19 февраля 1861 день недели

19 февраля 1861 день недели

День недели: вторник.
Всемирный день китов
В этот день отмечает именины Кристина

Обратите внимание! Этот день до сих пор еще так никому и не принадлежит! У вас есть возможность добавить еще и ваше событие, и 19 Февраля 1861 навсегда останется в истории с ним! Этот день станет только вашим, больше уже никто не сможет его занять! Или же подарите этот день кому-нибудь! Будет уникальный подарок, не правда ли?

19 февраля 1861 день недели

19 февраля 1861 день недели

В этот день родился Данилов Михаил Леонидович.
Обычный русский системный администратор.19 февраля 1861 день недели

19 февраля 1861 день недели

Вам требуется логопед?
Добавьте заявку > Получите предложения от логопедов > Выберите самое выгодное…19 февраля 1861 день недели

19 февраля 1861 день недели

Чем памятна дата 19 Февраля?

19 Февраля 1899 В Санкт-Петербурге основан политехнический институт. Нине Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

19 Февраля 1918 Начался Ледовый поход Балтийского флота.

19 Февраля 1987 Секретариат правления Союза писателей отменил постановление президиума правления Союза писателей СССР 1958 года об исключении Бориса Пастернака из членов СП СССР за публикацию «антисоветского» романа «Доктор Живаго». После этого роман будет наконец опубликован в СССР.

Источник

Гороскоп по дате рождения 19 Февраля 1861

Сводная информация 19.02.1861

День недели: Вторник

Возраст: 160 лет

Знак китайского зодиака: Петух стихии Металл года Инь

Число судьбы 1

Это символ собственной персоны, символ славы и могущества, действия и честолюбия. Человек с числом дня рождения 1 никогда не меняет свой курс и не пытается прыгнуть далеко вперед сразу же, рывком, раньше времени. Он достигает новых высот только прямым и прогрессивным путем.

Совет:

Вам следует избегать эгоизма и корыстолюбия, своеволия и своенравия, соблюдать осторожность, соразмерять свои интересы с интересами других людей, чтобы они не пришли в конфликтное состояние, иначе можно растерять друзей и приобрести врагов.

Сильное число дня рождения 1 обещает многое, оно предлагает высокое развитие, если следовать его советам.

Важно:

Любовь и секс:

Многие из них не понимают, что супружество или иное партнерство, предполагает союз равных, причем не только в постели, но и вне. Они, обычно бывают любящими родителями и являются главой семьи. Особенно они беспокоятся о сохранении семьи как династии.

Число рождения для женщины

Число рождения для мужчины

Число рождения 19

Эти люди пробивают себе дорогу, сметая сопротивление, отметая и друзей, и врагов, пока не потеряют последнего друга.
Вряд ли им можно что-то порекомендовать: они не следуют никаким рекомендациям. По возможности им следует сдерживать ярость, жажду власти, т.к. достигнув высоты, они низвергаются теми, над кем они властвовали.
Им следует обратить внимание на кровь, давление. Велика вероятность оспы.

Квадрат Пифагора или психоматрица

Качества, перечисленные в ячейках квадрата, могут быть сильными, средними, слабыми или отсутствующими, все зависит от количества цифр в ячейке.

1111

характер, сила воли

Расшифровка Квадрата Пифагора (ячейки квадрата)

Характер, сила воли — 4

Энергетика, харизма — 3

Познание, творчество — 0

Здоровье, красота — 0

Логика, интуиция — 0

Трудолюбие, мастерство — 2

Удача, везение — 0

Чувство долга — 3

Память, ум — 1

Расшифровка Квадрата Пифагора (строки, стролбцы и диагонали квадрата)

Чем выше значение, тем более выражено качество.

Самооценка (столбец «1-2-3») — 7

Зарабатывание денег (столбец «4-5-6») — 2

Потенциал таланта (столбец «7-8-9») — 4

Целеустремленность (строка «1-4-7») — 4

Семейность (строка «2-5-8») — 6

Стабильность (строка «3-6-9») — 3

Духовный потенциал (диагональ «1-5-9») — 5

Темперамент (диагональ «3-5-7») — 0

Знак китайского зодиака Петух

Каждые 2 года происходит смена Стихии года (огонь, земля, металл, вода, дерево). Китайская астрологическая система делит годы на активные, бурные (Ян) и пассивные, спокойные (Инь).

Вы Петух стихии Металл года Инь

Рекомендуем к прочтению:

Так же смотри:

Часы рождения

24 часа соответствуют двенадцати знакам китайского зодиака. Знак китайского гороскопа рождения, соответствующий времени появления на свет, поэтому очень важно знать точное время рождения оно оказывает сильное воздействие на характер человека. Утверждается, что по гороскопу рождения можно точно узнать особенности своего характера.

Самое яркое проявление качеств часа рождения будет иметь место, если символ часа рождения совпадает с сим­волом года. Например, человек, рожденный в год и час Лошади, проявит максимум качеств, предписанных это­му знаку.

Подробнее почитать про особенности своего характера можно в зависимости от часа рождения можно здесь.

Знак европейского зодиака Водолей

Даты: 2013-01-212013-02-19

Четыре Стихии и их Знаки распределяются следующим образом: Огонь (Овен, Лев и Стрелец), Земля (Телец, Дева и Козерог), Воздух (Близнецы, Весы и Водолей) и Вода (Рак, Скорпион и Рыбы). Поскольку стихии помогают описать основные черты характера человека, то включив их в наш гороскоп, они помогают составить более полное представление о той или иной личности.

Водолеи обожают свой круг знакомых и друзей, не могут жить без общения с близкими людьми, очень ценят людей и легко устанавливают дружеские отношения с любыми людьми. Если Вы рождены под этим знаком, то можете объективно оценивать человека и обстановку. На внутреннем уровне у Водолеев уже начинает звучать Вода следующего знака Рыб, которая формирует такие качества, как изменчивость, способность к трансформации и духовному такту. Ваше отношение к знакомым людям в течение жизни может резко меняться. Несмотря на свою внешнюю активность, вы внутренне как бы изолированы, имеете некоторую отстраненность, вы умеете занять позицию наблюдателя. Вы никогда не лезете в центр событий, часто имеете экстравагантное, оригинальное поведение, мышление, идеи. Но, несмотря на свою экстравагантность, вы почти всегда обладаете способностью к самонаблюдению за своим сознанием, к самоконтролю. У вас могут подчас наблюдаться спонтанные психологические способности, способности к проникновению в тайны психики вплоть до вспышек откровения, которые доходят до пророчества.

Знаменитые Водолеи: Башмет, Байрон, Березовский, Белуши, Бойль, Бомарше, Барышников, Брехт, Бэкон, Ванга, Ворошилов, В. Вулф, Высоцкий, А. Гайдар, Галилей, Гофман, Добрынин, Джойс, Диккенс, Дунаевский, Дарвин, Ельцин, Иоселиани, Арт. Лебедев, Лещенко, Линкольн, Кабо, Эл. Купер, Китаро, Кэрролл, Ландау, Мейерхольд, Менделеев, Моэм, А.Мень, Маликов, Мане, Моцарт, И. Мендельсон, Морозов, Ал. Матросов, Муравьева, Йоко Оно, Парфенов, Пенкин, Пришвин, Рамакришна, П. Рабанн, Рабле, Рейган, Сафин, Сименон, С. Ситроен, Сведенборг, Салтыков- Щедрин, Траволта, Талейран, Укупник, Фрунзе, Чкалов, Шаляпин, С. Шелдон, Экслер, Эйзенштейн, Ярмольник.

Смотри видео:

Водолей | 13 знаков зодиака | Телеканал ТВ-3

Источник

Улица 19 февраля

19 февраля 1861 день недели
Чин закладки собора Александра Невского

19 февраля (3 марта) 1855 года на престол вступил император Александр II. К шестой годовщине его правления был приурочен Высочайший Манифест об отмене крепостного права в России: государь подписал этот документ в редакции, составленной святителем Филаретом, митрополитом Московским. В тот день, 19 февраля 1861 года было отменено крепостное право, которого тяготило русских крестьян почти три столетия, – на 40 лет больше, чем монголо-татарское иго томило древнюю Русь. (Датой окончательного закрепощения крестьян считается 1581 год, когда им было запрещено свободно переходить от одного помещика к другому раз в год, в зимний Юрьев день).

«Осени себя крестным знамением, народ русский!», – звучало во всех московских церквях в день опубликования Манифеста, 5 (18) марта. Эта величайшая победа в истории России, доставшаяся ценой долгих мучений, требовала благодарения Богу и грандиозного увековечения. И в ее честь в Москве должен был появиться второй, следующий после храма Христа Спасителя благодарственный храм, освященный во имя святого князя Александра Невского – по тезоименитству государя-освободителя. Судьбы этих двух московских храмов почему-то оказались схожи, как две капли воды.

19 февраля 1861 день недели
Фото с сайта Храма Христа Спасителя

Знаменательно, что именно в храме Христа Спасителя появилось первое в Москве изображение в память восшествия на престол Александра II Освободителя и отмены крепостного права: в алтарной росписи на стене помещен образ святого апостола Архипа, чей праздник отмечается 19 февраля. (Здесь Александр II почитался и государем-храмоздателем, при котором этот храм был достроен, расписан и подготовлен к освящению). Еще раньше благодарственные молебны 19 февраля в память освобождения крестьян начались в церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду, по традиции их служили там ежегодно. Однако для столь великого события требовался собственный храм: победа христианской идеи свободы и человеческого равенства равнялась национальной победе над Наполеоном.

О строительстве храма заговорили сразу же после опубликования Манифеста, и в числе инициаторов состоял известный русский историк М.Н.Погодин. Новый благодарственный храм решено было строить тоже в Москве, как в исторической столице России, где в том же 1861 году только началась роспись храма Христа Спасителя. Осуществить одновременно два таких грандиозных проекта оказалось сложным, и именно финансовые трудности губительно затянули дело.

Высочайше утвержденный Комитет по созданию благодарственного храма-памятника и для сбора на него пожертвований был создан уже 5 июня 1861 года при кремлевском Чудове монастыре, где и хранились собранные по всей России деньги. За сорок лет работы Комитета эти средства не составили пятой доли необходимой суммы, и только в конце 1890-х годов оказалось возможным приступить к воплощению замысла. К тому времени храм Христа Спасителя уже был освящен, появились силы и средства для новой великой московской стройки. Пожертвований накопилось в 70 тысяч рублей, остальное взяла на себя казна: общая стоимость проекта составляла 1 млн. 124 тысячи 715 рублей.

До какой степени не хватало спасительных средств, свидетельствует следующий факт. Летом 1891 года знаменитый московский купец-благотворитель Василий Бахрушин задумал построить большой трехпрестольный храм в честь небесных покровителей своих братьев и своего тезоименитства. Место для него было выбрано в окраинной Новой Деревне у Рогожской заставы, где местное население остро нуждалось в приходском храме. Бахрушин собирался внести значительную сумму на его строительство, и тогда явилась идея объединить эти два замысла, то есть построить благодарственный храм в Новой Деревне и приложить к собранным на него средствам солидный вклад Бахрушина. Это начинание даже благословил митрополит Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский). Он обещал Бахрушину просить у Святейшего Синода передать собранную из пожертвований сумму на построение храма в Новой Деревне. Однако разрешения не последовало – сочли неудобным, во-первых, строить всенародный благодарственный храм в глухой окраине Москвы, а не на видном месте в центре города, а во-вторых, присоединять к таким пожертвованиям крупный частный вклад. Бахрушин построил храм во имя Василия Исповедника – он и сейчас стоит, вновь открытый, на Международной улице.

А место для благодарственного храма-памятника во имя Александра Невского городские власти отвели, как и хотели, в центре Москвы, на Миуссах, недалеко от Тверской улицы. Историческое название Миусс произошло, по легенде, от имени казака Миуски из ватаги Стеньки Разина, которого привезли вместе с плененным атаманом в Москву и в 1673 году казнили на местной площади. На самом же деле, как считают ученые, название Миуссы восходит ко временам Азовских походов Петра I: здесь царь разместил огромные флотские склады леса для гавани в Азовском море, строившейся в устье реки Миус. Эта площадь была достаточно пустынна и просторна для храма.

Многие архитекторы трудились над конкурсными проектами. Одним из них был Александр Афанасьевич Латков, строивший в Троице-Сергиевой Лавре. В Москве он возвел известную шатровую часовню-прощу у Рогожской заставы, недавно восстановленную. Латков предложил построить гигантский, круглый в плане храм с галереей, но его проект, одобренный Московской духовной консисторией и городскими инстанциями, был отвергнут Святейшим Синодом по причине архитектурных и технических несовершенств. Возможно, столь важный государственный проект вновь не хотели отдавать малоизвестному московскому архитектору. Ученые и в этом видят сходство с историей храма Христа Спасителя – первый принятый проект Витберга тоже был отклонен.

И автором утвержденного проекта стал академик А.Н.Померанцев, который составил его по рисункам В.М.Васнецова и возглавил общие работы по строительству. Москва знала Померанцева хорошо – незадолго до того им была одержана крупная победа на конкурсе по возведению здания Верхних Торговых рядов на Красной площади. А позднее, в 1912 году, именно ему поручили построить музей Отечественной войны на Волхонке, перед северным фасадом храма Христа Спасителя, но работы остановила новая война.

Только в 1904 году торжественно освятили место для будущей закладки собора: его возведение предполагали завершить к 1911 году, к 50-летнему юбилею отмены крепостного права. «Московские ведомости» сообщали о молебствии на Миусской площади при многотысячных толпах. Чин освящения земли совершил митрополит Московский Владимир (Богоявленский). Он обратился к народу с ободряющим словом о благостной любви России к созиданию святых храмов и о том, что не было еще на Руси примера, «чтобы храм, начатый постройкой, не был доведен до завершения». Его слова оказались трагическим пророчеством.

На следующий год грянула первая русская революция. И прошло еще много трудных лет, включая юбилейный год, прежде чем состоялась сама закладка многострадального храма. Это произошло только 22 сентября 1913 года, в год другого юбилейного празднования – 300-летия Дома Романовых. На приуроченную к нему закладку храма приехала св. великая княгиня Елизавета Федоровна, словно осенившая торжество своим присутствием. Митрополит Московский Макарий, совершивший чин закладки, снова напомнил о давней русской традиции знаменовать великие и радостные события в своей истории созиданием храмов-памятников. А на следующий год началась Первая мировая война.

Однако ко времени закладки строители успели соорудить нижний этаж собора, где уже в ноябре 1915 года был освящен придел, и начались богослужения, пока сам храм еще возводился. Придел поначалу освятили во имя св. апостола Архипа, в чей праздник состоялось подписание Высочайшего Манифеста об освобождении крестьян, но потом он был переосвящен во имя св. Тихона Воронежского. Как и храм, придел тоже оказался внушительным по размерам – в нем могли находиться до 400 молящихся. Здесь стали служить ежедневные литургии и панихиды по русским православным воинам, павшим на поле брани, и по почившим жертвователям храма.

В апреле 1916 года был открыт собственный приход храма, со штатным духовенством, определены условия его содержания и освящен для богослужений нижний ярус храма с приделом. Московское городское Кредитное общество пожертвовало средства для устройства храмовой иконы св. Александра Невского. Невероятными усилиями успели возвести собор к 1917 году, незавершенной оставалась лишь его внутренняя отделка. Одна прилегающая улица и переулок тогда были названы в честь Александра Невского – и названия эти уцелели до наших дней. Другая местная улица получила наименование «Память 19 февраля». При последующей реконструкции она была включена в площадь и исчезла.

Первый тревожный знак последовал после Февральской революции. Нововозведенный московский собор был столь велик, что его предлагали для заседаний вожделенного Учредительного собрания – дабы и оно традиционно заседало в Москве, а не в северной столице. А после Октябрьской революции собор, по выражению историка Москвы П.В. Сытина, «стал не нужен».

Богослужения в освященном приделе храма проходили еще некоторое время, пока шла Гражданская война. Дальнейшая судьба собора с первых лет советской власти подпала под сомнение. В 1920 году встал «вопрос о кирпиче» – появилась идея разобрать храм ради строительных материалов, но от этого отказались, поскольку цементная кладка собора была очень прочной и качественного кирпича вышло бы очень мало. Да и Главмузей вступился тогда за храм «ввиду исключительного значения данного памятника», пытаясь «принять меры», чтобы уберечь его даже от вредного влияния атмосферных осадков.

Тем не менее, уже в 1925 году родилась идея создать в соборе первый советский крематорий в курсе пропаганды революционного «красного погребения». Православный храм как нельзя лучше подходил для директивных богоборческих кощунств, но переоборудование колоссального собора Александра Невского оказалось весьма дорогостоящим и нерентабельным проектом, и крематорий устроили в храме Серафима Саровского Донского монастыря. Между тем, недостроенный храм на Миуссах «с порыжевшими от времени куполами, с черными, длинными щелями незастекленных окон», как описывали его газеты, постоянно обращал на себя внимание, и вопрос о его использовании поднимался часто.

Конец пришел после войны. В 1952 году П.В. Сытин еще упоминает о «недостроенном соборе» в описании Миусской площади. А в 1960 году на его месте уже вырос Дом пионеров Фрунзенского района по проекту архитекторов Ю.Шевердяева и К.Шехояна. Он был построен на фундаменте собора с частичным использованием его стен и кирпича. Это все, что осталось от благодарственного национального храма, возводимого огромным трудом за долгожданную свободу русских крестьян. Кто-то винит в гибели храма органы охраны памятников истории и культуры Москвы, кто-то – многочисленные упущения, медлительность и нерадивость дореволюционных властей, сильно затянувших его столь необходимое для России возведение. По местному преданию, газон около Дома творчества детей и молодежи вянет и испускает зловоние, несмотря ни на какие попытки его благообразить, поскольку раньше на этом месте стоял храм, и ничего нельзя было строить вместо него.

Благодарственный собор Александра Невского разделил судьбу храма Христа Спасителя, и вряд ли будет кощунством сказать, что его судьба оказалась еще более трагичной – ведь о его восстановлении речи нет. Снесена и церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду. И теперь о Манифесте 19 февраля напоминает лишь образ святого апостола Архипа в алтаре воссозданного храма Христа Спасителя и сооружаемый ныне памятник Александру II в сквере храма близ Ленивки.

На Миусской же площади недавно был освящен памятный знак на том месте, где когда-то возвышался в благодарении Богу храм-памятник русской свободы.

Источник

Отмена крепостного права в России: история крестьянской реформы

19 февраля 1861 день недели

«Освобождение крестьян (Чтение манифеста)». худ.Борис Кустодиев. Картина 1907 года / фото: public domain

160 лет назад, 3 марта 1861 года, император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Согласно документу, крестьянам присваивались гражданские права — свобода вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на своё имя. Однако реакция крепостных на «Крестьянскую реформу» оказалась неоднозначной.

Подготовительный материал по проведению крестьянской реформы в России был собран еще в правление Николая I. Однако помещики активно противодействовали упразднению крепостного права.

Александр Николаевич, вступивший на российский престол в 1855 году, поручил работу над крестьянским вопросом крупным помещикам-крепостникам. Именно это, как свидетельствуют историки, повлияло на то, что в итоге крепостное право было отменено.

В 1857 году для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы. В середине февраля 1861 года «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом.

19 февраля 1861 день недели

(19 февраля) 3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Однако, данный документ вызвал неоднозначную реакцию во всех слоях населения.

Хотя крестьянству даровалась юридическая свобода, но земля объявлялась помещичьей собственностью. За отведённые наделы крестьяне переходили в положение «обязанных» — несли в пользу помещиков повинности, которые практически не отличались от прежних, крепостных. Чтобы действительно получить свободу, крестьяне должны были «выкупить» себя вместе с семьей, однако выкупная стоимость земли превышала рыночную более чем в 2 раза, а в некоторых случаях доходила и до пятикратной стоимости.

Также происходило и перераспределение земель, когда помещики при помощи «отрезков» (20% земель, не подлежащих выкупу) забирали у крестьянства необходимые им земли и вынуждали крестьян арендовать эти участки на выгодных помещикам условиях.

19 февраля 1861 день недели

Поэтому бывшие крепостные остались недовольны реформой. По стране прокатились крестьянские бунты с требованиями освобождения с землёй. За один только 1861 год было зафиксировано свыше тысячи восстаний крестьян, тогда как за весь период с с 1855 по 1860 годы было менее пятисот восстаний.

Для подавления наиболее крупных выступлений в Казанской и Пензенской губерниях пришлось использовать правительственные войска.

Несмотря на это, крестьянская реформа 1861 года имела важное историческое значение и дала старт другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества.

Источник

«Эманципация. «

19 февраля 1861 день недели

Стилистика и орфография авторов сохранены.

Александр Никитенко, историк литературы

Никто не думает, что освобождение крестьян будет иметь благодетельные последствия для самого дворянства. А казалось бы, что этого именно и следовало бы ожидать. Оно должно дать ему более политического значения. Повелевая рабами, оно само было рабом. Но как скоро установится идея права между дворянством и ему подвластными, то идея этого права непременно должна проникнуть и в другие общественные отношения, должна получить повсеместное приложение.

Сделав этот шаг, мы вступили на путь многих реформ, значение которых теперь нельзя с полной вероятностью определить. Сила потока, в который мы ринулись, увлечет нас туда, куда мы не можем предвидеть.

Василий Арсеньев, действительный тайный советник, чиновник

19 февраля 1861 день недели

Николай Пирогов, хирург

Еду в Петербург, призванный на съезд попечителей 1860 г.; глазам и ушам не верю, что вижу и слышу. В Твери, где я остановился по делам моего тверского имения, я нашел вечером у предводителя дворянства собрание дворян человек 50 и более, и что там говорилось почти публично, и в каких выражениях проявлялось недовольство, этого я никогда не забуду; и за что же? Это были не крепостники, а прогрессисты, недовольные прогрессом и называвшие его анархиею.

Все это я привожу себе на память в доказательство того, что общественное мнение сильно расшевелилось вопросом об эманципации, но из этого, конечно, не следует, что вопрос был расшевелен общественным мнением. Он был поднят, несомненно, сверху. Причин к тому, как все мы знаем, было не мало в то время.

К третьему роду противников эманципации принадлежали люди, хотя и близорукие, но не так ограниченные; они очень наивно утверждали, что нужно прежде образовать, а потом освобождать. Любопытно, что и между самими крестьянами, по крайней мере, нашей юго-западной окраины, встречались противники эманципации, в том смысле, что, мол, «нехай будет по-прежнему, чтобы еще гирше [хуже (укр.)] не было». Это случалось и мне не раз слышать.

За эманципацию были все ученые, учащаяся молодежь, люди, именуемые передовыми 1840-х годов; все крестьяне, не очень забитые, особливо же дворовые, и, наконец, интеллигентная и передовая часть дворянства, надеявшаяся с уничтожением крепостного права получить от главы государства представительное правительство для страны, тем более что сам государь инициативу эманципации клал в руки дворянства; государь же и его правительство, конечно, усматривали в уничтожении крепостного права самое главное и самое современное средство к поднятию экономического быта всего государства, к увеличению его доходов и к сближению с западными государствами, сделавшемуся крайне необходимым для культуры отсталой от Запада во всех отношениях России.

19 февраля 1861 день недели

Петр Валуев, государственный деятель

Кончил работу по проекту Манифеста. Был у обедни. Потом у кн. Долгорукова. Вечером у министра. Изменил проект по замечаниям того и другого.

На будущую субботу, 28-го числа, назначено заседание Государственного совета под председательством государя для обсуждения первых 20 пунктов «Общего положения». Говорят, что государь намерен при этом предложить заготовленные вопросы, направленные к тому, чтобы провести с размаху главные начала проекта большинства. [Комментарий П. Валуева: Не знаю, будет ли когда-нибудь написана подробная и правдивая история крестьянской реформы. Это тем более желательно, что не только во время ее подготовления и осуществления, но и до сих пор на ее счет были и остаются в ходу весьма ошибочные понятия. [. ]

Положения 19 февраля имеют важные «недостатки; они составлялись и облекались в законодательную форму под влиянием разных страстей и предубеждений; они вообще имели некоторые свойства односторонности, в правительственном смысле неправильной и вредной; величайшей в летописях мира поземельной реформе предпослано было самим правительством уничтожение давних форм поземельного кредита; к восстановлению этого кредита в других формах не приложено должной заботливости; вообще обнаружено немного попечения о хозяйственном быте помещиков и политические последствия избранного способа реформы весьма поверхностно взвешены.

Но главными виновниками этих ошибок были те самые, которые наиболее на них сетовали и в них обвиняли Редакционные комиссии, ген. Ростовцева, гр. Панина и самого государя. Все сбылось, так как сбылось только потому, что государь не нашел помощи там, где он ее первоначально искал и должен бы был найти. Именно те, которые должны были оказать эту помощь и совершить дело, дали ему ускользнуть из их рук.]

Александр Никитенко

29 января/10 февраля. Воскресенье. Важный для всей России день. Дело об освобождении крестьян внесено в Государственный совет. В заседании присутствовал сам государь. Оно длилось от часу до половины седьмого. Государь, говорят, сказал прекрасную речь, в которой, между прочим, произнес слова: «Самодержавная власть утвердила крепостное право в России, она же должна и прекратить его». Он с большою твердостью выразил непременную державную волю свою о том. Некоторые члены протестовали против главных оснований свободы, и между ними, говорят, жалко отличился один, который выразил скорбь о прекращении нежных патриархальных отношений между помещиками и крестьянами, П.А. Клейнмихель, обратясь к государю, сказал: «Ваше величество изволили обещать предоставить помещикам полицейскую вотчинную власть над крестьянами».

Проект правительства сильно поддерживали великий князь Константин Николаевич, граф Панин и Чевкин. На противной стороне, между прочим, был и просвещенный, либеральный граф Строганов. Видно, недалеко ушли его либерализм и просвещение.

Партия противников свободы, кажется, готова в своем бессилии на всякие гадости. Она выдумывает и распускает по городу разные нелепые слухи в расчете напугать правительство. Теперь, например, пущена в ход глупая выдумка о явлении Путятину тени Якова Ивановича Ростовцева и проч. Из рук вон пошло и достойно только мельчайших сердец и умов.

19 февраля 1861 день недели

Владимир Одоевский, писатель

19 ноября/1 декабря. [. ] Про Михайлова [распускавшего прокламации Герцена] в «Independance Belge» пишут, что он рассказал судьям: я был крепостным и в детстве видел, как секли моего деда за то, что мешал барину изнасиловать его дочерей, с тех пор я поклялся в вечной ненависти дворянству. 19 февраля 1861 года умиротворило меня; но действия дворянства снова возбудили мою желчь, и вот отчего я пред ваши. [. ]

19 февраля 1861 день недели

Петр Кропоткин, революционер

Бедняга! Я ему дал 2 рубля на его модель. Как он был доволен: «Я вам за ваши рубли тысячами отдам!» [. ]

Владимир Одоевский

27 ноября/9 декабря. [. ] Между помещиками ходит молва, что государь приехал в Москву, чтоб мириться с дворянами, как бы чувствуя себя перед ними виноватым! Что за ослы! По-настоящему им бы надлежало просить прощения и у бога, и у царя, и у народа за прошедшие свои гадости и за настоящее их непонимание всей великости нашей эпохи, всего существенно благого для них самих и в освобождении крестьян и в судебной реформе.

Что за ослы! Нельзя этого не повторить.

19 февраля 1861 день недели

Владимир Одоевский

Петр Валуев

Александр Жиркевич, писатель

Толкуют: 1) о недостаточности крестьянских наделов;

2) о том, что крестьянские общества должны сооружать банки для закупки у частных владельцев земли для крестьян;

3) хотят волостные правления обратить в учреждения, которые помогали бы подъему заработной платы мужика и т.п.;

4) на вопрос, откуда же взять землю для увеличения наделов, указывают на помещичьи и казенные земли;

5) наконец, предлагается переселить избыток населения одних губерний на свободные казенные земли других.

Русские нигилисты-революционеры воспользовались этим брожением и пустили в народе слух, что крестьянам будут даны дополнительные наделы. Правительство, конечно, поспешило успокоить брожение, выслав печатные удостоверения, что никаких дополнительных наделов дано не будет (такое объявление и по сю пору вывешено у дверей местной гольшанской церкви). Многие даже решаются вздыхать о крепостном праве. Вообще в головах радетелей о нуждах крестьянских воцарился сумбур.

Отчего же прежде крестьянин, в крепостном состоянии, мог управиться со своими податями и случаи недоимок были реже, чем теперь?

1) Крестьяне отдавали помещику прежде больше, чем платят теперь повинностей казне.

2) Доходов за заработки теперь более.

Если же крестьянину теперь трудно платить подать, то это потому, что ему неоткуда взять помощи в случае, если появится застой в хозяйстве или работе. Прежде крестьянин не был подвержен таким случайностям, как теперь. У него был помещик, который в своих личных выгодах входил в его положение.

Что же существует теперь у нас?

19 февраля 1861 день недели

Василий Ястребцев, композитор, биограф Н. А. Римского-Корсакова

19 февраля 1861 день недели

Владимир Короленко, писатель

Анна Волкова, журналист, издатель

4/16 июля. [. ] От времени до времени раздаются звуки треснувшей лиры о восстановлении, в замаскированном виде, крепостного права. [. ]

19 февраля 1861 день недели

Алексей Суворин, журналист, издатель

Сергей Зимин, меценат, основатель частного театра

19 февраля 1861 день недели

Рюрик Ивнев, поэт

Публикация подготовлена М.А. Мельниченко за счет гранта Российского научного фонда (проект N19-18-00221).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *