165 лет со дня рождения врубеля

«Демон поверженный»: ко дню рождения Михаила Врубеля

165 лет со дня рождения врубеля

Ровно 165 лет назад родился всемирно признанный русский художник-символист Михаил Врубель. Он работал почти во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративно-прикладных ремеслах, скульптуре и театральном искусстве, однако наибольшее признание получили его полотна «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный».

Михаил Врубель родился 17 марта (5 марта по старому стилю) 1856 года в Омске в дворянской семье польского происхождения. Его отец — строевой офицер — был участником Крымской кампании, а впоследствии стал военным юристом. Семья постоянно переезжала из-за военной службы отца, живя в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе и опять в Петербурге.

Врубель окончил юридический факультет Петербургского университета, а затем был зачислен вольнослушателем в Академию художеств. Он занимался в мастерской Павла Чистякова, который сильно повлиял на творчество художника. Преподаватель отталкивался от классического академизма и внушал ученикам «священные понятия» о работе над пластической формой, но вместе с тем придавал значение индивидуализму. Во время учебы в Академии Врубель написал «Обручение Марии с Иосифом» (1881) и «Натурщицу в обстановке Ренессанса» (1883).

165 лет со дня рождения врубеля

В 1884 году художник переехал в Киев, чтобы участвовать в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов». Затем художника командировали в Италию. Путешествие в Венецию обогатило палитру и пробудило колористический дар.

По возвращении на родину Врубель участвовал в росписи Владимирского собора в Киеве, но его эскизы были отвергнуты, потому что сильно выделялись на фоне работ его коллег. Расписывая киевские церкви, Врубель впервые обратился к образу демона.

В 1889 году художник переехал в Москву, где сблизился с меценатом Саввой Мамонтовым. Он написал тридцать иллюстраций к юбилейному изданию сочинений Михаила Лермонтова. Большая часть работ относилась к поэме Лермонтова «Демон», в том числе и знаменитый «Демон сидящий».

165 лет со дня рождения врубеля

В последующие пять лет Врубель написал множество картин, в том числе «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Также он стал работать с керамикой, занялся театральной живописью и разработкой костюмов для оперы, где выступала его жена.

165 лет со дня рождения врубеля

В 1901 году появились первые признаки расстройства психики у художника — у него усилилась депрессия. Он начал работать над картиной «Демон поверженный». Несмотря на то, что картина была закончена и даже выставлена в галерее, Врубель приходил, когда посетителей было мало, и дописывал картину. По воспоминаниям супруги художника, его заболевание проявлялось в том, с какой тщательностью он каждый раз переписывал лицо демона, отражая то ужас, то грусть на его лице.

165 лет со дня рождения врубеля

Психиатр Василий Бехтерев определил у художника прогрессивный паралич — нейросифилис. В 1903 году Врубеля поместили в частную клинику. В последующие три года в период улучшения состояния художник продолжал писать картины, но в 1906 году он ослеп. Несколько картин художника так и остались не дописаны, однако это придает им лишь еще большую загадочность.

165 лет со дня рождения врубеля

В последние годы жизни Врубель постоянно был погружен в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Накануне смерти художник привел себя в порядок, вымылся с одеколоном и предложил санитару поехать в Академию. Действительно, на следующий день гроб Врубеля был установлен в Академии художеств.

Источник

Михаил Врубель в 10 шедеврах

Уникальная эстетика Михаила Врубеля, замешанная на мистицизме, чувственности и религиозной философии, завораживает и приковывает внимание более века. В год 165-летия со дня рождения художника-символиста предлагаем вспомнить шедевры мастера, бросающие вызов традициям классического искусства, а также времени и пространству.

165 лет со дня рождения врубеля

Что такое символизм?

Символизм — одно из самых влиятельных течений в искусстве рубежа XIX и XX веков. Оно связано со стремлением к визуальному новаторству, использованием недосказанности и намёков, загадочных образов и туманных символов. Михаил Врубель с его интересом к эстетике сказки и мифа был выдающимся представителем этого направления, за что нередко подвергался критике со стороны современников. В наши дни считается, что художник был одним из отцов-основателей русского авангарда.

