1619 год в истории сша
Как отменяли рабство в Америке. Краткий очерк
Как отменяли рабство в Америке. Краткий очерк.
—-
Юридически бесспорный факт: 7 февраля 2013 г. в США окончательно отменили рабство.
—-
Как же так, скажут читатели, а как же тогда Гражданская война 1861-1865 гг. между Севером и Югом и знаменитая 13-я поправка к Конституции США от 1865 года отменившая само рабство?
—
Все верно, 18 декабря в 1865 году в США в силу вступила 13-я поправка к американской конституции, отменившая рабство. Инициатором поправки стал 16-й президент США Авраам Линкольн. Так закончился почти 250-летний период, который остался черным пятном в истории страны.
А в это время народы тропической Африки все еще находились на стадии родового строя и имели огромное количество местных царьков, князей и королей, которые с легкостью продавали своих соплеменников в рабство. Всех захваченных в ходе местных боевых столкновений ждала та же участь – быть проданными в неволю. И жителей африканского континента, проданных белым торговцам живым товаром, насильно сажали на корабли и отправляли в Америку.
Считается, что за период с 16 по 19 век в Северную и Южную Америку было ввезено более 12 миллионов африканских рабов. Использование рабов-африканцев имело большую выгоду для плантаторов. Негры лучше европейцев приспособлены к жаркому климату. Также из-за того, что их вывозили на другой континент, у них не было возможности бежать на родину.
В США рабство было распространено главным образом в южных штатах. В северных штатах по экономическим причинам рабство широкого распространения не получило. Черные рабы там были в основном в качестве домашней прислуги, главным образом во владении американцев прибывших из южных штатов. А в южных штатах рабство было главным образом на хлопковых плантациях. Часть черных рабов использовали на производстве в небольших кустарных мастерских и в местных промышленных предприятиях. Так же черных рабов использовали и в качестве домашней прислуги. Самое ужасное положение было у рабов на плантациях. Но уже существовали экономические предпосылки для отмены плантационного рабства. Плантатор мог использовать рабский труд только в сезон выращивания хлопка и сбора его урожая. Вне этого сезона ему практически было нечем занять своих рабов. И рабство постепенно становилось для плантаторов невыгодно и имело предпосылки экономически изжить само себя, стать в форме издольщины формально свободных, но бедных и совершенно нищих чернокожих сельских работников. Но в 40-х годах в США произошло одно событие, ставшее поистине черным лебедем и черным днем в истории Соединенных Штатов. Как повествует легенда, на Юг к тетушке-плантаторше и рабовладелице прибыл с Севера племянник. На жалобу тетушки, что ей нечем в зимний сезон занять своих рабов, он за один день придумал ручную хлопкоочистительную машину. Изобретение быстро получило распространение среди плантаторов. И рабство на Юге получило второе дыхание. Теперь плантатор-рабовладелец мог в зимний сезон, когда хлопок не выращивали, занять своих рабов трудом по очистке хлопка. Прибыльность плантационного рабства резко возросла. Так технический прогресс неожиданно сыграл очень злую шутку с историей Соединенных Штатов, дав шанс рабству на продолжение его существования.
К середине 19 века положение рабов в США стало еще хуже. 18 сентября 1850 года Конгресс США принял закон «О беглых рабах». По нему жители всех штатов были обязаны принимать участие в поимке беглецов. За неповиновение закону устанавливалось жесткое наказание. Фактически этот закон позволял распространить рабство на всю территорию страны. Практически во всех южных штатах появились специальные люди, которые занимались поиском беглых рабов, в том числе и в северных штатах и получали поддержку от населения. Всех пойманных негров возвращали обратно рабовладельцу. Удивительно, что беглым рабом чернокожего человека мог назвать любой, заявивший об этом под присягой. С другой стороны на Севере получило распространение движение оказывавшее помощь беглым рабам и даже выкупавшее черных рабов на свободу у рабовладельцев. На торгах, где продавали рабов, на средства движения специально выбранный человек под видом рабовладельца покупал у другого рабовладельца черных рабов и уже на правах их нового владельца давал им полную свободу. Часто это делали принципиально демонстративно, что вызывало дикую ярость у рабовладельцев на Юге. Но поделать с этим явлением они ничего не могли! Принцип частной собственности был нерушим.
В начале второй половины XIX века из 15-миллионого населения южных штатов США четыре миллиона были рабами именно на Юге. В это время, в 1860 году 16-м президентом США стал Авраам Линкольн. Кстати, он не являлся принципиальным противником рабства и равноправия черного населения белому населению. Как он в дальнейшем заявлял, что пошел на отмену рабства среди черного населения только с целью сохранения Союза между северными и южными штатами.
Подготовка к отмене рабства велась практически весь 1862 год и 30 декабря 1862 года президент Линкольн подписал «Прокламацию об освобождение рабов», по ней африканцы, проживающие на территориях находящихся в состояние мятежа «отныне и навечно» объявлялись свободными. После этого в войска Севера вступили более 180 тысяч освобожденных рабов. Любопытно, что это положение не распространялось на северные штаты и те рабовладельческие южные штаты, которые не вошли в Конфедерацию Южных штатов и остались в составе Союза. Именно это прокламация и послужила своеобразным толчком к принятию 13-й поправки к американской конституции, которая полностью отменила рабство в США.
13-я поправка конституции была принята 31 января 1865 года, спустя почти 60 лет после принятия предыдущей 12-й. Но окончательно она вступила в силу 18 декабря 1865 года, после того как прошла ратификацию в большинстве штатов. Поправка полностью запрещала рабство. Также принудительный труд теперь можно было использовать только как наказание за преступление.
От рабства к сегрегации: какую роль торговля людьми сыграла в американской истории
В августе 1619 года (исследователи чаще всего говорят о дате 20 августа) в гавань первого английского поселения на территории современных США — городка Джеймстаун в Вирджинии — прибыло судно с двумя десятками темнокожих рабов. Каперы (частные лица, которые с разрешения властей использовали корабли для захвата вражеских торговых судов) передали пленников жителям колонии в обмен на припасы. С этой даты обычно ведётся отсчёт британо-американской трансатлантической работорговли.
Темнокожие рабы
На Африканском континенте к югу от Сахары рабство существовало ещё до прихода европейцев. Однако, по мнению историков, оно значительно отличалось от рабства в привычном понимании жителей Европы или Ближнего Востока. Человек мог временно стать невольником из-за долга или попасть в зависимость от правителя, но не считался вещью.
Однако после того как в XV веке европейцы стали совершать плавания вдоль африканского побережья, содержание рабства изменилось. Португальцы начали захватывать местных жителей, чтобы превращать их в товар, или договаривались с вождями воинственных народов о выкупе у них пленников.
Сначала темнокожих рабов в Европе по большей части превращали в домашнюю прислугу. Однако по мере освоения Нового Света у португальских и испанских колонизаторов возникла потребность в рабочей силе на плантациях и в рудниках. Индейцы отчаянно сопротивлялись своему принуждению к тяжёлому рутинному труду, и уже в 1513 году испанцы впервые доставили невольников из Африки в Пуэрто-Рико. Во второй половине XVI века темнокожие рабы появились в испанских колониях на территории Флориды.
Начало британской работорговли
В деле колонизации Нового Света британцы изначально отставали от Португалии, Испании и Франции. Попытки англичан закрепиться в Америке в конце XVI века оказались неудачными. Население первой колонии на острове Роанок было вынуждено эвакуироваться из-за враждебности со стороны индейцев, а второй — пропало без следа, породив массу мистических слухов.
В 1607 году англичанам удалось построить первое постоянное поселение в Северной Америке — форт Джеймс, со временем переименованный в Джеймстаун и ставший центром колонии Вирджиния. С 1612 года на её территории британцы стали выращивать табак.
В 1619-м английские каперы перехватили у берегов Мексики португальское судно, перевозившее рабов из Анголы. Около 20 человек достались команде корабля «Белый лев». В августе судно прибыло в Джеймстаун, где капитан обменял пленников на провизию.
Изначально в североамериканских колониях не существовало законодательства о рабстве. Правоотношения, возникавшие в связи с владением невольниками, регулировались судами или взаимными договорённостями колонистов. Только в 1641 году в Массачусетсе был принят акт, разрешавший покупать рабов за пределами колонии, обращать в рабство военнопленных, преступников и тех, кто сам на это согласится. Со временем подобные законы появились и в других колониях.
В 1672 году Лондон ввёл государственную монополию на торговлю темнокожими рабами. В конце XVII века английский парламент разрешил частным лицам продавать невольников, а в начале следующего столетия Британия вошла в число стран, наиболее активно занимавшихся работорговлей. Доля рабов в составе населения некоторых колоний превысила 40%.
В 1703 году невольников держали 42% нью-йоркских семей. В северных колониях темнокожих рабов чаще использовали в качестве домашней прислуги или рабочих, в южных — заставляли трудиться на плантациях, выращивая индиго, табак и рис.
Британские торговцы закупали невольников на африканском побережье, загружали их на специально оборудованные корабли и везли на продажу в Новый Свет. От болезней, из-за отсутствия нормального питания и нечеловеческих условий содержания многие из них погибали в пути. Однако прибыль от торговли живым товаром покрывала любые издержки.
Америка и рабство
Эксперты отмечают, что Война за независимость в США 1775—1783 годов принципиально не изменила положение темнокожих невольников в Северной Америке.
«В Конституции, которая сама по себе была достаточно демократичной, ничего не было сказано о рабстве», — рассказал в беседе с RT директор Фонда изучения США имени Рузвельта МГУ Юрий Рогулёв.
По его словам, законодательство Соединённых Штатов рассматривало рабов как движимое имущество и защищало права рабовладельцев.
В 1807 году власти США запретили покупать невольников из Африки, а в 1820-м приравняли трансатлантическую работорговлю к пиратству. Однако нелегальные поставки африканских рабов в южные американские штаты продолжались вплоть до второй половины XIX века.
Согласно подсчётам историков, в XVII—XIX столетиях в североамериканские колонии и на территорию Соединённых Штатов были доставлены около 600 тыс. темнокожих невольников. Поскольку их дети также становились рабами, к 1860 году общая численность невольников африканского происхождения в США достигла примерно 4 млн человек. Из 1,5 млн белых семей, проживавших в южных штатах, около 400 тыс. имели рабов.
«Рабство, с точки зрения американских плантаторов, было экономически целесообразным. Его целью было получение выгоды», — пояснил в разговоре с RT публицист Армен Гаспарян.
Вместе с тем ряд историков полагают, что рабство было неотъемлемой частью процесса становления американского капитализма.
Экономической эффективности рабовладельческого хозяйства плантаторы добивались жестокими способами, в частности физическими наказаниями. Многие невольники ходили со шрамами на спине: они подвергались побоям за каждую «провинность» — например, за недостаточное количество собранного хлопка.
Отдельной стороной рабства в США была сексуальная эксплуатация невольниц. Плантаторы превращали их в наложниц и подвергали насилию — законодательно это никак не ограничивалось. Некоторые рабовладельцы даже открывали публичные дома. Причём дети темнокожих невольниц от белых мужчин также считались рабами. Девушки-рабыни, у которых африканкой была только бабушка или прабабушка, ценились рабовладельцами особенно высоко. Их судьбы описаны в ряде известных литературных произведений — в частности, в романе «Квартеронка» Томаса Майн Рида.
В XVIII—XIX веках в США произошло около 300 восстаний темнокожих рабов, но все они были жестоко подавлены.
Отмена рабства
В конце XVIII — начале XIX столетия все северные штаты США либо полностью отменили рабство, либо приняли планы по его поэтапной ликвидации. В южных штатах рабовладение, напротив, активно развивалось. После запрета на ввоз рабов из-за рубежа расцвёл внутренний рынок торговли невольниками. Причём предприниматели из северных штатов инвестировали средства в работорговлю и плантационное хозяйство юга.
Темнокожие рабы массово бежали из южных штатов на север, чтобы получить свободу. В 1850 году их положение резко осложнилось из-за принятия конгрессом США закона, позволявшего задерживать беглых невольников на территориях, где рабство было отменено. Однако в Соединённых Штатах набирало популярность движение аболиционистов, выступавшее под лозунгом «Все люди рождаются равными» и требовавшее полной отмены рабства.
Между Севером и Югом постепенно нарастали социально-экономические противоречия. Север выступал за протекционизм, а Юг — за свободную торговлю. Южные штаты стремились к максимальному суверенитету и выступали против создания новых заселённых северянами штатов на западе.
В 1854 году была создана Республиканская партия США, выражавшая интересы северян. Её представитель Авраам Линкольн через шесть лет стал президентом. Южные штаты начали массово выходить из состава США, а в 1861 году между Севером и Югом началась Гражданская война. Удача некоторое время была на стороне южан, но со временем их силы истощились и они потерпели поражение.
В 1865 году в США вступила в силу 13-я поправка к Конституции, запрещавшая рабство. Однако вскоре на части территории страны было принято сегрегационное законодательство, лишившее темнокожее население ряда гражданских прав. Афроамериканцы не могли посещать те же школы, рестораны, кафе, больницы, что и белые. Раздельными были даже туалеты и места в общественном транспорте. Сегрегационные ограничения были сняты лишь в 60-е годы ХХ века.
«Сегодня в США не любят лишний раз вспоминать об эпохе рабства и притеснений. Легче делать вид, что всего этого не было», — отметил Гаспарян.
В свою очередь, Рогулёв подчеркнул, что период существования рабства — это «значимая эпоха в истории США», последствия которой ощущаются по сей день.
«Сначала было рабство, потом сегрегация. Расовое неравенство царило в США на протяжении большей части истории существования государства. Сегодня на законодательном уровне его больше нет, но последствия никуда не делись. Темнокожие в Соединённых Штатах в среднем беднее белых, получают менее качественное образование, среди них больше безработных, качество их жизни ниже», — резюмировал Рогулёв.
«Проект 1619» или как в Америке негров линчуют
Любопытные околоисторические баталии бушуют за океаном. Журнал New York Times Magazine опубликовал большую статью по истории расового неравенства. Проект приурочен к 400-летию появления рабства в США.
Работа вышла под названием «Проект 1619». Название работы отсылает к событиям августа 1619 года, когда африканские рабы впервые прибыли в порт британской колонии Вирджиния. Позже эта территория стала штатом США.
Текст рассказывает не только об истории рабства, но и о его влиянии на экономику, культуру, здравоохранение и другие аспекты жизни страны.
Многим гражданам США не понравилась работа. Среди причин: попытка привить неправильные идеалы, переписать историю, а также показать Штаты злыми и бездушными. А в самом деле они были белыми и пушистыми.
По мнению республиканцев и консерваторов, опубликованная работа — пропаганда и попытка манипулировать историей. Экс-спикер палаты представителей США Ньют Гингрич заявил, что подзаголовок для «Проекта 1619» должен звучать как «вся пропаганда, которой мы хотим промыть вам мозги».
Если судить по реакции американских «охранителей» в школах США ни о рабстве, ни о геноциде коренного населения Америки детям не говорят.
Любопытны и попытки американских охранителей обелить людоедскую политику своего государства кивая на… Россию. Типа чего вы США ругаете, если вон в России крепостные и колхозы… И вообще всё ужасно.
Проблема ещё в том, что в России за время со дня отмены крепостного права идеология изменилась несколько раз. При страстотерпце клеймили крепостничество, при временном правительстве – царизм, при большевиках – контру, при нынешнем режиме – коммунизм…
А США идеологию – не меняли: они всё ещё живут при той свободе и демократии при которой рабство было в норме вещей.
Рабство в США
Большинство рабов были неграми, насильно вывезенными из мест проживания в Африке, и их потомками.
История и факты рабства в США
Когда европейцы только начинали колонизировать Северную Америку, девственной земли было огромное количество. Поэтому была острая необходимость в рабочей силе, желательно дешевой, чтобы эту землю обрабатывать.
Первыми рабами, как ни странно, были белые люди. Их называли «рабы по контракту». Ради того, чтобы покинуть Европу и получить возможность урвать кусочек земли в Новом свете, они готовы были оплатить свой проезд тяжелым трудом по нескольку лет. Но кому нужны такие «рабы на полставки»? Поэтому в начале 17 века голландский корабль решил эту проблему и привез первых черных рабов из Африки.
Первые европейцы в Новом свете.
В 17 и 18 веках черные рабы работали главным образом на плантациях табака, риса и индиго на южном побережье. После Американской революции (1775-83) многие колонисты (особенно на севере, где рабство было относительно неважно для экономики) начали связывать угнетение чернокожих рабов с их собственным угнетением со стороны англичан и требовать отмены рабства.
Черные рабы собирают хлопок
В 1793 году Эли Уитни изобрел коттон-джин (от англ. cotton engine) первую машину для очистки хлопка. Это устройство оказало большое влияние на экономику будущих США, а в последствии и мира. Коттон-джин быстро распространился по югу Америки, и через несколько лет хлопковые поля фактически заменили собой табачные. Для выращивания хлопка потребовалось больше рабочих рук. Рабство в США процветало.
Транспортировка рабов на корабле.
Разрываясь между экономической выгодой рабства и моральными принципами, белые рабовладельцы юга США придумывали оправдания своим действиям. Они утверждали, что черные люди, как дети, неспособны позаботиться о себе, что рабство было благотворительностью и белые кормили и одевали по доброте душевной своих работников.
Малоизвестный факт: индейцы тоже не гнушались использовать черных рабов.
Жители северных штатов были другого мнения, хоть они и считали, что черные уступают белым в развитии, но делать из них рабов лишь из-за этого было не гуманно.
Наказывали рабов всевозможными способами. Плеть, каленое железо, избивания, сексуальные унижения, ампутация органов…
В действительности, обращение с рабами было от мягкого и отеческого до жестокого и даже садистского. Мужей, жен и детей часто продавали отдельно друг от друга, а избивание за провинность вообще считалось нормой. В 1858 Верховный суд Соединенных Штатов постановил, что рабы являются имуществом без прав и возможности гражданства. Им просто не оставили законных средств протеста против такого обращения.
Южане боялись открытых мятежей, но это было редкостью. Однако, черные рабы всячески саботировали работу. Они притворялись больными, портили рабочие инструменты, совершали поджоги и даже убивали своих хозяев. Кара за убийство или избиение белого господина была суровая и очень редко хватало простого повешенья.
На изображении президент США(1861—1865) Авраам Линкольн. Считается, что именно он внес наибольший вклад в освобождение рабов в США.
Рабство в США просуществовало почти 250 лет. Лишь после окончания Гражданской войны в 1865 году была принята Тринадцатая поправка к конституции США, которая официально отменила рабство. Но отголоски тех времен доходят и до наших дней. Частые конфликты на расовой почве в современной Америке частенько становятся сюжетами для новостей в СМИ.
Интересные факты о рабстве в США
Одним из наименее известных аспектов истории рабства в Америке является роль, которую в ней сыграли небелые люди, ведь они также владели и торговали рабами, правда, неизвестно, в каком масштабе.
По словам историка Ричарда Халлибертона-младшего, свободных темнокожих рабовладельцев можно было найти в разные периоды времени «в каждом из тринадцати оригинальных штатов, а после в каждом штате, где одобрялось рабство».
Тот факт, что эти темнокожие люди покупали и продавали других темнокожих людей, вызывает ряд «неприятных вопросов» у американцев, живущих в ХХI веке. К ним относится и афроамериканский автор Генри Луис Гейтс-младший, который пишет, что это изобличает классовые различия, которые всегда существовали в «чёрной общине». Другие считают, что таким образом кто-то хочет отвлечь всеобщее внимание от белых людей, на которых лежит вина за появление рабства в Америке.
Ниже представлен список из девяти правдивых и ложных фактов о рабстве в Америке, которые развенчают мифы, связанные с этой темой.
1. Первым легальным рабовладельцем в американской истории был чернокожий табачный фермер по имени Энтони Джонсон.
Энтони Джонсон сам когда-то был рабом. Получив свободу в начале 1650-х годов, он приобрёл ферму со 100 гектарами земли в штате Вирджиния и заключил договор с пятью слугами. Один из них, чернокожий мужчина по имени Джон Кейзор, утверждал, что когда срок службы истёк, Джонсон удерживал его незаконно в течение нескольких лет. В 1654 году гражданский суд оставил за Джонсоном право на пожизненное использование услуг Кейзора. Этот инцидент историк Халлибертон-младший называет «одним из первых известных случаев санкционированного рабства».
2. Самым крупнейшим рабовладельцем в Северной Каролине 1860-х годов был владелец «чёрной плантации» по имени Уильям Эллисон.
Частично верно. Уильям Эллисон действительно был очень богатым владельцем «чёрной плантации» и производства хлопка, однако жил он не в Северной, а Южной Каролине. Согласно переписи 1860 года, в которой его фамилия была указана как «Эллерсон», он владел 63 чернокожими рабами, что делало его самым крупнейшим рабовладельцем в Южной Каролине, но не во всём штате.
3. Американские индейцы владели тысячами чернокожих рабов на рубеже XIX века.
Правда. Об этом говорит историк Тия Майлз. Она утверждает, что численность рабов, которые принадлежали индейцам чероки, на рубеже XIX века составляла 600 человек и около 1500 во время перемещения на Запад в 1838-1839 годах. По словам Майлз, рабство постепенно входило в жизнь индейцев чероки. Когда белый человек переезжал на землю коренных американцев, чтобы стать торговцем или индейским агентом, ему предоставляли в собственность африканских рабов, которые могли передаваться по наследству (равно как и право на использование племенных угодий) в том случае, если он заключал брак с представительницей племени чероки, что было не редкостью в то время. Эти преимущества позволяли таким людям накапливать и приумножать своё богатство, покупая фермы и плантации.
4. По состоянию на 1830-й год, в собственности 3775 свободных чернокожих людей находилось 12740 чернокожих рабов.
Приблизительно верно. Если верить историку Ричарду Халлибертону-младшему, по состоянию на 1830-й год, в Соединённых Штатах насчитывалось примерно 319 599 свободных темнокожих (13,7% от общего числа). Из них, согласно переписи населения 1830 года, 3 775 человек владели 12 760 чернокожими рабами.
5. Многим темнокожим рабам разрешалось иметь работу, собственное дело и недвижимость.
Ложь. Были исключения, но если говорить в целом, то чернокожим рабам в США по закону не разрешалось иметь собственное дело и недвижимость, особенно после 1750 года, когда в юридической литературе большинства колоний появились «рабские» кодексы.
Согласно таким кодексам, у рабов в большинстве регионов не было практически никаких юридических прав. Их казнили за преступления, которые не считались тяжкими среди белых людей. Показания чернокожих рабов почти ничего не значили и не могли использоваться в пользу или против белых. Они не имели право на владение собственностью, передвигаться без согласия своих владельцев или вступать в законный брак.
6. В Африке вид рабства «темнокожий хозяин – темнокожий раб» существовал в течение нескольких тысяч лет.
Правда, в том смысле, что феномен порабощения одними людьми других насчитывает тысячи лет, и это касается не только чернокожих или Африки.
7. Большинство рабов, завезённых в Америку из Африки, были приобретены у чернокожих рабовладельцев.
Отчасти это правда. Историк Стивен Минц очень точно описывает ситуацию в предисловии к своей книге «Афроамериканские голоса: документальный читатель, 1619-1877 года».
8. Рабство существовало в течение нескольких тысяч лет.
Правда. «Общее» рабство существовало в течение нескольких тысяч лет, однако его специфические особенности менялись в зависимости от времени и места.
9. Белые люди положили конец рабству.
Утверждение, что «белые люди» положили конец рабству в Соединённых Штатах, является слишком голословным. После так называемой «отмены» рабства подавляющее большинство чернокожих в США по-прежнему не имели права голоса, не могли баллотироваться на политические должности и прочее. Более того, когда одни белые люди работали над тем, чтобы положить конец рабству, другие боролись за то, чтобы его сохранить.
Рабство было отменено в Америке благодаря усилиям людей различных национальностей, в том числе и белокожих, которые подхватили знамя аболиционистского движения. Имена белых лидеров этого движения, как правило, известны лучше, чем имена чернокожих лидеров, среди которых стоит отметить Дэвида Уокера, Фредерика Дугласа, Соджорнер Трут, Дреда Скотта, Гарриет Табмен, Нета Тёрнера и многих других.