1666 год в истории америки
Этот день в истории: 4 декабря 1674 года в Америке основан город Чикаго
4 декабря 1674 года на побережье только что открытого озера Мичиган французским миссионером Жаком Маркеттом был основан пост, на месте которого впоследствии вырос город Чикаго — столица штата Иллинойс и административный центр округа Кук.
В 1666 году 38-летний иезуит Жак Маркетт отправился во французские североамериканские владения обращать к христианскому Богу индейцев и заодно исследовать неведомые пространства к югу от Великих озер. 4 декабря 1674 года для зимовки он основал у юго-западной оконечности озера Мичиган миссионерский пост.
Впоследствии на этом месте вырос американский город Чикаго, ныне третий по числу жителей и второй по финансово-экономическому значению город США, который считается экономической, промышленной, транспортной и культурной столицей Среднего Запада. Неофициально его иногда также называют «Город ветров».
Название же города Chicago (Чикаго) — это измененное французами слово из языка местных индейцев майами-иллинойс shikaakwa, которое означает дикий лук или чеснок.
Впрочем, не один Чикаго обязан своим названием французским иезуитам. Ведь именно они стали первопроходцами во всем обширном регионе Великих озер.
В 1673—1675 годах все тот же Маркетт и скупщик пушнины Луи Жолье с отрядом из пяти помощников отправились в грандиозную экспедицию, пройдя на каноэ около 4 000 км по рекам Среднего Запада и сделав массу открытий. Первыми из европейцев они добрались до северной части бассейна Миссисипи.
Они же и закрепили за рекой это название, которое на одном из индейских наречий означает «Великая река». Кроме того, французам первым удалось установить, что реки, берущие начало к западу от Великих озер, несут свои воды не к Тихому океану, а к Мексиканскому заливу Атлантики.
Что же касается Чикаго, то на карте он впервые появился в 1833 году как посёлок с населением 350 человек. В 1837 году Чикаго получил статус города, а уже в 1840 году население достигает численности более 4 тыс. человек. Занимая выгодное географическое положение между западом и востоком США, Чикаго быстро становится одним из ключевых транспортных узлов страны, что в свою очередь вызовет огромный подъём производства в городе и приток иммигрантов.
В 1871 году большая часть города сгорела в Великом чикагском пожаре. Это дало возможность заново отстроить город и послужило толчком к величайшему строительному буму в США, который привёл к тому, что город стал центром архитектуры США.
В 1885 году в Чикаго строится первый в мире небоскрёб. В 1892 году основывается Чикагский университет, ставший одним из ведущих университетов мира, а в 1893 году в городе проводится Всемирная выставка, получившая название «Колумбовская», и собравшая более 27 миллионов гостей. В 1890 году Чикаго становится вторым по размерам городом в США (после Нью-Йорка) с населением в 1,1 млн человек.
Население современного Чикаго (по данным переписи 2010 года) составляет 2 695 000 человек (белое население — около 45%). Агломерация Чикаго (с различными пригородами) называется «Большой Чикаго» или «Страна Чикаго» (англ. Chicagoland). В ней проживает более 9 млн человек. Агломерация Чикаго занимает 37-е место в мире по числу жителей.
1666 год
Годы |
---|
1662 · 1663 · 1664 · 1665 — 1666 — 1667 · 1668 · 1669 · 1670 |
Десятилетия |
1640-е · 1650-е — 1660-е — 1670-е · 1680-е |
Века |
XVI век — XVII век — XVIII век |
2-е тысячелетие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
XV век — XVI век — XVII век — XVIII век — XIX век | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хронологическая таблица |
1666 год — невисокосный год, начинающийся в пятницу по григорианскому календарю. Это 1666 год нашей эры, 666 год 2 тысячелетия, 66 год XVII века, 6 год 7-го десятилетия XVII века, 7 год 1660-х годов.
Содержание
События
Западная Европа
Восточная Европа
Африка
Америка
Наука и искусство
Родились
См. также: Категория:Родившиеся в 1666 году
Скончались
См. также: Категория:Умершие в 1666 году
См. также
Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его. |
Календарь на 1666 год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Январь
| Февраль
| Март
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Апрель
| Май
| Июнь
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Июль
| Август
| Сентябрь
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Октябрь
| Ноябрь
| Декабрь
|
Полезное
Смотреть что такое «1666 год» в других словарях:
Захват Маракайбо (1666) — Был произведён в 1666 году французским флибустьером Франсуа Олоне совместно с г ном д’Артиньи (Мигелем Баском). В начале похода они захватили два испанских галиона; один на северном побережье Эспаньолы, 16 пушечный торговый корабль,… … Википедия
БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ СОБОР 1666-1667 гг. — самый представительный по числу участников за всю предшествующую историю РПЦ; проходил в 2 этапа: заседания, на к рых присутствовало только рус. духовенство (29 апр. сент. 1666), и Собор с участием как рус., так и греч. духовных лиц (28 нояб.… … Православная энциклопедия
Польско-казацко-татарская война (1666—1671) — Польско казацко татарская война (1666 1671) боевые действия на Украине между Речью Посполитой и Османской империей (в реальности между Гетманщиной и Крымским ханством). Они были одним из последствий русско польской войны 1654 1667… … Википедия
1670 год — Годы 1666 · 1667 · 1668 · 1669 1670 1671 · 1672 · 1673 · 1674 Десятилетия 1650 е · 1660 е 1670 е 1680 е · … Википедия
1642 год — Годы 1638 · 1639 · 1640 · 1641 1642 1643 · 1644 · 1645 · 1646 Десятилетия 1620 е · 1630 е 1640 е 1650 е · … Википедия
1696 год — Годы 1692 · 1693 · 1694 · 1695 1696 1697 · 1698 · 1699 · 1700 Десятилетия 1670 е · 1680 е 1690 е 1700 е · … Википедия
1669 год — Годы 1665 · 1666 · 1667 · 1668 1669 1670 · 1671 · 1672 · 1673 Десятилетия 1640 е · 1650 е 1660 е 1670 е · … Википедия
1668 год — Годы 1664 · 1665 · 1666 · 1667 1668 1669 · 1670 · 1671 · 1672 Десятилетия 1640 е · 1650 е 1660 е 1670 е · … Википедия
1667 год — Годы 1663 · 1664 · 1665 · 1666 1667 1668 · 1669 · 1670 · 1671 Десятилетия 1640 е · 1650 е 1660 е 1670 е · … Википедия
1665 год — Годы 1661 · 1662 · 1663 · 1664 1665 1666 · 1667 · 1668 · 1669 Десятилетия 1640 е · 1650 е 1660 е 1670 е · … Википедия
Антихрист, 1666 год и Петр I
Как связаны с апокалипсисом монголы и половцы, почему год открытия Америки должен был стать последним для России и когда Антихрист все-таки объявился в Москве
Богатый человек в геенне огненной. Фрагмент росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря. Псков, XIV век © Getty Images / Fotobank
Конец света должен был начаться с череды бедствий и нашествий «нечистых народов» (то есть нехристианских, а в случае Руси — неправославных народов); затем случится явление и воцарение Антихриста и преследование им праведников; его гибель; всеобщее воскресение из мертвых и наконец — Страшный суд, на котором земная история и в целом ход времени завершатся, и наступит вечность («восьмой век») — праведники обретут награду в царствии небесном, а грешники будут низвергнуты в геенну огненную. Ожидание конца света было постоянным, но лишь иногда — чаще всего в эпоху внешних нашествий и внутренних раздоров — оно актуализировалось и становилось основной матрицей истолкования происходящего.
Гог и Магог Гог и Магог — два народа Ветхозаветной эсхатологии, нашествие которых потрясет мир незадолго до конца света. Римские и византийские историки отождествляли Гог и Магог со скифами и, позднее, славянами.
Самым мощным триггером эсхатологических ожиданий были, вероятнее всего, не хронологические подсчеты (распространенные среди образованных элит),
а различные бедствия. Например, в древнерусских летописях очередные волны кочевников (от половцев в XI–XII веках до татаро-монголов в XIII веке) уподобляли измаильтянам Измаильтяне — потомки Измаила, старшего сына Авраама от рабыни Агари (отсюда — агаряне), легендарный прародитель бедуинов и арабов. (агарянам) или другим «нечистым народам», ассоциировавшимся с наступлением «нечестия» в конце времен.
«Гедеон выжал из шерсти, покрытой росою, целую чашу воды». Миниатюра из Восьмикнижия (Октатевха) Ватопедского монастыря. Греция, XIII век © ruicon.ru
Популярное на Руси «Откровение», приписывавшееся Мефодию Патарскому (III–IV века), подробно описывало сценарий последних времен, состоявший из нескольких этапов (которые вдобавок варьировались в разных редакциях памятника): сначала из Етривской пустыни, куда их некогда заточил израильский судия Гедеон, выйдут измаильтяне, которые покорят весь мир, кроме богохранимого Греческого царства; затем, после того как греческий царь Михаил их разобьет, последует следующая волна бедствий, и на свободу выйдут «нечистые народы», в том числе Гог и Магог, некогда затворенные за горами Александром Македонским; они будут сокрушены архангелом Михаилом; вернувшийся царь Михаил воцарится в Иерусалиме; потом явится Антихрист, а после того, как он будет сокрушен, настанет Страшный суд.
Уподобляя половцев или татар народам последних времен, летописцы объясняли скрытый смысл обрушившихся на Русь бедствий и вписывали «незнаемые» народы в библейски-провиденциальную картину истории (аналогично и на средневековом Западе после появления монголов их уподобляли Гогу и Магогу, а само слово «монголы» порой интерпретировали как «Magogoli», то есть «потомки Магога»). Эти отсылки, безусловно, окрашены в эсхатологические тона. Однако это не означает, что древнерусские книжники ждали конца времен со дня на день (да и последние времена мыслились как протяженные во времени). Важнее то, что они представляют нашествия иноплеменников как казни Божьи — посланное с небес коллективное наказание «за грехи наша» и призыв к коллективному же покаянию, которое может остановить Божий гнев и отвратить завоевателей.
7000 год от сотворения мира
Приведение конца света к хронологическим подсчетам было развлечением элитарным. С текстами, указывающими на время Второго пришествия, были знакомы лишь духовенство и образованное меньшинство.
Миниатюра из книги «Апокалипсис толковый в лицах» с толкованием Андрея Кесарийского. XVI век © Российская государственная библиотека
В Новом Завете сказано, что сроки прихода последних времен неведомы никому, кроме Бога Отца (Мф. 24:36), и что Второго пришествия следует ждать ежечасно, так как «Придет же день Господень, как тать ночью» (2 Пет. 3:10). Однако другие фрагменты Писания явно давали подсказки для исчислений, и выкладкам этим не было конца. Многие подсчеты исходили из соотнесения двух мест — утверждения, что «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3:8), и убеждения, что мир был сотворен за шесть или семь (если считать воскресное отдохновение) дней, — значит, возможно, просуществует столько же, то есть 6 тысяч или 7 тысяч лет. Причем «тысяча» могла толковаться и строго буквально, и метафорически, как указание на «век» неопределенной длительности.
В тот самый год, когда Колумб достиг Америки (1492 год), на Руси наступал 7000 год от сотворения мира. Как и в Византии, древнерусские таблицы с расчетами даты Пасхи заканчивалась на этой дате, и в некоторых рукописях напротив нее стояли устрашающие пометы наподобие «Зде страх, зде скорбь», «В лето 7000 последнее зрите, сде есть конец» и так далее. Среди русских клириков было распространено убеждение, что мир просуществует 7000 лет, а после скончания седьмой тысячи настанет «восьмой век» — вечность.
Аналогичные эсхатологические пометы появлялись не только под 7000,
но и под 6967 (1459) год, поскольку считалось, что если Христос был распят
в 33 года, то Антихрист, его антипод и пародия, должен явиться за 33 года
до конца света («В лето в 6967… боудет Рожество Антихристово… Оувы, оувы, будет нам, грешным, тогда горе, беда велика…»). Тема последних времен звучит в некоторых житиях, созданных задолго до самой даты (например,
в «Житии Сергия Радонежского», где сказано, что святой воссиял в конце седьмой тысячи лет), и посланиях церковных иерархов, которые были написаны еще за столетие до грозного 7000 года. Например, митрополит Киприан в послании игумену Афанасию (около 1381–1382 годов) писал: «ныне есть последние времена, и летом скончание приходит, и конец веку сему».
В этих формулах, безусловно, есть своя доля риторики (всякое время — последнее), но их учащение к 7000 году явно указывает на то, что эта дата приковывала к себе внимание духовенства.
Антихрист убивает Илию и Еноха. Миниатюра из «Апокалипсиса Сен-Севера» Беата Лиебанского. Франция, XII век © Photo 12 / Getty Images / Fotobank
Тем не менее мы не знаем, насколько глубоко эсхатологические ожидания проникли в тогдашнее русское общество и даже клир. У нас нет свидетельств
о том, что русские земли при Иване III охватил массовый страх, а жизнь (походы, строительство, торговля) «остановилась». Трудно сказать, насколько широк был круг людей, знавших, что приближается 7000 год и что в этот год может последовать.
1598–1613 — Смутное время
Череда катастроф, естественно, пробудила эсхатологическое видение событий. В стране распространились истории о грозных небесных знамениях, а с ними
и тексты различных «видений»: рассказывали, что гневный Христос посылает на Русь казни, так как люди пали во всевозможные грехи и забыли о Боге. Людям отведено лишь краткое время на покаяние; если они не одумаются, Господь погубит весь мир.
Апокалипсис. Егоровский сборник Чудова монастыря. XVI век © biblia.ortox.ru
После изгнания из Москвы польского гарнизона в начале 1613 года в столице прошел собор, участники которого постились (как предписывали распространившиеся по стране «видения»), а затем выбрали нового царя. Венчание Михаила Романова положило в итоге конец Смуте (хотя раздоры и войны продолжались еще долго), а вспоминавшие о ней современники считали, что только Божья милость и всеобщее покаяние отвратили конец света.
1666 год — число зверя
«А по исполнении лет числа, тысящи шести сот шестидесяте шести… настоит день Христов, якоже рче апостол», — говорилось в «Книге о вере», изданной
в Москве в 1648 году. Пришествие Антихриста должно было произойти через 18 лет, и людям настоятельно советовали готовиться: «И не несть ли быти готовым подобает, аще кто достигнет тех времен, на брань с самим диаволом!» Хотя на вопрос апостолов, когда придет конец света, Христос ответил: «Не ваше есть розумети часы и лета» (отмеренные Богом Отцом), —средневековые книжники были уверены, что высчитать его все-таки можно.
Страшный суд. Фрагмент фрески из Новодевичьего монастыря. XVII век © Getty Images / Fotobank
На Руси 1666 год был связан, вероятно, с самым ярким всплеском эсхатологических ожиданий, основанных на хронологических вычислениях. «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» — говорится в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). 1666 год задолго до своего наступления будоражил умы.
В конце XVI века украинский книжник Стефан Зизаний написал «Казанье
об Антихристе» (позже оно было издано в популярной московской «Кирилловой книге», 1644 год). По мнению Стефана, хоть сын погибели
не пришел в мир в 1492 (7000) году, ждать его нужно в ближайшее время, ведь именно на восьмой день Христос явился ученикам, на «осьмой век» (тысячелетие) должно свершиться и Второе пришествие, которое предсказывал еще царь Соломон. До Конца осталось немного: как только Антихрист распространит католическую «мерзость запустения» в православных храмах, людям останется только ждать звука архангельских труб, возвещающих
о Втором пришествии Христове.
Сборник «Кириллова книга». 1644 год © old.stsl.ru
«Казанию» (и «Кирилловой книге») вторила «Книга о вере» (1648 год): «по еже седми деньми мир совершися, и по еже седмотысящными леты боудет кончина», «и яко сень к вечеру, да приидет вскоре страшное и великое Пришествие Христово». Мир «обветшал и состарился», он может «умереть»
в любой момент.
В начале XVII века другой украинско-белорусский книжник, Захария Копыстенский (умер в 1627 году), создал особую историко-эсхатологическую теорию, согласно которой вся история христианского мира знаменуется четырьмя великими отпадениями от правой веры. В 1000 году отпали в ересь западные христиане (1054 год — раскол православной и католической церквей). В 1600 году отпали православные древней Киевской митрополии (в 1595–1596 годах подписана Брестская уния, по которой большинство епископов митрополии перешло в унию, то есть католичество при сохранении православной обрядовости). Впереди людей ждут два последних отпадения — в 1660 и 1666 годах, а за ними — конец света. Эта идея тоже вошла в «Кириллову книгу». Страшный 1666 год приближался, настораживая и пугая. Однако события, всколыхнувшие всю страну и заставившие тысячи людей поверить в пришествие Антихриста, произошли немного раньше.
1653 и далее — никоновские реформы, гибель Святой Руси и пришествие в мир Антихриста
В глазах многих людей пророчество Захарии Копыстенского об отпадениях
от веры в 1660 и 1666 годах в самом деле сбылись (если немного округлять даты, как поступал он сам, писав об отпадениях в 1000 и 1600 годах).
История Соловецкого восстания. Факсимиле иллюстрированной рукописи XVIII века © Getty Images / Fotobank
В 1653 году новоизбранный московский патриарх Никон приступил
к реформам Русской церкви по новогреческому образцу. Он сразу же предписал креститься не двумя пальцами, а тремя, как делали в то время греки. Беда в том, что русских людей уже на протяжении столетия убеждали, что лишь Русская церковь сохранила истинную веру, русские обряды единственно верны и отражают полноту христианской веры, а любое изменение обряда искажает саму догму и автоматически влечет за собой впадение в ересь и гибель души. Еще при Иване Грозном Стоглавый собор 1551 года предал анафеме всех, кто
не крестится древним и «истинным» двуперстным крестным знамением. Это проклятие повторялось и на протяжении первой половины XVII века, причем в издававшихся книгах помещали изображение правильного перстосложения, чтобы люди не впали в ересь по незнанию.
Решение Никона вызвало ужас и у духовенства, и у простых людей: вера истинная рушится на глазах, последнее Богохранимое царство само идет
под власть Антихриста, заветы святых отцов и правила соборов попираются, глава Церкви велит всем перейти в ересь, отречься от Христа и погубить души!
«Видим, яко зима хощет быти, сердце озябло и ноги задрожали».
Никон реформировал Церковь, видя в греках единственных своих учителей
и принимая новогреческие тексты и обряды за древние, а русские (которые как раз лучше сохранили прежний греческий устав) считая испорченными
от времени. «Ревнители старины» в свою очередь не могли принять «еретических» исправлений и готовы были умереть за истинную веру. Начался раскол. Поначалу сохранялась надежда, что противники и сторонники реформ услышат друг друга, но в 1666 году (том самом, страшном году Антихриста)
в Москве открылся Большой собор, на который по настоянию царя приехали восточные (Александрийский и Антиохийский) патриархи. Они судили
и лишили сана Никона, рассорившегося к тому времени не только со многими клириками, но и с царем, однако по вопросу реформ приняли однозначное решение, предав анафеме всех людей, не согласных служить по уставу, измененному на греческий манер. Решение вселенских патриархов поставило точку в вопросе о реформе. Старообрядцев прокляли и греки, и русские епископы.
Новые догматы Никона. Иллюстрация из «Истории об отцах и страдальцах соловецких». XVIII век © Walters Art Museum
Только в 1846 году, когда в старую русскую веру перешел
из Константинопольского патриархата епископ Амвросий, старообрядцы получили рукоположенных иереев и возродили церкви — так образовалось Белокриницкое согласие. Другие «толки» остались верны своим харизматичным лидерам, которые учили их истинной вере (и зачастую
при этом отходили далеко от древнерусского православия) и окончательно стали «беспоповцами» — не приняли и до сего дня не принимают ничего
в проклятом миру, лежащем под властью сатаны.