17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около северного полюса

Советская подводная лодка достигла Северного Полюса

Советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» под командованием капитана 2 ранга Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля водрузил Государственный флаг СССР недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики.

После возвращения на базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали Никита Хрущев и министр обороны Родион Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу Александру Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Льву Жильцову и командиру БЧ-5 капитану 2 ранга инженеру Рюрику Тимофееву было присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями.

Так как лодка была принципиальной новой, к тому же проектировалась и строилась в большой спешке, она практически постоянно требовала ремонтов, доделок и переделок, что скрывалось под словами «опытная эксплуатация». В первые годы службы и походе на полюс, поддержание лодки, часто фактически аварийной, в рабочем состоянии обеспечивалось, в том числе, и силами весьма квалифицированного экипажа, способного выполнять сложные ремонты самостоятельно.

Именно опытный и готовый к ремонтам экипаж, по мнению Осипенко и Жильцова, был основной причиной того, что в поход на полюс пошла именно эта, пусть и не вполне исправная, лодка, а не более новые АПЛ того же проекта. Слабым местом лодки были неудачно спроектированные и изготовленные парогенераторы, в которых постоянно возникали микроскопические, с большим трудом распознаваемые трещины и утечки воды в первом контуре.

Их фактический ресурс, при бережном обращении, составлял примерно 3 000 часов, после чего риск опасной течи сильно возрастал. Сказывался и повышенный, по сравнению с другими лодками проекта, уровень радиоактивности воды первого контура, и большое количество сварных швов, оставшихся из-за бессчетных переделок. По этой причине, переоблучение экипажа было нередким, однако оно считалось неизбежным злом для столь революционно нового корабля.

Лучевая болезнь и иные последствия облучения среди членов экипажа были почти обычным делом. Известен случай, когда после очередной течи парогенератора возвращающуюся лодку ждали на пирсе машины «скорой помощи». Из соображений секретности, многим пострадавшим в медицинскую историю записывались ложные диагнозы.

Источник

Из истории создания и боевого пути К-3 «Ленинский комсомол» — первой атомной подводной лодки СССР

К 58-летию первого похода
советской атомной подводной лодки
к Северному полюсу, 17.07.1962 года

09 сентября 1952 года Иосиф Виссарионович Сталин подписал постановление Совета Министров СССР «О проектировании и строительстве объекта № 627» (шифр первой атомной подводной лодки).

Научным руководителем работ по созданию атомной субмарины назначили А.П. Александрова, главным конструктором — В.Н. Перегудова, главным конструктором по ядерной энергетической установке — директора НИИ-8 Н.А. Доллежаля. 24 сентября 1955 года на заводе № 402 в Молотовске (Северном машиностроительном предприятии, г. Северодвинск) состоялась церемония закладки первой отечественной атомной подводной лодки К-3.

К-3 «Ленинский комсомол» — первая советская третья в мире атомная подводная лодка, головной корабль проекта 627 «Кит», все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А.

Наименование «Ленинский комсомол» унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 09 октября 1962 года. В последние годы службы была переклассифицирована из крейсерской в большую подводную лодку, сменив действительное наименование К-3 на Б-3. Первая советская атомная субмарина, получившая название «Ленинский комсомол», была сооружена за короткий срок — шесть лет и четыре месяца. За создание первой атомной подводной лодки ряду учёных и конструкторов во главе с А.П. Александровым в 1959 году была присуждена Ленинская премия.

Первый атомоход строила вся страна, хотя большинство участников этого небывалого дела и не подозревало о своей причастности к уникальному проекту. В Москве разработали новую сталь, позволявшую лодке погружаться на немыслимую для того времени глубину – 300 метров; реакторы изготовили в Горьком, паротурбинные установки дал ленинградский Кировский завод; архитектуру К-3 отрабатывали в Центральном аэрогидродинамическом институте. В Обнинске на специальном стенде стажировался экипаж. В создании первенца советского атомного подводного флота приняли участие порядка 140 предприятий и организаций страны, в том числе 35 Научно-исследовательских институтов, 20 конструкторских бюро и около 80 заводов. Научное руководство этим сложнейшим технологическим проектом осуществлял Курчатовский институт.

Лодка спущена на воду 09 августа 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг Военно-Морского Флота) 01 июля 1958 года и 04 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой. 17 декабря 1958 года лодка принята у оборонной промышленности под гарантию устранения недостатков. 12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок с базированием на Северодвинск. В октябре 1959 года перешла в Западную Лицу. В августе 1955 года первым командиром лодки был назначен капитан 1 ранга Леонид Гаврилович Осипенко.

23 июля 1959 года за успешное выполнение правительственного задания по приёму в состав ВМФ СССР первой подводной лодки с ядерной энергетической установкой и проявленные при этом мужество и отвагу капитану 1 ранга Л.Г. Осипенко было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». При этом Л.Г. Осипенко стал первым подводником, удостоенным этого звания с момента окончания Великой Отечественной войны.

Тактико-технические характеристики К-3:
Размеры: длина лодки – 107,4 м; ширина – 7,9 м, осадка – 5,6 м;
Водоизмещение надводное – 3065 т, подводное – 4750 т;
Энергетическая установка – атомная, 2 водо-водяных реактора ВМ-А, мощность на валах 35 000 л.с.;
Скорость подводного хода – 30 узлов, надводного – 15 узлов;
Рабочая глубина погружения – 300 м;
Автономность плавания – 50-60 суток;
Экипаж – 104 человека;
Вооружение: 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (20 торпед), 6 торпед с ядерными зарядами по 15 кт.

Появился новый корабль. Началась эра боевого использования подводных лодок с атомными энергоресурсами. Энерговооруженность первой атомной подводной лодки была в 100 раз больше, чем подводных лодок Второй мировой войны, в 2-3 раза превосходила глубина погружения, подводная скорость и автономность. Дальность плавания была по сути неограниченной. Вскоре корабль был успешно освоен — в 1961 году корабль вышел на первую боевую службу в Атлантическом океане.

Появление атомной энергетики позволило решить еще одну важную задачу – подледное плавание и изучение акватории Северного Ледовитого океана.

В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота К-3 под командованием капитана 2 ранга Льва Михайловича Жильцова совершила первый длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана.

Вместе со своим экипажем командир вел лодку подо льдом прямо к «макушке» Земли. В то время не было подробной карты с изобатами глубин и отметками подводных вершин — передвигалась лодка вслепую и вглухую. Огромная толща льда над субмариной отражала шумы собственных винтов, порождая слуховые иллюзии, акустики работали в тяжелейших условиях. И вот, однажды, почувствовали, что глубина под килем резко снизилась.

Получив тревожный доклад, Л.М. Жильцов приказал немного подняться наверх и снизить ход лодки. Специалисты внимательно изучили эхограмму, так был обнаружен гигантский подводный хребет на дне Ледовитого океана. Это стало крупнейшим географическим открытием ХХ века, после Северной Земли, нанесенной на карту в 1913 году. Обнаруженный подводный хребет позже назовут в честь известного гидрографа Якова Гаккеля.

Советская атомная подлодка К-3 пересекла точку Северного полюса 17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут и 10 секунд. Лев Михайлович позже вспоминал: “Толщина льда в тех местах составляла примерно 25 метров. Лодку вели близко к поверхности, а когда заметили полынью, то сразу всплыли. Нос субмарины тогда замер у самой кромки льда, со всех сторон К-3 была зажата бескрайними снегами. Вокруг стояла такая тишина, что даже в ушах звенело”.

Государственный флаг СССР торжественно водрузили на самом высоком торосе, а экипаж получил увольнение на берег. Тот незабываемый день в жизни подводников запечатлен на множестве снимков.

Это была не просто сенсация, а событие планетарного масштаба, сродни полету в космос Юрия Гагарина. На Западе тогда не то, что не ждали русских на полюсе — вообще немногие верили в существование у разрушенного войной Советского Союза атомного подводного флота. Американский «Наутилус» пересек полюс 03 августа 1958 года, и с той поры они чувствовали себя на Севере комфортно, а Советский Союз оказался в зоне досягаемости ракет, пущенных с любой подводной лодки США, находящейся в Арктике. Никто и представить себе не мог, что русские атомные подводные лодки способны достичь Северного полюса. Директор ЦРУ — могущественный Ален Даллес — лишился своего поста за то, что «прошляпил» северный поход русских. Именно с этого момента СССР доказал всему миру: страна обладает достаточными ресурсами, чтобы осуществлять контроль над своими полярными владениями. И это в условиях Карибского кризиса, когда мир стоял в шаге от новой войны. Но экипаж К-3 сделал это! И всемирная история потекла по другому руслу. Это была арктическая победа наших военных моряков, открывшая не только подледные просторы Северного Ледовитого океана, а новый этап в освоении атомоходами океанских глубин.

Поход атомохода «Ленинский комсомол» доказал возможность плавания наших подводных лодок в высоких широтах под толщей арктического льда, были собраны ценные научные данные по глубинам океана, рельефу поверхности дна. Была подтверждена гипотеза советского океанографа Якова Гаккеля о наличии в Арктике еще одного подводного хребта (хребт Гаккеля), одну из вершин назвали именем подводной лодки «Ленинский комсомол». Отечественные судостроители и конструкторы доказали, что они находятся на самых передовых рубежах научно- технического прогресса.

После возвращения в базу лодку на пирсе встречали Н.С. Хрущев и министр обороны Р.Я. Малиновский.

Руководителю похода контр-адмиралу А.И. Петелину, командиру лодки капитану 2 ранга Л.М. Жильцову и командиру БЧ-5 капитану 2 ранга – инженеру Р.А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награждён орденами и медалями.

С тех пор, когда советские подводники впервые всплыли в районе Северного полюса, прошло уже много лет, но их подвиг живет в памяти всех, кому дорога история нашего государства и его Военно-Морского Флота.

Послесловие.

Создание «Ленинского комсомола» было первым (и самым сложным) этапом в развитии атомного подводного флота нашей страны. Успех в этом деле позволил перейти к массовому строительству атомных подводных лодок первого и последующих поколений. Многие решения, найденные при её разработке, оказались очень удачными и использовались в последующих поколениях атомных субмарин.

За годы службы корабля 10 членов экипажа удостоены звания Героев Советского Союза, 13 стали кавалерами Ордена Ленина, 60 были награждены Орденом Красной Звезды. Первая атомная подводная лодка 6 раз приказом Командующего СФ объявлялась «отличной». «Ленинский комсомол» нёс боевую службу на Северном флоте без малого 30 лет, соверши в общей сложности 14 дальних походов, в том числе первое подлёдное плавание в Карском и Гренландском морях в 1958 году.

В настоящее время субмарина находится на стапеле в эллинге судоремонтного завода «Нерпа» в Снежногорске (Мурманская область). Согласно постановлению правительства РФ первая атомная подводная лодка должна быть переоборудована в музей.

Источник

17 июля 1962 года АПЛ К-3 “Ленинский комсомол” всплыла в районе Северного полюса.

17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около северного полюса

Этот день в истории:

Иначе я бы проворонил интересную историю этого дня.

17 июля 1962 года атомная подводная лодка К-3 “Ленинский комсомол” под командованием капитана 2 ранга Льва Жильцова впервые в истории отечественного флота всплыла в районе Северного полюса.

. ПЕРЕБИРАЮ письма, документы. фотографии подводников атомохода “Ленинский комсомол”. Со многими был знаком лично, получал от них письма.

Умы советских подводников всегда будоражила идея подледного плавания к Северному полюсу. Но воплотить ее в жизнь на дизельных подводных лодках было невозможно. Они требуют периодического всплытия для подзарядки аккумуляторных батарей, что исключено в условиях высоких широт, почти сплошь покрытых ледяным панцирем. Только с появлением атомных субмарин эта идея могла быть переведена в практическую плоскость.

Почему экипажу именно этого корабля было доверено открыть арктическое подледное плавание? Исчерпывающий ответ дал в одном из интервью адмирал флота В. Чернавин

Первопроходцев всегда ожидают сюрпризы, требующие мобилизовать все силы и выдержку на их преодоление. Поэтому экипаж тщательно подготовился к походу.

Николай Ботин, во время исторического плавания старшина команды машинистов-турбинистов, в одном из своих писем писал:

Поход был не из легких. Выходил из строя циркулярный насос, грелись подшипники линии вала и генератора, много было проблем с протоком холодной воды по трубам, которые одевались в белую шубу, были искажения в показаниях шкалы манометра забортного давления. Однако каждый из нас, моряков, на своем посту старался выполнять четко и неукоснительно все операции».

А вот строки из письма Александра Штурманова, политработника корабля во время похода к полюсу: «К июлю 1962 года не было достаточной информации о толщине паковых льдов, об осадках айсбергов, о статистике полыней, разводов, водных каналах во льдах, пригодных для всплытия, о распространении звука подо льдами, о мерах безопасности при аварийных всплытиях и т.д. Не применялись в то время спутниковые системы навигации. У первого нашего атомохода, коим и была лодка К-3, надежность приборов и систем была значительно ниже, чем у современных атомных субмарин.

Поэтому командованию корабля, специалистам, всему экипажу необходимы были особая бдительность в сочетании с высокими моральными качествами, отличная техническая и специальная выучка, четкое соблюдение режима несения вахт. Об этом в ходе плавания неоднократно напоминали командующий объединением контр-адмирал А.И. Петелин, командир корабля. Четко и уверенно действовал центральный пост. Особенно напряженно было здесь во время всплытия в полыньях, разводах. Уверенно прокладывала курс к Северному полюсу штурманская служба. Отлично выполняли свои обязанности специалисты БЧ-5 во главе с инженер-капитаном 2 ранга Р.А. Тимофеевым, обеспечивая безопасную работу энергетической установки. Круглосуточной вахтой гидроакустиков руководил капитан-лейтенант Е.И. Ибрагимов.

17 июля в 6 часов 50 минут подводная лодка достигла Северного полюса. Пройдя дважды географическую точку полюса, лодка всплыла среди паковых льдов. На вершине торосового льда экипаж водрузил Государственный флаг нашей Родины. Свободные от вахты моряки вышли на лед, состоялись лыжные прогулки, футбольный матч и стрельба по мишеням из малокалиберных винтовок. На льду, в закупоренной наглухо бутылке, оставили мы записку о присутствии советских подводников-атомщиков на Северном полюсе.

Командовавший в том памятном походе лодкой Лев Михайлович Жильцов заниматься писательством, по его собственному заявлению, не любил. В одном из писем контр-адмирал Жильцов сообщал:

Позже Жильцов так рассказывал о походе на Северный полюс:

«Все помню до мельчайших подробностей. Это было ведь главным событием всей моей жизни. Штурман доложил мне о приближении к полюсу за пятьдесят минут. Вахтенный офицер объявил об этом по радио. Все бодрствовали. Стали готовить завтрак, торт испекли. Александр Иванович Петелин предложил мне выступить по трансляции, поздравить всех участников похода со столь знаменательным событием.

Я человек не сентиментальный, но тогда говорить было трудно от нахлынувших чувств. Ровно в 6.50 прозвучало: «Есть полюс!» И в ответ во всех отсеках раздалось дружное «Ура!». На обратном пути мы всплыли почти у полюса. Описать то зрелище у меня слов не хватит. Передали донесение на флот. Получили ответное радио. Тут же пришла и правительственная телеграмма с поздравлениями. »

ПО-РАЗНОМУ сложились в дальнейшем судьбы участников того похода. С одним из них, Ильей Борисовичем Колтоном, флотская служба свела меня на флотилии атомных подводных лодок в заполярном Гаджиево. В середине семидесятых после окончания Военно-морской академии капитан 2 ранга Колтон служил заместителем командира соединения атомных подводных лодок по электромеханической части. В 1978 году Илья Борисович защитил кандидатскую диссертацию. К ордену Ленина за поход на Северный полюс прибавились затем ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, Трудового Красного Знамени.

Много лет прошло с того дня, когда советские подводники под командованием Льва Жильцова впервые достигли Северного полюса. Нет уже в живых командира К-3, многих из тех, кто водружал флаг над полюсом. Но дела их и подвиг живут в памяти всех, кому дорога история нашего государства и его Военно-морского флота.

Источник

Подводная «космическая» гонка. 55 лет назад флаг СССР установили на Северном полюсе

17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около северного полюса

29 сентября 1963 года советская атомная подлодка К-181 впервые осуществила всплытие на Северном полюсе. Так началась история российского атомного подводного плавания в приполюсных районах

В сентябре 1963 года советская атомная подводная лодка К-181 проекта 627А «Кит» под командованием капитана второго ранга Юрия Сысоева впервые в истории подводного флота СССР всплыла на Северном полюсе. Моряки установили на льду мачту и подняли государственный и военно-морской флаги. Деталями и фактами об этом походе поделился с ТАСС председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ капитан первого ранга Игорь Курдин.

Гонка подо льдом

В 50-х годах, с момента появления первых атомных подводных лодок, между США и СССР началась своеобразная гонка, подобная космической, — кто первый пройдет подо льдами и всплывет на Северном полюсе.

«Американцы и мы в качестве критерия оценки возможностей, кто на что способен, считали поход подо льдами Северного полюса наиболее сложной задачей. Американцы первыми дошли до полюса. Но всплыть там не смогли», — рассказывает Курдин. Этот поход совершила первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус» в августе 1958 года.

«Оптимальное время для такого похода — август, когда лед имеет минимальную толщину. Наша попытка, первая и успешная, была в 1962 году на подлодке К-3 «Ленинский комсомол». 17 июля она всплыла в районе Северного полюса. Подчеркиваю, в районе. Затем несколько раз прошла подо льдами в точке Северного полюса, но всплыть там не могла, потому что толщина льда достигала от трех до пяти метров», — отметил Курдин.

Северный полюс — это то место, где стрелка компаса всегда указывает на юг. Самое сложное в этих походах — работа штурмана, потому что, начиная с определенных широт, перестают действовать нормальные гирокомпасы. Работа штурманского оборудования, навигационных комплексов сопряжена с определенными техническими трудностями именно в приполюсных районах.

Рекордная лодка К-181

К-181 построили менее чем за один год и спустили на воду 7 сентября 1962 года. Уже в следующем, 1963-м, году лодка вписала себя в историю мирового подводного флота. Под командованием капитана второго ранга Ю. А. Сысоева экипаж лодки преодолел подо льдами около 1000 морских миль и 29 сентября 1963 года вывел субмарину точно к полюсу.

Рядом с ним, используя эхоледомер, моряки обнаружили полынью, в которой лодка и осуществила всплытие. Точно на широте 90 градусов были установлены Государственный и Военно-морской флаги СССР.

По словам Курдина, второй способ, динамический, используется только в экстренных случаях или при аварийной ситуации. «Динамическое проламывание — это когда лодка делает это с разгона. Тогда она может проломить и больше, но при этом не исключено повреждение лодки, поэтому способ используется только в аварийных случаях», — поясняет капитан.

Героический экипаж

«Ни для кого не секрет, что в том походе старшим на борту был командующий Северным флотом адмирал Владимир Афанасьевич Касатонов. Он и руководил всей экспедицией. Там же были политработники, офицеры штаба. Но самое главное — там были флагманские офицеры, штурманы и механики», — поделился подробностями об участниках исторического похода.

В ходе экспедиции испытывался экспериментальный всеширотный навигационный комплекс «Сигма» и опытный образец приемоиндикатора, позволяющий принимать сигналы сверхдлинноволновой системы дальней навигации в подводном положении.

«Там еще был заместитель командира третьей дивизии подводных лодок капитан второго ранга Валентин Павлович Рыков, который по совокупности за участие в испытаниях, единственный в ВМФ, получил звание Героя Социалистического Труда», — добавил собеседник.

17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около северного полюса

Весь поход занял чуть более девяти суток. За это время атомоходом было пройдено 3464 мили. Обширные научные наблюдения, проведенные на корабле в период плавания, дали огромный материал для освоения Северного Ледовитого океана не только военным, но и гражданским специалистам. Командир лодки К-181 Юрий Александрович Сысоев за этот поход был в 1964 году удостоен звания Героя Советского Союза.

Курьезы похода

С этим путешествием также связан и ряд курьезов. Во-первых, на борту уже вышедшей в море К-181 был обнаружен матрос не из состава экипажа лодки. «Когда уже на лодке в море вышли, «зайца» нашли. Матрос, который помогал грузить продукты, спрятался где-то в трюме. Остался он там не случайно — уж очень хотелось ему попасть на полюс», — отметил Курдин. Таким образом, матрос совершил историческое путешествие вместе с экипажем.

Второй случай произошел при всплытии на полюсе. «Штурман лодки, капитан-лейтенант Виктор Храмцов, впоследствии вице-адмирал, якобы случайно упал между льдом и лодкой. Потом он сказал, что специально как бы поскользнулся, чтобы стать единственным на тот момент человеком, который искупался на Северном полюсе», — добавил собеседник.

Сохранение памяти

По словам Игоря Курдина, уже несколько лет ветераны-подводники пытаются добиться увековечивания подвига экипажей и конструкторов первого проекта советских атомных подлодок. «Первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол», должна превратиться в плавучий музей. Все страны свои первые атомные подлодки переоборудовали в музеи, поскольку это памятник не только подводникам, но и кораблестроителям, конструкторам», — не без сожаления сообщил капитан.

Первая лодка проекта 627А, К-3 «Ленинский комсомол», сейчас находится на судоремонтном заводе «Нерпа». «Слава богу, ее пока не режут, но возник вопрос. Один из отсеков является реакторным. Было сказано, что нельзя делать из нее музей, ибо имеется некая наведенная радиоактивность», — сказал Курдин.

По его словам, корабелы придумали оригинальное решение. «Турбинный отсек на лодках этого проекта по габаритам такой же, как реакторный. Поэтому с героической лодки К-181 вырезали турбинный отсек, убрали все механизмы и вставили на место вырезанного реакторного отсека лодки К-3», — пояснил собеседник.

«Поэтому если проект (плавучего музея — прим. ТАСС) будет доведен до ума, то можно будет в нем увидеть один из отсеков, принадлежавший героической подлодке К-181. Она, таким образом, тоже была бы увековечена», — подметил капитан. Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников и ветеранов ВМФ предлагает установить этот музей в Санкт-Петербурге, не в Мурманске. По словам председателя клуба, на это есть простая причина — в Мурманске мало туристов, лодку там показывать некому.

«В Петербурге лодка радовала бы глаз туристов наряду с крейсером «Аврора» и ледоколом «Красин». Это дорогостоящая операция, но технически можно перевести лодку по внутренним водным путям, а не буксировать вокруг всей Европы. На то, чтобы это сделать, нужно политическое решение», — сказал в заключение Курдин.

Источник

Атомная подводная лодка «Ленинский комсомол»

Основные характеристики:

— Обозначение проекта 627 «Кит»

— Кодификация НАТО «November»

— Скорость (надводная) 15,5 узлов

— Скорость (подводная) 30 узлов

— Рабочая глубина погружения 300 м

— Автономность плавания 50-60 суток

— Экипаж 104 человека

Размеры:

— Водоизмещение надводное 3065 т

— Водоизмещение подводное 4750 т

— Длина наибольшая (по КВЛ) 107,4 м

— Ширина корпуса наиб. 7,96 м

— Средняя осадка (по КВЛ) 5,65 м

Силовая установка:

— Атомная, двухвальная, два водо-водяных реактора типа ВМ-А

— Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с.

Вооружение:

Торпедно-минное
— 8 носовых ТА калибра 533 мм
— 20 торпед, в обычной комплектации
— 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн.

8 сентября 2017 года заводом Нерпа выполнены сложные работы по конвертовке подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол». Она была спущена на воду и переведена на заводскую акваторию и ошвартована у плавпирса.

16 декабря 2014 года, в соответствии с указом Президента РФ, орденами Мужества посмертно награждены 39 подводников, героически погибших 8 сентября 1967 года. В Военном учебно-научном центре ВМФ «Военно-морская академия имени Кузнецова» в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония вручения трех орденов Мужества родственникам погибших членов экипажа АПЛ К-3 «Ленинский комсомол».

28 октября 2005 года отбуксирована в бухту Кут губы Оленья в акваторию ФГУП «Судоремонтного завода «Нерпа» в городе Снежногорск. Включена в состав 74-го отряда подводных лодок Северного флота.

14 марта 1989 года переклассифицирована в БПЛ, переименована в Б-3.

9 сентября 1988 года АПЛ «Ленинский комсомол» переформирована в учебно-тренировочное судно и поставлена на прикол в губе Гремиха.

14 сентября 1967 года погибшие члены экипажа похоронены в братской могиле недалеко от поселка Заозерный Кольского района Мурманской области. За проявленную стойкость и верность своему воинскому долгу, все погибшие матросы, старшины и офицеры занесены в Книгу Почета Краснознаменного Северного флота.

8 сентября 1967 года на ПЛ «Ленинский комсомол» произошел пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, в результате погибло 39 человек. Взрыва торпед, в том числе с атомными боевыми частями, удалось избежать. Лодка самостоятельно вернулась в базу. Причиной аварии стала плохая уплотнительная прокладка в штуцере гидравлической машинки. Вместо штатного медного кольца в системе, работающей под большим давлением, стояла прокладка из паронита.

18 июня 1967 года были проведены испытания по всплытию во льдах и пролому льда от 10 до 80 см. Испытания были проведены успешно, но лодка получила незначительные повреждения корпуса рубки и антенны станции «Свет».

9 октября 1962 года присвоено почетное наименование «Ленинский комсомол». Наименование «Ленинский комсомол» унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.

17 июля 1962 года АПЛ впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. По возвращении на базу, лодку встречали Никита Сергеевич Хрущев и министр обороны Радион Яковлевич Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу Петелину Александру Ивановичу командиру корабля капитану 2 ранга Жильцову Льву Михайловичу и командиру БЧ-5 капитану 2 ранга инженеру Тимофееву Рюрику Александровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля наградили орденами и медалями.

15 ноября 1959 года лодка завершила первый дальний поход, под кромкой льда в Карском, а затем в Гренландском морях. При нахождении подо льдом одновременно вышли из строя главный генератор левого борта и главный турбозубчатый агрегат правого борта. Благодаря специальной подготовке, инициативе и мужеству личного состава были использованы сложные режимы
движения и переключения технических средств, позволившие благополучно провести испытания.

11 сентября 1959 года КрПЛ завершила участие в учении сил противолодочной обороны Северного флота на тему «Поиск и преследование атомной подводной лодки», и в испытании гидроакустических станций по крейсеру. После похода ПЛ возвратилась в Белое море.

23 июля 1959 года за успешное освоение новой техники командиру подводной лодки, капитану 1 ранга Осипенко Леонид Гаврилович, Указом Президиума Верховного Совета, присвоено звание Героя Советского Союза, а участники создания ПЛ получили ордена и медали.

12 марта 1959 года АПЛ включена в состав 206-й Отдельной бригады подводных лодок Северного флота с базированием в городе Северодвинск.

В марте 1959 года лодке присвоен тактический номер К-3

17 декабря 1958 года подписан приемный акт и КрПЛ была принята в опытную эксплуатацию под гарантию промышленности устранения выявленных недостатков. В ходе испытаний пл совершила 29 погружений, провела 5 выходов в море общей продолжительностью 25 суток, прошла 3801 милю за 450 ходовых часов, из них в подводном положении 2002 мили за 193 часа.

2 декабря 1958 года в Кандалакшском заливе Белого моря завершилось трехдневное погружение на глубину 310 метров и плавание без всплытия в течение трех суток со скоростью 20 узлов. На перископной глубине произошло столкновение с притопленным бревном, в результате чего был погнут перископ.

4 июля 1958 года на акватории «Севмаша» в Северодвинске начались ходовые испытания первой отечественной атомной лодки «К-3». Оба реактора были выведены на мощность и академик Александров в вахтенном журнале пульта ГЭУ в 10 часов 03 минуты сделал памятную запись: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар». АПЛ впервые в истории отечественного флота дала ход под атомной энергетической установкой.

1 июля 1958 года Первая атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» зачислена в списки кораблей Военно-морского флота СССР. Состоялась официальная церемония поднятия флага, по стечению обстоятельств за несколько минут до времени вечернего спуска флага. С разрешения Главнокомандующего ВМФ адмирала Горшков Сергей Георгиевич флаг был оставлен на ночь.

В сентябре 1957 года произведен физический пуск обоих реакторов, начаты испытания ГЭУ от энергоустановки СКР «Леопард»

9 октября 1957 года субмарина была спущена на воду боковым методом.

24 сентября 1955 года На стапеле цеха №42 Северодвинского судостроительного завода заложена подводная лодка №254, как первая в СССР атомная крейсерская подводная лодка.

26 мая 1955 года после завершения работ по проектированию первой атомной подводной лодки проекта 627 «Кит» с заводским №254, впоследствии получившей имя К-3 «Ленинский комсомол», командиром был назначен капитан 1-го ранга Осипенко Леонид Гаврилович.

В мае 1954 года началось формирования двух экипажей для опытной АПЛ проекта 627.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *