17 января международный день детских изобретений
День детских изобретений
Изобретательность — естественное состояние детей (Фото: Angela Waye, Shutterstock)
Сначала вопрос: Знаете ли вы, что объединяет водные лыжи, меховые наушники, фруктовое мороженое на палочке и шрифт Брайля? Да, все эти очевидные сегодня предметы были изобретены детьми.
Ежегодно более 500 тысяч детей и подростков изобретают различные гаджеты и игры, создают и модифицируют роботов и технику. Все детские изобретения, несомненно, делают нашу жизнь удобнее и интереснее. И сегодня именно тот день, в который нужно порадоваться изобретательности юных гениев, оценить значимость их многочисленных изобретений и поощрить разносторонние детские таланты.
Ежегодно 17 января во всем мире отмечается День детских изобретений или, в ином переводе, День детей-изобретателей (Kid Inventors’ Day). Символично, что датой Дня выбран день рождения одного из выдающихся американцев — государственного деятеля, дипломата, ученого, изобретателя, журналиста Бенджамина Франклина (Benjamin Franklin, 1706-1790). Замечательно, что свое первое изобретение — пару ласт для плавания, которые надевались на руки, — Бен Франклин изобрел в возрасте 12 лет.
В дальнейшем он продолжил научные исследования и, проведя множество экспериментов, внес неоценимый вклад в мировую науку. Некоторые умозаключения ученого на много десятков лет опередили эпоху. Франклин ввел обозначение электрически заряженных состояний «+» и «−», привел доказательство электрической природы молнии, в 1752 году предложил проект молниеотвода, впервые применил электрическую искру для взрыва пороха, получил патент на конструкцию кресла-качалки, в 1784 году изобрел бифокальные очки. Причем это только небольшая часть изобретательского наследия ученого.
А батут? Идея его создания, казалось бы, лежала на поверхности. И вот в 1930 году, наблюдая за соревнованиями воздушных гимнастов, некий Джордж Ниссен обратил внимание на то, как гимнасты в конце своего выступления прыгают на страховочную сетку. На этом выступление акробатов обычно заканчивалось, но 16-летний подросток задумался и решил смастерить «подпрыгивающую установку», на которой можно бы было подпрыгивать и выполнять различные трюки в воздухе.
Можно перечислять детские изобретения бесконечно, вспоминая и перчатки без пальцев, и бумажный пакет с квадратным дном, и калькулятор — все это принесли в нашу жизнь гениальные умы юных изобретателей.
В День детских изобретений проходят многочисленные демонстрации новых изобретений, конкурсы, награждения. Всегда звучит задорный смех, шутки, музыка, потому что изобретать — это естественное состояние всех детей.
Другие праздники в разделе «Международные праздники»
День детских изобретений
Празднуется: | в России, Украине, Беларуси и других странах мира |
Другие названия: | День детей-изобретателей |
Традиции: | тематические занятия в образовательных учреждениях; трансляция передач, публикация материалов об изобретательстве, технических достижениях в СМИ; вручение подарков детям; выставки работ воспитанников; семинары и конференции; конкурсы изделий |
Изобретения – основа прогресса. Они тесно связаны с умением находить решения. Результатом создания устройства, технологии становится получение новых возможностей, сокращение затрат или повышение удобства обращения с изделиями. Деятельность связана с творчеством. Для раннего развития способностей детей, популяризации инженерного дела создан международный праздник.
Когда проходит
День детских изобретений отмечается ежегодно 17 января. В 2022 году дату празднуют в России, Украине, Беларуси и других странах мира.
Кто отмечает
Международный праздник справляют педагоги, воспитанники, их родители. Присоединяются к чествованиям учреждения, связанные с детским творчеством, общественные организации, благотворительные фонды. Действо считают своим сотрудники заведений, которые вовлечены в развитие способностей ребенка.
История и традиции праздника
Событие имеет символическое значение. Его учредили в честь Бенджамина Франклина – государственного деятеля Соединенных Штатов Америки. Ежегодно, в день рождения Президента США, чествуют детей-изобретателей. Политик в раннем возрасте проявлял выдающиеся способности. Он стал автором ряда изделий: кресла-качалки, бифокальных очков, молниеотвода, ласт. Действо получило название Kid Inventors’ Day. Оно приобрело широкое распространение и высокую популярность в странах Запада. На постсоветской территории праздник только набирает известность.
В этот день проводят тематические занятия в образовательных учреждениях. В средствах массовой информации транслируют передачи, посвященные событию, публикуют материалы об изобретательстве, технических достижениях. Детям вручают подарки. Проводят занятия, которые развивают творчество, мышление, познавательные способности. Устраивают выставки работ воспитанников, семинары и конференции. Конкурсы изделий определяют победителей. Лауреатам вручают призы.
Интересные факты
Ежегодно более 500 тысяч детей создают новые устройства и технологии.
Ряд изобретений создали дети. В их числе – шрифт Брайля, пакет, батут, водные лыжи, калькулятор, снегоход.
Среди талантливых юношей проводят международную «Олимпиаду гениев». Она определяет победителей в конкурсах научно-технического творчества.
Бенджамин Франклин в подростковом возрасте прославился благодаря достижениям в физике. Он исследовал явления электромагнетизма, получил ряд патентов.
Разработаны алгоритмы, которые позволяют стимулировать изобретательский процесс.
Исследователи творчества утверждают, что барьером на пути к созданию новшеств является неспособность выходить за пределы заурядного мышления.
Детское творчество оказывает значительное воздействие на формирование личности ребенка. Специалисты данного направления уделяют главное внимание самому процессу, а не результату.
Пластилин был случайно изобретен девочкой, которая играла с чистящим средством.
Детские изобретения. Что изобрели дети?
17 января во всем мире отмечается День детских изобретений, или День детей-изобреталей (Kid Inventors’ Day). Датой этого праздника выбран день рождения американского ученого, изобретателя и дипломата Бенджамина Франклина, в 12 лет придумавшего ласты для плавания, которые надевались на руки.
Что изобрели дети?
В 18 лет Эйша Кхаре (США) придумала эффективные аккумуляторы
Энергоемкие аккумуляторы для мобильных телефонов разработала 18-летняя школьница из Калифорнии Эйша Кхаре. Энергия в новых аккумуляторах заполняется очень быстро (всего 20-30 сек.), но при этом держится значительно дольше обычных. За это изобретение девушка получила международную премию для молодых ученых от компании Intel.
В 18 лет Ральф Самуэльсон (США) изобрел водные лыжи
Летом 1922 года Ральфу, отдыхавшему на озере вместе со своим братом, пришла в голову идея прокатиться на лыжах по воде. Для этого он использовал обычные лыжи, оснастив их более крепкими ремешками. Ральф не запатентовал изобретение, но Ассоциация воднолыжного спорта США официально считает его первым человеком, прокатившимся на водных лыжах.
Не зная об изобретении Самуэльсона, в 1925 году Фред Уоллер (США) получает первый в истории патент на придуманную им модель водных лыж, также из сосны, «Dolphin Akwa-Skees».
В 1928 году Дон Ибсен из Белльвью, штат Вашингтон, не ведая о предыдущих открытиях, изобрёл свои водные лыжи и стал, таким образом, третьим человеком, которого признали изобретателем этого вида спорта.
В 17 лет Алиса Чавес (США) придумала детское сиденье с сигнализацией
Ежегодно в США десятки детей погибают в раскаленных душных салонах автомобиля, где их забывают рассеянные родители. На 17-ти летнюю Алису Чавес из Нью-Мексико эта статистика произвела глубокое впечатление, и для школьного научного проекта девушка решила разработать такую сигнализацию, которая будет напоминать родителям о том, что их ребенок остался в автомобиле.
Суть изобретения Алисы состоит в том, что на детском автомобильном кресле расположена сенсорная подушка, которая использует дверную сигнализацию машины и связана с ее брелком. Если родитель отходит от автомобиля более чем на 12 метров, и при этом сенсорная подушка сигнализирует, что ребенок остался сидеть в кресле, то на брелке, мобильном телефоне владельца и в самой машине срабатывает сигнал, чтобы оповестить родителей и окружающих об оставленном в салоне ребенке.
С этим изобретением Алиса Чавес победила в школьном научном конкурсе, затем в течении трех лет оформляла патент, а в настоящее время (по данным на июль 2014 года) собирает средства для дальнейших разработок сигнализации «Горячее сиденье».
В 16 лет Вадим Хомич (Украина) придумал прибор для блокировки авто с пьяным водителем
16-летний житель Житомира Вадим Хомич придумал прибор, который блокирует автомобиль, если в нем сидит водитель в нетрезвом состоянии. Нечто подобное сегодня используют, например, в Голландии. Перед включением двигателя голландский прибор берет на анализ образец выдыхаемого воздуха. Если водитель выдыхает алкогольные пары, система блокирует запуск двигателя.
В 16 лет Джордж Ниссен (США) придумал батут
В 1930 году шестнадцатилетний гимнаст Джордж Ниссен придумал концепцию батута. Через четыре года он создал прототип — из холста, соединённого с шарнирной металлической конструкцией эластичными жгутами. Изобретение имело немалый успех и первоначально даже рекламировалось как тренажёр для солдат.
В 15 лет Луи Брайль (Франция) создал шрифт для слепых
В 3-летнем возрасте Брайль начал слепнуть в результате воспаления глаз, начавшегося оттого, что мальчик поранился шорным ножом (подобие шила) в мастерской отца, окончательно он ослеп в 5 лет.
В 10-летнем возрасте (в 1819 году) Луи отдали в Парижский государственный институт для слепых детей, обучавший грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом, но таких книг было мало, и отсутствовали учебники по многим предметам. Методика преподавания была основана на восприятии информации на слух.
Во время обучения Луи познакомился с «ночной азбукой», разработанной Шарлем Барбье для военных целей — передачи информации в ночное время. Запись сведений осуществлялась путём прокалывания отверстий в картоне, чтение — путём прикосновений к картону (осязанием).
В 1824 году (в 15 лет) Брайль разработал рельефно-точечный шрифт для незрячих и слабовидящих людей, названный в его честь шрифт Брайля и используемый по сей день во всём мире. Брайль работал над шрифтом многие годы и в 1829 году представил начальный вариант шрифта на рассмотрение совета института. Совет института счёл шрифт неудобным для зрячих преподавателей, и только в 1837 году по настоянию слепых и слабовидящих людей совет института снова вернулся к рассмотрению шрифта.
Первой книгой, напечатанной по системе Брайля, была «История Франции» (1837). В России книгопечатание шрифтом Брайля началось с издания в 1885 году Анной Александровной Адлер книги «Сборник статей для детского чтения, посвящённый слепым детям» в количестве ста экземпляров.
В 15 лет Фило Фарнсуорт (США) придумал электронное телевидение
Ещё в 1922 году, в возрасте пятнадцати лет, Фило Фарнсуорт показал своему учителю по химии проект электронной передачи изображений на большие расстояния, а затем сам создал электронно-лучевую трубку, в которой фосфор светится под воздействием электронов, испускаемой трубкой. Так появился прообраз телевизионного кинескопа. В 1927 году Фило Франсоут впервые осуществил передачу электронного изображения на расстоянии. Это была всего лишь горизонтальная линия. В том же году он получил патент на диссектор — электронно-лучевой прибор на основе внешнего фотоэффекта. Фарнсуорт проиграл в «войне изобретений» корпорации RCA, но его вклад в развитие телевидения считается очень значительным.
В 15 лет Джек Андрак (США) изобрел прибор для диагностики рака
Врачи до сих пор ведут яркие дискуссии по поводу его «неоднозначного» изобретения, однако вклада подростка в мировую медицину это не умаляет. Парень придумал, как быстро и бюджетно определить начальную стадию рака поджелудочной железы. Итогом его научных исканий в этой области стал небольшой измерительный прибор (по виду напоминающий айпод), который в течение пяти минут определяет наличие или отсутствие болезни. Исключительность его состоит в том, что он, не потеряв в точности показаний, оказался в 168 раз быстрее своих аналогов и в 26 000 раз их дешевле.
В 15 лет Честер Гринвуд (США) изобрел утепленные наушники
В 1873 году пятнадцатилетний Честер, испытывающий новую пару коньков, пытался найти способ, чтобы защитить уши от промозглого ветра. Сначала он намотал на голову шарф, но это не особо помогло, и тогда ему пришла идея меховых наушников. Вскоре он запатентовал своё изобретение.
В 15 лет Уильям Гадоури (Канада) обнаружил неизвестный город майя
Город был обнаружен в джунглях Мексики. Как предполагается, это четвертый по размерам из известных городов древних майя. Уильям назвал его Каак-Чи, или «Пасть огня».
Изучая цивилизацию майя, Уильям предположил, что расположение городов майя может совпадать с составленной ими картой созвездий. Он проанализировал 22 звездных атласа майя и наложил расположение звезд на спутниковые снимки полуострова Юкатан. Выяснилось, что 117 известных городов майя действительно находятся в точках, где в атласах отмечены звезды, причем яркие звезды совпадали с крупнейшими городами.
Потом Уильям наложил на карту 23-й атлас и заметил несоответствие: из трех звезд только две совпадали с расположением городов. Третья звезда указывала на точку на границе Мексики и Белиза, но густые джунгли в этом районе не позволяли рассмотреть земную поверхность на имевшихся спутниковых снимках.
Теория подростка была отмечена призом на организованном Канадским космическим агентством конкурсе, после чего специалисты начали снабжать его снимками с новейшего американского картографического спутника RADARSAT-2.
Уильям также тщательно изучил интернет в поисках снимков этого района, датируемых 2005 годом, когда пожар выжег там растительность. Вооружившись полученными фотографиями, Уильям обратился к доктору Арману Лароку из Университета Нью-Брансуика. Изучив снимки и применив к ним цифровую обработку, ученый подтвердил, что школьник обнаружил крупный город с 30 строениями и 86-метровой пирамидой.
В 14 лет Дмитрий Резников (Россия) разработал зубную щетку для космонавтов
Электрическую зубную щетку для космонавтов, не требующую использования воды, разработал совместно с Московским государственным медико-стоматологическим университетом ученик седьмого класса одной из московских школ, член общества молодых ученых этого же университета Дмитрий Резников.
Идея необходимости создания зубной щетки, не требующей воды, возникла у автора в связи с тем, что, как сказал юный изобретатель, «воды на борту орбитальной станции либо мало, либо она дорогая».
Щетка будет иметь три кнопки. Включение первой подает пасту к щетине из специальных каналов, находящихся между щетиной. Вторая кнопка включает компрессор, прогоняющий воздух через щетинки, не позволяя пасте засохнуть. Третья кнопка включает компрессор на обратную работу, и паста засасывается во вмонтированный в щетку контейнер с отходами.
Таким образом, отметил Дмитрий Резников, космонавтам не требуется использование воды ни для чистки зубов, ни для ополаскивания щетки.
В 13 лет Жозеф-Арман Бомбардье (Канада) изобрел снегоход
Жозеф рос в простой семье фермера и был старшим из восьми детей. Родители отправили его учиться в духовную семинарию. Зимой 1920 года Бомбардье приехал домой на Рождество. По случаю праздника Жозеф обещал семье необычное представление — механические сани.
На прикрепленных друг за другом санках был установлен движок от Ford T, к которому крепился огромный самолетный пропеллер. Под изумленными взглядами взрослых и радостные восклицания детворы юный изобретатель и его брат Леопольд завели двигатель и выехали со двора. Брат управлял этим механическим зверем по средствам привязанных к полозьям веревок, а сам Жозеф-Арман внимательно следил за силовым агрегатом. Они с ветерком прокатились по главной улице Валькура на своем чуде техники, а когда вернулся, то услышал от отца приказ немедленно разобрать опасную машину!
Однако священником Жозеф так и не стал. Впоследствии он не только усовершенствовал своё изобретение, но и основал крупную компанию Bombardier Recreational Products.
В 13 лет Мэллори Кьювмен (США) придумала леденцы от икоты
В 13 лет Алсу Таржеманова (Россия) разработала пособия для инвалидов
Семиклассница Алсу Таржеманова из Аромашево шьет с раннего детства. Сначала Алсу шила одежду для своих кукол, но все изменилось с того дня, когда она побывала на мероприятии, посвященном Дню инвалида. В тот день Алсу решила создать свои пособия для того, чтобы дети с ограниченными возможностями могли развивать мелкую моторику рук.
Пособие выглядит как книга, внутри которой – самые разнообразные кармашки, пуговички, крючочки и другие виды застежек. Первую книгу Алсу сшила за неделю. Потом производство аналогичных игрушек Алсу поставила на поток, производя две модификации обучающих книг – для мальчиков и для девочек. Для шитья школьница использует ткани, застежки, бусы, ленты и аппликации животных.
Преподаватели Тюменской медицинской академии утверждают, что пособия Алсу будут полезны всем без исключения детям: они яркие, красочные, интересные и прекрасно развивают мелкую моторику.
В 12 лет Максим Лем (Украина) придумал робота-замерщика
Такой робот заменяет работу инженеров БТИ. Робот сканирует помещение, измеряет площадь, составляет план и все данные передает в компьютер.
В 11 лет Фрэнк Эпперсон (США) изобрел фруктовый лед
Впервые фруктовый лёд был создан в 1905 году. 11-летний Фрэнк Эпперсон из Сан-Франциско оставил стакан с содовой и деревянной ложкой на заднем дворе. В ту ночь температура упала ниже нуля, и когда Эпперсон обнаружил напиток на следующее утро, то увидел, что газированная вода в стакане замерзла. Мальчик хотел растопить напиток, поставив его под струю горячей воды. Потянув за ложку, он вытащил замороженный напиток и съел.
Фруктовый лёд был представлен публике на Оклендском бале для пожарных в 1922 году. В 1923 году Эпперсон подал заявку на патент для «замороженного льда на палочке», который назвал Popsicle по просьбе своих детей. Пару лет спустя Эпперсон продал права на фирменное наименование Нью-Йоркской компании Joe Lowe Company.
В 10 лет Сергей Валеев (Россия) собрал действующий протез руки
В Казани 10-летний ученик четвертого класса Сергей Валеев собрал из конструктора «Лего» протез руки. Устройство работает на батарейке. Оно надевается на руку, может сжимать и разжимать пальцы, а также захватывать предметы. Сергей посещает кружок робототехники.
«Это лего-рука. Она сделана для того, чтобы ну, например, у некоторых людей не хватает руки или она слабая, вот для этого им в помощь разработана лего-рука. Пока, правда, там надо нажимать на кнопки, но в дальнейшем, я надеюсь, можно будет сделать так, чтобы пальцы сгибались по приказанию мозга», – рассказал школьник.
В 8 лет Блез Паскаль (Франция) доказал 32-ю теорему Евклида
Отец, опасавшийся, что математика помешает сыну изучать латинский и греческий языки, обещал в будущем познакомить его с этим предметом. Как-то раз, на очередной вопрос сына о том, что такое геометрия, Этьен кратко ответил, что это способ чертить правильные фигуры и находить между ними пропорции, однако запретил ему всякие исследования в этой области. Однако Блез, оставаясь один, принялся углём чертить на полу различные фигуры и изучать их. Не зная геометрических терминов, он называл линию «палочкой», а окружность «колечком». Когда отец случайно застал Блеза за одним из таких самостоятельных уроков, он был потрясён: мальчик, не знавший даже названий фигур, самостоятельно доказал 32-ю теорему Евклида о сумме углов треугольника. По совету своего друга Этьен Паскаль отказался от своего первоначального плана обучения и разрешил читать сыну математические книги.
В 8 лет Анна Маерс (США) придумала средство для безболезненного снятия бинтов
Идея Анне пришла после того, как ей пришлось снимать себе бинты с ран, и эта процедура была очень болезненной. Мазь, состоящая из мыла, лавандового масла и воды, позволяет размягчить повязки и уменьшить неприятные ощущения.
17 января – День детских изобретений
Как известно, 2021 год объявлен Годом науки и технологий . И одним из первых праздников, который может отметить библиотека в рамках этого года – это 17 января. В этот день во всём мире отмечается праздник «День детских изобретений».
На протяжении всей своей истории человек что-нибудь изобретал. Изобретение часов, радио и телевидения, микроскопа, электрической лампочки, сотового телефона и многих других вещей, благодаря которым человечество уверенно движется вперёд, принадлежит взрослым.
Мы привыкли восхищаться умом и сообразительностью взрослых учёных. Но как же часто от тех же взрослых можно слышать выражения вроде «детский ум» или «детская фантазия», когда хотят обратить внимание на чью-то несерьёзность, ребячество и инфантильность. Но как же они ошибаются! Мы обязаны появлению многих изобретений именно благодаря нестандартному взгляду на, казалось бы, обычные вещи, а также смелости и бурной фантазии детей.
Детский пытливый ум идеально подходит для придумывания новых идей и воплощения их в реальные изобретения. Ежегодно около 500 тысяч детей создают новые технологии, устройства и приборы. Именно поэтому и существует необычный праздник – День детских изобретений, обращающий внимание на важность и значимость открытий, совершаемых детьми.
Сама дата выбрана неслучайно – 17 января – День рождения Бенджамина Франклина, величайшего американца, политика и изобретателя. Будучи еще ребенком, он удивлял всех своими замыслами. В возрасте 12 лет юный Бен придумал плавательные ласты.
Многие вещи и предметы, окружающие нас были придуманы детьми, среди них: снегоход, меховые наушники, мороженое «Фруктовый лед», пластилин. Маленькие ученые со всего света удивляют своими научными открытиями, многие идеи совсем далеки от «детских», например, разработка теста на раннее определение рака поджелудочной железы
Например, в Польше уже более десяти лет работает бюро патентов на детские изобретения. За это время в бюро поступили десятки тысяч детских изобретений и проектов. В Дании производитель всемирно известного конструктора «Lego» активно привлекает детей в качестве экспертов своей продукции, поскольку считает детское креативное мышление ценным для новых разработок. В США компания «Google» ежегодно проводит международный научный конкурс, в котором принимают участие дети-изобретатели всего мира.
День детских изобретений — это не шуточный праздник, а, скорее всего, это повод задуматься над тем, что воображение человека — удивительная штука, и подчас не нужно получать научную степень раньше, чем что-нибудь изобретать! Хотя ученье, конечно, в развитии любых талантов не будет лишним.
Мурманская областная детско-юношеская библиотека проводит «Дни творчества и вдохновения» в библиотеках Мурманской области, которые приурочены ко Дню детских изобретений.
Праздник отмечается ежегодно 17 января. Этот праздник дает возможность уделить внимание детским открытиям, знаниям и талантам.
Цель мероприятий: привлечение внимание читателей к мировой и российской науке, в том числе к значимости детских научных открытий; воспитание интереса к познавательной и исследовательской деятельности.
Задачи : активизация интереса детей и подростков к чтению научной и научно-популярной литературы; знакомство читателей с детскими открытиями и изобретениями; популяризация научно-технического творчества.
Методические рекомендации к проведению Дня детских изобретений – от коллег нашего ДОУ
1. Реклама мероприятий в библиотеке и за ее пределами.
2. Оформление книжных выставок, тематических полок, приуроченных ко Дню детских изобретений.
3.Издание информационных материалов (буклеты, плакаты, открытки, закладки).
4. Работа с фондом, выделение отдельной зоны для научных и научно-популярных изданий, подборка периодических изданий.
5. Приглашение представителей учреждений, связанных с детским творчеством (клубов робототехники, детских развивающих центров и т.д.) для проведения мастер-классов и пробных уроков.
6. Примерные мероприятия:
— часы открытий «Маленькие гении планеты», «Дети-изобретатели» и т.д.
— познавательно-игровые занятия «Знакомство с великими открытиями», «Детские изобретения, изменившие мир» и т.д.
— конкурс детских изобретений «Мир полезных вещей»
— конкурс фантазий «Дети совершенствуют мир»
— ярмарка творческих идей «День выдумщиков и фантазеров»
— библио-тур по научно-популярным изданиям «Читай и изобретай!»
— журнальный калейдоскоп «Наука на страницах журналов»
— познавательная игра «Угадай, что это?!»
— викторина «Что изобрели дети?»
— виртуальные экскурсии по музеям мира, содержащим экспозиции, посвященные изобретателям и их работам, в том числе изобретателям детям.
Час рассказа «Великие выдумщики и изобретатели».
Познавательный час «День детей-изобретателей»
Тематический день «Букварь изобретателя»