«Богоматерь с младенцем» (1885)

165 лет со дня рождения врубеля

Икона, написанная для оформления иконостаса Кирилловской церкви в Киеве, стала отправной точкой в карьере 27-летнего Михаила Врубеля. Большая часть работы была сделана в Венеции. Хотя образ выполнен в соответствии с канонами православной иконографии, современники и искусствоведы отмечали какую-то особенную глубину и выразительность ликов Богородицы и Христа.

«Вышло нечто, от чего могут глаза разгореться».

«Девочка на фоне персидского ковра» (1886)

165 лет со дня рождения врубеля

Весной 1884 года Михаил Врубель приехал в Киев. Здесь он нередко наведывался в ломбард ради ссуды под залог своих работ. Портрет дочери владельца кассы — Марии Дохнович — признан одним из шедевров мастера. Девочка в розовом платье сидит на фоне ковра и держат розу и богато инкрустированный кинжал — эмблемы любви и смерти. Отец девочки — Георгий Дохнович — от портрета отказался.

«Тамара и Демон» (1890)

165 лет со дня рождения врубеля

Эта работа — вершина творчества Врубеля-графика. Художник выполнил произведение чёрной акварелью, что подчеркнуло накал страстей и драматизм литературного сюжета Михаила Лермонтова. В его трактовке падший ангел соединяет в себе мужские и женские черты, являясь посланцем мира, где пол — лишь условность.

«Демон сидящий» (1890 год)

165 лет со дня рождения врубеля

Образ демона — частый мотив в творчестве Михаила Врубеля. «Демон сидящий» был вдохновлён той же знаменитой поэмой Лермонтова. У Врубеля инфернальный обитатель иных миров — не дух зла и тьмы, но воплощение трагической судьбы, внутреннего конфликта, силы человеческого духа и стремления к истине.

«Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всём этом дух властный, величавый».

«Принцесса Грёза» (1896)

165 лет со дня рождения врубеля

«Принцесса Грёза» — панно на сюжет драмы Эдмона Ростана. Романтическая история французского драматурга достигла популярности после премьеры пьесы, которая прошла в Петербурге в январе 1896 года. Тема стремления к любви, совершенству и красоте ценой смерти привлекла Михаила Врубеля своим внутренним драматизмом. Панно вызвало недовольство у членов Императорской академии художеств. Публика на нижегородской художественно-промышленной выставке, где выставлялась работа, также отнеслась к ней враждебно.

«Пан» (1899)

165 лет со дня рождения врубеля

«Пан» — вершина врубелевского «Сказочного цикла». Художник изобразил персонажа древнегреческой мифологии в образе морщинистого старика с голубыми глазами и кучерявой бородой на фоне северного ландшафта, словно породнив Пана с Лешим. Сам он называл полотно «Сатир». Мастер написал его буквально за несколько дней.

«Царевна-Лебедь» (1900)

165 лет со дня рождения врубеля

Это полотно Михаил Врубель посвятил персонажу оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Художник создал эскизы декораций и костюмов постановки, а партию Царевны исполнила его жена Надежда Забела-Врубель. Женщина-загадка на картине — символ двойственной природы красоты, которая и возвышает, и способна утянуть в тёмные омуты сознания. Александр Блок очень любил эту картину, под впечатлением от неё он написал стихотворение с подзаголовком «Врубелю».

«Сирень» (1900)

165 лет со дня рождения врубеля

В этой работе Михаил Врубель обращается к духам природы, цветов и растений — хранителям истинного знания о мире. В мерцании лунного света просыпается душа сиреневого куста в облике девушки. Гранёные мазки придают полотну эффект движения, постоянной трансформации. Цветы кажутся магическими кристаллами.

«Демон поверженный» (1902)

165 лет со дня рождения врубеля

Московский период, начавшийся в 1890 году, завершился «Демоном поверженным» и госпитализацией художника из-за душевной болезни. Беспомощный падший ангел Врубеля словно зажат в раме в неестественной позе, но в его глазах виден отблеск горделивой натуры и готовность к борьбе. На выставке, организованной объединением «Мир искусства» в Петербурге, это полотно произвело сенсацию. Любопытно, что художник дорабатывал картину, когда она уже стала достоянием публики.

«Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре».

Портрет Валерия Брюсова (1906)

165 лет со дня рождения врубеля

По заказу журнала «Золотое руно», который задался целью увековечить выдающихся современных писателей, Михаил Врубель взялся за портрет мэтра русского символизма — Валерия Брюсова. Это одна из последних осмысленных работ мастера, который в 1906 году уже с трудом приходил в сознание. Портрет считается незавершённым. И в этом его особый шарм.

«. Едва рука Врубеля брала уголь или карандаш, она приобретала необыкновенную уверенность и твёрдость. Линии, проводимые им, были безошибочны. Творческая сила пережила в нём всё. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить».

Хочу больше знать о Врубеле!

Чтобы ближе познакомиться с творчеством Михаила Врубеля и открыть для себя другие его шедевры, советуем послушать онлайн-лекцию Александра Таирова, посмотреть посвящённый мастеру выпуск программы «Цвет времени» и прочитать книгу Веры Домитеевой «Врубель». Дистанционные прогулки по Третьяковке и Русскому музею, где собраны картины Врубеля и других членов Абрамцевского кружка, доступны здесь и здесь соответственно.

Источник

165 лет со дня рождения врубеля

165 лет со дня рождения врубеля

Михаил Врубель писал иконы и фрески, работал с мозаикой и рисовал эскизы театральных костюмов, создавал декорации и огромные живописные полотна. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин, иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.

• Голова демона
Бумага, тушь акварель 19х25,5
Работа была приобретена у частного лица и поступила в музей в 1925 г.

Александра Боровская, заведующая научно-методическим сектором.

165 лет со дня рождения врубеля

Государственное бюджетное учреждение культуры
Краснодарского края «Краснодарский краевой
художественный музей имени Ф.А. Коваленко» (ГБУККК ККХМ имени Ф.А. Коваленко)

г. Краснодар, ул. Красная, 13

Время работы:

Четверг с 13.00 до 21.00, касса до 20.45

В целях комфортного и максимально безопасного пребывания в музее просим обратить внимание, что посещение музея возможно только по предварительной записи:
Предварительная запись: 268-09-00 пн-пт; 268-09-77 сб-вс (звонки принимаются с 10.00-16.00)
— обязательно наличие защитной маски.
Количество посетителей, одновременно присутствующих на выставке, ограничено. Обязательно соблюдение социальной дистанции 1,5-2 м.

Музей открыт для людей с ограниченными возможностями по предварительной записи.

Уважаемые посетители! Ознакомиться с качеством условий предоставления услуг и оставить отзыв о качестве условий оказания услуг музея можно на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях, пройдя по следующей ссылке: www. bus.gov.ru

Уважаемые посетители сайта! Просим вас оценить качество оказываемых услуг, для этого заполните анкету: анкета

Результаты независимой оценки на bus.gov.ru

Вы можете получить консультативно-психологическую помощь в сложной жизненной ситуации по Общероссийскому телефону доверия

Присоединяйтесь к нам!

165 лет со дня рождения врубеля165 лет со дня рождения врубеля165 лет со дня рождения врубеля 165 лет со дня рождения врубеля

МУЗЕЙ ИМЕНИ Ф.А. КОВАЛЕНКО

Источник

165 лет со дня рождения художника М.А. Врубеля.

В этом году, а именно 17 марта, весь мир отмечал юбилей выдающегося русского художника Михаила Врубеля

165 лет назад родился всемирно признанный русский художник-символист.

Сегодня мы хотели бы вспомнить о нем.

165 лет со дня рождения врубеля

Кто он? Гений, пытавшийся познать истины мироздания, или безумец, одержимый демоном? Творения художника и по сей день вызывают вопросы и противоречивые чувства, от восхищения до недоумения.

Михаил Врубель писал гениальные картины, создавал восхитительные фрески, работал над декоративными панно и являлся автором книжных иллюстраций. Многие из его работ становились пророческими.

Художник с трудным характером, непростой судьбой и невероятно сложной живописью, – такой, которая вызывает потрясение и стремление понять, что же послужило толчком к её созданию. Он писал ярко, интригующе и непохоже на других.

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. Учился в петербургской академии художеств (1880-1884).

165 лет со дня рождения врубеля

165 лет со дня рождения врубеля

165 лет со дня рождения врубеля

Отец художника Александр Михайлович – в прошлом строевой офицер, участник Крымской войны и боевых действий на Кавказе, военный юрист. Мать Анна Григорьевна – родственница декабриста Басаргина – родила 4 детей и умерла, когда Михаилу едва исполнилось три года. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Вессель. Благодаря этой добрейшей души женщине любовь и понимание музыки остались в художнике на всю жизнь.

165 лет со дня рождения врубеля

165 лет со дня рождения врубеля

165 лет со дня рождения врубеля

Михаил Врубель к недовольству отца поступает в Академию художеств в Петербурге. Позже он учится у Павла Чистякова, выдающегося педагога.

165 лет со дня рождения врубеля

Известный археолог Адриан Прахов (по рекомендации Чистякова) пригласил Врубеля участвовать в реставрации Кирилловской церкви в Киеве. К учебе в Академии он уже не вернулся. В Киеве Врубель пережил бурную влюбленность в жену своего работодателя – Эмилию Прахову. Лицо Эмилии он изобразил на иконе «Богоматерь с младенцем», написанной для алтаря Кирилловской церкви. Чувство было, скорее, платоническим и безответным –оно забавляло и саму Эмилию, и Адриана Прахова.

165 лет со дня рождения врубеля

165 лет со дня рождения врубеля

Картины М. А. Врубеля:

165 лет со дня рождения врубеля

В образе Демона чувствуется титаническая сила и внутренняя борьба. Он прекрасен и величав, но в его устремлённых в бездну глазах, в жесте сцеплённых у колен рук читается беспредельная тоска. Фигура Демона окружена исполинскими фантастическими цветами.. Краски горят и светятся, словно драгоценные камни. Художник как бы укрупняет фигуру Демона, приближая его к зрителю. Фигура, кажется, не вмещается в холст, рама срезает голову Демона. Отблески заката мерцают в задумчивых глазах молодого гиганта. Он присел отдохнуть после страшного пути. Его одолевают тяжкие мысли о надобности новых усилий. Поражающее сочетание мощи и бессилия. Воли и безволия. Если бы Врубель написал лишь «Демона сидящего», он всё равно вошёл бы в русское искусство как гений.

2. “Гадалка” (1895)

165 лет со дня рождения врубеля

Атмосфера неги и красоты, влекущая загадочность восточной женщины среди узоров ковров и драгоценных тканей. Есть особенная прелесть в печальном томном взгляде “Гадалки”. Есть особенная правда в небрежности её позы, в беспорядке карт, брошенных перед нею на ковёр. Но особенную красоту придаёт этому холсту гармония пурпурных и малиновых тонов, уравновешенных бледно-голубыми отсветами. Врубель умел бережно распределять свои красочные богатства на холсте, и поэтому небольшое голубое пятнышко, голубая карта в руке гадалки, звучит чистым, благородным тоном.

3. “Богатырь”(1899)

165 лет со дня рождения врубеля

«Богатырь» был задуман как аргумент в споре с Васнецовым, написавшим “Три богатыря”. Главное для Врубеля – передать не облик, не характер, а самую суть русского богатырства, когда земля давала богатырю и силу, и покой, и сознание гармонии. Писалась картина быстро, недели за полторы. Писал Врубель прямо из головы, без натуры, пользуясь лишь маленьким акварельным эскизом. В первый день работы Врубель начертил рисунок углем, на следующий день приступил к писанию красками. Богатырь словно вырос из земли. Крепкий, могучий, сказочный…

4. “Пан” (1899)

165 лет со дня рождения врубеля

Над лесными далями появился красный серп месяца и высветил фигуру старика Пана с грубым скуластым лицом и бездонными голубыми глазами. Косматый и корявый, он как будто вырос из земли, он создан из её красок, из её мощи, из её великих тайн. Примечательно, что во взгляде Пана находили что-то общее со взглядом Льва Толстого.

5. “Царевна-Лебедь” (1900)

165 лет со дня рождения врубеля

6. “Сирень” (1900)

165 лет со дня рождения врубеля

Центральное место в картине занимает большой куст сирени. Цветовая гамма, используемая художником, собирает в себе множество оттенков голубого, лилового, розового и зеленого. Художник не дописывает гроздья, тем самым создавая впечатление, что вокруг цветов порхают мотыльки, приводя куст в постоянное движение. Среди яркого кричащего куста едва можно заметить таинственную фигуру, силуэт женщины одетой в темное. На холсте нет четкого изображения, что будит сознание и включает фантазию. Не эта ли девушка, преследуемая паном, скрывается под сумеречной тенью сиреневого куста.

В 1900-е годы творчество Михаила Врубеля приобретает характер трагической исповеди, в нём нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм, а порой и черты болезненного надлома (с 1902 художник страдал тяжёлой душевной болезнью). Умер Михаил Александрович Врубель 14 апреля 1910 года в Санкт-Петербурге.)

Источник

Душа творчества: к 165-летию со дня рождения М. А. Врубеля

165 лет со дня рождения врубеля

Михаил Александрович Врубель видел мир, как никто иной из художников. Его картины всегда необычны, полны тревоги, той особенной духовной силы, тайны. Художник утверждал, что писать как другие — значит не любить ни природы, ни искусства. Для того и дарован талант каждому настоящему художнику, чтобы он по-своему рассказал о том, что совершается на земле и в душах живущих на ней людей.

Как писал Александр Бенуа:

«Бывают жизни художников — сонаты, бывают жизни художников — сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего лишь упражнения. Жизнь Врубеля, какой теперь отойдет в историю, — дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения, если только истинное просветление наступит для русского общества, будут оглядываться на последние десятки лет XIX века, как на „эпоху Врубеля“, когда они увидят, во что считала Врубеля его эта „эпоха“. Именно в нем наше время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно только было способно».

165 лет со дня рождения врубеля

Кем же он был, этот гениальный художник?

Родился 17 марта 1856 г. в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи. По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского университета. Осенью 1880 г. был принят в Академию художеств. Много путешествовал: Италия, Киев, Одесса, Москва, Санкт-Петербург. Писал живопись, реставрировал церкви, создавал скульптуры, фрески, росписи, театральные костюмы и декорации, писал иконы…

Работы Врубеля находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля в Омске, а также в Национальном музее «Киевская картинная галерея» (бывшем Киевском музее русского искусства) и Одесском художественном музее, в Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске. Его именем названы некоторые объекты и посвящены памятные знаки в Омске, Киеве, Воронеже, Москве, Саратове, Одессе.

Начнем наше знакомство с Михаилом Александровичем с трех особенных книг. Это — работы Петра Кирилловича Суздалева, выпущенные издательством «Изобразительное искусство»: «Врубель и Лермонтов» (1980), «Врубель. Музыка. Театр» (1983) и «Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод» (1984).

Автор представляет Врубеля как целостную личность, сочетающую в себе множество граней, сторон этой личности. Делается попытка раскрыть творческий дух, природу художественного мышления, понимание жизни и искусства художника. Суздалев стремился понять, что влияло на формирование образного мира Врубеля и что принадлежит ему самому как личности и художнику своей эпохи. Автор не просто излагает свои размышления, он погружает читателя в атмосферу жизни художника. Он как бы знакомит нас с этим человеком. Приводит письма и воспоминания родственников и знакомых, близких людей Врубеля.

165 лет со дня рождения врубеля

В первой книге исследуется отношение Врубеля к творчеству Лермонтова, делается попытка раскрыть творческий дух, природу художественного мышления, понимание жизни и искусства у обоих художников. Автор стремится уяснить, что взял Врубель у лермонтовского «Ангела», «Демона», «Героя нашего времени».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *