19 декабря праздник православный праздник николая чудотворца
День святителя Николая Чудотворца
Николай Угодник
19 декабря Русская Православная Церковь отмечает День святителя Николая Чудотворца. Святитель Николай считается покровителем путешественников и мореплавателей. И является одним из самых почитаемых святых в православном мире.
Святитель Николай, живший в 3-4 веках, прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Святитель Николай считался «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником». Христиане верят, что и сегодня он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям.
Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником.
За свою земную жизнь он совершил такое множество добрых дел во славу Божию, что их не перечислить, но среди них есть одно, которое относится к числу добродетелей и к тому, что служило основанием их совершения, что двигало святителя на подвиг, — его вера, удивительная, сильная, ревностная.
Святитель Николай скончался в середине 4 века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне.
Русская Православная Церковь чествует память святителя Николая 19 декабря и 22 мая (по новому стилю), а также и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями. В России существует большое количество храмов и церквей, посвященных Святому.
Другие праздники в разделе «Православные праздники»
Никола Зимний: в честь кого отмечается, традиции и приметы, что нельзя делать 19 декабря
Никола Зимний, или Николин день — это народное название православного праздника в честь одного из самых почитаемых на Руси святых — святителя Николая Чудотворца, которого иногда называют Николай Угодник (то есть тот, кто угождал богу). Никола Зимний в православной традиции отмечается 19 декабря, это день памяти святителя.
История Николая Чудотворца
Святой Николай жил в III—IV веке, он родился в греческой колонии Патара в Малой Азии. Он воспитывался в христианских традициях, с детства был набожен и, повзрослев, стал епископом. С этим святым связывают большое количество чудес, также считается, что Николай был очень милосерден и при этом скромен. Например, согласно легенде, он тайно одарил трех бесприданниц, которые, благодаря его помощи (по преданию святой бросил им кошель с деньгами через дымоход), благополучно вышли замуж.
В западной традиции святитель Николай стал рождественским дедом Санта-Клаусом, который одаривает детей и взрослых, иногда используя для своих благодеяний дымоход. Славянский Дед Мороз, хотя и считается другой «ветвью», без сомнения, тоже связан с легендами о святителе Николае.
История этого святого гласит, что Николаю Чудотворцу ради распространения христианства приходилось много путешествовать, в том числе по морю, и, согласно легенде, во время штормов он умел молитвой укрощать стихию, а также успешно врачевал моряков. Поэтому он считается покровителем путешествующих, а также мореплавателей.
Николай Чудотворец скончался в глубокой старости, оставшись в народной памяти символом глубокой веры, всеобщим заступником и поборником благочестия. На Руси Николай Угодник считается добрым и милостивым святым, который благоволит к простым людям.
Мощи святителя Николая с 1087 года находятся в итальянском городе Бари, частицы святыни привозили и в Россию, что вызвало массовое паломничество верующих, просивших у святого заступничества и излечения от различных недугов.
Русская православная церковь чтит память Святителя Николая 19 декабря (Никола Зимний), а также поздней весной 22 мая (Никола Летний). Святому в России посвящено множество храмов, его поминают в молитвах каждый четверг.
Народные традиции на Николу Зимнего
Никола Зимний в славянском народном календаре совпадает с временем зимнего солнцестояния, когда дни самые короткие, а ночи самые темные и длинные. Считается, что именно в эти трудные дни святитель посещает русскую землю, за один день обходя ее всю и разгоняя духов тьмы. Действительно, после зимнего солнцестояния день начинает понемногу прибывать.
Николин день наступает незадолго до Рождества Христова и Святок, поэтому на Руси с Николы Зимнего начиналась подготовка к праздникам. Молодежь начинала готовить страшные маски и костюмы ряженых, также устраивались посиделки с постным угощением (это время Рождественского поста, но в честь праздника допускаются некоторые послабления — в Николин день разрешены горячая постная пища с растительным маслом, рыба и вино).
С Николы Зимнего на Руси начиналось время зимнего сватовства, а также распродажа хлебных излишков.
Приметы на Николу Зимнего
Согласно приметам, если на Николу Зимнего ветер гудит в печной трубе, жди мороза и снегопада.
По зимнему покрову на Николин день судили о времени установления санного пути — метель сулила скорую оттепель и возвращение распутицы.
Если на Михайлов день (21 ноября) реки замерзали, согласно приметам, на Николин день лед должен был растаять.
Иней на Николу Зимнего считался предвестником хорошего урожая.
Хорошая погода на Николу Зимнего предвещала тепло и солнечную погоду на Николу Летнего (22 мая).
Что нельзя делать 19 декабря
Святитель Николай считается добрым и милостивым святым, поэтому особо строгих народных запретов в день его памяти 19 декабря на Руси не было.
Естественно, в связи с Рождественским постом в этот день запрещено есть скоромную пищу — мясное, молочное, яйца, а также все блюда с добавлением этих продуктов.
Также в связи с постом запрещены гадания, хотя на Руси, особенно в деревнях, девушки часто нарушали запрет, гадая на суженого. Церковь это осуждала, но не слишком строго, однако нужно помнить, что настоящее время для гаданий наступает позже.
Как и в любой праздник, на Николу запрещено работать, впрочем, в это время в деревнях работы было немного. Разрешалось только готовить пищу, ухаживать за скотиной и начинать подготовку к праздничным рождественским дням.
По традиции в праздник запрещено печалиться, кукситься, роптать, сердиться, ругаться и ссориться. Этот день старались провести весело и с пользой, в предпраздничных хлопотах, а вечером собирались на посиделки.
Считалось, что молодых людей, которые в этот день пренебрегают компанией и проводят вечер в одиночестве, ждут сложности при устройстве личной жизни.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Что нельзя делать на Николу Зимнего, чтобы не остаться без денег и без мужа
19 декабря 2019 в православии отмечается День Николая Чудотворца, или как его называют в народе, Никола Зимний. В этот день нужно было веселиться, пить, гулять, отдыхать. В народе даже говорили: «На Никольщину едут мужики с поглядкой, а после Никольщины валяются под лавкой». Почему же в этот день так боялись грустить, что делали, чтобы не вынести удачу из дома, и по каким народным приметам определяли погоду на будущее – читайте в материале amic.ru.
Николой Зимним называли Николая Чудотворца – самого почитаемого во всем мире святого. 19 декабря – в день смерти византийского архиепископа – обычно наступали сильные морозы. Так их и называли – никольские. На Руси верили, что именно в этот день Николай Чудотворец спускался с неба на заснеженную землю и отпугивал злых духов.
Преподобный жил в III веке в греческой колонии Патара. Он был епископом и яро проведывал христианство. В православной церкви его почитали как чудотворца. В старинных русских легендах сказано, что молитва святого была настолько сильной, что могла разрушать языческие храмы, спасала моряков от бури и людей от голода.
Николая Чудотворца считают защитником оклеветанных и детей, покровителем купечества, помощником мореплавателей и путешественников. К нему обращаются с просьбами о благополучном пути, а также о помощи в борьбе с тяжелыми болезнями и напастями.
Кроме того, святой Николай – это всем известный Санта-Клаус. В народе его представляли в образе седого старика, который тайно проникал в дом и дарил подарки. Эта традиция связана с историей из жития святителя Николая о бедном отце трех дочерей. Он отчаялся выдать их замуж, поэтому решил продать в публичный дом. Когда епископ Николай узнал об этом, то решил помочь. В тайне по ночам он подбрасывал в их дом мешочки с золотыми монетами. Один из них однажды угодил в чулок – отсюда пошла традиция на Рождество засовывать подарки в носки. А история с девицами закончилась хорошо – одна за другой они повыходили замуж.
На Руси крестьяне трепетно относились к этому празднику: ходили в церковь и служили молебен, а после богослужения забирали с собой пару свечей, чтобы молиться дома. В этот день было принято забивать домашний скот и устраивать так называемые никольские ярмарки, где никто не боялся мошенничества – верили, что сам святитель накажет обманщиков.
В избах накрывали богатые столы, приглашали соседей, родственников, друзей и даже недругов. Говорили: «На Никольщину зови друга, зови и ворога – оба будут друзья». Гостеприимные хозяева варили пиво, пекли пироги – празднование продолжалось несколько дней.
На Николу-угодника начиналось зимнее сватовство. Девушки, которые уж очень хотели замуж, молились Николаю Чудотворцу. Верили, что святой обязательно поможет встретить суженого. Как тем девицам из жития. А старшее поколение приговаривало: «Хорошую невесту и на печи найдут», «Не кайся, рано вставши, кайся рано женившись».
У молодежи на Руси в этот день была традиция гулять, веселиться и заводить новые знакомства. Они катались на санках с горы, запрягали лучших коней и ездили по деревне, распевая песни. А еще с этого дня начинали готовиться к январским святочным посиделкам: шили наряды и делали маски.
19 декабря родители клали подарки детям под подушку, прятали в башмаки. Те, кто хорошо себя вел, получали сладости, а вот хулиганы даже могли получить в подарок ивовый прут.
Люди много веселились неспроста, ведь на Николу Зимнего ни в коем случае нельзя грустить. На Руси верили, что печаль приведет к сильным морозам.
19 декабря нельзя было ссориться. Наоборот, в этот день люди мирились, собирались большими компаниями и устраивали богатые застолья. В народе даже приговаривали: «Для кума Никольщина бражку варит, для кумы – пироги печет».
На Николу Зимнего нельзя давать взаймы, так как вместе с деньгами можно было вынести из дома везение и удачу. Да и должниками в этот день не становились: по народным приметам это означало, что весь следующий год проживешь без денег.
Детей ругать было нельзя – заступник Николай разгневается. А материться – совсем неприемлемо, иначе весь негатив от скверных слов возвращался к хулигану с мощной силой.
Также 19 декабря нельзя отказывать в помощи нуждающимся или нищим. Откажешь – вся семья будет постоянно во всем нуждаться.
По народным поверьям, в этот праздник нельзя строить, шить, стирать и делать уборку. Почему-то верили, что это может лишить благополучия. Да и развлекались все – не до этого было.
19 декабря
Богослужения
Каноны
Акафисты
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Воскресный
Воскре́сл еси́ я́ко Бо́г из гро́ба во сла́ве,/ и ми́р совоскреси́л еси́;/ и естество́ челове́ческое я́ко Бо́га воспева́ет Тя́, и сме́рть исчезе́;/ Ада́м же лику́ет, Влады́ко;/ Е́ва ны́не от у́з избавля́ема ра́дуется, зову́щи:// Ты́ еси́, И́же все́м подая́, Христе́, воскресе́ние.
Ка́мени запеча́тану от иуде́й/ и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́,/ воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се,/ да́руяй ми́рови жи́знь./ Сего́ ра́ди си́лы небе́сныя вопия́ху Ти́, Жизнода́вче:/ сла́ва воскресе́нию Твоему́, Христе́,/ сла́ва Ца́рствию Твоему́,// сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.
Перевод: Хотя камень был опечатан иудеями, и воины стерегли пречистое тело Твое, воскрес Ты в третий день, Спаситель, даруя миру жизнь. Потому Силы небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава воскресению Твоему, Христе; слава Царству Твоему; слава промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!»
Святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на рождество
Чу́дное и сла́вное рождество́ твое́, святи́телю Нико́лае,/ Це́рковь днесь правосла́вных све́тло пра́зднует,/ и́бо стоя́нием ногу́ твое́ю/ яви́ тя Госпо́дь и провозвести́ бы́ти свети́льника и учи́теля ми́ряном,/ весь мир обогаща́юща и просвеща́юща чудесы́./ Тем вопие́м ти:// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Чудесное и прославляемое твое рождение, святитель Николай, сегодня светло празднует Православная Церковь, ибо тем, что ты стоял на ногах (никем не поддерживаемый, во время Крещения в купели), показал тебя Господь и провозгласил быть светилом и учителем для мирян, обогащающим весь мир и просвещающим чудесами. Потому взываем к тебе: «Моли Христа Бога о спасении наших душ».
В Ми́рех ро́ждься, свя́те Нико́лае,/ от благоро́дна ко́рене, я́ко благопло́дна ветвь, прозя́бл еси́,/ испо́лнь бо быв Боже́ственных даро́в,/ я́ко со́лнце заря́ми, весь мир чудесы́ просвети́л еси́./ Сего́ ра́ди прославля́ем тя,// я́ко ученика́ и таи́нника Бо́жия благода́ти.
Перевод: В Мирах родившись, святитель Николай, от благородных корней ты вырос как плодовитая ветвь, ибо наполнен был Божественных даров, как солнце сиянием весь мир ты просветил чудесами. Потому прославляем тебя, как ученика и служителя Таинств Божией благодати.
Святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей
Приспе́ день све́тлаго торжества́,/ град Ба́рский ра́дуется,/ и с ним вселе́нная вся ликовству́ет/ пе́сньми и пе́ньми духо́вными:/ днесь бо свяще́нное торжество́/ в пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й/ святи́теля и чудотво́рца Никола́я,/ я́коже со́лнце незаходи́мое, возсия́, светоза́рными луча́ми,/ разгоня́я тьму искуше́ний же и бед/ от вопию́щих ве́рно:// спаса́й нас я́ко предста́тель наш вели́кий, Нико́лае.
Перевод: Настал день светлого торжества, город Бари радуется, и с ним вся вселенная ликует в псалмопениях и песнопениях духовных, ибо сегодня священное торжество в честь перенесения почитаемых и подающих многие исцеления мощей святителя и чудотворца Николая, воссиявшего как незакатное солнце яркими лучами, разгоняющими тьму искушений и бед от взывающих с верой: «Спасай нас как заступник наш великий, Николай».
Оте́чество свое́, Ми́ры Лики́йския, не оста́вль ду́хом,/ во преми́рный град Ба́рский пресла́вно те́лом пренесе́ся, архиере́ю Нико́лае./ И отту́ду мно́жество челове́ческое свои́м прише́ствием возвесели́л еси́/ и боля́щия исцели́л еси́./ Те́мже тя мо́лим, святи́телю Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Отечество свое, Миры Ликийские, не оставив духовно, в мирный город Бари дивно перенесся телом, архиерей Николай. И там множество людей пришествием своим обрадовал и больных исцелил. Потому молим тебя, святитель Николай, моли Христа Бога, да спасет души наши.
Взы́де я́ко звезда́ от вост́ока до за́пада/ твоя́ мо́щи, святи́телю Нико́лае,/ мо́ре же освяти́ся ше́ствием твои́м,/ и град Ба́рский прие́млет тобо́ю благода́ть:/ нас бо де́ля яви́лся еси́ чудотво́рец изя́щный,// преди́вный и ми́лостивый.
Святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ я́же веще́й и́стина;/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая./ О́тче священнонача́льниче Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших.
В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́:/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти;// сего́ ра́ди освяти́лся еси́, я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.
Перевод: В Мирах, святитель, ты явился как совершитель священного служения, ибо исполнив Христово Евангелие, преподобный, ты положил душу свою за людей твоих и спас неповинных от смерти, потому и освятился ты как великий служитель Таинств Божией благодати.
Молитва святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу
О, всехва́льный и всечестны́й архиере́ю, вели́кий чудотво́рче, святи́телю Христо́в, о́тче Нико́лае, челове́че Бо́жий, и ве́рный ра́бе, му́жу жела́ний, сосу́де избра́нный, кре́пкий сто́лпе церко́вный, свети́льниче пресве́тлый, звездо́ осиява́ющая и освеща́ющая всю вселе́нную, ты еси́ пра́ведник, я́ко фи́никс процве́тший, насажде́нный во дво́рех Го́спода своего́: живы́й в Ми́рех, ми́ром благоуха́л еси́, и ми́ро приснотеку́щее благода́ти Бо́жия источа́еши. Твои́м ше́ствием, пресвяты́й о́тче, мо́ре освяти́ся, егда́ многочуде́сныя твоя́ мо́щи ше́ствоваху во град Ба́рский, от восто́ка до за́пада хвали́ти и́мя Госпо́дне. О, преизя́щный и преди́вный чудотво́рче, ско́рый помо́щниче, те́плый засту́пниче, па́стырю предо́брый, спаса́ющий слове́сное ста́до от вся́ких бед, тебе́ прославля́ем и тебе́ велича́ем, я́ко наде́жду всех христиа́н, исто́чника чуде́с, защи́тителя ве́рных, прему́драго учи́телю, а́лчущих корми́телю, пла́чущих весе́лие, наги́х одея́ние, боля́щих врача́, по мо́рю пла́вающих упра́вителя, пле́нников свободи́теля, вдов и сиро́т пита́теля и засту́пника, целому́дрия храни́теля, младе́нцев кро́ткаго наказа́теля, ста́рых укрепле́ние, по́стников наста́вника, тружда́ющихся упокое́ние, ни́щих и убо́гих изоби́льное бога́тство. Услы́ши нас, моля́щихся тебе́ и прибега́ющих под кров твой, яви́ предста́тельство твое́ о нас к Вы́шнему и исходата́йствуй твои́ми Богоприя́тными моли́твами вся поле́зная ко спасе́нию душ и теле́с на́ших: сохрани́ святу́ю оби́тель сию́ (или: храм сей), вся́кий град и весь, и вся́кую страну́ христиа́нскую, и лю́ди живу́щыя, от вся́кого озлобле́ния по́мощию твое́ю: ве́мы бо, ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва пра́веднаго, поспешеству́ющая во благо́е: тебе́ же пра́веднаго по преблагослове́нней Де́ве Мари́и, предста́теля ко Всеми́лостивому Бо́гу и́мамы, и к твоему́, преблаги́й о́тче, те́плому хода́тайству и заступле́нию смире́нно притека́ем: ты нас соблюди́ я́ко бо́дрый и до́брый па́стырь, от вся́ких враго́в, губи́тельства, тру́са, гра́да, гла́да, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников, и во вся́ких беда́х и ско́рбех на́ших подава́й нам ру́ку по́мощи и отве́рзи две́ри милосе́рдия Бо́жия; поне́же недосто́йны есмы́ зре́ти высоту́ Небе́сную, от мно́жества непра́вд на́ших: свя́зани есмы́ у́зами грехо́вными, и николи́же во́ли Созда́теля на́шего сотвори́хом, ни сохрани́хом повеле́ний Его́. Тем же преклоня́ем коле́на сокруше́нна и смире́нна се́рдца на́шего к Зижди́телю своему́, и твоего́ оте́ческаго заступле́ния к нему́ про́сим: помози́ нам, уго́дниче Бо́жий, да не поги́бнем со беззако́нии на́шими, изба́ви нас от вся́кого зла, и от вся́кия ве́щи сопроти́вныя, упра́ви ум наш, и укрепи́ се́рдце на́ше в пра́вой ве́ре, в ней же твои́м предста́тельством и хода́тайством, ни ра́нами, ни преще́нием, ни мо́ром, ни ко́им гне́вом от Созда́теля своего́ ума́лени бу́дем, но ми́рное зде поживе́м житие́, и да сподо́бимся ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, еди́наго в Тро́ице сла́вимаго и поклоня́емаго Бо́га, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу
О, до́брый наш па́стырю и богому́дрый наста́вниче, святи́телю Христо́в Нико́лае! Услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́ и призыва́ющих в по́мощь ско́рое предста́тельство твое́; виждь нас не́мощных, отвсю́ду уловля́емых, вся́каго бла́га лише́нных и умо́м от малоду́шия помраче́нных; потщи́ся, уго́дниче Бо́жий, не оста́вити нас в грехо́внем плену́ бы́ти, да не бу́дем в ра́дость враго́м на́шим и не у́мрем в лука́вых дея́ниих на́ших. Моли́ о нас недосто́йных Соде́теля на́шего и Влады́ку, Ему́же ты со безпло́тными ли́ки предстои́ши: ми́лостива к нам сотвори́ Бо́га на́шего в ны́нешнем житии́ и в бу́дущем ве́це, да не возда́ст нам по дело́м на́шим и по нечистоте́ серде́ц на́ших, но по свое́й бла́гости возда́ст нам. На твое́ бо хода́тайство упова́юще, твои́м предста́тельством хва́лимся, твое́ заступле́ние на по́мощь призыва́ем, и ко пресвято́му о́бразу твоему́ припа́дающе, по́мощи про́сим: изба́ви нас, уго́дниче Христо́в, от зол находя́щих на нас, и укроти́ во́лны страсте́й и бед возстаю́щих на нас, да ра́ди святы́х твои́х моли́тв не обы́мет нас напасть и не погря́знем в пучи́не грехо́вней и в ти́не страсте́й на́ших. Моли́, святи́телю Христо́в Нико́лае, Христа́ Бо́га на́шего, да пода́ст нам ми́рное житие́ и оставле́ние грехо́в, душа́м же на́шим спасе́ние и ве́лию ми́лость, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва третья святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу
О, вели́кий засту́пниче, архиере́ю Бо́жий, Нико́лае преблаже́нне, и́же подсо́лнечную осия́вый чудесы́, призыва́ющим же тя ско́рый услы́шатель явля́йяся, и́хже при́сно предваря́еши и спаса́еши, и избавля́еши, и от бед вся́ческих изъима́еши, от Бо́га да́нною ти чуде́с и даро́в благода́тию! Услы́ши мя недосто́йнаго, с ве́рою тя призыва́юща и моле́бное тебе́ принося́ща пе́ние; тебе́ бо хода́тая на умоле́ние ко Христу́ предлага́ю. О преслову́щий в чудесе́х, святи́телем высото́! я́ко име́яй дерзнове́ние, ско́ро Влады́це предста́ни, и преподо́бнии свои́ ру́це моле́бне к Нему́ простри́ о мне гре́шнем, и от Него́ щедро́ты бла́гости пода́ждь ми, и приими́ мя в свое́ заступле́ние, и от всех бед и зол мя изба́ви, от наше́ствия враго́в ви́димых и неви́димых свобожда́я, и тех всех наве́ты и злохи́трства погубля́я, и борю́щих мя во всей жи́зни мое́й отража́я; прегреше́нием же мои́м проще́ние испроси́, и спасе́на мя Христу́ предста́ви и Ца́рствия Небе́снаго сподо́би улучи́ти за мно́жество того́ человеколю́бия, Ему́же подоба́ет вся́ка сла́ва, честь и поклоне́ние, со безнача́льным его Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва четвертая святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу
О, всесвяты́й Нико́лае, уго́дниче преизря́дный Госпо́день, те́плый наш засту́пниче, и везде́ в ско́рбех ско́рый помо́щниче! Помози́ ми, гре́шному и уны́лому, в настоя́щем сем житии́, умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти ми оставле́ние всех мои́х грехо́в, ели́ко согреши́х от ю́ности моея́, во всем житии́ мое́м, де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми мои́ми чу́вствы; и во исхо́де души́ моея́ помози́ ми, окая́нному, умоли́ Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Соде́теля, изба́вити мя возду́шных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния, да всегда́ прославля́ю Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ ми́лостивное предста́тельство, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пятая святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу
Молитва пятая святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу
О, всеблаги́й о́тче Нико́лае, па́стырю и учи́телю всех ве́рою притека́ющих к твоему́ заступле́нию и те́плою моли́твою тебе́ призыва́ющих! Ско́ро потщи́ся и изба́ви Христо́во ста́до от волко́в, гу́бящих е́; и вся́кую страну́ христиа́нскую огради́ и сохрани́ святы́ми твои́ми моли́твами, от мирска́го мяте́жа, тру́са, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, от гла́да, пото́па, огня́ и напра́сныя сме́рти; и я́коже поми́ловал еси́ трие́х муже́й в темни́це сидя́щих и изба́вил еси́ их царе́ва гне́ва и посече́ния ме́чнаго, та́ко поми́луй и мене́, умо́м, сло́вом и де́лом во тьме грехо́в су́ща, изба́ви мя гне́ва Бо́жия и ве́чныя ка́зни, я́ко да твои́м хода́тайством и по́мощию, Свои́м же милосе́рдием и благода́тию Христо́с Бог ти́хое и безгре́шное житие́ даст ми пожи́ти в ве́це сем и изба́вит мя шу́ияго стоя́ния, сподо́бит же десна́го со все́ми святы́ми. Ами́нь.
Мысли свт. Феофана Затворника
Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его.
Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорбность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.
Притча дня
Один царь сказал своему мудрецу: «Мудрец, ты должен разгадать три вопроса. Разгадаешь – озолочу. Нет, – так и голова с плеч. А вопросы такие: Какое самое главное время? Какой самый главный человек? И какое самое главное дело? Три дня срока».
Ушел мудрец. Думал, думал, ни до чего не додумался. Идет плачет. Голову-то жалко! Проходит по полю, на котором девочка пасла гусей. Та у него и спрашивает: «Чего плачешь, старче?». Он и поведал свою печаль.
А девочка ему отвечает: «А, так это просто. Самое главное время – это СЕЙЧАС. Потому что прошлое уже улетело, а будущее еще не наступило. Самый главный человек, это тот, который СЕЙЧАС находится РЯДОМ со мной. Ведь он может уйти, и я его больше никогда не увижу. А самое главное дело, это то дело, которое я СЕЙЧАС сделаю для человека, который находится РЯДОМ со мной».