180 лет со дня рождения лермонтова

«О, как читал тебя мальчишка…» / К 180-летию со дня гибели Михаила Лермонтова

180 лет со дня рождения лермонтова

180 лет назад, 27 июля 1841 года, убит Михаил Лермонтов. Из поэтов «золотого века» самый чтимый и читаемый мною. К 26 годам он, вопреки потугам верховной власти тогдашней России, уже имел неколебимое имя в русской литературе, но, боже, насколько значительней мог бы предстать, проживи хотя бы ещё десяток лет – столько, сколько Пушкин, которому отпущено тоже до обидного мало…

180 лет со дня рождения лермонтова

…Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать

Но и таким текст показался недопустимо смелым, раздались голоса возмущения, требовавшие наказать автора. Стихотворение же быстро распространилось, ходило, что называется, по рукам. И тут Лермонтов совершает алогичный, на первый взгляд, поступок: он дописывает 16 строк, поистине бессмертных, где воздаёт и трону, и «жадною толпой» стоящим возле него, и торжественно предрекает будущую неувядаемую славу Пушкина.

Открытый вызов светскому обществу и поразил больше всего, когда я, ещё школьником, стал узнавать что-то из биографии поэта. Вызвал интерес к нему как личности и определил отношение к его произведениям: «Бородино» (выучено тотчас), «Мцыри» (описание схватки с барсом и теперь прохватывает), «Пророк», песня про купца Калашникова и, конечно же, «Герой нашего времени».

Лермонтову мной посвящён не один текст (больше – только Мандельштаму). Точней всего выразить отношение к нему удалось, мне кажется, в позднем, относительно недавнем стихотворении:

стихам сдаваемый в починку.

уже, как рыцаря, из жести.

служить тому печалью лиры.

Сейчас охотней и много о Михаиле Юрьевиче пишут не литературоведы, а расплодившиеся любители создавать собственные легенды и мифы о значительных исторических личностях. Есть уже авторы, которые, можно сказать, тоже сделали себе имя на бесконечных интерпретациях его текстов и биографии. Чаще всего поэта представляют пророком, гением предвидения, ссылаясь прежде всего на известное стихотворение «Предсказание» (о том, что наступит время, «когда царей корона упадёт»), написанное в очень юном возрасте.

Думаю, делать подобные предположения на историческую перспективу несложно (всему когда-то приходит конец), да и не в короне вовсе, как мы теперь понимаем, дело… А пятнадцатилетнего автора потрясли события лета 1830 года, когда во время крестьянских волнений (так называемых «холерных бунтов») в Севастополе был убит губернатор, родной брат бабушки Михаила, самого близкого ему человека почти с самого рождения. Кстати, в рукописи есть более поздняя приписка к тексту: «Это мечта».

Куда больше у молодого Лермонтова впечатляет один отрывок из второй части восточной повести в стихах «Измаил-Бей», датированной маем 1832 года (Лермонтову – семнадцать). Вот что советует он на все времена политическим, как сказали бы мы сейчас, деятелям:

Удивительно, столько времени прошло – а строки даже в комментариях не нуждаются.

О короткой жизни поэта написано действительно много. Чего не хватает мне в этих текстах? В частности, подробностей двух лет учёбы в Московском университете (1828 – 1830). Ведь в те же годы там учились, представляете, Виссарион Белинский, Александр Герцен и Николай Огарёв. Неужели столь видные личности никак не повлияли на формирование мировоззрения поэта (судя по тому, что он изучал и оттуда вынес, университет кое в чём радикализировал

его взгляды). Пока же исследователи сходятся во мнении, что студент Лермонтов держался особняком, дружбу ни с кем не водил, ни к каким кружками не примыкал. Тем не менее в конце жизни два места он называл для себя священными: после Кавказа – Московский университет. Знать, были для того причины.

Очень неприятно для ценителей творчества Лермонтова отношение к нему царя Николая I. Мало того, что послал в самое пекло войны на Кавказе и вычеркнул его имя из списка представленных к награде за проявленный героизм, но ещё и осмелился на эту реплику: «Собаке – собачья смерть», – в первые секунды по получению известия о гибели поэта. Это неприятно поразило великую княгиню, и она попросила мужа быть сдержаннее. Потому царь, выйдя к приближённым, сообщил: тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит.

Воспоминания об этом князя Павла Вяземского, что говорить, меня потрясли. Не хотелось верить… Позже возмущение вылилось в такие строки…

Источник

«Он превзошёл Пушкина»: исполнилось 180 лет со дня смерти Лермонтова

180 лет со дня рождения лермонтова

Читайте нас в Google Новости

180 лет со дня рождения лермонтова

27 июля (по новому стилю) исполняется 180 лет со дня смерти русского поэта, прозаика и драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова. Писатель был убит в возрасте 26 лет рядом с Пятигорском у подножия горы Машук его близким приятелем ещё с юнкерской школы — Николаем Соломоновичем Мартыновым. Лермонтову уделяют немало времени в школе, но и любой взрослый признаёт: его творения можно перечитывать снова и снова.

NEWS.ru в преддверии юбилея со дня трагедии пообщался о творчестве поэта с российским писателем, телеведущим, философом и профессором МГИМО Юрием Вяземским. Почему Лермонтов своей прозой превзошёл основоположника современного русского литературного языка Александра Пушкина и что не так с его стихами — в материале NEWS.ru.

Лермонтов ученик был безобразный. Учился просто по-хулигански, университет не закончил, но это ему не помешало стать гением русской литературы, — заметил Вяземский.

Писать стихи Лермонтов начал в пансионе в 1828 году. В 1830 году в журнале «Атеней» было напечатано его стихотворение «Весна». Тогда же были написаны первые ученические поэмы и сделан первый набросок поэмы «Демон».

Стихотворение «Смерть поэта» входит в школьную программу, и многие критики считают его одним из самых значимых творений в истории отечественной литературы. Однако Юрий Вяземский придерживается другого мнения.

«Там сначала всё хорошо идёт», — пояснил Вяземский и процитировал:

Погиб поэт! — невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой.

А то, что он потом приписал, это же вообще какой-то ужас: «А вы, надменные потомки // Известной подлостью прославленных отцов, // Пятою рабскою поправшие обломки // Игрою счастия обиженных родов!». Это же вообще кошмар, это какофония, — считает профессор МГИМО.

Юрий Вяземский убеждён: проза Лермонтова гораздо лучше его стихотворений.

У Лермонтова, конечно, самое интересное, на что нужно обратить внимание, — это его проза. У него величайшая проза. Он прозаик намного более сильный, на мой взгляд, чем поэт. Он поэт очень неровный, — сказал Вяземский.

Влияние Александра Пушкина и Михаила Лермонтова на авторов XIX и XX веков очевидно. В литературоведении нередко можно встретить такие понятия, как «пушкинское» и «лермонтовское» направления. Началось всё с Виссариона Белинского. Критик в статьях о Пушкине и Лермонтове проводил грань между двумя поэтами. Он был убеждён: Лермонтов является представителем «нового поколения», но Пушкин — первоисточник. В нём Лермонтов черпал вдохновение и идеи, при этом развивая их.

Проза Лермонтова, конечно, великая. Он развивал Пушкина и, на мой взгляд, его превзошёл. Лермонтов подготовил дальнейший расцвет великой русской прозы, которая в общем-то перекрыла всю мировую прозу. Потому что, если есть какой-то вклад у нас безусловный и выдающийся в мировую культуру, то это наша литература XIX века, — отметил Вяземский.

Профессор МГИМО считает, однако, что сравнивать нужно не поэзию Пушкина и Лермонтова, как это делал Белинский, а прозу двух титанов. В беседе с NEWS.ru он провёл параллель между «Капитанской дочкой» Пушкина и «Героем нашего времени» Лермонтова.

Я же писатель, поэтому в «Герое нашего времени» мне прежде всего нравится этот язык, эта проза, это движение. «Капитанская дочка» — великолепнейшее сочинение Пушкина. Но оно такое выдержанное, строгое, лаконичное, удивительно правильное, сдержанное, образцовое. А Лермонтов — это уже лирика, это уже нюансы, это уже чувства, которые начинают играть, это чувства, которые мечутся, — подчеркнул Вяземский.

Причём, по мнению Юрия Вяземского, Григорий Печорин, являющийся главным героем романа, получился сильнее и демоничнее, чем герой другого произведения Лермонтова — поэмы «Демон». В ней всё предельно прямо:

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землёй.

А здесь [в «Герое нашего времени»] это всё так не прописано, понимаете? Это не демон, это человек: интересный, но сложный, сильно ломанный — оксюморон. Печорин, он же такой решительный, он же такой смелый, такой храбрый, а внутри излом, болезнь героя нашего времени. Герой ли? И в этом как раз глубина, в этом прелесть, — пояснил Вяземский.

Юрий Вяземский уверен: Лермонтов интереснее любому читателю, но в особенности — молодым людям.

Для меня в своё время, когда я это всё читал, было страшно интересно. Но только если это моё. Объяснение учительницы мне, конечно, меньше нравилось. Мне казалось, что она портит моего Печорина. Если у человека не рождается свой образ Наташи Ростовой, или Андрея Болконского, или Наполеона, а он только записывает, что сказал учитель или учительница, то это всё бессмысленно, — заключил профессор МГИМО.

180 лет со дня рождения лермонтова

Добавить наши новости в избранные источники

Источник

К 180-летию Памяти М. Ю. Лермонтова

180 лет со дня рождения лермонтова

Расплетённая коса от безудержного веселья пикника… обронённая красная ленточка розовощёкой красавицей, подобранная поэтом, спрятанная во внутренний карман мундира, которая завтра будет простреляна … на дуэли.
Праздник так красиво был устроен в гроте Дианы, в естественной пещерке спящего вулкана горы Машук, что по сей день находится в Цветнике – центральном парке Пятигорска.

Нет, он полюбил всем сердцем Кавказ, хоть это и была вторая ссылка, служба, «горячая точка».
Природа постаралась устроить здесь истинный Райский сад: с ранней весны до поздней осени здесь всё в цвету, всё купается в любви. Эта божественно-природная лаборатория Пятигорска может вскружить голову всякому, кто попадает в её объятия!

Возвращаясь обратно из последней ссылки, повстречался на пути «друг» давний, Мартынов.

Молод, успешен, горяч. тот в короткой беседе обиделся на шутку Лермонтова, сказанную без злобы.
Зная пылкость характера Михаила его импульсивность, спровоцировал гнев из – за сущей мелочи, закончив встречу горьким финалом – вызовом на дуэль.
А может это был спланированный дьявольский сценарий? Против того, который «Восстал против мнений света… один»? Пускай остаётся на их совести…

На книжной полке домашней библиотеки стоят в золотом тиснении переплёта 4 тома произведений Михаила Юрьевича. Сравнивая весомые книги, сопоставляя с количеством прожитых 26 лет, каждый раз восхищаешься тому, что был послан на Землю ГЕНИЙ: в 4 года первый стих, в 10 лет пьесы для домашнего театра, в 15 написал первую редакцию поэмы «Демон», в 20 – драму в стихах «Маскарад», в 24 – роман «Герой нашего времени».

Свободно читающий в подлиннике немецких, французских, английских классиков. Прекрасно владеющий кистью художника, имеющий удивительный талант эстета, с его изысканным вкусом. И в 26 лет 27 июля Лермонтова не стало…

“Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы”, – так Александр Блок точно, ёмко определил роль великого писателя, поэта, драматурга, художника. Его творческое наследие в истории русской и зарубежной литературы.

Мир заговорил о нём… к поэту пришла слава вместе с публикацией стихотворения «Смерть поэта», на трагическую гибель Александра Сергеевича Пушкина (через 4 года он примет с улыбкой и свою участь на дуэли, с красной ленточкой во внутреннем кармане мундира).

Наказание тогда удалось немного смягчить. По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано «Бородино» к годовщине сражения.

Лермонтов – вовсе не писатель одной темы. В его произведениях переплетаются и соединятся философская, гражданская и любовная лирика. Последняя никогда не изображалась поэтом как светлое взаимное чувство. Его отличало скептическое отношение к жизни и отсутствие веры в возможность изменить мир.

Эпоха романтизма привнесла в мировую и русскую литературу множество новых способов раскрытия персонажа. Сентименталисты открыли «человека в человеке», показали внутренний мир эмоций и переживаний. Романтики, взяв за основу достижения предшественников, сумели открыть в человеке личность, тонко чувствующую не только любовь, но и всю несправедливость этого МИРА.

Лирический герой Лермонтова с «русской душой» сам себе предрекает недолгую жизнь:
«Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум не много совершит».
Его душа, словно «угрюмый океан», полна мыслей и страданий, и никто не может облегчить их. Только лишь Бог и сам лирический герой могут выразить, насколько сильны и глубоки чувства.

Эти мотивы красной лентой проходят в главном цикле Лермонтова о поэте и ПОЭЗИИ.

В романтизме дистанция между лирическим героем и АВТОРОМ минимальна. Вот, почему ПОЭТЫ так уязвимы, живут, словно без кожи: уставая от пустой жизни, терзающие ДУШУ и героя и свою бесконечными тревогами философской составляющей: за ближнего, за общее Благо – ведь плывём в одной ЛОДКЕ…

Заброшенный и забытый, стоящий на краю пропасти, пугающийся неизвестности, ищущий родственную душу – вот таким предстаёт литературный герой Лермонтова в те июльские дни, когда так близок смерти час, и нет никого рядом… в этом маскараде жизни.

«Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И как преступник перед казнью
Ищу кругом души родной».

Хотя… есть эта красная ЛЕНТА с милой головки юной прелестницы, что так была добра, всегда будет помнить тот июльский вечер!

С той самой ленточкой он и шагнёт под пулю…
Шагнёт в БЕССМЕРТИЕ, потому, что вся ЖИЗНЬ ЕГО и есть та красная ЛЕНТА, по которой мы сегодня идём, сверяя свои мысли, дела и поступки!

Да ещё и вдохновился и созвучно с Вами откликнулся стихотворением:

«Погиб Талант, не исчерпав стихами темы,
Отстаивая на дуэли честь.
Как Мцыри…иль, скорей, как юный светлый Демон,
Поставив в жизни точку – в двадцать шесть!

Не долго он дерзал, творил, любил…и верил,
Что где-то есть заветная душа.
Он рано крылья одиночества примерил
И с ними жил, лишь творчеством дыша.

Стрелял он вверх, чтоб долго жил его убийца,
Который пулю в грудь ему всадил,
Чтоб мог своей победы глупой устыдиться
За то, что Гения не пощадил…

Прольётся кровь – коварны шутки и беспечность –
По красной ленте, что легла на сердце…
Стихи прольются Красною Строкою в Вечность,
Открыв в Бессмертие Поэту дверцу»…!

Огромное Вам спасибо, за светлую память о гениальном русском Поэте, за Ваш талантливый и вдохновенный труд публициста!
С глубоким уважением, искренней благодарностью и созвучием души,
Валерий (Чёрный Водолей).

PSS:
СпасиБО, уважаемый ВАЛЕРИЙ!
Читатели пишут, жалуются за недостаточное внимание к ПАМЯТИ нашей истинной КУЛЬТУРЫ, создаваемой тысячелетиями, подменяемой и навязываемой нынче потребительской.
Талантливых личностей во всех сферах науки, искусства, оставивших свой яркий след в истории. которых пытаются сегодня предать забвению, подсовывая ширпотреб.
Надо использовать права Демократиии, её свободного волеизъявления, говорить об этом ГРОМКО, ЧЁТКО, используя все возможности. Об этом всегда говорит наш Президент. Это и есть наша малая толика в огромное государственное дело.
БлагоДАРЮ вас, ввела ваш пламенный опус в эссе. СПАСИбо
PSSS:
Очень рад, что включили стихотворение в эссе, и что я тоже внесу толику в дело сохранения ПАМЯТИ нашей истинной и богатой национальной КУЛЬТУРЫ!С признательностью, Валерий.

Автор ПОЭЗИИ: Валерий СТАРОСТИН, stihi.ru›2019/10/19/523

К 180-летию ПАМЯТИ Михаила Юрьевича ЛЕРМОНТОВА!

“Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы”, – так Александр Блок точно, ёмко определил роль великого писателя, поэта, драматурга, художника. Его творческое наследие в истории русской и зарубежной литературы.

Произведения Лермонтова нашли достойный отклик в живописи, театре, кинематографе.

Его стихи стали кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества.

Это ли не признание, ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ, выгравированная на скрижалях истории.

Источник

Львиное лицо. К 180-й годовщине гибели Лермонтова

Об авторе: Александр Анатольевич Васькин – москвовед, член Союза писателей Москвы, лауреат Горьковской премии.

180 лет со дня рождения лермонтоваДомик поэта в Пятигорске.

В этом году исполняется 180 лет со дня гибели Михаила Лермонтова. Думается, что в Пятигорске эту печальную дату отметят особо. Ведь именно в этом городе Михаил Юрьевич и провел свои последние дни. Но, бродя по залам пятигорского мемориального музея поэта, в котором заботливо собраны ценнейшие предметы – свидетельства тех далеких времен, я не переставал думать о Москве: ведь в своем родном городе Михаил Юрьевич последний раз побывал незадолго до гибели. С какими чувствами покидал он город? Где они, последние московские адреса поэта? Сохранились ли эти здания до наших дней?

Сведения о круге общения поэта в Москве мы можем почерпнуть из его переписки. 20 апреля 1841 года Михаил Юрьевич сообщает бабушке в Петербург о том, что обретается у своего сослуживца на квартире в Петровском путевом дворце: «Я в Москве пробуду несколько дней, остановился у Розена». Здание стоит и по сей день. Петровский путевой дворец, который императрица Екатерина II повелела выстроить на въезде в Москву, сооружен в 1774–1780 годах по проекту Матвея Казакова в честь победоносного завершения Русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Во дворце впоследствии останавливались, прибывая на коронацию, все последующие российские императоры (начиная с Павла I). И конечно, Лермонтов!

Семейство баронов Розенов имело в Петровском дворце казенную квартиру. Генерал от инфантерии Григорий Владимирович Розен – участник Бородинского сражения, бравый вояка, в Отечественную войну 1812 года командовал бригадой. Это и к нему Лермонтов, имей он на это право, мог бы обратиться с вопросом: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром. » Но так спросить он не мог, поскольку до выхода в отставку Розен-старший (в 1831–1837) командовал Отдельным Кавказским корпусом, под его началом служил и Лермонтов. А вот с его сыном Дмитрием Григорьевичем Розеном, офицером лейб-гвардейского гусарского полка, Михаил Юрьевич приятельствовал.

Интересно, видел ли Лермонтов ту комнату, из которой Наполеон смотрел на московский пожар? Французский император бежал сюда из осажденного огненной блокадой Кремля. Из окон дворца ему оставалось лишь наблюдать, как тонет в огне так и не доставшаяся ему древняя русская столица. Правда, даже здесь стекла от жара нагревались настолько, что к окнам невозможно было подойти, поэтому волосы любопытного Буонапарте обгорели.

180 лет со дня рождения лермонтова
Одна из комнат. Фото автора

В короткий период своей московской жизни апреля 1841 года Михаил Юрьевич пришел пообедать во французскую ресторацию, где его и увидел немецкий поэт и переводчик Ф. Боденштедт. Он запомнил Лермонтова таким: «Гордая, непринужденная осанка, средний рост и необычайная гибкость движений. Вынимая при входе носовой платок, чтобы обтереть мокрые усы, он выронил на паркет бумажник или сигарочницу и при этом нагнулся с такой ловкостью, как будто он был вовсе без костей, хотя, судя по плечам и груди, у него должны были быть довольно широкие кости».

А на следующий день Боденштедт встретил Лермонтова в гостиной Мамоновой, что располагалась скорее всего в доме на Тверском бульваре, принадлежавшем некогда семейству Дмитриевых-Мамоновых (совр. дом № 23). Посетил Лермонтов в последний раз и Благородное собрание, где его видел бывший соученик по университету, поэт Василий Красов, восхитившийся: «Какое энергическое, простое, львиное лицо!»

А вот еще один московский адрес из переписки: «Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо – и мне довольно весело; был вчера у Николая Николаевича Анненкова и завтра у него обедаю; он был со мною очень любезен». Жили Анненковы на Манежной в сохранившемся доме № 7. Глава семьи Николай Николаевич Анненков был дальним родственником Лермонтова – племянником вдовы бабушкиного брата, как говорят в народе, седьмая вода на киселе. Но человек был важный, в ту пору генерал-майор. Позднее состоял членом Государственного совета, в 1854 году назначен новороссийским и бессарабским генерал-губернатором, а с 1862-го до своей смерти в 1865 году – генерал-губернатор Юго-Западного края. Его жена Вера Ивановна Анненкова пережила мужа на четыре десятилетия. Она также увлекалась литературным творчеством, вспоминала о Лермонтове: «Он приехал с Кавказа и носил пехотную армейскую форму. Выражение лица его не изменилось – тот же мрачный взгляд, та же язвительная улыбка. Когда он, небольшого роста и коренастый, танцевал, он напоминал армейского офицера, как изображают его в «Горе от ума» в сцене бала. У него было болезненное самолюбие, которое причиняло ему живейшие страдания. Я думаю, что он не мог успокоиться оттого, что не был красив, пленителен, элегантен. Это составляло его несчастие. Душа поэта плохо чувствовала себя в небольшой коренастой фигуре карлика. Больше я его не видела и была очень потрясена его смертью, ибо малая симпатия к нему самому не мешала мне почувствовать сердцем его удивительную поэзию и его настоящую ценность».

Сегодня адрес на Манежной, где бывал Лермонтов, известен как памятник архитектуры и носит название «Усадьба А.М. Гедеонова», постройка которой относится к 1826 году. С Александром Михайловичем Гедеоновым – директором Императорских петербургских театров – Лермонтов состоял в переписке, рассчитывая, что тот позволит поставить на императорской сцене «Маскарад». Но надежды не оправдались…

Перед самым отъездом, 23 апреля 1841 года, поэт побывал в гостях у славянофила Юрия Самарина – тот жил в доме на Тверской улице, на углу с Камергерским переулком. Лермонтов принес ему стихотворение «Спор» для журнала «Москвитянин». Выезжал Михаил Юрьевич из Первопрестольной в замечательном расположении духа. Встретив в Туле А.М. Меринского (приятеля по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров), Лермонтов признался ему: «Никогда я так не проводил приятно время, как этот раз в Москве». При этом он был на редкость «весел и говорлив».

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

Под Пятигорском 180 лет назад был убит Михаил Лермонтов

180 лет со дня рождения лермонтова 180 лет со дня рождения лермонтова

180 лет со дня рождения лермонтова

180 лет со дня рождения лермонтова

Князь А.И. Васильчиков (между прочим, сын «второго лица» в России, председателя Государственного совета и главы Комитета министров) в своих воспоминаниях писал о том, что происходило в начале дуэли. По правилам противники должны были сходиться к барьеру. Первый выстрел, как вызванного на дуэль, был за Лермонтовым. Но.

Мартынов позже утверждал, что Лермонтов целил в него и что он сам, подойдя к барьеру, ждал его выстрела. Но это не подтверждается ни одним из секундантов.

Но пусть историки и биографы разбираются, как было на самом деле. Очевидно одно: дуэль эта с самого начала носила какой-то фарсовый характер. Причина была слишком ничтожна, чтобы бывшие приятели всерьез собирались бы убивать друг друга. Но странно, что при этом условия дуэли, оговоренные Мартыновым, были самые жестокие: до трех выстрелов из дальнобойных пистолетов с тяжелыми пулями и нарезными стволами. В то же время на месте дуэли почему-то не было ни доктора, ни коляски для перевозки раненого. Это могло означать, что секунданты были уверены: дуэль будет пустой формальностью и закончится примирением.

После того, как Лермонтов получил смертельную рану, все участники дуэли уехали в город. С истекавшим кровью поэтом под проливным дождем остался один Столыпин. Впрочем, Глебов утверждал, что это был не Столыпин, а он. Таким образом свидетели путались в своих показаниях. Впрочем, в этом нет ничего странного. Дуэли в России были запрещены, поэтому не только Мартынову, но и секундантам грозил военный суд.

180 лет со дня рождения лермонтова

180 лет со дня рождения лермонтова

Судьба (или все-таки Мартынов?) распорядилась иначе.

В «Княжне Мери» во время дуэли с Печориным Грушницкий говорит слова, которые многое объясняют в том, что же случилось у подножия Машука в июле 1841 года. Когда Печорин долго медлит с выстрелом, ожидая, что его бывший приятель одумается и откажется от дуэли, Грушницкий в ярости кричит:

«- Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места».

Вот, собственно, и все. Можно, конечно, строить самые экзотические версии убийства Лермонтова: от масонского заговора (на эту версию намекает режиссер и актер Николай Бурляев в фильме «Лермонтов» 1986 года) до загадочного стрелка, который прятался в кустах (об этом всерьез писали некоторые авторы в советское время). Но мне кажется, что причина была самой простой.

Мартынов сам пописывал стихи и поэмы, да еще и подражая своему приятелю. Мартынов был неудачником в карьере и самовлюбленным человеком. Успех «Героя нашего времени», вышедшего книгой в 1840 году, где Мартынов не мог не усмотреть себя в образе Грушницкого, привел его в ярость.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *