1793 история одного убийцы описание

1793 (Натт-о-Даг)

Содержание

Часть 1. Призрак дома Индебету [ ред. ]

Осень, 1793 год. В Стокгольме стражник-инвалид Микель Кардель, бывший морской артиллерист, с деревянным протезом вместо потерянной в сражении с Россией руки, вытаскивает из озера изувеченный труп мужчины, завернутый в дорогую ткань. Стражник груб, одинок и неприкаян, проводит время в пьянстве и драках.

Молодой, но тяжело больной, разведенный юрист Сесил Винге с репутацией справедливого, очень умного и проницательного человека живёт в съёмной комнате. Полицмейстер Норлин, его друг, предлагает расследовать дело о найденном трупе. При осмотре тела Винге знакомится с Карделем.

У трупа нет рук, ног, глаз, языка. Стражник с таким знанием дела консультирует Винге по поводу ампутации конечностей, что тот предлагает ему стать его помощником. Вечно безденежный Кардель соглашается, хотя сначала юрист не нравится ему своей сухостью.

В полицейском управлении Индебету Норлина и Винге не любят из-за их неподкупности и справедливости. Полиция привыкла работать коррупционно, как при старом короле, убитом несколько лет назад. По этой причине Норлина скоро отстранят от службы.

Начальник делится с Винге своими мыслями о политической ситуации в Швеции, наводнённой шпионами короля Густава, которые выведывают, не расплодились ли по Швеции вредные идеи французской революции.

Страх революции и предательства — зараза. Поражает любого,… (кто) оказывается поблизости от трона. А на троне — и подавно…

Ввиду своей скорой отставки, Норлин просит Винге найти убийцу тихо и тайно, чтобы не поднимать шум в предреволюционном шведском обществе.

В кабаке, где Кардель работает вышибалой, он спасает от избиения секретаря полиции Блума. Тот рассказывает ему о Винге, с которым вместе учился. Среди студентов тот считался человеком странным, но с большими способностями. Много читая европейских просветителей, он и сам стал гуманистом, привнеся прогрессивные методы в полицейскую работу. Например, он выслушивал на суде преступников и тщательно, используя точность и логику, дознавался до причин преступлений, что было нетипично в конце 18 века.

От Блума Кардель узнаёт, что Винге умирает от чахотки. По этому поводу его дразнят «Призрак дома Индебету».

По поручению Винге Кардель допрашивает квартального полицейского того района, где нашли труп, и тот признаётся, что видел недалеко от озера богатый портшез (носилки). Винге узнаёт, что ткань, в которую был завернут труп, возможно, использовали в борделе.

Сыщики много разговаривают, и юрист просвещает своего полуграмотного напарника: «Я убеждён: когда-нибудь настанут времена, когда не обвиняемый должен будет доказывать свою невиновность, а наоборот». Напарники расстаются на время, чтобы каждому выполнить свою часть расследования.

Поиски портшеза приводят Карделя в трущобы, где он расспрашивает столяра, чинившего эти самые носилки. Тот сообщает, что ему заплатили за молчание и велели заставить замолчать любого, задающего опасные вопросы. В драке стражник избивает грубияна и выясняет у того, чей же это портшез.

Винге безуспешно ожидает Карделя, но тот не появляется. Сыщик боится, что того убили потому, что он слишком близко подобрался к тайне портшеза.

Товарищи делятся результатами расследования; оба пришли к одинаковому выводу: труп вывезли из Дома Кейсера. Напарники посещают высококлассный бордель и запугивают его хозяйку. Мадам Сакс рассказывает им, что изувеченного мужчину принёс незнакомец и заплатил за его содержание. Месяц тот жил в притоне, развлекая клиентов своей беспомощностью. Когда он умер, его труп выбросили в озеро. Сыщики понимают, что оказались в тупике.

Часть 2. Море крови [ ред. ]

Семнадцатилетний Кристофер Бликс пишет письма сестре, в которых рассказывает о своей жизни после ухода из родного дома. Бликс — ученик военного корабельного фельдшера, воевал на русско-шведской войне. Он из бедной провинциальной семьи, но с большими амбициями. Ничего не умеющий и не желающий, Бликс одержим идеей красивой жизни, заключающейся в праздном богатом времяпрепровождении. С приятелем, таким же нищим бездельником Сильваном, они изворачиваются как могут в стремлении всех обмануть и представить себя богачами. Какое-то время им это удаётся: «богатым наследникам» открыт кредит в лавках и трактирах, они вхожи в круг «золотой» молодёжи.

Однажды Бликс всё же решает изменить свою бесцельную жизнь. Он посещает профессора Хагстрёма в Королевском лазарете и сообщает, что хочет стать хирургом. Но так как у парня нет образования, одни навыки, то учиться его не берут. Профессор снабжает его медицинской литературой, велит всё выучить и поступать на учёбу через год. Разочарованный неудачей, Бликс возвращается к жизни мошенника.

В результате приятели попадают в руки карточных шулеров и проигрываются начисто. Они бегут от ареста, скитаются. Бликса арестовывают. Его долги выкупает ростовщик и продаёт их странному, жестокому незнакомцу. Парень оказывается в рабстве, хозяин намеренно унижает его. Именно тогда герою видятся апокалиптические картины.

В канавах пенилась кровь, весь Стокгольм превратился в охотничьи угодья, где господа могут удовлетворить свои тайные желания, убивая всё, к чему ни прикоснутся.

Хозяин везёт Бликса в свое имение, имеющее все признаки запустения и былого богатства, и показывает ему привязанного к столу красивого юношу в бессознательном состоянии. Мучитель приказывает ослепить его, отрезать язык и ампутировать поочерёдно все его конечности. Наградой Бликсу по окончании истязаний будет свобода.

Напуганный и желающий освободиться Бликс соглашается. Пользуясь книгами профессора Хагстрёма, он проводит несколько операций, обезобразив юношу. Вместо анестезии он поит жертву вином и пьёт сам. Отчаявшийся, ненавидящий жестокого изувера, во власти которого находится, парень снимает с руки жертвы перстень и даёт тому проглотить его, надеясь, что когда-нибудь полиция найдёт этот перстень и вычислит и жертву, и палача.

Из последних писем Бликса выясняется, что его сестра умерла несколько лет назад, а пишет он ей, потому что больше некому. После преступления, которое его заставил совершить хозяин-садист, Бликсу не хочется жить.

Часть 3. Ночная бабочка [ ред. ]

Анна Стина Кнапп — незаконнорожденная дочь Майи Кнапп. Мать всю жизнь воспитывала её одна, защищая от презрения и нападок окружающих. После ёё смерти девушке приходится работать продавщицей фруктов за мизерную плату. Про продавщиц, разносящих товар по городу, распускали неприличные слухи.

Друг детства Андерс предлагает ей пожениться и тут же пытается изнасиловать. Девушка отказывает ему, и тогда парень и его родители направляют жалобу на неё властям, обвиняя в проституции и добрачной связи. Девушка какое-то время скрывается от стражников, но всё же попадается им.

Анна сближается с заключённой Юханной, хитрой и ловкой. Та рассказывает про тюремные обычаи и про побеги отсюда. Когда та упоминает про сбежавшую и ненайденную заключённую Альму, Анна начинает мечтать о побеге. Она выслушивает все версии исчезновения Альмы и выстраивает собственный план побега. Ежедневно наблюдая невероятную жестокость, девушка чувствует «…ожесточение против всего и всех — и рабынь, и надсмотрщиков. Против всего мира. Ничего хорошего, но это цена, которую придется заплатить, чтобы выжить».

Юханна рассказывает ей про своих соседей — трактирщиков Тулипанов, про их дочь Ловису, увезенную матерью из города. Если Анна удачно сбежит, то Юханна советует ей прийти к трактирщику и назваться его дочерью, на которую та похожа и о которой отец сильно тоскует.

Самый жестокий надсмотрщик Дома, Петтерссон, обращает внимание на любопытство девушки. Опасаясь, что он помешает её планам, Анна ищет помощи и находит её у местного пастора Неандера. Тот помогает ей только потому, что хочет сместить начальника тюрьмы, и побег для него — удобный повод для доноса. В условленное время пастор и подкупленный охранник помогают Анне бежать. За услуги охранник насилует девушку. Донос пастора на начальника тюрьмы за побег заключённой отправлен.

Теперь Анна — Ловиса Тулипан, дочь трактирщика, нежно любящего её. Она помогает отцу в работе, и он не нарадуется на неё. Вскоре девушка понимает, что беременна от охранника. Она мечтает избавиться от нежеланного плода и случайно встречает медика Кристофера Бликса.

После совершённого преступления хозяин отпускает парня из замка, и тот начинает мечтать о смерти. Муки совести не позволяют герою нормально жить, он постоянно напивается, ожидая скорой смерти, а страх божьего наказания не позволяет ему совершить самоубийство. Именно в этот момент трактирщица Ловиса просит его о помощи — избавиться от беременности.

Молодые люди сразу нравятся друг другу, а парень понимает, что ему выпал шанс высшего прощения за пособничество в преступлении. Он решает спасти сразу две жизни и обманывает девушку, не нанеся вреда её ребёнку. Когда обман раскрывается, Бликс предлагает Ловисе пожениться, чтобы её ребёнок не был незаконнорожденным, какой была она сама. Молодые люди женятся, отец одобряет выбор дочери.

Бликсу становится легче жить, но он всё же полон желания искупить свою вину за свершённое зло. Вручив жене свои письма с описанием преступления и наказав отправить их следователю Винге, герой топится в море. Анна горько сожалеет о потере Бликса, понравившегося ей. Её мировоззрение также меняется: проходит ожесточение и желание мстить миру за несправедливость. Она собирается вырастить своего ребёнка добрым и справедливым человеком — «это её месть миру ненависти».

Теперь уже не она, а притаившееся в её чреве дитя чудесным образом меняет и лепит её сознание.

Девушка отправляет письма адресату.

Часть 4. Волк из волков [ ред. ]

Зима, 1793 год. Кардель узнаёт, что Винге умер, и с горя напивается. Он понимает, что потерял единственного близкого друга, приобретённого за время расследования. Он верил, что расследование продлевает жизнь смертельно больного сыщика, и теперь разочарован, что дело не доведено до конца, порок не наказан, погибший не отомщён.

Навестив секретаря полиции Блума, стражник узнаёт, что мёртвым Винге никто не видел. В его кабинете лежат нераспечатанные письма Бликса. Кардель с письмами бежит к сыщику и застает того живым, но очень слабым. Он читает ему вслух письма ученика фельдшера, и происходит чудо: в преддверие работы Винге оживает и планирует дальнейшее расследование.

Напарники идут на кладбище, платят за эксгумацию трупа утопленника и находят в нём перстень с гербом. Такого герба нет в геральдике знатных шведских родов, но он может принадлежать небогатому человеку, мечтавшему выбиться в люди и подражавшему богачам. Сыщики на время расстаются, чтобы Винге мог поразмышлять над неизвестным гербом.

Кардель от расстройства идёт в кабак и там узнаёт, что во Франции революционеры казнили королеву. Шведская беднота бурно отмечает событие, намекая на своих правителей.

Внезапно стражник замечает перстень, такой же, как на трупе. Его владелец молод, крикливо одет, ведёт себя как аристократ. Кардель следит за ним, догоняет, обезоруживает и расспрашивает. Выясняется, что тот бедняк, желающий разбогатеть любым путём. Он придумал себе герб, ювелир отлил ему перстень с ним, и теперь он выдаёт себя за аристократа — «фабрикует дворянское происхождение».

Парень — карточный шулер, облапошивающий наивных простаков. Кардель тотчас вспоминает Бликса, чьи несчастья и начались с карточного проигрыша. Выясняется, что пойманный мошенник как раз и обманул несчастного Бликса. Разъярённый Кардель избивает шулера и забирает его кольцо и деньги.

Они с Винге гадают, что за герб изображён на перстне. Догадки приводят их в Дом Индебету — полицейское управление, где изображён похожий герб. Сыщики понимают, что владелец перстня работал здесь и, скорее всего, был информатором, шпиком, «чьей целью было собирать сведения обо всех, кто намеревался или мог намереваться нанести ущерб королевской власти».

Таких шпиков было много. Их набирали из людей с большими амбициями, но без перспектив сделать карьеру на ином поприще. Отличная возможность для молодых искателей счастья.

Напарники посещают управление полиции и изучают доносы шпиков за прошлый год, когда, по их мнению, был изувечен погибший. Они находят зашифрованное письмо, запечатанное перстнем утопленника. Сыщики понимают, что их поиски увенчались успехом: имя информатора — Даниель Девалль, писал он из Фогельсонга. Они узнают, что Фогельсонг — поместье богатой семьи графов Балков. Сейчас род разорён, от него остался один молодой наследник. Винге и Кардель немедленно едут в поместье.

Пока они осматривают большую обветшалую усадьбу, Карделя чуть не убивает таинственный человек с пустым взглядом. Друга спасает вовремя появившийся Винге. Незнакомец представляется графом Юханнесом Балком и признаётся в убийстве Девалля. Преступление раскрыто. Во время долгой поездки в Стокгольм Балк рассказывает сыщикам свою историю, приведшую его к убийству шпика.

Повзрослев, он поехал во Францию учиться, прожил там три года, наблюдал Французскую революцию: от первых дней её гуманистического энтузиазма до последующего разгула революционного террора. Выросший садист Балк предчувствовал скорое окончание идеалистического периода революции и наступление кровавой бойни, что и произошло. Как иностранца, его арестовали, объявили шпионом и чуть не казнили, но Балку удалось бежать.

Он вернулся на родину и по дороге домой познакомился с Деваллем. Молодые люди подружились. Одинокий с детства Балк был счастлив. Они погуляли по столице, посетили Дом Кайсера — бордель — и вернулись вместе в Фогельсонг. Там Балк увидел, что Девалль пишет кому-то письма, и прочитал одно из них. Оно оказалось отчётом в полицейское управление.

Балк решил, что власти Швеции считают его якобинцем, который вернулся на родину, «чтобы проповедовать якобинское Евангелие», поэтому и подослали к нему шпиона. Он пришёл в ярость и решил наказать бывшего друга.

Балк был оскорблён в своих самых лучших чувствах, и в нём вновь проснулся зверь, которого он пытался подавить в себе. Он запер приятеля в имении, привёз из Стокгольма медика Бликса и заставил того обезобразить Девалля. Затем отвез изуродованного друга в бордель, оставил там и отпустил морально раздавленного юного медика.

На вопрос Винге, почему он сдался полиции и не пробовал скрыться, убийца отвечает, что своим преступлением он надеется вызвать народное возмущение против аристократов, как во Франции. Он ненавидит род людской и желает его полного уничтожения.

Пусть канавы переполнятся кровью. Пусть Город… задохнётся от трупов. Чем меньше нас останется в живых, тем лучше. Хорошо бы, люди вообще исчезли, остались только вороны.

Кардель пытается встретиться с Ловисой Бликс, вдовой несчастного медика. Та скрывается от стражников, боясь разоблачения и возвращения в тюрьму. Больше всего Анна тревожится за нерождённого ребенка, которого она уже любит. Так как Кардель одет в мундир стражника, он едва удерживает девушку от самоубийства и отдаёт ей деньги, отнятые у шулера, некогда ограбившего Бликса. Девушка плачет от облегчения и просит Карделя навещать её. Тот обещает.

При встрече Винге признаётся Карделю, что подделал письмо Девалля и шифр, чтобы заставить Балка испытать угрызения совести и согласиться на казнь под чужим именем. Юрист сожалеет, что нарушил все свои жизненные принципы этой ложью. Он объясняет свой поступок защитой страны от кровавой вакханалии, подобной французской. И ещё он уверен, что своей ложью доказал: «человечество — вовсе не… адское племя».

Источник

Никлас Натт-о-Даг «1793. История одного убийства»

1793. История одного убийства

Язык написания: шведский

Перевод на русский: — С. Штерн (1793. История одного убийства, 1793) ; 2018 г. — 3 изд. Перевод на украинский: — В. Криницкий (1793) ; 2019 г. — 1 изд.

Эта захватывающая, остроумная и невероятно красивая книга о темных временах жизни Стокгольма с лихо закрученным криминальным сюжетом и подробно описанным на основе исторических документов городским бытом XVIII века прославила начинающего автора, потомка древнего дворянского рода Никласа Натт-о-Дага. Его книгу сравнивают с «Парфюмером» Патрика Зюскинда и романами Милорада Павича. «1793» стал бестселлером в Швеции, а через неделю после первой публикации – и во всем мире.

Более лютой зимы, чем в 1793 году, в Стокгольме не бывало. Спустя четыре года после штурма Бастилии во Франции и более чем через год после смерти короля Густава III в Швеции паранойя и заговоры населяют улицы города. Животный ужас, растворенный в воздухе, закрадывается в каждый грязный закоулок, когда в воде находят обезображенное тело, а расследование вскрывает самые жуткие подробности потаенной жизни шведской элиты.

Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

Недавно читал современную биографию Чайковского. Автор там тщательно разобрал все психические отклонения великого композитора. Изучил, как проявлялись его заболевания, вплоть до их влияния на телесные отправления. Дотошно исследовал то, как сказывались на Петре Ильиче терзавшие его панические атаки. Описал, как Чайковский сперва боролся со своими сексуальными наклонностями, а потом смирился с ними и начал сожительствовать с собственным кучером. Книжка была толстая, обстоятельная, но вся сводилась к телесному низу и проблемам с психикой, а вот собственно творчество, собственно рассказ о том, как этот слабый и нервный человек стал гениальным создателем бессмертной музыки были биографом задвинуты на задний план.

Даже и не поймешь, как из такого смрадного месива произросла наша нынешняя цивилизация.

Потому как автор позабыл о великих ученых и прекрасных стихах, о честных тружениках и набожных пасторах. О том, что в прошлом было великое множество хороших и добрых, справедливых и изобретательных, отважных и бескорыстных людей. Которые вопреки всему дерьму и мракобесию худо-бедно тащили человечество вперед по пути прогресса.

Автор пошел по самому легкому пути нагнетания чернухи и безысходности. Такое теперь, говорят, неплохо продается. Ну да, продается, покупается, прочитывается, отправляется на полку, больше никогда не перечитывается. И прочитывается с применением определенных усилий, дабы преодолеть желание захлопнуть обложку и разбрызгать вокруг книжки освежитель воздуха.

Кстати, это же не просто книжка о прошлом. Это еще и детектив.

Слабенький как собственно детектив. Обнаружили труп, начали расследование. Потом пошли валом побочные сюжетные линии. Потом главный сыщик прочитал связку писем, из которых все стало ясно. Даже и не пришлось порядком злодея искать.

Тот случай, когда получив книгу в службе доставки, приступил к прочтению в тот же день. По совокупности примет (симпатичная обложка, интригующий жанр исторического детектива, упоминания в различных отзывах о мрачности повествования и т.д.) возлагал на произведение определенные надежды. Сказать, что ожидания не оправдались, не могу. Но и полного оправдания надежд не получил. Итак, обо всем по порядку.

В завязке сюжета лежит обнаружение истерзанного трупа молодого человека на окраине Стокгольма в году, указанном в названии книги. Расследованием занимаются, как это часто бывает, полные противоположности — измученный открытой формой туберкулеза, умник, «доходяга» детектив Винге и его случайный помощник, изрядных размеров детина, алкоголик и просто хороший человек с деревянным протезом вместо одной руки, Кардель. Оба, естественно, мучимые воспоминаниями из прошлого.

Собственно расследованию в книге уделено в лучшем случае страниц 50-60, весь остальной объем посвящен описанию быта Швеции в разрезе судеб различных героев книги. В последней части произведения все сюжетные линии и судьбы сходятся, что так же не относится к новаторским находкам в литературе.

В книге очень много тоски, безнадежности и мрака — за весь сюжет ярких красок не появляется вообще. Читать эту книгу в ЦФО в ноябре месяце — бесценно! Жарким летом и беленькой зимой описания Швеции 1793 года вряд ли так проймут читателя, как в российском ноябре. Ведь чтобы прочувствовать атмосферу, увидеть Стокгольм конца 18 века, достаточно просто пройтись по нашим улицам на окраинах городов или посмотреть в окно и вот она, Швеция 1793 года, прямо перед глазами — слякоть, изморось, вода, мрачность, низкие облака, серость.

Все герои книги с исковерканными Жизнью судьбами, некоторые имеют отклонения в психике. Из основных героев полностью нормальных людей нет ни одного. Вообще. От слова совсем.

И вот в такой внушающей оптимизм атмосфере действуют два главных героя, пробуя распутать клубок из трудных судеб, аристократов, чья пресыщенность жизнью ведет их по пути получения экстремальных видов удовольствия, грязи, женской тюрьмы, интриг и кабаков. Показаны и низы общества и Ылиты — мрачно и там и там.

За атмосферность, за мрачность, за легкость при прочтении книга заслуживает высокой оценки.

За слабую детективную линию, некоторую скомканность развязки очень высоко оценить не могу.

На популярные книги в жанре (Попова, Честертон, Питерс) не похоже совсем.

Есть что-то общее с «Големом» Питера Акройда

ПС: пожалуй можно поставить ограничение «не младше 15 лет». Есть упоминания интимных отношений, несколько выбивающихся из понятия «обычные». Но без подробностей и смакования.

Прежде, чем приступать к чтению романа «1793. История одного убийства» Никласа Натт-о-Дага (далее просто «1793») нужно знать пару вещей, помогающих в понимании произведения. Первое (не по важности) – в публикации романа автору помогал Фредрик Бакман. Имя, между прочим, уже знаковое. Второе – это роман, написанный в исторической канве. Он не претендует на то, чтобы быть историческим. Но он написан так, будто всё происходящее действительно имело место быть. И третий момент – исключительно 18+. Впечатлительным лучше остаться в стороне и после 18+. Здесь жести будет даже больше, чем в некоторых гримдарковых фэнтезийных романах.

Итак, швед Никлас Натт-о-Даг (вот это фамилия!) написал роман «1793» и сразу же возглавил топовые рейтинги. Его книга повествует об одном убийстве, все события разворачиваются в Стокгольме в 1793 году (весна, лето, осень и самое начало зимы). В целом, можно обойтись и без бекграунда, роман хорошо воспринимается и в отрыве от исторических познаний. Но если хотите чуть больше окунуться в Швецию конца XXVIII века, то есть смысл почитать статьи про русско-шведские войны, про якобинцев, про Марию-Антуанетту (жену короля Людовика). Хватит даже самых общих моментов.

…1793 год. В водах грязной реки найдено тело мужчины. Именно что тело. Это голова и туловище. Нет глаз, языка, зубов… Кто он, почему убит, когда и кем – неизвестно. Расследование этого дела поручено Сесилу Винге – человеку с нестандартным подходом к обвинению преступников. Сесил, в свою очередь, просит о помощи Микеля (Мишеля) Карделя, местного калеку-пальта. Пальты, к слову, представляют собой некую полицию нравов. Грубо говоря, они следят за тем, чтобы проституция в Швеции была более-менее в рамках. Собственно, сюжет романа – это детективная история, связанная с убийством Карла (на самом деле его зовут иначе, это имя придумал дуэт Винге-Кардель). Вот только сюжет романа нелинейный.

Одна из особенностей «1793» — это подача материала. Сюжет здесь инверсионный. Ныне модно писать так – глава одного героя, потом глава другого героя, потом третьего и так далее. Затем рано или поздно круг начинается заново. Иногда авторы заигрывают с этим приемом так, что картинка долго не складывается. Либо же чередование ПОВов настолько быстрое, что это нужно чисто для искусственного создания экшена. Натт-о-Даг решил сделать иначе. В романе 4 части, каждая охватывает свой временной промежуток, свою часть истории и своих главных героев. При этом каждая часть (кроме четвертой, что логично) – небольшая драматическая история, которая сильна сама по себе, а уж вкупе с остальными – шедевр. Именно такая подача материала не только разогревает интригу до белого каления, но и выделяет роман на фоне многих других.

Немного о героях. Микель Кардель – силач, ветеран войны. У него нет одной руки, он любит выпить, он хорошо дерется, пользуясь своим увечьем. Его гложат флешбеки. Умен, хоть и грубоват. Сесил Винге – белая ворона в среде юристов и копов. Практически изгой, но таковым не является в силу своего ума, тонкости и дальновидности. Очень честный, практичный, деловитый. У него серьезные проблемы со здоровьем. Вместе (Кардель и Сесил) – это плотная детективная линия со вкусом нуара. Бликс – юноша, ему всего 17, но он успел побывать на войне и навидаться ужасов. Ведет разгульный образ жизни, который приводит его в такое место, где дно стучится сверху и глумливо смеется над тем, что оно и не дно уже, а чуть выше. Сюжетная линия Бликса очень тяжелая эмоционально. Это чистый триллер, жесткий и беспринципный. Наконец, третий главный герой – Анна Стина. Эта сюжетка с уклоном в феминизм, но тут он хотя бы ненавязчивый. Стивену Кингу точно можно поучиться этому у Никласа. Анна Стина совсем юна, но в ее жизни полно горя. И однажды ее жизнь становится одним лишь горем, беспросветным. Девушка попадает в женскую тюрьму…

Стокгольм XVIII века. Его стоит вынести в отдельный абзац. Это (без вариантов) – лютая жесть. Убийства. Грабежи. Гедонизм. Нищета. Проституция. Парафилии. Гомосексуализм (тут он снова ненавязчивый, снова привет Кингу). Копрофилия. И всё это в мрачных подробностях. В самых мрачных. Будто из-под пера Маркиза. Сами-знаете-какого. И не сказать, что в романе жесть подается ради жести. Было ли всё в таком ключе? Вполне возможно. Европа. Культурная Европа. Она и сейчас иногда отжигает так жёстко, что испанский стыд будет испытывать чуть ли не каждый, кто становится свидетелем подобных действий.

Интрига и детективная составляющая. Кто-то отмечает, что детектив тут слабый. Да неужели? Вот ни разу. Предугадать сюжет очень сложно. Даже после второй части (в этом отношении третья часть – лишь тонкая связь между другими сюжетками). Расследование идет очень интересно, где-то, конечно, есть наивные моменты. Но ведь речь о XVIII веке. И дело ведут даже не копы. И да, финал (личность убийцы и его мотивы) – это немного не тот уровень, на который можно было надеяться по ходу чтения. Вот только роман не сводится к финалу и твисту, кто же убийца.

Что сказать о минусах? Небольшая наивность финала. Это некоторые невероятные события. Например, быстрое оттаивание тела после эксгумации. Или, например, выбитые зубы (важный момент – они именно выбиты, а не вырваны). Логично предположить, что осколки останутся. И это явно намекает, что такой рот…опасен. Ну да ладно.

Заключение: «1793» — шокирующий детектив с элементами триллера. Читается он очень легко (хотя истории тяжелые, но язык легкий, экшена много). Атмосфера здесь тягучая, плотная, мрачная. Это действительно нуар. Стокгольм в конце XVIII выглядит жутко. Скорее всего, скоро будет экранизация романа. Уж слишком он хорош.

10 Стокгольмов из 10. Браво!

Детектив, принадлежащий перу известного шведского писателя Никласа Натт-о-Дага, в свое время наделал много шума в книжном сообществе. Попробуем разобраться, чем же он так хорош.

Перед нами Стокгольм 1793 года. Прошло 4 года со штурма Бастилии во Франции и чуть больше года со смерти шведского короля Густава III. Из-за всех этих политических потрясений в Швеции развивается паранойя, куча заговоров, постоянные доносы, и в целом атмосфера явно нездоровая. В это неспокойное время в небольшом озерце находят обезображенное тело, у которого нет ног, рук, зубов, глаз, языка и проколоты барабанные перепонки. О погибшем ничего не известно, а полиции в голову не приходит, кто может совершить такое. С этого места и стартует основной сюжет.

У нас есть два главных героя: Сесил Винге и Микель Кардель. Этот дуэт образуется далеко не сразу, но в итоге хорошо работает вместе. Винге является мозговым центром, Кардель же олицетворяет физическую силу и житейскую мудрость. Винге – романтический персонаж. Он тяжело и неизлечимо болен чахоткой, у него за плечами трагическая история любви, он проницателен, имеет хорошее образование и опыт работы в судебной системе. Сесил ратует за идею, дикую для того времени, – каждый подсудимый должен быть выслушан, а вина его должна быть доказана. Микель Кардель – герой более приземленный. Бывший солдат, потерявший руку в морском сражении, теперь вынужден подрабатывать в полиции нравов и запивать горе в дешёвых кабаках. Он суров и прямолинеен, часто решает проблемы при помощи грубой силы. Однако назвать его тупым костоломом было бы совсем неправильно – во время расследования немало верных догадок высказал именно Мигель.

Стоит отметить одну важную деталь: книга очень реалистично описывает быт того времени, который отнюдь не так эстетичен, как современный. Роман просто пестрит описанием грязи, жестокости и различных телесных жидкостей. Слишком брезгливым читать не рекомендую. Сам же Никлас Натт-о-Даг в послесловии пишет, что провёл большую историческую работу, чтобы воссоздать Стокгольм того времени. Этим реализмом роман мне напомнил два фэнтезийных произведения: «Печальная история братьев Гроссбарт» Джесса Буллингтона и цикл Яцека Комуды «Франсуа Вийон».

Сюжет довольно лихо закручен. Роман можно разделить на четыре части, приуроченных к определённым временам года. В каждой части нам рассказывают об определенных событиях, которые представляют собой кусочки пазла, формирующие перед нами картину загадочного убийства. Так книга начинается с находки тела, затем обозначаются главные герои, и появляются первые зацепки.

Во второй и третьей частях мы отправляемся в недалекое прошлое, где знакомимся с новыми героями, непонятно как пока связанными с основными событиями, узнаём о их жизнях и судьбах, видим их глазами жизнь Стокгольма с разных ракурсов. Главный герой второй части Кристофер Бликс – ловкий пройдоха, ищущий счастье в большом городе. Однажды удача от него отворачивается, и он, проигравшись в карты, оказывается в больших долгах. Ростовщик «продаёт» его одному загадочному человеку. С тех пор жизнь юноши превращается в сущий ад.

Третья сюжетная линия знакомит нас с новым персонажем – Анной Стиной Кнапп. По определённым причинам она попадает в некое подобие женской тюрьмы – «прядильный дом». Отношение к женщинам в этом заведении сравнимо разве что с концлагерями нацистской Германии. Наивной и доверчивой девушке придётся приложить все усилия, чтобы выбраться живой из этого ада.

Четвёртый раздел повествует о том, как убийство непосредственно раскрывалось. До многого героям удалось дойти самим, а местами помогла случайность. Преступник здесь – типичный маньяк с поломанной в раннем детстве психикой благодаря усилиям отца-тирана. Ничего гениального и виртуозного в нём нет – это просто несчастный больной человек.

Итог: История и правда получилась захватывающей и полной действия. Вместе с тем Никлас Натт-о-Даг сумел передать мрачную атмосферу Стокгольма конца XVII века. У автора неплохой слог, и читать было легко и приятно. С продолжением однозначно ознакомлюсь.

Книга-шок, книга-трепет, книга-экстрим.

Подобные книги оставляют неизгладимый след в душе, переворачивают сознание, формируют мировоззрение. Прочитав такое, ты никогда уже не будешь прежним. И на подобные книги очень сложно писать отзывы. Ибо на вопрос «что же это было?» трудно ответить даже самому себе.

Жанровую принадлежность однозначно не определишь.

Детектив? Формально, да — это детектив. Точнее — нуар, в антураже Стокгольма конца 18-го века. Но любителям чистого детектива здесь практически нечем поживиться: собственно детективная составляющая достаточно условна и несет по большей части сюжетообразующую функцию. С тем же успехом можно считать детективом «Преступление и наказание» Федора Михайловича.

Триллер? В какой-то степени. Отдельные моменты сюжета действительно очень напряжены в плане действия. Но этих моментов не так уж и много, и распределены по тексту они очень неравномерно. Очень часто динамика сменяется философскими рассуждениями и даже созерцанием.

Исторический роман? С серьезными оговорками. Хотя сюжет развивается в реальных исторических локациях, сами исторические события и персонажи описываются довольно поверхностно, очень схематично и вскользь.

Хоррор? Пожалуй. Элементы сплаттерпанка не просто присутствуют, но фактически доминируют на протяжении всего повествования. Кстати, лично я на этот роман вышел именно как любитель хоррора. Но хоррор здесь конечно — совсем не ради самого хоррора: перед автором не стоит задача пощекотать скучающему читателю нервы. Здесь тот самый случай, когда реальная жизнь кошмарнее самого забористого «ужастика». Гнетущая, душная, жуткая атмосфера Стокгольма, созданная на страницах романа, даст хорошую фору Лавкрафту и Кингу вместе взятым. А количество жестоких эпизодов просто зашкаливает! Причем они действительно жестокие: я несколько раз откладывал чтение, просто потому, что реально не мог продолжать, хотя всегда считал себя достаточно закаленным литературой ужасов.

В общем, эдакая адская смесь: едкая, ядовитая и гремучая. И по-своему шедевральная!

В силу вышеперечисленного рекомендовать данное произведение нужно с большой осторожностью: роман реально тяжелый, тяжелый во всех смыслах. И, однозначно, — не для всех. Можно реально получить серьезную душевную травму. Особая группа риска — подростки и женщины (особенно беременные).

P.S. По поводу грядущего продолжения. Честно говоря, не представляю, зачем тут нужно продолжение. Роман полностью закончен, автор сказал все, что хотел сказать: ни убавить, ни прибавить. Попытка сделать из самодостаточного произведения цикл, редко приводила к чему-либо годному. Но как говорится, будем надеяться.

Суровый шведский сентиментальный сплаттер в исторической окантовке города Стокгольма и его пригородов времён разброда в этом королевстве (и подгнило там весьма основательно, по крайней мере, в авторской версии). По уровню «чёрного» и не в смысле расовой дискриминации, роман очень похож на творения Яцека Комуды из серии «Франсуа Вийон» — жуткое расчленение — мучение, моральная деградация всего и вся, «одно дерьмо кругом» — как в буквальном, так и в переносном смысле.

И вот эти моря и реки нечистот вброд форсируют два рыцаря без страха и упрёка — отставной судейский чиновник и такой же отставной стражник — инвалид (хотя и зверь в бою со своей деревянной рукой), хотя автор снабдил их и содействием местной «охранки» и практически «буденовкой Штирлица» в части элемента расследования.

Написано впрочем вполне увлекательно, хотя персонажи по ходу действия не выглядят на свой временной период, наоборот — исключительно современными по мышлению и по поведению. И два расследователя — однорукий громила и чахоточный интеллектуал, и злобный монстр, и благородные господа, и рядовые стражники — охранники, обыватели и священники, не говоря о горожанах (и горожанках) шведской столицы отличаются вольнодумством- а также- за исключением двух детективов- любителей, все как один циники, распутники и любители скрысить денежку у ближнего своего. Для нуарного антуража это подходит, а вот к реалиям того периода — не совсем. Это был период серьезной политической борьбы в Швеции между партиями «шляп» и «колпаков», которые не просто боролись за власть, но и действительно различались по своей стратегии развития государства. То есть бурление в стране касалось не только отходов жизнедеятельности, были и пассионарные личности, способные и «возглавить», и «углубить».

С другой стороны, сентиментальность — чувствительность выглядят явно искусственными, неестественными, особенно на фоне подчёркнуто тяжёлых условий выживания — сегодня жив, а завтра — тиф, или заметут на принудительный труд на прядильную мануфактуру без всякого суда, или война, наводнение, снежный буран и пр. (все перечисленные риски отражены в романе!). Человек, даже король (за год до событий романа убитый несистемным оппозиционером, боровшимся с местной коррупцией) в то время в Швеции отнюдь не страдал чувствительностью, во-первых — некогда, а во-вторых, сериалов тогда ещё не придумали.

Мир устроен скверно: слишком много мрака и слишком мало света.

Начало мая выдалось не самым удачным в книжном плане. Что не книга — разочарование, поэтому просто приятно отбросить все свои претензии к жанру и погрузиться в историю с расчлененным трупом. Да, с виду белая и пушистая, а люблю такие книги) Но роман не является захватывающей, но и так сойдет.

1793. История одного убийства — грязный детектив. Мне порой казалось, что я чувствую смрад, источаемый со страниц. Фантазия богата, так что читая, я словно нахожусь там, где творится мракобесие. Но давайте вернемся к сюжету, ведь он достоин внимания. Найдет труп, но не обычный, ведь после беглого анализа стало ясно, что человек еще при жизни подвергся жестким пыткам и ему отрезали все части тела, лишили глаз, зубов, языка и сделали глухим. Ужасно, правда? Но мое любопытство обострилось, даже не смотря на живописное описание всего и вся.

Но чем дальше шла история, тем больше сомневалась в чувствах. Не могу сказать, что нравится, но интересно. ГГ какие-то не такие, но недоумение пришло тогда, когда голос книги был передан девушке. Зачем ее ввели и накой она нужна? Конечно, ближе к концу автор расставит все на свои места, но. Здесь мои пункты с претензиями всплывают.

В конечном итоге, когда приблизилась разгадка преступления, постигло разочарование. Она притянута за уши! Ждала мрачного, безумного и сражающего наповал мотива, а получила пшик. Это не отменяет общего впечатления от прочитанного.

Понравилось или нет? Не знаю, но роман оставляет след в памяти, но перечитывать его бы не стала. Не, ребята, это типичная скандинавская история, с примесью детектива. Хорошо или плохо — решайте сами)

Отличный исторический детектив с элементами сплаттерпанка (эстремального хоррора, с натуралистичными сценами насилия).

Судьба персонажей вызывает сострадание, за них искренне переживаешь. Сюжет очень увлекателен, особенно начиная со второй части.

Книга описывает временной промежуток в один год. Осень, лето, весну и зиму 1793 года — именно в такой последовательности. Каждая часть описывает истории разных персонажей, в финале сливающиеся в одну.

Кому эта книга понравится?

Тем, кто любит читать про средневековье и пост-средневековье, только не романтизированное, про красивые наряды и смелых воинов, а приближенное к реальности: про те времена, когда ночные горшки выливали на улицы из окон, а болезни квалифицированные врачи лечили методом «прожечь на груди дырочку, вставить туда горошину, чтоб не заживала и ждать, когда образуется обильный гной — тело таким образом выпустит «дурную жидкость» (это пример из книги).

Тем, кто любит сплаттерпанк, жесть, кровь, отрубленные конечности и превращение людей в слепые и безмолвные, но живые обрубки.

Тем, кто любит детективную составляющую (и не испугается жестоких сцен) тоже стоит обратить внимание.

Однозначно НЕ СТОИТ читать впечатлительным людям со слабым желудком. Присутствуют кровь и омерзительные сцены с фекалиями.

Литературный обозреватель «Медузы» Галина Юзефович описывает «1793», как роман в духе ранних книг о Фандорине, но это, конечно, никакой не Фандорин, а, скорее, шведский вариант «Из ада» (фильма, с графическим романом я не знаком). По крайней мере, парочка главных героев — субтильный сыщик-интеллектуал, умирающий от чахотки, и преданный ему здоровяк из нижних полицейских чинов – вызывают стойкое дежа вю.

«Чудовищами не рождаются, чудовищами становятся».

Никлас Натт-о-Даг «1793: история одного убийства».

Я бы назвал эту книгу «1793: история сломанных судеб».

Писатель берет эту дату неслучайно — именно в этом году просто так увольняют честного полицмейстера стакгольма Норлина и ставят прислужника высшим чинам Ульхома (это, как я понял, действительно случай из истории этого города). И в книге, именно за время, пока увольняют одного полицмейстера и берут другого, главный герой, наделённый полномочиями по указу Норлина, берётся за раскрытие дела (в реке был выловлен труп без рук, ног, языка и т.д.).

В глаза сразу же бросаются два главных героя это Мишель Кардель бывший военный без руки, который носит деревянный протез. И детектив Сесил Винге который болеет туберкулёзом и доживает свои последние дни только мыслями о незаконченном деле.

Книга поделена на 4 части.

Вторая про Кристофера Бликса и Третья про Анну стали для меня настоящим откровением. Хоть я и не сразу понял, что именно и зачем автор нам описывает. Каждый из героев прописан просто потрясающе, в боль и безысходность каждого ты веришь и проникаешься. И этому способствует потрясающе прописанный быт низшего и высшего слоя населения Стокгольма того времени, со всей грязью, грехами и гниением присущим тому времени. От этой книги не ждёшь хорошего конца, а он тут и не нужен и быть его не может. Взаимоотношения Карделя и Винге напоминают фильм зелёная книга, только место театров, где играл Махершала Али у нас есть вонючие пивнушки, а место долгой дороги на машине у нас прогулки пешком по грязи, трупам и снегу. Это идеально выписанный, жесткий и жестокий детектив (хоть самая детективная линия и не самая сильная сторона этой книги, но без неё книга не вышла бы такой, какой мы ее имеем), с восхитительными персонажами, живым, но прогнившим миром и прекрасной душераздерательной концовкой. 10/10

У автора достаточно и таланта, и прилежания, а на выходе пшик. Нагнетает мрак и ужас — получается скука и чувство неловкости от китча, старательно изображает психологизм — получается картон с абсурдной мотивацией, дотошно описывает Стокгольм конца восемнадцатого века — но персонажи с ним разминулись как минимум на столетие. Объяснение этому всему, кажется, одно — Натт-о-Даг редактор глянцевого мужского журнала и хоть он очень старается написать исторический нуарный триллер и как минимум с языком у него все отлично, результат у него вышел в привычном формате глянцевого мужского журнала.

Полное разочарование. Читала на искосок, впервые в жизни останавливаясь только на диалогах. Читала на чистом любопытстве, кто и за что.

И дело не в хорошем переводе и прекрасном языке автора, а в сюжете. Он не интересен, от слова совсем.

Первое разочарование постигло меня, когда повествование разделилось. А потом еще раз, и стало скучно.

Последним гвоздем в гроб удачности, и в целом, «детектива», вбило раскрытие преступления. Это самое неинтересное раскрытие преступления, которое я читала. В нужный момент из кустов выехал огромных размеров рояль, и ГГ не осталось ничего другого, как следовать инструкциям. Интересно, если бы некто не подкинул им такой лакомый кусок, как два этих «интеллектуала» расследовали дело? Следственных поисков — кот наплакал, меньше, чем на 0.05/4 книги. Остальное — грязь, грязь и еще раз грязь. Физическая и духовная. Похоже, чем жутче и грязнее роман, тем он «лучше».

В общем, поведешься на положительные отзывы, не оберёшься потом.

Единственный плюс книги — прекрасный слог. Иногда смешно.

«5» только за труды. Хотела «1» влепить.

Очень реалистичный и интересный сюжет. Есть крайне жестокие и жуткие сцены, порой даже слишком реалистичные, но это как раз добавляет антураж к ощущению того времени. К прочтению рекомендую.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *