обрабатывалось лишь 2 % земель и содержалось 3 % поголовья скота. В целом в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста сельскохозяйственного производства, чему способствовали дотации и производителя (до 80 %), и потребителя (1/3 российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой справляться не мог. Не были приняты законы о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков.

Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы (всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т. д.) народное хозяйство страны лишилось и административно-командных рычагов принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было.

После некоторых первых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад. С 1988 года происходило общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров, даже в Москве было введено их нормированное распределение. С 1990 года началось общее сокращение производства в промышленности.

Летом 1990 года взамен ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 год, т. е. к концу 12-й пятилетки (1985—1990). Однако в противовес планам официального руководства на поэтапное (в течение нескольких лет) введение рынка был разработан план (известный как программа «500 дней»), нацеленный на «быстрый прорыв» в рыночных отношениях, поддержанный оппозиционно настроенным к Горбачеву Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным.

Данный проект создавал реальную основу для экономического союза республик, но содержал значительные элементы утопизма и мог привести к непредсказуемым социальным последствиям. Под давлением консерваторов Горбачев отказался от поддержки этой программы.

5. Повседневная жизнь в период «перестройки».

Значительно серьезнее на повседневность воздействовал процесс демократизации общественной жизни. И это нашло отражение, в первую очередь, в сфере досуга. Люди стали очень активно читать. Вновь поднялся рейтинг «толстых» журналов: «Нового мира», «Москвы», «Звезды» и др. Огромной популярностью стал пользоваться ранее официозный журнал «Огонек», который возглавил писатель Виталий Коротич. Резко возрос тираж еженедельника «Аргументы и факты», где печатались обзоры политических событий и ранее закрытые сведения о событиях и деятелях советской истории. В литературе также начался процесс возвращения намеренно забытых имен и ранее не публиковавшихся по идеологическим причинам произведений. Огромными тиражами стали печатать поэтов и писателей «серебряного века»: 3. Гиппиус, Н. Гумилева, В. Ходасевича и др. Были опубликованы романы А. Платонова «Котлован» и « Чевенгур ». Российский читатель получил, наконец, возможность познакомиться с произведениями А.И. Солженицына — «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» и др.

Нарастающие трудности экономического характера неминуемо должны были отразиться на сфере потребления. Из магазинов даже центральных городов — Москвы и Ленинграда — стали исчезать элементарные товары. Уже в 1988 году появились талоны на моющие средства (стиральные порошки) и мыло. В 1989—1990 годы были введены «карточки потребителей», документ с фотографией, удостоверявший проживание конкретного лица в данном городе. Иными словами, москвич не мог купить в Ленинграде 10 яиц или 200 г масла. В 1990 году повсеместно были введены карточки на мясо, сахарный песок, водку, яйца, масло, сигареты. Население сразу отреагировало возрождением былых бытовых практик — обменом карточек. Водка вообще превратилась в своеобразную валюту. К концу 1991 года страна стояла на грани голода.

В годы перестройки на обывателя обрушились и такие проблемы, как денежная реформа. В январе 1991 года решено было в трехдневный срок обменять 50 и 100-рублевые купюры образца 1961 года на новые. Одновременно были введены ограничения на выдачу наличных вкладов в Сбербанке. В стране началась паника — многие имели на руках большие суммы денег и чаще всего крупными купюрами. Весной 1991 года прошло и первое повышение цен на продукты питания. Стоимость многих из них возросла в два раза.

Новшеством в быту населения в годы перестройки стала кооперативная торговля. Появились первые кооперативные рестораны и кафе. Особое развитие получили мелкие магазины коммерческого характера, где продавались часто перекупленные в государственных торговых организациях продукты питания и вещи.

6. Заключительный этап «перестройки». Распад СССР и коммунистической системы.

Национальное направление этого движения было представлено Народными фронтами союзных республик (Эстонии, Латвии, Литвы, Армении, Грузии). В течение 1989—1990 годов прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете.

В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил одной из важнейших задач М.С. Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового договора между республиками. До этого предпринимались попытки сохранить федеральную власть с помощью силы (в апреле 1989 года в Тбилиси, в январе 1990 года в Баку, в январе 1991 года в Вильнюсе и Риге).

В 1988—1990 годах были приняты партийные резолюции «О межнациональных отношениях», «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», а также «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». В декабре 1990 года IV Съезд народных депутатов СССР принял постановление «Об общей концепции Союзного договора», который в апреле 1991 года был подписан в Ново-Огарево (так называемое соглашение «9+1»). Этот договор, а также последующий проект соглашения о создании Союза Советских Суверенных Республик предусматривали предоставление значительных прав республикам и превращал центр из управляющего в координирующий. 17 марта 1991 года в СССР был проведен референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан (76,4 %) высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде.

Подписание нового союзного договора было намечено на 20 августа. Накануне, 19 августа, с целью сорвать заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС консервативное крыло из руководства СССР — Г.И. Янаев (вице-президент), В.С. Павлов (премьер-министр), маршал Д.Т. Язов (министр обороны СССР), В.А. Крючков (председатель КГБ СССР), Б.К. Пуго (министр внутренних дел) и другие объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) и попытались устранить Горбачева от власти путем заговора (19—21 августа 1991 года).

Однако решительное неприятие путчистов широкими кругами общественности и твердая позиция руководства России во главе с Б.Н. Ельциным привели к поражению путчистов. Позицию осуждения или непризнания заняли также руководители большинства союзных республик, благодаря чему центробежные тенденции в дальнейшем значительно ускорились. Основная часть руководства армии, МВД и КГБ также не оказала поддержку ГКЧП.

23 августа 1991 года, после подавления путча в Москве, М.С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК и объявил о роспуске КПСС. Был распущен также союзный Кабинет министров, а в сентябре — Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. В ноябре 1991 года был введен запрет Компартии на территории РСФСР.

Крушение коммунистического режима вызвало процесс сепаратистских тенденций на территории СССР. Сразу после подавления августовского путча о своем выходе из состава Союза заявили три республики Прибалтики. Другие республики также приняли законы, провозгласившие суверенитет, который делал их фактически независимыми от Москвы. Реальная власть в республиках концентрировалась в руках национальных президентов.

8 декабря 1991 года на белорусской встрече руководителей трех суверенных республик — России (Б.Н. Ельцина), Украины (Л.Н. Кравчука) и Белоруссии (С.С. Шушкевича), без участия М.С. Горбачева, было заявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате одиннадцать бывших союзных республик поддержали Беловежские соглашения. 25 декабря Президент СССР М.С. Горбачев сложил свои полномочия.

Причины распада СССР. Исторически СССР повторил судьбу многонациональных империй, которые закономерным образом приходили к своему краху. Распад СССР явился также результатом воздействия объективных и субъективных причин.

Среди первой группы предпосылок:

— накапливавшиеся национальные противоречия советского периода;

— неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в период Горбачева;

— кризис коммунистической идеологии и ослабление роли КПСС с последующей ликвидацией ее партийно-политической монополии, составлявшей основу СССР;

— движение за национальное самоопределение республик, начавшееся в ходе «перестройки».

Определенную роль в разрушении СССР сыграл субъективный фактор: ошибки М.С. Горбачева (его непоследовательность в проведении реформ, отсутствие разработанной национальной политики); политический выбор лидеров трех славянских республик. Представители местных политических элит, лидеры национальных движений также ставили в качестве одной из главных задачу обретения республиканской независимости и реального суверенитета.

Последствия распада СССР имели тяжелый характер для народов всех бывших союзных республик.

Нарушились политические и экономические, имевшие многовековые исторические и культурные традиции связи между республиками. Большую часть трудностей следует отнести за счет разрыва кооперационных связей.

Еще одним следствием распада многонационального государства стало обострение межнациональных отношений на территории постсоветских республик, что привело к возникновению территориальных конфликтов во многих регионах бывшего СССР (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией, Ингушетией и Северной Осетией и т. д.). В гражданскую войну перерос этнический конфликт в Таджикистане. Появилась проблема беженцев.

Новой острой проблемой стало положение русско-язычного населения в национальных республиках.

В период «перестройки» (1985—1991) в советском обществе была окончательно разрушена советская коммунистическая система. Общество стало открытым внешнему миру.

На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализму многопартийность, начало зарождаться гражданское общество и осуществляться принцип разделения властей.

При этом расширение и углубление преобразований поначалу не предполагались реформаторами у власти. Но, начавшись «сверху», «перестройка» была подхвачена и развита «снизу», что и явилось гарантией сохранения и расширения политического курса на реформы, принявшие, в некоторой степени, неуправляемый характер.

Однако опыт преобразований показал, что и демократизированная социалистическая социально-экономическая система не может существовать вне административно-командной системы, несовместимой с новыми политическими реалиями. Поэтому половинчатые, но ускоренные экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х годов коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал.

В результате вслед за очищением социализма от деформаций последовал крах самой социалистической системы.

«Перестройка» завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.

Тест для самоконтроля

1. Каким годом определяется дата начала «перестройки»?

2. Провозглашенная М.С. Горбачевым концепция «нового политического мышления» предусматривала:

а) отказ от социалистического выбора в пользу либерального;

б) более активное участие СССР в разрешении региональных конфликтов по всему миру;

3. Стратегия ускорения социально-экономического развития СССР, выдвинутая в начале перестройки, опиралась на :

а) широкое привлечение иностранных инвестиций;

б) укрепление производственной и исполнительской дисциплины;

в) усиление централизованного управления и совершенствование планирования.

4. Одним из направлений реформирования политической системы СССР во второй половине 1980-х гг. являлось:

а) проведение выборов на альтернативной основе;

б) осуществление кадровых перестановок в руководящих органах КПСС;

в) переход от власти Советов к республике парламентского типа.

а) уменьшении прав предприятий и ликвидации частной деятельности;

б) расширении прав предприятий и поощрении частной деятельности;

в) легализации «теневой экономики».

6. Когда был учрежден новый высший орган законодательной власти — Съезд народных депутатов СССР

и соответствующие республиканские съезды?

а) добровольный выход отдельных республик из состава СССР;

б) сохранение обновленного СССР;

в) образование Содружества Независимых Государств.

а) Чернобыльская катастрофа;

б) попытка государственного переворота («путч»);

в) всероссийская забастовка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *