18 июля день памяти елизаветы и варвары
18 июля вспоминается мученическая кончина святой княгини Елизаветы Федоровны
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Память преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, а также преподобномученицы инокини Варвары (Яковлевой) чтит Церковь 18 июля 2021 года.
Елизавета Федоровна была старшей сестрой супруги царя Николая II Александры Федоровны. В историю России она вошла как одна из столпов русского милосердия и благотворительности, создательница известной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве.
После революции 1917 года Елизавета Федоровна отказалась покинуть Россию и продолжила свое служение. Вскоре она была арестована прямо в своей обители, заключена под стражу и выслана в Пермь.
В мае 1918-го Великую княгиню вместе с другими членами семьи Романовых перевезли в Екатеринбург, где поместили в гостинице «Атамановские номера». Еще через два месяца ее вместе с сестрой Марфо-Мариинской обители Варварой (Яковлевой) отправили в Алапаевск.
В Алапаевске обе мученицы жили в здании Напольной школы. В ночь с 17 на 18 июля 1918 года Великая княгиня Елизавета Федоровна и инокиня Варвара (а вместе с ними еще 6 человек) были сброшены в шахту Новая Селимская в 18 километрах от Алапаевска. Шахту, в которой находились еще живые узники, забросали гранатами и горящим хворостом.
Русская Православная Церковь канонизировала Великую княгиню и инокиню Варвару как преподобномучениц и включила их в Собор новомучеников и исповедников Российских в 1992 году.
Имя Елизавета
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины».
Значение имени Елизавета:
Елизавета — от древнееврейского «Элишева», что означает «Бог — моя клятва».
Святые с именем Елизавета:
Святая преподобномученица Елизавета Федоровна
День памяти: 18 июля
В детстве будущую великую княгиню называли Эллой, и она никогда не была Федоровной. Девочка родилась в семье Людвига IV, герцога немецкого княжества Гессен-Дармштадт, и принцессы Алисы, дочери британской королевы Виктории. Просто всех немецких принцесс, выходивших замуж за наследников дома Романовых в России, по традиции награждали русским отчеством.
Младшая сестра Эллы, Алиса, стала супругой старшего сына Александра III, который в 1894 году сделался российским царем Николаем II. Весь мир знает ее как Александру Федоровну. Элла же в 1884 году обвенчалась с братом Александра III, великим князем Сергеем Александровичем, а через семь лет, вдохновленная его верой, перешла из лютеранства в православие.
В 1891 году Сергей Александрович стал генерал-губернатором Москвы. Елизавета Федоровна взяла на себя часть забот мужа, который был попечителем почти сотни разных обществ, в том числе благотворительных. С началом Русско-японской войны (1904–1905) великая княгиня организовала склад пожертвований для воинов.
А в феврале 1905 года жизнь Елизаветы Федоровны перевернулась: ее муж был убит взрывом бомбы. Услышав хлопок, Елизавета Федоровна выбежала на проезжую часть и собственноручно собрала разбросанные взрывом останки. А несколько дней спустя пришла в тюрьму поговорить с убийцей — террористом Иваном Каляевым. Она надеялась убедить его покаяться, подарила ему Евангелие.
Всю дальнейшую жизнь Елизавета Федоровна посвятила делам милосердия. В разгар революции 1905 года создала лазарет для помощи жертвам восстания, в котором сама же и трудилась.
А в 1909 году в Москве появилась Марфо-Мариинская обитель, созданная на деньги от продажи личных вещей великой княгини. Здесь была больница, куда Елизавета Федоровна нанимала лучших врачей, а ухаживали за больными сестры, включая ее саму. Великая княгиня чувствовала себя на своем месте, однажды она написала: «У меня нет ни ума, ни таланта — ничего… кроме любви к Христу. Преданность Ему мы можем выразить, утешая других людей — именно так мы отдадим Ему свою жизнь».
С сестрами и ранеными в лазарете Обители. 1910-е годы.
Обитель принимала страждущих до середины 1920-х. Но путь ее настоятельницы завершился еще в июле 1918 года в уральском городе Алапаевске, куда советская власть отправила ее с несколькими Романовыми. Сопровождать матушку пожелали сестры Варвара Яковлева и Екатерина Янышева (ее позже отпустили).
Несколько недель узников держали в здании Напольной школы. А в ночь на 18 июля — ровно через сутки после того, как в Екатеринбурге была расстреляна царская семья, — их вывезли на старый рудник, завязали глаза и столкнули в шахту глубиной 60 метров, забросав сверху гранатами.
В сентябре того же года в Алапаевск вошел Колчак. Тела из шахты достали. Голова одного из убитых — великого князя Иоанна Константиновича — оказалась перевязана тканью от апостольника Елизаветы Федоровны. Умирая, она заботилась о ближнем…
В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил великую княгиню Елизавету и Варвару (Яковлеву) к лику святых новомучеников и исповедников земли Русской.
Гробница на Святой Земле
Мощи преподобномучениц Елизаветы Федоровны и Варвары были спешно вывезены из России. Уже много лет они почивают у алтаря храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании (Иерусалим). Когда накануне канонизации гробницу Елизаветы Федоровны вскрывали, все помещение наполнилось благоуханием «как бы меда и жасмина».
Верная спутница
Варвара Алексеевна Яковлева была посвящена в сестры Марфо-Мариинской обители одной из первых, в 1910 г., и все время находилась при Елизавете Федоровне. Говорили, что и в обитель она пришла вместе с ней из дворца. В июне 1918 года, незадолго до казни Елизаветы Федоровны, большевистская охрана вынуждала Варвару Алексеевну уехать из Алапаевска, но та написала расписку, что добровольно остается «с матушкой».
Другие святые с именем Елизавета
Святая праведная Елисавета (конец I века до Р. Х. — начало I века по Р. Х.)
Мать святого пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи, жена священника Захарии. Зачала Иоанна уже в пожилом возрасте по слову Архангела Гавриила. Была отдаленной родственницей Пресвятой Богородицы. Именно Елисавете принадлежат известные слова, обращенные к Деве Марии: Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! (Лк 1:42).
Преподобная Елисавета (V век)
В 15 лет лишилась родителей, раздала имение нищим и приняла монашеский постриг. Совершила много аскетических подвигов, прославилась даром чудотворений. Предотвратила гибель Константинополя, предупредив императора Льва I, что в городе случится большой пожар.
Известные люди с именем Елизавета:
Елизавета Петровна (1709–1761)
Родная дочь Петра I, российская императрица (1741–1761). Елизавета старалась вернуться к внутренней политике Петра I. При ней были основаны Московский университет и Академия художеств, Россия одержала победы в Русско-шведской и Семилетней войнах.
Елизавета II (род. В 1926 году)
Королева Великобритании с 1952 года, абсолютный лидер по продолжительности правления среди всех британских монархов. Десятилетия ее правления ознаменовались распадом Британской империи, вступлением страны в Европейский союз (из которого она теперь выходит) и целым рядом крупных вооруженных конфликтов с участием Англии, в том числе в Северной Ирландии, Ираке и Афганистане.
Елизавета Глинка, или «доктор Лиза» (1962–2016)
Основательница первого бесплатного хосписа на Украине. В Москве создала и возглавляла благотворительный фонд «Справедливая помощь», взявший на себя заботу о нуждающихся, бездомных и малоимущих. Летом 2010 года помогала пострадавшим от лесных пожаров. Многое сделала для помощи жителям Восточной Украины, когда там начались боевые действия; организовывала эвакуацию в Россию раненных и больных детей. Погибла вместе с другими пассажирами потерпевшего катастрофу самолета Ту‑154, на котором летела, сопровождая гуманитарный груз лекарств в сирийскую клинику.
Преподобномученица Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара
Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.
Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.
После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.
5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.
В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.
В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.
С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.
Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.
В ее письмах того времени есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы. должны устремить свои мысли к Небесному Царствию. и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».
Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.
С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.
5(18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!».
Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.
При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
Память преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
18 июля: День памяти святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны
Великая княгиня Елисавета Феодоровна (53 года). Фото: wikipedia.org
В ночь на 18 июля 1918 года большевики вывезли из Алапаевска группу заключённых, среди которых были пять князей императорской крови – Сергей Михайлович, Иоанн Константинович, Константин Константинович, Игорь Константинович, Владимир Палей; приближённый Сергея Михайловича Фёдор Ремез; инокиня Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева и настоятельница Марфо-Мариинской обители Елисавета Феодоровна Романова.
Убиение преподобномученицы Елисаветы и иже с нею (клеймо иконы Собора святых новомучеников и исповедников российских)
Заключённых доставили на заброшенный железный рудник в 18 километрах от города и столкнули в одну из шахт. Судя по положению тел, обнаруженных несколько месяцев спустя солдатами армии генерала Колчака, искалеченные люди долго умирали от ран и голода. Местные жители свидетельствовали, что слышали из шахты стоны и молитвенное пение.
Наземный вид шахты недалеко от Алапаевска, куда были сброшены тела Великих князей, 1918 год. Фото: wikipedia.org
Так закончился жизненный путь одной из самых ярких и незаурядных женщин своей эпохи – Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой, основательницы первой обители милосердия в Москве.
Не счесть истинно добрых дел, совершённых ею. Её именем строились приюты, больницы, школы, направлялись поезда с гуманитарной помощью на фронты Первой мировой.
Елисавета Феодоровна в одежде сестры Марфо-Мариинской обители. Фото: wikipedia.org
В основанной ею обители белых сестёр Елисавета Феодоровна была первой трудницей. В заботах о больных и раненых она не знала отдыха – была медсестрой и сиделкой, ассистировала при операциях, поднимала «безнадёжных». Своих сподвижников она вдохновляла не руководством, а собственным примером. Для неё всё это были лёгкие дела, не требующие усилий. Она говорила о том, что совсем не трудно поддержать человека в его скорбях, проявить к нему участие.
Елисавета Феодоровна не принимала постриг, однако путь её был иноческим. Монашеское делание заключалось для неё в служении людям, которого она не оставляла до последних минут своей жизни. На дне шахты под Алапаевском, умирая, она перевязывала раны своих братьев по несчастью…
Икона «Святая Елисавета»
В 1992 году Русская Православная Церковь причислила Елисавету Романову к лику святых.
Ежегодно верующие чтят её память, отправляясь в июле в Паломничество по местам скорбного пути Великой княгини Елисаветы Феодоровны, которое организуется ктитором храма во имя святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе Игорем Ашурбейли.
Рака с мощами святой Елисаветы в церкви Марии Магдалины. Фото: wikipedia.org
В ночь на 18 июля верующие совершают крестный ход к шахте, где были заживо погребены алапаевские мученики.
Продолжая дело преподобномученицы Елисаветы…
Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета 18 июля Русская Православная Церковь отмечает день памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее верной сподвижницы инокини Варвары. В следующем году исполнится 90 лет со дня их гибели.
В нынешнем году на Пасху в освобожденном реставраторами храме Покрова Пресвятой Богородицы, который был в конце 2006 года возвращен Марфо-Мариинской обители милосердия, была отслужена первая после 1928 года Божественная литургия.
8/21 апреля исполнилось 95 лет со дня освящения Покровского храма, а в мае – 100 лет с момента покупки великой княгиней Елизаветой Федоровной в Замоскворечье старинной усадьбы с четырьмя домами и большим садом для создания здесь обители, названной в честь сестер праведного Лазаря и ставшей главным делом ее жизни. Однако официально юбилей обители будет праздноваться 23 февраля 2009 года, поскольку обитель начала свою благотворительную деятельность, базируясь на временном уставе, в 1909 году. Тогда все московские газеты писали о расположенной на Большой Ордынке Марфо-Мариинской обители милосердия – уникальном учреждении, где благотворительная и медицинская работа сочеталась с монастырским уставом. По промыслу Божьему обитель не была разрушена. История создания этого удивительного учреждения, которое переживает сейчас этап возрождения, неразрывно связана с именем ее основательницы, снискавшей славу делами милосердия и благотворительности.
Фонд апостола Андрея Первозванного, Центр национальной славы и Марфо-Мариинская обитель милосердия в рамках программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия: К 100-летию со дня основания» проводят передвижную фотовыставку «От милосердия к святости», на которой представлены фотографии из архива Марфо-Мариинской обители и фонда Андрея Первозванного, а также копии писем, открыток, телеграмм, обращений от имени организаций, находившихся под покровительством великой княгини. Большая часть документов предоставлена Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ) и Российским государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ). Выставка уже побывала на Урале (в Екатеринбурге и Верхней Пышме) и в Великом Новгороде.
С 23 июля до 3 августа выставка «От милосердия к святости», посвященная жизни и деятельности великой матушки, как называли Елизавету Федоровну в народе, будет экспонироваться в выставочной галерее рижского Дома Москвы. Как сообщила пресс-секретарь Латвийской Православной Церкви Оксана Дементьева, сразу после открытия выставки состоится презентация 45-минутного документального фильма Нины и Валентина Маргевичей «Возвращение», рассказывающего о жизни, вере и мученической смерти преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Великая женщина любви
Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и великий князь Сергей Александрович Она блистала на великосветских балах и… собственноручно перевязывала гнойные раны бедняков, не способных заплатить за лечение. Она была тонким ценителем поэзии, живописи, музыки и… не боялась площадной брани обитателей Хитрова рынка – одного из самых злачных и криминальных мест Москвы. У нее было все – красота, любимый муж, положение в обществе, почет, деньги, дорогие украшения, наряды, но после трагической гибели супруга она спрятала свою красоту под скромное одеяние настоятельницы обители труда и милосердия.
На выставке можно увидеть редкие архивные фотографии женщины уникальной судьбы, сравнить которую в мировой истории, на мой взгляд, не с кем.
Вот принцесса Гессенская Элла (будущая великая княгиня Елизавета Федоровна) и ее сестры стоят рядом с бабушкой – английской королевой Викторией, давшей имя целой эпохе. Вот фотография, где Элла, родившаяся в небольшом немецком городке Дармштадте 1 ноября 1864 года, запечатлена в кругу семьи. Она была второй дочерью великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и великой герцогини Алисы. В семье было семеро детей, среди которых и младшая сестра Эллы Алиса (Аликс), ставшая последней российской императрицей Александрой Федоровной, супругой Николая II. Именно мать, которая умерла, когда Элла отметила свое 14-летие, научила своих детей любви к людям и состраданию ко всем нуждающимся в нем.
Глядя на прекрасные детские лица Эллы и Алисы, воспитанных в традициях Протестантской Церкви, зная, что, переселившись в Россию, они разделили со своими мужьями не только славу и радость, но и великую скорбь, и мученическую кончину, понимаешь, что необыкновенная духовная и физическая красота была дарована им свыше.
Выходя замуж за великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, 19-летняя Элла не могла знать, что 18 февраля 1905 года ее супруг будет убит Каляевым, что она подаст императору Николаю II прошение о помиловании террориста, которое будет отклонено. Кто найдет в себе силы простить убийцу любимого мужа? Кто продаст все свои драгоценности и предметы искусства, чтобы, говоря словами Елизаветы Федоровны, «перенести свое существование в нищенскую среду»? Кто будет сидеть в больничных палатах у постели раненых и увечных или ассистировать хирургам в качестве медицинской сестры? А она это сделала.
Начальница Марфо-Марьинской обители великая княгиня Елизавета Федоровна с шитьем Постепенно проникаясь глубиной православного вероучения и красотой богослужения, Елизавета Федоровна и Александра Федоровна перешли в Православие, обретя для себя не только новую родину, но и новую веру. Великая княгиня Елизавета Федоровна, оставив блеск и мишуру светской жизни, посвятила всю оставшуюся жизнь служению Богу и ближним, удостоилась имени великой матушки и великой женщины любви (как писал о ней игумен Серафим в брошюре «Мученики христианского долга»), а после своей трагической гибели и прославления в лике святых стала именоваться преподобномученицей Елисаветой.
Родную сестру императрицы-мученицы Александры Федоровны называют также белым ангелом России. Она и была настоящим земным ангелом, которого в апреле 1918 года арестовали и отправили на Урал. Последние месяцы своей жизни она провела в заключении в напольной школе вместе со своей верной келейницей инокиней Варварой Яковлевой и членами императорского дома. 18 июля, на следующий день после убийства царской семьи, узников живыми сбросили в Нижнюю Селимскую шахту заброшенного рудника Нижняя Синячиха, расположенного в 18 км (опять цифра 18!) от города Алапаевска. Перед смертью матушка Елизавета молилась за убивающих молитвой Христа: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34).
Пристань спасения и утешения
Марфо-Мариинская Обитель. 1910-е годы После смерти мужа все силы своей души Елизавета Федоровна устремила на помощь нуждающимся. Исполняя заповедь Спасителя о любви к Богу и ближнему, она сумела соединить в своей жизни два рода евангельского служения – деятельную сострадательную любовь к ближнему и созерцательную молитвенную любовь ко Христу. Евангелие говорит, что, пока Марфа хлопотала, чтобы хорошо принять Божественного Гостя, Мария села у ног Спасителя и внимала Его словам, избрав «благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10: 42). Посвящение обители святым сестрам праведного Лазаря как раз и выражало соединение личного аскетического подвига и высокого жребия Марии, внемлющей вечным глаголам жизни, то есть непосредственного служения Богу через молитву и работу над собой, с заботой о ближних, чем угождала Богу Марфа.
В нижнем этаже большого двухэтажного дома с мезонином (где жили сестры обители), были устроены трапезная для насельниц, кухня, кладовая и другие хозяйственные помещения. Больница, где операции проводились бесплатно, занимала верхний этаж. В хирургическую клинику обители, которая считалась лучшей в Москве, привозили самых тяжелых больных, от которых все отказывались. Для их лечения приглашали лучших специалистов. 34 врача работали безвозмездно. В том же доме находились больничный храм и зимний сад. И в амбулатории (библиотека которой насчитывала более 2000 томов), и в аптеке лекарства отпускались бедным бесплатно. В одном из четырех домов обители находились также классы, где учились девочки из приюта, и воскресная школа, где в 1913 году обучались 75 девушек и женщин, работавших на фабриках. В том же году в столовой для бедных было выдано 139 443 обедов (ежедневно отпускалось более 300 обедов по 5 копеек), а в амбулатории было зарегистрировано 10 814 посещений.
Сестричество
Регулярное посещение бедняков – главная забота обители – началось с 1913 года, когда все без исключения сестры посещали больницы и богадельни, оказывая помощь бедным, больным и престарелым, принося им по мере своих сил облегчение и духовно-нравственное, и физическое. Они обходили ночлежные дома знаменитого Хитрова рынка, делая перевязки больным, препровождая детей в приюты, находя места безработным.
Храмы обители
Покровский собор Марфо-Мариинской обители При Елизавете Федоровне в Марфо-Мариинской обители милосердия были построены два храма, в престолы которых были вложены частицы мощей святителя Алексия Московского, праведной Елисаветы и преподобного Иоанна Лествичника. Первый храм во имя святых жен Марфы и Марии – небесных покровительниц обители – существует со дня ее основания. Этот больничный храм освящен епископом Трифоном 9 сентября 1909 года. Ежедневно утром и вечером сестры читали здесь молитвенное правило. Здесь же всю неделю совершались службы, которые переносились в Покровский храм по субботам и воскресеньям.
Предметом особого попечения Елизаветы Федоровны был второй храм – уникальный Покровский собор, построенный в 1912 году архитектором А.В. Щусевым по новгородско-псковским образцам XVI века. Расписывали храм известные ныне художники – академик М.В. Нестеров и его молодой ученик П.Д. Корин. Это уникальное творение поразило москвичей своей красотой. На западной стене храма над мозаичным образом Спаса Нерукотворного помещен текст Священного Писания: «Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет спасется». До сих пор Покровский собор, ставший духовным центром обители, хранит память о Елизавете Федоровне, вложившей в его строительство не только личные средства, но всю свою душу, тепло своего сердца.
В начале 1926 года многие сестры были высланы в Среднюю Азию, помещения обители заняли различные учреждения, а в 1928 году Покровский собор был закрыт большевиками. С 1929 года в нем размещался клуб Санпросвета. Фрески Нестерова закрасили краской, а в алтаре, на месте престола, водрузили огромную статую Сталина – «отца народов». Западную стену трапезной использовали как экран, показывая кинокартины. В 1944–1945 годах храм заняли новые хозяева – Государственные центральные художественные мастерские при Комитете по делам искусства, занимающиеся реставрацией древнерусской живописи. Это и спасло один из красивейших храмов Москвы от полного разрушения.
Объединяющая десница
Ковчег с десницей преподобномученицы Елисаветы Слава Богу, пришло время собирать разбросанные нашими предками камни и отдавать долги тем, перед кем мы все виноваты. Прославленная в лике святых Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ) в 1981 году великая княгиня Елизавета Федоровна была причислена Русской Православной Церковью (Московский Патриархат) к сонму новомучеников Российских в 1992 году. Начавшийся тогда процесс возрождения обители, к сожалению, затянулся. Для его завершения был создан Попечительский совет программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия: К 100-летию со дня основания». Почетным председателем совета стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, сопредседателями – президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин – председатель Попечительского совета фонда Андрея Первозванного (ФАП) и Центра национальной славы (ЦНС), мэр Москвы Юрий Лужков и митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир.
Названные выше общественные организации по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Лавра осуществили в 2004–2005 годах семимесячную программу по принесению мощей святых Елизаветы и Варвары из иерусалимского храма Марии Магдалины в пределы России. Целый раздел выставки «От милосердия к святости» посвящен этой акции, в результате которой мощи преподобномучениц посетили более 70-ти епархий Русской Православной Церкви – все федеральные округа России, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, Азербайджан, страны Балтии. Это стало одним из самых значительных церковно-общественных событий тех лет. В храме Христа Спасителя поклониться деснице Елизаветы Федоровны успели тогда тысячи людей.
А как ждали ковчег со святыней в Марфо-Мариинской обители! Меньше двух часов находилась там десница хозяйки обители перед тем, как отправиться по России. Но какой же скорой оказалась ее помощь, как мало времени понадобилось для того, чтобы решить, наконец, вопрос о передаче Русской Православной Церкви Покровского собора, долгие годы занимаемого реставраторами! А скольким людям показала великая княгиня дорогу к храму! Видя многотысячные очереди к мощам великой матушки, я на всю жизнь запомнила глаза верующих, которые в любую погоду и в любое время суток приходили помолиться святой. Но лишь со временем я осознала ту роль, которую Господь отвел ей в деле объединения двух ветвей Русской Православной Церкви, а также народов России и других стран. Поклониться святыне приходили православные христиане, мусульмане, иудеи…
«Преподобномученица Елисавета в своей жизни смогла соединить воедино святость благоверной княгини, преподобной праведницы и мученицы за Христа и оставила нам пример жизни по Евангелию, – отметил Святейший Патриарх Алексий II в своем послании по случаю принесения десницы великой княгини Елизаветы Федоровны. – Ее жертвенное служение бедным, больным и сиротам, ее искренняя любовь к Богу и к Православной Церкви способны и сегодня пробудить души многих наших соотечественников от греховного забытья, напомнить богатым о необходимости служения бедным и обездоленным, а наделенным властью об особой ответственности перед Богом и своим народом. Верующее сердце не может быть безразличным к славе Церкви Христовой, поэтому и страдания за нее не могут быть забыты… Будем молиться и надеяться, что принесение в Россию святых мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары явится духовным знамением и Божиим благословением начавшемуся процессу объединения Русской Православной Церкви, дабы всем нам едиными устами и единым сердцем свидетельствовать миру истину святого Православия».
18 июля Церковь чтит память преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. А 19 июля 2004 года на пресс-конференции викарий Московской епархии епископ Дмитровский Александр сказал: «Договоренность о принесении святых мощей в Россию свидетельствует о начавшемся сближении двух разрозненных частей нашей Церкви… Прибытие мощей великой княгини как будто говорит нам о том, что она прощает всех тех, кто принес ей обиды, огорчения и невзгоды. Мы хотим, чтобы это событие оказалось не только радостью и почитанием святыни, но и послужило осмыслению нашего прошлого и настоящего».
17 февраля 2007 года в присутствии владыки Александра мэр Москвы Юрий Лужков, впервые посетивший Марфо-Мариинскую обитель, сказал журналистам о том, что возрождение обители – долг россиян перед историей. По его словам, сделав обитель одним из центральных объектов для оперативной работы правительства Москвы, «мы можем и должны попросить прощения у прошлого».
14 мая 2007 года, в преддверии подписания Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви за границей и Русской Православной Церкви Московского Патриархата, которое состоялось 17 мая, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Знаменательно, что одним из событий, предшествующих подписанию, стало сотрудничество наших Церквей во время принесения на русскую землю мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары». Его Святейшество также подчеркнул, что сейчас достигнуто понимание той высокой духовной задачи, которую поставило перед нами время, – возрождения христианских ценностей милосердия и благотворительности.