16 июля день памяти татьяны пельтцер

«Она все положила на алтарь любви к сцене». Памяти Татьяны Пельтцер

16 июля 1992 года не стало «любимой бабушки всего СССР» Татьяны Пельтцер

16 июля день памяти татьяны пельтцер

16 июля 1992 года не стало «любимой бабушки всего СССР» Татьяны Пельтцер. Она обладала невероятным жизнелюбием, которому можно было позавидовать. Однако за фасадом «веселой старушки» скрывалась женщина со своей бездной отчаяния – она до последнего жалела о своем расставании с супругом.

– Признаюсь честно, для меня Татьяна Пельтцер – самая великая актриса, – рассказывает кинокритик Людмила Бахтина. – Восхищаюсь этой сильной женщиной и по сей день. Мне посчастливилось с ней познакомиться. Первое, что меня поразило – ее доброта, благожелательность и открытость. Казалось, что она упивалась своей популярностью. Я всегда пристально следила за ее жизненными перипетиями.

С немецким коммунистом Гансом Тейблером Пельтцер познакомилась в 23 года. Мужчина тогда учился в Москве, в Школе Коминтерна. И сразу влюбился в молодую актрису. По тем временам отношения с иностранцами не приветствовались, и через три года после знакомства пара уехала в Германию.

В чужой стране Пельтцер на время пришлось забыть о сцене. А в ее личной жизни случилось непредвиденное – актриса стала питать нежные чувства к другу Ганса. Она призналась супругу, что увлеклась русским инженером. Супруг не смог ей простить этой измены. Татьяна Ивановна снова вернулась в столицу.

Если в 30 лет у женщины нет семьи, то кажется, что все еще впереди. Когда судьба не улыбнулась к 50 годам, она уже смиряется с тем, что осталась одна.

«Семью я проморгала»

– Татьяна Пельтцер на съемочной площадке старалась реализовывать мечты о своем женском счастье, которое не довелось испытать в жизни, – продолжает Бахтина. – Свою нерастраченную любовь отдавала детям друзей, коллег и партнерам по кино. Вспомните, как она шикарно играла бабушек, как любила экранных внуков, как будто своих. Она приходила домой и снова хотела на сцену, в то пространство, где себя прекрасно чувствовала, где могла быть не собой. Пельтцер все положила на алтарь любви к сцене. Возможно, таким образом она хотела заглушить боль от расставания с Гансом. Она только со временем поняла, что Тейблер был главным человеком в ее жизни. Больше у нее не появилось любимого мужчины.

«Плюнуть бы на всё и заняться семьей. Да только я ее проморгала. Старуха так старуха, – говорила Пельтцер, – только обязательно счастливая. Хоть на экране».

– В какой-то момент Пельтцер и вправду поверила в то, что она счастлива. Но стоит вспомнить спектакль «Поминальная молитва», где она по сценарию выходила в конце и плакала. Зрители были поражены, насколько горько было актрисе, как будто оплакивала не судьбу героини, а свою.

Они встретились еще раз, когда ей было 65

Спустя время Ганс разыскал Татьяну Ивановну. Их дружба продолжалась в письмах.

– Тейблер обещал ей, что познакомит со своей новой супругой и сыном. Однако Пельтцер надеялась на большее. Они встретились, когда ей было уже 65 лет. Ганс пригласил ее в Берлин, когда Татьяна Ивановна выехала на гастроли в ГДР. Потом она ездила отдыхать вместе с его семьей. Хотя бы так актриса могла быть рядом с любимым. Однако последняя их встреча закончилась ссорой. Они, будучи уже пожилыми, выясняли отношения: почему они тогда расстались. Через несколько лет пришло известие о том, что Ганса больше нет. Тогда в ней что-то перевернулось: стала немного грубее, капризнее. Начала делать все против рекомендаций врачей: пила кофе, курила. Ее подводила память, трудно было самой передвигаться. Несмотря на немощность, она пыталась тренировать память. Вечерами повторяла свои роли. Однако возраст брал свое.

16 июля 1992 года не стало любимой бабушки всего СССР. Инфаркт. Введенское кладбище стало ее последним пристанищем. С актрисой пришли проститься всего несколько человек.

Источник

16 июля день памяти татьяны пельтцер

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

16 июля день памяти татьяны пельтцер

16 июля день памяти татьяны пельтцер
16 июля день памяти татьяны пельтцер16 июля день памяти татьяны пельтцер16 июля день памяти татьяны пельтцер
16 июля день памяти татьяны пельтцер
16 июля день памяти татьяны пельтцер
16 июля день памяти татьяны пельтцер16 июля день памяти татьяны пельтцер16 июля день памяти татьяны пельтцер16 июля день памяти татьяны пельтцер16 июля день памяти татьяны пельтцер16 июля день памяти татьяны пельтцер
16 июля день памяти татьяны пельтцер16 июля день памяти татьяны пельтцер16 июля день памяти татьяны пельтцер
16 июля день памяти татьяны пельтцер
16 июля день памяти татьяны пельтцер

16 июля день памяти татьяны пельтцер

16 июля день памяти татьяны пельтцер16 июля день памяти татьяны пельтцер16 июля день памяти татьяны пельтцер
16 июля день памяти татьяны пельтцер
16 июля день памяти татьяны пельтцер
16 июля день памяти татьяны пельтцер16 июля день памяти татьяны пельтцер16 июля день памяти татьяны пельтцер16 июля день памяти татьяны пельтцер16 июля день памяти татьяны пельтцер16 июля день памяти татьяны пельтцер
16 июля день памяти татьяны пельтцер
16 июля день памяти татьяны пельтцер
16 июля день памяти татьяны пельтцер

16 июля день памяти татьяны пельтцер
16 июля день памяти татьяны пельтцер

16 июля день памяти татьяны пельтцер16 июля день памяти татьяны пельтцер16 июля день памяти татьяны пельтцер
16 июля день памяти татьяны пельтцер

16 июля день памяти татьяны пельтцер

16 июля день памяти татьяны пельтцер
16 июля день памяти татьяны пельтцер

16 июля 1992 года нас покинула всенародно любимая бабушка из сказок, обаятельный человек и добрая женщина Татьяна Пельтцер.Вспомним.

Отец

Татьяна Пельтцер родилась в семье замечательного русского актера и режиссера, заслуженного артиста Республики Ивана Романовича Пельтцер. Да, немец по национальности, он сумел проникнуться настоящим русским духом, стать настоящим русским актером и передать все это своей дочери.

Еще до революции Иван Романович поставил несколько фильмов. После революции играл в различных театрах, снимался в кино («Белеет парус одинокий», «Медведь», «Большая жизнь»), занимался антрепренерской и педагогической деятельностью.

Отец и стал для Татьяны первым и единственным учителем. От отца Татьяна Ивановна унаследовала бесценный дар живого видения мира, необычного и всегда неожиданного восприятия самой жизни. Говорят, что она вообще была очень похожа на него, особенно по темпераменту.

Первые роли в театре

В 1914 году в частной антрепризе города Екатеринославля в спектакле «Анна Каренина» Татьяна играла Серёжу Каренина, и впечатлительных дам выносили из зала без чувств: так на них действовала сцена прощания Анны с сыном.

После революции Татьяна работала сначала в Передвижном театре Политуправления, а затем на провинциальных подмостках Нахичевани, Ейска и других городов.

Германия

В конце 20-х Татьяна Пельтцер познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим в Москву учиться в Школе Коминтерна. В 1927 году она вышла за него замуж, а в 1930 году супруги переехали в Германию. Там Татьяна по ходатайству мужа вступила в Коммунистическую партию Германии и устроилась машинисткой в Советское торговое представительство.

Казалось, все складывалось хорошо, но при всём благополучии заграничной жизни, при всей любви к мужу и даже, несмотря на собственные немецкие корни, Татьяна не смогла долго оставаться вне Родины. Прожив с Гансом в общей сложности четыре года, она уговорила его расстаться.

Со своим бывшим мужем они оставались друзьями всю жизнь. Ганс женился на другой женщине, родил с нею сына, и, когда мальчик приехал в Москву учиться, он бывал у Татьяны Ивановны, даже жил у нее какое-то время. Вторая жена Ганса ревновала мужа к Пельтцер, выражала недовольство их перепиской, но совсем оборвать отношения между бывшими супругами не смогла.

Замуж Татьяна Ивановна так больше и не вышла. Долгие годы ее семьей был отец Иван Романович. В 1959 году он умер. Последние годы, после того как его выгнала молодая жена, он прожил у дочери.

30-е годы

Куда было деваться 30-летней женщине, не имеющей образования. Она вновь стала машинисткой, устроившись на машиностроительный завод АМО (позже завод им. Лихачева). Главным конструктором на заводе был ее брат Александр. К этому времени он уже имел страшный жизненный опыт: еще, когда он учился в Автодорожном институте, он был осуждён по 58-й статье («За контрреволюционную деятельность») и отсидел два года.

Вместе с ним с завода ушла и Татьяна Ивановна. Она уехала в Ярославль в старейший российский драмтеатр имени Ф. Волкова.

Театр миниатюр

В 1938 году Татьяна Ивановна вернулась в Москву, проработала два года все в том же театре МГСПС и узнала об открытии Театра Миниатюр. В 1940 она пришла в этом театр и «осела» там на семь лет.

Первые роли в кино

В кино, как и в театре, у Татьяны Пельтцер тоже было не гладко. Она дебютировала маленькой ролью в сатирической комедии «Свадьба» (1943), где главные роли играли знаменитые Эраст Гарин и Фаина Раневская, затем появилась в драме «Она защищает Родину». Первую свою большую роль, Плаксину в военной мелодраме «Простые люди» Григория Козинцева и Леонида Трауберга, Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году. Но этот фильм оказался долгих 11 лет «на полке» и вышел на экраны лишь в 1956 году. А актриса, тем временем, вновь играла проходные эпизоды…

Театр Сатиры. Всенародное признание

В 1947 году Татьяна Ивановна переходит в Московский театр Сатиры, который стал на долгие годы ее домом, главным театром ее жизни. Она не затерялась в шикарной труппе, сплошь состоящей из блистательных мастеров сатирического цеха.

Играя много и увлеченно, Татьяна Ивановна, наконец, получает роль Лукерьи Похлёбкиной в спектакле Б. Равенских «Свадьба с приданым». В 1953 году спектакль снимают на пленку и выпускают на экраны кинотеатров страны. К ней приходит первая всенародная известность. В сорок девять лет… А сколько слез и разочарований было до этого…

«Мать русского солдата»

В фильме «Солдат Иван Бровкин» роли Евдокии, матери главного героя отводилось незначительное место. Но как блистательно ее сыграла Пельтцер! Она настолько вжилась в образ, что сельские старушки (фильм снимался в одной из деревень Ярославской области) полюбили и принимали ее за свою.

«Вас никто не любит, кроме народа!»

Татьяна Ивановна была не просто одаренной и мудрой актрисой, но еще сумела выразить какую-то неистовую российскую отвагу, замешанную на доброте и душевном сострадании. Счастливые зрители встречали ее хохотом, а потом украдкой смахивали слезу. Она обладала феноменальным чувством правды, знала цену высокой комедии, доходила до немыслимого гротеска, но при этом никогда не фальшивила, щедро одаривая людей своим ласковым вдохновением. Наверное, ей удалось воплотить народную мечту о несокрушимой старости, где мудрость дерзко соседствует с юной и озорной жизнестойкостью.

В душе многие коллеги не испытывали симпатии к Татьяне Ивановне Пельтцер. Не любили за прямолинейность, за правду-матку, которую она резала в глаза, за вздорный характер. Замечательный актер Борис Новиков, которого однажды обсуждали на собрании труппы за пристрастие к спиртному, после нелестного выступления актрисы, обидевшись, сказал: «А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!» И потом долго испытывал неловкость за эти слова.

В середине 60-ых Плучек пригласил в театр молодого, никому неизвестного режиссера Марка Захарова. Когда Захаров объяснил труппе замысел своего спектакля «Доходное место», в зале раздался громкий голос Татьяны Пельтцер: «Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру…» Но спектакль у Захарова получился гениальный, и Пельтцер изменила мнение о молодом режиссере, с удовольствием работая с ним.

Уход в Ленком

В театре имени Ленинского комсомола Пельтцер сыграла немного. Бенефисной стала роль старухи Фёдоровны в пьесе Людмилы Петрушевской «Три девушки в голубом». Другие роли были менее интересны. Было очень странным и нелепым видеть актрису в образах Клары Цеткин («Синие кони») и Надежды Крупской («Диктатура совести»). Татьяна Ивановна постоянно забывала или путала чуждые ей тексты, переживала, плакалась подругам. Но что поделаешь, если достойных для неё ролей в молодёжном театре просто не было. Зато в небольших ролях и эпизодах, она вновь была блистательна и, как некогда в кино, «перетягивала на себя всё одеяло».

Последняя роль

И в 85 лет Пельтцер делала все вопреки рекомендациям врачей: курила, пили крепчайший кофе, все время бегала. У нее был очень крепкий сон. Одна из ее подруг вспоминает, что однажды в открытое окно гостиничного номера влетел голубь и уселся на голову спящей Татьяны Пельтцер, а она даже не проснулась.

В последние годы жизни Пельтцер стала терять память. Огромный скандал тогда вызвала маленькая заметка в прессе о том, что Пельтцер попала в психиатрическую больницу. Причем не в элитную, а в простую, районную. Душевнобольные враждебно приняли актрису и жестоко ее избили. Узнав об этом, в Ленкоме приложили усилия, и ее перевели в хорошую клинику.

В 1992 году после нервного перенапряжения Татьяна Ивановна вновь попала в больницу. Там, предоставленная самой себе, неуёмная и непоседливая, она упала и сломала шейку бедра. Для 88-летнего человека исход был один.

Похоронена в г. Москве на Введенском кладбище (29 уч.), а не на Новодевичьем, как написано в некоторых статьях.

Источник

16 июля день памяти татьяны пельтцер191966v

Привет из Мариуполя

Ребята, как мне вас не хватало.

День памяти Татьяны Ивановны Пельтцер 16.07.1992г.

6 июня 1904, Москва — 16 июля 1992, Москва

Татьяна Пельтцер родилась в семье замечательного русского актера и режиссера, заслуженного артиста Республики Ивана Романовича Пельтцер. Да, немец по национальности, он сумел проникнуться настоящим русским духом, стать настоящим русским актером и передать все это своей дочери.

Еще до революции Иван Романович поставил несколько фильмов. После революции играл в различных театрах, снимался в кино («Белеет парус одинокий», «Медведь», «Большая жизнь»), занимался антрепренерской и педагогической деятельностью.

Отец и стал для Татьяны первым и единственным учителем. От отца Татьяна Ивановна унаследовала бесценный дар живого видения мира, необычного и всегда неожиданного восприятия самой жизни. Говорят, что она вообще была очень похожа на него, особенно по темпераменту.

В 1914 году в частной антрепризе города Екатеринославля в спектакле «Анна Каренина» Татьяна играла Серёжу Каренина, и впечатлительных дам выносили из зала без чувств: так на них действовала сцена прощания Анны с сыном.

После революции Татьяна работала сначала в Передвижном театре Политуправления, а затем на провинциальных подмостках Нахичевани, Ейска и других городов.

В конце 20-х Татьяна Пельтцер познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим в Москву учиться в Школе Коминтерна. В 1927 году она вышла за него замуж, а в 1930 году супруги переехали в Германию. Там Татьяна по ходатайству мужа вступила в Коммунистическую партию Германии и устроилась машинисткой в Советское торговое представительство.

Казалось, все складывалось хорошо, но при всём благополучии заграничной жизни, при всей любви к мужу и даже, несмотря на собственные немецкие корни, Татьяна не смогла долго оставаться вне Родины. Прожив с Гансом в общей сложности четыре года, она уговорила его расстаться.

Со своим бывшим мужем они оставались друзьями всю жизнь. Ганс женился на другой женщине, родил с нею сына, когда мальчик приехал в Москву учиться, он бывал у Татьяны Ивановны, даже жил у нее какое-то время. Вторая жена Ганса ревновала мужа к Пельтцер, выражала недовольство их перепиской, но совсем оборвать отношения между бывшими супругами не смогла.

Замуж Татьяна Ивановна так больше и не вышла. Долгие годы ее семьей был отец Иван Романович. В 1959 году он умер. Последние годы, после того как его выгнала молодая жена, он прожил у дочери.

Куда было деваться 30-летней женщине, не имеющей образования. Она вновь стала машинисткой, устроившись на машиностроительный завод АМО (позже завод им. Лихачева). Главным конструктором на заводе был ее брат Александр. К этому времени он уже имел страшный жизненный опыт: еще, когда он учился в Автодорожном институте, он был осуждён по 58-й статье («За контрреволюционную деятельность») и отсидел два года.

Вместе с ним с завода ушла и Татьяна Ивановна. Она уехала в Ярославль в старейший российский драмтеатр имени Ф. Волкова.

В 1938 году Татьяна Ивановна вернулась в Москву, проработала два года все в том же театре МГСПС и узнала об открытии Театра Миниатюр. В 1940 она пришла в этом театр и «осела» там на семь лет.

В кино, как и в театре, у Татьяны Пельтцер тоже было не гладко. Она дебютировала маленькой ролью в сатирической комедии «Свадьба» (1943), где главные роли играли знаменитые Эраст Гарин и Фаина Раневская, затем появилась в драме «Она защищает Родину». Первую свою большую роль, Плаксину в военной мелодраме «Простые люди» Григория Козинцева и Леонида Трауберга, Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году. Но этот фильм оказался долгих 11 лет «на полке» и вышел на экраны лишь в 1956 году. А актриса, тем временем, вновь играла проходные эпизоды…

В 1947 году Татьяна Ивановна переходит в Московский театр Сатиры, который стал на долгие годы ее домом, главным театром ее жизни. Она не затерялась в шикарной труппе, сплошь состоящей из блистательных мастеров сатирического цеха.

Играя много и увлеченно, Татьяна Ивановна, наконец, получает роль Лукерьи Похлёбкиной в спектакле Б. Равенских «Свадьба с приданым». В 1953 году спектакль снимают на пленку и выпускают на экраны кинотеатров страны. К ней приходит первая всенародная известность. В сорок девять лет… А сколько слез и разочарований было до этого…

В фильме «Солдат Иван Бровкин» роли Евдокии, матери главного героя отводилось незначительное место. Но как блистательно ее сыграла Пельтцер! Она настолько вжилась в образ, что сельские старушки (фильм снимался в одной из деревень Ярославской области) полюбили и принимали ее за свою.

«Вас никто не любит, кроме народа!»

Татьяна Ивановна была не просто одаренной и мудрой актрисой, но еще сумела выразить какую-то неистовую российскую отвагу, замешанную на доброте и душевном сострадании. Счастливые зрители встречали ее хохотом, а потом украдкой смахивали слезу. Она обладала феноменальным чувством правды, знала цену высокой комедии, доходила до немыслимого гротеска, но при этом никогда не фальшивила, щедро одаривая людей своим ласковым вдохновением. Наверное, ей удалось воплотить народную мечту о несокрушимой старости, где мудрость дерзко соседствует с юной и озорной жизнестойкостью.

В душе многие коллеги не испытывали симпатии к Татьяне Ивановне Пельтцер. Не любили за прямолинейность, за правду-матку, которую она резала в глаза, за вздорный характер. Замечательный актер Борис Новиков, которого однажды обсуждали на собрании труппы за пристрастие к спиртному, после нелестного выступления актрисы, обидевшись, сказал: «А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!» И потом долго испытывал неловкость за эти слова.

В середине 60-ых Плучек пригласил в театр молодого, никому неизвестного режиссера Марка Захарова. Когда Захаров объяснил труппе замысел своего спектакля «Доходное место», в зале раздался громкий голос Татьяны Пельтцер: «Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру…» Но спектакль у Захарова получился гениальный, и Пельтцер изменила мнение о молодом режиссере, с удовольствием работая с ним.

В театре имени Ленинского комсомола Пельтцер сыграла немного. Бенефисной стала роль старухи Фёдоровны в пьесе Людмилы Петрушевской «Три девушки в голубом». Другие роли были менее интересны. Было очень странным и нелепым видеть актрису в образах Клары Цеткин («Синие кони») и Надежды Крупской («Диктатура совести»). Татьяна Ивановна постоянно забывала или путала чуждые ей тексты, переживала, плакалась подругам. Но что поделаешь, если достойных для неё ролей в молодёжном театре просто не было. Зато в небольших ролях и эпизодах, она вновь была блистательна и, как некогда в кино, «перетягивала на себя всё одеяло».

И в 85 лет Пельтцер делала все вопреки рекомендациям врачей: курила, пили крепчайший кофе, все время бегала. У нее был очень крепкий сон. Одна из ее подруг вспоминает, что однажды в открытое окно гостиничного номера влетел голубь и уселся на голову спящей Татьяны Пельтцер, а она даже не проснулась.

В последние годы жизни Пельтцер стала терять память. Огромный скандал тогда вызвала маленькая заметка в прессе о том, что Пельтцер попала в психиатрическую больницу. Причем не в элитную, а в простую, районную. Душевнобольные враждебно приняли актрису и жестоко ее избили. Узнав об этом, в Ленкоме приложили усилия, и ее перевели в хорошую клинику.

В 1992 году после нервного перенапряжения Татьяна Ивановна вновь попала в больницу. Там, предоставленная самой себе, неуёмная и непоседливая, она упала и сломала шейку бедра. Для 88-летнего человека исход был один.

Похоронили Татьяну Ивановну на Немецком кладбище.

Источник

Кино и мультфильмы. Сказка. Смотрим Вспоминаем. Татьяна Пельтцер. Бабушка советского кино

16 июля день памяти татьяны пельтцер

­­­Татьяна Пельтцер. Бабушка советского кино

Кто родился в СССР, тот больше всего запомнил роли бабушек в исполнении Пельцер и Муртаевой (он ней эссе есть, см. в списке в папке про ЖЗЛ).

Пельцер играла в сказках, поэтому у меня сложился образ бабушки и, конечно же, внешность необычная всегда легче запоминается вместе с юмором (как и Муртаева).

Хочу напомнить сказкой «Приключения желтого чемоданчика»

Отец — Иоганн Робертович (Иван Романович) Пельтцер (1871—1959), актёр театра и кино, режиссёр, заслуженный артист республики (1925).

Муж (1927—1930) — Ганс Тейблер, немецкий коммунист и философ.

Награды и звания

Сталинская премия третьей степени ( 1951 ) — за исполнение роли Лукерьи Власьевны Похлёбкиной в спектакле «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова

Крылатые фразы

«Ни один спектакль от репетиции лучше не становится».

Биография

В Московском театре миниатюр

В Театре Сатиры

В « Ленкоме »

Последние годы

«Родилась 24 мая (6 июня) 1904 года в Москве.

Заслуженная артистка РСФСР (1954).

Народная артистка РСФСР (8.03.1960)

Народная артистка СССР (1972).

Отец — известный актёр Иван Пельтцер (1871-1959), который одним из первых получил почётное звание заслуженного артиста республики.

Отец был для Татьяны Ивановны первым учителем сценического мастерства и вообще был отличным педагогом, до революции имевшим свою маленькую театральную школу.

В 1914 году в спектакле «Анна Каренина» Татьяна играла Серёжу Каренина, и впечатлительных дам выносили из зала без чувств: так на них действовала сцена прощания Анны с сыном.

С 1916 года — «актриса по найму» в антрепризе Н.Н. Синельникова.

В 1920 году актрису приняли в труппу передвижного Театра Политуправления Революционного военного совета Республики.

Свой первый самостоятельный сезон начала в Ейске. Три года колесила по всей стране — Нахичевань, Пенза…

С 1925 года — актриса Театра МГСПС, в спектакле «Шторм» (режиссёр Любимов-Ланской) сыграла сразу две роли — Парашу и беременную женщину.

В конце 20-х Татьяна Пельтцер познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим в Москву учиться в Школе Коминтерна. В 1927 году она вышла за него замуж, а в 1930 году супруги переехали в Германию. Там Татьяна по ходатайству мужа вступила в Коммунистическую партию Германии и устроилась машинисткой в Советское торговое представительство.

Казалось, все складывалось хорошо, но при всём благополучии заграничной жизни, при всей любви к мужу и даже, несмотря на собственные немецкие корни, Татьяна не смогла долго оставаться вне Родины. Прожив с Гансом в общей сложности четыре года, она уговорила его расстаться.

Со своим бывшим мужем они оставались друзьями всю жизнь. Ганс женился на другой женщине, у них родился сын, когда мальчик приехал в Москву учиться, он бывал у Татьяны Ивановны, даже жил у нее какое-то время. Вторая жена Ганса ревновала мужа к Пельтцер, выражала недовольство их перепиской, но совсем оборвать отношения между бывшими супругами не смогла.

Замуж Татьяна Ивановна так больше и не вышла. Долгие годы ее семьей был отец Иван Романович. В 1959 году он умер. Последние годы, после того как его выгнала молодая жена, он прожил у дочери.

Вместе с ним с завода ушла и Татьяна Ивановна. Она уехала в Ярославль в старейший российский драмтеатр имени Ф. Волкова.

В 1936-1937 годах — актриса Ярославского драматического театре имени Фёдора Волкова.

В 1937-1938 годах — актриса Колхозного театра в Москве.

В 1938 году Татьяна Ивановна вернулась в театр МГСПС и узнала об открытии Театра Миниатюр. В 1940 она пришла в этом театр и «осела» там на семь лет.

В 1947-1977 годах — актриса Театра Сатиры.

Первая роль в Театре сатиры — миссис Джекобс в памфлете Е. Петрова «Остров мира». Потом играла в спектаклях: «Чужой ребёнок», «Пролитая чашка», «Свадьба с приданым», «Хор», «Мои Надежды», «Старая дева», «Ложь для узкого круга», «Мой дом, моя крепость», «Завтрак у предводителя», «Интервенция», «Дом, где разбиваются сердца», «У времени в плену», «Темп 1929», «Малыш и Карлсон», и только две роли классического репертуара: Манефы в «На всякого мудреца довольно простоты» и Кукушкиной в «Доходном месте». В своей «бенефисной» роли тёти Тони в спектакле «Проснись и пой» Татьяна Ивановна пела, танцевала, взлетала по лестнице с лёгкостью молоденькой девушки, а ведь ей уже было под семьдесят. Так же заразительно она играла Марселину в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Среди множества сыгранных в Театре Сатиры ролей — главная роль в спектакле «Мамаша Кураж и её дети». Не было в ней привычного веселья, озорного блеска в глазах — перед нами была состарившаяся, измученная войной женщина, потерявшая своих детей. Пустые глаза, заторможенные движения…

Татьяна Ивановна Пельтцер стала народной артисткой СССР — первой за 48 лет существования Театра сатиры.

В кино дебютировала маленькой ролью в сатирической комедии «Свадьба» (1943), затем появилась в драме «Она защищает Родину». Первая значительная роль в кино — Плаксина в фильме Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Простые люди» (1945). Огромную популярность принесла актрисе роль Лукерьи в спектакле «Свадьба с приданым», который был снят на плёнку и широко демонстрировался в кинотеатрах страны. Следом вышел фильм «Солдат Иван Бровкин», где сыграла мать главного героя.

Из воспоминаний Татьяны Ивановны Пельтцер («Советский экран», 1974 год):

«В кино, что такое настоящая режиссура, я поняла, поработав с Григорием Михайловичем Козинцевым. Его ассистентка, видевшая меня в театре, уговорила вызвать меня в Ленинград на пробу в фильме «Простые люди». Козинцев ставил его вместе с Траубергом. Помню, приехала я на студию, стою в бюро пропусков, вахтёрша меня этак взглядом смерила: «И чего, мол, такое из Москвы в Ленинград возят. » Козинцев мне потом говорил: «Если бы вы знали, какая у вас была отвратительная проба!» Но он поработал со мной, и роль (чудо, а не роль — женщина-одесситка, которая все потеряла в военных скитаниях, кроме оптимизма и душевности) удалась. Я в первый раз на съёмках поняла, как надо жить по режиссёрскому рисунку. «Простые люди» тогда на экран не вышли, картину выпустили лишь через несколько лет, и Козинцев её не любил. А мне эта работа дорога. »

После ухода режиссёра Марка Захарова в Театр Ленинского комсомола (Ленком), Татьяне Ивановне Пельтцер стало сложнее работать в театре — однажды на репетиции «Горе от ума» поссорилась с главным режиссёром театра Сатиры Валентином Плучеком и перешла на работу в Ленком в феврале 1977 года.

В последние годы жизни Татьяна Ивановна Пельтцер стала терять память. Она с трудом передвигалась, уже не могла запоминать текст, постоянно путала реплики. Но вся труппа, горячо любящая актрису, хотела, чтобы она играла.

В 1992 году после нервного перенапряжения Татьяна Ивановна вновь попала в больницу. Там она упала и сломала шейку бедра. Для 88-летнего человека исход был один. Поздним московским вечером 16 июля 1992 года Татьяна Ивановна Пельтцер ушла из жизни.

Похоронена актриса в Москве на Введенском (Немецком) кладбище рядом с могилой отца (участок № 28)».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *